Научная статья на тему 'Сущность и особенности развития региональной системы профессионального образования в пространстве'

Сущность и особенности развития региональной системы профессионального образования в пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА / КОНЦЕПЦИЯ "ИНДУСТРИЯ 4.0"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Елена Георгиевна

В статье выявлены сущность и особенности развития и пространственной организации региональной системы профессионального образования в зависимости от типа региона, обоснован комплексный теоретический подход к исследованию данной системы, определено её значение в формировании конкурентоспособности территории в условиях регионализации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN SPACE

In article the essence and features of development and the spatial organization of regional system of professional education depending on region type are revealed, integrated theoretical approach to a research of this system is reasonable, its value in formation of competitiveness of the territory in the conditions of regionalization of economy is defined

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности развития региональной системы профессионального образования в пространстве»

УДК 332.1+377

DOI 10.1555/2409-3203-2018-0-13-53-59

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

Ефимова Елена Георгиевна

старший преподаватель кафедры региональной, муниципальной экономики и управления ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург

Аннотация: В статье выявлены сущность и особенности развития и пространственной организации региональной системы профессионального образования в зависимости от типа региона, обоснован комплексный теоретический подход к исследованию данной системы, определено её значение в формировании конкурентоспособности территории в условиях регионализации экономики.

Ключевые слова: региональная система профессионального образования, экономика знаний, системный подход, социоэкономическая система региона, региональная специфика, концепция «индустрия 4.0».

ESSENCE AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN SPACE

Yefimova E.G.

senior teacher of department of regional, municipal economy and management Uralsky state economic university Russia, the city of Ekaterinburg

Summary: In article the essence and features of development and the spatial organization of regional system of professional education depending on region type are revealed, integrated theoretical approach to a research of this system is reasonable, its value in formation of competitiveness of the territory in the conditions of regionalization of economy is defined.

Keywords: regional system of professional education, economy of knowledge, system approach, socioeconomic system of the region, regional specifics, concept "industry 4.0".

Для качественного развития социально-экономических систем регионов в условиях глобализации, регионализации и индустриализации экономики важной основой являются региональные системы профессионального образования (РСПО), которые находятся под неоднозначным влиянием этих процессов. Причём, для регионов индустриального типа, особенностями которых является наличие моногородов (промышленность - это градообразующий фактор) и, соответственно, размещение промышленных предприятий, существенным фактором развития в новых условиях становится пространственная организация РПСО, функции которой диверсифицируются. Для изучения РПСО актуален комплексный оригинальный подход, включающий основные положения системного подхода, теорий пространственного развития, социоэкономики, а также концепции «индустрия 4.0».

Исследуя пространственную организацию РСПО с применением комплексного теоретического подхода, особо следует выделить теории социоэкономики. Данное направление находится в рамках новейшего научного вектора, раскрывающего очевидность происходящего в обществе разворота рассмотрения вопросов экономики с позиции не только сугубо экономического пространства, но и социального пространства. Так, наши современники Анимица Е.Г., Сухих В.А., Шабанова М.А., Этциони А. [1, 2, 3] выявляют в научных исследованиях, что современная человеческая деятельность тесно связана с понятиями «социального пространства» и «социального времени», кроме этого нуждается в измерении постоянно происходящей общественной динамики с целью познания глубинных процессов социального развития.

Наиболее существенным, значимым, исходя из цели данного исследования, в понимании региона на мезоуровне является его понимание в качестве хозяйственной системы в совокупности взаимосвязей и взаимозависимостей между её элементами. Комплексный теоретический подход позволяет исследовать РСПО как систему, чутко реагирующую на внешние и внутренние изменения. Сеталов Д.Г., например, пишет, что регион в качестве хозяйственной системы, является частью территории государства, «на которой развивается система связей и зависимостей между хозяйствующими субъектами и организациями» [4, с.10].

Исследователи Анимица Е.Г., Дворядкина Е.Б., Беликова О.А. определяют регион как сложную социоэкономическую систему, которая обладает воспроизводственным процессом. Сопоставление воспроизводственных характеристик региона позволяет видеть и понимать глубокую суть современных экономических процессов в пространстве региона (территории).

В региональном воспроизводственном процессе участвуют элементы таких подсистем как природно-ресурсной, экономической, социально-демографической и организационно-управленческой, и особо следует выделить материальные, человеческие, информационные ресурсы и т.д. Региональный воспроизводственный процесс следует рассматривать как результат сочетания отраслевого и территориального разделения труда, выражающийся в непрерывном возобновлении кругооборота экономических благ на качественно новом уровне. Воспроизводственный процесс в своей классической схеме -это стадии производства, обмена, потребления и распределения (перераспределения) в структуре региона. Эта классическая схема позволяет идентифицировать в структуре социоэкономической системы региональную систему профессионального образования (см. рисунок ниже) [5].

Учёные широко используют системный подход в региональных исследованиях. Ряд исследователей Анимица Е.Г., Пчелинцев О.С., Смирнов В.В., Шарыгин М.Д. [2,6,7,8] определяют регион как сложную функционирующую и развивающуюся хозяйственную систему, состоящую из определённых связей и зависимостей между хозяйствующими и обслуживающими их субъектами. Большинство исследователей выделяют наличие региональной специфики, и показывают, что регион следует рассматривать и как замкнутую систему, и как открытую систему.

Для регионов индустриального типа, особенностями которых является наличие моногородов (промышленность - градообразующий фактор) и, соответственно, размещение промышленных предприятий [5], существенным фактором развития становится пространственная организация РПСО, функции которой диверсифицируются. Региональное индустриальное пространство имеет новые технологические тенденции (роботизации промышленности, дигитализации и т.п.), обладает потенциалом для развития в системе цифровой экономики [9]. Адаптация положений концепции «индустрии 4.0» для изучения РСПО представляется следующей:

1) регион рассматривается как индустриальное пространство с формирующимися новыми технологическими тенденциями;

2) индустриальный тип региона как вектор развития РСПО;

3) способность индустриального региона обеспечивать экономический рост и конкурентоспособность экономики, в т.ч. за счет подготовки кадров для цифровизации.

Рисунок - Формирование структуры современной региональной системы профессионального образования индустриального региона [5, с.37]

Система образования в изменяющейся внешней среде должна не только следовать за инновациями, но и опережать их, потому как формирование востребованных инновационных компетенций специалистов в основном происходит в образовательной среде, являющейся их главным поставщиком в сферу экономических отношений.

Выстраивая комплексный теоретический подход к исследованию РСПО, мы обосновываем концептуальное положение о том, что такая система необходима, прежде всего, для формирования и непрерывного кадрового сопровождения процессов развития региональной социоэкономической системы.

Неотъемлемой частью социоэкономики является накопленный обществом человеческий капитал, в теории которого в условиях усиливающейся конкуренции изменилось отношение к человеку как к основной производительной силе общества. По признанию многих исследователей человек в складывающейся новой постэкономической системе является центральным звеном, аккумулирующим и использующим знания. Например, П. Друкер определяет новую экономику как «экономику знаний», а всё общество - как «общество знаний» [10].

В условиях постиндустриальной экономики возникает тенденция накопления специальных знаний, способностей, мотиваций, определяемых исследователями как «специфический» человеческий капитал, а регион выступает как начальная социоэкономическая среда формирования и развития человеческого капитала.

Экономика знаний и высоких технологий считается новым сектором национальной экономики России, без которого развитие инновационной экономики невозможно. Накопленный в России человеческий капитал является её конкурентным преимуществом -говорится в Стратегии инновационного развития России 20207.

В региональных исследованиях ведущих учёных не вызывает сомнения то, что в России в условиях рыночным форм хозяйствования, при внедрении концепции индустрии 4.0, особое значение приобретает адаптация и воспроизводственная целостность региональных социоэкономических систем находятся во взаимосвязи с реформированием и развитием образовательной системы. Отметим следующее положение, выделенное академиком Новиковым А.М.: «в постиндустриальном обществе главным ресурсом и подлинным капиталом становятся интеллектуальные знания - образованность субъекта» [11, с. 410.].

Система высшего профессионального образования в регионе по праву занимает одно из ведущих мест и влияет на состояние и развитие экономики в новых условиях, но, с другой стороны, система профессионального образования реагирует на воздействия внешней среды (социально-экономические изменения) и, в свою очередь, оказывает ответное (обратное) влияние на внешнюю среду.

Как отмечает Тонжеракова А.А., изначально понятие РСПО возникло «в связи с исследованиями профессионального образования как части системы образования и несколько позже его стали исследовать для обозначения подсистемы экономики региона, отвечающей за рост эффективности человеческого капитала конкретной территории» [12, с. 13]. В настоящее время РСПО «стала неотъемлемым элементом изучения территориальных социально-экономических систем», а современное социально-экономическое развитие региона требует соответствующего развития региональной системы профессионального образования.

Точку зрения комплексного характера интеграции профессионального образования Лищиной Г.Н. разделяет Землянский В.В., приводит следующее понятие РСПО -«совокупность учреждений профессионального образования; органов управления образованием, государственной и муниципальной власти, определяющих образовательную политику в регионе; научных институтов, средств массовой коммуникации и общественных организаций, ориентированных на профессиональное образование; предприятий, организаций и бизнес-структур, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных специалистов, конкурентноспособных и мобильных на рынке труда» [13; 14, с.24].

Сеталов Д.Г. в исследовании регионального рынка услуг высшего профессионального образования определяет региональную систему профессионального образования «как функционально-взаимосвязанную совокупность взаимодействующих субъектов, участвующих в отношениях по поводу производства, распределения и потребления услуг высшего профессионального образования в регионе» [4, с.9]. Автор выделяет субъектный состав системы профессионального образования:

1) вузы (государственные и муниципальные, негосударственные коммерческие, а также их филиалы и представительства);

2) домашние хозяйства (семьи, индивидуальные потребители);

7 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. с.5

56

3) фирмы (предприятия, организации различных форм собственности);

4) государство (региональные законодательные и исполнительные органы власти, муниципальные органы власти).

Каждый из выделенных им субъектов, соответственно, выполняет присущие ему специфические функции в рамках РСПО и «при этом может выступать в различных качествах (ролях)» [4, с. 10].

Мухаметзянова Г.В. и Шайдуллина А.Р., при исследовании общих проблем профессионального образования, определяют значимость и весомость регионального образовательного пространства, определяя его как «совокупность научных, образовательных, культурных и просветительских, экономических институтов (государственных и негосударственных, официальных и неофициальных); средств массовой коммуникации, ориентированных на образование; общественности, вовлеченной в решение проблем образования; социально-психологических стереотипов, регламентирующих поведение людей по отношению к образованию» [15, с.10].

Авторы, исследуя образовательную сферу региона, определяют важность и её особое значение с точки зрения кластеризации данной системы, считая эту новую современную форму территориальной организации наиболее эффективной в условиях регионализации. Они приходят к выводу, что «функционирование кластеров - объединений производственных компаний, научно-исследовательских и образовательных учреждений, поставщиков оборудования и услуг, географически расположенных в непосредственной близости друг от друга и работающих с целью получения конкурентных преимуществ, создание наукоёмкой и высокотехнологичной продукции» является одним из перспективных экономических направлений развития территории (региона). Создание подобных кластеров авторы считают характерным для региональных систем профессионального образования (например, в Татарстане).

Дмитриев Н.А. и Константинова Л.А., определяя важность создания регионального образовательного пространства, выделяют формирование единой образовательной политики в рамах региона [16, с.65]. Мы соглашаемся с исследователями, что эффективность системы образования России находится в прямой зависимости от эффективности компонентов, составляющих её, одним из значимых компонентов которой является РСПО. Система профессионального образования в регионе требует разработки и внедрения современных образовательных стратегий для успешного функционирования и развития, как самих систем профобразования, так и функционирования в целом региональной социоэкономической системы. В частности, Дмитриев Н.А. и Константинова Л.А. отмечают: «Сегодня каждый регион должен иметь собственную образовательную стратегию и программу развития региональной системы образования, соответствующие социально-экономическим, географическим, национально-культурным и другим особенностям» [16, с.67]. Что ещё раз указывает на особенности условий формирования региональных систем профессионального образования в сложившейся социоэкономической системе региона.

Дмитриев Н.А., исследуя функционирование региональной системы образования на современном этапе, определяет приоритетные направления её преобразования, которые являются ориентирами при обеспечении «профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся в сфере производства» [16, с.53]. Автор пишет, что «система профессионального образования до сих пор является одним из важнейших факторов развития экономики и социальной сферы», и в связи с тем, что «прежняя система профессиональной подготовки кадров устарела» как и «программы профессионального образования», поэтому и требуется их модернизация [17, с.257].

Мы согласны с мнением исследователей, что состояние РСПО требует серьёзной модернизации в силу большого числа образовавшихся в данной сфере проблем. Усиление

мировых процессов регионализации и глобализации обусловили формирование РСПО как важнейшей социоэкономической подсистемы региона. Эти направления современной мировой экономики на разных её уровнях подчёркивают привязанность учреждений системы профессионального образования к определённой территории, необходимость соответствия их образовательных программ потребностям общества, учёта специфики экономики региона, а также децентрализации функций управления данной системой и ориентацию на комплексное развитие регионов.

В формировании РСПО можно выделить общие и региональные тенденции их развития. В условиях индустриального региона, как, например, Свердловская область, существует много особенностей: широкое распространение добывающих производств, наличие большого количества моногородов, значительные объёмы выпуска продукции военно-промышленного комплекса, специфика квалификации рабочих в рамках региональной индустриализации и т.п. Поэтому сложившаяся система профессионального образования имеет высокую степень важности и значимости для стратегического развития региона в условиях регионализации, необходимость внедрения концепции «индустрия 4.0» как основы для развития конкурентоспособности индустриального региона. Таким образом, в пространстве территории профессиональные образовательные организации и индустриальный тип региона взаимоувязаны и взаимообусловлены.

Список литературы:

1. Анимица Е.Г. Пространственно-временная парадигма в социоэкономике: региональный аспект: монография / Е.Г. Анимица, В.А. Сухих; Перм. ун -т. - Пермь, 2007. - 140 с.: ил.

2. Шабанова М.А. Социоэкономика: от парадигмы к новой науке / М.А. Шабанова // Общественные науки и современность. - 2006. - №1.

3. Etzioni, A. Toward a new socio-economic paradigm / A. Etzioni // Socio-Economic Review. 2003. N1. P. 105-118.

4. Сеталов Д.Г. Региональный рынок услуг высшего профессионального образования как система. Экономика образования. № 2, 2007.

5. Дворядкина Е.Б. Региональная социально-экономическая система и бюджет: монография / Дворядкина Е.Б., Беликова О.А. - Екатеринбург: Изд-во УрГАУ, 2014. - 216 с.

6. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.,

2004.

7. Смирнов В.В. Повышение эффективности социально-экономического развития региона: методология, оценка, эффективность // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 5.

8. Шарыгин М.Д. Основы региональной политики. Пермь, 2006.

9. Силин ЯП., Анимица Е.Г., Новикова Н.В. Региональные аспекты новой индустриализации // Экономика региона. - 2017. - Т. 13, вып. 3. - С. 684-696.

10. Drucker P.F. Post-Capitalist Society. - Oxford: Butterworth Heinemann, 1993.

11. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 410 с.

12. Тонжеракова А.Р. Формирование программы развития региональной системы профессионального образования как инструмента реализации социально-экономической стратегии. Дисс. на соискание учёной степени кандидата нук. Спец. 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика). Барнаул. 2014 г.

13. Лищина Г.Н. Региональная система развития профессионального образования на основе интегративности: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Лищина Галина Николаевна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. - Москва, 2013. - 390 с.: ил.

14. Землянский В.В. Комплексная интеграция в региональной системе профессионального образования // Проблемы современного образования. 2011. № 3. C. 2326.

15. Мухаметзянова Г.В., Шайдуллина А.Р. Кластеризация региональной системы непрерывного профессионального образования. Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/2. 2008. С. 14-18.

16. Дмитриев Н.А., Константинова Л.А. Региональная система образования и управление ее развитием на основе программно-целевой модели // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. №4-2. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.02.2018).

17. Дмитриев Н.А. Система профессионального образования региона на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. -№ 4-1. - С. 53-56; URL: https://expeducation.ru/ru/article (дата обращения: 21.10.2017).

УДК 336

DOI 10.1555/2409-3203-2018-0-59-60

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Слепцов Вадим Викторович

старший преподаватель кафедры экономики и управления АПК ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Аннотация: в статье автором рассматриваются направления со стороны налогоплательщика направленных на минимизацию налоговых платежей по средствам налоговой оптимизации.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налогоплательщики, налоговая проверка, налоговая политика.

OPTIMIZATION OF TAXATION

Sleptsov Vadim Viktorovich

Senior Lecturer of the Department of Economics and Management of the AIC Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk

Abstract: in the article the authors consider the directions on the part of the taxpayer aimed at minimizing tax payments by means of tax optimization.

Keywords: taxes, taxation, taxpayers, tax audit, tax policy.

Если спросить налогового инспектора, законно ли понятие оптимизация налогообложения, то в 100 % случаев он ответит, что нет.

Однако, Конституционный Суд РФ еще в 2003 году признал право субъектов предпринимательской деятельности использовать законные механизмы снижения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.