Научная статья на тему 'Методологические основы структурного анализа региональной системы профессионального образования'

Методологические основы структурного анализа региональной системы профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION / SYSTEM APPROACH / STRUCTURE OF VOCATIONAL EDUCATION / REGIONALIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адарина Раиса Таановна, Тонжеракова Алтынай Андреевна

В статье использован системный подход при определении сущности профессионального образования в регионе, дано определение его регионализации, выявлена причина этого явления, предложен метод структурного анализа региональной системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адарина Раиса Таановна, Тонжеракова Алтынай Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF THE STRUCTURAL ANALYSIS OF THE REGIONAL VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

The authors apply the system approach to describe the vocational education in the region. The article defines the regionalization of the vocational education and considers the reason of the phenomenon. The structural analysis method is suggested for the regional vocational education system assessment.

Текст научной работы на тему «Методологические основы структурного анализа региональной системы профессионального образования»

УДК 332.1; 338 : 37 Адарина Раиса Таановна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики

Горно-Алтайского государственного университета dom-hors@mail.ru

Тонжеракова Алтынай Андреевна dom-hors@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Adarina Raisa Taanovna

PhD in Economics, Assistant Professor of the Economic Theory and National Economy Department, Gorno-Altaisk State University dom-hors@mail.ru

Tonzherakova Altynay Andreevna

dom-hors@mail.ru

METHODOLOGICAL BASES OF THE STRUCTURAL ANALYSIS OF THE REGIONAL VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

Аннотация:

В статье использован системный подход при определении сущности профессионального образования в регионе, дано определение его регионализации, выявлена причина этого явления, предложен метод структурного анализа региональной системы профессионального образования.

Ключевые слова:

региональная система профессионального образования, системный подход, структура профессионального образования, регионализация профессионального образования.

Summary:

The authors apply the system approach to describe the vocational education in the region. The article defines the regionalization of the vocational education and considers the reason of the phenomenon. The structural analysis method is suggested for the regional vocational education system assessment.

Keywords:

regional system of vocational education, system approach, structure of vocational education, regionalization of vocational education.

Понятие региональной системы профессионального образования возникло вначале в связи с исследованиями профессионального образования как части системы образования и, затем, как подсистемы экономики региона, отвечающей за развитие человеческого капитала конкретной территории. Выделившись из отраслевого предмета исследования, региональная система профессионального образования стала неотъемлемым структурным элементом изучения территориальных социально-экономических систем. Этому способствовали неизбежные процессы регионализации профессионального образования, наблюдающиеся в России за последнее двадцатилетие.

В связи с этим, понимание региональной системы профессионального образования невозможно без использования системного подхода. Действительно, профессиональное образование на уровне региона развивается как целостная система с присущими ей чертами. Наличие цели функционирования системы детерминирует связи и отношения между элементами системы, что обуславливает возникновение структуры системы, ее организацию. Этот процесс сопровождается распределением функций между отдельными структурными элементами и выделением специфических частей, отвечающих за управление и составляющих его подсистему [1, с. 12]. Организация сложных систем характеризуется наличием иерархии в структуре, а сама исходная система может быть частью более общей концепции [2, с. 19-29]. Системообразующим фактором профессионального образования является его цель, которая, по нашему мнению, может быть сформулирована следующим образом: развитие человеческого капитала на основе подготовки кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворении личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии, углублении и расширении образования.

Для достижения цели система профессионального образования имеет три составляющие: профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение, а также законодательно зафиксированные уровни: среднее профессиональное и высшее профессиональное образование (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации).

По выводам Ю.А. Конаржевского, целостность системы кроется во взаимодействии ее элементов, в уровне их скоординированности. Целостность выражается в относительной самостоятельности системы, в своеобразии ее строения и функций и в индивидуальном пути развития. Целостность системы проявляется в установленном составе, структуре, целесообразности, наличии субординации между элементами системы, иерархичности элементов, их упорядоченности, присутствии связей системы с внешней средой [3, с. 5].

Как целостная система профессиональное образование имеет системные свойства:

- наличие ступеней профессионального образования, взаимосвязанных на основании преемственности целей, содержания и процесса каждой ступени;

- функциональная преемственность ступеней профессионального образования;

- личная и общественная обусловленность продолжительности, состава и степени непрерывности профессионального образования;

- относительная непрерывность всей системы профессионального образования [4].

Профессиональное образование имеет возможность развиваться в соответствии с постулатами системного и синергетического подходов.

В рамках системного подхода можно определить, что изменение цели - это первопричина изменения самой системы профессионального образования. Основным отличием современной цели системы профессионального образования от декларируемой ранее является то, что подготовка кадров осуществляется не только по всем основным направлениям общественнополезной деятельности и ориентирована на удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования, но и то, что она осуществляется в соответствии с потребностями общества и государства.

Система профессионального образования развивается относительно всего комплекса целей: государственного заказчика на федеральном и региональном уровнях, задач развития муниципального уровня и личных целей человека, получающего профессию. Развитие системы - это результат качественных изменений ее отдельных элементов и связей между ними, движущими силами которых являются накапливающиеся в ней и обостряющиеся противоречия. Примером такого развития системы стало выделение нового элемента профессионального образования -профессионального обучения, обеспечивающего возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).

Синергетический подход является методологией развития взаимодействия систем. В основе развития системы профессионального образования находится согласованное развитие его подсистем. Развитие - это свойство самоорганизующейся системы, которое не может быть навязано извне, к примеру, нормативно-правовыми актами, это результат кооперативного воздействия внутренних и внешних действий субъектов. Внутренние факторы - это объективно возникающие противоречия, движущие силы развития системы профессионального образования. Внешние факторы - это согласованные действия органов управления образованием, учебных образовательных процессов, ученых. При этом развитие системы профессионального образования можно символично представить как результат действия векторной суммы всех внешних и внутренних факторов. Только когда действие всех факторов направляет систему в одну сторону, - только тогда она примет соответствующее направление развития [5]. Сегодня уже не обсуждается тезис о том, что профессиональное образование является, в свою очередь, подсистемой, причем одной из важнейших в системе национальной и региональной экономики, обеспечивающих «производство» главного стратегического ресурса нации - человеческого капитала. Профессиональная подготовка, помимо системы общественно-значимых личностных качеств, предполагает наличие определенных профессиональных квалификаций и компетенций. Другими словами, используя терминологию управления процессами, государство, обеспечивая собственную жизнедеятельность, организует ключевой процесс - функционирование экономики. Оно участвует в организации «вспомогательного» процесса - образование граждан -и определяет «владельца», наделяя его соответствующими ресурсами. В рамках государственного регулирования экономики «владельцем» указанного процесса является совокупность организационных структур во главе с органом управления системы образования. При этом требования к выходу процесса должны быть известны до начала его реализации и формулироваться заказчиками. В частности, требования к уровню человеческого капитала со стороны экономической системы в целом.

Поскольку речь идет о регионализации системы профессионального образования, она, по сути, является итогом своеобразного компромисса между региональными потребностями в кадровых ресурсах - с одной стороны, возможностями региональной системой профессионального образования - с другой, образовательными интересами индивидов и хозяйствующих субъектов, и способами их реализации - с третьей. В совокупности все эти факторы создают возможность

значительного повышения результативности профессионального образования за счет дальнейшего усиления региональной ориентации его деятельности на основе более полного использования накопленного социально-экономического потенциала территории.

Особенность региональной системы профессионального образования заключается в том, что она является открытой целеустремленной системой, которой присущи не только процессы равноценного обмена с внешней средой, в данном случае с экономикой региона, но и процессы развития, организующие и упорядочивающие эту среду обитания, «вовлекающие» ее в совместную эволюцию (коэволюцию) [6].

Региональная система профессионального образования функционирует как результат саморазвития и действует в соответствующей правовой среде (на основе и в рамках нормативно-правовых актов и других ограничений, налагаемых федеральными и региональными органами власти) с учетом складывающихся социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей, приоритетов и перспектив (личности, региона, страны в целом), ориентированных на открытость региональной системы профессионального образования и ее вовлеченность в процесс развития региона [7, с. 12].

Важнейшими факторами, определяющими развитие региональной системы профессионального образования, с одной стороны, являются новые социально-экономические запросы общества, тенденции и перспективы развития национальной и региональной экономики, технологическое обновление производства, а с другой стороны - профессиональные и социокультурные образовательные потребности личности [8]. Система профессионального образования во многом направлена на решение экономических и социально-культурных задач развития конкретных регионов. А значит, в соответствии с региональными социально-экономическими условиями необходима конкретизация «заказа» в соответствии с требованиями региона и постановкой целей функционирования региональной системы профессионального образования.

Привязанность профессиональных образовательных организаций к отдельной территории обусловлена функциональной, территориальной, организационной приближенностью системы профессионального образования к потребителям услуг, предоставляемых региональными образовательными организациями, востребованностью данного вида образования со стороны местного населения и хозяйствующих субъектов [9].

Следовательно, регионализация системы профессионального образования предполагает последовательную ориентацию деятельности профессиональных образовательных организаций на комплексное социально-экономическое развитие региона, на местные рынки труда и запросы населения в сфере получения образовательных услуг, а также трансформацию структуры государственного управления, связанного с переходом от отраслевого к совместному федеральному и региональному управлению с участием соответствующих государственных структур [10].

Таким образом, институционально региональная система профессионального образования представляет собой совокупность профессиональных образовательных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; консультативных, совещательных и иных органов; организаций, обеспечивающих профессиональной деятельностью, оценкой качества профессионального образования; объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных организаций, действующих в сфере профессионального образования.

Под регионализацией профессионального образования необходимо понимать не только его децентрализацию, но, прежде всего, придание системе профессионального образования большей территориальной зависимости, а также необходимости для региона создания и использования собственных моделей, проектов и программ развития, другими словами, - разработки региональной политики в сфере профессионального образования.

Мы убедились, что региональная система профессионального образования - это сложная целостная система, имеющая признаки отрасли экономики и региональной экономической подсистемы. Сложность ее определяется наличием различных структур, выявленное многообразие которых представлено на схеме ниже (рисунок 1).

Как и в любой системе, в региональной системе профессионального образования различные структуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как было подчеркнуто выше, системообразующими элементами являются: целеполагание, механизмы координации и организации элементов структуры, взаимосвязь с внешней средой, а также функции ресурсного обеспечения развития. Именно они задают параметры институциональной структуры, программного содержательного наполнения самой профессиональной подготовки кадров, наличие различных уровней образования и их преемственность.

По нашему мнению, анализ региональной системы профессионального образования необходимо проводить с позиции именно исследования сложившихся структур, их сбалансированности, наличия несоответствий различных структур между собой и противоречий в развитии.

т

Региональная система профессионального образования (РСПО)

т

Функциональная

структура

Целелолагание

Ресурсное

обеспечение

Взаимодействие с внешней средой

Организация

координация

элементов

системы

Институциональная

структура

Органы управления РСПО

Образовательные и научные

учреждения и

организации_________

Объединения юридических лиц и общественные объединения________

Инфраструктура рынка труда

Структура в соответствии с программным содержанием

Профессиональное образование_______

Дополнительное

профессиональное

образование

Профессиональное

обучение

Структура

уровням

образования

по

Среднее

профессиональное

Высшее

профессиональное:

-бакалавриат:

-специалитет;

-магистратура:

-подготовка

кадров высшей

квалификации

Потребность в формировании человеческого капитала со стороны

национальной экономики, как высшей по отношению к экономике региона 8 иерархической структуре экономических систем экономики региона хозяйствующих субъектов региональной экономики, как институциональных единиц, с одной стороны, определяющих развитие экономики региона и. с другой стороны, зависящих от уровня ее развития индивидов. субъекта представляющего собой носителя человеческого капитала экономики региона, чей уровень благосостояния является конечной целью развития экономики региона

| Основание формирования региональной системы профессионального образования

Рисунок 1 - Структуры региональной система профессионального образования

Именно такой подход в исследовании состояния региональной системы профессионального образования, на наш взгляд, необходимо использовать для выявления проблем формирования и развития и разработки эффективных мер для управления.

Таким образом, наличие различных структур позволяет нам выделить основные признаки региональной системы профессионального образования:

- удовлетворение образовательных потребностей территориальной социальноэкономической системы и ее экономических субъектов с учетом региональных условий и факторов;

- целеполагание развития с учетом стратегии и приоритетов развития экономики региона;

- зависимость ресурсного обеспечения деятельности образовательных учреждений от региональных условий;

- наличие субъекта управления региональной системой профессионального образования, координирующего деятельность образовательных учреждений профессиональной подготовки и являющегося центром регионального образовательного производства;

- формирование специфических стратегий/условий с учетом региональных особенностей институциональной структуры и структуры по содержанию образовательных программ и уровням образования.

Благодаря регионализации профессионального образования помимо общих тенденций развития, среди которых исследователи выделяют: диверсификацию, интеграцию, индивидуализацию, развитие опережающего и непрерывного образования, развитие принципов цикличности и многоступенчатости, - следует подчеркнуть специфические тенденции, определяемые развитием самого региона, а именно накопленным потенциалом региональной экономической системы, специализацией регионального хозяйства, факторами естественно-географического характера и прочее. Для того чтобы каким-нибудь образом обобщить специфические тенденции, следует использовать прием типизации регионов. Так, например, по мнению И.Г. Голыше-ва, необходимо выстроить общую классификацию регионов: «столичный» регион, «провинциально-столичный» регион, «провинциальный» регион [11].

«Столичный» регион - это территория с высоким коэффициентом социальноэкономического развития, характеризующаяся большой текучестью кадров, большим количеством незанятых вакансий на рынке труда и значительным числом элитных в общегосударственном масштабе высших учебных заведений. Характерной особенностью системы профессионального образования такого типа региона является то, что местная система профессионального образования в принципе не способна удовлетворить потребности соответствующего рынка труда в силу его высокой динамики и опережающего развития. Такой регион активно привлекает кадры с территорий других типов и отличается высокой стихийностью взаимодействия региональных рынков труда и образовательных услуг, а также высокой степенью инновационной активности.

«Провинциально-столичный» регион обладает крупным социально-экономическим потенциалом и высокими темпами развития. Ярко выраженная экономическая специализация не препятствует комплексной динамике региона в целом. Региональная система профессионального образования такого типа региона способна полностью удовлетворить спрос на региональном рынке труда. Регион может обмениваться кадрами и образовательными услугами с регионами других типов. Инновационная активность стабильна и представлена широким спектром направлений, однако темпы ее развития не всегда высоки. В качестве специфических тенденций развития региональной системы профессионального образования можно определить следующие:

- кластеризация профессиональной школы;

- системное ресурсное обеспечение инноваций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- интеграция учреждений профессиональной школы.

«Провинциальный» регион - область с пониженным производственным потенциалом, имеющая одну-две доминирующие отрасли при проблемном развитии остальных. Региональная система профессионального образования данного типа региона (особенно высшего) производит избыточное по отношению к потребностям регионального рынка труда количество выпускников, соответственно такой регион редко принимает, - обычно отдает кадры в регионы двух первых типов. Инновационная активность локализована в единичных направлениях, что в ряде случаев обеспечивает высокие темпы ее развития.

В условиях ограниченности ресурсов «провинциальные» регионы не могут себе позволить широкую модернизацию профессиональной школы, однако вполне способны сосредоточиться на решении отдельных задач развития, распределяя имеющиеся средства на достижение конкретных целей, на которое расчленена решаемая проблема, причем достижение каждой цели имеет измеримые показатели (индикаторы).

Регион становится субъектом планирования и программирования своего развития, а региональная система профессионального образования призвана консолидировать созидательные силы региона, сконцентрировать научно-образовательный потенциал, оптимально использовать финансово-экономические, материально-технические, кадровые ресурсы для своего развития.

Региональная система профессионального образования с позиции выработки стратегии развития региона рассматривается и как объект стратегического управления и планирования, и как ограничение на возможности развития региона, и как основной источник регионального устойчивого развития. Подобное понимание подразумевает отказ от рассмотрения системы профессионального образования как некой отдельной обособленной отрасли и отражает актуализацию регионального уровня управления системой профессионального образования.

Распространение процессов государственного регулирования на региональные уровни власти способствует формированию нового подхода к планированию развития региональной системы профессионального образования как элементу социально-экономической системы «регион» и расширению возможностей выбора направлений ее развития, соотнесенных с перспективой развития.

Ссылки:

1. Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-организационный подход. Томск, 1999. 160 с.

2. Полуянов В.Б. Концептуальные основы маркетингового взаимодействия субъектов региональной системы профессионального образования // Образование и наука. 2005. № 3 (35). С. 19-29.

3. Конаржевский Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия: учеб. пособие по спецкурсу. Челябинск, 1980. 93 с.

4. Качаровский В.А. Непрерывное профессиональное образование как развивающаяся система // Вестник ЮУрГУ. 2005. № 15. С. 132-137.

5. Там же.

6. Землянский В.В. Комплексная интеграция в региональной системе профессионального образования // Проблемы современного образования. 2011. № 3. С. 23-26.

7. Лапушинская Г.К. Формирование системы планирования развития территориального комплекса профессионального образования в условиях рыночной трансформации социальной сферы: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2004. С. 38.

8. Землянский В.В. Указ. соч.

9. Васина Е.В. Взаимодействие региональной системы профессионального образования и рынка труда // Вестник Чувашского университета. 2010. № 2. С. 312-315.

10. Петрова М.А. О ходе реструктуризации региональных систем профессионального образования при построении национальной системы квалификации // Вестник ТГПУ. 2011. № 2 (104). С. 132-137.

11. Голышев И.Г. Принципы и тенденции инновационного преобразования региональных систем профессионального образования // Педагогика и психология профессионального образования. 2010. № 5-6. С. 47-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.