УДК 371 Озина Альбина Михайловна
доктор экономических наук,
профессор кафедры экономической теории
Нижегородского института управления
филиала Российской академии
народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Сокольник Инесса Владимировна
старший преподаватель кафедры экономического анализа и аудита Арзамасского филиала Российского университета кооперации [email protected]
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕГИОНА
Ozina Albina Mikhaylovna
D.Phil. in Economics, Professor of the Economic Theory Department, Nizhniy Novgorod Institute of Management, branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration [email protected]
Sokolnik Inessa Vladimirovna
Senior Lecturer of the Economic Analysis and Audit Department, Arzamas branch of the Russian University of Cooperation [email protected]
INSTITUTIONAL MARKET REGULATION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION SERVICES ON THE REGIONAL LEVEL
Аннотация:
В статье подчеркивается, что высшая школа региона пока слабо адаптирована к рыночной экономике, отставая по содержанию и темпам роста от потребностей регионального рынка труда. Авторами предлагается организационный механизм согласования потребностей регионального рынка труда в специалистах и предложения рынка услуг высшего профессионального образования, центральным звеном которого являются маркетинговый центр и Совет развития квалификаций.
Ключевые слова:
услуги высшего профессионального образования, регион, Совет развития квалификаций.
Summary:
The article emphasizes that the higher school is still poorly adapted to the market economy, its content and growth rates are lagging behind requirements of the regional labour market. The authors suggest organizational mechanism of reconciliation between the regional labour market needs in specialists and supply of the higher professional education market, the central link of which is the Marketing center and the Council of qualification development.
Keywords:
higher professional education services, region, Council of qualification development.
Основной целью модернизации региональных систем высшего профессионального образования является формирование соответствующего организационно-экономического механизма, который обеспечивал бы, с одной стороны, максимально возможную сбалансированность результатов обучения и требований потребителей услуг высшего профессионального образования, а с другой - эффективное развитие высших учебных заведений.
Подчеркнем, что роль системы высшего профессионального образования как базы для подготовки и переподготовки специалистов для инновационной экономики и соответственно как основы формирования предложения на рынке профессиональных образовательных услуг становится особенно значимой. Однако, как показывает практика, высшая школа региона пока слабо адаптирована к рыночной экономике, отставая по содержанию и темпам роста от потребностей регионального рынка труда. Данное обстоятельство обусловливает углубление имеющегося противоречия между рыночной потребностью в специалистах нового типа и несоответствием профессионально-квалификационной структуры выпускников вузов требованиям современно производства.
Очевидно, что для устранения существующего противоречия должны активно взаимодействовать две равноправные стороны - работодатели, в первую очередь, бизнес-сообщество и высшая школа. Их взаимодействие должно регламентироваться законодательно, то есть на региональном уровне должны быть выработаны адекватные времени нормы и институты сотрудничества бизнеса и вузов.
В числе общих форм взаимодействия между работодателями и вузами можно назвать: восстановление опыта прохождения практик на предприятиях; размещение в вузах заявок предприятий на подготовку специалистов определенного профиля; организация стажировок на
предприятиях; участие представителей бизнес-сообщества в корректировке учебных планов и программ учебных курсов; проведение в вузах мастер-классов представителями бизнеса; участие в ярмарках вакансий и др.
Однако, как показывает практика, в реальной действительности имеют место барьеры, сдерживающие взаимодействие вузов и работодателей. В частности, до настоящего времени не актуализирован взаимный интерес сторон к налаживанию процесса взаимодействия, то есть рынок услуг высшего профессионального образования и рынок труда на региональном уровне слабо коррелируют друг с другом. В числе других причин можно выделить неразработанность нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс взаимодействия и гарантирующей защиту инвестиций работодателей в подготовку нужных специалистов.
Мы считаем, что в идеале должна быть реализована следующая схема согласования потребностей рынка труда и предложения услуг высшего профессионального образования (рисунок 1).
Рынок Прогноз потребностей Возможности Рынок
труда в специалистах системы ВПО услуг ВПО
Механизм согласования спроса и предложения
Рисунок 1 - Логическая схема согласования потребностей рынка труда и предложения услуг высшего профессионального образования
Однако для реализации данной схемы должны быть решены две практические задачи: во-первых, разработка системы прогнозирования потребностей региональной экономики в специалистах нового типа, во-вторых, формирование структуры и определение функций и содержания деятельности механизма согласования спроса и предложения на рынке услуг высшего профессионального образования.
Для анализа регионального рынка услуг высшего профессионального образования необходима информация из различных министерств и ведомств, например, областного Министерства образования, Центра занятости, кадровых агентств и т.д. Общим координирующим центром, аккумулирующим информацию из разных источников, может стать региональный маркетинговый центр. Заметим, что идея создания в регионе маркетингового центра по кадровому обеспечению в 2008 г. была предложена О.Н. Вихаревой. По ее мнению, маркетинговый центр «должен быть встроен в структуру регионального профессионально-образовательного комплекса» [1, с. 120]. Оценивая предложение о создании в регионе такой структуры, мы, однако, считаем, что маркетинговый центр не должен являться элементом образовательного комплекса, поскольку встроенный в его структуру, он по определению не может стать центром согласования спроса и предложения на рынке услуг высшего профессионального образования.
Мы считаем, что для усиления ориентированности высшей школы на конкретные текущие и особенно перспективные потребности региональных экономических структур в кадрах специалистов и, следовательно, обеспечения согласованности спроса и предложения на рынке услуг высшего профессионального образования, актуализации взаимодействия между хозяйствующими субъектами различных форм собственности и разной отраслевой принадлежности (работодателями), отраслевыми органами управления региональной экономикой, органами управления системой высшего профессионального образования в единой системе с маркетинговым центром должен функционировать Совет развития квалификаций. Тогда маркетинговый центр в системе с Советом развития квалификаций будут представлять собой центральное звено организационного механизма согласования потребностей регионального рынка труда в специалистах и предложения рынка услуг высшего профессионального образования. Структурно данный механизм представлен тремя блоками (рисунок 2).
В рамках первого блока формируется спрос на услуги высшего профессионального образования в профессиональном и отраслевом разрезе.
В рамках второго блока формируется информация о потенциале системы высшего профессионального образования, фактическом положении на рынке профессиональных образовательных услуг в профессионально-квалифицированном разрезе.
Рисунок 2 - Структурная модель организационного механизма согласования потребностей регионального рынка труда в специалистах и предложения рынка услуг
высшего профессионального образования
Центральным звеном организационного механизма регулирования рынка услуг высшего профессионального образования является третий блок, в рамках которого и осуществляется непосредственное согласование текущих и перспективных потребностей рынка труда в специалистах в квалифицированно-отраслевом разрезе и возможностей рынка профессиональных образовательных услуг. Особая роль в данном случае принадлежит вновь созданному региональному Совету развития квалификаций, который, по нашему мнению, должен иметь полномочия выходить с инициативой о реформировании системы высшего профессионального образования региона.
С учетом изложенного можно обозначить совместную сферу деятельности регионального Совета развития квалификаций и маркетингового центра:
- обобщение информации о состоянии регионального рынка труда в отраслевом разрезе;
- анализ, мониторинг состояния регионального рынка труда по отраслям и видам экономической деятельности;
- разработка прогноза потребностей в специалистах в профессионально-квалифицированном разрезе в соответствии со Стратегией социально-экономического развития региона;
- содействие в обеспечении работодателей специалистами, соответствующими требованиям модернизируемой экономики;
- повышение активности бизнес-сообщества в формировании регионального заказа на подготовку специалистов и размещение заказа в вузах региона;
- информированность населения о потребностях региональных экономических структур в кадрах специалистов в отраслевом разрезе;
- определение потенциального объема регионального рынка услуг высшего профессионального образования;
- разработка прогноза потенциального объема регионального рынка услуг высшего профессионального образования;
- мониторинг качества услуг в учреждениях высшего профессионального образования;
- мониторинг качества услуг высшего профессионального образования, проявляющееся на региональном рынке труда;
- выработка предложений по формированию Национальной системы квалификаций с позиции рационального кадрового обеспечения региональной экономики.
Последнее положение в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку российская система высшего профессионального образования должна быть ориентирована на интеграцию в мировое образовательное пространство. Опыт развития стран (Великобритании, Испании, Франции, Германии и др.) свидетельствует об активной деятельности, направленной
на обеспечение взаимного признания документов о высшем профессиональном образовании в рамках Болонского процесса [2, с. 64-67].
Ключевое значение в этом процессе придается формированию национальной системы квалификаций, которая представляет собой совокупность механизмов институционального регулирования спроса на квалифицированных работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования. В данном контексте квалификация рассматривается как официально признанное и подтвержденное (в виде диплома, сертификата) наличие компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовых функций [3].
Таким образом, основой формирования национальной системы квалификаций является установление четких взаимосвязей между требованиями рынка труда к выполнению работниками своих функций и требованиями к оценке готовности работников соответствовать этим требованиям. Следовательно, система квалификаций должна разрабатываться не только субъектами сферы высшего профессионального образования, но и при активном участии работодателей. В предлагаемом нами подходе к регулированию спроса и предложения на рынке услуг высшего профессионального образования реализуется именно это условие.
Мы считаем, что реализация предложенного механизма регулирования рынка услуг высшего профессионально образования позволит согласованно формировать видение потребностей региональной экономики, обоснованно определять требования к качеству образовательных услуг в профессионально-квалифицированном разрезе, консолидировать интересы бизнеса, органов власти, населения региона, обеспечивать методологическое единство в разработке концепции развития высшей школы региона.
Ссылки:
1. Вихарева О.Н. Формирование и развитие региональных профессионально-образовательных комплексов: на примере Нижегородской области: дисс..канд. экономических наук. Нижний Новгород, 2008
2. Олейникова О.Н. Национальная система квалификаций - предназначение и роль в обеспечении спроса и предложения квалификаций на рынке труда // Профессионально-техническое образование и образование для устойчивого развития: материалы Международной конференции. Минск: 14-16 мая 2009 г. Минск, 2009.
3. Там же.