ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Н. В. ЛОГВИН
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов формирования регионального рынка образовательных услуг в Российской Федерации. Затронуты вопросы активизации процессов регионализации в рамках осуществляемой модернизации сферы профессионального образования, а также отражены основные противоречия рынка труда и рынка образовательных услуг региона.
Ключевые слова: региональный рынок образовательных услуг, сфера профессионального образования, рынок труда.
Потребность в знаниях в современном мире принимает специфическую форму в виде желания в получении образования, которое может быть удовлетворено производителями образовательных услуг. Повышение интереса общества к образованию, увеличение доступа к образовательным услугам обусловили изменение количественных и качественных характеристик образовательных услуг, содержание образования, механизма его финансирования.
Основная функция образования состоит в воспроизводстве рабочей силы, качественно отвечающей требованиям современной конкуренции производства. Понимание социально-экономической природы образовательного процесса приобретает особую актуальность в настоящее время, когда не прекращаются споры о реформировании высшего профессионального образования в свете обсуждения. Важным фактором использования человеческого ресурса государством является возможность реализации людьми накопленного потенциала. Таким образом, образование предназначено для удовлетворения потребности общества в социализированных молодых людях и развитии у них профессиональных компетенций, удовлетворении рыночных потребностей в специалистах.
Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Во многих регионах существует достаточно большое количество образовательных учреждений, которые предоставляют возможность получить среднее профессиональное, высшее или дополнительное образо-
вание с выдачей государственного диплома по одинаковым специальностям.
Учреждения высшего профессионального образования выпускают на рынок труда большое количество специалистов. Данное увеличение продиктовано положительными тенденциями в изменении уровня доходов населения. Совершенствуются предприятия реального сектора экономики, наращивая обороты своей деятельности. Однако даже данные тенденции на предприятиях не позволяют поглощать такое количество выпускаемых специалистов с высшим профессиональным образованием, особенно не учитывающих при обучении реальные потребности регионального рынка. Вуз как участник рынка образовательных услуг, в условиях нехватки бюджетного финансирования, привлекает средства населения к оплате образовательных услуг. Другими словами, инвестиционная активность населения на рынке образовательных услуг побуждает вузы реализовывать образовательные программы, продиктованные потребностями населения, а не существующими потребностями реального сектора экономики. Таким образом, наметившийся дисбаланс между рынком образовательных услуг и рынком труда в долгосрочной перспективе получает угрожающие тенденции. В связи с этим представляется весьма актуальным решение проблем, связанных с синтезом двух составляющих процесса реформирования общества - рынка образовательных услуг и рынка труда.
Экономические проблемы образования рассматривались в русле экономики образования и носили прикладной характер (В. А. Камин, С. Л. Костаян, С. Г. Струмилин, В. Е. Комаров, В. И. Ерошин). Эффективность потребительского
и инвестиционного блага с позиций теории предельной полезности и теории человеческого капитала, то есть оценка инвестиций в образование путем сопоставления затрат и его будущих доходов рассматривалась в трудах Г. Беккера, Т. Шульца, Э. Кона. Отечественная проблема ценообразования на рынке образовательных услуг - сопоставление выгод и затрат на производство и потребление образовательных услуг, определения цены подготовки специалиста - отражена в работах А. Н. Соснов-ской, Л. И. Якобсон, О. В. Малиновской, Н. Ю. Егоровой. Исследование особенностей сферы услуг и образования находят свое отражение в работах Э. Агабабьяна, В. Рутгайзера, В. Яковлева. Анализ коммерциализации сферы образования и становления рынка образовательных услуг исследован в трудах Н. Александровой, В. Ерошиной, У. Зиннуровой. Образование как сфера эффективного инвестирования в человеческий капитал рассматривается В. Марцинкевич, И. Соболевой, С. Дятловой. Но во многих современных исследованиях (М. Е. Баскакова, Е. А. Белов, В. М. Жураковский, И. В. Ишина, В. Д. Куприн, Л. Н. Руднева, К. А. Та-миров, Д. Г. Филиппова) отмечена негативная тенденция роста молодых безработных с высшим образованием.
Тем не менее, многие вопросы остались за пределами внимания научных исследований. Происходящая в настоящее время активизация процессов регионализации в рамках осуществляемой модернизации сферы профессионального образования требует разработки для администрации регионов внутренне согласованной, ориентированной на дальнюю и ближнюю перспективу развития программы. Разработка теоретических и практических аспектов совершенствования эффективного взаимодействия рынков труда и образовательных услуг будет способствовать регулированию потребностей региона в специалистах с высшим профессиональным образованием.
При реформировании профессионального образования выявляются проблемы, требующие решения (не осуществлена структурная перестройка системы профессионального образования и государственного заказа в соответствии с потребностями рынка труда; продолжается старение материально-технической базы системы профессионального образования; снизилась территориальная мобильность учащихся, студентов и преподавателей вузов, и, как следствие, этого возник разрыв единого образовательного пространства и падение качества образования и прочее)[3].
Таким образом, сложившаяся ситуация требует от вуза серьезных маркетинговых исследо-
ваний рынка образовательных услуг, которые должны привести к совершенствованию управления образовательным процессом, методов поиска и набора абитуриентов, качественному изменению образовательных технологий.
Геополитическое положение региона значительно влияет на структуру и характер рынка труда, и, следовательно, наиболее адекватно отражает региональные запросы потребителей рынка образовательных услуг. Объективный анализ геополитического и экономического положения региона позволяет в конечном итоге определить перспективы развития рынка труда и маркетинга рынка образовательных услуг, наметить пути совершенствования управлением образовательными услугами для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг. Необходимость маркетинговых исследований образовательных услуг в том, что для эффективного завоевания ниши на рынке образовательных услуг в регионе вуз должен быть конкурентоспособным и выпускать специалистов, востребованных на рынке труда.
Основные противоречия рынка труда и рынка образовательных услуг региона связаны с отсутствием научного прогнозирования потребностей рынка в кадрах тех или иных профессий и специальностей. Диспропорциональность развития рынков проявляется в несоответствии спроса и предложения рабочей силы в территориальном и профессионально-квалификационном аспектах [1].
Коммерционализация и популяризация высшего образования ведет к нарастанию проблем и противоречий, связанных с привлечением денежных средств населения и приобретение студентами специальностей и квалификаций, спрос на которые в регионе может быть низким. Несмотря на то, что вуз не гарантирует стабильный результат (за годы обучения может измениться структура профессионально-квалификационного состава рынка труда и требования к работникам), образовательные услуги рассматриваются населением как выгодное вложение средств с целью повышения конкуренции на рынке труда. Но инвестиции населения в повышение своего образовательного уровня, используя услуги вузов, должны обеспечивать прирост на вложенный капитал в виде занятия определенной ниши на рынке труда и последующего продвижения и развития. В настоящее время это условие не выполняется и наблюдается нарушение баланса между вложенными средствами и отдачей на них, поскольку большинство молодых специалистов привлекается не в соответствии с приобретенной квалификацией.
В современных социально-экономических условиях исключительно рыночный подход к профессиональному образованию как к одному из основных базисов общества неприемлем. Рынок образовательных услуг не может обеспечить баланс между спросом и предложением на рынке труда как в качественном, так и в количественном отношении и должен существовать лишь при строгом соблюдении трех основополагающих принципов: жесткой регулируемости, ориентированности на рынок труда и дополнительности.
На современном этапе процессы диверсификации и коммерциализации высшего образования, ведущие в современных российских условиях к повышению его доступности для весьма «посредственных» студентов, выступили факторами сужения социальной базы воспроизводства квалифицированных рабочих в учреждениях системы начального профессионального образования. Отсутствие активной государственной политики, направленной на совершенствование механизмов социального партнерства между учреждениями профессионального образования и работодателями, повышение привлекательности и престижа рабочих профессий в общественном сознании лишь усугубляло ситуацию. В итоге к настоящему времени в нашей стране сложилось острое несоответствие объемов и структуры подготовки кадров перспективному спросу на рынке труда [1].
Наиболее простым и эффективным способом согласования спроса и предложения на рынке труда в профессионально-квалификационном разрезе является регулирование объемов и структуры подготовки кадров в учреждениях профессионального образования. Именно на «входе» в систему профессионального образования закладываются параметры сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. При этом регулирование должно касаться не только бюджетного, но и платного образования и на практике может осуществляться в нескольких аспектах: в разрезе уровней профессионального образования; в разрезе групп специальностей и направлений подготовки; в разрезе форм оплаты обучения.
Баланс между спросом и предложением на рынке труда полностью зависит от оптимальности структуры профессионального образования, которая измеряется степенью ее адекватности перспективным потребностям экономики в квалифицированной рабочей силе. Качество и эффективность социально-экономического взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда обусловливается уровнем сбалансированности основных параметров профессиональной подготов-
ки кадров и спроса на рынке труда. Иными словами, эффективность рынка образовательных услуг напрямую зависит от оптимальности структуры профессиональной подготовки кадров и проявляется только через систему продуктивной занятости населения. В этой связи систему профессионального образования следует полностью подчинить перспективному спросу на рынке труда.
В современной России вектор развития рынка образовательных услуг оказался направленным на удовлетворение социальных потребностей населения в получении профессионального образования, которое впоследствии на рынке труда либо не применяется, либо используется только частично. В итоге рынок образовательных услуг превращается в фактор, стимулирующий рост целого ряда негативных социальных феноменов: «безработица образованных», структурная безработица, скрытая безработица и «работа не по специальности» [2]. В связи с этим возникает необходимость пересмотра самой парадигмы рынка образовательных услуг.
Процессы коммерциализации, диверсификации и непомерного расширения высшего образования, ведущие к снижению его качества, на фоне завышенных профессионально-квалификационные требований, предъявляемых работодателями, высокой дифференциации в оплате труда работников и отсутствия эффективных инструментов регулирования численности и структуры приема студентов учреждениями профессионального образования являются одними из главных факторов девальвации статуса высшей школы, депрофессионализации населения страны, обострения социального неравенства и несправедливости в обществе. Таким образом, представляется целесообразным применение принципов социального маркетинга, которые должны способствовать преодолению негативных процессов, развивающихся в системе регионального высшего образования.
Главным теоретико-методологическим принципом, который должен лечь в основу политики оптимизации социально-экономического взаимодействия между рынком образовательных услуг и рынком труда, является принцип опережения кадровых потребностей. Эффективность рынка образовательных услуг проявляется только через рынок труда, где капитализируется профессионально-квалификационный потенциал молодых специалистов и происходит их профессиональная самореализация.
Для принятия наиболее правильных управленческих решений необходимо осуществление комплексного мониторинга текущего состояния
рынка труда и составление прогнозных оценок кадровых потребностей экономики в разрезе социально-профессиональных групп.
В условиях роста показателей невостребован-ности молодых специалистов целесообразен частичный возврат к системе государственного распределения молодых специалистов, получивших образование за счет бюджетных средств. К числу отраслей, для которых распределение выпускников должно стать обязательным, должны относиться наиболее важные инфраструктурные отрасли (образование и здравоохранение), а также наукоемкие отрасли (авиастроение, ракетостроение, судостроение и т. д.). Важным направлением государственной политики должно стать сглаживание отраслевых и территориальных диспропорций в оплате труда работников.
Интенсивные экономические преобразования привели к изменениям в структуре спроса на рынке труда. Учитывая демографическую тенденцию сокращения числа экономически активного населения, миграционные процессы молодых специалистов из области, возможность трудоустройства на теневом рынке, снижение престижности высшего образования, можно предположить, что ситуация взаимовлияния рынков образовательных услуг и труда будет ухудшаться.
Устранение диспропорций между структурой подготовки кадров и структурой спроса на них на рынке труда должно быть направлено на решение основных задач, обеспечивающих развитие многообразия и вариативности образовательных учреждений, целенаправленную систему ориентации образования на спрос государства, регионов, муниципальных образований, различных социальных и профессиональных групп.
В современных условиях (при отсутствии планового заказа на подготовку специалистов) российские высшие учебные заведения оказались вовлеченными в конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг, а выпускники - на рынке труда. Поэтому для каждого образовательного учреждения большое значение приобретает работа по повышению конкурентоспособности учебного заведения. Это обеспечивается, прежде всего, качеством подготовки выпускаемых специалистов, отвечающих изменяющимся запросам работодателей; работой по установлению партнерских отношений с предприятиями; расширением программ целевой контрактной подготовки специа-
листов; деятельностью по продвижению своих выпускников на рынке труда [3].
Сегодня конкурентоспособность учебного учреждения заключается, в том числе, в необходимости оперативно вырабатывать мероприятия позиционирования на региональном рынке для привлечения и удержания определенной доли абитуриентско-студенческого сегмента, включающей в себя:
- абитуриентов (потенциальных потребителей);
- студентов (потребителей образовательных услуг профессионального образования: очное, заочное, вечернее, дистанционное обучение);
- выпускников (потенциальных потребителей образовательных услуг профессионального образования: повышение квалификации, переподготовка; второе высшее и послевузовское образование).
Литература
1. Какушкина М. А. Система высшего профессионального образования как вектор развития рынка труда // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. акад. Г. А. Берулавы. Сочи, 2012.
2. Кашпур В. В. Конкурентная борьба образовательных учреждений в современной России как поле управленческих стратегий. Саратов, 2007.
3. Логвин Н. В. Российский вуз - как социальноэкономический институт // Экономика образования. Кострома, 2012. № 3.
* * *
PROBLEMS OF FORMATION OF THE REGIONAL EDUCATIONAL MARKET
N. V. Logvin
The article is devoted to topical issues of forming a regional education market in the Russian Federation. Questions of activi-zation of processes of a regionalization within carried-out modernization of the sphere of professional education are mentioned, and also the main contradictions of a labor market and the market of educational services of the region are reflected.
Key words: regional market of educational services, vocational education, labor market.