Научная статья на тему 'Методические подходы к анализу взаимодействия региональных рынка образовательных услуг и рынка труда (на примере Омской области)'

Методические подходы к анализу взаимодействия региональных рынка образовательных услуг и рынка труда (на примере Омской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКОВ / МЕТОДИКА АНАЛИЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКОВ / ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамалинский И. В., Завгородняя В. В.

Определены сущность и процесс взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Разработаны типы взаимодействия рынков и предложены показатели и методика анализа взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Проведен анализ взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда на примере Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к анализу взаимодействия региональных рынка образовательных услуг и рынка труда (на примере Омской области)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КАНАЛИЗУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУСЛУГ И РЫНКАТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

И. В. ХАМАЛИНСКИЙ, кандидат технических наук, профессор, доцент кафедры менеджмента и маркетинга

E-mail: khamalinskiy@mail.ru Международный институт экономики и права,

г. Москва

В. В. ЗАВГОРОДНЯЯ, доцент кафедры экономики и менеджмента в образовании E-mail: sochi75@list.ru Омский государственный педагогический университет

Определены сущность и процесс взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Разработаны типы взаимодействия рынков и предложены показатели и методика анализа взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Проведен анализ взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда на примере Омской области.

Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, взаимодействие рынков, методика анализа взаимодействия рынков, типы взаимодействия, тенденции взаимодействия.

Институты рынка образовательных услуг и рынка труда, накапливая опыт взаимосвязанного функционирования, нуждаются в методическом обеспечении, разработке аспектов их взаимодействия применительно к конкретным условиям регионов России. Решение фундаментальных проблем взаимодействия исследуемых рынков позволит удовлетворить потребности экономической теории и хозяйственной практики, а значит, достигнуть стабильности в обществе и эффективности социально-экономических преобразований.

Функционирование рынков разных видов в экономической системе общества невозможно без их взаимодействия. В процессе взаимодействия

проявляется согласование и расхождение интересов субъектов разных рынков, в том числе рынка образовательных услуг и рынка труда.

Согласование интересов субъектов рынка образовательных услуг и рынка труда, которое произойдет лишь при соответствии их потребностей, является основной целью установления прочных связей между ними.

Рынок образовательных услуг и рынок труда, взаимодействуя между собой, преследуют социально-экономическую цель, которая выражается, прежде всего, в увеличении благосостояния каждого члена общества через удовлетворение личных потребностей людей, в реализации образовательной услуги на практике, получении соответствующего уровня дохода и повышении платежеспособности населения. Социальный эффект состоит не только в тех выгодах, которые получает образованный человек и его семья [3]. Существуют и внешние преимущества, получаемые другими людьми и обществом в целом в результате взаимосвязи и взаимообусловленности рынка образовательных услуг и рынка труда. К ним относятся увеличение социальной отдачи от вложений в образовательные услуги, сокращение преступности в обществе в результате увеличения культурного уровня населения, рост социальной активности и др.

Однако на сегодняшний день сложно выделить сколько-нибудь четко сформулированную концептуальную модель, отражающую диалектику взаимосвязи рынка образовательных услуг и рынка труда в условиях функционирования отдельных регионов России.

Несмотря на то, что в современных условиях уделяется большое внимание проблемам развития рынков, в экономической науке до сих пор не сложились целостные концептуальный и методический подходы к анализу их взаимодействия и взаимосвязанного функционирования, что обусловливает актуальность научных разработок в этой области.

Для определения сущности взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда на региональном уровне необходимо определить субъекты взаимодействия, их интересы, объект взаимодействия, факторы, влияющие на взаимодействие.

Основными субъектами, которые обеспечивают взаимодействие региональных рынка образовательных услуг и рынка труда, являются работники и государство (рис. 1). Работники предъявляют спрос на рынке образовательных услуг и формируют предложение на рынке труда и, таким образом, являются связующим звеном между этими подсистемами. Государство же выступает в качестве регулятора деятельности субъектов обоих рынков,

в определенной степени определяет их ,__________

взаимодействие, а также формирует и спрос, и предложение на этих рынках как самостоятельный экономический субъект. Следует отметить, что роль государства на этих рынках особенно сложнаи значительна [5].

Объектом взаимодействия является профессионально-квалификационный состав рабочей силы в регионе.

Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда означает, что в региональной экономике существует такое взаимосвязанное соотношение рабочей силы и рабочих мест, при котором созданы условия для осуществления производственного процесса [4].

Максимальное взаимодействие возможно, когда наличная рабочая сила по своему профессиональному и квалификационному составу отвечает требованиям регионального рынка труда.

Таким образом, взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда как региональных социально-экономических подсистем определяется как взаимосвязанное функционирование субъектов и механизмов данных рынков, складывающееся под влиянием различных факторов.

Поскольку функционирование и рынка образовательных услуг, и рынка труда обеспечивается рыночным механизмом, то взаимодействие данных рынков будет складываться при различных состояниях спроса на рабочую силу и ее предложения.

Представленная на рис. 2 схема взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда отражает возможные соотношения спроса на рабочую силу и ее предложения, а также действия субъектов рынков по согласованию спроса и предложения.

Рынок, при котором спрос совпадает с предложением и достигается равновесие, хотя и является «идеальной» моделью, не находится в таком состоянии постоянно. Расхождение интересов субъектов исследуемых рынков как региональных социально-экономических подсистем порождает дисбаланс, устранение которого требует воздействия участников рынков [3].

Превышение предложения трудовых услуг на региональном рынке труда над спросом означает, что профессиональная квалификация и качествен-

Региональный рынок образовательных услуг

Обучающиеся, абитуриенты

(домохозяйства) -»-

Образовательные учреждения

Государство ----А------

Работники

---А-----

Посредники Работодатели

Региональный рынок труда

Рис. 1. Взаимодействие субъектов региональных рынка образовательных услуг и рынка труда

ные характеристики рабочей силы не удовлетворяют требованиям работодателей к заполнению существующих рабочих мест. Это, в свою очередь, приводит к излишку работников и их высвобождению. Региональный рынок образовательных услуг в ответ на поданные сигналы о высвобождении кадров должен ответить стимулированием спроса, выражающимся в ротации и переподготовке кадров.

Противоположная ситуация — превышение спроса над предложением на региональном рынке труда — складывается тогда, когда профессиональные характеристики работников оказываются ниже требований рабочих мест, что свидетельствует о дефиците профессиональных работников. В этом случае кадры, вовлеченные в трудовую деятельность, нуждаются в дополнительной переподготовке, а

Внутренние факторы, влияющие на взаимодействие рынка образовательных услуг и

рынка труда

Конкуренция Цены трудовых и образовательных услуг Вкусы и предпочтения людей

1 г 1 1

^ Региональ-

( ный рынок )

труда У

Спрос равен предложе-

Спрос меньше предложения

Спрос больше предложения

Отсутствие необходимости управленческих воздействий, регулирования

Профессиональная квалификация работников выше требований рабочих мест

Излишек работников

Ротация кадров

-X-

Профессиональная квалификация работников ниже требований рабочих мест

Переподготовка

кадров - -

Дефицит численности работников

Совершенствование структуры учебных мест в системе образования

Стимулирование спроса

Дополнительная подготовка кадров

Корректировка предложения

4 к

Спрос равен предложению Спрос меньше предложения Спрос больше предложения

Региональный рынок образовательных услуг

к к к ь к к к ь

Демографические Социально-экономические Политические Структурно-экономические

Внешние факторы, влияющие на взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда

Рис. 2. Схема взаимодействия региональных рынка образовательных услуг и рынка труда при различных соотношениях спроса и предложения

рынок труда предъявляет повышенные требования к совершенствованию структуры учебных мест в системе образования.

Взаимодействие региональных рынка образовательных услуг и рынка труда, соотношение спроса и предложения на них складываются под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.

Для анализа взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда на региональном уровне авторами разработана методика анализа взаимодействия региональных рынка образовательных услуг и рынка труда.

Назначение методики. Анализ взаимодействия региональных рынка образовательных услуг и рынка труда предполагает выявление типа и тенденций взаимодействия данных рынков.

Источники информации. Оценка существующей ситуации и выявление тенденций на региональных рынке образовательных услуг и рынке труда базируются на вторичном анализе документов. В качестве источников могут быть использованы

данные государственных органов статистики и службы занятости. Также могут применяться методы опроса экспертов, в качестве которых могут выступать работодатели, представители органов государственной власти, вузов.

Методы анализа. В качестве основных выбраны статистические методы анализа рынка труда, рыночной конъюнктуры. Для оценки влияния различных факторов на формирование и взаимодействие рынков может использоваться РЕ8Т-анализ.

Методика анализа взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда реализуется через совокупность процедур анализа, которые в укрупненном виде представлены в табл. 1.

Интерпретация результатов анализа. Предложение выпускников вузов определенной специальности зависит от ряда факторов:

8=Р(Р,Р,Ы,К,к .2),

/ х ' т' ' ' г. ф, ' '

где Р — цена образовательной услуги;

Рт — цена трудовой услуги;

И— количество вузов;

№ п/п Процедура анализа Показатели

1. Анализ динамики регионального рынка труда Численность занятых, безработных, экономически активного населения, в том числе по уровню образования и по профессионально-квалификационному составу, в отраслевом разрезе; коэффициент замещения рабочей силы

2. Анализ регионального рынка образовательных услуг Количество вузов в регионе, численность выпускников вузов по специальностям, проценттрудоустройства выпускников по специальности, соотношение бюджетного и внебюджетного финансирования вузов

3. Анализ факторов, определяющих формирование и функционирование регионального рынка труда с выделением факторов, в наибольшей степени влияющих на взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг (демографические, социально-экономические, институциональные и др.) Общая численность населения региона, коэффициенты смертности и рождаемости, миграционный баланс, среднегодовая заработная плата в регионе, стоимость образовательных услуг

4. Анализ соответствия профессионально-квалификационного состава рабочей силы требованиям регионального рынка труда (соотношение предложения и спроса на рынке труда по группам специальностей, по специализации учебных заведений) Коэффициент взаимодействия С=5. /Л, 1 1> V где — предложение выпускников определенной специальности; Б,— спрос на специалистов той же специальности. Показатель емкости рынка труда Ер=3.+С.+Н.— Л., где Ер. — емкость рынка труда (количество рабочих мест); 3, — количество рабочих мест в эквиваленте полной занятости; С — наличие свободных рабочих местданной специальности; Н, — количество вновь созданных рабочих мест; Л. — количество сокращенных рабочих мест. Коэффициент эластичности спроса (предложения) от /-го фактора

5. Выявление типов и тенденций взаимодействия региональных рынка образовательных услуг и рынка труда Четыре типа взаимодействия, тенденции усиления или ослабления взаимодействия рынков

Таблица 1

Процедуры анализа взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда как региональных социально-экономических подсистем

К— численность населения до16 лет; кт ф — коэффициент государственного финансирования;

Z— психологические факторы. Спрос на специалистов определенной специальности также зависит от ряда факторов:

В=Е{Р, Я, кт ф, V), где Р — цена трудовой услуги; И— количество рабочих мест; кт ф — коэффициент государственного финансирования;

V— структурные факторы. Степень влияния отдельного фактора на результирующий показатель можно оценить при помощи коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности спроса (предложения) от /-го фактора позволяет определить процентное изменение результативного признака (спроса, предложения) при увеличении факторного признака на один процент:

Е=У (х/ух),

где Е. — коэффициент эластичности от /-го факторного признака; у' — первая производная функция; х. — /-Й факторный признак;

ух — выровненное значение результативного признака.

Многофакторная модель может быть построена по линейной функции:

у , , = а + Ь.х, + +... + Ь х .

х1,х2...хп 11 2 2 п п

Влияние социально-демографических факторов оценивается с использованием нелинейной функции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у, , =ахмх,м.

^ х1, х2...хп 12 п

Показатель емкости рынка труда характеризует возможный объем спроса на рабочую силу определенной специальности при данном уровне заработной платы и в данном временном интервале.

Поскольку взаимодействие региональных рынка образовательных услуг и рынка труда происходит при различных состояниях спроса на рабочую силу и ее предложения, то в результате проведенного исследования были определены, исходя из соотношения подготовленной рабочей силы и рабочих мест, четыре типа подобного взаимодействия:

первый — низкая интенсивность взаимодействия рынков — характеризует региональный рынок труда, на котором наблюдается низкая интенсивность создания и движения рабочих мест. При этом интенсивность подготовки кадров на региональном рынке образовательных услуг тоже низкая. Под интенсивностью подготовки кадров понимается

объем и структура подготовки на рынке образовательных услуг, соответствующих требованиям рабочих мест;

второй — взаимодействие рынков ослабляется рынком образовательных услуг — соответствует такой ситуации, при которой региональный рынок труда способен напрямую продвигаться к новой структуре занятости, под воздействием изменившихся технологических, институциональных условий. При этом изменение ситуации нарегиональ-ном рынке труда является толчком для изменения ситуации на региональном рынке образовательных услуг. В то же время рынок образовательных услуг тормозит развитие рынка труда, не соответствуя его требованиям;

третий — взаимодействие рынков ослабляется рынком труда — характеризуется высокой интенсивностью движения рабочей силы под воздействием изменений в структуре профессиональной подготовки и низкой интенсивностью создания и движения рабочих мест;

четвертый — высокая интенсивность взаимодействия рынков — характеризует такой региональный рынок труда, который демонстрирует способность к быстрому обновлению структуры рабочих мест, при этом движение рабочей силы и подготовка со стороны регионального рынка образовательных услуг представляется весьма интенсивной.

Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда можно считать эффективным, если предложение профессионально-квалификационного состава рабочей силы совпадает со спросом на него. В этом случае можно говорить о том, что региональный рынок образовательных услуг тесно взаимодействует с региональным рынком труда.

Для оценки тенденций взаимодействия региональных рынка образовательных услуг и рынка труда используется показатель темпа роста коэффициента взаимодействия рынков — Тр=С;1/С;0. Возможные соотношения типов и тенденций взаимодействия региональных рынка образовательных услуг и рынка труда, исходя из значений данного показателя, представлены в табл. 2.

В соответствии с полученными результатами формируется комплекс мероприятий, направленных на согласование спроса и предложения на региональном рынке труда. В зависимости от выявленного сочетания типа и тенденции взаимодействия данные мероприятия могут быть направлены на корректировку предложения и/или на стимулирование спроса на рынке труда.

Таблица 2

Матрица сочетания типов и тенденций взаимодействия региональных рынка образовательных услуг и рынка труда

Тенденции взаимодействия рынков Тйпы взаимодействия рынков

Первый Второй Третий Четвертый

Усиление взаимодействия ТС=1 ТС> 1 ТС< 1 ТС=1

Ослабление взаимодействия ТС< 1 р < ТС> 1 ТС< 1 ТС> 1 Т С <1 р < ТС> 1

В ходе применения приведенной методики были определены региональные аспекты взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда на примере сферы высшего профессионального образования Омской области.

В ходе анализа факторов, влияющих на взаимодействие региональных рынка образовательных услуг и рынка труда, было выявлено, что наиболее значительное влияние на взаимодействие оказывают социально-экономические факторы. Исходя из этого, анализ взаимосвязей рынка образовательных услуг и рынка труда был построен на основе сопоставления структур занятости населения по видам экономической деятельности и подготовки специалистов вузами в Омской области. В результате анализа было выявлено, что за 1998—2008 гг. численность занятых в экономике Омской области значительно сократилась: в промышленности — на 44,4тыс. чел., сельском хозяйстве (с 1999г.) — 30,1 тыс. чел. Рост численности занятых с 1999 г. наблюдается в торговле — 2,5 тыс. чел., образовании — 4,1 тыс. чел., здравоохранении — 6,1 тыс. чел.

Несмотря на сокращение численности занятого населения в названных видах экономической деятельности, численность обучающихся в соответствующих по профилю вузах за рассматриваемый период возросла.

Полученные данные свидетельствуют о том, что наблюдается значительное несоответствие объема изменения численности занятого населения по видам экономической деятельности и числа студентов в соответствующих по профилю учебных заведениях.

Данный вывод подтверждается на примере анализа соответствия предложения выпускников по специализации учебных заведений в области промышленности и занятости населения на предприятиях промышленности в Омской области за 2001—2008 гг. Расчетные данные представлены в табл. 3. При расчете использовались: коэффициент выбытия рабочей силы 0,05; коэффициент потребности в рабочей силе кр.= 0,3.

Данная отрицательная зависимость проиллюстрирована на рис. 3, из которого видно, что на протяжении последних шести лет предложение выпускников высшими образовательными учреждениями промышленности увеличивалось, в то время как спрос на них сокращался.

Такая ситуация соответствует третьему типу взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда.

Анализ соответствия профессионально-квалификационного состава рабочей силы требованиям регионального рынка труда проведен путем расчета коэффициента взаимодействия по 26 укрупненным группам специальностей. Тенденции изменения коэффициента взаимодействия рынков по трем группам специальностей промышленности проиллюстрированы нарис. 4.

Положительная динамика коэффициента взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в сочетании с третьим типом взаимодействия рынков определяют тенденцию ослабления взаимодействия региональных рынка образовательных услуг и рынка труда, связанную с сокращением рабочих мест по видам экономической деятельности

Таблица 3

Расчет потребности в выпускниках вузов со специализацией в промышленностив Омской области за 2001—2008 гг.

Показатель Год

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Среднегодовая численность занятых в промышленности, тыс. чел. 179,9 177,2 168,7 159,7 145,5 140,9 138,7 139,2

Высвобождение рабочей силы в промышленности, чел. 8 995 8 860 8 435 7 985 7 275 7 045 6 935 6 960

Спрос на специалистов с высшим образованием в промышленности, чел. 2 698 2 658 2530 2 395 2182 2113 2 080 2 088

Выпуск специалистов высшими учебными заведениями промышленности, чел. 1767 1995 2 681 2 658 3236 3 708 3 712 3 732

4000 п 350030002500200015001000500-

о-

2001

са

н =

S

я

S

п О

а

ÜS

S =

CS =

1,5

1,0

0,5-

0+

и ростом численности выпускников вузов. В данной ситуации необходима разработка мероприятий по корректировке предложения на региональном рынке труда.

В ходе проведения исследования было установлено, что к числу наиболее значимых проблем, препятствующих эффективному функционированию и взаимодействию региональных рынка образовательных услуг и рынка труда, относятся следующие:

• проблемы информационного обеспечения взаимодействия субъектов региональных рынка образовательных услуг и рынка труда;

• финансовые проблемы развития регионального рынка образовательных услуг;

• проблемы трудоустройства выпускников, ориентации личности на профессиональную деятельность, мотивации выбора профессии и сферы приложения труда;

• отсутствие целенаправленного воздействия со стороны органов государственного управления на взаимодействие региональных рынка образовательных услуг и рынка труда.

В этой связи в качестве направлений развития взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда на региональном уровне можно предложить внедрение стратегического прогнозирования и планирования профессионально-квалификационного состава рабочей силы, создание информационной системы взаимодействия региональных рынка образовательных услуг и рынка труда.

Решение данных проблем невозможно без активной роли и регулирующей функции государства, поскольку оно, являясь неотъемлемым субъектом обоих рынков, способно оказывать доминирующее влияние на процесс их взаимодействия. Отсюда важнейшим направлением усиления взаимосвязей региональных рынков является государственное регулирование и проведение государством актив-

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

—»— Выпуск специалистов учебными заведениями промышленности Омской области

, Спрос на специалистов с высшим образованием в промышленности Омской области

Рис. 3. Соотношение количества выпускников вузов со специализацией в промышленности и спроса на них в Омской области за 2001—2008 гг.

2,0п

2001

2002 2003 2004 2005

2006 2007

2008

Энергетика Машиностроение, материалообработка —Приборостроение

Рис. 4. Динамика коэффициента взаимодействия по группам специальностей промышленности в Омской области за 2001—2008гг.

ной политики, с одной стороны, на рынке образовательных услуг, с другой — на рынке труда.

Список литературы

1. Дятлов С. А. Теория человеческого капитала. С-Пб.: изд-во С-ПбУЭФ, 1996. 141 с.

2. Корицкий А. В. Введение в теорию человеческого капитала. Новосибирск, 2000. 264 с.

3. Лукин Г. И. Методологические основы сбалансированного функционирования рынка труда и образовательныхуслуг. С-Пб., 1994. 176 с.

4. Майбуров И. А. Парадигма согласованного развития высшей школы и промышленности в регионе / Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2003. 516 с.

5. Щетинин В. П., Хроменков H.A., Рябушкин Б. С. Экономика образования: учебн. пособие. М., Российское педагогическое агентство, 1998. 306 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.