УДК 339.138: 37.012
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.Л. Ксенофонтова
Ивановский государственный химико-технологический университет
В статье рассматривается понятие «мониторинг» применительно к рынку образовательных услуг, его цели и задачи. Предлагается схема мониторинга рынка образовательных услуг высшего профессионального образования, а также система показателей, характеризующих исследуемый рынок.
Ключевые слова: мониторинг, образование, рынок образовательных услуг, сфера высшего профессионального образования.
До недавнего времени в международной классификации отраслей принято было выделять три сектора: первичный (например, сельское хозяйство), вторичный (например, пищевая промышленность) и третичный (сфера услуг). Сейчас выделяют и четвертый сектор - экономику знаний, связанную с инновационной и интеллектуальной деятельностью.
В последние годы в нашей стране и за рубежом значительное внимание уделяется инновационной деятельности, созданию и внедрению наукоемких производств, технологий. Создание продукции интеллектуального труда - это новый этап в развитии человеческого общества. Уровень развития современных технологий и страны в целом зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества, и, следовательно, от уровня развития образования. За последние два десятилетия высшее образование имело как периоды спада, так и периоды роста. На это влияла непосредственно складывающаяся социально-экономическая и политическая обстановка в стране. Поэтому, по мнению автора, наблюдающиеся количественные, качественные и структурные изменения демографии и рынка труда, требуют постоянного мониторинга системы образования, в т.ч. высшего профессионального образова-
ния, дополнительного профессионального образования [4].
Изучение экономической литературы по вопросам мониторинга, вообще, и мониторинга в образовании, в частности, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует единый подход отечественных ученых к определению категории «мониторинг».
Большинство отечественных ученых под мониторингом понимают систему универсальных общенаучных и эмпирических методов научного познания, важнейшей характеристикой которых является информативность и слияние различных методологических концепций.
Мониторинг - это специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов. Целью мониторинга является сбор, накопление и обработка информации, а также оценка на ее основе состояния объекта. Отсюда следует, что мониторинг, помимо сбора и накопления информации, должен содержать специальные методы по ее обработке для получения обоснованных сведений по состоянию объекта исследования. Мониторинг является основой при создании системы поддержки принятия управленческих решений [2, 3].
Необходимость мониторинга системы образования в Минобрнауке подтверждается нормативными документа-
ми: решение коллегии Минобразования России от 08.12.98 №13 «Об основных направлениях совершенствования системы образовательной статистики», решение коллегии Минобразования России от 14.12.99 №23/2 «О ходе работы по совершенствованию системы образовательной статистики и мониторинга системы образования», решение коллегий Минобразования и Г оскомстата РФ от
12.02.2002 №2/1-8 «О развитии статистики образования в Российской Федерации и др. В структуре Минобрнауки имеется Центр мониторинга и статистики образования НИИ информационных технологий и телекоммуникаций, который непосредственно занимается данной тематикой [1].
Совершенствование системы статистического наблюдения, создание системы мониторинга в сфере профессионального образования крайне необходимо в целях обеспечения эффективной информационно-аналитической поддержки модернизации российского образования, осуществляемой в последние годы.
Новый этап в реформировании системы образования, направленный на ее структурное и содержательное обновление, выдвигает перед мониторингом образования новые задачи и проблемы, которые можно объединить в три группы [1].
Первая группа связана с совершенствованием системы статистических показателей. Помимо показателей, которые используются при определении рейтинга вуза, необходимы экономические показатели. Причем это должно касаться как государственных, так и негосударственных вузов. Здесь очень важно создать единое информационное образовательное пространство. Это позволит проводить мониторинг хода модернизации образования.
Вторая группа связана с совершенствованием методов обработки данных, позволяющих повысить качество принятия управленческих решений. В эту группу можно отнести и задачи внедре-
ния новых информационных технологий, включая вопросы технического обеспечения при обработке и передаче данных, вопросы защиты информации.
Третья группа связана с системой подготовки и переподготовки кадров для внедрения системы мониторинга. Сюда же относятся вопросы обеспечения этой проблематики необходимой учебнометодической литературой. Кадровое обеспечение при создании и внедрении системы образовательной статистики и мониторинга системы образования имеет фундаментальное значение.
Построение системы мониторинга рынка образовательных услуг должно осуществляться на основе общенаучных принципов: системность, комплексность, достоверность, объективность, релевантность, научность, обозримость.
Создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы образования, о качественных и количественных изменениях в ней составляет основную цель мониторинга развития системы образования.
Значимыми задачами проведения мониторинга в сфере рынка образовательных услуг являются [3]:
- исследование сложившейся ситуации на указанном рынке для реализации потребности обучаемых в интеллектуальном, профессиональном, культурном и нравственном развитии в течение всей профессиональной деятельности;
- выявление квалификационных требований работодателей, предъявляемых к специалистам, для использования системой профессионального образования;
- оценка тенденций и прогнозирование потребностей и выпуска специалистов в профессионально - квалификационном разрезе;
- оценка социально - экономических показателей развития территорий с целью анализа потребности в специалистах по отраслям экономики;
- прогнозирование тенденций согласованного и взаимообусловливающего развития рынка образовательных услуг и рынка труда;
- выявление приоритетных направлений развития профессионального образования и др.
Осуществление задач мониторинга рынка образовательных услуг предусматривает применение системного подхода, что обусловлено следующими причинами:
- рыночное отношение к профессионально - квалификационным качествам подготавливаемых специалистов как к товару, обусловливающее сложность структуры и качественного состава современных трудовых ресурсов, требует от системы профессионального образования принципиально нового, стратегически ориентированного подхода к решению данных задач;
- в целях обеспечения конкурентоспособности и эффективности экономики территории, интересы работодателей требуют от рынка образовательных услуг быстрого и адекватного реагирования на изменения, связанные с развитием новых технологий, и, следовательно, соответствующих им личностных и профессиональных компетенций будущих специалистов;
- для обеспечения процессов взаимосогласованного и взаимообусловливающего развития всех сфер и субъектов, которые напрямую или опосредованно влияют на уровень социально - экономического развития территории, необходимо разграничение и согласование их интересов и потребностей, что может быть решено при использовании системного подхода.
Объектом мониторинга системы образования выступает система образования, на которую направлены конкретные мониторинговые процедуры. Так, в качестве объекта мониторинга развития системы образования могут выступать: региональная система образования; му-
ниципальная система образования; округ начального профессионального образования; отдельное образовательное учреждение и т. п.
Предметом мониторинга развития системы образования выступают состояния данной системы образования в определенные периоды времени и конкретные изменения в рамках этой системы. Это означает, что важным является не только анализ отдельных количественных и качественных показателей измерения состояний образовательной системы через определенные промежутки времени, но и сама динамика, выявляемая в итоге сравнения происходящих изменений .
Субъектами мониторинга развития системы образования являются носители мониторинговых функций в данной системе. Субъектов мониторинга можно условно подразделить на две большие группы: субъекты, предоставляющие информацию; субъекты, собирающие и обрабатывающие информацию.
Кроме того, отношение к мониторингу рынка образовательных услуг как системе показателей, необходимых для принятия и обоснования оптимальных управленческих решений системой профессионального образования, требует обеспечения обратной связи между объектом и субъектом управления, которая позволит выявлять те отношения, которые существенны для развития всей системы профессионального образования. Мониторинг как научный процесс является материально - технологической системой, в рамках которой все исследования строятся по циклическому принципу. Следовательно, обратная связь должна осуществляться циклически, и выявлять те отношения, которые существенны для развития всей системы, что невозможно без организации соответствующих мониторинговых исследований, и предполагает использование для целей мониторинга данных государственной статистики, обращение к результатам социологических
исследований, а также знание мнений экспертов в данной сфере. Применение указанного инструментария позволит осуществлять не только анализ существующего положения на рынке образовательных услуг, но и обнаружение нового, что может быть соотносимо с другими целями, которые еще только могут быть сформулированы.
Очевидно, что для решения перечисленных задач мониторинга рынка образовательных услуг требуется наличие соответствующего методического и информационного обеспечения, научного инструментария, позволяющего наблюдать и анализировать ход происходящих изменений, выявлять и прогнозировать тенденции их развития и перспективы деятельности, определять динамику из-
менения основных показателей рынка образовательных услуг, разрабатывать и принимать на этой основе управленческие решения.
Мониторинг рынка образовательных услуг предполагает выделение отдельных приоритетных областей:
- мониторинг образовательного потенциала общества;
- мониторинг качества образования;
- мониторинг потребности рынка труда в специалистах учреждений профессионального образования;
- мониторинг образовательных запросов населения и др.
Процесс мониторинга рынка образовательных услуг можно представить в виде следующей схемы (рис.1).
Рис.1. Схема процесса мониторинга рынка образовательных услуг
Роль мониторинга во всех сферах экономики и, прежде всего, в сфере услуг, возрастает в связи с дальнейшим развитием рыночных отношений, усилением конкуренции, быстрым изменением
условий внешней и внутренней среды деятельности предприятий, организаций, усложнением взаимодействий различных видов рынков, в том числе рынка образовательных услуг и рынка труда. В кон-
цепции модернизации российского образования в целях обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования и занятости по полученной специальности определены приоритеты обеспечения получения информации о состоянии и потребностях рынка труда и создания кооперативной сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых агентств, служб занятости. Таким образом, роль и значение мониторинга рынка образовательных услуг, в том числе в области высшего профессионального образования (ВПО), существенно возрастает. При этом усиливается значение регионального мониторинга. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время мониторинг рынка образовательных услуг как институционально-организационная система и информационно-аналитическая база региональной политики воспроизводства, обучения и повышения квалификации кадров практически отсутствует.
Структура системы мониторинга рынка образовательных услуг ВПО на
региональном уровне, по мнению автора, выглядит следующим образом (рис.2).
Главной целью мониторинга рынка образовательных услуг высшего профессионального образования является полное и качественное удовлетворение информационных потребностей. В соответствии с главной целью при проведении такого мониторинга возможна постановка следующих задач:
- удовлетворение информационных потребностей самих вузов, предоставляющих образовательные услуги, а также работодателей, являющихся потребителями данных образовательных услуг;
- удовлетворение информационных потребностей государства, в частности, при формировании и обосновании регионального заказа вузам на подготовку специалистов высшей квалификации, в разработке национальных и региональных стратегий развития высшего профессионального образования;
- сокращение асимметрии между спросом и предложением на рынке труда и рынке образовательных услуг высшего профессионального образования.
Рис.2. Характеристика регионального мониторинга рынка образовательных услуг ВПО
При выполнении мониторинга рынка образовательных услуг необходимо определение его предмета и объекта, выявление субъектов исследования. В процессе осуществления мониторинг призван выполнять целый ряд функций, таких как информационная, оценочная, контрольная, прогностическая и управленческая. Можно предложить следующую схему мониторинга рынка образовательных услуг ВПО, построенную на основе таких принципов, как системность, комплексность, дифференцированность:
I. Подготовительный этап.
1) Определение цели исследования.
2) Постановка основных задач исследования.
3) Выбор объекта и предмета исследования.
4) Разработка программы проведения исследования.
5) Сбор и предварительная обработка информации для проведения мониторинга.
II. Основной этап.
1) Мониторинг факторов, оказывающих влияние на рынок образовательных услуг ВПО.
2.1) Мониторинг регионального рынка образовательных услуг ВПО:
а) исследование предложения на рынке образовательных услуг;
б) оценка деятельности отдельных вузов по различным направлениям работы;
в) изучение и оценка спроса населения на образовательные услуги;
г) выявление тенденций и особенностей развития рынка образовательных услуг;
д) оценка перспектив развития регионального рынка образовательных услуг.
2.2) Мониторинг регионального рынка труда:
а) общая оценка регионального рынка труда и его потребностей в специалистах высшей квалификации;
б) оценка соответствия спроса и предложения на рынке образовательных услуг спросу и предложению на рынке труда;
в) рекомендации по уменьшению асимметрии между спросом и предложением на рынке труда.
3) Обобщение результатов проведения мониторинга рынка образовательных услуг.
III. Заключительный этап.
1) Прогнозирование и определение перспектив развития.
2) Определение рекомендаций по развитию рынка образовательных услуг.
а) Разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков и использованию имеющихся резервов.
б) Контроль за выполнением разработанных мероприятий.
Предлагаемая методика требует соответствующей системы показателей, характеризующих стадии мониторинга. Предлагается следующая система показателей, характеризующих состояние и тенденции развития регионального рынка образовательных:
I. Мониторинг факторов рынка образовательных услуг ВПО.
1. Социально-демографические факторы: численность населения в регионе, естественный прирост и выбытие, половозрастной состав населения региона (которые являются потенциальными покупателями образовательных услуг ВПО), численность выпускников школ и среднеспециальных учебных заведений.
2. Экономические факторы: уровень денежных доходов населения региона, уровень развития региона, объем валовой продукции, специализация региона, уровень инфляции в регионе, развитие рыночной инфраструктуры в регионе.
3. Нормативно-правовые факторы: наличие законодательных, нормативных документов в области высшего профессионального образования и их соответствие требованиям рынка, наличие концепции
развития высшего профессионального образования в стране, регионе и т.д.
4. Политические факторы: характеристика политики государства и местных, региональных органов власти в области образования, в том числе высшего профессионального.
II. Мониторинг регионального рынка образовательных услуг ВПО.
1. Исследование предложения на рынке
образовательных услуг: число вузов в регионе, контингент, прием, выпуск специалистов в вузах региона, количество и виды специальностей в вузах региона, формы обучения в вузах региона, численность, состав и структура профессорско-преподавательского состава в вузах региона, материально-техническая база вузов, объем финансовых ресурсов
(бюджетных и внебюджетных) в вузах региона, уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава и т.д.
2. Оценка деятельности отдельных вузов
по различным направлениям работы: балльная оценка деятельности вузов по основным направлениям работы (учебная, учебно-методическая, научно-
исследовательская, воспитательная) и в целом работы вуза, оценка материально-технической базы вуза, обеспеченность студентов учебно-методическими материалами, библиотечными фондами, современными системами передачи информации, оценка организации досуга студентов, оценка квалификации профессорско-преподавательского состава.
3. Изучение и оценка спроса населения на образовательные услуги ВПО: оценка спроса абитуриентов на образовательные услуги ВПО в разрезе различных категорий (абитуриентов, имеющих среднее образование; абитуриентов, имеющих среднеспециальное образование; абитуриентов, уже имеющих высшее образование), структура спроса абитуриентов в разрезе отдельных специальностей, причины вы-
бора абитуриентами той или иной специальности и формы обучения.
4. Выявление тенденций и особенностей развития регионального рынка образовательных услуг ВПО: динамика численности обучающихся в разрезе отдельных специальностей, динамика численности студентов в разрезе отдельных форм и направлений обучения, тенденции развития рынка образовательных услуг ВПО, особенности развития рынка образовательных услуг ВПО.
5. Оценка перспектив развития регионального рынка образовательных услуг ВПО: прогноз общей численности студентов вузов в регионе, в том числе в разрезе отдельных вузов и отдельных специальностей, прогноз предложения на рынке образовательных услуг ВПО, прогноз спроса на рынке образовательных услуг ВПО, оценка перспектив развития спроса и предложения на рынке образовательных услуг ВПО с учетом условий внутренней и внешней среды.
III. Мониторинг регионального рынка труда.
1. Распределение занятого населения региона по отраслям экономики: структура экономически занятого населения региона, в т.ч. по основным отраслям и подотраслям экономики региона.
2. Уровень безработицы в регионе: общий уровень безработицы, уровень безработицы явный и скрытый, уровень безработицы в разрезе отдельных специальностей, количество безработных со средним, среднеспециальным, высшим образованием.
3. Спрос на специалистов высшей квалификации и степень его удовлетворения: потребность экономики региона в специалистах высшей квалификации в разрезе отдельных специальностей, степень соответствия спроса экономики региона в специалистах с высшим образованием их предложению на рынке образовательных услуг.
4. Трудоустройство выпускников: количество выпускников, трудоустроившихся в первые месяцы после окончания вуза, в том числе по специальности, количество выпускников вузов, работающих по специальности, количество (доля) выпускников, состоящих на учете в службе занятости, средняя продолжительность поиска выпускниками вузов первого места работы (по специальности, не по специальности); средний уровень заработной платы выпускников в первый год после окончания вуза и его соотношение со средним уровнем заработной платы по данной специальности в регионе.
Достоинством предлагаемой методики является ее универсальный характер, проявляющийся в возможности ее применения на уровне как отдельных регионов, так и страны в целом, а также тесная взаимосвязь мониторинга рынка образовательных услуг высшего профессионального образования с мониторингом рынка труда.
Результаты мониторинга рынка образовательных услуг ВПО (и в т.ч. регионального) необходимы для повышения эффективности принятия управленческих решений руководством ВУЗа по различным вопросам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Краковский К).М., Карнаухова В.К. Методы анализа и обработки данных для мониторинга регионального рынка образовательных услуг. М: 2007. -240 с.
2. Гохберг Л.М., Ковалева Н.В. Мониторинг экономики образования: цели, задачи, реализация // Вопросы статистики, 2004. №9. с.38-45.
3. Боровкова Т. И ., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования . Часть 1. Теоретические аспекты: - Владивосток : Изд -во Дальневосточного университета , 2004. - 150 с .
4. Ксенофонтова О.Л. Анализ состояния Ивановского рынка дополнительных образовательных услуг экономической направленности // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. Иваново, 2009. №4. с. 33-41.
Рукопись поступила в редакцию 15.03.2012.
METHODOLOGICAL ASPECTS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION MARKET MONITORING
O. Ksenofontova
In the article the term of monitoring with regard to educational market, its purposes and tasks are considered. Higher professional educational market monitoring scheme and also indicators system characterizing under consideration market are offered.
Key words: monitoring, education, educational market, higher professional education area.