Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-экономических условий развития системы профессионального образования, адаптированного к потребностям региональной экономики'

Совершенствование организационно-экономических условий развития системы профессионального образования, адаптированного к потребностям региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / REGIONAL LABOUR MARKET / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / HUMAN RESOURCES POTENTIAL OF THE REGION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КАДРОВ / PROFESSIONAL QUALIFICATION STRUCTURE OF THE FRAMES / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарская Елена Николаевна

Рассматриваются вопросы сложного процесса адаптации организационно-экономических условий системы профессионального образования к потребностям регионального рынка труда. Значительный рост количества вузов, программ, специализаций не может скрыть проблемы системы образования в России, ее организации, экономики и маркетинга. Недостаточная гибкость организационной структуры, государственных образовательных стандартов и программ высшего профессионального образования приводит к неэффективному использованию ресурсов и не позволяет гибко реагировать на потребности рынка труда («адаптировать» систему образования в соответствии с требованиями потребителей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусарская Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION ADAPTED TO THE NEEDS OF THE REGIONAL ECONOMY

The article considers the issues of a complex process of improving the organizational and economic conditions of the system of vocational education to the needs of the regional labor market. A significant increase in the number of universities, programs, specializations can't hide significant problems of the education system in Russia, its organization, Economics and marketing. Lack of flexibility of the organizational structure of the state educational standards and programs of higher professional education leads to inefficient use of resources and does not allow flexibility to respond to the needs of the labour market ("adapt" the education system in accordance with the requirements of the consumers).

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-экономических условий развития системы профессионального образования, адаптированного к потребностям региональной экономики»

2. Kalashnikova E.L. Tax risks: assessment and their financial consequences: autoref of dis. ... edging. econom. sciences: 08.00.10. Irkutsk, 2007, 21 p.

3. Karatayev A.S. Tax risks: identification, assessment, ways of decrease. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyiy universitet upravleniya). 2009, no. 23, pp. 169-173.

4. Korshunova M.V., How to avoid tax risks. Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2013, no. 4, pp. 105-111.

5. Tax code of the Russian Federation. Access mode: http://base .garant.ru/10900200/.

6. The order of Federal Tax Service of May 30, 2007 № MM-3-06/333 "About the approval of the Concept of system of planning of exit tax audits" (with changes and additions). Access mode: http://base .garant.ru/12153820/.

7. The letter of Federal Tax Service of 17.07.2013 of № AC-4-2/12722 "About work of the commissions of tax authorities on legalization of tax base". Access mode: http://www .garant.ru/hotlaw/federal/486663/.

© Галюкшова Т.В., Лучко Р.О., 2014

Авторы статьи:

Тамара Викторовна Галюкшова, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный институт сервиса, e-mail: tamara_nalog@mail.ru;

Роман Олегович Лучко, студент, Омский государственный институт сервиса, e-mail: luchano55@mail.ru.

Рецензенты:

A.Е. Миллер, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;

B.Л. Рачек, кандидат экономических наук, профессор, Омский государственный институт сервиса.

УДК 331.1

Е.Н. Гусарская

Омский государственный технический университет

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АДАПТИРОВАННОГО К ПОТРЕБНОСТЯМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Рассматриваются вопросы сложного процесса адаптации организационно-экономических условий системы профессионального образования к потребностям регионального рынка труда. Значительный рост количества вузов, программ, специализаций не может скрыть проблемы системы образования в России, ее организации, экономики и маркетинга. Недостаточная гибкость организационной структуры, государственных образовательных стандартов и программ высшего профессионального образования приводит к неэффективному использованию ресурсов и не позволяет гибко реагировать на потребности рынка труда («адаптировать» систему образования в соответствии с требованиями потребителей).

Ключевые слова: региональный рынок труда, кадровый потенциал региона, профессионально-квалификационная структура кадров, рынок образовательных услуг, система профессионального образования.

Развитие современной России характеризуется глобальными преобразованиями, затронувшими все области экономического развития нашего государства. Нацелены эти преобразования на то, чтобы совершенствовать различные отрасли промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы. Система подготовки кадров должна соответствовать современным требованиям регионального рынка труда и при этом быть более эластичной, чтобы отвечать изменяющимся требованиям экономики.

Являясь неотъемлемой частью регионального рынка, рынок образовательных услуг образует сложную социально-экономическую подсистему, уровень развития которой во многом определяет эффективность функционирования всей региональной экономики. Обеспечение экономики региона квалифицированными кадрами предполагает создание насыщенного рынка образовательных услуг и развитие конкурентной образовательной среды. Недостаточная гибкость организационной структуры, государственных образовательных стандартов и

программ высшего профессионального образования приводит к неэффективному использованию кадров и не позволяет гибко реагировать на потребности рынка труда («направлять» систему подготовки кадров в соответствии с требованиями потребителей).

Вузы концентрируют свою деятельность на изучении и прогнозировании актуальных потенциальных потребностей рынка труда, анализе текущего и перспективного социально-экономического развития региона, мониторинге рынка образовательных услуг. Результаты исследований позволяют вузам определять стратегические направления своего развития, содействовать устранению дисбаланса между потребностями рынка труда и возможностями рынка образовательных услуг.

Сложившаяся система образования России не решает задачи развития интеллектуального потенциала малых городов. Доля людей с высшим образованием, проживающих в малых городах и населенных пунктах, значительно ниже, чем в целом по стране. Причина этого явления заключается в том, что молодые люди для получения высшего образования вынуждены уезжать в крупные города, областные центры в своем регионе или за его пределами. После окончания техникумов и вузов только незначительная часть выпускников возвращается на свое место жительства.

Ежегодный «кадровый» прирост составляет 29-35 тыс. человек (или не более 4% из 860 тыс. выпускников, попадающих на рынок труда). Конечно, в промышленность приходит еще некоторое количество людей без высшего образования, однако их число постепенно уменьшается.

Влияние оказывают естественная убыль населения и процессы старения (выход на пенсию). Ежегодно на пенсию из инженерно-технической сферы отправляется около 13,6 тыс. человек [1].

Квалифицированные специалисты уезжают за рубеж, не найдя достойного применения своих знаний дома. Конечно, по сравнению с 90-ми годами прошлого века отток специалистов из страны значительно сократился. По данным официальной статистики, в 2010 г. страну покинуло 33 тыс. человек против почти 233 тыс. в 1997 г. И если это действительно так, масштабы процесса поражают: общее количество уезжающих соизмеримо с «естественным» притоком и оттоком людей во всей инженерно-технической сфере, в образование специалистов при этом вкладывались средства.

Эмиграция образованных и талантливых людей из страны происхождения в третью страну по таким причинам, как конфликты или недостаток перспектив и возможностей, оказывает негативное влияние и на состояние хозяйственных комплексов страны. Отсутствие квалифицированных кадров обусловливает снижение инвестиционной привлекательности малых городов, ограничивает развитие предпринимательства, что порождает негативные социальные последствия. В пользу массового отъезда специалистов говорит официальная статистика, к примеру, США, где достаточно серьезно относятся к «полезности» эмигрантов для экономики страны. За 2011 г. разрешения на постоянное проживание в США получили 8,5 тыс. россиян, без учета подобных данных для европейские стран, Канады и т.д. [1].

Российский рынок труда еще недостаточно хорошо организован, завершается формирование устойчивой и адекватной его природе инфраструктуры, призванной представлять достаточную по степени охвата и качеству показателей информацию о спросе на рабочую силу, необходимую для организации работы по обеспечению занятости в границах официального рынка труда [2].

Все вышесказанное приводит к необходимости анализа организационно-экономических аспектов, влияющих на процесс подготовки квалифицированных кадров, а также поиска эффективного механизма участия работодателей в определении задач и оценке результатов деятельности высших учебных заведений.

Названные проблемы в современных условиях являются весьма значимыми для всех российских регионов, даже весьма благополучных и преуспевающих, например, таких как

Калужская область - территория инновационного развития. В последние годы Калужская область наращивает экономическое развитие и привлекает ряд международных стратегических инвесторов, последовательно развивает свой производственный и научный потенциал и на этой прочной основе реализует социальные программы. Калужская область занимает лидирующие позиции в различных инвестиционных рейтингах, является лидером среди российских регионов по темпам промышленного роста и по объему инвестиций на душу населения. На основе инвестированного в экономику области иностранного капитала активно открываются новые предприятия различной отраслевой направленности, которые генерируют новые рабочие места. Устойчивое развитие экономики является залогом социального благополучия и повышения качества жизни населения области. Экономический рост, привлечение инвестиций в региональную экономику, рост промышленного и сельскохозяйственного производства, повышение реальных доходов населения обеспечили высокий рейтинг инновационного потенциала Калужской области среди регионов Российской Федерации.

Сегодня модернизация общества предполагает переход от общества индустриального к обществу информационному, в котором процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образования. Революционные достижения в области информации и связи, формирование новых потребностей населения по отношению к содержанию и технологиям образования, сосредоточие научно-технических центров в крупных городах при низком уровне мобильности населения стали объективными факторами появления концепции открытого образования.

Проблема подготовки кадров высшей квалификации, необходимых для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований (транспорта, связи, энергетики, машиностроения и др.), наиболее эффективно решается при условии интеграции вузов, использовании современных информационных и образовательных технологий, что позволяет также сократить издержки для всех участников экономических отношений, представленных на рынке образовательных услуг.

Принятие нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» задало новые векторы развития системы профессионального образования и профессионального обучения. Система подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций охватывает область образования, включающую реализацию образовательных программ, результаты подготовки по которым соответствуют с 1-го по 6-й уровень квалификаций для разработки профстандартов:

- программы начального профессионального обучения (профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка по профессиям рабочих (служащих);

- программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и программы подготовки специалистов среднего звена (образовательные программы среднего профессионального образования);

- практико-ориентированные программы бакалавриата (образовательные программы высшего образования) [2].

Система начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) включает государственный и негосударственный секторы. При этом подготовка рабочих кадров с начальным профессиональным образованием осуществляется только в государственных образовательных учреждениях.

Государственный сектор системы подготовки представляет собой разветвленную сеть, включающую: 54444 государственных образовательных учреждения (в том числе 1719 образовательных учреждений НПО и 2725 образовательных учреждений СПО); 200 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих программы НПО и СПО (в том числе 33 высших учебных заведения, реализующих про-

граммы НПО, и 179 высших учебных заведений, реализующих программы СПО, а также 1065 образовательных учреждений СПО, реализующих программы НПО). Общий контингент обучающихся составляет 3138,5 тыс. человек, в том числе в учреждениях НПО обучается 472,4 тыс. человек; учреждениях СПО - 1984,4 тыс. человек; в высших учебных заведениях по программам НПО обучается 9,9 тыс. человек; в высших учебных заведениях по программам СПО обучается 337,1 тыс. человек; в образовательных учреждениях СПО по программам НПО - 334,7 тыс. человек.

Всего во всех видах государственных образовательных учреждений по программам НПО обучается 817,0 тыс. человек, по программам СПО - 2319,1 тыс. человек. В 2012 г. на программы НПО принято 451,1 тыс. человек, на программы СПО - 729,0 тыс. человек, что в целом составило 1180,1 тыс. человек [3].

В государственном секторе выпуск по программам НПО и СПО в 2012 г. составил 965,7 тыс. человек, из них по программам НПО - 435,9 тыс. человек; по программам СПО -530,2 тыс. человек. Государственные образовательные учреждения профессионального образования занимают преобладающее место в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена.

В негосударственном секторе осуществляется подготовка специалистов среднего звена в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также подготовка рабочих кадров по краткосрочным программам профессиональной подготовки на базе учебных центров корпораций. Всего функционирует 256 негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с общим контингентом 102,7 тыс. человек и 16 структурных подразделений высших учебных заведений, реализующих программы СПО, с общим контингентом 3,3 тыс. человек. За последние 5-7 лет в государственной системе подготовки рабочих кадров наблюдается тенденция ежегодного сокращения числа учреждений, сокращения приема и численности выпускников учреждений НПО и СПО. На ситуацию влияет как неблагоприятный демографический тренд, обусловленный снижением рождаемости в 1990-х годах, так и смещение общественных предпочтений в части выбора образовательной траектории в пользу высшего образования.

Финансирование системы начального профессионального и среднего профессионального образования осуществляется следующим образом: в 2012 г. консолидированный бюджет НПО и СПО составил 188659,0 млн руб. [3].

При росте консолидированного бюджета НПО и СПО в абсолютном значении на 8,3% доля консолидированного бюджета НПО и СПО в общем объеме консолидированного бюджета на образование сократилась с 9,7% в 2008 г. до 7,4% в 2012 г. В период с 2010 по 2012 г. произошла передача большинства федеральных образовательных учреждений НПО и СПО на региональный уровень, в связи с чем наблюдается тенденция увеличения доли бюджета субъектов Российской Федерации в общем объеме консолидированного бюджета НПО и СПО. Если в 2006 г. доля федерального бюджета Российской Федерации в общем объеме консолидированного бюджета НПО и СПО составляла 39,5%, то в 2011 г. она составляет 26,5%. Также в последние пять лет проводится активная реструктуризация сети учреждений НПО и СПО, что привело к перераспределению объемов консолидированных бюджетов НПО и СПО в сторону увеличения на 17,3% доли консолидированного бюджета СПО [3].

По данным исследований, средний годовой бюджет одного образовательного учреждения системы СПО находится в пределах от 50 до 100 млн руб. Согласно экспертным оценкам, среднестатистическая структура бюджета образовательного учреждения СПО распределена следующим образом: 70-90% - бюджет субъекта Российской Федерации, 10-20% -средства работодателей, 5-10% - собственные средства. Таким образом, на фоне роста общего объема средств, направляемых из бюджетов разных уровней в сферу образования, и наряду с тенденцией к росту абсолютных объемов финансирования имеются признаки снижения доли расходов на НПО и СПО в консолидированном бюджете на образование. Наиболее бы-

стрыми темпами происходит снижение расходов на НПО, что связано со структурными изменениями в системе профессионального образования. Основную нагрузку по финансированию НПО и СПО продолжают нести бюджеты разных уровней государственного управления, а потенциал внебюджетного финансирования, в том числе за счет средств работодателей, используется недостаточно.

Трудоустройство выпускников и призыв в Вооруженные силы Российской Федерации. В 2012 г. распределение по каналам занятости выпускников системы профессионального образования очной формы обучения характеризуется следующими пропорциями: 7% устроились на работу, из них 54% выпускников с СПО, 55% выпускников с НПО (с 2009 по 2012 г. этот показатель уменьшился на 2% в СПО и на 5% в НПО); призваны на военную службу 17% выпускников с СПО, 22% выпускников с НПО; продолжили обучение 19% выпускников с СПО, 13% выпускников с НПО; находятся в отпуске по уходу за ребенком 3% выпускников с СПО, 5% выпускников с НПО. В целом отмечается относительно высокий уровень занятости выпусков системы профессионального образования как уровня НПО, так и СПО, который за последние годы составляет не ниже 90%, чему способствовали принимаемые меры по корректировке структуры и объемов подготовки, содействия трудоустройству выпускников (создание специализированных служб содействия трудоустройству на базе образовательных учреждений профессионального образования, организация стажировок выпускников, профориентационная работа и т.п.). Важным моментом, продолжающим активно влиять на процесс трудоустройства выпускников, является их призыв на срочную службу в ряды Вооруженных сил Российской Федерации. В учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена, работает:

- в НПО - 185,5 тыс. штатных работников, в том числе руководящих работников 19,1 тыс. человек, педагогических работников 86,5 тыс. человек, мастеров производственного обучения 42,1 тыс. человек;

- в СПО - 342,3 тыс. человек, в том числе руководящих работников 26,9 тыс. человек, преподавателей 136,3 тыс. человек, мастеров производственного обучения 11,7 тыс. человек. В расчете на одного преподавателя в учреждениях НПО приходится 10 человек, в СПО -12 человек обучающихся. Практически все 100% преподавателей в учреждениях СПО, а в учреждениях НПО 87,7% преподавателей и 36,0% мастеров производственного обучения имеют высшее профессиональное образование. В системе начального профессионального и среднего профессионального образования работает около 200 докторов наук и 4,3 тыс. кандидатов наук [3].

Одной из проблем кадрового обеспечения профессионального образования является старение педагогических кадров. Особенно остро она обозначилась в учреждениях НПО, где основную долю составляют преподаватели и мастера производственного обучения в возрасте от 36 до 59 лет (65%), а около 11,5% составляют преподаватели и мастера производственного обучения свыше 60 лет. В учреждениях СПО основную долю составляют преподаватели в возрасте от 40 до 59 лет (49,2%), 6,6% преподавателей находятся в возрасте старше 65 лет, доля молодых работников (до 30 лет) составляет 13,8%. Приток молодых преподавателей, в том числе из сферы производства, существенно сдерживается из-за отставания заработной платы работников сферы профессионального образования от средних показателей по заработной плате субъектов Российской Федерации [4].

Материально-техническая база профессионального образования, наличие соответствующих условий для организации учебного и воспитательного процессов, доступность современного учебно-производственного и учебно-лабораторного оборудования имеют первостепенное значение для формирования профессиональных компетенций выпускников, востребованных работодателем. За последние годы государственные средства на обновление материально-технической базы образовательных учреждений НПО и СПО были реализованы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в рамках реализации регио-

нальных комплексных программ развития профессионального образования. Однако в силу естественного физического износа по состоянию на конец 2012 г. находились в аварийном состоянии или требовали капитального ремонта около 22,0% от общего числа зданий, используемых образовательными учреждениями СПО. Общее количество образовательных учреждений НПО, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, составляет порядка 25,0%. Около 6,0% образовательных учреждений НПО и СПО не располагают медицинскими пунктами, четверть учебных заведений НПО и СПО не имеют столовой или буфета, у 27,0% учреждений нет спортивной площадки. Имеют здания общежитий 65,3% образовательных учреждений СПО и 54,2% образовательных учреждений НПО. При этом общее количество образовательных учреждений НПО и СПО, общежития которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, составляет около 32,7% от общего количества образовательных учреждений. В целом анализ ситуации показывает, что в существенном улучшении и обновлении нуждаются учебное оборудование, материально-техническая база учреждений и состояние студенческих общежитий, что, в свою очередь, требует отработки целевых решений, направленных на развитие государственно-частного партнерства и увеличение инвестиционной привлекательности сферы профессионального образования [4].

Важными являются также анализ специфики функционирования регионального рынка образовательных услуг как социально-экономической подсистемы региональной экономики во взаимодействии с рынком труда, обоснование роли горизонтальной интеграции вузов, необходимости использования современных образовательных и информационных технологий в решении проблем обеспечения экономики региона высококвалифицированными кадрами. Актуально решение проблемы несоответствия между возможностями региональной системы профессионального образования и потребностями в кадрах высшей квалификации.

Сама необходимость совершенствования и модернизации методов обучения определяется, прежде всего, объективными тенденциями развития образования, к которым относятся смена целевых установок, диверсификация (в организации, в методологии и методике, в технологии, в контроле знаний), индивидуализация, интенсификация, компьютеризация, креати-визация, цикличность и многоступенчатость, непрерывность и пожизненность, опережающий характер, возрастание роли качества и интернационализация. Следовательно, эффективные технологии образовательного процесса должны соответствовать этим тенденциям.

В числе основных проблем рынка труда Омской области можно назвать дефицит рабочей силы в отдельных видах экономической деятельности. Рынок труда в ближайшей перспективе может столкнуться с сокращением предложения рабочей силы в связи с продолжающейся тенденцией снижения численности населения трудоспособного возраста, низким притоком молодежи в трудовые ресурсы по сравнению с численностью лиц, выбывающих из трудоспособного возраста.

В ближайшее пятилетие ожидается увеличение спроса работодателей Омской области на рабочую силу, что связано с модернизацией экономики Омской области, реализацией на территории Омской области инвестиционных проектов. Потребность в квалифицированных кадрах испытывают предприятия промышленности, строительства, транспорта и связи, а также организации бюджетной сферы, особенно учреждения здравоохранения в муниципальных районах Омской области [5].

В 2013-2017 гг. в условиях сложившейся демографической ситуации и экономического развития Омской области прогнозируется дальнейшее увеличение потребности в рабочей силе. Вместе с тем, переход к инновационной экономике (реструктуризация и диверсификация экономики) будет означать изменение сложившейся структуры занятости населения, что будет сопровождаться дальнейшим сокращением неэффективных рабочих мест, расширением занятости в сфере услуг и возникновением новых направлений занятости. В связи с этим в

Омской области прогнозируется увеличение потребности в рабочей силе, особенно в производственных отраслях [5].

По сравнению с предыдущим учебным годом число студентов в Омской области увеличилось на 3%. В негосударственных высших учебных заведениях число студентов значительно меньше - 8,2 тыс. человек, из которых всего 3,8 тыс. обучаются на дневных отделениях [5].

В промышленности постоянно высокая потребность в кадрах наблюдается на фоне явного снижения предложения рабочей силы. Наиболее востребованными остаются рабочие профессии: оператор автоматических и полуавтоматических линий, токарь, наладчик технологического оборудования, слесарь-ремонтник, сборщик верха обуви, укладчик изделий, швея, рамщик, станочник деревообрабатывающих станков и др.

Наблюдается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в строительстве. Вследствие этого отмечается дефицит работников следующих специальностей: штукатур, каменщик, маляр, бетонщик, плотник, облицовщик-плиточник, арматурщик, стропальщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций. Дефицит рабочей силы испытывают организации в сфере транспорта и связи.

Наиболее востребованными профессиями рабочих, специальностями инженерно-технических работников и служащих, вакансии которых не закрываются в полном объеме лицами из числа местного населения, являются:

1) врач-специалист, средний медицинский персонал (здравоохранение);

2) инженер (технолог, конструктор), токарь, токарь-расточник, оператор автоматических и полуавтоматических линий станков и установок (в том числе на линиях по деревообработке), наладчик технологического оборудования, электрогазосварщик, электросварщик ручной сварки, электрик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-ремонтник и пр. (обрабатывающие производства);

3) штукатур, маляр, рамщик, каменщик, плотник, бетонщик, облицовщик-плиточник (строительство);

4) водитель автомобиля, слесарь по ремонту автомобилей, машинист экскаватора (транспорт);

5) повар, пекарь, кондитер, швея (сфера обслуживания);

6) ветеринарный врач, зоотехник, механизатор, доярка, тракторист, рабочий по уходу за животными (сельскохозяйственное производство) [6].

С учетом имеющихся проблем возникает необходимость реализации на территории Омской области комплекса мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающего системный подход к решению проблемы обеспечения экономики Омской области трудовыми ресурсами и снижения миграционного оттока в Омской области программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении поставленных задач [5].

Целевые программы подготовки квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики в Омской области могут разрабатываться по следующим направлениям.

1. Разработка регламента формирования заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики края путем формирования отраслевых заказов. Отраслевые заказы в виде программ должны стать условием участия работодателей в модернизации начального профессионального образования и опережающего удовлетворения их потребностей в квалифицированных рабочих кадрах.

2. Создание условий, обеспечивающих управление формированием квалификационных требований и процедурами оценивания соответствия подготовки выпускников этим требованиям. На начальном этапе реализации программы могут создаваться отраслевые координационные советы, разрабатываться нормативные и методические документы по организации производственного обучения на учебных участках предприятий с предоставлением мест практики на современных технике и оборудовании.

3. Модернизация образовательных программ, учебно-лабораторной и социально-бытовой базы региональных и государственных образовательных учреждений начального профессионального образования.

4. Создание условий для трудоустройства, адаптации и дальнейшего профессионального роста выпускников, в том числе формирование с участием работодателей механизмов поддержки молодых рабочих - выпускников государственных образовательных учреждений начального профессионального образования и их закрепление на рабочих местах. Создание условий для возникновения организационных структур в составе региональных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, выполняющих маркетинговые функции.

5. Совершенствование профориентационной работы, в том числе мониторинг социально-психологических и профессиональных намерений молодежи и анализ факторов, влияющих на их формирование; внедрение методов профессиональной диагностики в школах региона, совершенствование технологий информационного обеспечения, активное использование возможностей средств массовой информации; развитие системы пропаганды рабочих профессий, востребованных в регионе, использование потенциала работодателей в этом вопросе.

Библиографический список

1. Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2013 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.

2. . Патласов, О.Ю. Маркетинговое управление рынком труда / О.Ю. Патласов. - 2-е изд., доп. и пере-раб. - Омск : ОмГАУ-ОГИ, 2006. - 944 с.

3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. 21.07.2014 г.).

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р).

5. Паспорт государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы.

6. Постановление Правительства Омской области от 28 августа 2013 г. № 201-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013-2017 годы)».

E.N. Gusarskaya Omsk State Technical University IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT

OF VOCATIONAL EDUCATION ADAPTED TO THE NEEDS OF THE REGIONAL ECONOMY

The article considers the issues of a complex process of improving the organizational and economic conditions of the system of vocational education to the needs of the regional labor market. A significant increase in the number of universities, programs, specializations can't hide significant problems of the education system in Russia, its organization, Economics and marketing. Lack of flexibility of the organizational structure of the state educational standards and programs of higher professional education leads to inefficient use of resources and does not allow flexibility to respond to the needs of the labour market ("adapt" the education system in accordance with the requirements of the consumers).

Key words: regional labour market, human resources potential of the region, professional qualification structure of the frames, the market of educational services, vocational education and training system.

References

1. Zanjatost' i bezrabotica v Rossijskoj Federacii v dekabre 2013 goda (po itogam obsledovanij naselenija po problemam zanjatosti). Mode of access: www.gks.ru.

2. Patlasov O.Ju. Marketingovoe upravlenie rynkom truda. 2-e izd., dop. i pererab. Omsk, OmGAU-OGI, 2006.

944 p.

3. Rossijskaja Federacija. Zakony. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2012 goda № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (v red. 21.07.2014 g.).

4. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovanija" na 2013-2020 gody (utv. rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 15 maja 2013 g. № 792-r).

5. Pasport gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovanija" na 2013-2020 gody.

6. Postanovlenie Pravitel'stva Omskoj oblasti ot 28 avgusta 2013 goda № 201-p Ob utverzhdenii dolgosrochnoj celevoj programmy Omskoj oblasti "Okazanie sodejstvija dobrovol'nomu pereseleniju v Omskuju oblast' sootechestvennikov, prozhivajushhih za rubezhom (2013-2017 gody).

© Гусарская Е.Н., 2014

Автор статьи - Елена Николаевна Гусарская, доцент, аспирант, Омский государственный технический университет, e-mail: Vivfgfgf99@yandex.ru.

Рецензенты:

А.И. Ридченко, доцент, кандидат экономических наук, Омская гуманитарная академия;

Н.К. Иванкин, доцент кафедры «Организация и управление наукоемкими производствами» Омского государственного технического университета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 379.84

Гусейнов Шахин Рагим оглы Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

г. Москва

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНО-РОССИЙСКИХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Раскрываются проблемы и перспективы отношений Азербайджана и России в сфере туризма на современном этапе. Автор представляет анализ российско-азербайджанского туристического потока по целям визита, дает обобщенную характеристику области взаимодействия двух стран и рассматривает основные направления совершенствования азербайджано-российских отношений. Ключевые слова: туристический сектор Азербайджана, Россия, азербайджано-российские отношения, туристический поток, туристический поток по целям визита, визовый режим.

После распада Советского Союза и образования новых независимых государств Кавказский регион, долгое время считавшийся периферией мировой политики, оказался в фокусе внимания не только соседних стран, но и влиятельных участников международных процессов. Бывшие республики советского Закавказья в одночасье стали субъектами международного права, обозначили собственные национальные интересы и внешнеполитические приоритеты. Образование независимых государств на юге Кавказа сопровождалось поиском новых механизмов обеспечения региональной безопасности и нового формата международного сотрудничества.

Для понимания всей сложности политической динамики постсоветского Кавказа крайне важным представляется рассмотрение двусторонних российско-азербайджанских отношений1.

Взаимоотношения Азербайджана и России на современном этапе находятся в устойчивом состоянии и продолжают последовательно развиваться по восходящей линии2.

Одной из ключевых сфер взаимодействия Азербайджана и России является область образовательных и гуманитарных проектов. Наиболее перспективной на сегодняшний день областью является туризм. Стороны осуществляют сотрудничество в рамках Совета по туризму государств - участников СНГ и Всемирной туристской организации. В этой сфере заложен огромный потенциал, который должен раскрываться по мере развития комплексных отношений между странами.

В связи с этим в Москве открылось представительство Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики. Данное решение стало стратегическим шагом, который

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.