Научная статья на тему 'Принципы и тенденции инновационного преобразования региональных систем профессионального образования'

Принципы и тенденции инновационного преобразования региональных систем профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / PROFESSIONAL EDUCATION / REGIONALIZATION OF EDUCATION / INNOVATION DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голышев Игорь Геннадьевич

На основе анализа региональных систем профессионального образования определены факторы, обуславливающие необходимость их инновационных изменений. Сформулированы общие тенденции инновационного преобразования профессиональной школы, свойственные большинству российских регионов. Анализ общих и специфических тенденций инновационных изменений в региональных системах профессионального образования позволил установить основные принципы, на которых базируются данные процессы: принцип проектирования, принцип открытости и общественного участия, принцип субсидиарности, принцип устойчивости, принцип креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голышев Игорь Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of regional professional education systems has defined the factors stipulating the need in their innovation changes. General tendencies of professional school innovation reforms, which are characteristic for the majority of Russian regions, have been formulated. The analysis of general and specific tendencies of innovation changes in regional professional education systems has made it possible to define the main principles, upon which the mentioned processes are based. These principles are projecting principle, openness and public participation principal, subsidiary principle, steadiness principle, creativity principle. Quantitative and qualitative indicators of innovation development of regional professional education systems have been offered.

Текст научной работы на тему «Принципы и тенденции инновационного преобразования региональных систем профессионального образования»

6. Чуменко Е.В. Психологическая 7. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Эти-

практика в школе // Вестник практической мологический словарь русского языка. -

психологии образования. - 2006. - № 3(8). - М., Прозерпина, 1994. - 400с. с. 77-84.

ПРИНЦИПЫ И ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.Г. Голышев

На основе анализа региональных систем профессионального образования определены факторы, обуславливающие необходимость их инновационных изменений. Сформулированы общие тенденции инновационного преобразования профессиональной школы, свойственные большинству российских регионов. Анализ общих и специфических тенденций инновационных изменений в региональных системах профессионального образования позволил установить основные принципы, на которых базируются данные процессы: принцип проектирования, принцип открытости и общественного участия, принцип субсидиарности, принцип устойчивости, принцип креативности.

Ключевые слова: профессиональное образование, регионализация образования, инновационное развитие, педагогические принципы

Principles and tendencies of innovation changes in regional professional education systems. The analysis of regional professional education systems has defined the factors stipulating the need in their innovation changes. General tendencies of professional school innovation reforms, which are characteristic for the majority of Russian regions, have been formulated. The analysis of general and specific tendencies of innovation changes in regional professional education systems has made it possible to define the main principles, upon which the mentioned processes are based. These principles are projecting principle, openness and public participation principal, subsidiary principle, steadiness principle, creativity principle. Quantitative and qualitative indicators of innovation development of regional professional education systems have been offered.

Key words: professional education, regionalization of education, innovation development, pedagogical principles.

Переход к инновационной экономике изменяет роль профессиональной школы, выдвигая новые требования к качеству образовательных услуг. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческо-

го капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества

образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Сфера профессионального образования Российской Федерации находится на этапе реформирования, главной целью которого является создание механизма его устойчивого развития и обеспечение качественной подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами. Международный опыт и современная российская практика свидетельствуют, что достижение этих целей возможно только путем реализации новых управленческих и образовательных технологий. Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий [1].

Инновации в образовании - это актуальные и системные нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения. Понятие «инновационная деятельность» применительно к развитию современного образования может быть рассмотрено как целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Инновации в системе российского образования имеют закономерный характер, их содержание, формы и способы осу-

ществления зависят как от глобальных проблем развития человечества, так и от социально-экономических, правовых, духовных и политических процессов реформирования российского общества.

Новизна тех изменений, которые осуществляют субъекты образования разных уровней, относительна: прослеживается явная преемственность с тем, что уже было ранее, хотя, конечно, переосмысленное с современных позиций. Анализ хода инноваций во многих регионах страны показывает их цикличный, колебательный, спиралевидный характер. Инновационный процесс развивается по диалектической спирали, начиная с первого этапа, но на другом качественном уровне.

Инновационные процессы в образовательном пространстве оцениваются нами комплексно, исходя из понятия педагогической или образовательной системы (цель, обучающие, обучаемые, технология, содержание, формы и методы, средства, результат). Мы считаем, что системообразующими факторами инновационной педагогической или образовательной системы являются принципы единства целей и индивидуализации обучения, а также информационные средства и технологии. Результаты изучения особенностей функционирующей системы высшего образования на этапе констатирующего исследования позволили выделить факторы, обуславливающие необходимость инновационных изменений. К их числу относятся:

- преобладание традиционных форм и методов обучения без учета современных условий модернизации образования;

- отсутствие механизмов управления инновационными процессами;

- отсутствие опыта инновационной деятельности в условиях конкуренции между образовательными учреждениями;

- недостаточный учет формирования рыночных отношений в сфере образования; недостаточное финансирование;

- разрыв между правовой базой, принимаемыми управленческими решениями и их практической реализацией в сфере образования.

Данные факторы, будучи в целом общими для большинства регионов, имеют порой ярко выраженную региональную специфику. Соответственно, деятельность по их устранению определяет общие и специфические тенденции инновационного преобразования региональных систем профессионального образования.

Анализ инновационных научных педагогических теорий позволил выделить следующие закономерности инновационных процессов в образовательном пространстве:

- относительность, цикловая повторяемость инноваций; обусловленность инноваций социально-экономическими изменениями в обществе;

- первенство практики по отношению к теоретическому обоснованию инноваций; инновация появляется в практической деятельности, по-настоящему закрепляясь в следующих за ней теоретических обоснованиях;

- обусловленность инноваций в образовании изменениями в общенаучной картине мира; творцами образовательных инноваций всегда были и остаются педагоги-практики, ежедневно соприкасающиеся с научной мыслью и, следовательно, испытывающие на себе ее влияние.

Общими тенденциями инновационного преобразования региональных систем профессионального образования мы полагаем следующие.

Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Интеграция и интернационализация образования формируют открытый рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют высокотехнологичные образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. В первую очередь, речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании [2].

Развитие государственного и негосударственного образования, основанного на новых информационных технологиях, требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института. Институциональные основы новой системы образования связаны с развитием современных тенденций в образовательной деятельности.

К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов

цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Диверсификация проявляется в расширении разнообразных подходов к содержанию образования, с развитием новых дисциплин и специальностей, форм обучения, методов и технологий образования [3]. На этой основе возникает новое качество специальностей и дисциплин, методов и технологий в управлении образованием. Диверсификация образования проявляется в различных его характеристиках - организации, методологии, методике, технологии, контроле знаний.

Не менее важной тенденцией является индивидуализация обучения, нацеленная на то, чтобы перейти от сложившейся в прошлом системы единообразного обучения для всех к современному качественному образованию для каждого. Такой подход может быть осуществлен посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей. В условиях индивидуального обучения значительное внимание отводится развитию умения самостоятельно учиться, способности самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

В условиях индивидуализации обучения современное образование должно быть непрерывным. Необходимость непрерывного образования обусловлена как потребностью человека к постоянному пополнению знаний в течение своей профессиональной де-

ятельности, так и прогрессом науки и техники. Непрерывное образование -это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни и в различных сферах деятельности, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.

Интенсификация образования оказывается необычайно востребованным процессом в условиях резкого увеличения потока информации. В связи с этим в системе образования появляется механизм интенсификации знаний, основанный на новых методах информационного и методического обеспечения, структуры образовательной программы, комфортности условий получения образования [4].

Говоря о специфических тенденциях инновационного преобразования региональных систем профессионального образования, необходимо выстроить общую классификацию регионов. Выглядит она, по нашему мнению, следующим образом:

- «столичный» регион - область с высоким коэффициентом социально-экономического развития, характеризующаяся высокой текучестью кадров, большим количеством незанятых вакансий на рынке труда и значительным числом элитных в общегосударственном масштабе высших учебных заведений. Местная система высшего образования в принципе неспособна удовлетворить потребности соответствующего рынка труда в силу его высокой динамики и опережающего развития. Такой регион активно привлекает кадры из регионов других типов, и отличается высокой стихийностью взаимодействия региональных рынков

труда и образовательных услуг, а также высокой степенью инновационной активности;

- «провинциально-столичный» регион - обладает крупным социально-экономическим потенциалом и высокими темпами развития, ярко выраженная экономическая специализация не препятствует комплексной динамике региона в целом, региональная система высшего образования способна полностью удовлетворить спрос на региональном рынке труда. Может обмениваться кадрами и образовательными услугами с регионами двух других типов. Инновационная активность стабильна и представлена широким спектром направлений, однако темпы ее развития не всегда высоки;

- «провинциальный» регион -область со сниженным производственным потенциалом, имеющая одну - две доминирующие отрасли при проблемном развитии остальных. Региональная система высшего образования производит избыточное по отношению к потребностям регионального рынка труда количество выпускников. Соответственно, такой регион редко принимает, обычно отдает кадры в регионы двух первых типов; при этом отток специалистов, не обязательно лучше образованных, но наиболее динамичных и пассионарных, стабилизирует местную социальную обстановку. Близость к столичным регионам усиливает эту тенденцию. Инновационная активность локализована в единичных направлениях, что в ряде случаев обеспечивает высокие темпы ее развития.

К первой группе относятся лишь два российских региона - города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. В нашем исследовании основной акцент делается на регионы второго

и третьего типов в силу их наибольшей распространенности и значимости для развития страны в целом, а также принадлежностью к Поволжью. Из числа проанализированных нами образовательных систем субъектов Российской Федерации ко второму типу относятся Нижегородская область и Республика Татарстан, к третьему - Республика Марий Эл и Чувашская Республика.

Специфическими тенденциями инновационного преобразования региональных систем профессионального образования являются следующие:

тенденции, характерные для категории «провинциально-столичных» регионов:

- кластеризация профессиональной школы. Образовательный кластер -совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. В то же время образовательный кластер является одной из эффективных неклассических практико-ориентированных форм организации профессиональной подготовки компетентных специалистов. Поскольку кластерное обучение является сравнительно новым направлением в профессиональной педагогике, его внедрение в процесс подготовки требует определения педагогических условий и экспериментальной проверки эффективности формирования компетентного специалиста;

- системное ресурсное обеспечение инноваций. Инновационные образовательные учреждения в реалиях сегодняшнего дня стремятся институционально закрепить инновационную деятельность и весь образовательный функционал с ним связанный. Задача эта возникает прежде всего в поисках ре-

сурсного обеспечения инновационной деятельности в рамках бюджетного финансирования. Соответственно, именно ресурсное обеспечение инновационной деятельности может стать источником мотивации разворачивания сетевого взаимодействия инновационных образовательных учреждений. Обеспечение такого ресурса на региональном уровне может существенно повлиять на наращивание инновационного потенциала в регионе и продвижение успешных образовательных практик с целью повышения качества образования. Распределение этого ресурса наиболее эффективно на конкурсной основе. Рамки конкурса позволяют позиционировать инновационные сетевые ориентиры и требования к современным образовательным программам под ресурсное обеспечение, тем самым получая конкурентно способные образовательные продукты, под реализацию приоритетных региональных задач;

- интеграция учреждений профессиональной школы. Институционально-интеграционные процессы происходят достаточно активно: именно в «провинциально-столичных» регионах идет формирование федеральных университетов, исследовательских университетов, причем данные инновационные структуры создаются в наиболее экономически эффективной на данный момент организационно-правовой форме автономных учреждений. В конечном счете именно такая системная модернизация профессиональной школы призвана обеспечить высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок.

Тенденции, характерные для категории «провинциальных» регионов:

- проектно-целевой подход к внедрению инноваций. В условиях ограниченности ресурсов «провинциальные» регионы не могут себе позволить широкую модернизацию профессиональной школы, однако вполне способны сосредоточиться на решении отдельных инновационных задач, распределяя имеющиеся средства на достижение конкретных целей, на которые расчленена решаемая проблема, причем достижение каждой цели имеет измеримые показатели (индикаторы). Такие действия имеют форму целевых проектов, т.е. совокупности взаимосвязанных действий, направленных на преобразование определенного объекта из существующего состояния к желательному в течение четко обозначенного периода времени и с использованием предварительно оговоренного объема ресурсов. Целевой проект имеет заказчика: в нашем случае в его лице выступают органы государственной власти и местного самоуправления, а также организации - объединения работодателей, владеющие необходимыми проектными ресурсами;

- узкая специализация профессиональной школы. Демографический кризис и существенный отток специалистов делают нерентабельными нерыночные специальности среднего профессионального и высшего образования в «провинциальных» регионах. Соответственно, в них идет процесс адаптации высшей школы к потребностям локального рынка труда, что неизбежно означает сокращение объемов подготовки выпускников и приоритета наиболее конъюнктурных специальностей. Подобная узкая специализация, будучи усилена конкурентной средой на рынке образовательных услуг, в ряде случаев способна существенно

стимулировать внедрение инноваций в образовательную практику.

В целом, можно выделить следующие причины медленного развития инновационных процессов в образовательном пространстве региона: отсутствуют методологическая основа разработки и внедрения инноваций, опыт экспертной оценки образовательных инноваций на федеральном и региональном уровнях, моральные и материальные стимулы к развитию инновационных процессов; недостаточное развитие материально-технической базы для внедрения инноваций, а также недостаточное внимание со стороны общества к инновациям.

Анализ общих и специфических тенденций инновационного преобразования региональных систем профессионального образования позволил нам сформулировать основные принципы, на которых базируются данные процессы. К ним относятся: принцип проектирования, принцип открытости и общественного участия, принцип суб-сидиарности, принцип устойчивости, принцип креативности.

Принцип проектирования

Данный принцип означает, что сами подходы к инновациям в образовании должны быть инновационными для системы образования. Традиционные отраслевые и программные подходы не успевают реагировать на стремительно происходящие изменения в обществе, стране и мире. Осознавая и учитывая современные тенденции развития страны и региона, необходимо уже сегодня проектировать адекватные этим изменениям процессы в образовании. Принцип проектирования инновационного развития образования предполагает разработку и реализацию уже в настоящее время проектов, на-

правленных в будущее - на устойчивое долговременное развитие образования.

Принцип открытости и общественного участия

Развитие региональной системы профессионального образования - это не столько ведомственный и административный процесс, сколько стратегическое направление развития всего региона, затрагивающее интересы каждого его жителя. Учитывая это, инновационное развитие профессиональной школы опирается на принцип открытости образования и общественного участия. Этот принцип предполагает достижение общественного согласия, на основе которого власть, общество, бизнес, общественные организации и профессиональное педагогическое сообщество принимают на себя обязательства по совместному продвижению в регионе инновационных образовательных процессов. Достигнутое общественное согласие позволит выстроить конструктивные взаимовыгодные отношения всех субъектов, что обеспечит необходимые изменения в такой сложной социально-экономической сфере жизни региона, как образование.

Принцип субсидиарности (согласования разноуровневых интересов)

Субсидиарность - принцип, лежащий в основе распределения полномочий и компетенций между субъектами, находящимися на разных уровнях иерархической пирамиды. Применительно к инновационному преобразованию региональной системы профессионального образования данный принцип означает соблюдение интересов всех уровней профессиональной школы (начальной, средней, высшей, дополнительной) на основе соответствия полученного личностью образования ее профессиональным обязанностям.

В частности, принцип субсидиарности позволяет решить проблему переизбытка в регионе специалистов с высшим образованием при дефиците кадров с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием. Принцип устойчивости Данный принцип предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды образовательной сферы система управления инновациями в образовании не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, адаптивностью системы управления, прежде всего к изменениям во внешней среде.

Принцип креативности Принцип креативности подразумевает создание принципиально новых интеллектуальных и творческих продуктов, организационных структур, творческий подход к решению поставленных перед образовательной системой задач, формирование условий для инновационной активности участников образовательной системы.

Исследование принципов и тенденций инновационных изменений в реги-

ональных системах профессионального образования позволяет подходить к разработке управленческих решений с научных позиций, что существенно повышает качество государственного и муниципального управления образовательными системами.

Литература:

1. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование как фактор развития инновационной экономики / Г.В. Мухаметзянова // Известия Российской академии образования. 2009. № 4. С. 68-77.

2. Кирилова Г.И. Принципы информа-ционно-средового подхода к модернизации профессионального образования / Г.И. Кирилова // Казанский педагогический журнал. 2008. № 8. С. 54-60.

3. Читалин Н. Проблема обновления содержания и технологий высшего технического образования/ Н. Читалин, А. Чугу-нов, Е. Матухин // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 30-35.

4. Щербаков B.C. Инновационные процессы в современной системе профессионального образования / В.С. Щербаков // Казанский педагогический журнал. 2008. № 8. С. 61-68.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ

В ВУЗЕ

А.М. Воронов, О.Е. Теселкина

В статье рассматриваются современные ориентиры совершенствования профессионального педагогического образования специалистов по физической культуре. Важнейшей задачей обучения будущего учителя физической культуры в вузе является формирование у него культуры здорового образа жизни. Актуали-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.