УДК 338.46 : 37 Чучкалова Елена Ивисстальевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной и муниципальной экономики Российского государственного профессиональнопедагогического университета [email protected]
Мосунова Ольга Геннадьевна
старший преподаватель кафедры региональной и муниципальной экономики Российского государственного профессиональнопедагогического университета [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ
Chuchkhalova Elena Ivisstalyevna
PhD in Economics, Assistant Professor of the Regional and Municipal Economics Department, Russian State Vocational Pedagogical University [email protected]
Mosunova Olga Gennadyevna
Senior Lecturer of the Regional and Municipal Economics Department, Russian State Vocational Pedagogical University [email protected]
THEORETIC ASPECTS OF CREATION AND DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL CLUSTERS
Аннотация:
Статья посвящена формам интеграции в сфере профессионального образования, в частности, образовательным кластерам. Рассматриваются различные подходы к определению понятия кластера. Приводится авторское определение образовательного кластера и дается их классификация, приведены принципы и задачи создания и функционирования образовательных кластеров.
Ключевые слова:
кластер, образовательный кластер, интеграция, образовательные учреждения, бизнес, инновации, профессиональное образование.
Summary:
The article focuses on the forms of integration in the sphere of vocational training, in particular, the educational clusters. The author discusses various approaches to the interpretation of the cluster, gives an original definition of the educational cluster and their classification, and considers principles and goals of the formation and functioning of the educational clusters.
Keywords:
cluster, educational cluster, integration, educational institutions, business, innovation, vocational education.
На данный момент профессиональному образованию присущ ряд недостатков: несоответствие запросов государства и общества предлагаемым образовательным услугам; нехватка инвестиций для модернизации субъектов образования, на НИОКР и инновационную деятельность, малая доля российских образовательных услуг на мировом рынке. Противоречия между рынком труда и рынком образовательных услуг порождают низкую конкурентоспособность учебных заведений.
В части разрешения возникших противоречий Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определяет одним из основных своих направлений создание сети территориально-производственных кластеров, которые предполагают сотрудничество между учебными заведениями, научными организациями, бизнесом и властью.
Английское слово «cluster» - кисть, пучок, гроздь, куст. В классическом определении М. Портера «кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [1, с. 259].
С позиции системного подхода кластер - это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных различных отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с определенной целью [2, с. 181].
Концепция кластерной политики РФ до 2020 г. говорит, что «кластер - сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов, научно-исследовательских и образовательных организаций, которые находятся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров и услуг в определенной сфере» [3].
В статье Терешина Е.М. и Володина В.М. дается авторское определение понятия «кластер» с точки зрения сетевого подхода: «кластер - это сетевая группа в основном независимых, географически соседствующих, в большинстве своем неформально взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций, гибко и оперативно действующих на принципах кооперации, конкуренции и сетевых взаимоотношениях в родственных отраслях, повышающих уровень своей конкурентоспособности и экономической активности территории» [4, с. 165].
Цихан Т.В. выделяет три вида кластеров:
- территориальный - регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям;
- производственно-сбытовой - вертикальные производственные цепочки, узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера;
- отраслевой - отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации [5, с. 76].
Все определения понятия «кластера» в целом схожи и предполагают наличие следующих общих признаков:
1) географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера;
2) широкий набор участников при едином сильном лидере;
3) наличие устойчивых и долговременных связей между участниками;
4) сильные конкурентные позиции участников кластера и региона его расположения.
На основании анализа разнообразных формулировок термина «кластер», можно предложить следующую трактовку понятия «образовательный кластер»: образовательный кластер - это совокупность расположенных на одной территории образовательных учреждений, научных организаций, хозяйствующих субъектов, органов власти, пронизанных горизонтальными и вертикальными связями, имеющая соответствующее юридическое оформление и действующая в сфере профессионального образования для достижения единой цели на основе целей отдельных участников, то есть путем синергетического эффекта.
Создание образовательного кластера подразумевает наличие общих и частных задач. К общим для всех участников задачам можно отнести: повышение конкурентоспособности каждого участника объединения, инновационное развитие, повышение экономического потенциала территории.
Среди частных задач образовательных учреждений в составе кластера можно выделить:
- привлечение дополнительного финансирования образовательного процесса;
- установка современного оборудования аудиторий и оснащение лабораторий и мастерских;
- расширение аудиторного фонда;
- возможность прохождения практик студентами на действующих предприятиях с современными технологиями и оборудованием;
- возможность трудоустройства выпускников.
В свою очередь функционирование образовательных кластеров направлено на решение следующих долгосрочных задач:
- повышение качества и эффективности образовательного процесса;
- обеспечение непрерывной и многоуровневой подготовки кадров в различных отраслях;
- соответствие образовательных учреждений запросам государства, общества, предприятий, частных потребителей образовательных услуг;
- создание условий для реализации исследовательских проектов в области образования, промышленности;
- расширение возможностей получения гражданами желаемого уровня образования, профессии, квалификации в соответствии с потребностями региона;
- налаживание прочных и долгосрочных связей с органами власти для решения проблем в области образования, науки и другой деятельности.
Создание образовательных кластеров возможно при условии следования определенным принципам:
- принцип регионального районирования с учетом образовательного потенциала;
- принцип лидерства и руководящей роли органа государственной власти соответствующего уровня;
- принцип взаимосвязи как основа сплоченности участников друг от друга на основе общих интересов;
- принцип специализации за счет делегирования полномочий и разделения ответственности за различные аспекты деятельности кластера;
- принцип сфокусированности на четкой постановке целей и задач.
Среди принципов функционирования кластеров можно выделить:
- принцип формирования ответственности каждого участника за результаты своей деятельности;
- принцип долгосрочного сотрудничества на основе прочных связей и регулярного обмена ресурсами и информацией;
- принцип динамичности как непрерывное развитие образовательного кластера в заданных направлениях;
- принцип комплексности на основе интеграционной природы кластера, то есть реализация программных действий по нескольким классам задач в интересах всех участников.
Образовательные кластеры можно классифицировать по нескольким признакам (таблица 1):
Таблица 1 - Классификация образовательных кластеров
№ п/п Признак Виды
1. Характер связей в рамках направления экономической деятельности Вертикально-ориентированный Г оризонтально-ориентированный Смешанный
2. Степень концентрации Отраслевой Межотраслевой
3. Принадлежность и масштаб решаемых задач Федеральный Региональный Муниципальный
Продолжение таблицы 1
4. Степень участия в инновациях Самостоятельно генерирующий инновации Использующий инновации Не участвующий в инновациях
5. Количество участников Крупные Средние Малые
6. Состав участников Образование-Наука Образование-Наука-Бизнес Образование-Наука-Бизнес-Власть
7. Характер деятельности Научно-образовательный Образовательно-промышленный Научно-образовательно-промышленный
Вертикально-ориентированные связи в образовательном кластере обусловлены направлением экономической деятельности. Такой кластер представляет собой многоуровневую структуру, включающую образовательное учреждение (вуз) как основу объединения, организации, представляющие фундаментальную науку и бизнес, являющиеся предприятиями-партнерами.
Горизонтально-ориентированные кластеры являются одноуровневой структурой в рамках одного образовательного направления и включают различные образовательные учреждения схожей профессиональной направленности.
Смешанный образовательный кластер - двумерная многоуровневая структура одной профессиональной направленности, включающая как различные образовательные учреждения, так и предприятия-партнеры, помогающие в финансировании кластера и его фундаментальном развитии.
Отраслевые кластеры объединяют образовательные учреждения, бизнес-структуры, ориентированные на достижение каких-либо результатов в определенной сфере экономической деятельности. Межотраслевые кластеры ставят целью решение проблем в нескольких областях экономической деятельности или общеэкономическое развитие территории.
Разделение образовательных кластеров по уровню основано на принадлежности образовательного учреждения и, соответственно, ориентацией на постановку задач создания и развития на уровне государства, региона, муниципалитета.
По степени участия в инновациях образовательные кластеры подразделяются в зависимости от того, что установлено основной общей задачей объединения: создание и развитие инновационного продукта, функционирование на основе существующих прогрессивных нововведений, технологий или развитие без явной нацеленности на инновационность.
Разделение образовательных кластеров по размерам весьма условно. Можно ориентировочно отнести к малым союзам объединение 2-3 участников, к средним - до 5.
Характер деятельности кластера и состав его участников определяют образовательные кластеры -структуры, включающие только образовательные учреждения одной профессиональной направленности, объединившиеся с целью улучшения качества образования и повышения конкурентоспособности вуза. Они могут быть как одно- так и многоуровневый, научно-образовательные - формы объединения потенциала (учебного, научного, ресурсного) его участников для проведения скоординированных действий в образовательной и научной областях, интеграции в единой зоне научных исследований, подготовки высококвалифицированных кадров, развития их инновационной деятельности, ориентированной на потребности экономики и общественной жизни региона; образовательно-промышленные - объединения образовательных учреждений и предприятий с целью повышения качества образования и трудоустройства выпускников; научно-образовательно промышленные - объединения образовательных учреждений, научных организаций и предприятий на основе взаимовыгодного обмена.
Образовательный кластер явление сравнительно новое, малоизученное. Тем не менее, оно уже заняло прочное место и, в силу своей разноплановости, обладает высоким потенциалом. Не подлежит сомнению, что в настоящее время образовательные кластеры обладают высокой степенью риска и неопределенностью некоторых результатов деятельности. Тем не менее, при преодолении этих барьеров новые интеграционные структуры будут способствовать повышению качества образования и конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг путем развития фундаментальной и прикладной науки, экономическому и социальному росту.
Ссылки:
1. Портер М.Э. Конкуренция: учебное пособие: перевод с английского. М., 2005.
2. Ларионова Н.А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экономический вестник Ростовского гос. ун-та. 2007. № 1.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. 11Р1_: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/concept/ (дата обращения: 17.06.2013).
4. Терешин Е.М., Володин В.М. Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления // Экономические науки. 2010. № 2 (63).
5. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5.