Bibliography
1. Kalinin, M.Ya. Investicii v innovacii: ucheb. dlya studentov, obuchayuthikhsya po ehkonomicheskim specialjnostyam. - M., 2002.
2. Byudzhetnoe poslanie Prezidenta Rossiyjskoyj Federacii Putina V.V. ot 28 iyunya 2012 goda «O byudzhetnoyj politike v 2013-2015 godakh»
[Eh/r]. - R/d: http://kremlin.ru
3. Rossiyjskaya Federaciya. Zakonih. Byudzhetnihyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 12.11.2012).
4. Borisov, A.N. Kommentariyj k Byudzhetnomu kodeksu R.F. - M., 2008.
5. Boljshoyj ehkonomicheskiyj slovarj - M., 2009.
6. Pridachuk, M.P. Metodih ehkonomicheskogo analiza zatrat na poluchenie byudzhetnihkh uslug // Finansih. - 2006. - № 5.
7. Khristenko, V.B. Mezhbyudzhetnihe otnosheniya i upravlenie regionaljnihmi finansami: opiht, problemih, perspektivih. - M., 2002.
8. Antipova, T.V. Ocenka i deyateljnosti byudzhetopoluchateleyj - subjhektov sektora gosudarstvennogo upravleniya / T.V. Antipova, N.V. Fadeyjkina // «Sibirskaya finansovaya shkola: nauchno-prakticheskiyj zhurnal. - 2008. - № 5.
9. Voronin, Yu.M. Gosudarstvennihyj finansovihyj kontrolj: voprosih teorii i praktiki. - M., 2005.
10. Ananskikh, M.S. Kriterii ehffektivnosti byudzhetnihkh raskhodov v processe okazaniya byudzhetnihkh uslug // Finansih i kredit. - 2010. - № 1(385).
11. Valeev, A.R. Metodicheskie rekomendacii po ocenke ehffektivnosti ispoljzovaniya mezhbyudzhetnihkh transfertov, vihdelyaemihkh byudzhetam municipaljnihkh obrazovaniyj v ramkakh realizacii celevihkh programm i proektov. - M., 2010.
Статья поступила в редакцию 22.01.13
УДК 332.025
Tonzherakova A.A. CONDITIONS OF FOMING AND FACTORS OF DEVELOPMENT OF MODERN REGIONAL VOCATIONAL EDUCATION. The article deals with the concept of a regional system of vocational education, the basic conditions of formation and factors of its development. A possibility of the development of a regional system of professional education in accordance with the precepts of a systematic and synergetic approach. Highlighted the general and specific trends change regional vocational training system.
Key words: regional system of professional education, conditions of formation of a regional system of vocational education, general and specific trends in the development of a regional system of vocational education.
А.А. Тонжеракова, аспирантка каф. «Экономическая теория и национальная экономика»
ГОУ ВПО «Горно-Алтайский гос. университет», г. Горно-Алтайск, Е-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается понятие региональной системы профессионального образования, основные условия формирования и факторы ее развития. Обоснована необходимость управления региональной системой профессионального образования в соответствии с постулатами системного подхода. Выделены общие и специфические тенденции преобразований региональной системы профессионального образования.
Ключевые слова: региональная система профессионального образования, условия формирования региональной системы профессионального образования, общие и специфические тенденции развития региональной системы профессионального образования.
Региональная система профессионального образования является социально-экономической системой, с присущими любым системам свойствами - целостность, эмерджентность, иерархичность и пр. Важное значение для построения системы имеет цель, которая определяет связи и отношения между отдельными частями системы, структурирует ее и организует. Цель региональной системы профессионального образования, по мнению автора, может быть сформулирована следующим образом: подготовка кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями региона, удовлетворение личности в интеллектуальном, культурном нравственно развитии, углублении и расширении образовательных возможностей граждан.
Иерархия как базовое свойство системы позволяет распределить функции между отдельными частями и выделить ту или иную структуру. Так в Российской Федерации для достижения указанной цели система профессионального образования включает три составляющие:
- профессиональное образование,
- дополнительное профессиональное образование,
- профессиональное обучение.
Эти подсистемы определены на законодательном уровне [1]. Также нормативно утверждены уровни профессионального образования:
- среднее профессиональное,
- высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации).
Сама региональная система профессионального образования является частью более общей системы. Сегодня уже не обсуждается тезис о том, что система профессионального образования является одной из важнейших социально-экономичес-
ких подсистем государства, обеспечивающих «производство» главного стратегического ресурса нации - человеческого капитала. Профессиональный уровень рабочей силы, помимо общественно-значимых личностных качеств, предполагает наличие определенных профессиональных квалификаций и компетенций, сформировать которые и должна региональная система профессионального образования.
Если использовать терминологию процессного подхода, успешно используемого в менеджменте, то государство, обеспечивая собственное развитие, организует ключевой процесс (функционирование экономики), и предусматривает «вспомогательный» или обеспечивающий процесс (профессиональная подготовка трудовых ресурсов) и определяет его «владельца» в лице отраслевых ведомств, наделяя его соответствующими ресурсами. При этом требования к выходу процесса (квалифицированный работник) должны быть известны до начала его развертывания и формулируются заказчиком - в нашем случае региональными властями.
По выводам Ю.А. Конаржевского s признанного мастера интерпретаций системных процессов и систем управления образованием: «целостность системы кроется во взаимодействии ее элементов, в уровне их скоординированности» [2]. Целостность выражается в относительной самостоятельности системы, в своеобразии ее строения и функций, а также индивидуальном пути развития. Целостность системы проявляется в установленном составе, структуре, целесообразности, наличии субординации, иерархичности элементов, их упорядоченности, характере связей системы с внешней средой.
Региональная система профессионального образования имеет следующие свойства: наличие ступеней профессионального образования, имеющих преемственность целей и со-
держания, а также функциональную взаимосвязь; личная обусловленность продолжительности, состава и степени непрерывности профессионального образования; относительная не-прерывнос ть .
Система регионального профессионального образования имеет возможность развиваться в соответствии с постулатами системного и синергетического подходов.
В рамках системного подхода можно определить, что изменение цели - это первопричина изменения самой региональной системы профессионального образования, а именно структуры, иерархических взаимосвязей и пр. Основным отличием существующей цели системы профессионального образования от декларируемой ранее является то, что подготовка кадров осуществляется не только по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности и ориентирована на удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования, но и то, что она осуществляется в соответствии с потребностями общества и государства.
Система профессионального образования развивается относительно всего комплекса целей: государственного заказчика федерального и регионального уровня и личных целей человека, получающего профессию. Развитие системы - это результат качественных изменений ее отдельных элементов и связей между ними, движущими силами которых является накапливающиеся в ней и обостряющиеся противоречия. Примером такого развития системы стало выделение нового элемента системы профессионального образования - профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).
Исследование проблем развития региональной системы профессионального образования и взаимосвязи ее отдельных подсистем и требует использование синергетического подхода. Развитие - это свойство самоорганизующейся системы, которое не может быть навязано извне, к примеру, нормативно-правовыми актами, это результат кооперативного воздействия внутренних и внешних действий субъектов. Внутренние факторы -это объективно возникающие противоречия, движущие силы развития региональной системы профессионального образования. Внешние факторы - это действия сил внешнего, по отношению к профессиональному образованию, характера: макроэкономика, политика, технология, социокультурные процессы. Российский ученый физик, член корреспондент РАН, доктор физико-математических наук В.В. Кочаровский в своих работах отмечает, что развитие системы профессионального образования можно символично представить как результат действия векторной суммы всех внешних и внутренних факторов, и, только когда действие всех факторов направляет систему в одну сторону, только тогда она примет соответствующее направление развития [3].
Особенность региональной системы профессионального образования заключается в том, что она является открытой целеустремленной системой, которой присущи не только процессы равноценного обмена с региональной экономикой, но и процессы развития, организующие и упорядочивающие региональную экономику, «вовлекающие» ее в совместную эволюцию (коэволюцию) [4].
Важнейшими факторами, определяющими развитие региональной системы профессионального образования, с одной стороны, являются новые социально-экономические запросы общества, тенденции и перспективы развития национальной и региональной экономики, технологическое обновление производства, а с другой стороны - профессиональные и социокультурные образовательные потребности граждан, проживающих в данном регионе.
Система профессионального образования в регионе, по сути, является итогом своеобразного компромисса между региональными предпочтениями и потребностями - с одной стороны, возможностями образовательного пространства - с другой, образовательными интересами, потребностями и способами их реализации - с третьей.
Очевидно, что зависимость образовательных учреждений региона от региональной социально-экономической системы обусловлена функциональной и организационной связями, территориальной приближенностью к потребителям образовательных услуг. Следовательно, регионализация системы профессионального образования предполагает последовательную ориентацию деятельности учреждений профессионального образования на комплексное социально-экономическое развитие региона, на местные рынки труда и запросы населения в сфере получения образовательных услуг, а также трансформацию государственного управления образованием, связанного с переходом от отраслевого к территориальному управлению.
Таким образом, можно определить понятие «региональная система профессионального образования». Это совокупность профессиональных образовательных организаций; органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; консультативных, совещательных и иных органов; организаций, осуществляющих обеспечение профессиональной деятельности, оценку качества профессионального образования; объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере профессионального образования.
Общими тенденциями развития региональной системы профессионального образования мы полагаем следующие: диверсификация, интеграция, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, развитие принципов цикличности и многоступенчатости.
Диверсификация расширяется в проявлении разнообразных подходов к содержанию образования, с развитием новых дисциплин и специальностей, форм обучения, методов и технологий образования. Диверсификация образования проявляется в различных его характеристиках s организации, методологии, методике, технологии, контроле знаний.
Индивидуализация обучения нацелена на то, чтобы перейти от сложившейся в прошлом системы единообразного обучения для всех к современному качественному образованию для каждого. В условиях индивидуализации обучения значительное внимание отводится умению самостоятельно учиться, способности самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.
Необходимость непрерывного образования обусловлена как потребностью человекам к постоянному пополнению знаний в течение своей профессиональной деятельности, так и прогрессом науки и техники. Непрерывное образование - это процесс роста общего и профессионального потенциала личности в течение жизни и в различных сферах деятельности, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.
Интенсификация образования оказывается чрезвычайно востребованным процессом в условиях резкого роста потока информации. В связи с этим в системе образования появляется механизм интенсификации знаний, основанный на новых методах информационного и методического обеспечения, новой структуре образовательной программы, комфортности условий получения образования.
Помимо общих тенденция развития, можно выделить ряд специфических тенденций инновационных преобразований региональной системы профессионального образования. Для этого, по мнению И.Г. Голышева, исследующего инновационные преобразования региональных систем профессионального образования и, в частности, модель программно-целевого управления интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг, необходимо выстроить общую классификацию регионов: «столичный» регион, «провинциально-столичный регион», «провинциальный» регион [5].
«Провинциальный» регион» (к которым, по мнению автора, должна быть отнесена Республика Алтай) - область с пониженным производственным потенциалом, имеющая одну-две доминирующие отрасли при проблемном развитии остальных. Региональная система профессионального образования данного типа региона (особенно высшего) производит избыточное по отношению к потребностям регионального рынка труда количество выпускников, соответственно такой регион редко принимает, обычно отдает кадры в регионы двух первых типов. Инновационная активность локализована в единичных направлениях, что в ряде случаев обеспечивает высокие темпы ее развития.
В условиях ограниченности ресурсов «провинциальные» регионы не могут себе позволить широкую модернизацию профессиональной школы, однако, вполне способны сосредоточиться на решении отдельных задач развития, распределяя имеющиеся средства на достижение конкретных целей, на которое расчленена решаемая проблема, причем достижение каждой цели имеет измеримые показатели (индикаторы).
Полагаем, что речь идет о возможности применения комплексного программирования развития региональной системы профессионального образования, в основе которого лежит ориентация деятельности на решение актуальных проблем развития, достижение поставленных целей, при этом во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Закон об образовании. - М., 2012.
2. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М., 2000.
3. Качаровский, В.В. Непрерывное профессиональное образование как развивающаяся система // Вестник ЮУрГУ. - 2005. - № 15.
4. Землянский, В.В. Комплексная интеграция в региональной системе профессионального образования // Проблемы современного образования. - 2011. - № 3.
5. Голышев, И.Г. Принципы и тенденции инновационного преобразования региональных систем профессионального образования // Педагогика и психология профессионального образования. - 2010. - № 5-6.
Bibliography
1. Rossiyjskaya Federaciya. Zakonih. Zakon ob obrazovanii. - M., 2012.
2. Konarzhevskiyj, Yu.A. Menedzhment i vnutrishkoljnoe upravlenie. - M., 2000.
3. Kacharovskiyj, V.V. Neprerihvnoe professionaljnoe obrazovanie kak razvivayuthayasya sistema // Vestnik YuUrGU. - 2005. - № 15.
4. Zemlyanskiyj, V.V. Kompleksnaya integraciya v regionaljnoyj sisteme professionaljnogo obrazovaniya // Problemih sovremennogo obrazovaniya. - 2011. - № 3.
5. Golihshev, I.G. Principih i tendencii innovacionnogo preobrazovaniya regionaljnihkh sistem professionaljnogo obrazovaniya // Pedagogika i psikhologiya professionaljnogo obrazovaniya. - 2010. - № 5-6.
Статья поступила в редакцию 24.01.13
УДК 614.84
PogorelovA.V. SIMULATION MODEL OF THE SITUATION IN THE ZONE OF FIRE. The possibilities of the use of decision criteria to determine the development of the situation in the zone of fire, and proposed a simulation model to predict the factors necessary firefighting part for going to a fire.
Key words: Fire and Rescue part, the operational plan of extinguishing the fire, the area of the fire, the temperature of the evacuation.
А.В. Погорелое, ст. преп. каф. «Организация и проведение аварийно-спасательных работ» Новосибирского филиала Федерального гос. автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ В ЗОНЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА
В статье рассмотрены возможности использования критериев принятия решений для определения развития ситуации в зоне возникновения пожара и предложена имитационная модель для прогнозирования факторов, необходимых пожарно-спасательной части для выезда на пожар.
Ключевые слова: пожарно-спасательная часть, оперативный план ликвидации пожара, площадь пожара, температура, эвакуация.
В процессе разработки оперативных планов ликвидации пожаров, а также для принятия оптимального решения в этом направлении для каждого объекта необходимо знать все условия в зоне его возникновения, то есть об объекте, с которого поступил вызов на диспетчерский пункт пожарной части необходима информация о комплексе факторов. К основным факторам в зоне пожара относят [1; 2]:
1) объект, на котором возник пожар, его характеристика и аэродинамические факторы;
2) место возникновения пожара на объекте и характеристика горючего материала;
3) ориентировочная площадь пожара на момент сообщения о нем;
4) площадь пожара на момент начала работы первых стволов;
5) критическое время продолжительности пожара для людей, находящихся на объекте в зоне пожара;
6) количество людей, подлежащей эвакуации с объекта, в том числе инвалидов и престарелых;
7) наличие водоснабжения на объекте;
8) выделения токсичных газов и дыма в зоне пожара;
9) температура в зоне теплового воздействия, что в ее воздействия на человека в процессе тушения пожара;
10) возможность подъезда к объекту пожарно-спасательной техники;
11) возможность перекрытия подачи бытового газа и электроэнергии.
Рассматривая вопрос определения составляющих факторов в зоне пожара, которые необходимо знать руководителю тушения пожара перед выездом на объект, можно констатировать отсутствие и почти невозможность получения таких данных на современном этапе в практике ликвидации пожаров.
Поэтому ставится задача разработать методологию прогнозирования факторов в зоне пожара, которыми могли бы пользоваться пожарные подразделения города.
Для прогнозирования факторов в зоне возникновения пожара можно использовать формы представления различных математических моделей: инвариантных, алгоритмических, аналитических и графических. Например, аналитические математические модели прогнозирования обстоятельств в зоне пожара разработаны д.т.н., проф. С.В. Пузачем на основании полевых (дифференциальных) моделей [3], но их использование в пожарно-спасательных частях практически невозможно вследствие их сложности. Поэтому наиболее целесообразно использовать по форме представления алгоритмические (имитационные) динамические модели с функциональным отражением этих факторов, в зависимости от свойств объекта, который рассматривается, и с учетом для модели известных результатов экспериментальных исследований.
В каждом городе находятся жилые и административные здания, магазины, лечебные учреждения, учебные заведения, культурно-зрелищные сооружения, производственные сооружения различных видов предприятий, складские помещения и торговые базы, станции горюче-смазочных материалов. Для упрощения условий моделирования определим основные типы объектов города: 1) жилые здания; 2) административные здания;
3) магазины продуктовые; 4) магазины промтоварные; 5) лечебные учреждения; 6) аптеки; 7) учебные заведения; 8) библиотеки; 9) культурно-зрелищные сооружения; 10) производственные сооружения категории А; 11) производственные сооружения категории Б; 12) производственные сооружения категории В; 13) производственные сооружения категории Г; 14) производственные сооружения категории Д; 15) складские помещения; 16) торговые базы; 17) станции горюче-смазочных материалов.