Научная статья на тему 'Роль региональных бюджетов в реализации социальной политики государства'

Роль региональных бюджетов в реализации социальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
732
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL POLICY / BUDGET / SPENDING / THE REGIONAL BUDGET / SPENDING ON HEALTH / EDUCATION EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова А. А.

В работе изучена роль органов власти субъектов Российской Федерации на примере Ставропольского края в исполнении государственных задач по повышению уровня жизни населения, дана оценка динамике и структуре бюджетных расходов на социальную сферу в сопоставлении с валовым региональным продуктом Ставропольского края за период 2О1О-2О12 годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF REGIONAL BUDGET IN THE IMPLEMENTATION OF THE STATE OF SOCIAL POLICY

In the study, we investigated the role of the authorities of subjects of the Russian Federation on the example of the Stavropol Territory in the performance of public tasks to improve living standards, an assessment of the dynamics and structure of fiscal expenditure on social services in relation to the gross regional product of the Stavropol region for the period 2О1О-2О12.

Текст научной работы на тему «Роль региональных бюджетов в реализации социальной политики государства»

4. Лапина, М. Плюсы и минусы патентной системы налогообложения // Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит [Э/р]. - Р/д: http:// www.audit-it.ru/articles/account /a84/625964. html

5. Информационно-правовой портал «ПОДАТИ НЕТ: налоговый портал» [Э/р]. - Р/д: http://www.podatinet.net/2013091933312 /myblog/ myblog/poka-patentnaya-sistema-sebya-ne-opravdalaaaa-itogi-vvedeniya-patenta-za-i-polugodie-2013-goda.html

Bibliography

1. Nalogovihyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii. Chasti pervaya i vtoraya: tekst s izm. i dop. na 25 yanvarya 2013 g. - M., 2013. - (Zakonih i kodeksih).

2. Zakon Stavropoljskogo kraya № 96-kz ot 15 oktyabrya 2012 goda «O patentnoyj sisteme nalogooblozheniya».

3. Anithenko. A.V. Patentnaya sistema nalogooblozheniya Zhurnal «Aktualjnihe voprosih bukhgalterskogo ucheta i nalogooblozheniya» № 16 (2012) [Eh/r]. - R/d: // http://www.audit-it.ru/articles/account/a84/478481.html

4. Lapina, M. Plyusih i minusih patentnoyj sistemih nalogooblozheniya // Bukhgalterskiyj uchet. Nalogooblozhenie. Audit [Eh/r]. - R/d: http:// www.audit-it.ru/articles/account /a84/625964. html

5. Informacionno-pravovoyj portal «PODATI NET: nalogovihyj portal» [Eh/r]. - R/d: http://www.podatinet.net/2013091933312 /myblog/myblog/ poka-patentnaya-sistema-sebya-ne-opravdalaaaa-itogi-vvedeniya-patenta-za-i-polugodie-2013-goda.html

Статья поступила в редакцию 05.11.13

УДК 336.5.02

Sokolova A.A. ROLE OF REGIONAL BUDGET IN THE IMPLEMENTATION OF THE STATE OF SOCIAL POLICY.

In the study, we investigated the role of the authorities of subjects of the Russian Federation on the example of the Stavropol Territory in the performance of public tasks to improve living standards, an assessment of the dynamics and structure of fiscal expenditure on social services in relation to the gross regional product of the Stavropol region for the period 2010-2012.

Key words: social policy, social policy, budget, spending, the regional budget, spending on health, education expenses.

А.А. Соколова, канд. эконом. наук, доц. каф. денежного обращения и кредита Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

В работе изучена роль органов власти субъектов Российской Федерации на примере Ставропольского края в исполнении государственных задач по повышению уровня жизни населения, дана оценка динамике и структуре бюджетных расходов на социальную сферу в сопоставлении с валовым региональным продуктом Ставропольского края за период 2010-2012 годов.

Ключевые слова: социальная политика, социальная сфера, бюджет, расходы, региональный бюджет, расходы на здравоохранение, расходы на образование.

В области бюджетной политики перед любым государством стоит задача повышения уровня жизни своих граждан, из представлений о «справедливости» исходят и модели бюджетного федерализма, то есть возможности обеспечения за счет единообразно проводимой бюджетно-налоговой политики минимально допустимого уровня государственных и муниципальных услуг для населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством [1], а значит призвано влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости на достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики государства должна решаться на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

В литературе используется расширительное толкование социальной сферы как социальной среды, а также окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования, формирования и деятельности. Развитие данной сферы позволяет инвестировать в человеческий капитал, что принесет ощутимый долговременный экономический эффект в будущем, так как именно здоровый, культурный, образованный индивид и будет являться основной производительной силой [2].

К. Макконнелл и С. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:

- расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте;

- расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

- расходы на мобильность, благодаря, которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью [3].

Учитывая социальный характер государства, финансирование социальной сферы представляет важнейшим направлением бюджетной политики для бюджета любого уровня. При этом, если на федеральном уровне помимо социальной сферы не менее приоритетным является и обеспечение национальной обороны, то на региональном и местном уровне, финансирование социальной сферы является основным направлением.

Переходя к анализу динамики изменений расходной части бюджета на федеральном и региональном уровне, следует отметить, что наиболее важным ее моментом является то, как в этой структуре представлена социальная сфера. Представляется, что данный аспект является наиболее важным, тем более с учетом провозглашенного Конституцией РФ социального характера государства.

В соответствии с федеральным законом № 63-Ф3 от 26.04.2007 года «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», к социальной сфере следует отнести [4]: образование; культуру, искусство и кинематографию; здравоохранение; социальную помощь.

Известно, что без финансового обеспечения развития экономики невозможно развитие финансирования социальной сферы. Однако, в связи с этим возникает чрезвычайно важный и сложный вопрос: какая часть бюджетных средств должна направляться на финансирование социальной сферы, а какая на все остальные направления. Чтобы в какой-то мере разрешить эту проблему, государство законодательно пытается определить

Анализ расходов бюджета Ставропольского края на социальную сферу

са \— о о о. 2012 г./ 2011 г. 32,24 7,66 32,71 3,53 20,10 13,78 20,10

с. с. г а; 1— 2011 г./ 2010 г. 189,22 13,16 284,18 165,52 191,65 18,57 191,65

а; -о а> X 3 н X ю >. Г) 2012 г./ 2011 г. 3587,78 49,95 3694,58 573,84 7906,15 9252,22 2832,95

х о о ^ ю со < = X |=; 2011 г. / 2010 г. 7280,15 75,86 8356,14 10129,91 25842,06 10516,09 9259,78

§ 2015 г. 27,99 1,16 31,79 39,04 69,16 100,00 ■

а> п ІЗ са о 2014 г. 28,87 1,20 30,31 39,60 67,39 100,00 ■

’■р о'- СО О. >> «л с; с 2013 г. 30,57 1,31 28,69 39,43 65,17 100,00 ■

О. 1— О 2012 г. 31,16 1,49 31,74 35,62 61,82 100,00 ■

2011 г. 28,30 1,66 28,73 41,32 58,56 100,00 ■

2010 г. 28,53 4,27 21,81 45,39 23,81 О О о' о ■

я 2015 г. 14835,98 616,59 16847,41 20689,60 52996,58 76625,45 18793,11

ю плановый пери 2014 г. 13982,75 580,38 14682,13 19180,97 48432,23 71867,81 17235,67

>1 о. X ос ■=; а> 2013 г. 13676,51 584,77 12838,04 17643,80 44743,12 68654,39 15979,69

03 <0 С0 м О п. а> X 2012 г. 14715,44 702,16 14991,12 16823,81 47232,53 76409,49 16924,46

т са X со 2011 г. 11127,66 652,21 11296,54 16249,97 39326,38 67157,27 14091,51

2010 г. 3847,51 576,35 2940,40 6120,06 13484,32 56641,18 4831,73

Показатель Образование Культура, кинематография Здравоохранение физическая культура и спорт Социальная политика Социальная сфера, всего Расходы бюджета, всего Расходы на душу населения, I рублей I

долю финансирования отдельных направлений социальной сферы. Так, законом об образовании устанавливается, что государственное финансирование на нужды образования должно составлять ежегодно не менее 10% национального дохода. Основы законодательства о культуре определяют ее финансирование в размере не менее 2% от расходной части федерального бюджета [5].

В этом плане представляет интерес провести общий сравнительный анализ тенденций финансирования социальной сферы в целом и по ее основным направлениям в 2010-2013 годах и на плановый период до 2015 года на региональном уровне.

Анализ финансирования социальной сферы (таблица 1) в Ставропольском крае за период с 2010 по 2012 годы, показывает, что в структуре расходов их доля увеличилась с 23,81% до 61,82%. При этом в законе Ставропольского края о бюджете на 2013 год и на плановый период до 2015 года запланирован рост данных расходов, структура которых в 2015 году составит 69,16% от общего количества расходов краевого бюджета, причем объем расходов в 2015 году запланирован в сумме 76625,45 млн. руб., что всего лишь на 215,95 млн. руб. больше, чем в 2012 году.

Ввиду этого можно говорить о социально ориентированном бюджете Ставропольского края с 2011 года и усилении данного факта к 2015 году. Таким образом, темп прироста расходов на социальную сферу с 2010 года по 2015 составит 293,02%, в абсолютном выражении - 39 512,26 млн. руб.

Основную долю в расходах бюджета на социальную сферу в 2012 году занимают расходы по разделу социальная политика

- 35,62%, здравоохранение - 31,74%, образование - 31,16% и оставшаяся часть 1,49% приходится на раздел культура, кинематография. Такое разделение существует с 2011 года и сохраняется в плановом периоде с небольшими изменениями.

Высокий прирост расходов в 2011 году по сравнению с 2010 годом отмечен по направлениям: здравоохранение - 284,18%; образование - 189,22%; социальная политика - 165,52%. По разделу культура, кинематография прирост всего 13,16%. Подобный рост расходов на социальную сферу стал возможен благодаря высвобождению большого объема средств бюджета из раздела межбюджетные трансферты при одновременном увеличении объема расходов бюджета на 18,57%. В 2012 году прирост замедляется: здравоохранение - 32,71%; образование -32,24%; культура, кинематография - 7,56%; социальная политика - 3,53%.

Расходы социальной сферы на душу населения с 2010 года до планового 2015 годы вырастут на 13961,38 рублей или на 288,95%, с 4831,73 рубля до 18793,11 рублей.

При сравнении расходов на социальную сферу с валовым региональным продуктом Ставропольского края за период 20102012 годов видно, что их доля в ВРП края увеличилась с 4,28% до 11,38%, что оценивается положительно, однако, данная тенденция уже в плановом 2013 году снижается до 9,41% и в 2015 году до 8,74% (рис. 1). Считаем, необходимым поддерживать долю расходов на социальную сферу в пределах 10% к ВРП. Стоит отметить, что опережающий рост доли социальных расходов приводит к тому, что у регионов не остается бюджетных средств на развитие инфраструктуры и другие инвестиции, стимулирующие экономическое развитие. А без инвестиций в экономику не увеличить и поступления в бюджет в будущем. Поэтому четко прослеживается связь расходования средств бюджета на национальную экономику и на социальную сферу.

Учитывая тот факт, что с ВРП сравнивалась группа расходов на социальную сферу необходимо привести динамику доли расходов по разделам социальной сферы в ВРП Ставропольского края (рис. 2).

Из рисунка 2 видно, что наибольшую долю в ВРП края занимают расходы на социальную политику за период 20102012 гг. изменение составило - 1,94%, 4,48%, 4,05% соответственно. Но с 2013 года по 2015 год заметно плавное снижение доли до 3,41%. Следующие два раздела здравоохранение и образование составляют почти одну кривую, так как их доли в ВРП очень близки: с 0,93% в 2010 году до 3,61 % в 2012 году. В плановом же периоде так же наблюдается снижение, причем в 2013 году более резкое до 2,70%, чем по разделу социальная политика. А на период 2014-2015 гг. по разделу здравоохранение -рост доли до 2,78%, а по образованию - сокращение до 2,45%.

Важным показателем является социальные расходы в расчете на одного жителя Ставропольского края. По всем разделам прирост составил более 170%, за исключением расходов на куль-

60000,00

50000,00

12,00

10,00

2013 год 2014 год 2015 год 2010год 2011 год 2012год Плановый период

Расходы бюджета на социальную сферу ^^Доля расходов на социальную сферу к ВРП Ставропольского края, %

Рис. 1. Динамика расходов краевого бюджета на социальную сферу в 2010-2012 годах и на плановый период 2013-2015 годы

Рис. 2. Динамика доли расходов по разделам образование, здравоохранение, социальная политика в ВРП Ставропольского края

в 2010-2012 годах и на плановый период 2013-2015 годы, %

туру - 13%. По статистическим данным впервые с 1995 года в 2012 году наблюдается естественный прирост населения на 0,5%. Наибольшее обеспечение идет на раздел «Социальная политика» (рис. 3), далее следуют разделы здравоохранение, образование. Незначительная часть приходится на культурное развитие края.

Раздел «Социальная политика» является наиболее крупным в структуре расходов на социальную сферу, поэтому проведем анализ данного раздела (таблица 1).

Социальная политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства -повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных (государственных и муниципальных) финансов.

Социальные расходы, осуществляемые государством на разных уровнях бюджетной системы, являются основой социальной политики. В настоящее время ключевым в реализации

8000

2013 год 2014 год 2015 год 2010 год 2011 год 2012 год Плановый период

На образование ■ На культуру ■ На здравоохранение ■ На социальную политику

Рис. 3. Распределение расходов по разделам социальной сферы на душу населения

основных социальных программ можно считать уровень субъектов Российской Федерации. Во-первых, социальные расходы распределены между уровнями бюджетной системы в России таким образом, что основная их часть (более трех четвертей) сосредоточена в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации, причем роль последних постепенно растет. Во-вторых, в результате принятия Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации органов местного самоуправления»» и Федерального закона № 199-ФЗ от 29.12.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Россий-

ской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» перераспределения полномочий между федеральной властью и субъектами Российской Федерации в 2005 г. власти регионов получили законодательно закрепленную возможность самостоятельно определять характер мер социальной поддержки для ряда категорий населения, варьировать регламент, принципы и объем предоставления социальной помощи [6; 7].

Социальная политика - это самый крупный раздел расходной части бюджета. В 2010 году он находился на втором месте после раздела межбюджетные трансферты, а в 2011-2012 годы после внедрения концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года занял уверенное первое место среди прочих разделов социальной направленности.

Ежегодно увеличивается сумма расходов по данному разделу и доля в общей структуре расходов: в 2010 - 6 120,04 млн. руб. или 10,80%; в 2011 - 16 249,97 млн. руб. или 24,20%; в 2012 году - 16823,81 млн. руб. или 22,02%.

Анализ расходов бюджета Ставропольского края по разделу «Социальная политика»

Таблица 2

Показатель Значение показателя, млн. руб. Структура, % Абсолютное изменение, млн. руб. Темп прироста, %

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2011 г. / 2010 г. 2012 г. / 2011 г. 2011 г. / 2010 г. 2012 г. / 2011 г.

Пенсионное обеспечение 59,54 76,27 133,12 0,97 0,47 0,79 16,73 56,85 28,10 74,54

Социальное обслуживание населения 1912,31 2207,05 2106,15 31,25 13,58 12,52 294,74 -100,90 15,41 -4,57

Социальное обеспечение населения 4051,99 12446,89 12935,42 66,21 76,60 76,89 8394,90 488,53 207,18 3,92

Охрана семьи и детства 7,38 927,54 1059,46 0,12 5,71 6,30 920,16 131,92 12468,29 14,22

Другие вопросы в области социальной политики 88,82 592,22 589,66 1,45 3,64 3,50 503,40 -2,56 566,76 -0,43

Социальная политика, всего 6120,04 16249,97 16823,81 100,00 100,00 100,00 10129,93 573,84 165,52 3,53

Увеличение расходов на данный раздел возможен, благодаря сокращению межбюджетных трансфертов и увеличению поступающих доходов краевого бюджета. За период с 2010 по 2012 год темп роста расходов на социальную политику составил 274,90%. Темп прироста за 2011-2010 гг. - 165,52%, за 20122011 гг. - 3,53%.

Прирост расходов в 2012 году наблюдается по подразделам: пенсионное обеспечение - 74,54%, охрана семьи и детства - 14,22%, социальное обеспечение населения - 3,92%. Сокращение произошло по подразделам: социальное обслуживание населения на 4,57%, другие вопросы в области социальной политики - 0,43%.

Таким образом, значительный рост расходов по разделу произошел в 2011 году, а в 2012 - сохранился на том же уровне за исключением некоторых подразделов. Так в 2011 году прирост расходов наблюдается по всем подразделам: охрана семьи и детства - 12468,29%, другие вопросы в области социальной политики - 566,76%, социальное обеспечение населения -107,18%, пенсионное обеспечение - 28,10%, социальное обслуживание населения - 15,41%.

Исполнение расходов по разделу «Социальная политика» с 2010 года по 2012 год находится на достаточно высоком уровне (более 93%) и ежегодно повышается, что говорит о достаточно высокой исполнительской дисциплине: 2010 год - 93,78%, 2011 год - 95,48%, 2012 год - 98,03%.

О повышении расходов на социальную сферу было заявлено в бюджетном послании Президента Российской Федерации и бюджетной политике на среднесрочную перспективу. В итоге, растущие расходы оцениваются положительно, так как в Ставропольском крае установлен социально ориентированный бюджет, что позволяет инвестировать в население, его капитал, в результате чего возможно не только увеличение поступлений в бюджет, но и качественного развития общества.

В результате проведенного анализа расходной части бюджета Ставропольского края и его отдельных разделов можно отметить, что имеется усиливающаяся несбалансированность бюджета и органам управления Ставропольского края для достижения сбалансированности краевого бюджета необходимо или увеличить доходы или сократить расходы. Дефицит бюджета

Библиографический список

2011 года в сумме 1500,31 млн. руб. образовался за счет более быстрого роста расходов бюджета по сравнению с доходами, тоже произошло и в 2012 году - рост до 6111,95 млн. руб. При чем законом о бюджете на 2012 год дефицит планировался в размере 12940,89 млн. рублей. Подобное сокращение стало возможно благодаря перевыполнению плана по сбору налоговых доходов и получению безвозмездной помощи, а также сокращению расходов бюджета. При этом стоит отметить, что законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2013 год и на плановый период 2014 - 2015 годов» бюджет края планируется бездефицитным, благодаря чему возможно увеличение расходов социальной направленности, расходов на образование и здравоохранение.

В целях финансирования дефицита краевого бюджета в 2011 году были осуществлены заимствования в кредитных организациях в сумме 8259,04 млн. руб., что повлекло за собой увеличение государственного долга Ставропольского края до 13053,81 млн. руб.

Оценивая структуру расходов краевого бюджета отмечаем, что более 75% расходов бюджета Ставропольского края в 2011 году приходится на 4 раздела: социальная политика - 16 249,97 млн. руб. или 24,20%, национальная экономика - 12 279,29 млн. руб. или 18,28%, образование - 11 127,66 млн. руб. или 16,57%, здравоохранение - 11 296,54 млн. руб. или 16,82%, такая же тенденция наблюдается и за 2012 год, в котором структура приоритетных направлений расходования средств - около 81%, что оценивается положительно. Обратная тенденция наблюдалась в 2010 году, когда менее 40% расходов приходилось на данные 4 раздела, а более 50% расходов бюджета предназначалась для межбюджетных трансфертов.

Таким образом, бюджет Ставропольского края за 2011-2012 годы стал наиболее социально ориентированным, во многом благодаря существенному снижению расходов на межбюджет-ные трансферты, так как законодательством Российской Федерации установлены доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами на постоянной основе. Это предопределяет устойчивость поступления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и создает возможности для их стабильного роста.

1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [Текст]: ФКЗ № 7 от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30 декабря 2008 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Завьялов, Д.Ю. Оценка эффективности бюджетных расходов: сравнительный анализ // Финансы. - 2008. - № 10.

3. Макконнелл, Кэмпбелл Р Экономикс / Кэмпбелл Р Макконнелл, Стэнли Л. Брю. - М., 2009.

4. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации: ФЗ № 63 от 26 апреля 2007 г. (ред. от 07 мая 2013 г.).

5. Клисторин, В.И. Оценка качества управления общественными финансами (на примере Новосибирской области) // Оптимизация территориальных систем / под ред. С. А. Суспицына; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2010.

6. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ № 122 от 22 августа 2004 г. (ред. от 07 мая 2013 г.).

7. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований: Фз № 199 от 29 декабря 2004 г. (ред. от 07 ноября 2010 г.).

Bibliography

1. Rossiyjskaya Federaciya. Zakonih. Konstituciya Rossiyjskoyj Federacii [Tekst]: FKZ № 7 ot 12 dekabrya 1993 g. (red. ot 30 dekabrya 2008 g.).

2. Zavjyalov, D.Yu. Ocenka ehffektivnosti byudzhetnihkh raskhodov: sravniteljnihyj analiz // Finansih. - 2008. - № 10.

3. Makkonnell, Kehmpbell R. Ehkonomiks / Kehmpbell R. Makkonnell, Stehnli L. Bryu. - M., 2009.

4. Rossiyjskaya Federaciya. Zakonih. O vnesenii izmeneniyj v Byudzhetnihyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii v chasti regulirovaniya byudzhetnogo processa i privedenii v sootvetstvie s byudzhetnihm zakonodateljstvom Rossiyjskoyj Federacii otdeljnihkh zakonodateljnihkh aktov Rossiyjskoyj Federacii: Fz № 63 ot 26 aprelya 2007 g. (red. ot 07 maya 2013 g.).

5. Klistorin, V.I. Ocenka kachestva upravleniya obthestvennihmi finansami (na primere Novosibirskoyj oblasti) // Optimizaciya territorialjnihkh sistem / pod red. S. A. Suspicihna; lEhOPP SO RAN. - Novosibirsk, 2010.

6. Rossiyjskaya Federaciya. Zakonih. O vnesenii izmeneniyj v zakonodateljnihe aktih Rossiyjskoyj Federacii i priznanii utrativshimi silu nekotorihkh zakonodateljnihkh aktov Rossiyjskoyj Federacii v svyazi s prinyatiem federaljnihkh zakonov «O vnesenii izmeneniyj i dopolneniyj v Federaljnihyj zakon «Ob obthikh principakh organizacii zakonodateljnihkh (predstaviteljnihkh) i ispolniteljnihkh organov gosudarstvennoyj vlasti subjhektov Rossiyjskoyj Federacii» i «Ob obthikh principakh organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossiyjskoyj Federacii: FZ № 122 ot 22 avgusta 2004 g. (red. ot 07 maya 2013 g.).

7. Rossiyjskaya Federaciya. Zakonih. O vnesenii izmeneniyj v zakonodateljnihe aktih Rossiyjskoyj Federacii v svyazi s rasshireniem polnomochiyj organov gosudarstvennoyj vlasti subjhektov Rossiyjskoyj Federacii po predmetam sovmestnogo vedeniya Rossiyjskoyj Federacii i subjhektov Rossiyjskoyj Federacii, a takzhe s rasshireniem perechnya voprosov mestnogo znacheniya municipaljnihkh obrazovaniyj: FZ № 199 ot 29 dekabrya 2004 g. (red. ot 07 noyabrya 2010 g.).

Статья поступила в редакцию 05.11.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.