УДК 657 Kusch E.N., Kobylatova M.F. PATENT SYSTEM OF TAXATION: ADVANTAGES, DISADVANTAGES AND SOLUTIONS. The paper outlines the essential elements of the patent system of taxation; the ways of solving existing problems State in order to improve the efficiency of the system of taxation.
Key words: special tax regimes, the patent system of taxation, individual entrepreneurs, the potential income, preferences.
Е.Н. Кущ, канд. эконом. наук, доц. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]; М.Ф. Кобылатова, доц. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», E-mail: [email protected]
ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ДОСТОИНСТВА, НЕДОСТАТКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В статье определены основные элементы патентной системы налогообложения; проведен сравнительный анализ системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход; предложены пути решения существующих проблем государством в целях повышения эффективности рассматриваемой системы налогообложения.
Ключевые слова: специальные режимы налогообложения, патентная система налогообложения, индивидуальные предприниматели, потенциально возможный доход, преференции.
Патентная система налогообложения (ПСН) относится к специальным налоговым режимам (далее - спецрежимам), которые призваны создать более простые и выгодные условия налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков путем установления определенных льгот и освобождения от уплаты некоторых налогов. Она была введена Федеральным законом от 25.06.2012 № 94-ФЗ и в данный момент регулируется гл. 26.5 НК РФ [1]. Вопрос применения патентной системы весьма актуален для индивидуальных предпринимателей, поскольку с 1 января 2018 г. глава 26.3 Налогового кодекса, устанавливающая систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), утрачивает силу. Предполагается, что с такой заменой деловая жизнь предпринимателей станет проще, а налоговое администрирование - эффективнее. По замыслу законодателя патентная система призвана служить достижению четырех основных целей: привлечению населения к самозанятости; легализации малого бизнеса; пополняемости бюджета; поступлению средств во внебюджетные фонды. Патентная система налогообложения, как, впрочем, и остальные действующие в Российской Федерации режимы налогообложения, имеет свои плюсы и ряд недостатков. Наиболее наглядно их можно отразить в сравнении с иными специальными режимами налогообложения. Все четыре спецрежима доступны для применения индивидуальными предпринимателями и переход на них является добровольным. Следует отметить, что предпринимателям, осуществляющим сезонные работы, выгоднее будет применять патентную систему налогообложения, так как он сможет выбирать необходимый ему срок, в течение которого будет действовать патент. Согласно п. 5 ст. 346.45 НК РФ патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года [1]. Налогоплательщиками патентной системы налогообложения могут выступать только индивидуальные предприниматели, занимающиеся определенным видом деятельности, в то время как упрощенную систему налогообложения могут применять и организации. Порядок начала и прекращения применения данных режимов налогообложения носит заявительный характер, соблюдаются лишь сроки подачи в налоговый орган соответствующих заявлений и уведомлений. Так индивидуальный предприниматель, желающий перейти на патентную систему налогообложения, должен не позднее, чем за 10 дней до начала применения данного спецрежима подать заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства. В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять деятельность на основе патента в субъекте РФ, в котором не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему, указанное заявление подается в любой налоговый орган этого субъекта РФ по выбору Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения заявления на получение патента выдать индивидуальному предприни-
мателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента, при этом основания для отказа регламентированы п. 4 ст. 346.45 НК РФ [1].
Патентная система предусматривает ограничения, которые носят закрытый характер. При применении патентной системы доходы по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, не должны превышать 60 млн. руб. с начала календарного года и средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек. Касаемо применения ЕНВД, установлено ограничение по численности работников, которая не должна превышать 100 человек, доля других организаций не должна превышать 25%. При применении упрощенной системы налогообложения ограничения носят суммарный характер двух вышеперечисленных спецрежимов, т.е. доходы не должны превышать 60 млн. руб., численность работников - не более 100 человек, доля участия других организаций, также как и при применении ЕНВД, не должна превышать 25%. И еще одно ограничение - остаточная стоимость основных средств не должна превышать 100 млн. руб. Объектом налогообложения при применении патентной системы является потенциально возможный к получению доход, который устанавливается законами субъектов Российской Федерации. С 1 января 2013 года минимальный размер дохода не может быть меньше 100 тыс. руб., а максимальный - не более 1 млн. руб. С 1 января 2013 г. на территории Ставропольского края вступил в силу краевой Закон Ставропольского края от 27 сентября 2012 года № 96-кз «О патентной системе налогообложения», который устанавливает размер потенциально возможного годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система [2].
В случае применения ЕНВД объектом налогообложения является вмененный доход, который рассчитывается как произведение базовой доходности на величину физического показателя, выраженного в виде площади, количества транспортных средств и т.д., т.е. носящий метрический характер. А в упрощенной системе налогообложения объектом налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога на патентной системе устанавливается в размере 6%, такая же ставка действует и при применении «упрощенки» с объектом «доходы», а вот при применении объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов» ставка налога устанавливается уже в размере 15%. Ставка при применении ЕНВД равна 15% от величины вмененного дохода.
Рассматривая льготы, которые предусматривает законодательство, можно отметить следующие положения [3]:
- во всех спецрежимах предусмотрено освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности); налога на имущество физических лиц (в части имущества, которое используется в рамках предпринимательской деятельности при приме-
нении спецрежима); налога на добавленную стоимость (за исключением некоторых случаев, предусмотренных Налоговым кодексом);
- только для ЕНВД и упрощенной системы налогообложения с объектом «доходы» законодатель установил право налогоплательщика на уменьшение суммы налога на суммы уплаченных страховых взносов, но не более чем на 50%. Однако, ограничение в 50% не распространяется на предпринимателей, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, т.е. по сути не имеющим наемных работников. Такая категория налогоплательщиков имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на всю сумму уплаченных страховых взносов. В этом прослеживается стимулирующая функция и, как следствие, пополняемость бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
- почти по всем видам деятельности, по которым выдается патент, можно применять пониженные страховые тарифы к вознаграждениям, выплачиваемым наемным работникам. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения, имеют право понизить страховые взносы до 20% в ПФР (за исключением тех, кто осуществляет виды деятельности, указанные в пп. 19, 45-47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ: сдача в наем жилых помещений, розничная торговля, услуги общественного питания). Помимо этого они также должны отчислять 0,2% в ФСС, в то время как ИП на иных спецрежимах обязаны производить выплаты в ПФР 22%, в ФФОМС 2,9% и 0,2% в ФСС.
Положительным моментом также является то, что налогоплательщики ПСН осуществляют плату только за выданный патент, которая не зависит от фактически полученных индивидуальным предпринимателем доходов. Законодатель установил следующий порядок уплаты данного налога [4]: 1) если патент получен на срок до 6 месяцев, - налогоплательщик уплачивает полную сумму налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента; 2) если патент получен на срок от 6 месяцев до календарного года, - налогоплательщик сначала уплачивает 1/3 суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента и остальные 2/3 суммы налога в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода. Однако данная норма несет в себе и отрицательную сторону. Предпринимательская деятельность
- деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, поэтому какой доход получит налогоплательщик заранее неизвестно, однако уплатить налог при получении патента он обязуется сразу в полной мере или частично.
Что касается применения контрольно-кассовой техники, то здесь законодатель установил, что предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения в отношении видов деятельности, переведенных на патент, могут осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения кассового аппарата. При этом они должны выдавать по требованию покупателя документ (например, товарный чек или квитанцию), подтверждающий прием денежных средств. Следовательно, принципы и нормы применения контрольно-кассовой техники плательщиками патентной системы аналогичны принципам и нормам, установленным для ЕНВД. Декларация при применении упрощенной системы налогообложения представляется 1 раз в год, при применении ЕНВД
- ежеквартально, а вот при использовании патентной системы декларацию представлять не требуется. Это экономит время и нервы налогоплательщиков. Взаимоотношения индивидуальных предпринимателей и налоговых органов значительно упрощаются, а это в свою очередь снижает количество конфликтов с инспекциями. Следует отметить, что налогоплательщики обязаны вести учет доходов от реализации в книге учета доходов индивидуального предпринимателя отдельно по каждому полученному патенту. А если налогоплательщик применяет труд наемных работников, то за ним сохраняется и вся отчетность, связанная с начислением и выплатой заработной платы.
Проведенный анализ специальных налоговых режимов показывает, что на данном этапе патентная система проигрывает
Библиографический список
по сравнению с ЕНВД и УСН. Основные минусы патентной системы - это возможность ее применения только индивидуальными предпринимателями и ограничение по численности работников. Причем если налогоплательщик имеет несколько видов деятельности, то количество работников не должно превышать 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности.
Действующая упрощенная система налогообложения на основе патента содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, состоящий из 69 пунктов. В новой патентной системе таких пунктов осталось 47 [5]. Однако это не означает, что для патентной системы сократили количество видов деятельности, просто некоторые позиции этого перечня укрупнены. Так, например, если в настоящее время ремонт, окраска и пошив обуви и чистка обуви - это два отдельных вида деятельности, на которые требуется получение отдельных патентов, то в патентной системе это один вид деятельности. А вот такие виды деятельности, как стрижка домашних животных, зашиты садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней, ремонт и изготовление бондарной посуды и гончарных изделий и некоторые другие с 1 января 2013 г. относятся к виду деятельности «прочие услуги производственного характера».
В перечень вошли виды деятельности, в отношении которых в настоящее время УСН на основе патента не применяется (экскурсионные услуги, розничная торговля и др.).
Патентная система предполагает увеличение потенциально возможного дохода региональными властями. Гарантии того, что законодатели на местах не поддадутся желанию «сорвать» налоговую массу немедленно и сразу, нет. Так и произошло, когда был издан Закон Ставропольского края от 15 октября 2012 года № 96-кз «О патентной системе налогообложения» и установивший размер потенциально возможного дохода при применении патентной системы. Согласно НК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению предпринимателями годового дохода: не более чем в три раза по таким видам деятельности как техобслуживание транспортных средств, перевозки автомобильным и водным транспортом, медицинская и фармацевтическая деятельность, обрядовые и ритуальные услуги; не более чем в десять раз - в отношении деятельности по сдаче недвижимости в аренду, розничной торговле и общественного питания. Законодатель Ставропольского края воспользовался этим моментом и установил максимально возможный размер потенциально возможного дохода налогоплательщиков, что привело к увеличению в десятки раз потенциально возможного дохода по сравнению с действующей системой упрощенки на основе патента. Данное обстоятельство является самым главным минусом и, как следствие, резко снижает популярность патентной системы налогообложения. Одним из недостатков краевого закона о патентной системе налогообложения является отсутствие коэффициентов, применяющихся для определения размера потенциально возможного годового дохода в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности. Так, этот коэффициент позволял варьировать потенциальный доход на коэффициенты от 0,5 до 1, что являлось неоспоримой стимулирующей функцией и созданию рабочих мест в непривлекательных районах Ставропольского края. Патентная система налогообложения вступила в силу с 1 января 2013 года и является довольно таки «молодым» налоговым режимом, которому свойственны как положительные стороны, так и определенные недостатки. По нашему мнению, задумка о введении патентной системы налогообложения хорошая. Но для того, чтобы точно определить более выгодную для отдельного предпринимателя систему налогообложения, необходимо подсчеты производить индивидуально. В связи с тем, что право дополнять установленный обязательный перечень иными видами деятельности, а также устанавливать для каждого вида деятельности размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, передано региональным властям, считаем, что именно от их решений будет во многом зависеть судьба патентной системы налогообложения и её привлекательность.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2 текст с изм. и доп. на 25 января 2013 г. - М., 2013. - (Законы и кодексы).
2. Закон Ставропольского края № 96-кз от 15 октября 2012 года «О патентной системе налогообложения».
3. Анищенко. А.В. Патентная система налогообложения Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 16 (2012) [Э/р]. - Р/д: // http://www.audit-it.ru/articles/account/a84/478481.html
4. Лапина, М. Плюсы и минусы патентной системы налогообложения // Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит [Э/р]. - Р/д: http:// www.audit-it.ru/articles/account /a84/625964. html
5. Информационно-правовой портал «ПОДАТИ НЕТ: налоговый портал» [Э/р]. - Р/д: http://www.podatinet.net/2013091933312 /myblog/ myblog/poka-patentnaya-sistema-sebya-ne-opravdalaaaa-itogi-vvedeniya-patenta-za-i-polugodie-2013-goda.html
Bibliography
1. Nalogovihyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii. Chasti pervaya i vtoraya: tekst s izm. i dop. na 25 yanvarya 2013 g. - M., 2013. - (Zakonih i kodeksih).
2. Zakon Stavropoljskogo kraya № 96-kz ot 15 oktyabrya 2012 goda «O patentnoyj sisteme nalogooblozheniya».
3. Anithenko. A.V. Patentnaya sistema nalogooblozheniya Zhurnal «Aktualjnihe voprosih bukhgalterskogo ucheta i nalogooblozheniya» № 16 (2012) [Eh/r]. - R/d: // http://www.audit-it.ru/articles/account/a84/478481.html
4. Lapina, M. Plyusih i minusih patentnoyj sistemih nalogooblozheniya // Bukhgalterskiyj uchet. Nalogooblozhenie. Audit [Eh/r]. - R/d: http:// www.audit-it.ru/articles/account /a84/625964. html
5. Informacionno-pravovoyj portal «PODATI NET: nalogovihyj portal» [Eh/r]. - R/d: http://www.podatinet.net/2013091933312 /myblog/myblog/ poka-patentnaya-sistema-sebya-ne-opravdalaaaa-itogi-vvedeniya-patenta-za-i-polugodie-2013-goda.html
Статья поступила в редакцию 05.11.13
УДК 336.5.02
Sokolova A.A. ROLE OF REGIONAL BUDGET IN THE IMPLEMENTATION OF THE STATE OF SOCIAL POLICY.
In the study, we investigated the role of the authorities of subjects of the Russian Federation on the example of the Stavropol Territory in the performance of public tasks to improve living standards, an assessment of the dynamics and structure of fiscal expenditure on social services in relation to the gross regional product of the Stavropol region for the period 2010-2012.
Key words: social policy, social policy, budget, spending, the regional budget, spending on health, education expenses.
А.А. Соколова, канд. эконом. наук, доц. каф. денежного обращения и кредита Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
В работе изучена роль органов власти субъектов Российской Федерации на примере Ставропольского края в исполнении государственных задач по повышению уровня жизни населения, дана оценка динамике и структуре бюджетных расходов на социальную сферу в сопоставлении с валовым региональным продуктом Ставропольского края за период 2010-2012 годов.
Ключевые слова: социальная политика, социальная сфера, бюджет, расходы, региональный бюджет, расходы на здравоохранение, расходы на образование.
В области бюджетной политики перед любым государством стоит задача повышения уровня жизни своих граждан, из представлений о «справедливости» исходят и модели бюджетного федерализма, то есть возможности обеспечения за счет единообразно проводимой бюджетно-налоговой политики минимально допустимого уровня государственных и муниципальных услуг для населения за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством [1], а значит призвано влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости на достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики государства должна решаться на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.
В литературе используется расширительное толкование социальной сферы как социальной среды, а также окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования, формирования и деятельности. Развитие данной сферы позволяет инвестировать в человеческий капитал, что принесет ощутимый долговременный экономический эффект в будущем, так как именно здоровый, культурный, образованный индивид и будет являться основной производительной силой [2].
К. Макконнелл и С. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:
- расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте;
- расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
- расходы на мобильность, благодаря, которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью [3].
Учитывая социальный характер государства, финансирование социальной сферы представляет важнейшим направлением бюджетной политики для бюджета любого уровня. При этом, если на федеральном уровне помимо социальной сферы не менее приоритетным является и обеспечение национальной обороны, то на региональном и местном уровне, финансирование социальной сферы является основным направлением.
Переходя к анализу динамики изменений расходной части бюджета на федеральном и региональном уровне, следует отметить, что наиболее важным ее моментом является то, как в этой структуре представлена социальная сфера. Представляется, что данный аспект является наиболее важным, тем более с учетом провозглашенного Конституцией РФ социального характера государства.
В соответствии с федеральным законом № 63-ФЗ от 26.04.2007 года «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», к социальной сфере следует отнести [4]: образование; культуру, искусство и кинематографию; здравоохранение; социальную помощь.
Известно, что без финансового обеспечения развития экономики невозможно развитие финансирования социальной сферы. Однако, в связи с этим возникает чрезвычайно важный и сложный вопрос: какая часть бюджетных средств должна направляться на финансирование социальной сферы, а какая на все остальные направления. Чтобы в какой-то мере разрешить эту проблему, государство законодательно пытается определить