Научная статья на тему 'Патентная система налогообложения в России и в Республике Казахстан: сравнительно-правовой анализ'

Патентная система налогообложения в России и в Республике Казахстан: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / PATENT SYSTEM OF TAXATION / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / TAX RATES / ПРОЦЕДУРА ПЕРЕХОДА НА ПАТЕНТНЫЙ РЕЖИМ / PROCEDURE OF TRANSITION TO THE PATENT REGIME / СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ / SPECIAL REGIMES / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / LITIGATION / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ СХОДСТВО / CONCEPTUAL SIMILARITY / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / TAX ACCOUNTING / БИЗНЕС / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюкова Анастасия Михайловна

В данной статье рассмотрены проблемы применения патентной системы налогообложения на примерах России и Республики Казахстан. Выбор Казахстана для сравнения обусловлен общностью целей и правовых средств по многим стратегическим направлениям развития России. Проанализированы сущность патента и процедура перехода на вышеназванную систему. Проведено сравнение специальных режимов налогообложения по налоговым ставкам, по средней численности работников за налоговый период. Рассмотрен вопрос, затрагивающий интересы предпринимателей, использующих одновременно и упрощенную, и патентную систему. Исходя из проведенного исследования, выявлены плюсы и минусы патентной системы налогообложения. Недостатки: территориальное ограничение действия, квота на количество работающих на ИП, ограничение по доходу, лимит размеров объектов, на которых осуществляется данный вид предпринимательства, ограничение в действии патента. Преимущества состоят в том, что нет бухгалтерской отчетности и декларации; срок патента возможен даже на 1 месяц; не требуется платить всю стоимость патента сразу; самая низкая налоговая ставка. Патентная система налогообложения является самой молодой из ныне существующих и в Российской Федерации, и в Республике Казахстан, а потому это наиболее активно развивающийся специальный режим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бирюкова Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патентная система налогообложения в России и в Республике Казахстан: сравнительно-правовой анализ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ И В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Бирюкова А.М. Email: Biryukova17123@scientifictext.ru

Бирюкова Анастасия Михайловна - студент бакалавриата, направление подготовки: юриспруденция, Всероссийский государственный университет юстиции Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы применения патентной системы налогообложения на примерах России и Республики Казахстан. Выбор Казахстана для сравнения обусловлен общностью целей и правовых средств по многим стратегическим направлениям развития России. Проанализированы сущность патента и процедура перехода на вышеназванную систему. Проведено сравнение специальных режимов налогообложения по налоговым ставкам, по средней численности работников за налоговый период. Рассмотрен вопрос, затрагивающий интересы предпринимателей, использующих одновременно и упрощенную, и патентную систему. Исходя из проведенного исследования, выявлены плюсы и минусы патентной системы налогообложения. Недостатки: территориальное ограничение действия, квота на количество работающих на ИП, ограничение по доходу, лимит размеров объектов, на которых осуществляется данный вид предпринимательства, ограничение в действии патента. Преимущества состоят в том, что нет бухгалтерской отчетности и декларации; срок патента возможен даже на 1 месяц; не требуется платить всю стоимость патента сразу; самая низкая налоговая ставка. Патентная система налогообложения является самой молодой из ныне существующих и в Российской Федерации, и в Республике Казахстан, а потому это наиболее активно развивающийся специальный режим. Ключевые слова: патентная система налогообложения, налоговые ставки, процедура перехода на патентный режим, специальные режимы, судебная практика, индивидуальные предприниматели, концептуальное сходство, налоговый учет, бизнес.

THE PATENT SYSTEM OF TAXATION IN RUSSIA AND KAZAKHSTAN: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

Biryukova A.M.

Biryukova Anastasia Mikhailovna - Undergraduate Student, DIRECTION OF TRAINING: JURISPRUDENCE, ALL-RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF JUSTICE RUSSIAN LAW ACADEMY OF THE MINISTRY OF JUSTICE OF RUSSIA, MOSCOW

Abstract: in this article the problems of the patent system of taxation on the examples of Russia and Kazakhstan. The choice of Kazakhstan for comparison due to the common goals and the legal means for many of the strategic directions of development of Russia. Analyzes the essence of a patent and the procedure of transition to the aforementioned system. A comparison of special tax regimes on tax rates, average number of employees for the tax period. The question affecting the interests of entrepreneurs, and use both the simplified and the patent system. Based on the conducted research revealed the pros and cons of the patent system of taxation. Disadvantages: territorial limitation of the validity of the quota for the

number of employees of the individual entrepreneur, the income limit for size of objects that implement this kind of business, the limitation in the patent. The advantages are that no accounting statements and declarations; the term of the patent is possible, even for 1 month; do not need to pay the entire cost of the patent right; the lowest tax rate. The patent system of taxation is the youngest of the existing in the Russian Federation and in the Republic of Kazakhstan, but because it is the most actively developing special mode. Keywords: patent system of taxation, tax rates, procedure of transition to the patent regime, special regimes, litigation, individual entrepreneurs, conceptual similarity, tax accounting, business.

УДК 347

Сравнительное право полезно для взаимопонимания между народами и создания наилучшего режима отношений в международной жизни.

Рене Давид

Налоговая система государства должна служить развитию предпринимательской инициативы, поощрять развитие малого и среднего предпринимательства. В этом контексте существенную роль призваны сыграть специальные режимы налогообложения, которые синхронно развиваются на всем евразийском экономическом пространстве.

Россия и Республика Казахстан - это не только экономические партнеры. Наши государства демонстрируют общность целей и правовых средств по многим стратегическим направлениям развития.

Так, к 2017 году государства заключили около 300 двусторонних соглашений. Россия и Казахстан входят в состав ЕАЭС и ШОС, одной из целей которых выступает содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию.

Двусторонние связи России с Казахстаном строятся на основе Программы экономического сотрудничества на 2012-2020 гг. Внешнеторговый оборот между государствами только за январь-август 2017 года составил $10 млрд, что на 30,9% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспорт вырос на 35,9% и составил $2,9 млрд, импорт в Казахстан увеличился на 29% и составил $7,1 млрд.

Что касается режимов налогообложения, то в обеих странах есть, как схожие черты, так и различные подходы.

Согласно гл. 26.5 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) патентная система налогообложения (далее - ПСН) устанавливается НК РФ, а вводится в действие законом субъекта. Исходя из этого, патент распространяется на всю территорию субъекта РФ, его выдавшего.

Сущность патентной системы налогообложения заключается в получении патента на конкретный срок, заменяющего собой уплату некоторых налогов, например, налог на добавленную стоимость или налог на доходы с физических лиц. Патент дает возможность индивидуальному предпринимателю осуществлять определенный разрешенный законом вид деятельности, выбранный им для получения прибыли [14, с. 38-43].

Центральный инструмент данной системы, «патент», т.е. документ на право применения патентной системы по одному из видов предпринимательской деятельности, действующий на территории, указанной в патенте. При этом индивидуальный предприниматель вправе получить несколько патентов, а выдаются они с любой даты, на период от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года.

Объектом патентного налогообложения выступает потенциальный годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательства [2].

Например, парикмахерские и косметические услуги - 990 000 руб., ремонт мебели - 660 000 руб., экскурсионные услуги - 330 000 руб. [3]. Субъектами же выступают

только ИП в количестве 15 человек. Данная система не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в рамках договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом [12].

Вместе с тем, данная система в России применяется в отношении 63-х видов предпринимательской деятельности, в том числе: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих бизнесмену на праве собственности; оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации; розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарный торговой сети и др.; бытовые услуги и прочие виды [2].

Полный перечень содержится в законе того субъекта РФ, в котором будет осуществляться предпринимательская деятельность.

Местным органам власти предоставлено право формировать наиболее приемлемый в конкретных условиях перечень видов предпринимательской деятельности.

Сегодня у бизнеса есть возможность выбора формы налогообложения: по общему, либо одному из специальных режимов.

Выбор специального режима - это способ легального рационального способа установления баланса между публичными и частными интересами.

Применение режима - это определенная, строго регламентированная процедура.

Во-первых, необходимо подать в налоговый орган заявление о выборе системы налогообложения. Самый короткий срок предусмотрен для единого налога на вмененный доход - 5 дней, для патентной системы - 10 дней, для упрощенной системы - только по уведомлению, поданному не позднее 31 декабря года, с которого происходит переход.

Отметим, что наиболее популярной системой для начинающих предпринимателей является именно упрощенная система налогообложения.

Различны и налоговые ставки: для патентной системы предусмотрена в размере 6% от возможного дохода, для единого налога на вмененный доход - 15% от величины вмененного дохода, для упрощенной системы налогообложения - 6% на доходы, 15% - на доходы, уменьшенные на величину расходов.

Законом предусмотрены льготы для бизнесменов, применяющих специальные режимы. Предприниматель, приобретая патент, освобождается от уплаты налога на имущество (в части имущества, используемого при осуществлении деятельности на основе патента), налог на доходы с физических лиц (в части доходов, полученных от деятельности на патенте) и от оплаты налога на добавленную стоимость.

Система, базирующаяся на уплате единого налога на вмененный доход, освобождает от уплаты налога на прибыль (в отношении прибыли от деятельности, облагаемой ЕНВД), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для деятельности, облагаемого ЕНВД) и налога на доходы с физических лиц (в отношении доходов от деятельности, облагаемой ЕНВД).

При упрощенной системе налогообложения лицо освобождается от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость, налога на доходы с физических лиц. Кроме того, для объекта «доходы» сумма налога уменьшается на объем страховых взносов, расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности, взносов по договорам добровольного личного страхования.

Упрощается и система налоговой отчетности: для патентной системы не предусмотрено вовсе никакой налоговой отчетности.

Специальные режимы, вместе с тем, дифференцируются по критерию средней численности работников за налоговый период; сумм доходов, включая и внереализационные доходы (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Заметим, что с 2017 г. предельный размер доходов при упрощенной системе в течение отчетного налогового периода составляет 150 млн руб., а ранее - 60 млн руб.,

и подлежал индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор следующего календарного года (в 2016 год равен 1,329 [4]; 2017 - 1,425 [5]; 2018 - 1,481 [6]).

При совмещении патентной и упрощенной системы еще необходимо отслеживать, чтобы число занятых работников, нанятых именно на условиях патентной деятельности, составило не более 15 человек, но главное, чтобы общее число работников укладывалось в лимит, установленный для «упрощенцев», - не более 100 человек.

Специальные режимы строятся на приоритете доверия к предпринимателю при осуществлении им самостоятельного ведения учета доходов и расходов в специальной книге учета доходов.

Процедура перехода на патентную систему носит заявительный характер. Обращение необходимо сделать не позднее чем за 10 дней до начала применения данной системы. При осуществлении деятельности по месту жительства заявление направляется в налоговый орган по месту жительства. При осуществлении бизнеса на территории, где ИП на налоговом учете не состоит, - в любой территориальный налоговый орган по месту планируемого осуществления предпринимательской деятельности.

Законодатель максимально упростил процедуру: обратиться можно лично или через представителя, по почте с описью вложения или в электронной форме. Для получения патента необходимо только заявление и паспорт гражданина. По данным документам сотрудник налоговой службы выдает расписку, о полученных бумагах, чтобы в дальнейшем подтвердить начало процедуры.

В течение 5 дней со дня получения заявки орган обязан выдать патент. В случае если документ получен на срок до 6 месяцев, уплата налога осуществляется в размере полной суммы налога в срок не позднее окончания его действия.

Если патент выдан от 6 до 12 месяцев, то налог уплачивается по следующей схеме: 1/3 суммы не позднее 90 календарных дней после начала действия патента; в размере 2/3 суммы не позднее срока окончания. В случае неуплаты или неполной уплаты налога орган направляет индивидуальному предпринимателю требование об уплате налога, пеней и штрафа.

Для вычисления суммы, оплачиваемой за патент, следует использовать общую формулу: размер налога = НБ (налоговая база) * 6% (ставка ПСН) * количество месяцев (срок действия патента) / 12 мес. Размер налога зависит от налоговой базы, соответствующей конкретному виду деятельности, а также от количества месяцев применения патента.

Интересно, что законами субъектов РФ на 2 года устанавливается налоговая ставка в размере 0% (налоговые каникулы по 2020 г.) для бизнесменов, впервые зарегистрировавшихся и осуществляющих деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя ставка уменьшена до 4% в период 2017 - 2021 гг.

Постановка на учет индивидуальных предпринимателей по патентной системе осуществляется налоговым органом, куда он обратился с заявлением, в течение 5 дней со дня его получения. Датой постановки на учет является дата начала действия патента. Учет доходов от реализации ведется в книге учета доходов предпринимателя, применяющего патентное налогообложение [13].

Стоит упомянуть и о возможных случаях отказа в выдаче патента, о чем в течение 5 дней после вынесения данного решения уведомляется субъект. Какие же основания отклонения заявки? Несоответствие в заявлении вида предпринимательской деятельности разрешенному перечню; указание неправомерного срока действия патента; нарушение условия перехода на патентную систему.

Случаи утраты права на применение патентной системы включают: превышение порога доходов, если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации превысили 60 млн руб.

Интересен такой вопрос, затрагивающий интересы предпринимателей, использующих одновременно и упрощенную, и патентную систему.

В случае если лицо потеряет право на применение патента, по мнению ученых, существует две альтернативные точки зрения.

Первый подход состоит в том, что при утрате права на патент, при одновременном применении обеих систем предприниматель остается на «упрощенке» по всем видам деятельности, т.к. совмещение систем не допускается. Но, это возможно только в случае, если причиной утраты права на патент не явилось превышение доходов свыше 60 млн руб. [7].

Второй подход состоит в том, что осуществляется перевод на «общую» систему в рамках предыдущей патентной системы, а остальная — так и остается на «упрощенке». На практике, налоговый орган чаще всего выбирает последний вариант и переводит деятельность, по которой было утрачено право на патент, на общую систему, несмотря на параллельное применение предпринимателем «упрощенки» [8]. Во-вторых, если в течение налогового периода средняя численность работников, по всем видам предпринимательской деятельности, превысила 15 человек. В случае если у бизнесмена увеличилось количество работников, то патентная система действует только в отношении указанных в документе лиц.

А в случае, если в установленный срок не будет получен новый патент по данным сотрудникам, индивидуальный предприниматель будет автоматически переведен на общую систему, что влечет необходимость уточнения своих налоговых обязательств и представления деклараций. Заявление об утрате права подается в течение 10 дней со дня наступления обстоятельств, свидетельствующих об утрате права. Однако, бизнесмен сохраняет право восстановится со следующего года.

Что же показывает судебная практика? Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.07.2017 N Ф02-2481/2017 по делу № А78-14799/2016: по мнению налогоплательщика, деятельность, связанная с производством заготовительных работ с привлечением спецтехники, подлежит переводу на патентную систему. Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, последний выполнял работы, для которых он осуществлял цепь технологических действий, в том числе с использованием бульдозера и погрузчика (спецтехники). Оказание транспортных услуг по перевозке грузов спорным объектом не подтверждено. К тому же на патентную систему может переводиться деятельность, связанная с перевозкой грузов транспортным средством, зарегистрированным в ГИБДД, т.е. не являющимся специальной техникой, зарегистрированной в Государственном техническом надзоре. В связи с этим деятельность налогоплательщика с ее использованием не подлежит переводу на патентную систему налогообложения [10].

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 № 49 -О: предприниматель оспаривал конституционность подп. 3 п. 6 ст. 346.45 НК РФ (в ред. до 01.01.2017), которая возлагает на налогоплательщиков, утративших право на применение ПСН, обязанность применять общую систему налогообложения, когда ими также используется упрощенная система налогообложения. Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд РФ указал: применение специального режима связано с уменьшением общего размера налоговых обязательств, вызывающих соблюдать плательщиком определенных требований. Оспариваемая норма была направлена на регулирование условий применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения и действовала равным образом для всех налогоплательщиков, что не привело к нарушению прав заявителя. Вопрос о

возможности совмещения общего и упрощенного режима гл. 26.5 НК РФ, положения которой оспаривались предпринимателем, не регулируется [9].

Анализируя вышеупомянутую информацию, необходимо выявить недостатки патентной системы: территориальное ограничение действия (в пределах одного субъекта РФ), квота на количество работающих на ИП (штат в 15 человек не всегда возможен), ограничение по доходу (больше 60 млн руб., то он перестает действовать), лимит размеров объектов, на которых осуществляется данный вид предпринимательства (не более 50 квадратных метров), ограничение в действии патента (вовремя не был предоставлен взнос - приостанавливается или вовсе прекращается) [11].

Преимущества патентной системы состоят в том, что нет необходимости нанимать бухгалтера (его заменяет простое заполнение книги учета доходов); нет бухгалтерской отчетности и декларации; не требуется кассовый аппарат (достаточно обычной квитанции); срок патента возможен даже на 1 месяц (удобно для начинающего бизнесмена); не требуется платить всю стоимость патента сразу: треть стоимости в течение 90 дней с даты начала действия патента, остальную часть - до даты окончания действия (действительно для патентов от 6 месяцев); 6% - это самая низкая налоговая ставка; получить патент возможно за 5 дней с момента подачи заявления.

Рассмотрим подробнее модель патентной системы налогообложения Республики Казахстан. Здесь субъектам малого бизнеса предоставлено право самостоятельного выбора порядка исчисления и уплаты налогов, а также представления соответствующей отчетности. Согласно законодательству, в отличие от российской системы, патент - электронный документ, подтверждающий факт уплаты индивидуального подоходного налога (за исключением ИПН, удерживаемого у источника выплаты), социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Интересно, что в Казахстане патентная система не может применяться определенными категориями лиц. Вне данной системы находятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие такие виды деятельности, как производство подакцизных товаров; хранение и оптовая реализация подакцизных товаров; реализация отдельных видов нефтепродуктов (кроме государственных (национальных); недропользование; сбор и прием стеклопосуды; сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов; консультационные услуги; деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента; деятельность в области права, юстиции и правосудия) и т.д.

Есть ограничения по использованию труда работников; по предельному доходу (не превышает 300-кратного минимального размера заработной платы).

Гибкая система действует в отношении налогового периода: не менее 1 месяца в пределах календарного года. Возможен и более короткий период: для индивидуальных предпринимателей, вновь зарегистрированных в последнем месяце текущего налогового периода; возобновивших деятельность до или после окончания срока приостановления представления налоговой отчетности в последнем месяце текущего налогового периода.

Стоит сказать и о стоимости патента: в нее входит уплата суммы индивидуального подоходного налога (кроме ИПН, удерживаемого у источника выплаты) (2% от заявленного годового дохода, при этом налог составит 1/2 части исчисленной стоимости патента); социального налога (составит 1/2 части исчисленной стоимости патента за минусом исчисленных социальных отчислений); обязательных пенсионных взносов (в размере 10% от заявленного дохода, но не менее 10% от размера минимальной заработной платы, исчисляемые за каждый месяц налогового периода) и социальных отчислений (в размере 5% от суммы заявленного дохода, но

не менее 5% от минимальной заработной платы, исчисляемые за каждый месяц налогового периода) [1].

Также особенностями применения патентной системы в Казахстане выступают: одновременная выплата всех налогов в момент оформления патента; фискальные чеки не выписываются, поэтому бизнесмену можно не устанавливать кассовый аппарат; доход не превышает за год 1 млн тенге; стоимость патента - 3% от заявленного дохода и подлежит уплате в бюджет равными долями; практически отсутствует налоговая отчетность; обязательные документы на получения патента: заявления по образцу формы, свидетельство индивидуального предпринимателя о государственной регистрации, все документы подтверждающих оплату стоимости патента, лицензия, если предусмотрена.

В Казахстане для получения патента сначала следует открыть своё дело, приобрести статус индивидуального предпринимателя.

Затем в течение 10 дней после получения свидетельства необходимо подать заявку в налоговый орган по месту проживания. Выдаётся патент после направления справки о его оплате, соответствующего заявления, квитанций о погашении социальных и пенсионный отчислений. Если документы не будут поданы в этот установленный срок, то предприниматель работает только на общих условиях [14].

При сравнении подходов в России и в Казахстане обнаруживаем их концептуальное сходство, а также можно провести аналогии в применяемых предпринимателями инструментов налогового учета, отчетности, соблюдения правовых рамок.

В любом случае предприниматель должен самостоятельно оценить риски, возможности и потенциальный доход при разных режимах налогообложения и сделать выбор в пользу наиболее выгодного. Патентная система налогообложения является самой молодой из ныне существующих и в Российской Федерации, и в Республике Казахстан, а потому это наиболее активно развивающийся специальный режим.

Список литературы /References

1. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017 г. № 120-VI ЗРК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kgd.gov.kz/ru/content/nalogovyy-kodeks-rk/ (дата обращения: 02.12.2017).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=283608&fld=13 4&dst=5878,0&rnd=0.35671107687345405#0/ (дата обращения: 02.12.2017).

3. Закон г. Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения» (ред. от 23.11.2016). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=140104#0/ (дата обращения: 02.12.2017).

4. Приказ Министерства экономического развития РФ от 20.10.2015 N 772 (ред. от 18.11.2015) «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/670447/ (дата обращения: 02.12.2017).

5. Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2016 г. N 698 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1005938/ (дата обращения: 02.12.2017).

6. Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 октября 2017 г. № 579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1148465/ (дата обращения: 02.12.2017).

7. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 марта 2013 г. № 03-11-12/33 «О применении патентной системы налогообложения и УСН при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.klerk.ru/doc/316685/ (дата обращения: 02.12.2017).

8. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 января 2015 г. № 03-11-12/3558 «Об утрате индивидуальным предпринимателем права на применение патентной системы налогообложения и переходе на применение УСН». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/99_420251184/ (дата обращения: 02.12.2017).

9. Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 № 49-О. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-26012017-n-49-o/ (дата обращения: 02.12.2017).

10. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 июля 2017 г. № Ф02-2481/17 по делу № А78-14799/2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/37678511/ (дата обращения: 02.12.2017).

11. Анищенко А.В. Патентная система налогообложения // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, 2012. № 16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.audit-it.ru/articles/account/a84/478481.html/ (дата обращения: 02.12.2017).

12. Бауэр В.П. Бюджетно-налоговая безопасность муниципалитетов при патентной системе налогообложения // Налоги, 2017. № 5. С. 14-17.

13. Бродская Е. Патентная система налогообложения: оправдаются ли надежды? // Малая бухгалтерия, 2012. № 7. С. 16-20.

14. Кашутина Н.В. Зарубежный опыт применения патентной системы налогообложения. [Электронный ресурс]. / Н.В. Кашутина // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/pdf/9070.pdf/ (дата обращения: 02.12.2017).

15. Серебренникова Е.С. Особенности применения патентной системы налогообложения // Финансовое право. М.: Юрист, 2015. № 7. С. 38-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.