Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы государственного долга субъекта Российской Федерации'

Проблемы и перспективы государственного долга субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
923
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / РЕГИОН / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ЗАИМСТВОВАНИЯ / ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА / ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC DEBT / REGION / BUDGET DEFICIT / BORROWING / DEBT BURDEN / DEBT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глотова Ирина Ивановна, Томилина Елена Петровна

В статье дана характеристика бюджета Ставропольского края. Региональные органы власти вынуждены осуществлять заимствования, увеличивая тем самым долговую нагрузку на соответствующие бюджеты. В связи с этим актуальным для субъекта РФ является решение задач по сокращению стоимости обслуживания государственного долга и по сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне, что становится возможным при реализации системы управления государственным долгом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of the state debt of the constituent entity of the Russian Federation

In the article the characteristics of the budget of Stavropol territory. Regional governments are forced to borrow, increasing the debt burden on their budgets. In this regard, relevant to the subject of the Russian Federation is the task of reducing the cost of servicing the public debt and maintaining public debt at an economically safe level, which is possible with the implementation of the system of public debt management.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы государственного долга субъекта Российской Федерации»

> <

X

■X.

о

LM

т s

о

X

о

со

104

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE STA ТЕ DEBT OF THE CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERA TION Glotova Irina Ivanovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Finance, Credit and insurance, Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: irin-glotovaiS>yandex.ru

Tomilina Elena Petrovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Finance, Credit and insurance, Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: [email protected]

in the article the characteristics of the budget of Stavropol territory. Regional governments are forced to borrow, increasing the debt burden on their budgets, in this regard, relevant to the subject of the Russian Federation is the task of reducing the cost of servicing the public debt and maintaining public debt at an economically safe level, which is possible with the implementation of the system of public debt management.

Keywords: public debt; region; budget deficit; borrowing; debt burden; debt policy.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГО СУД А РСТВЕННОГО ДОЛГА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДКЗЗб.275.3 ВАК РФ 08.00.14

© Глотова ИИ, 2016 © Томилина Е.П., 2016

ГЛОТОВА Ирина Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра Финансов, кредита и страхового дела, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь 1пп-д1о1о va@yandex. г и

ТОМИЛИНА Елена Петровна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Финансов, кредита и страхового дела, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь е. 1отШпа@таИ. ги

В статье дана характеристика бюджета Ставропольского края. Региональные органы власти вынуждены осуществлять заимствования, увеличивая тем самым долговую нагрузку на соответствующие бюджеты. В связи с этим актуальным для субъекта РФ является решение задач по сокращению стоимости обслуживания государственного долга и по сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне, что становится возможным при реализации системы управления государственным долгом.

Ключевые слова: государственный долг; регион; дефицит бюджета; заимствования; долговая нагрузка; долговая политика.

I

Обеспечение устойчивости бюджетной системы субъекта РФ является важным элементом системы управления государственным долгом. На сегодняшнем этапе развития финансовой системы необходимо проведение взвешенной долговой политики при непосредственном участии органов государственной власти.

Долговая политика должна быть нацелена на выравнивание социально-экономических условий жизни населения, развитие экономики региона на конкурентной основе. Известно, что от политики в области управления государственного долга зависит сбалансированность бюджета, поэтому ее необходимо рассматривать как неотъемлемый элемент системы финансового и бюджетного планирования.

Эффективность проводимой долговой политики регионов на практике определяется снижением государственного долга, что позволяет значительно снизить расходы на его обслуживание и направить сэкономленные денежные средства на развитие экономики, решение социальных задач и реализацию национальных проектов.

Именно качество и эффективность долговой политики являются индикаторами исполнения расходной части бюджета, что обуславливает непрерывность бюджетного процесса и позволяет контролировать возникающие риски.

Отличительной особенностью бюджетной политики Ставропольского края за последние годы является накопившийся структурный дисбаланс между доходами и расходами бюджета Ставропольского края, который сложился по объективным причинам.

За шестилетний период 2010-2015 годов прирост в целом по доходам сложился в объеме 17 331,1 млн руб., вместе с тем, начиная с 2014 года, отмечается снижение темпов роста налоговых и неналоговых доходов, основной причиной которого явилось уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций. Расходы краевого бюджета за этот период возросли в 1,5 раза, или на 28

332,7 млн руб., что повлекло соответственно к увеличению бюджетного дефицита на 11 001,6 млн руб. (рис. 1).

Рисунок 1 - Основные параметры бюджета Ставропольского края, млн руб.

Основная причина роста расходов - это дополнительные, продуцируемые федеральными органами власти расходные обязательства регионов, которые они уже неспособны выполнять, поскольку их минимальное финансовое обеспечение значительно превышает доходы региональных бюджетов. Так, с 2010 по 2015 годы на федеральном уровне принято около 30 решений по закреплению за регионами новых расходных обязательств, финансовое наполнение которых в 2015 году составляет для края более 35 129,0 млн руб. Это: рост страховых взносов на медицинское обслуживание неработающего населения, "окрашивание" части доходов с целью увеличения расходов на дорожную деятельность, субсидии гражданам на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, реализация майских указов Президента Российской Федерации и др.

Ежегодно эти расходы влияют на увеличение "условно-постоянных" расходов краевого бюджета (заработная плата и начисления, социальные выплаты, расходы на обязательное медицинское страхование, на дорожную деятельность, обслуживание государственного долга, содержание государственных учреждений и др.). Если сравнить исполнение

бюджетов 2012-2015 годов, то за четыре года доля указанных расходов выросла с 64,5% до

75,5% в общем объеме расходов краевого бюджета.

В нынешних условиях очень сложно изменить ту структуру расходов краевого бюджета, которая сложилась. Прежде всего, потому, что наибольший удельный вес в ней занимают расходы, защищенные нормами действующего бюджетного законодательства.

Вместе с тем, начиная с 2013 года, бюджетная политика края была направлена на изменение структуры расходов краевого бюджета, а именно на оптимизацию бюджетных расходов путем сокращения отдельных направлений расходов и перераспределения освободившихся средств на приоритетные направления.

Чтобы повысить эффективность социальной защиты граждан, приняты меры по переходу на использование критериев нуждаемости и адресности стем, чтобы перераспределить ресурсы тем, кто действительно нуждается, от тех, кто получает, но может и не иметь такой социальной поддержки.

Несмотря на принимаемые меры, при опережающем росте расходов краевого бюджета над его доходами сохраняется дефицит краевого бюджета, следовательно, долговая нагрузка будет только увеличиваться.

Начиная с 2010 года, объем государственного долга Ставропольского края увеличился на 29 773,2 млн руб., или в 7,1 раза и составил по итогам 2015 года 34 631,1 млн руб., или 74,3 % к объему налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета края (рис. 2).

со

1-й

о си

-О 0-

ш <

1=с

си

Ё

105

Рисунок 2 - Динамика государственного долга и его доля в объеме налоговых и неналоговых доходов, млн руб.

* *

> <

X

■х. о и!

Т

о

X

о

со

106

Основным инструментом финансирования дефицита краевого бюджета 2010 и 2011 годов являлись краткосрочные (до одного года) кредиты кредитн ых орга н иза ци й, испол ьзова ние которых позволяло существенно экономить расходы по обслуживанию государственного долга в результате снижения процентных ставок на банковские кредиты по итогам проводимых аукционов. В 2010 году объем краткосрочных кредитов в структуре государственного долга составлял 60,7%.

Однако увеличение объемов краткосрочных заимствований могло повлечь за собой угрозу возникновения пиков в погашении государственного долга, а также невозможность рефинансирования государственных долговых обязательств Ставропольского края в случае кризиса на финансовом рынке.

По итогам 2015 года объем средств, направленных на обслуживание государственного долга, составил 1 498,6 млн руб. Рост расходов на обслуживание государственного долга обусловлен преобладанием в его структуре коммерческих заимствований. Кредитные организации определялись по итогам электронных аукционов, победителями которых в 2015 году стали ПАО "Сбербанк России" и Банк ВТБ (ПАО). Кредиты в кредитных организациях привлекались по ставкам от 11,9% до 13,5% годовых (ключевая ставка Центробанка России во втором полугодии 2015 года составляла 11,0-11,5 % годовых).

В целях ослабления нагрузки краевого бюджета в части обслуживания государственного долга в 2015 году были проведены ряд мероприятий, позволившие достигнуть значительной экономии расходов (589,3 млн руб.) на обслуживание государственного долга:

- осуществление заимствований из федерального бюджета в сумме 38 604,0 млн руб. (8 краткосрочных бюджетных кредитов под 0,1 % годовых) в целях промежуточного погашения среднесрочных действующих возобновляемых кредитных линий;

- осуществление заимствований из федерального бюджета в сумме 6 202,0 млн руб. (трехлетние бюджетные кредиты под 0,1 % годовых) в целяхдосрочного погашения кредитов кредитных организаций в таком же объеме;

- осуществление реструктуризации задолженности (на срок до 2034 года с погашением основного долга, начиная с 2025 года, под 0,1 % годовых) по бюджетным кредитам, выделенным краевому бюджету из федерального бюджета на строительство автомобильных дорог в сумме 950,0 млн руб.;

- управление ликвидностью единого счета краевого бюджета.

Проведение вышеуказанных мероприятий позволило частично сократить расходы краевого бюджета на обслуживание государственного долга и перенести погашение отдельных заимствований на более поздние сроки, что в целом не приводит к сокращению объема государственного долга.

Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом, являются:

1) риск рефинансирования долговых обязательств - обусловлен невозможностью осуществления на приемлемыхусловиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств;

2) риск роста процентных ставок на рынке заимствований - обусловлен возникновением непредвиденных расходов краевого бюджета, связанных с ростом расходов на обслуживание государственного долга, что приведет к росту дефицита краевого бюджета;

3) риск снижения ликвидности рынка заимствований -обусловлен неполучением денежных средств на финансирование дефицита краевого бюджета и погашение долговых обязательств Ставропольского края, связанным с отказом кредитных организаций и инвесторов - потенциальных приобретателей государственных облигаций Ставропольского края предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса.

В связи с этим целями долговой политики являются снижение темпов прироста государственного долга, а также своевременное погашение долговых обязательств Ставропольского края, имеющих сроки погашения в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов.

Основными мероприятиями в целях сохранения объема государственного долга на безопасном уровне в настоящее время являются:

- принятие краевого бюджета с минимальным размером дефицита (бездефицитный);

- выполнение условий Соглашений 2015 года, заключенных между Правительством Ставропольского края и Министерством финансов Российской Федерации;

- своевременное исполнение долговых обязательств;

- проведение мероприятий по сокращению расходов по обслуживанию государственного долга.

При проведении этих мероприятий будут учтены следующие риски:

- невозможность прогнозирования и контролирования процентных ставок на рынке заимствований;

- невозможность рефинансирования имеющихся долговых обязательств при наступлении сроков погашения;

- снижение ликвидности рынка заимствований;

- потеря заинтересованности инвесторов и кредитных организаций к

- заемщику в связи с наличием высокого объема государственного долга.

Следует отметить, что по итогам 2015 года из 85 субъектов Российской Федерации 14 субъектов имеют государственный долг, превышающий общий объем собственных доходов (практически банкроты), 24 субъекта имеют государственный долг от 75 до 100 %, 19 субъектов - от 50 до 75 % и 28 субъектов - менее 50%.

Ставропольский край входит в состав 19 субъектов с размером государственного долга от 50 до 75 % и занимает 37 место по уровню долговой нагрузки среди 85 субъектов Российской Федерации, 3 место - среди 7 субъектов Северо-Кавказского федерального округа (табл. 1). Если сравнение произвести с субъектами Южного федерального округа, тоуровень долговой нагрузки Ставропольского края (74%) ниже уровня долговой нагрузки Волгоградской области (83%) и Краснодарского края (99%).

Таблица 1 - Долговая нагрузка субъектов Российской Федерации, входящих в СКФО, по итогам за 2015 год

Субъект РФ Долговая нагрузка, % Долговая нагрузка

выше 100 % от 75 % до 100 % от 50 % до 75 % до 50 %

Всего по РФ 14 24 19 28

Итого по СКФО 2 2 3 0

Кабардино-Балкарская Республика 67 1

Чеченская Республика 70 1

Ставропольский край 74 1

Республика Дагестан 78 1

Карачаево-Черкесская Республика 92 1

Республика Ингушетия 113 1

Республика Северная Осетия-Алания 119 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кредитный рейтинг Ставропольского края, установленный в 2012 году на уровне "ВВ", в 2015 году получил оценку международного рейтингового агентства "стабильный" и подтвержден на том же уровне.

Наличие международного кредитного рейтинга позволяет Ставропольскому краю успешно размешать облигационные займы по более низким процентным ставкам. Это подтверждает надежность и инвестиционную

привлекательность ценных бумаг, выпущенных Ставропольским краем.

Таким образом, в сложившихся условиях необходимо формирование механизма ответственного отношения региональных властей к проводимой долговой политике, который должен быть направлен на оптимизацию федеральных заимствований и предоставления гарантий, структуры долговых обязательств, минимизацию их стоимости и, как следствие, сокращение расходныхобязательств бюджета. В условиях сохраняющегося дефицита регионального бюджета заимствования стали основным источником поддержания ликвидности бюджета и выполнения социальных обязательств.

Органы государственной власти и управления субъекта Российской Федерации должны обращать внимание и контролировать относительный рост долговых обязательств региона по отношению к доходам бюджета и ВРП. Важно соизмерять расходы на обслуживание и погашение долговых обязательств с объемом расходной части бюджета. Должно быть установлено предельное соотношение, превышение которого необходимо рассматривать как неэффективное привлечениезаемных средств, а, следовательно, управление долгом органом власти субъекта РФ - как некачественное.

Примечания:

1. О бюджете Ставропольского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Ставропольского края от 07.12.2014 № 109-кз (ред. от 25.12.2015) -Доступ из справ.-правовой системы "Консультант Плюс" (дата обращения: 22.05.2016). 2. Ставропольский край. Правительство. Обутвержде-нии основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Ставропольского края от 31.08.2015 № 272-рп (ред. от 30.11.2015) - Доступ из справ.-правовой системы "Консультант Плюс" (дата обращения: 01.05.2016).

3. Николайчук O.A. Влияние государственного долга на экономическую безопасность России / O.A. Николайчук // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. -2014,-№2.-С. 93-100.

4. Рейтинг субъектов РФ по изменению долговой нагрузки [Электронный ресурс]. URL : http:// www.vidl.nan.ru/ig/ratings/gosdolg_07_2015.pdf (дата обращения: 22.05.2014).

СО

1-Н

О CU

-О 0-

ш <

1=с

си

к^ С Ё

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.