Научная статья на тему 'Анализ параметров состояния и системы управления государственным долгом Тамбовской области в 2015 году'

Анализ параметров состояния и системы управления государственным долгом Тамбовской области в 2015 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ДОЛГОВАЯ КНИГА / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ / CENTRAL GOVERNMENT DEBT / TAMBOV REGION / DEBT BOOK / BUDGET DEFICIT / NATIONAL DEBT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окондзи-конголо Мвука Жидарель Хельсун, Куликова Мария Анатольевна

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране Тамбовская область среди регионов Российской Федерации входит в число лидеров по уровню экономического развития. В статье приведены высокие рейтинги Тамбовской области, подтвержденные известными рейтинговыми агентствами. Социальная политика определена как одно из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти области. Постоянно растущий объем социальных обязательств является одной из причин образования дефицита бюджета и, как следствие, государственного долга Тамбовской области. В статье приведены основные направления реализации долговой политики региона. Описаны направления повышения эффективности управления государственным долгом области. Приведен перечень долговых обязательств, включенный в Долговую книгу Тамбовской области. Проведен анализ выписки из Долговой книги области за 2014-2016 гг. Приведена динамика кредитных соглашений и договоров, бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, и обязательств по выданным гарантиям в анализируемом периоде в абсолютных и относительных показателях. Приведены источники финансирования при дефиците бюджета. Рассмотрены источники финансирования дефицита бюджета, используемые в Тамбовской области. Описано распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета Тамбовской области на 2015 г. Приведена программа государственных заимствований Тамбовской области на 2015 г. и плановый период 2016-2017 гг. Оценена эффективность управления государственным долгом Тамбовской области. Отмечена экономия бюджетных средств на обслуживание государственного долга вследствие принятия соответствующих мер по управлению долгом Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PARAMETERS OF THE STATE AND SYSTEM OF MANAGEMENT OF THE GOVERNMENTAL DEPT OF THE TAMBOV REGION IN 2015

Despite a difficult economic situation in the country the Tambov region among regions of the Russian Federation is among leaders in the level of economic development. The high ratings of the Tambov region confirmed with the known rating agencies are given in article. Social policy is defined as one of priority activities of executive authorities of region. Constantly growing volume of social obligations is one of the reasons of formation of budget deficit and, as a result, a central government debt of the Tambov region. The main directions of realization of debt policy of the region are given in article. The directions of increase in effective management of a central government debt of a region are described. The list of debt obligations included in the Debt book of the Tambov region is provided. The analysis of an extract from the Debt book of area for 2014-2016 is carried out. Dynamics of credit agreements and contracts, the budgetary credits obtained from the federal budget, and obligations for guarantees issued in the analyzed period in absolute and relative measures is given. Financing sources at budget deficit are given. The budget deficit financing sources used in the Tambov region are considered. Distribution of budgetary appropriations according to sections, subsections, target articles, groups and subgroups of types of expenses of classification of expenses of the budget of the Tambov region for 2015 are described. The program of the state loans of the Tambov region for 2015 and planning period of 2016-2017 is provided. Effective management of a central government debt of the Tambov region is estimated. Economy of budgetary funds for service of a central government debt owing to acceptance of the appropriate measures on debt management of the Tambov region is noted.

Текст научной работы на тему «Анализ параметров состояния и системы управления государственным долгом Тамбовской области в 2015 году»

УДК 336.3 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-12-89-96

АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ СОСТОЯНИЯ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015 ГОДУ

ОКОНДЗИ-КОНГОЛО МВУКА ЖИДАРЕЛЬ ХЕЛЬСУН

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

КУЛИКОВА МАРИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране Тамбовская область среди регионов Российской Федерации входит в число лидеров по уровню экономического развития. В статье приведены высокие рейтинги Тамбовской области, подтвержденные известными рейтинговыми агентствами. Социальная политика определена как одно из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти области. Постоянно растущий объем социальных обязательств является одной из причин образования дефицита бюджета и, как следствие, государственного долга Тамбовской области. В статье приведены основные направления реализации долговой политики региона. Описаны направления повышения эффективности управления государственным долгом области. Приведен перечень долговых обязательств, включенный в Долговую книгу Тамбовской области. Проведен анализ выписки из Долговой книги области за 2014-2016 гг. Приведена динамика кредитных соглашений и договоров, бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, и обязательств по выданным гарантиям в анализируемом периоде в абсолютных и относительных показателях. Приведены источники финансирования при дефиците бюджета. Рассмотрены источники финансирования дефицита бюджета, используемые в Тамбовской области. Описано распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета Тамбовской области на 2015 г. Приведена программа государственных заимствований Тамбовской области на 2015 г. и плановый период 2016-2017 гг. Оценена эффективность управления государственным долгом Тамбовской области. Отмечена экономия бюджетных средств на обслуживание государственного долга вследствие принятия соответствующих мер по управлению долгом Тамбовской области.

Ключевые слова государственный долг, Тамбовская область, Долговая книга, дефицит бюджета, управление государственным долгом

В последние годы в стране и мире наблюдается сложная экономическая ситуация. Несмотря на это Тамбовская область среди регионов Российской Федерации входит в число лидеров по уровню экономического развития. К примеру, стабильной остается ситуация на рынке труда области. На 1 января 2015 г. уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,8 % экономически активного населения. Рейтинговое Агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги Тамбовской области Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+» со «Стабильным» прогнозом, национальный долгосрочный рейтинг области на уровне «AA(rus)» со «Стабильным» прогнозом и подтвердило краткосрочный рейтинг региона в иностранной валюте «В». Все это

создает значительную материальную базу, которая увеличивается на протяжении последних лет. Рейтинговое агентство ЯАЕХ (Эксперт РА) подтвердило рейтинг надежности гарантийного покрытия, предоставляемого Фондом содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области на уровне А+ «Очень высокий уровень кредитоспособности». Прогноз по рейтингу - стабильный.

Кроме того, следует отметить, что в 2015 г. Тамбовская область:

1. Вошла в тройку лидеров Центрального Федерального округа по производству зерна, сахарной свеклы, подсолнечника.

2. Заняла 4-е место в Российской Федерации по производству сахара.

3. Показала самый высокий результат в Российской Федерации по приросту производства свиней на убой в живом весе в сельскохозяйственных организациях.

4. В четвертый раз подряд занимает 1-е место во всероссийском экологическом рейтинге общественной организации «Зеленый патруль».

5. Заняла 9-е место в Российской Федерации по выполнению программы переселения из аварийного жилья по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ.

6. Заняла 5-е место среди субъектов Центрального Федерального округа по приросту промышленного производства.

7. По производству зерна Тамбовская область заняла 3 место среди субъектов по Центральному Федеральному округу и 7-е место по России.

8. По производству сахарной свеклы - соответственно 2-е место по Центральному Федеральному округу.

9. Заняла 3-е место (по России) по производству подсолнечника по Центральному Федеральному округу [1].

Одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти области в 2015 г. была социальная политика. К примеру, в Тамбовской области отсутствует задолженность работникам бюджетной сферы и гражданам, получающим пособия на детей.

Постоянно растущий объем социальных обязательств бюджета Тамбовской области привел к образованию в 2014 г. значительного объема дефицита бюджета, который составил 4779,8 млн руб., и, как следствие, росту государственного долга Тамбовской области. На 1 января 2015 г. государственный долг Тамбовской области составил 10 409,7 млн руб. или 48,8 % от налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области.

В последние три года удавалось удерживать размер уровня государственного долга Тамбовской области, не превышающий 50 % от налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области. В этот период доля расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов бюджета составляла менее одного процента.

Реализация долговой политики в 2015-2017 гг. будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки на бюджет Тамбовской области:

- отношение задолженности по кредитам коммерческих банков не должно превышать 50 % от налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области; сохранение дефицита бюджета Тамбовской области на уровне, утвержденном на

2014 г. по состоянию на 01 июля 2014 г., и его поэтапное снижение к 01 января 2017 г. до 10 % от налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области;

- сохранение предельного объема расходов на обслуживание государственного долга Тамбовской области в размере 5 % в общем объеме расходов бюджета Тамбовской области;

- соблюдение показателей и индикаторов, установленных государственной программой Тамбовской области «Эффективное управление финансами и оптимизация государственного долга» на 2014-2020 гг.;

- утвержденной постановлением администрации области 25.09.2013 г. № 1067, а также Планом мероприятий по сокращению государственного долга Тамбовской области, утвержденным распоряжением администрации области от 15.11.2013 г. № 517-р.

Повышению эффективности управления государственным долгом Тамбовской области в планируемом периоде будут способствовать:

- замещение части коммерческих кредитов бюджетными кредитами из федерального бюджета;

- оптимизация структуры и объемов расходных обязательств Тамбовской области;

- обеспечение равномерного распределения долговой нагрузки Тамбовской области по годам;

- ограничение наращивания заимствований;

- полный переход к среднесрочным и долгосрочным заимствованиям;

- проведение эффективной политики администрирования доходов Тамбовской области;

- привлечение бюджетных кредитов федерального бюджета на пополнение остатка средств на едином счете бюджета Тамбовской области.

Долговая политика будет направлена на поддержание стабильных кредитных рейтингов Тамбовской области и обеспечение безусловной платежеспособности [2].

Из-за того, что у субъектов Российской Федерации имеется значительное количество заимствований, которые должны быть контролируемы и подлежат учету, в каждом регионе нашей страны в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, статьей 120 и 121, введется Государственная долговая книга.

Информация о государственном долге ежемесячно размещается на официальном сайте финансового управления области в сети Интернет. В таблице 1 приведена информация о Государственном долге Тамбовской области по состоянию на 1 января 2014, 2015 и 2016 гг.

Выписка из Долговой книги Тамбовской области за 2014-2016 гг., приведенная в таблице 1, включает в себя следующие позиции государственного долга области: кредитные соглашения и договоры, бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, и обязательства по выданным гарантиям. В 2015 г. наблюдается сокращение суммы бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, как в абсолютном выражении, так и в процентах к общей сумме государственного долга

области: с 2 846 582 629,50 руб. на 1 января 2014 г. до 2 533 316 629,50 руб. на 1 января 2015 г. в абсолютном выражении и с 35,92 % до 24,34 % - в процентах к общей сумме государственного долга Тамбовской области. К 1 января 2016 г. сумма бюджетных кредитов возросла до 3 898 276 728,20 руб., но при этом удельный их вес в общей сумме государственного долга области оказался ниже значения этого показателя по состоянию на 1 января 2014 г. на 4,2 % и составил 31,72 %.

Таблица 1

Выписка из Государственной долговой книги Тамбовской области

Вид задолженности Сумма в 2014 г., руб. в % к общей сумме долга Сумма в 2015 г., руб. в % к общей сумме долга Сумма в 2016 г., руб. в % к общей сумме долга

Кредитные соглашения и договоры. Всего: 4 982 110 600,0 62,87 7 766 863 600,00 74,61 8 325 238 140,00 67,72

Бюджетные кредиты, полученные из Федерального бюджета. Всего: 2 846 582 629,50 35,92 2 533 316 629,50 24,34 3 898 276 728,20 31,72

Обязательства по выданным гарантиям. Всего: 96 336 163,81 1,21 109 537 310,69 1,05 69 285 701,89 0,56

Итого 7 925 029393,31 100 10409717540,19 100 12 292 800570,09 100

Из таблицы 1 видно, что наиболее существенный удельный вес в общей сумме государственного долга Тамбовской области в течение всего рассматриваемого периода приходится на кредитные соглашения и договоры. Динамика изменения суммы кредитных соглашений и договоров представлена на рисунке 1.

Из рисунка 1 особенно отчетливо видна тенденция к увеличению суммы кредитных соглашений и договоров в анализируемом периоде: в 2014 г. она составляла 4 982 110 600,00 руб., или

62,87 % в общей сумме государственного долга Тамбовской области, а к 1 января 2015 г. эта сумма увеличилась на 55,9 % и составила 7 766 863 600,00 руб., или 74,61 % в общей сумме государственного долга области, при этом на 1 января 2016 г. также наблюдается увеличение суммы кредитных соглашений и договоров еще на 7,19 % относительно 1 января 2015 г. и на 67,1 % относительно 1 января 2014 г. - до 8 325 238 140,00 руб., или 67,72 % в общей сумме государственного долга области.

Кредитные соглашения и договоры

9 ООО 000 000,00

8 ООО 000 000,00 7 ООО 000 000,00

6 ООО 000 000,00

^ 5 000 000 000,00 *

£ 4 000 000 000,00

3 ООО 000 000,00

2 ООО 000 000,00

1 ООО 000 000,00

0,00 _ _

01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016

Рис. 1. Динамика кредитных соглашений и договоров в период с 01.01.2014 по 01.01.2016 гг.

м. 1 н. ококэгт-кокооьо, м. а. киыкоУА _ „„ ... „„,

, Т. 11, № 12, 2016

Наименьший удельный вес в общей сумме государственного долга Тамбовской области в течение всего рассматриваемого периода приходится на обязательства по выданным гарантиям. Так, на 1 января 2014 г. их сумма составила 96 336 163,81 руб., или 1,21 % в общей сумме государственного долга Тамбовской области. К 1 января 2015 г. сумма обязательств по выданным гарантиям возросла на 13,7 % и составила 109 537 310,69 руб., при этом удельный их вес сократился на 0,06 % до 1,05 % от общей суммы государственного долга области. К 1 января 2016 г. удельный вес обязательств по выданным гарантиям в общей сумме государственного долга области сократился еще на 0,49 % и составил 0,56 %, при этом в абсолютном выражении сумма этих обязательств сократилась более чем на треть и составила 69 285 701,89 руб.

Существенным фактом является то, что проблема дефицита бюджета и государственного долга существует практически во всех регионах РФ. Так, из 85 регионов страны 76 имеют дефицит бюджета. Чтобы покрыть дефицит бюджета, регионы вынуждены залазить в долги. Уровень долговой нагрузки (отношение государственного долга субъекта РФ к налоговым и неналоговым доходам бюджета региона - к собственным доходам бюджета без учета дотации) вырос в 2015 г. и растет в 2016 г. Если количество регионов, у которых объем государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета региона, в 2012 г. было только 2, по итогам 2013 г. - 7, в 2014 г. - 10, то по итогам 2015 г. их стало уже 14, а по итогам 2016 г. эксперты прогнозируют, что этот показатель может достичь 16-18 регионов. 57 субъектов РФ имеют государственный долг, превышающий 50 % от суммы собственных налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета, в том числе 44 региона РФ имеют госдолг свыше 70 % собственных доходов, для сравнения в 2014 г. было только 26 таких регионов, которые имели долг, превышающий 70 % от суммы собственных доходов, за два последних года рост составил 1,7 раза. [3-5]

Следует отметить, что при дефиците бюджета субъекта Российской Федерации источниками финансирования согласно статье 95 Бюджетного кодекса являются:

- разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

- разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

- разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта Российской Федерации другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

- разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации в течение соответствующего финансового года;

- иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации [6].

В Тамбовской области на основании закона «О бюджете Тамбовской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» сформированы источники финансирования дефицита бюджета Тамбовской области на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг. Так, в соответствии с указанным документом исполнение государственных и муниципальных гарантий на 2015 г. составило 38 430,2 тыс. руб. За 2016 г. - 28 910,6 тыс. рублей. За 2017 г. запланировано 0,00 руб. Согласно данному документу верхний предел прогнозируемого дефицита бюджета Тамбовской области в 2015 г. составил 3 379 388,5 тыс. руб., в 2016 г. -425 800,0 тыс. руб., в 2017 г. - 463 000,0 тыс. руб.

Государственные внутренние заимствования, в свою очередь, состоят из определенных денежных сумм, которые выделяются из централизованных или децентрализованных источников финансирования для покрытия затрат на определенные цели, а также на разные группы расходов бюджета. В соответствии с законом Тамбовской области «О бюджете Тамбовской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» существует документ о распределении бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (Государственным программам Тамбовской области и не программным направлениям

деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета Тамбовской области на 2015 г. (табл. 2). В таблице 2 приняты следующие условные обозначения: РЗ -код раздела функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации; ПР - код подраздела функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации; ЦСР -код классификации целевых статьей расходов бюджетов; ВР - код классификации видов расходов бюджетов [7; 8].

Таким образом, кредиты, полученные Тамбовской областью от кредитных организаций, исходя из разницы между привлечением и погашением, составили: за 2015 г. - 558 374,5 тыс. руб., за 2016 г. - 913 454,0 тыс. руб. и за 2017 г. - 1 580 560,0 тыс. руб. Привлечение бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов Российской Федерации за 2015 г. составило 20 200 000,0 тыс. руб. В настоящее время к краткосрочным кредитам относятся кредиты, выданные на 50 дней и с минимальной ставкой 0,1 %, следует учесть, что в 2015 г. к краткосрочным кредитам относились кредиты, выданные на 30 дней, данные изменения произошли с 1 января 2016 г. Привлечение бюджетных кредитов от других бюдже-

Таким образом, в 2015 г., обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга составило 643 994,3 тыс. руб., а обслуживание долга самого субъекта Российской Федерации составило 643 691,2 с полученной разницей в 303,4 тыс. руб.

Так как бюджет субъектов Российской Федерации формируется на 3 года, рассмотрим программу государственных заимствований Тамбовской области на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг.

Таблица 2

тов бюджетной системы Российской Федерации бюджетом Тамбовской области за 2015 г., исходя из разницы между привлечением и погашением, составило 2 793 900,0 тыс. руб. Погашение бюджетом Тамбовской области бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 г., исходя из разницы между погашением и привлечением, составило 1 431 836,7 тыс. руб. В планируемом 2016 г. эта сумма равна 425 800,0 тыс. руб., а в 2017 г. - 463 000,0 тыс. руб.

Также стоит отметить и эффективность управления долгом Тамбовской области.

На 1 января 2016 г. объем государственного долга Тамбовской области составил 12 292,8 млн руб., что составило 57,1 % к поступившим в 2015 г.

Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета Тамбовской области на 2015 г.

Наименование ПР РЗ ЦСР ВР Сумма, тыс. руб.

Обслуживание государственного и муниципального долга 13 643 994,6

Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга 13 01 643 994,6

Государственная программа Тамбовской области «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области» 13 01 1000000 303,4

Уплата процентов за пользование бюджетными кредитами в рамках подпрограммы «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог» государственная программы Тамбовской области «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области» 303,4

Обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации 13 01 1017702 20 303,4

Государственная программа Тамбовской области «Эффективное управление финансами и оптимизация государственного долга» 13 01 1017702 643 691,2

Обслуживание государственного долга Тамбовской области в рамках подпрограммы «Управление государственным долгом Тамбовской области» государственной программы Тамбовской области «Эффективное управление финансами и оптимизация государственного долга» 13 01 1100000 643 691,2

Обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации 13 01 1117559 643 691,2

налоговым и неналоговым доходам бюджета Тамбовской области, в том числе объем долга по коммерческим кредитам составил 8 325,2 млн руб. или 38,7 % от налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области. Параметры государственного долга Тамбовской области соответствуют требованиям, утвержденным Правительством Российской Федерации и условиям Соглашения (от 21.09.2015 г.), заключенного администрацией Тамбовской области с Министерством финансов РФ (не более 70 %).

В сентябре 2015 г. Министерство финансов Российской Федерации предоставило бюджету Тамбовской области бюджетный кредит в объем 2 793,9 млн руб. под 0,1 % годовых. Кредит имел целевой характер и был направлен на рефинансирование бюджетных кредитов федерального бюджета в сумме 445,1 млн руб. и на погашение долговых обязательств области по кредитам коммерческих банков в сумме 2 348,8 млн руб. Эта мера поддержки позволила сократить процентные расходы и направить их на исполнение других обязательств Тамбовской области. Экономия расходов на обслу-

В структуре государственного долга Тамбовской области 67,72 % составляют кредиты коммерческих банков, бюджетные кредиты из федерального бюджета - 31,72 %, государственные гарантии - 0,56 %.

В условиях дестабилизации финансового рынка и высокой изменчивости процентных ставок финансовым управлением были приняты меры, направленные на сдерживание роста и замещение рыночных заимствований бюджетными кредитами из федерального бюджета [9; 10].

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

живание замещенных коммерческих кредитов в 2015 г. составила 66,3 млн руб.

В 2015 г. долговые обязательства по бюджетным кредитам, привлеченным из федерального бюджета, возросли на 53,8 %, или на 1,4 млрд руб., рыночные долговые обязательства региона увеличились всего на 7,2 %, или на 0,6 млрд руб., обязательства по выданным гарантиям сократились на 36,7 %, или на 40,2 млн руб. [11; 12].

В апреле 2015 г. (Соглашение от 16.04.2015 г.) Министерство финансов Российской Федерации провело реструктуризацию задолженности по бюд-

Программа государственных заимствований Тамбовской области на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг.

Наименование Сумма на (тыс. руб.)

2015 г. 2016 г. 2017 г.

Государственные внутренние заимствования

В том числе:

Кредиты, полученные Тамбовской областью от кредитных организаций 558 374,5 913 454,0 1 580 560,0

Привлечение средств 6 906 000,0 2 685 454,0 4 101 193,5

Погашение -6 347 625,5 -1 772 000,0 -2520633,5

Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет Тамбовской области от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Привлеченные средства 22 993 900,0 0,0 0,0

В том числе:

Привлечение бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов Российской Федерации 20 200 000,0 0,0 0,0

Привлечение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетом Тамбовской области 2 793 900,0 0,0 0,0

Погашение -21 631 836,7 -487 654,0 -1117 560,0

В том числе:

Погашение бюджетных кредитов, предоставленных за счет средств федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации -20 200 000,0 0,0 0,0

Погашение бюджетом Тамбовской области бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации -1 431 836,7 -487 654,0 -1117 560,0

ВСЕГО 1 920 437,8 425 800,0 463 000,0

жетным кредитам, предоставленным бюджету Тамбовской области для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания, автомобильных дорог общего пользования, на общую сумму 423 млн руб. В 2015 г. расходы бюджета Тамбовской области на погашение реструктуризированных кредитов уменьшены почти на 250,0 млн руб. Возврат реструктурированной задолженности будет осуществляться в период с 2025 по 2034 гг. включительно, при этом плата за пользование средствами федерального бюджета установлена в размере 0,1 % годовых. Экономия расходов на их обслуживание составит 15,0 млн руб., в том числе в 2015 г. 6,0 млн руб. [13].

За отчетный период использовалась практика краткосрочного кредитования через территориальные органы Федерального казначейства, что позволило в течение года привлекать «дешевые» бюджетные ресурсы из федерального бюджета для финансирования краткосрочных кассовых разрывов в пределах финансового года и не прибегать к рыночным заемным средствам. Казначейские кредиты привлекались восемь раз на общую сумму 20,2 млрд руб. Данный инструмент способствовал минимизации процентных платежей по коммерческим кредитам и экономии бюджетных ресурсов.

В течение 2015 г. проведены мероприятия по досрочному погашению кредитов коммерческих банков в объеме 4,4 млрд руб., что позволило получить экономию расходов на их обслуживание в сумме 167,0 млн руб.

По результатам аукционов в ноябре-декабре 2015 г. привлечены кредиты в ПАО Сбербанк в объеме 3 570,0 млн руб. сроком на три года по ставке 12,95 % годовых. При этом все заимствования производились путем привлечения кредитных ресурсов в форме кредитных линий, что позволяло привлекать кредиты не единовременно, а частями.

Проводимый комплекс мер позволил сэкономить бюджетные средства на обслуживание государственного долга в сумме 233,3 млн руб., доля расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов бюджета составила менее двух процентов.

Литература

1. Пинскер Е. Последний шанс: О мерах по урегулированию задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом // Финансы. 2014. № 11. С. 13-15.

2. О выпуске и обращении облигаций государственных сберегательных займов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 24.01.2012 г. № 73 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Куликов Н. И. Регионам нужна экономическая свобода и самостоятельность // Вестник научных конференций. 2016. № 10-7(14). С. 291-299.

4. Куликов Н. И., Куликов А. Н. Экономика России: цифры, факты, оценка // Финансы и кредит. 2016. № 39. С. 6-7.

5. Куликов Н. И., Куликов А. Н. Россия сегодня: экономика, финансы, общество // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 7. С. 2-17.

6. Иванова М. А., Конова А. С. Вопросы финансового контроля в системе управления государственным долгом // Финансы и кредит. 2014. № 18. С. 210.

7. О государственном внутреннем долге Российской Федерации: ФЗ РФ от 13 ноября 2002 года (ред. от 27 июля 2014 г.). URL: http://www.garant-park.ru/present

8. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Официальный текст. М.: Издательство «ОМЕГА-Л», 2015.

9. Брагинская Л. С. Государственный долг: Анализ системы управления и оценка еt эффективности // Финансы. 2014. № 10.

10. Панкин Д. В Основные направления долговой политики Российской Федерации на 2015-2016 годы // Финансы. 2015. С. 41-45.

11. Нешитой А. С. Особенности Бюджетной системы Российской Федерации / Под ред. Г. Н. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2015.

12. Гаскаров А. Р. Государственный долг Тамбовской области: итоги и перспективы // Рынок ценных бумаг. 2015. № 13. С. 68-71.

13. Пахомов С. А. Управление долгом региона. Теория и опыт лучшей практики // Рынок ценных бумаг. 2015. № 13. С. 61-65.

References

1. Pinsker E. Poslednij shans: O merah po ureguliro-vaniyu zadolzhennosti sub"ektov RF pered federal'nym byudzhetom [Last Chance: About measures to settle the debt of the Russian Federation subjects of the federal budget] // Finansy. 2014. № 11. S. 13-15.

2. O vypuske i obrashchenii obligacij gosudarst-vennyh sberegatel'nyh zajmov Rossijskoj Federacii: Post-anovlenie Pravitel'stva RF ot 24.01.2012 g. № 73 [About the issuance and circulation of the Russian Federation government bonds savings loans: Resolution of the RF Government of 24.01.2012, № 73] // Sprav.-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus».

3. Kulikov N. I. Regionam nuzhna ekonomicheskaya svoboda i samostoyatel'nost' [The regions need economic freedom and independence] // Vestnik nauchnyh konfer-encij. 2016. № 10-7(14). S. 291-299.

4. Kulikov N. I., Kulikov A. N. Ekonomika Rossii: cifry, fakty, ocenka [Russian Economy: figures, facts, evaluation] // Finansy i kredit. 2016. № 39. S. 6-7.

5. Kulikov N. I., Kulikov A. N. Rossiya segodnya: ekonomika, finansy, obshchestvo [Russia today: economics, finance, society] // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2016. № 7. S. 2-17.

6. Ivanova M. A., Konova A. S. Voprosy fi-nansovogo kontrolya v sisteme upravleniya gosudarstven-nym dolgom [Questions of financial control in the public debt management system] // Finansy i kredit. 2014. № 18. S. 210.

7. O gosudarstvennom vnutrennem dolge Rossijskoj Federacii: FZ RF ot 13 noyabrya 2002 goda [About the the state internal debt of the Russian Federation: the Federal Law of the Russian Federation from the November 13, 2002] (red. ot 27 iyulya 2014 g.). URL: http://www.garant-park.ru/present

8. Byudzhetnyj Kodeks Rossijskoj Federacii: Ofi-cial'nyj tekst [Budget Code of the Russian Federation: The official text]. M.: Izdatel'stvo «OMEGA-L», 2015.

9. Braginskaya L. S. Gosudarstvennyj dolg: Analiz sistemy upravleniya i ocenka effektivnosti [Public debt: An

analysis of control systems and performance evaluation] // Finansy. 2014. № 10.

10. Pankin D. V Osnovnye napravleniya dolgovoj politiki Rossijskoj Federacii na 2015-2016 gody [The main directions of the debt of the Russian Federation Policy for the years 2015-2016] // Finansy. 2015. S. 41-45.

11. Neshitoj A. S. Osobennosti Byudzhetnoj siste-my Rossijskoj Federacii [Features of the Russian budget system] / Pod red. G. N. Krylova. SPb.: Izd-vo SPbGUEF, 2015.

12. Gaskarov A. R. Gosudarstvennyj dolg Tambov-skoj oblasti: itogi i perspektivy [The public debt of the Tambov region: results and prospects] // Rynok cennyh bumag. 2015. № 13. S. 68-71.

13. Pahomov S. A. Upravlenie dolgom regiona. Teor-iya i opyt luchshej praktiki [Debt management in the region. Theory and experience of best practice] // Rynok cennyh bumag. 2015. № 13. S. 61-65.

* * *

ANALYSIS OF PARAMETERS OF THE STATE AND SYSTEM OF MANAGEMENT OF THE GOVERNMENTAL DEPT OF THE TAMBOV REGION IN 2015

OKONDZI-KONGOLO MVOUCKA JIDARELLE HELSUN

Tambov State Technical University Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

KULIKOVA MARIYA ANATOLYEVNA Tambov State Technical University Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Despite a difficult economic situation in the country the Tambov region among regions of the Russian Federation is among leaders in the level of economic development. The high ratings of the Tambov region confirmed with the known rating agencies are given in article. Social policy is defined as one of priority activities of executive authorities of region. Constantly growing volume of social obligations is one of the reasons of formation of budget deficit and, as a result, a central government debt of the Tambov region. The main directions of realization of debt policy of the region are given in article. The directions of increase in effective management of a central government debt of a region are described. The list of debt obligations included in the Debt book of the Tambov region is provided. The analysis of an extract from the Debt book of area for 2014-2016 is carried out. Dynamics of credit agreements and contracts, the budgetary credits obtained from the federal budget, and obligations for guarantees issued in the analyzed period in absolute and relative measures is given. Financing sources at budget deficit are given. The budget deficit financing sources used in the Tambov region are considered. Distribution of budgetary appropriations according to sections, subsections, target articles, groups and subgroups of types of expenses of classification of expenses of the budget of the Tambov region for 2015 are described. The program of the state loans of the Tambov region for 2015 and planning period of 2016-2017 is provided. Effective management of a central government debt of the Tambov region is estimated. Economy of budgetary funds for service of a central government debt owing to acceptance of the appropriate measures on debt management of the Tambov region is noted.

Key words: central government debt, Tambov region, Debt book, budget deficit, national debt management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.