Библиографический список
1. Мелихов, В.А. Перспективы формирования международной интегрированной отчетности на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях агропромышленного холдинга / В.А. Мелихов, Л.Н. Павлова // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса. - 2014. - № 1(33).
2. Мелихов, В.А. Оценка перспектив представления когерентно - интегрированной отчетности и раскрытия нефинансовой информации агропромышленными холдингами / В.А. Мелихов, С.И. Ахманова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 9.
3. Стратегия по комплексному развитию сельских территорий Волгоградской области и эффективному функционированию агропромышленного комплекса в условиях ВТО с учетом социально-экономических, природно-климатических особенностей [Э/р]. - Р/д: http:/ /ksh.volganet.ru/folder_3/folder_5/
4. Консультационный проект международной структуры [Э/р]. - Р/д: www.ir.org.ru/attachments/article/13/23.11.12 - Consultation Draft of the International Framework-Russian. pdf.
5. Международный стандарт по интегрированной отчетности [Э/р]. - Р/д: www.pwc.ru //International Integrated Reporting Framework
6. «Towards Integrated Reporting - Communicating Value in the 21st Century»^^. - Р/д: www.ir.org.ru /attachments/article-IR Discussion Paper-2011.pdf.
7. Физическая энциклопедия [Э/р]. - Р/д: www.dic.academic.ru/dic.nsf/enc_physics/1408
8. Балашова, Н.Н. Организационно-методические подходы к разработке учетной политики для целей формирования когерентно-интегрированной отчетности агропромышленных холдингов / Н.Н. Балашова, В.А. Мелихов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - № 2(27).
9. Самохвалова, Е.В. К вопросу об идентификации категорий когезии и когерентности в дискурсе [Э/р]. - Р/д: http://www.rusnauka.com/ 26_NII_2011/Philologia/3_92332.doc.htm
Bibliography
1. Melikhov, V.A. Perspektivih formirovaniya mezhdunarodnoyj integrirovannoyj otchetnosti na seljskokhozyayjstvennihkh i pererabatihvayuthikh predpriyatiyakh agropromihshlennogo kholdinga / V.A. Melikhov, L.N. Pavlova // Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa. - 2014. - № 1(33).
2. Melikhov, V.A. Ocenka perspektiv predstavleniya kogerentno - integrirovannoyj otchetnosti i raskrihtiya nefinansovoyj informacii agropromihshlennihmi kholdingami / V.A. Melikhov, S.I. Akhmanova // Teoriya i praktika obthestvennogo razvitiya. - 2014. - № 9.
3. Strategiya po kompleksnomu razvitiyu seljskikh territoriyj Volgogradskoyj oblasti i ehffektivnomu funkcionirovaniyu agropromihshlennogo kompleksa v usloviyakh VTO s uchetom socialjno-ehkonomicheskikh, prirodno-klimaticheskikh osobennosteyj [Eh/r]. - R/d: http://ksh.volganet.ru/ folder_3/folder_5/
4. Konsuljtacionnihyj proekt mezhdunarodnoyj strukturih [Eh/r]. - R/d: www. ir.org.ru/attachments/article/13/23.11.12 - Consultation Draft of the International Framework-Russian. pdf.
5. Mezhdunarodnihyj standart po integrirovannoyj otchetnosti [Eh/r]. - R/d: www.pwc.ru //International Integrated Reporting Framework
6. «Towards Integrated Reporting - Communicating Value in the 21st Century»[Eh/r]. - R/d: www.ir.org.ru /attachments/article-IR Discussion Paper-2011.pdf.
7. Fizicheskaya ehnciklopediya [Eh/r]. - R/d: www.dic.academic.ru/dic.nsf/enc_physics/1408
8. Balashova, N.N. Organizacionno-metodicheskie podkhodih k razrabotke uchetnoyj politiki dlya celeyj formirovaniya kogerentno-integrirovannoyj otchetnosti agropromihshlennihkh kholdingov / N.N. Balashova, V.A. Melikhov // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. - 2014. - № 2(27).
9. Samokhvalova, E.V. K voprosu ob identifikacii kategoriyj kogezii i kogerentnosti v diskurse [Eh/r]. - R/d: http://www.rusnauka.com/26_NII_2011/ Philologia/3_92332.doc.htm
Статья потупила в редакцию 24.07.14
УДК 332.145
Patrakhina T.N. A LONG-TERM TARGET-ORIENTED PROGRAM AS A GOVERNMENTAL MECHANISM FOR DEVELOPING THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN KHANTY-MANSYISK AUTONOMOUS DISTRICT - YUGRA. The paper is dedicated to an issue of program-oriented management of the educational system in a northern region of Russia. The author studies the features of the state long-term target program in the context of public management and describes a concept of "a regional system of professional education". The research task is to analyze the structural components and contents of Subprogram I "Professional Education, Science and Technology" as part of the state program "Development of Education in Khanty-Mansiysk Autonomous District - Yugra in 2014-2020" in terms of its compliance with the guidelines introduced by the Ministry for Economic Development of the Russian Federation. The ideas stated in the paper are of particular interest for professionals in strategic management of public education. The author offers ways to optimize the state program of regional education development from the structural perspective.
Key words: system of professional education, long-term target program, public administration, northern region.
Т.Н. Патрахина, канд. филос. наук, доц. каф. коммерции и менеджмента Нижневартовского гос.
университета, г. Нижневартовск, E-mail: [email protected].
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КАК МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
В статье затрагивается тема программно-целевого управления образовательной системой северного региона. Автором исследованы характерные признаки государственной долгосрочной целевой программы в контексте механизма государственного управления, раскрыто содержание понятия «региональная система профессионального образования». В качестве исследовательской задачи была определена попытка анализа структурных компонентов и содержания подпрограммы I «Профессиональное образование, наука и технологии» государственной программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 -2020 годы» на предмет соответствия критериям методических указаний Министерства экономического развития Российской Федерации. Позиция автора будет интересна специалистам в области государственного стра-
тегического управления в сфере образования. В статье автором предложены пути оптимизации государственной программы развития регионального образования с позиции структурных компонентов данного документа.
Ключевые слова: система регионального профессионального образования, долгосрочная целевая программа, государственное управление.
Эффективное развитие экономики не представляется возможным без создания региональной системы профессионального образования, отвечающей запросам потребителей образовательной услуги, специфике рынка труда и потребностям инновационной экономики региона. Традиционно профессиональное образование - это базовый источник формирования квалифицированных кадров для экономики региона.
В 2005 году стартовал приоритетный национальный проект «Образование», который положил начало модернизации профессионального образования в Российской Федерации (РФ). Среди ключевых направлений модернизации профессионального образования в проекте были выделены: повышение доступности высшего профессионального образования, обновление содержания образовательных программ, развитие кооперации образовательных организаций с промышленными предприятиями, выявление и поддержка лидеров среди профессиональных образовательных организаций, создание внешней независимой системы оценки качества профессионального образования, а также адаптация профобразования к рынкам труда регионов [1, с. 3].
С 2011 года приоритетный национальный проект «Образование» приобрел комплексный регионально-отраслевой формат, предполагающий ориентацию программ модернизации регионального профессионального образования на одну из десяти приоритетных отраслей российской экономики: авиационная промышленность и космическая промышленность, педагогическое образование, машиностроение, энергетика, атомный энергопромышленный комплекс, добыча полезных ископаемых, нефтехимия, металлургия, наноиндустрия, медико-биологическая и фармацевтическая промышленность. Сегодня формирование системы профессиональной подготовки кадров регионов - это совместная ответственность и комплексное долгосрочное партнерство государства, образовательных организаций и бизнес-сообщества, реализуемое в рамках программно-целевого управления.
Дефиниция понятия «региональная система профессионального образования» представлена в научных трудах: Ипато-ва Ю.М. и Юнацкевича Р.И. [2], Киченко Л.П. и Поповой Е.С. [3], Ковцевой И.П. [4], Шарипова В.Ф. [5] и др. Так российский исследователь Н.Б. Пугачева рассматривает данное понятие в широком и узком смыслах. В широком смысле, под региональной системой профессионального образования она предлагает понимать взаимодействие трех рынков: рынка труда, рынка образовательных услуг и рынка рабочей силы. В узком смысле, это совокупность профессиональных образовательных организаций, органов управления наукой и образованием, государственной власти, определяющей образовательную политику в регионе, предприятий, которые заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров [6, с. 79]. В трактовке Землянско-го В.В., региональная система профессионального образования
- это целеустремленная открытая система, обладающая процессами равновесного обмена с окружающей средой и процессами упорядоченного развития среды обитания в процессе коэволюции [7, с. 24].
Современный этап социально-эконом ического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО-Югра) требует качественной реконструкции системы профессионального образования. Региональная образовательная политика, механизмы государственного управления, характер трансформации профессионального образования ХМАО - Югры представлены в Подпрограмме I «Профессиональное образование, наука и технологии» государственной программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014
- 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 г. № 413-п. Документ предусматривает долгосрочное планирование образовательной политики, определяет субъекты системы, механизмы реализации и индикаторы оценки профессионального образования региона. Базисом программы являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от
17.11.2008 г. № 1662-р и Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 22.03.2013 г. № 1О1-рп, а также демографические прогнозы численности детей и молодежи. В качестве основных отраслевых ориентиров выступили Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 61, и Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г.
Отметим, что требования к подпрограмме государственной программы сформулированы в Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 20.11.2013 г. № 690 (далее, Методические указания). Согласно этим требованиям, подпрограмма формируется с учетом согласованности базовых параметров подпрограммы и государственной программы, согласованность параметров - залог эффективного государственного управления и успешной реализации программы.
Рассмотрим соответствие структурных и содержательных компонентов подпрограммы I «Профессиональное образование, наука и технологии» государственной программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы» базовым параметрам Методических указаний. Следует обратить внимание, что структура государственной программы должна включать следующие части: титульный лист, паспорт госпрограммы, паспорта подпрограмм, паспорта федеральных целевых программ по форме, текстовую часть и приложения. Государственная программа «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы» в целом соответствует данному требованию, однако в программе не представлены паспорта подпрограмм, которых в программе шесть. Паспорта подпрограмм заполняются аналогично паспорту государственной программы.
Содержание подпрограммы традиционно отражает базовые составляющие процесса стратегического управления: сканирование среды ! формулирование стратегии ! реализация стратегии ! оценка и контроль [8, с. 9]. В Методических указаниях данный процесс, в общем, представлен следующими составляющими подпрограммы: 1) характеристика текущего состояния сферы профессионального образования региона, основные показатели и анализ рисков реализации подпрограммы; 2) прогноз развития сферы профессионального образования и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации подпрограммы; 3) прогноз ожидаемых результатов подпрограммы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере; 4) приоритеты и цели государственной политики в сфере профессионального образования; 5) характеристика целей, задач, мероприятий подпрограммы, а также сведения об их ресурсном обеспечении; 6) перечень и сведения о целевых индикаторах и показателях подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации; 7) перечень и характеристики основных мероприятий с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов; 8) основные меры правового регулирования в сфере реализации подпрограммы; 9) описание мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы; 10) обоснование необходимости применения инструментов для достижения цели и (или) ожидаемых результатов подпрограммы с финансовой оценкой ее реализации; 11) прогноз сводных показателей государственных заданий в ходе реализации подпрограммы в случае оказания федеральными государственными учреждениями государственных услуг юридическим и (или) физическим лицам; 12) информация, включающая данные о прогнозных расходах государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов на реализацию подпрограммы в случае их участия в реали-
зации подпрограммы; 13) информация по финансовому обеспечению подпрограммы; 14) обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы, а также оценку степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на показатели (индикаторы) подпрограммы [9].
Как было отмечено выше структурно подпрограммы государственной программы не выделены, они включены в общий контекст государственной программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы» и информация по всем уровням образования и молодежной политике представлена в четырех разделах госпрограммы [10].
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы образования и молодежной политики автономного округа. В разделе указаны приоритеты в развитии образовательной системы региона, концептуальные правовые акты, дана краткая характеристика текущего состояния образовательной сферы, в том числе и профессионального образования, а также обозначены основные проблемы. В частности, в профессиональном образовании к проблемам отнесено: несоответствие содержания подготовки кадров уровню современных производственных технологий (дорожное строительство, водный транспорт, лесозаготовка, деревообработка), неполная ориентация на опережающие потребности рынка труда в сфере среднего профессионального образования. В высшем профессиональном образовании: востребованность у населения округа специальностей «Экономика», «Управление», а также гуманитарных направлений, что не соответствует потребностям регионального рынка труда. Выявлена необходимость повышения квалификации инженерных и педагогических кадров, необходимо усовершенствование материально-технической и производственной база образовательных организаций. Перечень обозначенных проблем является неполным, о чем свидетельствуют задачи подпрограммы, демонстрирующие ключевые направления модернизации профессионального образования региона. Основные показатели и анализ рисков реализации подпрограмм в данном разделе не представлены. Здесь же указаны основные направления развития образования на прогнозный период.
Библиографический список
Раздел 2. Цели, задачи и показатели их достижения. Помимо целей и задач, представленных по подпрограммам, в разделе определены прогнозируемые изменения, целевые показатели с формулами расчета, показатели конечных результатов. Целевые показатели подпрограмм в течение срока реализации госпрограммы представлены в таблице.
Раздел 3. Обобщенная характеристика программных мероприятий. Перечень мероприятий представлен в таблице.
Раздел 4. Механизм реализации государственной программы. В разделе указаны пути реализации программы, законодательные акты финансирования программы, а также риски (финансово-экономические, нормативно-правовые, организационные, управленческие, социальные; риски, связанные с особенностями окружных муниципальных образований).
Далее в программе представлены таблицы, приложения о порядке предоставления субсидий.
Таким образом, говоря о долгосрочной целевой программе как механизме государственного управления развитием системы профессионального образования в ХМАО - Югре, отметим, что в целом госпрограмма соответствует Методическим указаниям, в части содержания. Однако следует отметить, что структурно государственную программу можно было представить как перечень подпрограмм, которые были бы описаны согласно положениям Методических указаний. Подпрограмма I «Профессиональное образование, наука и технологии», как и другие подпрограммы, должна включать паспорт, характеристику сферы реализации с детальным описанием проблем в данной сфере и прогноз её развития; приоритеты, цели, задачи, индикаторы достижения целей и задач, подпрограммы; характеристику основных мероприятий, мер государственного регулирования, направленных на решение обозначенных проблем; прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы; ресурсное обеспечение и методику оценки эффективности реализации подпрограммы. Данный подход значительно упрощает восприятие программы в целом, дает четкое представление о специфике конкретной подпрограммы и служит четким механизмом государственного управления системой образования региона.
1. Щур, К. Векторы развития II Business guide. Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ». - 2012. - № 42.
2. Ипатов, Ю.М. Системно-моделирующий подход к построению регионального профессионального образования I Ю.М. Ипатов, P.M. Юнацкевич II Человек и образование. - 2009. - Вып. 2.
3. Киченко, Л.П. Pоль системы высшего образования в повышении конкурентоспособности и развитии стержневых компетенций региона I Л.П. Киченко, Е.С. Попова II Вестник Пермского университета. - 2012. - Вып. 3.1. - Сер.: Экономика.
4. Ковцева, И.П. Pегиональный аспект модернизации высшего профессионального образования как фактор развития экономического потенциала региона II Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2011. - Вып. 1. - Сер.: Экономика.
5. Шарипов, В.Ф. Менеджмент общего и профессионального образования. - М., 2014.
6. Пугачева, Н.Б. Концептуальные основы модернизации системы профессионального образования для регионального рынка труда II Профессиональное образование в Pоссии и за рубежом. - 2009. - Вып. 1.
7. Землянский, В.В. Комплексная интеграция в региональной системе профессионального образования II Проблемы современного образования. - 2011. - Вып. 3.
8. Хангер, Дж. Дэвид. Основы стратегического менеджмента I Дж. Д. Хангер, Т.Л. Уилен; пер. В.Н. Егоровой. - М.: 2008.
9. Методические указания по разработке и реализации государственных программ Pоссийской Федерации, утвержденные Приказом Министерства экономического развития PФ от 20.11.2013 г. № 690 [Э!р]. - P/д: http:llwww.garant.rulproductslipolprimeldocl70485826l.
10. Государственная программа ХМАО-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 г. № 413-п [Э!р]. - P/д: http:llwww.doinhmao.rul programmsl.
Bibliography
1. Thur, K. Vektorih razvitiya Il Business guide. Tematicheskoe prilozhenie k gazete «Kommersantjh». - 2012. - № 42.
2. Ipatov, Yu.M. Sistemno-modeliruyuthiyj podkhod k postroeniyu regionaljnogo professionaljnogo obrazovaniya I Yu.M. Ipatov, R.I. Yunackevich Il Chelovek i obrazovanie. - 2009. - Vihp. 2.
3. Kichenko, L.P. Rolj sistemih vihsshego obrazovaniya v povihshenii konkurentosposobnosti i razvitii sterzhnevihkh kompetenciyj regiona I L.P. Kichenko, E.S. Popova Il Vestnik Permskogo universiteta. - 2012. - Vihp. 3.1. - Ser.: Ehkonomika.
4. Kovceva, I.P. Regionaljnihyj aspekt modernizacii vihsshego professionaljnogo obrazovaniya kak faktor razvitiya ehkonomicheskogo potenciala regiona Il Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2011. - Vihp. 1. - Ser.: Ehkonomika.
5. Sharipov, V.F. Menedzhment obthego i professionaljnogo obrazovaniya. - M., 2014.
6. Pugacheva, N.B. Konceptualjnihe osnovih modernizacii sistemih professionaljnogo obrazovaniya dlya regionaljnogo rihnka truda Il Professionaljnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2009. - Vihp. 1.
7. Zemlyanskiyj, V.V. Kompleksnaya integraciya v regionaljnoyj sisteme professionaljnogo obrazovaniya Il Problemih sovremennogo obrazovaniya. - 2011. - Vihp. 3.
8. Khanger, Dzh. Dehvid. Osnovih strategicheskogo menedzhmenta I Dzh. D. Khanger, T.L. Uilen; per. V.N. Egorovoyj. - M.: 2008.
9. Metodicheskie ukazaniya po razrabotke i realizacii gosudarstvennihkh programm Rossiyjskoyj Federacii, utverzhdennihe Prikazom Ministerstva ehkonomicheskogo razvitiya RF ot 20.11.2013 g. № 690 [Ehlr]. - Rld: http:llwww.garant.rulproductslipolprimeldocl70485826l.
10. Gosudarstvennaya programma KhMAO-Yugrih «Razvitie obrazovaniya v Khantih-Mansiyjskom avtonomnom okruge-Yugre na 2014 - 2020 godih», utverzhdennaya postanovleniem Praviteljstva KhMAO-Yugrih ot 09.10.2013 g. № 413-p [Ehlr]. - Rld: http:llwww.doinhmao.rulprogrammsl.
Статья поступила в редакцию 25.08.14