Научная статья на тему 'Проблемы организации региональной системы повышения квалификации педагогических работников'

Проблемы организации региональной системы повышения квалификации педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1067
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / REGIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT FOR TEACHING STAFF / ADVANCED PROFESSIONAL EDUCATION / PROGRAMS OF ADVANCED TRAINING FOR TEACH-ING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безуевская В. А.

Система повышения квалификации является стратегическим ресурсом развития системы образования России, от ее деятельности в значительной мере зависит достижение целей, сформулированных в програмно-целевых документах. В региональной системе образования повышение квалификации педагогов занимает особое место, обеспечивает поддержку и развитие компетенций педагогических работников. В статье раскрыты особенности системы повышения квалификации педагогов Ханты-Мансийского автономного округа Югры: механизм выбора программ повышения квалификации педагогическими работниками, условия и инфраструктура реализации программ повышения квалификации. Программы повышения квалификации педагогических работников разрабатываются образовательными организациями с учетом потребностей педагогов, профессиональных сообществ и работодателей и с обязательным учетом профессиональных стандартов. Задача регионального органа управления образованием обеспечение выбора программ повышения квалификации педагогов, создание условий и инфраструктуры реализации программ повышения квалификации в регионе. Выбор программ повышения квалификации осуществляется педагогическими работниками в автоматизированной системе из числа программ, представленных не только учреждениями дополнительного образования, но и другими учреждениями систем высшего и среднего профессионального образования. Исходя из идеи разнообразия форм получения дополнительного профессионального образования, форм обучения и сроков освоения дополнительных профессиональных программ сформирована региональная система финансовых нормативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безуевская В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of organizing a regional professional development system for teaching staff

A professional development system is a strategic resource for the devel-opment of the Russian system of education, and its performance to a large extent determines achievement of the goals laid out in program-specific documents. In a regional system of education, advanced training for educators plays a special part, as it provides maintenance and development of teaching staff expertise. This article covers the characteristics of the teaching staff professional develop-ment system in Khanty-Mansi Autonomous Okrug Yugra: it deals with the screening mechanism for teaching stuff advanced training programs, as well as with the settings and infrastructure involved in the implementation of profes-sional development programs. Educational organizations design professional de-velopment programs for teaching staff following occupational standards and tak-ing into account the needs of educators, professional communities and employ-ers. The objective of a regional educational management body is to ensure that educators choose professional development programs, and to create an environ-ment and infrastructure conducive to implementation of training programs in the region. In the selection process educators use an automated system which helps them choosing professional development programs from among the programs submitted not only by additional education institutions, but also by other institu-tions of higher and secondary vocational education. Now there is a regional sys-tem of financial standards in place, and it is designed with the consideration of the variety of ways to receive additional vocational education, of modes of study and time frames for completing professional development programs.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации региональной системы повышения квалификации педагогических работников»

No 3(77) МАРТ 2017 ДИСКУССИЯ V

' ' / IVI/ЛГ I ' W I ' журнал научных публикаций *

В.А. Безуевская, канд. пед. наук, проректор по развитию, Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия, e-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Система повышения квалификации является стратегическим ресурсом развития системы образования России, от ее деятельности в значительной мере зависит достижение целей, сформулированных в програмно-целевых документах. В региональной системе образования повышение квалификации педагогов занимает особое место, обеспечивает поддержку и развитие компетенций педагогических работников. В статье раскрыты особенности системы повышения квалификации педагогов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: механизм выбора программ повышения квалификации педагогическими работниками, условия и инфраструктура реализации программ повышения квалификации. Программы повышения квалификации педагогических работников разрабатываются образовательными организациями с учетом потребностей педагогов, профессиональных сообществ и работодателей и с обязательным учетом профессиональных стандартов. Задача регионального органа управления образованием - обеспечение выбора программ повышения квалификации педагогов, создание условий и инфраструктуры реализации программ повышения квалификации в регионе. Выбор программ повышения квалификации осуществляется педагогическими работниками в автоматизированной системе из числа программ, представленных не только учреждениями дополнительного образования, но и другими учреждениями систем высшего и среднего профессионального образования. Исходя из идеи разнообразия форм получения дополнительного профессионального образования, форм обучения и сроков освоения дополнительных профессиональных программ сформирована региональная система финансовых нормативов.

Ключевые слова: региональная система повышения квалификации педагогических работников, дополнительное профессиональное образование, программы повышения квалификации педагогических работников.

Главным фактором обеспечения качества образования в мире признается качество педагога. В нашей стране сложилась устойчивая и развитая система повышения квалификации педагогических работников. В то же время благодаря динамизму процессов в общественной и производственной сфере перед педагогами постоянно ставятся новые задачи1, выдвигаются новые требования к их квалификации и личностным свойствам.

Основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций закреплены в принятых федеральных программно-целевых документах: государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы2, Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций3.

Достижение целей, сформулированных в этих документах, в значительной мере зависит от деятельности системы повышения квалификации.

Институты, входя- =

щие в региональную систему повышения квалификации педагогических работников, традиционно реализуют четыре базовые функции:

— реализация программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки);

— разработка и реализация мероприятий и отдельных проектов, входящих в программу развития системы регионального образования;

— обеспечение независимой оценки качества образования;

— разработка и реализация социально значимых мероприятий в сфере общего образования региона.

Необходимо заметить, что каждая из этих функций жизненно необходима для полноценного функционирования и развития системы образования региона4. При этом собственно повышение квалификации педагогических работников (программы повышения квалификации, условия и инфраструктура выбора программ повышения квалификации, условия и инфраструктура реализации программ повышения квалификации) занимает особое место в региональной системе образования, обеспечивая поддержку и развитие компетенций педагогических работников в соответствии с направлениями повышения квалификации.

Формирование системы повышения квалификации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обусловлено необходимостью решения следующих задач:

— нормативно-правовое определение областей и направлений повышения квалификации;

— определение целевой характеристики программ повышения квалификации и ее оснований;

Повышение квалификации педагогических работников занимает особое место в региональной системе образования, обеспечивая поддержку и развитие компетенций педагогических работников в соответствии с направлениями повышения квалификации.

— определение содержания программ повышения квалификации;

— определение форм реализации программ повышения квалификации;

= — определение механизмов регулирования деятельности обучающихся (трудоемкость программ повышения квалификации) и механизмов регулирования деятельности обучающих (финансирование программ повышения квалификации).

В соответствии со статьей 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ (далее - Федеральный закон) дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.5 Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.

В соответствии с Федеральным законом программы повышения квалификации педагогических работников обеспечивают три направления изменений в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании педагогических работников: образовательные и профессиональные потребности, профессиональное развитие, соответствие квалификации новым условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Удовлетворенность образовательных и профессиональных потребностей оценивает сам обучающийся - педагогический работник6. Именно он выступает заказчиком и потребителем программ собственного совершенствования.

Оценивать уровень профессионального развития педагогического работника призвано профессиональное сообщество. Учитывая множественность профессиональных со-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

обществ педагогических работников общего образования, вызванную сложностью организации системы образования, и однозначную определенность требований профессионального стандарта педагогических работников, можно говорить о достаточно широком спектре содержания и норм профессионального развития, объединенных единым профессиональным стандартом - требованиями к трудовым функциям и действиям педагога, а также к знаниям, умениям и качествам, обеспечивающим их реализацию.

Соответствие квалификации педагогических работников изменяющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды определяет работодатель. Следовательно, согласование направления повышения квалификации и изменения условий деятельности работников делает заказчиком программ повышения квалификации работодателя.

Таким образом, педагогический работник, профессиональные сообщества и работодатель, в соответствии с Федеральным законом, могут выступать заказчиками на повышение квалификации. Это положение должно быть учтено в системе повышения квалификации региона.

Учитывая, что программа повышения квалификации направлена на совершенствование или получение новых компетенций для профессиональной деятельности или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квали- —

Важно отметить, что компетенции обеспечивают не только практическую деятельность, но еще и необходимое условие её выполнения, или потенциал исполнителя.

В соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона содержание дополнительной профессиональной программы определяется самой образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

В соответствии с частью 9 статьи 76 Федерального закона содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.

Таким образом, программы повышения квалификации педагогических работников разрабатываются и утверждаются образовательной организацией с учетом потребностей обучающихся, профессиональных сообществ и работодателей и с обязательным учетом профессиональных стандартов или требований квалификационных справочников.

Практически это означает, что организация, разрабатывающая и реализующая программы повышения квалификации, должна иметь правовые

фикации все эти три Соответствие квалификации педа- и аналитические (в том

заказчика определяют соответствующие компетенции, то есть совокупность знаний, навыков, умений и способности их использования при выполнении профессиональной деятельности. Иными словами, компетенции являются результатом реализации программ повышения ква-

гогических работников изменяющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды определяет работодатель. Следовательно, согласование направления повышения квалификации и изменения условий деятельности работников делает заказчиком программ повышения квалификации работодателя.

числе информационно-аналитические) системы и сервисы, идентифицирующие:

— актуальные и перспективные потребности обучающихся, профессиональных сообществ и работодателей, в целях которых реализуются программы повышения квалификации; состояние профессио-

лификации, имеющих интегративный или — актуальное

компилятивный характер и «собирающихся» нального стандарта педагога - стандарта

под требования заказчика: личности, про- осуществления педагогической деятельно-

фессионального сообщества, работодателя. сти (учитель, воспитатель и т.д.);

— актуальное состояние квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре ежегодно приказом (распорядительным документом) регионального органа управления образования определяется типология программ повышения квалификации по актуальным направлениям подготовки педагогических работников с учетом:

— требований к трудовым действиям, знаниям, умениям, определенным профессиональным стандартом педагога;

— экспертной оценки профессионального сообщества;

— обобщенных результатов аттестации педагогических кадров.

Кроме того, региональный орган управления образованием в силу пункта 9 части 1 статьи 8 Федерального закона (осуществление полномочий по организации предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации) должен организовать обоснованный выбор (распределение) программ повышения квалифика-

ции педагогическими работниками, а также обеспечить условия и инфраструктуру реализации программ повышения квалификации в регионе - прежде всего, путем финансирования программ повышения квалификации педагогических работников. Для этих целей разработана и внедрена автоматизированная система управления повышением квалификации (АСУПК) - информационный ресурс, предназначенный для сбора и анализа информации в электронном виде об образовательных потребностях педагогических кадров, условиях и результатах их удовлетворения. В АСУПК осуществляются следующие группы процедур:

— отбор учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;

— подготовка сводной заявки на повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников на очередной календарный год;

— формирование государственных заданий на повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников государственных и муниципаль-

№ 3(77) МАРТ 2017

т

ных образовательных учреждений на очередной календарный год.

В целях обеспечения единства федерально-региональной образовательной политики для учета прохождения программ повышения квалификации разумно применить, по мнению автора, региональную систему финансовых нормативов, а также региональную систему норм трудоемкости программ повышения квалификации для слушателя, основывающиеся на разнообразии форм получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, форм обучения и сроков освоения дополнительных профессиональных программ.

При этом финансовые нормативы должны обеспечивать нормы трудоемкости и обязательства региона как в рамках Федерального закона, так и в рамках законодательства регионального уровня.

Так, в соответствии с подпунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.

Руководствуясь целями повышения качества программ повышения квалификации, целесообразно на региональном уровне принять минимальное значение трудоемкости программ повышения квалификации для одного педагогического работника в течение одного календарного года равным 36 часам. Таким образом, право педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности обеспечено обучением со 108 часами трудоемкости в течение трех лет. Вариативность программ повышения квалификации педагогических работников обеспечивается предложением освоения соответствующих компетенций в рамках программ повышения квалификации, составленных из модулей объемом не менее 36 часов каждый.

В отличие от трудоемкости, которая определяет нормативное время затрат обучающегося, финансирование определяется исходя из трудозатрат профессорско-преподавательского состава в зависимости от временных, финансовых и технологических параметров программы повышения квалификации.

Так, по технологии реализации (форме организации образовательного процесса) программы повышения квалификации разделяются на стажировку, дистанционный модуль, лек-ционно-семинарский модуль.

Стажировка - программа повышения квалификации, основной целью которой является формирование и закрепление в процессе деятельности профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в ходе теоретической подготовки. Реализация дополнительных профессиональных программ в форме стажировки предполагает обязательную организацию работы слушателей на стажировочной площадке.

Дистанционный модуль - программа повышения квалификации, основной целью которой является быстрое донесение изменений образовательной политики до большого числа слушателей в сжатые сроки. Дистанционный модуль обеспечивается профессиональной технической и технологической поддержкой, специально разработанными учебными, методическими, информационными электронными материалами, отлаженными каналами коммуникаций слушателей с преподавателем и возможностью получать быструю обратную связь.

Лекционно-семинарский модуль - традиционная программа повышения квалификации, предусматривающая наряду с лекциями и семинарскими занятиями такие виды учебных занятий и учебных работ, как практические занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется

Целесообразно на региональном

уровне принять минимальное значение трудоемкости программ повышения квалификации для одного педагогического работника в течение одного календарного года равным 36 часам.

Соотношение типов дополнительных профессиональных программ и технологий

и форм их реализации

Форма обучения Технология реализации Тип дополнительных профессиональных программ

Программы повышения квалификации Программы переподготовки

36 часов 72 часа 108 часов 250 часов 500 часов

Очная Стажировка + - - Комбинация модулей различной продолжительности и технологии реализации

Очно- заочная Лекционно-семи-нарский модуль + + +

Заочная Дистанционный модуль + - -

как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Программа повышения квалификации может быть реализована в очной, очно-заочной, заочной, сетевой формах, а также полностью или частично в форме стажировки в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом программа повышения квалификации может быть получена в форме самообразования вне образовательных организаций. Важно учитывать, что Федеральным законом допускается сочетание форм получения образования.

Исходя из вышеизложенного, установлено соотношение типов дополнительных профессиональных программ и технологий и форм их реализации, представленное в таблице.

Организованная описанным образом система повышения квалификации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обеспечивает возможность выбора программ повышения квалификации педагогическими работниками, работодателями или профессиональным сообществом из числа программ, представленных не только учреждениями дополнительного образования, но и другими образовательными организациями. При реализации модели удается избежать доминирующей роли исполнителя образовательных услуг в лице учреждений дополнительного профессионального образования, которые в силу недостатка кадровых ресурсов при

выполнении заказов вынуждены ориентироваться на собственные возможности.

Таким образом, к преимуществам системы относятся наличие конкурентной среды, создающей условия для выбора образовательных услуг; вариативность образовательных программ, что позволяет удовлетворить индивидуальные потребности слушателей, создание модульных накопительных образовательных программ; сетевой принцип реализации программ; возможность увязки системы повышения квалификации с нормативно-подушевым принципом финансирования образовательных учреждений, 'jjjj

Литература

1. Тряпицына А. П. Содержание профессиональной подготовки студентов - будущих учителей к решению задач модернизации общего образования // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 50-61.

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы».

3. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций: утв. Правительством РФ 28.05.2014 г. № 3241п-П8.

4. Воровщиков С.Г. Возможные перспективы развития отечественной системы повышения квалификации работников образования // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 1. С. 24-35.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».

6. Лихашерстная Ю.О. Оценка качества образования в системе повышения квалификации с позиции его потребителей // Вестник ЧГПУ 2011. № 4. С. 102-108.

No 3(77) МАРТ 2017 ДИСКУССИЯ V

— ' ' / 1 w 1 ' журнал научных публикаций ^

PROBLEMS OF ORGANIZING A REGIONAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM FOR TEACHING STAFF

V.A. Bezuevskaya, Candidate of Pedagogy, The vice-rector for development, Surgut State University, Surgut, Russia, e-mail: [email protected]

A professional development system is a strategic resource for the devel-opment of the Russian system of education, and its performance to a large extent determines achievement of the goals laid out in program-specific documents. In a regional system of education, advanced training for educators plays a special part, as it provides maintenance and development of teaching staff expertise. This article covers the characteristics of the teaching staff professional develop-ment system in Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra: it deals with the screening mechanism for teaching stuff advanced training programs, as well as with the settings and infrastructure involved in the implementation of profes-sional development programs. Educational organizations design professional de-velopment programs for teaching staff following occupational standards and tak-ing into account the needs of educators, professional communities and employ-ers. The objective of a regional educational management body is to ensure that educators choose professional development programs, and to create an environ-ment and infrastructure conducive to implementation of training programs in the region. In the selection process educators use an automated system which helps them choosing professional development programs from among the programs submitted not only by additional education institutions, but also by other institu-tions of higher and secondary vocational education. Now there is a regional sys-tem of financial standards in place, and it is designed with the consideration of the variety of ways to receive additional vocational education, of modes of study and time frames for completing professional development programs.

Key words: regional system of professional development for teaching staff, advanced professional education, programs of advanced training for teach-ing staff

References

1. Tryapicyna A.P. Soderzhanie professionalnoj podgotovki studentov-budushchih uchitelej k reshe-niyu zadach modernizacii obshchego obrazovaniya [The content of future teacher professional training for the challenges of general education modernization]. UNIVERSUM: Vestnik Gerce-novskogo universiteta - Bulletin of Herzen State Pedagogical University. 2013, no.1, pp. 50-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 15.04.2014 N295 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" na 2013 - 2020 gody» [Russian Federation Government Resolution of 15 April, 2014, No.295 «On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education" for 20132020»].

3. Kompleksnaya programma povysheniya profes-sionalnogo urovnya pedagogicheskih rabotnikov obshcheobrazovatelnyh organizacij (utv. Pravitel-stvom RF 28.05.2014, N3241p-P8) [A comprehensive program to improve the professional level of teaching

staff in educational institutions (approved by the Russian Federation Government on 28 May, 2014, no.3241p-P8)].

4. Vorovshchikov S.G. Vozmozhnye perspektivy razvitiya otechestvennoj sistemy povysheniya kva-lifikacii rabotnikov obrazovaniya [The opportunity for long-term growth of domestic system qualification improvement of educationalists]. Eksperiment i in-novacii v shkole - Experiment and innovation in school. 2014, no.1, pp. 24-35.

5. Federalnyy zakon Rossyiskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 no. 273 "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [The law of the Russian Federation of 29 December 2012 no. 273 "On education in the Russian Federation"].

6. Lihasherstnaya Y.O. Ocenka kachestva obrazovaniya v sisteme povysheniya kvalifikacii s pozicii ego potrebitelej [Education quality evaluation in the system of advanced training from its customers' point of view]. Vestnik CHGPU - Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2011, no.4, pp. 102-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.