УДК 371.123:378.091.398
Передовой педагогический опыт в повышении квалификации педагогических работников
Т. А. Файн
Advanced pedagogical experience in the professional development of teaching staff
T. A. Fayn
Аннотация. Передовой педагогический опыт рассматривается как важнейшее средство повышения квалификации педагогических работников.
В статье кратко раскрывается региональная модель презентации передового педагогического опыта, показано влияние педагогического опыта на качество образования, которое определяется как важнейший региональный ресурс модернизации образования. Обращается внимание на роль социально-педагогического проектирования, когда педагогические работники через анализ педагогических реалий выводятся на выявление причинно-следственных связей и психолого-педагогических закономерностей, через понимание и осознание которых у педагога формируется готовность к педагогическому предвидению и социально-педагогическому прогнозированию, что служит важнейшей предпосылкой для выстраивания ученического и педагогического индивидуального образовательного маршрута, а также основанием для создания всевозможных программ: от курсов по выбору до программ развития образовательной организации. Предлагаются требования к региональному стандарту повышения квалификации педагогических работников, а также содержание научно-методической работы на школьном, муниципальном и региональном уровнях.
Abstract. Advanced pedagogical experience is considered as an important means of professional development of teaching staff. The article briefly describes the regional model of the advanced pedagogical experience presentation, shows the influence of pedagogical experience on the quality of education, which is defined as the imrotant regional resource of education modernization. Attention
is drawn to the role of socio-pedagogical design, when teaching staff through the analysis of pedagogical realities reveal causal links and psycho-pedagogical regularities, through understanding and awareness of which the teacher forms the readiness for the pedagogical foresight and socio-pedagogical forecasting. This is an essential prerequisite for forming-up student's and teacher's individual educational programs, as well as the basis for creating all sorts of courses: from elective courses to programs of educational organization development. The article proposes requirements for regional standard of teaching staff's professional development, and the content of scientific and methodological work at school, municipal and regional levels.
Ключевые слова: педагогический опыт, социально-педагогическое проектирование, региональный стандарт повышения квалификации, научно-методическая работа, повышение квалификации педагогических работников.
Keywords: pedagogical experience, socio-pedagogical design, regional standard of professional development, scientific andmethodological work, professional development of teaching staff.
Российское общество предъявляет в настоящее время серьезные и обоснованные требования к образованию и его результатам [1, с. 1]. Современная государственная образовательная политика особое внимание обращает на профессионализм педагогических работников, что особо отражено в профессиональном стандарте педагога, компетентность которого является его обязательной характеристикой.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы актуализирует
Т. А файн
Передовой педагогический опыт в повышении квалификации педагогическцхработшкрв
задачу, которая обеспечивает «... внедрение и распространение (выделено мной) новых моделей образовательных организаций, технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней, обновление моделей и механизмов управления образованием...» [2, с. 35]. Значение передового педагогического опыта в реализации данной задачи ФЦПРО не вызывает сомнений.
Стратегия образования - 2020 рекомендует максимально использовать инновационные ресурсы, выявленные в ходе приоритетного национального проекта «Образование». По данному направлению в региональной системе образования Еврейской автономной области создан эффективный ресурсный задел. Базовые школы, творческие лаборатории, областной клуб лидеров образования, областной клуб директоров школ-победителей - важнейшие звенья региональной модели распространения передового и инновационного педагогического опыта. Передовой педагогический опыт имеет важное значение при совершенствовании профессионально-педагогической компетентности, поэтому ОГАОУ ДПО «ИПКПР» выявляет, анализирует и обобщает ППО педагогов области. Авторские разработки педагогов области публикуются на страницах ежеквартального журнала «Педагогический вестник ЕАО» [3, с. 114], [4, с. 41], а также в разнообразных научно-методических сборниках института сайт www.edu-eao.ru представляет передовой педагогический опыт работников образования автономии в глобальной сети интернет. В настоящее время педагоги области получили реальную возможность получения методической помощи в режиме электронных консультаций.
Передовой педагогический опыт является важнейшим средством фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. В современных условиях он выступает важнейшим инструментом повышения качества образования.
«Педагогический опыт в широком смысле -это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного учителя, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников образовательных учреждений. Высокие ре-
зультаты достигаются лишь тогда, когда педагог учитывает действующие закономерности в обучении и воспитании школьников или воспитанников, творчески использует научно-методические рекомендации, педагогически целесообразно учитывает специфику условий образовательного процесса. В данном случае педагогическая деятельность учителя не отличается принципиальной новизной, но характеризуется высоким репродуктивным профессионализмом. Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности» [5, с. 43].
Общепринято передовым педагогическим опытом считать такой опыт учителей, работников образования и образовательных учреждений, при котором достигаются лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся ресурсов и оптимальной организации педагогического процесса. Необходимо учитывать следующие признаки передового педагогического опыта: более высокая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся; более экономичная организация обучения и воспитания с точки зрения затрат времени, усилий, средств; умение находить оптимальные варианты решения педагогических задач.
Передовой педагогический опыт может носить комплексный характер или отражать преимущественно отдельные из основных направлений педагогической деятельности - процесс обучения, процесс воспитания, процесс управления школой и т. д.
Необходимо различать передовой педагогический опыт по широте круга его носителей: источником опыта может быть отдельный учитель или группа учителей, предметное методическое объединение или методическое объединение классных руководителей, весь педагогический коллектив или региональная система образования в целом.
На разном уровне находится передовой педагогический опыт и с точки зрения его творческой новизны. Он может носить репродуктивный характер, когда учитель-практик вносит элементы новизны в уже известный опыт или в педагогическую практику. Это само по себе
уже ценно, так как происходит адаптация передового педагогического опыта, присвоение его идеологии педагогом. Наибольшую ценность имеет опыт, носящий исследовательский характер, когда учитель или педагогический коллектив моделируют будущее качество педагогического процесса, т. е. практически осуществляют экспериментальную исследовательскую работу.
Необходимо учитывать и фактор времени: длительность функционирования передового педагогического опыта является одним из доказательств его надежности и эффективности. Источником педагогического опыта выступает известная повторяемость (регулярность, цикличность) педагогической практики.
Для характеристики педагогов - носителей педагогического опыта чаще всего употребляются понятия «профессиональное мастерство», «новаторство», «исследовательский подход». «Учитель-мастер свободно владеет профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании. Учитель-новатор отличается качествами мастера и наряду с этим вносит в работу новые формы, методы, средства, повышающие эффективность педагогического процесса. Для такого учителя как творца характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство, прогрессивные новации. Работа учителя-исследователя характеризуется не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием педагогического мышления, педагогической эрудиции. Такой учитель владеет педагогическими исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа» [6, с. 43].
Педагогический опыт - это уже свершившаяся, как бы «остановленная» педагогическая практика. Определить главную причину состоявшегося опыта не всегда возможно, но можно провести анализ фактов, обусловивших этот опыт. Такой анализ необходим для содержательной характеристики и обоснованной оценки опыта, возможностей и границ его использования. При анализе педагогического опыта необходимо понять, почему педагог действует именно так, а не иначе.
Приоритетный национальный проект «Образование» предоставил для педагогического со-
общества Еврейской автономной области дополнительные ресурсы в творческой самореализации образовательных организаций и педагогов, для открытой презентации передового педагогического опыта и проведения общественной экспертизы образовательных инноваций.
Инновационный и передовой педагогический опыт педагогов области реализует свою преобразующую функцию через деятельность базовых школ и творческих лабораторий ОГАОУ ДПО «ИПКПР», через мастер-классы и творческие мастерские, через сборники «Из опыта работы...» педагогических работников и лидеров образования автономии, через публикации в журнале «Педагогический вестник ЕАО». Презентация разнообразных материалов из передового педагогического опыта (ППО) на сайте института осуществляется постоянно. Анализ посещаемости сайта www.edu-eao.ru подтверждает востребованность многих его материалов, в том числе передового педагогического опыта. Дополнительные возможности по презентации ППО предоставляет портал «Бира-Вики».
Приоритетный национальный проект «Образование» стал дополнительным внесистемным стимулом активизации нашей работы по выявлению и обобщению передового и инновационного педагогического опыта, обязательной составляющей которого являются педагогические инновации и современные образовательные технологии. Участие в проекте позволило консолидировать деятельность методических служб и общественного педагогического движения. ОГАОУ ДПО «ИПКПР» остается учебной и тренинговой базой для общественных экспертов, участвующих в экспертизе деятельности лучших школ и лучших учителей.
Инновационная направленность приоритетного национального проекта «Образование» изменила парадигму института по выявлению, анализу и представлению передового педагогического опыта, в котором первое место ставится конкретная инновация, новизна, нововведение, которые в данном опыте являются главным фактором и движущей силой достижения новых качественных результатов в образовании и воспитании, выводящих педагогов и учащихся на иное качество жизни и профессиональной деятельности, выступающих условием устойчивого развития Еврейской автономной области.
Т. А файн
Передовой педагогический опыт в повышении квалификации педагогическцхработшкрв
Качество повышения квалификации педагогов области - важнейший региональный ресурс модернизации образования. Социально-педагогической аксиомой выступает государственный заказ на повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, способного обеспечить соответствие образования инновационной экономике и инновационному пути развития российского государства.
Деятельность ОГАОУ ДПО «ИПКПР» направлена на совершенствование базовых профессионально-педагогических компетентностей педагогических кадров, что позволяет педагогическому сообществу Еврейской автономной области активно влиять на устойчивое региональное развитие.
Наш институт работает в режиме развития и открытости, в условиях, когда приоритетами деятельности выступают ценность учителя и учащегося, ценность системы образования в целом. ОГАОУ ДПО «ИПКПР» как единственное и основное учреждение дополнительного профессионального образования и повышения квалификации в регионе фактически выполняет сегодня роль областного стратегического центра развития образования, повышения педагогического мастерства, совершенствования педагогических и информационных технологий. Качество повышения квалификации педагогов Еврейской автономной области при этом является важнейшим ресурсом научно-методического сопровождения региональной образовательной политики.
Современные требования к степени (уровню) базовых профессионально-педагогических компетентностей работников образования проявляются как объективная закономерность переустройства образовательного пространства повышения квалификации как на содержательном, так и на организационно-технологическом уровнях. Организационно-технологическое сопровождение повышения квалификации педагогических кадров требует привлечения современных образовательных технологий, реализуемых в парадигме способностной педагогики на основе гуманистическо-инновационного управления базовым педагогически процессом. Способностная педагогика как смыслообра-зующая модель организации педагогического процесса существенно изменяет функции учителя, который с позиции носителя информации, хранителя норм и традиций, пропагандиста
предметно-дисциплинарных знаний в традиционной (репродуктивной, знаниевой) педагогике переходит на позицию организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся, тьютора и фасилитатора.
Важнейшим инструментом практической реализации способностной педагогики в процессе повышения квалификации педагогических кадров Еврейской автономной области является социально-педагогическое проектирование, которое выступает одновременно и как способ, и как результат творческой педагогической деятельности. Как способ социально-педагогическое проектирование позволяет учителю организовать свою деятельность в соответствии с идеологией исследовательского подхода в обучении, что закономерно оказывает позитивное влияние на качество целостного педагогического процесса.
Как результат социально-педагогическое проектирование выступает важнейшим содержательно-технологическим залогом, необходимым и достаточным для запуска внутренних механизмов профессионального саморазвития педагога.
Очевидно, что повышение квалификации работников образования будет более эффективным и результативным, если в его процесс будут включены смысловые и мотивационные ресурсы саморазвития и самосовершенствования учителя.
Педагогическая позиция нашего института заключается в изменении сложившихся стереотипов работников образования и однозначно предполагает преобразование стиля и способов педагогического мышления учителей, на перевод их педагогической деятельности от простого функционирования к творческому моделированию, проектированию педагогического процесса и качества образования как его основного результата.
Через анализ педагогических реалий мы стараемся выводить каждого конкретного работника образования на выявление причинно-следственных связей и психолого-педагогических закономерностей, через понимание и осознание которых у педагога формируется готовность к педагогическому предвидению и социально-педагогическому прогнозированию, что служит важнейшей предпосылкой для выстраивания ученического и педагогического
индивидуального образовательного маршрута, а также основанием для создания всевозможных программ: от курсов по выбору до программ развития образовательного учреждения.
Научно-методическая работа через повышение квалификации педагогических кадров должна обеспечить единство и взаимосвязь психолого-педагогических знаний, специально-профессиональных знаний, психолого-педагогических умений в практической деятельности учителя, т. е. формирование базовых профессионально-педагогических компетентностей.
Перечень базовых профессионально-педагогических компетентностей, их характеристики и показатели оценки должен отражать региональный стандарт профессиональной педагогической деятельности.
Региональный стандарт повышения квалификации педагогических кадров должен отражать 4 группы требований к условиям реализации дополнительных профессиональных программ ПК: требования к содержанию, сертификации и технологиям реализации программ повышения квалификации педагогических кадров; требования к объему, периодичности, формам и срокам повышения квалификации педагогических кадров; требования к ресурсам, обеспечивающих реализацию программ повышения квалификации педагогических кадров (кадровые, материально-технические, учебно-методические, информационно-технологические); требования к результатам, диагностический инструментарий для оценки качества образования по программам повышения квалификации педагогических кадров.
Научно-методическая работа будет способствовать формированию базовых профессионально-педагогических компетентностей работников образования, если будет осуществлять свои функции в образовательной, методической, консультативной, организаторской, информационной, диагностической, аналитической, организационно-методической, учебно-методической, экспериментальной, прогностической, научно-исследовательской, проектировочной, инновационно-внедренческой, экспертной, издательской деятельности на школьном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Все уровни научно-методической работы должны осуществлять свою деятельность на
основе организованного сетевого методического взаимодействия с использованием современных образовательных и информационных технологий, в том числе сети Интернет.
Школьный и муниципальный уровни научно-методической работы должны обеспечивать психолого-педагогическую поддержку и организационно-методическое сопровождение формирования базовых профессионально-педагогических компетентностей каждого учителя, каждого работника образования через школьные и муниципальные методические объединения, школьные и муниципальные научно-методические советы, методические временные творческие группы и коллективы, творческие лаборатории учителей -победителей ПНПО и базовые школы регионального уровня, муниципальные методические центры и кабинеты.
На школьном уровне необходимо обеспечить:
- индивидуальную поддержку формирования базовых профессионально-педагогических компетентностей;
- включение педагогических кадров в сетевое методическое взаимодействие на основе современных образовательных и информационных технологий, в том числе ресурсов сети-Интернет;
- осмысление и перевод научно-методических рекомендаций в практическую педагогическую деятельность;
- обязательность и периодичность участия в курсах и семинарах на базе региональных учреждений повышения квалификации;
- учет результатов повышения квалификации в оценке качества труда педагогического работника;
- наставничество для профессионально-педагогической адаптации молодых педагогов;
- анализ, выявление и распространение результативной педагогической практики;
- стимуляцию и мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию каждого педагогического работника образовательной организации;
- взаимодействие с государственно-общественными механизмами управления образованием.
На муниципальном уровне необходимо обеспечить:
- создание, функционирование и развитие различных форм методического взаимодействия на основе современных образовательных и
Т. Я. файн
Передовой педагогический опыт в повышении квалификации педагогическихработников
информационных технологий, в том числе ресурсов сети Интернет;
- управление развитием педагогического персонала и муниципальных образовательных учреждений;
- выявление образовательных потребностей и профессиональных затруднений муниципальных предметных методических сообществ;
- формирование предложений в государственный заказ повышения квалификации педагогических кадров с учетом образовательных потребностей и профессиональных затруднений муниципальных предметных методических сообществ;
- презентацию и самопрезентацию инновационного и передового педагогического опыта педагогических кадров муниципальных ОУ;
- экспертизу, апробацию и внедрение научно-методических рекомендаций.
Региональный уровень научно-методической работы, реализуемый через деятельность ОГАОУ ДПО «ИПКПР» должен обеспечить:
- реализацию государственного заказа на повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров;
- качество региональных программ повышения квалификации педагогических кадров на основе современного содержания и интерактивных образовательных технологий;
- повышение квалификации педагогических кадров региона на основе регионального стандарта повышения квалификации педагогических кадров и профессионального стандарта профессионально-педагогической деятельности с учетом образовательных потребностей и профессиональных затруднений по запросам целевых групп;
- организацию дистанционного повышения квалификации педагогических кадров и профильного обучения учащихся;
- информирование районных/городских органов управления, муниципальных методических служб, специалистов, учителей об имеющихся образовательных услугах и образовательных программах и модулях;
- модульно-накопительный характер повышения квалификации;
- гибкость и разнообразие форм обучения, использование современных образовательных технологий и ^-технологий, обучение навыкам командной (проектно-групповой) работы;
- оценку качества программ и модулей;
- региональные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ;
- разработку образовательных программ на принципах интеграции учебной и профессионально-педагогической деятельности слушателя;
- сертификацию образовательных программ и модулей;
- введение проектировочных методов обучения и оценки результативности ПК;
- выход на личностно ориентированный подход в повышении квалификации работников образования;
- развитие базовых профессионально-педагогических компетентностей педагогов;
- организацию и проведение автоматизированной самодиагностики работников системы образования в целях выявления профессиональных затруднений, проблем и оформления заказа системе повышения квалификации;
- использование опыта инновационной педагогической практики лучших учителей и школ, внедряющих инновационные образовательные программы, лауреатов ПНПО;
- внедрение исследовательского и деятель-ностного подхода в ПК;
- вовлечение педагогов в непрерывное повышение квалификации;
- оценку качества труда педагогических кадров региональной системы образования через новую систему оплаты труда, аттестацию и в соответствии с результатами повышения квалификации;
- выход на интерактивный режим деятельности конкретного педагогического работника, каждой образовательной организации, региональной системы образования в целом;
- использование в педагогическом менеджменте профессиональных ресурсов тьюторов; деятельность команд, обеспечивающих процессы модернизации образования на муниципальном и школьном уровне.
Безусловно, что наибольшую активность в распространении своего опыта должны проявлять образовательные организации и учителя -победители ПНПО, поскольку именно их отличает самый высокий уровень педагогического мастерства.
Это проявляется в том, что показатели качества знаний учеников педагогов - победителей
ПНПО значительно превышают областные, они завоевали победы на предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Учителя-победители активно используют в работе современные образовательные технологии, умеют делиться опытом, постоянно работают над повышением профессионализма. В конечном итоге все они добились признания результатов своей деятельности в педагогическом сообществе и в среде родителей. Большая часть победителей конкурса активно проводит внеурочную деятельность по предмету, разработала программы факультативных курсов и кружков.
Они многое делают для развития мотивации школьников к изучению предметов и организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Лучшие педагоги области используют наряду с традиционными инновационные технологии обучения: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие и развивающие технологии, технологии «критического мышления» и модульные; методики проблемного, индивидуализированного, коллективного обучения; а также исследовательский подход. Установлено, что педагоги - победители конкурса активно занимаются исследовательской работой, которая посвящена разработке учебно-методических материалов. Наряду с методическими пособиями ими предоставляются работы, отражающие опыт приобщения обучающихся к научному поиску, использованию современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных.
Общественные эксперты отмечают высокие результаты деятельности всех школ-победителей, представляющих Еврейскую автономную область. В данных образовательных учреждениях созданы необходимые условия для качественного обучения, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В течение последних трех лет их учащиеся показывают результаты, которые значительно превышают областные показатели.
Качество образовательных услуг в школах -победителях ПНПО обеспечивается использованием педагогами современных образовательных технологий и, прежде всего, информационно-коммуникационных.
В школах утверждены и реализуются разнообразные инновационные образовательные
программы. Их педагоги активно осуществляют проектную и экспериментальную деятельность. Данные образовательные организации являются методическими и ресурсными центрами для своих муниципальных образовательных систем.
В школах - победителях ПНПО эффективно функционируют органы самоуправления, обеспечивающие государственно-общественный характер управления образовательными организациями. Деятельность образовательных организаций высоко оценивают участники образовательного процесса и представители местного сообщества, что было продемонстрировано на открытых презентациях школ и учителей в период конкурсного отбора. Дни открытых дверей стали ярким подтверждением их инно-вационности и социальной значимости.
Осуществляется взаимодействие с общественной организацией «Педагогическая ассоциация Еврейской автономной области», совместная деятельность с которой реализуется в деятельности временных творческих коллективов и творческих групп по разработке программ повышения квалификации для различных категорий педагогов, учебно-методического обеспечения, а также в проведении разнообразных научно-практических конференций и учебно-методических выставок.
Влияние педагогического опыта на результативность повышения квалификации педагогических работников доказано неоднократно практически. В содержании каждой программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки включается обязательный модуль из опыта работы, в рамках которого слушатели включаются в творческую лабораторию образовательной организации или педагогического работника, которые обеспечивают презентацию своего результативного опыта на лекциях, практикумах, мастер-классах на курсах и семинарах в ОГАОУ ДПО «ИПКПР», а также через проведение демонстрацию воспитательно-образовательных событий (уроков, диспутов, философских клубов и т. п.) на базе лучших школ и иных образовательных организаций автономии. Рефлексия слушателей показывает очень высокую востребованность результативного педагогического опыта для собственного саморазвития и самосовершенствования, на что и направлено повышение квалификации в целом.
Т. я. файн
Передовой педагогический опыт в повышении квалификации педагогическцхработшков
«Инновационный и передовой педагогический опыт в региональной системе образования Еврейской автономной области - это результативная педагогическая практика наших педагогов, обеспечивающая реальное повышение эффективности образования. Общая задача сегодня - перевод инновационных достижений в нормативный режим деятельности конкретного педагога, каждой образовательной организации региональной системы образования в целом» [7, с. 574].
Библиографический список:
1. Файн Т. А. Технологии сопровождения одаренных и талантливых детей : монография. - Saabrucken, Германия, 2015. - 86 с.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р Код доступа https:// docviewer. уа^ех.ги/?иг1= http%3A%2F%2Fxn--80abuc=ru&c=563a8ed006f0.
3. Файн Т. А. Механизмы взаимодействия педагогической власти и педагогической общественности: региональный опыт Еврейской автономной области / Т. А. Файн // Педагогическая власть: контексты и подтексты : материалы международной научно-практической конференции. - Хабаровск : ХК ИРО, 2015. -С. 112-116.
4. Файн Т. А. Методология и механизмы государственно-общественного управления образовательными системами в Российской Федерации / Т. А. Файн // Современные тенденции управления образовательными системами с учетом социально-экономического развития общества : материалы международной научно-теоретической конференции. - М. ; СПб. : Нестор-история, 2014. - С. 34-43.
5. Файн Т. А. Распространение инновационного педагогического опыта / Т. А. Файн // Национальный проект «Образование». - М., 2007. - № 4. - С. 43-49.
6. Файн Т. А. Проблемы и перспективы педагогического опыта / Т. А. Файн // Образование в регионе. - Тамбов, 2002. - № 2. - С. 41-49.
7. Файн Т. А. Инновационно-технологическое обеспечение профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров / Т. А. Файн // Актуальные проблемы современного образования: опыт и ин-
новации : материалы научно-практической (заочной) конференции с международным участием. - Ульяновск : Зебра. - С. 571-577.
References:
1. Fayn T. A. Tekhnologii soprovozhdeniya odarennykh i talantlivykh detey. Monografiya [Technologies of Supporting Gifted and Talented Children. Monograph], Saabrucken, Germany, 2015,86 p.
2. Kontseptsiya Federal'noy tselevoy program-my razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Ros-siyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2014 g. N2765-r [The Concept of the Federal Target Program of Education Development for 2016-2020 Years. Approved by Decree of the Russian Federation Government on 29 December 2014 N 2765-p]. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http %3A%2F%2Fxn—80 abuc=ru&c=563a8ed006ffi.
3. Fayn T. A. Mechanisms of Cooperation of Educational Authorities and Teaching Community: Regional Experience of the Jewish Autonomous Region [Mekhanizmy vzaimodeystviya pedagogi-cheskoy vlasti i pedagogicheskoy obshchestven-nosti: regional'nyy opyt Evreyskoy avtonomnoy oblasti]. Pedagogicheskaya vlast': konteksty i pod-teksty : materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Educational Authority: Contexts and Subtexts: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference], Khabarovsk, 2015, pp. 112-116.
4. Fayn T. A. Methodology and Mechanisms of State and Public Management of Educational Systems in the Russian Federation [Metodologiya i mekhanizmy gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya obrazovatel'nymi sistemami v Ros-siyskoy Federatsii]. Sovremennye tendentsii uprav-leniya obrazovatel'nymi sistemami s uchetom sot-sial'no-ekonomicheskogo razvitiya obshchestva: materialy mezhdunarodnoy nauchno-teoretiche-skoy konferentsii [Modern Trends in Management of Educational Systems, Taking into Account the Socio-Economic Development of Society : Materials of the International Scientific and Theoretical Conference], M. ; SPb., 2014, pp. 34-43.
5. Fayn T. A. Dissemination of Innovative Pedagogical Experience [Rasprostranenie innovat-sionnogo pedagogicheskogo opyta]. Natsional'nyy proekt «Obrazovanie» [The National Project «Education»], M., 2007, N 4, pp. 43-49.
6. Fayn T. A. Problems and Prospects of Pedagogical Experience [Problemy i perspektivy pedago-gicheskogo opyta]. Obrazovanie v regione [Education in Region], Tambov, 2002, N 2, pp. 41-49.
7. Fayn T. A. Innovative and Technological Support for Teachers' Retraining And Professional Development [Innovatsionno-tekhnologicheskoe obespechenie professional'noy perepodgotovki i
povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh ka-drov]. Aktual'nye problemy sovremennogo obrazo-vaniya: opyt i innovatsii : materialy nauchno-prakticheskoy (zaochnoy) konferentsii s mezhduna-rodnym uchastiem [Actual Problems of Modern Education: Experience and Innovation : Materials of Scientific and Practical Conference with International Participation], Ul'yanovsk, pp. 571-577.