2. Slugina, N.L. Modelj formirovaniya refleksivno-proektnoyj kompetencii u buduthikh bakalavrov informacionno-tekhnologicheskogo napravleniya / N.L. Slugina, V.S. Chernyavskaya // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2014. - № 5. - Ch. 2.
3. Samokhvalov, A.V. Metod proektov v sisteme professionaljnoyj podgotovki specialista-informatika v usloviyakh Vuza: dis. ... kand. ped. nauk. - Tambov, 2008.
4. Verbickiyj, A.A. Pedagogicheskaya tekhnologiya s poziciyj teorii kontekstnogo obucheniya // Vestnik MGGU im. M.A. Sholokhova. Pedagogika i psikhologiya. - 2010. - № 2.
Статья поступила в редакцию 12.11.14
УДК 371: 378.4; 351.851
Stepanova G.A., Aksarina Ya.S. PEDAGOGICAL INNOVATIONS IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF REGIONAL EDUCATION. In the work the researchers consider modern contexts of the education system, which is at a stage of changes. In the article pedagogical innovations, development and introductions of information and communication technologies in management of educational process are analyzed. The work proves that the realization of a human potential contributes to innovative development of a country. The authors offera a complex of measures for the solution of tasks in the sphere of realization of innovative processes in the conditions of modernization of the regional education. In conclusion, the key point is the idea of a system of continuous education, training and skills development for socio-economic systems of a particular region. The paper also mentions the idea of philosophy of innovations, which in education means that he, who is first to react to the newest changes in the society by giving life to fresh ideas, is the one who is truly successful in providing professional education.
Key words: innovative activity, pedagogical innovations, educational technologies, innovations in education, the pedagogical potential, system of professional education.
Г.А. Степанова, д-р пед. наук, проф. гуманитарного института ФГБОУ ВПО «Югорский гос. университет», г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected]; Я.С. Аксарина, аспирант гуманитарного института ФГБОУ ВПО «(Югорский гос. университет», г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной работе рассмотрены современные контексты системы образования, находящейся на стадии изменений. В статье анализируются педагогические инновации, процесс развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в управление учебным процессом. Обосновывается мысль о том, что реализация человеческого потенциала, способствует инновационному развитию страны. Авторами предложен комплекс мероприятий, для решения задач по реализации инновационных процессов в условиях модернизации регионального образования. В заключении ключевым моментом становится идея о системе развития непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров для социально-экономических систем региона.
Ключевые слова: инновационная деятельность, педагогические инновации, образовательные технологии, инновации в образовании, педагогический потенциал, система профессионального образования.
В настоящее время обозначился период выхода российского высшего образования из кризисного состояния, формирование основ для его дальнейшего развития. Во многом это стало возможно, благодаря целеполагающей политики государства, направленной на развитие системы образования. На сегодняшний день все проблемы реализации концепции модернизации и реформы образования даются на решение регионов и их образовательных учреждений, предоставляя им возможность ведения самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности в образовательной сфере. Все процессы по реализации национального образовательного проекта, лягут на плечи управленцев и руководителей образовательных учреждений. В первую очередь это внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в управление учебным процессом, повышение качества профильного и дистанционного обучения, новые принципы самостоятельного управления и финансирования, обеспечение материальной базы. Образование - базовая потребность человека, которая обеспечивает его не только структурированной информацией, но и системой отношений, ценностей. Соответственно эффективность образования зависит от его непрерывного и инновационного характера, а активность молодёжи и рост общественно-социальной мобильности, её вовлеченности в разнообразные учебные процессы, определяют образовательную систему важным фактором роста благосостояния граждан.
В результате потери многих ценностных ориентиров, единственной реальной альтернативой становится стратегия инновационного развития страны, региона, опирающаяся на одно из главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала. На наиболее эффективное применение
знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Темпы инновационного развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня. Развитие человека - это основная цель и необходимое условие прогресса современного общества, а в долгосрочной перспективе - абсолютный национальный приоритет. В то же время сохраняются многочисленные проблемы: логика развития системы образования может не совпадать с логикой развития общества. Наличие таких проблем позволяет сделать вывод о том, что отечественное высшее профессиональное образование пока не удовлетворяет требованиям принятого Российской Федерацией курса на инновационное, социально ориентированное развитие.
Необходимость перехода к инновационному развитию экономики и социальной сферы, в свою очередь, обуславливает повышенную востребованность в наличии развитой системы профессионального образования и науки как части социально-экономической системы, которая строится по принципу подчинения объективным потребностям ХМАО-Югры.
Учитывается государственная политика, выраженная в распоряжении правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 г. № 91-рп о «Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 г». Данная Стратегия призвана сформировать систему образования автономного округа, которая соответствует инновационной модели развития региональной экономики и обеспечивает выполнение ключевых показателей системы образования: доступность, эффективность [1]. Качество высшей школы, мы рассматриваем модернизацию образования как возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал стра-
ны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» решение стратегических задач предполагает формирование важнейших качеств личности: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа, вуз являются критически важными элементами в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации («Наша Новая школа»).
Педагогическая деятельность имеет собственные сущностные характеристики, в том числе и цели-ценности. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой. В контексте образовательной деятельности инновация предполагает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию педагогического процесса [2]. Педагогическая инноватика по своей сути заключается в регулярном внедрении новых или измененных по форме технологий воспитания и обучения, но это не является самой целью. Прежде всего, целью педагогической инноватики будет обеспечение соответствия учебно-образовательного процесса и его результатов требованиям общества. Результатом же такой деятельности будет являться формирование высокоадаптированной, деятельной и творческой личности, которая умеет преодолевать трудности, анализируя происходящие процессы.
Появлению новых акцентов в образовании способствовал ряд исторических тенденций.
Тенденция первая - стремление к охвату системой массового образования все более длинного отрезка жизни человека.
Тенденция вторая - рост значимости человека во всех сферах общественной жизни, в том числе в производстве и экономике.
Тенденция третья - превращение системы массового образования в базис общественного (духовного, научного, экономического, политического и т.д.) развития.
Тенденция четвертая - вхождение человечества в технологическую эпоху, где способность каждого человека к саморазвитию становится основным условием потенциала технологического творчества. Становится экономически выгодным формирование в каждом человеке творца собственных способностей.
Одной из приоритетных, задач стратегии модернизации образования является целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, ясно представляющей себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов, и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве, умеющей учиться и овладевать новыми смежными профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда. Такой подход рассматривает природные способности человека, а также накопленные им в процессе воспитания, образования и трудовой деятельности знания и навыки, в том числе поведенческие, как самостоятельный нематериальный актив, который может быть приведен в действие и использован для решения определенных задач и достижения поставленных целей, то есть человеческий капитал может приносить экономическую отдачу [3]. Решение этой задачи требует определения одного из ключевых направлений образовательной деятельности.
Образование определяет общий культурный уровень общества; уровень развития науки; уровень инновационного мышления, сознания и деятельности человека - все то, что имеет не меньшее, а даже большее значение, чем просто навыки выполнения той или иной деятельности. Поэтому в современной школе идет отказ от узкопроизводственного подхода в пользу общекультурного и, самое главное, признание в качестве ведущей развивающей функции трудовой подготовки (что особенно важно при расширении границ общего образования за счет бакалавриата, когда идет ориентация не в профессию, а на вхождение в экономическое общество). В противном случае в ситуации расхождения целей образования и целей развития общества система образования может стать институтом социальной дезадаптации 100
(например, когда многие дипломированные специалисты не могут найти работу по специальности). Образование в современном мире не может быть эффективным без учета многообразных мировоззренческих различий, а следовательно, должно включать множество видов (типов), моделей обучения и ценностных ориентаций, отвечающих запросам различных групп и категорий граждан.
Ранее много лет успешно функционирующая советская школа («Школа памяти»), все же не решала такие практические задачи образования и воспитания, которые касаются выращивания нового мышления. А без этого становится невозможным запуск процесса осмысленного УЧЕНИЯ, (самости, самостийности), (мне интересно; я-сам найду нужные сведения, сам решу выделенную мной проблему; сам выделю способы удовлетворения потребностей своих (в том числе и образовательных) и окружающих).
Следовательно: в качестве содержания образования должны выступать способы адресной помощи человеку по самоформированию им способностей понимания, критического мышления; способностей к предвидению, исследованию; способностей к созданию продуктов потребления; способностей к позитивному взаимодействию, к позитивному отношению к миру, себе и другим и т.п. При этом современный подход не отрицает необходимости формировать знаниевую базу и комплекс навыков и умений, а также элементов функциональной грамотности (социально приемлемых алгоритмов действия в типичных ситуациях) речь идет о достижении интегрированного результата (продукта) успешной жизнедеятельности в диаде «здесь» и «сейчас»; «завтра» и «потом» [4].
Кроме того, в соответствии с концепцией культурно-исторического развития в современном постиндустриальном обществе используется цивилизационный подход, где в большей мере учитываются духовные ценности, развитие творческих возможностей и способностей личности. В рамках данного подхода Л. Гумилев рассматривал в качестве основы исторического процесса этнос и определял его как общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием так называемого пассионарного духа. Под пассионарностью ученый понимал биопсихическую энергию, рождаемую сочетанием этнических, географических, климатических условий жизни этой общности. Поэтому, по нашему мнению, педагогический потенциал, должен разрабатываться и развиваться в рамках региона, так как его специфику и возможности определяют социальная активность населения, культура, интеллектуальная ценность, нравственность населения данного региона, которые детерминируют возможности получения социально значимых результатов в различных сферах жизнедеятельности, т.е. оказывают непосредственное влияние на формирование потенциала личности.
Для выявления особенностей северного региона мы рассматривали противоречивость показателей индекса качества жизни. Так с одной стороны - более высокий размер индивидуальных доходов населения и развитость рынков услуг, с другой стороны - неблагоприятные климатические условия ухудшают здоровье населения. Также ученые отмечают, что при сравнительной оценке инновационного потенциала регионов РФ ХМАО - Югра занимает одно из ведущих мест. В мировой практике существуют различные показатели, оценивающие уровень развития инновационной деятельности: оценка человеческого капитала; показатели, измеряющие знания (квалиметрия образования), научно-технический прогресс; отдельные показатели фондового рынка, ВРП и т.д. Таким образом, мы предполагаем, что решение следующих задач реализации инновационных процессов в условиях модернизации образования, возможно в случае следования данным направлениям и поэтапного выполнения комплекса взаимоувязанных по ресурсам и результатам мероприятий:
1. Модернизация образовательной деятельности вуза, структуры, содержания и технологий образования, должна быть адекватна потребностям развития сложных технолого-экономи-ческих систем региона.
2. Развитие и повышение эффективности учебно-методической и инновационной деятельности, качественное развитие кадрового обеспечения образовательной составляющей.
3. Создание условий для устойчивого развития и саморазвития образовательного учреждения, обеспечение поступательного прогресса на основе преемственности и новой стратегии, ориентированной на инновационное развитие, с учетом современных образовательных потребностей региона.
4. Разработка и реализация социальных программ, направленных на создание условий для полноценной жизни и личностного развития, улучшение качества жизни, здоровья учащихся, преподавателей, сотрудников, студентов, коренных малочисленных народов Севера.
5. Повышение качества образования и конкурентоспособности образовательных услуг, оснащение учебно-методическими материалами, комплексами учреждений всех ступеней и уровней образования.
Мероприятия, способствующие решению этих задач: формирование системы непрерывной адаптации образования к перспективным потребностям технолого-экономических систем, высокотехнологичных отраслей экономики региона, с учетом его особенностей. Совершенствование и развитие методов и форм организации учебного процесса, ориентированных на инновационные технологии. Развитие системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров для социально-экономических систем региона.
Мероприятия, касающееся внедрения новых форм получения образования и организации учебного процесса на основе непрерывного профессионального образования, предполагают предоставление максимально широких возможностей и способов обучения каждому обучающемуся, включая построение индивидуальных образовательных программ, траекторий, а также выстраивание целостной системы, состоящей из программ бакалавриата, магистратуры, дополнительного и послевузовского образования. В рамках этого мероприятия будут внедряться такие новые образовательные технологии, как дистанционное обучение, элементы дистанционного обучения в структуре очного и
Библиографический список
заочного образования, краткосрочные программы, дополняющие основные образовательные программы, учебные лаборатории, обучение на производстве. На основе интеграции с учреждениями среднего профессионального, высшего образования в рамках многопрофильной подготовки будут реализованы программы бакалавриата, удовлетворяющие потребности рынка труда в кадрах, обладающих знаниями и практическими навыками в высокотехнологичных областях. В основные образовательные программы будет внедрена кредитно-модульная система, способствующая участию студентов в программах международной академической мобильности и усовершенствованию автома-тизированой системы управления образованием (система планирования, организации и управления учебным процессом, система формирования рейтинга учащегося, студента, системы формирования рейтинга учителей, преподавателей и др.).
В наше время любое образовательное учреждение, которое считает себя в режиме развития, должно иметь понятие об инновационных процессах и технологиях, методических идеях. Философия инноваций в образовании такова, что тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное педагогическое творчество, оказывается в выигрыше: используя свои инновационные подходы и разработки, успешная идея реализуется в инновацию.
В ХМАО-Югре могут быть созданы все условия для решения, поставленных задач инновационного развития с помощью реализации мероприятий, использования имеющегося творческого кадрового потенциала, сориентированного на инновационные подходы к процессу обучения, отвечающего динамично обновляющейся современности, модернизации образования.
1. Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп «Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года».
2. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов. - М., 1991.
3. Сабуров, Е.Ф. Экономический подход к оценке соотношения обязательной и дополнительной частей общего образования / Е.Ф. Сабуров, П.В. Деркачев // Школьные технологии. - 2007. - № 1.
4. Калиновский, Ю.И. Философия образовательной политики. - М., 2000.
Bibliography
1. Rasporyazhenie Praviteljstva KhMAO-Yugrih ot 19.02.2010 № 91-rp «Strategiya razvitiya obrazovaniya Khantih-Mansiyjskogo avtonomnogo okruga - Yugrih do 2020 goda».
2. Yusufbekova, N.R. Obthie osnovih pedagogicheskoyj innovatiki: opiht razrabotki teorii innovacionnihkh processov. - M., 1991.
3. Saburov, E.F. Ehkonomicheskiyj podkhod k ocenke sootnosheniya obyazateljnoyj i dopolniteljnoyj chasteyj obthego obrazovaniya / E.F. Saburov, P.V. Derkachev // Shkoljnihe tekhnologii. - 2007. - № 1.
4. Kalinovskiyj, Yu.I. Filosofiya obrazovateljnoyj politiki. - M., 2000.
Статья поступила в редакцию 12.11.14
УДК 378.14
Tolmachyova V.V. SOME ASPECTS OF THE DESIGN OF THE CONCEPT OF FORMATION OF SO-CIAL-AND-ECOLOGICAL READINESS OF FUTURE TEACHERS IN CHILDREN'S NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATION FOR THE WORK WITH A FAMILY ON INVIGORATION OF CHILDREN OF A PRESCHOOL AGE. The research work has aimed at reflection of how the creation of the concept of formation of social-and-ecologi-cal readiness of future teachers in children's non-governmental organization to the work with a family on invigoration of children of a preschool age is realized. The key approaches, which underlie the meaning of the concept from different positions, are studied: from standpoints of a system, a pedagogical activity, a process and a component of professional and pedagogical preparation. The article gives a special attention to consideration of the stages in the process of formation of social-and-ecological readiness in future teachers. The author distinguishes such stages as motivational-value stage, content-operational stage, valuation stage and adjustment stage. The work defines components of social-and-ecological readiness of future teachers: cognitive-orientation and practical activity.
Key words: teacher, social-and-ecological readiness, concept, system, activity, process, preparation.
В.В. Толмачева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО ХМАО-Югры «СурГПУ», г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОО К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье отражены основания создания концепции формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольника и представлены ключевые походы, лежащие в основе проектирования концепции с позиций системы, педагогической деятельности, процесса и как