Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования'

Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL READINESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATIONS IN EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксарина Яна Сергеевна

Данная статья написана в контексте современной системы образования, находящейся на стадии изменений. Обосновывается мысль о необходимости формирования национальной инновационной системы образования, которая гарантирует устойчивое развитие научно-педагогической деятельности. Рассмотрено понятие профессиональной готовности педагогов. В статье автор не только предлагает собственную классификацию условий (аксиологические, организационно-педагогические, дидактические) необходимых для формирования профессиональной готовности педагогов к применению педагогических инноваций, а так же раскрывает их компоненты. По мнению автора, наличие представленных в статье педагогических условий, поможет эффективному формированию профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксарина Яна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING PROFESSIONAL READINESS OF EDUCATOR TO USE INNOVATION IN PROFESSIONAL EDUCATION

This article is written in the context of a modern education system. Substantiates the idea of the necessity of formation the national innovation system of education, that ensures sustainable development scientific and pedagogical activities. Considered the concept of professional readiness of educators. In the article the author presents a classification of conditions (axiological, organizational and pedagogical, didactic) needed for formation of professional readiness of educators and for use the pedagogical innovations. The author considers the existence of the pedagogical conditions, will help to effectively form a professional readiness of educators for use the innovation in professional education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования»

УДК 377: 37.088 (001.895)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИННОВАЦИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Аксарина Яна Сергеевна, аспирант

Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск (Россия)

Аннотация. Данная статья написана в контексте современной системы образования, находящейся на стадии изменений. Обосновывается мысль о необходимости формирования национальной инновационной системы образования, которая гарантирует устойчивое развитие научно-педагогической деятельности. Рассмотрено понятие профессиональной готовности педагогов. В статье автор не только предлагает собственную классификацию условий (аксиологические, организационно-педагогические, дидактические) необходимых для формирования профессиональной готовности педагогов к применению педагогических инноваций, а так же раскрывает их компоненты. По мнению автора, наличие представленных в статье педагогических условий, поможет эффективному формированию профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования.

Ключевые слова: педагогические условия, профессиональная готовность, профессиональное образование, инновации в образовании, педагогическая деятельность.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING PROFESSIONAL READINESS OF EDUCATOR TO USE INNOVATION IN PROFESSIONAL EDUCATION

© 2016

Aksarina Yana Sergeevna, postgraduate student

Ugra State University, Khanty-Mansiysk (Russia)

Abstract. This article is written in the context of a modern education system. Substantiates the idea of the necessity of formation the national innovation system of education, that ensures sustainable development scientific and pedagogical activities. Considered the concept of professional readiness of educators. In the article the author presents a classification of conditions (axiological, organizational and pedagogical, didactic) needed for formation of professional readiness of educators and for use the pedagogical innovations. The author considers the existence of the pedagogical conditions, will help to effectively form a professional readiness of educators for use the innovation in professional education.

Keywords: pedagogical conditions, professional readiness, vocational education, innovations in education, pedagogical activity.

В современном обществе в рамках профессионального образования сосредоточилось большинство функций по получению новых знаний и умений, превращая их в новый научный продукт, технологию или услугу, с целью подготовки специалистов новой инновационной среды. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» от 29.12.2014 г. №2765-р одним из основных направлений по реализации данной программы является: «необходимость обновления кадрового потенциала преподавательского и административного состава, а так же повышение конкурентоспособности образовательных организаций и системы образования в целом, в том числе международной» [3].

Из данной концепции понятно, что инновационная деятельность в научной и образовательной сферах необходима, она должна присутствовать как обязательный и необходимый элемент, гарантирующий поступательное устойчивое развитие, принятый научно-педагогической общественностью. Сформированная национальная инновационная система образования Российской Федерации, позволит повысить уровень инновационной способности нашего общества, сформирует инновационное мышление, инновационную культуру.

Это реально если, педагог реализует педагогические инновации, применяет современные базы знаний, мировых информационных ресурсов, ориентируется на лучшие отечественные и зарубежные аналоги. Поэтому для исполнения заданных направлений по модернизации профессионального образования и безболезненного решения всех имеющихся проблем и задач, связанных с педагогической деятельностью, затрудняющих и тормозящих развитие инновационного процесса, необходимо реальное выявление ряда педагогических условий, при которых будет успешно сформирована профессиональная готовность педагогов потребная для реализации инноваций.

В ходе развития педагогической науки все чаще рассматривается термин «профессиональной готовности» педагогов. Профессиональная деятельность педагогов

на сегодняшний день выходит на новый уровень образовательного процесса, с целью формирования высокоадаптированной, деятельной и творческой личности, которая умеет преодолевать трудности, анализируя происходящие процессы. Впервые данный термин ввел в научный оборот Б.Г.Ананьев в 1968 г. в своей работе «Человек как предмет познания». Он пишет о том, что «не в меньшей мере важно и то, что в процессе социального формирования личности человек образуется как субъект общественного поведения и познания, складывается его готовность к труду [1].

В психолого-педагогической литературе имеется огромное множество определений и характеристик понятия готовности к продуктивной деятельности в конкретной области труда. Мы предлагаем растолковать понятие «готовность» как внутреннюю составляющую личности, являющеюся «отправной точкой» для активизации целенаправленной деятельности в достижении определенных результатов [8].

Термин «педагогическое условие» несомненно, является общенаучным, достаточно широко используемым при описании педагогической системы. В современных исследованиях ученые, основываясь на различных признаках, определяют разнообразные группы условий такие как: внешние и внутренние - по сфере воздействия (Ю.К. Бабанский); по характеру воздействия - объективные и субъективные; общие и специфические - по особенностям объекта воздействия. Педагогические условия необходимы для решения всевозможных проблем и задач, образующихся при реализации педагогического процесса.

Изучив многочисленные трактовки термина «педагогические условия», мы выделили несколько позиций, которых придерживаются ученые по данному вопросу. Самым распространенным определением данного понятия является определение педагогических условий в контексте материально-пространственной среды, как совокупности условий, мер, форм, методов, возможностей педагогического воздействия направленных на решение поставленных задач (А.Я Найн, В.И. Андреев, Н.М.

Яковлева). Другой позиции придерживаются исследователи М.В. Зверева и Н.В. Ипполитова связывающие данное понятие с педагогической системой и включающие его в систему как компонент, который отображает взаимодействие внешних и внутренних элементов обеспечивающих эффективное функционирование педагогической системы.

Б.В. Куприянов и С.А. Дынин, которые трактуют данный термин как планомерную работу по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающих возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования [4].

В научной литературе чаще всего встречается следующая классификация педагогических условий по группам:

- организационно-педагогические (В.А. Беликов, А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко, О.В. Галкина, Е.Ч. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.)

Под ними большинство авторов подразумевают совокупность объективных возможностей форм, методов и содержания целостного педагогического процесса, направленных на достижение поставленных целей и задач педагогической деятельности [2]. Многие из авторов (О.В. Галкина, Е.Ч. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков) стали придерживаться мнения о том, что организационно-педагогические условия это не только средство и возможности для решения образовательных задач, но и целенаправленные меры управленческого воздействия в виде материальных и организационных форм в процессе взаимодействия субъектов педагогической системы для достижения целей педагогической деятельности и формировании профессионально-педагогической культуры.

- психолого-педагогические (Е.В. Андриенко, Н.В. Журавская, Н.В. Ипполитова, А.В. Круглий, А.В. Лысенко, Т.Н. Таброско и др.) В первую очередь данные условия направлены на развитие личности участвующих в педагогической системе субъектов (обучающихся, педагогов). Особенностью психолого-педагогических условий является то, что их использование подбирается в соответствии с определенными характеристиками преобразуемой личности и с учетом возможностей материально-пространственной и образовательной среды с целью повышения эффективности целостного педагогического процесса.

- дидактические (Е.В. Ключенко, В.С. Тенетилова, Рутковская М.В и др.) Данные условия чаще всего исследуются в контексте эффективности учебной деятельности учащихся (Е.В. Ключенко), а так же при подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности (В.С. Тенетилова). Рутковская М.В. в своей работе определяет дидактические условия как «наличие таких обстоятельств, предпосылок, в которых, во-первых, учтены имеющиеся условия обучения, во-вторых, предусмотрены способы преобразования этих условий в направлении целей обучения, в-третьих, определенным образом отобраны, выстроены и использованы элементы содержания, методы (приемы) и организационной формы обучения с учетом принципов оптимизации» [6].

Согласно классификации педагогических условий представленных ранее, мы считаем, что успешному формированию профессиональной готовности педагогов к применению педагогических инноваций в учреждениях профессионального образования послужат следующие педагогические условия, отраженные на рисунке 1.

В ходе нашего исследования по изучению процесса формирования профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования удалось не только классифицировать педагогические условия, но и конкретизировать их. Последовательно раскроем значение каждой группы условий.

Рисунок 1 - Педагогические условия для формирования профессиональной готовности педагогов к применению педагогических инноваций

Аксиологические условия:

1. Использование педагогом методов педагогической рефлексии в своей практике. Стремление и потребность педагога внести изменения в свою профессиональную деятельность, путем модернизации, модификации или рационализации, создавая новшество - является показателем о наличии у педагога высокого уровня рефлексии. Поэтому для формирования профессиональной готовности педагогов к применению педагогических инноваций, педагогам необходимо использование рефлексии в своей практике. Заниматься педагогическим творчеством, или применять его на практике, значит создавать ситуацию выбора другим, в которой необходимо либо придерживаться имеющихся стереотипов, либо принимать сторону нововведений. Те, кто самоопределился в пользу инноваций, продвигают новаторскую идею, адаптируя ее к своей педагогической деятельности. Так же к данному условию мы относим возможность развития критического мышления у педагогов. Критическое мышление особенно эффективно при разработке педагогических инноваций, так как это мышление более высокого уровня, в решении острых педагогических задач без него не обойтись. Не каждому педагогу дано помимо умения анализировать, вынося обоснованные выводы, еще их и оценивать и ставить под сомнение, тем самым противоречить собственному умозаключению. В своей работе «Педагогика и университет: критическая теория и практика» Моника Маклин (Pedagogy and the University: Critical Theory and Practice, Monica McLean) рассматривает теорию коммуникативного действия Юргена Хабермаса (The theory of communicative action, Habermas, J.) в контексте критического мышления [5, с.7]. Данная теория Хабермаса настроена на развитие «критической» педагогики в профессиональном образовании, которая возможная через то самое коммуникативное действие (это способность в создании «речевых актов» (включая тексты и невербальные действия) с помощью познавательного процесса, для контроля над вешним миром, достижения согласия с окружающими и получения социальной свободы выражения). Моника Маклин поддерживает теорию Хабермаса, акцентируя свое внимание на том, что педагогические начинания и весь процесс всегда коммуникативно структурированы. Данную теорию необходимо понимать в контексте двух направлений в модернизации: с одной стороны, это экономическая и политическая система, которые управляются деньгами и властью, что приводит к колонизации окружающего мира. И с другой стороны, существует тенденция к коммуникативному действию, потенциал

которого стал очевидным после того как досовремен-ные элементы жизненного мира были «возвращены» благодаря критическому сознанию эпохи Просвещения. По нашему мнению «критическое мышление» как стартовый этап к принятию и применению новшеств, способствует формированию профессиональной готовности педагогов.

2. Агональность педагогической деятельности. На сегодняшний день в лингвистике и профессиональной педагогике не существует единого понятия агональ-ности. Данный термин истоком из Древней Греции от слова «агон» обозначающий сферу благородных состязаний, поединков и игр среди единомышленников. Прородитель термина «атональное» Я. Буркхардт считал, что это и есть движущая сила, своеобразие культуры его народа [2]. По Й. Хейзингу агональность есть игра, состязание, без цели и влияния на жизненный процесс. Единственное к чему относится агон, так это к устранению мысленных, жизненных тягостей, растрачивание себя ради торжества и победы над личными ценностями [8].

В связи с модернизацией профессионального образования и развитием педагогической науки, взаимосвязь педагогики с психологией, философией, социологией становится наиболее значимой, понятийный аппарат науки расширяется, заимствуя все новые определения для тех или иных явлений и педагогических ситуаций.

Агональность педагогической деятельности, возникнет у педагога осведомленного и активно интересующегося информационными, инновационными технологиями и методиками в образовании, имеющего представление о современной образовательной политике государства. Данное условие будет реализовано путем теоретического и практического обучения, изучения педагогами современных научных исследований, проработки инновационной продукции и ожидаемых результатов в сфере их профессиональной деятельности.

3. Развитие профессионально-педагогической компетентности. Данное условие просто необходимо в системе современного образования, те6м более для формирования профессиональной готовности педагогов к применению педагогических инноваций. Впервые термин «профессиональной компетентности» появился еще в 90-е годы прошлого века. Профессиональная компетентность педагога выражается в теоретической, практической готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности.

На сегодняшний день большинство ученых считают [9-16], что данное явление, является единым комплексом педагогических знаний и опыта, качеств педагога, позволяющих успешно осуществлять педагогическую деятельность, эффективно организовывать процесс педагогических коммуникаций и подразумевающих личностное совершенствование и развитие педагога.

В образовательной системе повысился спрос на свободомыслящих, творческих, деятельных, конкурентоспособных педагогов, стремящихся к моделированию образовательного процесса в инновационной среде, под действием динамических изменений в мире. Эффективным развитие профессионально-педагогической компетентности будет при осознании педагогом необходимости повышения собственного уровня профессионализма.

Данное условие необходимо педагогу при формировании профессиональной готовности к применению педагогических инноваций, так как именно при развитии компетентности у педагога будет развиваться творческая индивидуальность, способность к адаптации, а самое главное восприимчивость к этим самым инновациям. Такая деятельность как:

- работа в творческих группах;

- исследовательская и экспериментальная деятельность;

- активное участие в конкурсах профессионального

мастерства, мастер-классах, конференциях, форумах и фестивалях;

- освоение новых педагогических технологий.

Наличие профессиональной конкуренции среди педагогов образовательного учреждения. Данное условие включает в себя стимулирующий элемент по формированию потребности у педагога в профессиональном и личностном саморазвитии, самоутверждении в своей профессиональной компетентности. В данном условии центральное место, по нашему мнению так же будет занимать агональность, как состязательная активность педагогической деятельности с целью профессионального призвания, требующая от педагога определенных знаний и умений в отстаивании своей точки зрения и умению бороться со стереотипами.

В данной группе условия тесно взаимосвязаны между собой, так или иначе одно условие вытекает из другого. Аксиологическое педагогическое условие может осуществляться при участии педагога совместно или индивидуально в разработке проекта, путем участия в конференциях, форумах, семинарах, конкурсах профессионального мастерства.

Организационно-педагогические условия:

1. Материально-техническое оснащение учебного процесса современными техническими средствами. Мы считаем, что данное условие необходимо для реального развития и возможности осуществления педагогических инноваций в учреждениях профессионального образования. Финансирование инновационной деятельности образовательного учреждения происходит при поддержке федеральных, региональных органов власти по приоритетным направлениям науки. Что касается развития материально-технической базы учреждений профессионального образования, то они должны соответствовать национальному, мировому уровню развития технологий и производства по специальностям и направлениям образовательных программ. Библиотеки, компьютерные сети и информационные системы, лабораторное оборудование, экспериментальные базы и испытательные установки, выставочные комплексы должны повысить профессиональную заинтересованность педагогов к совершенствованию образовательного процесса, повышению эффективности использования имеющегося материально-технического оснащения, к разработке педагогических инноваций и их применению, а так же привлечь более подготовленных кадров к осуществлению инновационной педагогической деятельности.

2. Поддержка представителями реального сектора экономики. Данное условие играет особую роль в формировании профессиональной готовности педагогов к применению педагогических инноваций. Мы обращаем внимание на тот факт, что инновационные проекты должны финансироваться с привлечением не только бюджетных средств, но и средств от внешних источников финансирования. Будь то представители крупных предприятий, или организаций среднего уровня, все нуждаются не только в квалифицированных кадрах, но и в улучшении, усовершенствовании своего производства, с выходом на новый уровень экономики, возможно расширение производства за счет инноваций. Для исполнения данных задач имеется одно решение - это поддержка представителями реального сектора экономики учреждений профессионального образования, с целью развития инновационной деятельности, повышения качества образования и даже получения готового продукта (новшества).

3. Наличие системы стимулирования и поощрения при участии педагога в инновационном процессе. Такое условие необходимо для каждого профессионального учреждения, которое не отстает от тенденций инновационной образовательной среды. Система стимулирования включает в себя две основные формы стимулов: материальные и нематериальные. Наиболее известные виды стимулирования персонала это - экономическое,

организационное (административное) и социально-психологическое. Экономическим стимулированием могут стать надбавки и доплаты преподавательскому составу за активное участие в инновационной деятельности, путем включения данного показателя в рейтинг научно-исследовательской деятельности, а так же доплаты за наличие ученой степени. Введение эффективного контракта (трудового договора с работником) по рекомендации Министерства образования и науки, может стать хорошим средством для стимулирования педагогов к профессиональной деятельности с применением инноваций. Административным стимулированием можно воздействовать на педагога путем поощрения его благодарственными и почетными грамотами за профессиональную деятельность; в плановом порядке предоставлением ему возможности работать над собственными идеями; организацией индивидуального рабочего графика (творческая свобода и развитие самостоятельности). К социально-психологическим стимулам можно отнести оказание поддержки преподавательского коллектива и руководства в реализации тех или иных инициатив (проектов), возможность получения иного социального статуса (ученого звания, ученой степени). Именно при наличии данной системы стимулирования педагог самоопределиться в пользу инноваций, принимая при этом точку зрения новатора и применяя ее в своей деятельности.

4. Кадровая поддержка по реализации инновационного процесса в образовательном учреждении. Данное условие подразумевает под собой подготовку и переподготовку педагогов для инновационной деятельности. Так же важную роль играет и подготовка руководителей для инновационной деятельности, путем формирование у них определенных умений и знаний, инновационной управленческой культуры, а также обучение с использованием мировых информационных ресурсов и баз знаний по аналогу национальных и мировых образовательных программ. Для педагога в процессе переподготовки или повышения квалификации важно получение новых идей в содержании курса, умений работы в «команде» при необходимости, для всестороннего решения практических задач, возникающих в процессе педагогической деятельности.

Дидактические условия:

1. Наличие и расширение информационных программных средств и иных источников информации. Данное условие четко указывает на обязательное наличие у педагога умения свободной ориентации в информационном пространстве, оперативному нахождению требуемой информации. Так же важной составляющей будет способность педагога к осуществлению самостоятельного выбора по форме, содержанию, средств и методов обучения. Информационные источники в первую очередь должны обеспечивать информационно-методическое сопровождение в открытом доступе к любым ресурсам, в том числе и инновационным; во-вторых, гарантировать доступность получения и обмена информацией, знаниями; в-третьих, за счет совершенствования образовательных технологий (дистанционного обучения), предоставлять возможность получения качественного профессионального и дополнительного образования всем желающим. Наличие данного педагогического условия должно решить ряд очень важных задач в современной инновационной среде профессионального образования:

- сопровождение по взаимодействию образовательного учреждения с информационными системами региональных, федеральных, международных организаций;

- моделирование в направлении развития происходящих инновационных процессов в образовательном учреждении;

- актуальная и достоверная информационная поддержка администрации образовательного учреждения профессионального образования при принятии управ-

ленческих решений;

- своевременное информирование всех участников инновационного процесса о происходящих изменениях или возникающих проблемах.

Наличие и расширение информационных программных средств и иных источников информации сыграет свою роль в формирование профессиональной готовности педагогов к применению педагогических инноваций, и позволит в дальнейшем создать единую информационную систему, регулярно обновляющую свои данные на региональном рынке образовательных услуг, по инновационному, научному, творческому потенциалу профессионального учреждения.

2. Наличие научно-методического обеспечения процесса формирования профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности. Согласно анализу научно-педагогической литературы, чаще всего методическая работа в образовании является способом сопровождения педагогического труда и механизмом управления поступательных процессов развития образовательного учреждения, путем осуществления педагогом творческой и инновационной деятельности. При неоднозначности терминологии в теории и практике педагогики по данному направлению, появились различные понятия «учебно-методическое сопровождение», «научно-методическая работа (деятельность)», методическое сопровождение или как в нашем случае «научно-методическое обеспечение». Таким образом, мы целенаправленно сформулировали наше условие, так как в учреждениях профессионального образования особо остро стоит вопрос о возрастании роли науки, как для педагогов, так и для руководителей, качественно меняются требования к профессионализму тех и других. Одним из важнейших требований современной инновационной образовательной среды является: готовность к решению новых профессиональных задач, не на основе интуиции или альтернативных путей, а на основе реальных научных достижений, которые имеют научное обоснование и которые формируют научно-педагогический стиль деятельности. Если же научно-методическая работа позволяет повысить личностный и профессиональный уровень участников процесса, то научно-методическое обеспечение способствует развитию системы образования дидактическими, методическими разработками, соответствующими современным требованиям педагогической практики.

В нашем исследовании научно-методического обеспечения процесса формирования профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности имеет свою специфику. Научно-методическое обеспечение формирования профессиональной готовности педагогов к применению педагогических инноваций будет зависеть от степени готовности педагога на момент возникновения новшества и необходимости его применения. Это значит, что научно-методическое обеспечение: в первую очередь, будет создавать единое информационное поле для всех участников инновационной деятельности; во-вторых, обеспечивать их теоретическую готовность к применению инноваций; в-третьих, для руководителей образовательного учреждения, будет диагностирован уровень готовности педагогов к инновационной деятельности; в-четвертых, будет направлено на отражение результативности по внедрению нововведения, имеющего положительное или отрицательное воздействие на деятельность педагогов в теории и практике.

3. Наличие системы организационно-распорядительной документации по осуществлению инновационной деятельности в учреждении среднего профессионального образования. Внутренним комплексом документов, закрепляющим функции, задачи, цели, а также права и обязанности участников инновационного процесса по выполнению конкретных действий по данному направлению, необходимость которых определяет образовательная среда в процессе своей модернизации, бу-

дут являться всевозможные приказы, распоряжения, положения и инструкции. Мы считаем, для эффективного формирования профессиональной готовности педагогов к применению педагогических инноваций необходимо наличие следующих документов внутри образовательного учреждения:

- положение об инновационной деятельности образовательного учреждения (определяет направление и цель применения педагогических инноваций, закрепляет нормы, права и гарантии педагогов по осуществлению инновационной деятельности, гарантии о невмешательстве руководства в творческий процесс, организацию академической свободы педагога в момент разработки новшества);

- положение о научной деятельности образовательного учреждения (которое включает в себя разработку и процесс введения новшества, права и гарантии педагога-новатора);

- дополнительные приказы, распоряжения, методические рекомендации по регулированию инновационного процесса в учреждении среднего профессионального образования.

Что касается внешних организационно-распорядительных документов, то в данный перечень входят те документы, которые определяют организационные, экономические, правовые, образовательные условия инновационной деятельности среднего профессионального образования. Регулирующие отношения образовательного учреждения с исследовательскими научными организациями, региональными, федеральными органами государственной власти, такие как: концепции развития образования, договора по оказанию услуг, образовательные стандарты и т.д.

Мы максимально полно постарались раскрыть как все педагогические условия так и их компоненты. Педагогическая реальность не только идет по пути гуманизации процесса образования, но и увеличения количества форм образования, модернизируя его. Все это требует от педагога наличия обширного спектра знаний и умений, ухода от традиционной формы работы, к выходу за рамки привычного и известного, адаптации и самостоятельности по внедрению новых методов, технологий или средств обучения. Исходя из проведенного нами анализа, важным положением для нашего дальнейшего исследования по формированию профессиональной готовности педагогов к применению педагогических инноваций является то, что педагогическая система включает в себя условия, отражающие все возможности образовательной и материально-пространственной среды, при этом воздействующие на развитие личности участников образовательного процесса, тем самым обеспечивающие ее функционирование и поступательное развитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

2. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность. Монография [Текст]: / В. А. Беликов — М.: Академия Естествознания, 2010-340 с.

3. Гуревич П.С. Элитарная культура.// «Философские науки» №1 1997 г.- С. 109-111

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы от 29.12.2014 г. №2765 [Электронный ресурс] / Москва - Режим доступа: http://www.government.ru

5. Куприянов Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия»// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2001.— № 2. — С. 101—104.

6. Маклин М. [McLean M.] Педагогика и университет: критическая теория и практика» // Интернациональная публицистическая группа Лондон, Нью-Йорк- 2006 -187 с._

7. Рутковская, М.В. Формирование мотивов выбора педагогической профессии у старшеклассников [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1955. - 14 с.

8. Степанова Г.А., Аксарина Я.С. Проблемы формирования профессиональной готовности педагогов к применению педагогических инноваций// Вестник АЭН - 2015.— № 2(19). — С. 45—49.

9. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник.

2014. № 4 (9). С. 130-132.

10. Гудалина Т.А. Содержательная характеристика социально-профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 46-49.

11. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 132-135.

12. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста как качества личности // Карельский научный журнал.

2015. № 1 (10). С. 36-38.

13. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 69-72.

14. Власенко С.В., Хрущев В.А. Формирование профессиональной компетентности в работе с детьми группы риска студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание»

15. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Роль и значение профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием в его успешной профессиональной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 127-132.

16. Ярыгин О.Н., Кондурар М.В. Диагностика сфор-мированности компетентности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 90-93.

17. Хейзинг Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М., «Прогресс-Традиция» 1997 г. - С. 416.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.