Научная статья на тему 'Научные основания инновационно-ориентированного повышения квалификации педагогов профессионального обучения'

Научные основания инновационно-ориентированного повышения квалификации педагогов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
52
Поделиться
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП / PROFESSIONAL TRAINING TEACHER / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / INNOVATION-ORIENTED PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL TRAINING TEACHERS / INNOVATION / VOCATIONAL TEACHER TRAINING / A METHODOLOGICAL APPROACH / COMPETENCE APPROACH / PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Марияпетровна

В статье раскрыта специфика профессионально-педагогического образования и особенности подготовки педагогов профессионального обучения в современных условиях. Проанализированы проблемы, препятствующие инновационному развитию профессионально-педагогического образования. Обоснована актуальность и роль инновационно-ориентированного повышения квалификации педагогов профессионального обучения с позиций развития профессионального образования и формирования инновационной экономики. Дано определение и представлены сущностные характеристики инновационно-ориентированного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров, систематизированы особенности инновационной деятельности педагога профессионального обучения. Приведены интегративные критерии готовности педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в образовании и на производстве. Раскрыты методологические подходы инновационно-ориентированного повышения квалификации педагогов профессионального обучения: системный, синергетический, аксиологический, компетентностный, личностно-деятельностный, интегративно-модульный. Обозначены принципы инновационно-ориентированного повышения квалификации с учетом тенденций развития профессионального образования: системности, научности, политехничности и интегративности, профессиональной мобильности, практикоориентированности, инновационности, прогностичности, гибкости, соответствия уровня профессионализма и педагогического мастерства, взаимосвязи инновации и традиции, опережающей профессиональной подготовки, социально-экономической обусловленности содержания подготовки.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Марияпетровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Научные основания инновационно-ориентированного повышения квалификации педагогов профессионального обучения»

Гипотезы, дискуссии, размышления

УДК 378.091.398

НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Прохорова М.П.

Аннотация. В статье раскрыта специфика профессионально-педагогического образования и особенности подготовки педагогов профессионального обучения в современных условиях. Проанализированы проблемы, препятствующие инновационному развитию профессионально-педагогического образования. Обоснована актуальность и роль инновационноориентированного повышения квалификации педагогов профессионального обучения с позиций развития профессионального образования и формирования инновационной экономики. Дано определение и представлены сущностные характеристики инновационно-ориентированного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров, систематизированы особенности инновационной деятельности педагога профессионального обучения. Приведены интегративные критерии готовности педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в образовании и на производстве. Раскрыты методологические подходы инновационно-ориентированного повышения квалификации педагогов профессионального обучения: системный, синергетический, аксиологический, компетентностный, личностно-деятельностный, интегративно-модульный. Обозначены принципы инновационноориентированного повышения квалификации с учетом тенденций развития профессионального образования: системности, научности, политехничности и интегративности, профессиональной мобильности, практикоориентиро-ванности, инновационности, прогностичности, гибкости, соответствия уровня профессионализма и педагогического мастерства, взаимосвязи инновации и традиции, опережающей

профессиональной подготовки, социальноэкономической обусловленности содержания подготовки.

Specifics of professional pedagogical education and features of professional education teachers training in modern conditions is revealed in the article. The problems interfering innovative oriented development of professional pedagogical education are analyzed. The urgency and a role of innovative professional development of teachers in the process of vocational training according to development of professional education and formation of innovative economy are proved. The definition and basic characteristics of innovative professional development of professional and pedagogical staff are presented; features of innovative activity of the teacher of vocational training are systematized. Integrative criteria of teachers of vocational training’ readiness to innovative activity in education are presented. Methodological approaches of innovative oriented professional development of teachers of vocational training - system, synergetic, axiological, competence, personal activity, integrative-modular are revealed. The author describes principles of innovative oriented professional development taking into account tendencies of development ofprofessional education -systematic, scientific character, a polytechnic and an integration, professional mobility, practice oriented, an innovation, a prognostic, flexibility, conformity of professionalism and pedagogical skill, relation of innovation and tradition, advanced vocational training, social and economic conditionality of retraining content are designated.

Ключевые слова: педагог профессионального обучения, профессионально-педагогическое образование, повышение квалификации, иннова-

ционно-ориентированное повышение квалификации педагогов профессионального обучения, инновационная деятельность педагога профессионального обучения, методологический подход, компетентностный подход, принцип.

Professional training teacher, professional pedagogical education, professional development, innovation-oriented professional development of professional training teachers, innovation, vocational teacher training, a methodological approach, competence approach, principle.

Формирование в России экономики знаний, обеспечение инновационного развития и модернизации реального сектора экономики на основе подготовки нового поколения кадров требуют устранения диспропорции между спросом и предложением на рынке труда, выраженной, прежде всего, в острой нехватке инженерно-технических кадров и рабочих самых разных профессий, а также несоответствием качества профессиональной подготовки выпускников требованиям современного производства [3]. Решение этой проблемы напрямую связано с состоянием и потенциалом профессионально-педагогического образования, которое оказывает непосредственное влияние на развитие систем начального и среднего профессионального образования.

Профессионально-педагогическое образование представляет особый интегративный вид профессионального образования, цель которого

- подготовка преподавателей технических и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения для профессиональных учебных заведений.

Педагоги профессионального обучения осуществляют подготовку по профессиям и специальностям в образовательных учреждениях начального, среднего, дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения.

Система профессионально-педагогического образования имеет существенные особенности, отличающие его от педагогического и инженерно-технического образования, которые проявляются и в ориентации подготовки специалистов, и в реализации профессиональной на-

правленности образовательного процесса, и в особенностях профессиональной деятельности выпускников. Содержание профессиональной деятельности педагога профессионального обучения можно представить как совокупность психолого-педагогического, отраслевого и производственно-технологического (по рабочей профессии) компонентов, взаимосвязь которых определяет возможность выпускников к организации профессионального обучения в соответствии с требованиями современных производств.

Профессионально-педагогическое образование оказывает влияние на состояние и развитие социально-экономической, техникотехнологической и культурной сфер общества дважды: вначале качеством подготовки самих педагогов профессионального обучения, затем уровнем знаний и навыков подготовленных ими выпускников профессиональных учебных заведений. В связи с этим проблемы подготовки педагогов профессионального обучения носят системообразующий характер для систем начального и среднего профессионального образования, а само профессиональнопедагогическое образование становится важнейшим фактором регионального инновационного развития.

Использование потенциала профессионально-педагогического образования для инновационного развития региона предполагает решение ряда проблем, которые препятствуют, на наш взгляд, повышению качества подготовки рабочих и специалистов в системах начального и среднего профессионального образования. Прежде всего, это проблемы трудоустройства выпускников и повышения престижа преподавательского труда в целом. Среди преподавателей 27 % имеют ШЮ (22,5 - высшее ППО и 4,5 % среднее ППО). Среди старших мастеров и мастеров производственного обучения -24,1 %: (с высшим ППО - 7,9 %, а средним ППО - 16,2 %). 13,4 % старших мастеров

и мастеров производственного обучения имеют только общее среднее образование, а каждый шестой из них имеет рабочий разряд ниже того, который присваивается выпускникам НПО.

Ежегодная текучесть кадров в системе НПО - 15 тыс. специалистов в год. Кадровый потенциал образовательных учреждений начального и среднего профессионального обра-

ГжД

зования пополняется специалистами с различным уровнем профессионального образования. В основном это лица, обладающие квалификацией «инженер», «инженер-технолог», «учитель технологии и предпринимательства», «техник-технолог» и др. [8; с. 2-3].

В свою очередь, недостатки подготовки и повышение квалификации педагогов и мастеров производственного обучения становятся значительным барьером кадрового обеспечения предприятий и организаций. Согласно исследованию, проведенному Нижегородским институтом развития образования, в качестве главных препятствий построения современных моделей начального и среднего профессионального образования выступают: разрыв ранее сложившихся связей учебных заведений с работодателями (41,2 %), недостаточный уровень профессиональных компетенций специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования (26,5 %), устаревшие модели управления учебным процессом (11,8), рассогласованность требований к качеству и содержанию образования (11,8 %), отсутствие современной методической базы начального и среднего профессионального образования (8,8 %) [6; с. 2]. Это получает отражение в содержании профессионального образования, инновационная компонента которого недостаточна. Как отмечает Н.Ф. Ильина, «...только при реализации регионального компонента государственного образовательного стандарта появляется возможность освоения основ инновационной компетенции у части студентов при выборе соответствующего спецкурса» [2; с. 29-30].

Таким образом, накопились весомые предпосылки модернизации системы повышения квалификации педагогов профессионального обучения с учетом переориентации профессионально-педагогической подготовки с отраслевого принципа, когда она опиралась на универсальные отраслевые технологии, на региональный, делающий упор на специфику регионального производства и формирующий основу для инновационных изменений.

Потребности и запросы инновационного производства и трансформирующихся экономических отношений требует инновационноориентированного повышения квалификации педагогов профессионального обучения.

Инновационно-ориентированное повышение квалификации педагогов профессионального обучения предназначено для формирования готовности к инновационной профессиональнопедагогической деятельности, развитие инновационной культуры профессиональнопедагогических кадров и овладение комплексом компетенций, необходимых для инновационной деятельности в профессиональном образовании и соответствующей предметной области. Такое повышение квалификации предусматривает использование личного опыта участия в разработке, распространении и внедрении различных инноваций. Результатом инновационно-ориентированного повышения квалификации выступает способность и готовность педагога профессионального обучения к реализации инновационной профессиональнопедагогической деятельности.

Инновационная профессионально-педагогическая деятельность может пониматься как комплексный интегративный вид профессионально-педагогической деятельности, состоящий в разработке и применении технико-технологических, профессионально-педагогических, организационно-управленческих, социальноэкономических, производственно-технических новшеств в процессе профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов [3; с. 26].

Для выполнения своей функции в современных социально-экономических условиях инновационная профессионально-педагогическая деятельность реализуется:

- в профессиональном образовательном учреждении - в форме инновационноориентированного практического и производственного обучения, включения инновационного содержания в учебные курсы, использования современных педагогических, организационноуправленческих, производственных технологий;

- в условиях производственных и других организаций, по запросу которых осуществляется профессиональная подготовка - в форме участия в совместной научно-исследовательской, проектной, рационализаторской деятельности, деятельности по совершенствованию техники и технологии, организации производства. Это создает основу для формирования инновационного содержания профессиональной подготовки, профессионального развития педагога профессионального обучения, инно-

вационного развития систем начального и среднего профессионального образования и производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональная деятельность педагога профессионального обучения будет иметь инновационный характер, если она:

- нацелена на реализацию гуманистической направленности профессионального образования через усиление внимания к формированию и развитию личностно-профессиональных качеств обучающегося;

- основана на интеграции образовательной, научной, производственной деятельности, опосредующей активное освоение и создание новшеств в профессиональном образовании и области профессиональной специализации;

- носит технологичный характер, строится с использованием современных образователь -ных, воспитательных, производственных, информационных технологий, форм, средств обучения;

- устанавливает оптимальное соотношение общеобразовательной, специальной (профессиональной) и психолого-педагогической, теоретической и практической, аудиторной и самостоятельной подготовки;

- обеспечивает содержательную и процессуальную интеграцию компонентов профессиональной подготовки для достижения высокого качества профессионального образования;

- усиливает, с одной стороны, фундамен-тализацию профессионального образования путем выделения приоритетных методологически значимых, инвариантных знаний, с другой -обеспечивает высокий уровень профессиональной мобильности (как способности ориентироваться в смежных областях деятельности и эффективно выполнять профессиональные функции в этих областях без значительных затрат времени и сил на их освоение), компетентности, конкурентоспособности специалиста;

- использует возможности создания индивидуальных образовательных программ и траекторий, различных курсов по овладению дополнительными профессиональными компетенциями.

В качестве интегративных критериев готовности педагога профессионального обучения к инновационной профессиональнопедагогической деятельности выступают:

- способность управлять научноисследовательской и научно-производственной деятельностью обучающихся в условиях социально-профессиональной инфраструктуры образовательного учреждения и производства;

- умение разрабатывать опережающее содержание профессионального образования на основе исследования инновационных процессов на производстве, в экономике и социуме;

- умение разрабатывать педагогическое, методическое, производственно-техническое, инструкционно-технологическое сопровождение инновационных процессов в профессиональном образовании [1; с. 94].

Инновационно-ориентированное повышение квалификации педагогов профессионального обучения предполагает выбор и использование адекватных методологических оснований, которые в современных условиях должны учитывать:

- увеличение общественной и личной ценности современного качественного образования, ориентацию человека на непрерывное образование, овладение информационными технологиями, создание условий для проявления индивидуальных способностей личности;

- увеличение научно-исследовательской и практической составляющей в структуре повышения квалификации;

- ориентацию на требования работодателей и развитие интегративных форм взаимодействия образовательных, производственных и коммерческих организаций;

- диверсификацию образовательных программ, развитие возможностей для непрерывного профессионального образования и т.д.

Понимая под подходом основное положение теории, определяющее цели, направление, опору моделирования исследуемого процесса, в качестве методологических подходов к инновационно-ориентированному повышению квалификации педагогов профессионального обучения необходимо назвать системный, синергетический, аксиологический, компетентностный, личностно-деятельностный и интегративномодульный подходы.

Системный подход позволяет исследовать и реализовывать инновационно-ориентированное повышение квалификации педагогов профессионального обучения как целостный про-

ГжД

цесс во взаимосвязи требований к профессионально-педагогической, производственной, организационно-управленческой, научно-

исследовательской, экспериментальной, экспертно-консультационной, внедренческой, коммерческой деятельности педагога профессионального обучения.

Доминирующим компонентом и интегрирующим фактором инновационно-ориентированного повышения квалификации педагогов профессионального обучения признаются цели. В свою очередь, цели, содержание, способы инновационной деятельности находятся в тесной взаимосвязи и детерминируются развитием инновационных процессов на производстве, в экономике, управлении, профессиональном образовании, социальной сфере общества, а результаты инновационной деятельности оказывают непосредственное обратное воздействие на дальнейшее развитие общества.

Синергетический подход применяется для проектирования инновационно-ориенти-

рованного повышения квалификации педагогов профессионального обучения в условиях разнообразных сетевых структур и образований как внутри образовательного учреждения, так и во внешней среде. Основное внимание должно уделяться повышению педагогической, организационной, социально-психологической эффективности от гибкой организации процесса повышения квалификации. Синергетический подход определяет направления и многовариантность путей инновационно-ориентирован-ного повышения квалификации, обосновывает многообразие аспектов и форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, указывает на источники формирования готовности педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности.

Аксиологический подход позволяет подойти к изучению инновационно-ориентированного повышения квалификации педагогов с точки зрения удовлетворения их потребностей в самореализации и самосовершенствовании в образовательной и профессиональной деятель-

ности. Аксиологический подход создает возможность для эмоционально-ценностного проживания и становления у педагогов профессионального обучения ценностной ориентации на инновационную деятельность, направленности на осуществление профессиональной деятель -ности в условиях тесного взаимодействия образовательного учреждения и производства.

Компетентностный подход связан с формированием совокупности профессиональных компетенций, отражающих теоретическую и практическую подготовленность педагога профессионального обучения к инновационной профессиональной деятельности, включающую в себя личностные и профессиональные способности человека, определяющие успешность выполнения им своей профессиональной миссии.

Инновационно-ориентированное повышение квалификации педагога профессионального обучения выражается в овладении им рядом профессиональных компетенций, которые отражают степень готовности к реализации инновационной профессиональной деятельности.

Реализация компетентностного подхода к инновационно-ориентированному повышению квалификации предполагает разработку компе-тентностной модели. Компетентностная модель отражает совокупность компетентностей, которые должны быть сформированы в процессе повышения квалификации. Компетентностная модель готовности педагога профессионального обучения к инновационной деятельности может быть представлена следующим набором компетенций (табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с компетентностным подходом инновационно-ориентированное повышение квалификации представляется в форме взаимосвязанных программ формирования перечисленных компетенций. При этом возможно формирование различных траекторий подготовки к инновационной профессиональнопедагогической деятельности в зависимости от отрасли, требований работодателей, специфики образовательных программ и учебных планов.

Таблица 1

Компетентностная модель готовности педагога профессионального обучения к инновационной деятельности

Компетенции, характеризующие готовность к инновационной профессиональнопедагогической деятельности

1. Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, готовность участвовать в исследовании проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих

_____________________________________(специалистов)_____________________________________

2. Владение технологией научного исследования

3. Способность и готовность самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессиональнопедагогической деятельности

4. Готовность к поиску, созданию, распространению новшеств в образовательном про-

цессе для решения профессионально-педагогических задач

5. Способность и готовность использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ, использования инновационного потенциала коллектива

6. Способность и готовность анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специали-

_________________________________________стов)__________________________________________

7. Способность и готовность разрабатывать и применять новые методики повышения производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности

8. Способность и готовность к организации инновационной проектной деятельности в

научно-технической и образовательной сферах 9. Способность и готовность к разработке продуктовых и процессных инноваций 10. Способность и готовность к трансферу и коммерциализации педагогических, организационных и технических и технологических инноваций

Основным принципом разработки компе-тентностной модели готовности педагога профессионального обучения к инновационной деятельности должна стать ориентация на проектирование реального процесса инновационной профессионально-педагогической деятельности - от замысла до исследования, от инженерного и педагогического проектирования до разработки инновационного продукта (технологии) и реализации инновационного образовательного процесса. Реализация инновационноориентированного повышения квалификации предполагает специальную организацию работы учащихся в комплексных полидисципли-нарных, практико-ориентированных коллективах, их органичное включение в активную творческую деятельность, в том числе и на производстве, включение в учебный процесс элементов научно-исследовательской работы. Это формирует научно-образовательно-производственный характер процесса повышения квалификации.

Интерес к проблематике социокультурного и педагогического проектирования в настоящее время чрезвычайно высок, велика востребованность исследований и разработок подобного рода [4; с. 31].

Компетентностный подход к инновационно-ориентированному повышению квалификации педагогов профессионального обучения выступает в настоящее время перспективным подходом, реализация которого провозглашена одним из приоритетов реформирования системы профессионального образования. Среди достоинств компетентностного подхода можно выделить:

— описание готовности к инновационной профессионально-педагогической деятельности в виде четкой совокупности целевых диагностируемых компетенций;

— возможность построения гибких вариативных моделей инновационно-ориентированного повышения квалификации в форме индивидуальных образовательных траекторий;

ГаЛ

— возможность уточнения и обновления состава компетенций в соответствии с отраслевыми особенностями и запросами работодателей.

Личностно-деятельностный подход позволяет рассмотреть процесс инновационноориентированного повышения квалификации в контексте мотивов, ценностных ориентаций, целей, интересов и перспектив слушателей, учесть их прошлый опыт, а также личностные особенности в субъект-субъектном взаимодействии.

Инновационно-ориентированное повышение квалификации педагогов профессионального обучения должно строиться на основе самостоятельной проектной деятельности, направленной на решение актуальной проблемы в области профессионального образования, науки, производства, управления, экономики путем осуществления активного целеполагания, поиска возможностей решения проблемы, проектирования инновационного решения, реализации его на практике, обработки результатов инновационных разработок. Это позволяет сформировать целостный образ инновационной профессионально-педагогической деятельности в единстве инновационно-педагогического, инновационно-технического, инновационно-производственного компонентов; возможных проблем и ситуаций, которые необходимо решить инновационными методами и средствами; обеспечить развитие индивидуального стиля инновационной деятельности как совокупности наиболее приемлемых и эффективных для студента методов и средств её осуществления.

Интегративно-модульный подход направлен на создание благоприятных условий обучения и развития личности путем обеспечения гибкости содержания, приспособления дидактической системы к потребностям личности посредством индивидуализации образовательной программы и интеграции разнообразных факторов воздействия на личностное развитие.

Реализация данного подхода предполагает четкую структуризацию содержания обучения, обеспечивающую его вариативность, гибкость, адаптацию к индивидуальным возможностям учащегося, что позволяет обеспечивать высокую технологичность инновационно-ориентированного повышения квалификации. При проектировании процесса повышения квалификации это позволяет своевременно учитывать ак-

туальные требования работодателей при формировании инновационного содержания учебных курсов, диверсифицировать образовательные программы и реализовывать индивидуальные траектории профессиональной подготовки.

В условиях оптимизации сети образовательных учреждений, дальнейшего расширения их автономии с одновременным повышением ответственности за конечные результаты деятельности, сокращения финансирования и устаревания материально-технической базы учреждений профессионального образования особое значение приобретает развитие разнообразных интегрированных образовательных структур.

В частности, это получает выражение в тенденции укрупнения образовательных учреждений на базе вузов, сопровождающейся развитием сетевого взаимодействия с научными, производственными, социальными структурами и характеризующейся внутренней и внешней структуризацией их деятельности на основе принципов гибкости, экономической эффективности, рыночной целесообразности. Признаками интеграции выступают сформирован-ность общей стратегии и высокая степень взаимозависимости участников, стабильный синергетический эффект от сотрудничества и кооперации, направленность на социальноэкономическое развитие региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогические вузы, реализующие программы повышения квалификации, в существующих условиях также столкнулись с необходимостью развития разнообразных форм сотрудничества в рамках складывающихся региональных интеграционных структур. Данные условия и создают широкие возможности для реализации интегративно-модульного подхода к инновационно-ориентированному повышению квалификации, поскольку в условиях долговременного сотрудничества возможна интеграция инновационной образовательной и инновационной производственно-технологической деятельности, которая лежит в основе опережающей профессиональной подготовки рабочих для высокотехнологичных производств и специалистов для инновационных предприятий. Такая инновационная подготовка возможна только в условиях доступа к современному оборудованию, производственным и управленческим технологиям.

Инновационно-ориентированное повышение квалификации педагогов профессионального обучения должно опираться на ряд принципов, которые представляют систему исходных теоретических положений, руководящих идей и требований к проектированию объекта, вытекающих из установленных психологопедагогической наукой закономерностей и реализуемых в целях, содержании, технологиях, деятельности преподавателей и студентов; выступают руководящими идеями поведения или деятельности [5; с. 465]. Среди принципов инновационно-ориентированного повышения квалификации необходимо выделить базовые, характеризующие основу разработки содержания и организации процесса подготовки в целом, и специфические, отражающие особенности инновационной деятельности педагогов профессионального обучения.

Инновационно-ориентированное повышение квалификации педагогов профессионального обучения опирается на базовые принципы системности, комплексности, политехнизма и интегративности, научности, профессиональной мобильности.

Принцип системности отражает взаимосвязь всех элементов процесса подготовки и обуславливает построение данного в виде логической системы, которая обеспечивает последовательность действий субъектов инновационного процесса и его результатов.

Принцип научности определяет, что осуществление процесса подготовки к инновационной деятельности происходит на основе глубокого и полного научного обоснования, которое отражает взаимосвязи основ наук с производством. Это приводит к формированию целостного образа инновационной профессионально-педагогической деятельности как многоаспектного явления и комплексному личностному и профессиональному развитию обучающихся за счет овладением методами научного исследования для решения актуальных вопросов развития образования, производства, экономики, управления, социальной сфер общества.

Принципы политехничности и интегратив-ности - подразумевают построение процесса подготовки к инновационной деятельности на основе формирования у студентов целостного понимания производственных процессов, их взаимосвязи с инновационными процессами в

обществе. Предполагает интеграцию общетеоретической, профессионально-педагогической, специальной подготовки, а также профессионально-педагогической, научно-исследовательской, производственной деятельности студентов с целью повышения качества профессионально-педагогической подготовки.

Принцип профессиональной мобильности определяет направленность подготовки на формирование способности педагога профессионального обучения быстро ориентироваться в инновационных процессах в профессиональном образовании, на производстве, в экономике, управлении и социальной сфере, осваивать и распространять разнообразные новшества.

К специфическим принципам инновационно-ориентированного повышения квалификации педагога профессионального обучения необходимо отнести принципы практикоориенти-рованности, инновационности, прогностично-сти, гибкости, соответствия уровня профессионализма и педагогического мастерства, взаимосвязи инновации и традиции, опережающей профессиональной подготовки, социальноэкономической обусловленности содержания подготовки.

Принцип инновационности предполагает осуществление подготовки к инновационной деятельности на основе целей, задач, содержания, технологий, форм инновационного образования, которое направлено на формирование универсальной нравственно зрелой личности, компетентного специалиста с развитой профессиональной культурой, владеющего инновационным мировоззрением, способного к генерации инновационных решений профессиональных проблем.

Принцип взаимосвязи инновации и традиции опирается на положение о том, что традиция является источником любой инновации. Процесс подготовки к инновационной деятельности педагога профессионального обучения основывается на достижениях педагогической науки, которые уже стали традицией, и формирует готовность к инновационной деятельности через качественную базовую профессиональнопедагогическую подготовку.

Принцип практикоориентированности подразумевает, что готовность к инновационной деятельности базируется на способности к реализации педагогом профессионального обуче-

СОДЕИСГв

Га\

ния полного инновационного цикла идеи-новшества от её разработки, научно-методологического обоснования, доведения до уровня практического применения, апробации на практике, корректировки до внедрения в образовательный и производственный процесс и поддержки функционирования до появления новой идеи и иметь форму проекта.

Принцип соответствия уровня профессионализма и педагогического мастерства предполагает, что формирование готовности к целостной инновационной профессионально-педагогической деятельности возможно только при одинаково высоком уровне готовности к профессионально-педагогической, отраслевой и производственно-технологической деятельности. Отраслевая и производственнотехническая подготовка обеспечивают исследование новшеств на уровне отрасли, разработку и внедрение их в условиях конкретного производства; профессионально-педагогическая -перенос результатов исследования инновационных процессов в профессиональное образование, что выражается в формировании опережающего содержания обучения и использовании инновационных технологий, средств, форм профессиональной подготовки. Другими словами, педагог профессионального обучения создает и осваивает новшества на производстве, в экономике и социальной сфере, теоретически и методически перерабатывает их для профессионального обучения, осуществляет инновационное преобразование образовательного процесса для осуществления качественной опережающей профессиональной подготовки.

Принцип прогностичности предполагает подготовку педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности на основе опережающего содержания подготовки с учетом динамики развития инновационных процессов в профессиональном образовании, производстве, технике, технологии, экономике, управлении, социальной сфере. При этом в качестве прогностической цели подготовки к инновационной деятельности выступает формирование готовности использовать имеющиеся знания, умения, навыки для принятия решений и действия в нестандартных проблемных ситуациях.

Принцип гибкости предполагает возможность оперативного изменения содержательных

компонентов подготовки к инновационной деятельности без потери её качества в зависимости от внешних требований и условий. Гибкость процесса подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности подразумевает его постоянную корректировку в зависимости от динамики инновационных процессов и модификации в соответствии с временными, ресурсными, кадровыми, информационными ограничениями. Данный принцип создает возможности для разработки индивидуальных образовательных траекторий на основе потребностей будущих педагогов профессионального обучения.

Принцип опережающей профессиональной подготовки определяет необходимость овладения педагогами профессионального обучения прогностически обоснованным содержанием подготовки к инновационной деятельности. Сочетание фундаментальной и вариативной профессионально-педагогической, инженернотехнической, производственно-технологической практики позволит студентам эффективно и своевременно осваивать инновации в профессиональном образовании, на производстве, в экономике, управлении, социальной сфере, повышать уровень квалификации и профессиональной компетентности.

Принцип социально-экономической обусловленности содержания подготовки характеризует формирование содержания процесса подготовки к инновационной деятельности на основе востребованности этого содержания в конкретных социально-экономических, производственных, педагогических условиях и на тесной взаимосвязи личностных и профессиональных потребностей обучающихся и общества. Это обеспечивает развитие личностного смысла инновационной деятельности педагога профессионального обучения и соответствие её инновационным процессам в обществе.

Таким образом, перечисленные подходы и принципы раскрывают научные основы инновационно-ориентированного повышения квалификации педагогов профессионального обучения, выступающего важнейшим механизмом кадрового обеспечения складывающейся инновационной экономики и развития высокотехнологичных производств в нашей стране.

Литература

1. Дворецкий, С.И. Инновационно-ориентированная подготовка инженерных, научных и научно-педагогических кадров: монография / С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова, И.В. Фёдоров. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 308 с.

2. Ильина, Н.Ф. Региональная система непрерывного педагогического образования: поиск инновационной концепции / Н. Ф. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - № 1. - С. 25-32.

3. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) [Электронный ресурс]. - ИКЬ: http://www.economy.gov.ru/ штес/асйуйу.

4. Корнилова, Л.В. Проектирование обучение как инновационный метод / Л.В. Корнилова, Е.Р. Айчувакова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -

2011. - № 4. - С. 29-33.

5. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический Проект, 2004. - 2-е изд. испр. и доп. - 560 с.

6. Перспективы развития начального и среднего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.niro.nnov.ru// index.php?id=73.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Учебное пособие по вопросам развития частно-государственного партнерства в сфере высшего профессионального образования - М., 2010. - 216 с. [Электронный ресурс]. - URL: http ://partner-fin.ru/u/Uhebnoe_posobie_ NPO-SPO.pdf.

8. Эрганова, Н.Е. Теория и практика подготовки педагога профессионального обучения в системе профессионального образования [Электронный ресурс] // Сообщение для обсуждения на заседании Бюро отделения профессионального образования РАО 28 января 2009 г. - URL: http://www.raop.ru/index.php?id=73.html.