Научная статья на тему 'Стратегическое измерение целей повышения квалификации педагогических работников в условиях инновационно-ориенетированного развития образования'

Стратегическое измерение целей повышения квалификации педагогических работников в условиях инновационно-ориенетированного развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МИССИЯ ДПО / ИЕРАРХИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подушкина И. М.

В статье дается характеристика стратегических целей повышения квалификации педагогических работников в условиях инновационно-ориентированного развития образования, раскрывается миссия ДПО по подготовке конкурентоспособных кадров отрасли образования, готовых к инновационному решению профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подушкина И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое измерение целей повышения квалификации педагогических работников в условиях инновационно-ориенетированного развития образования»

УДК 378

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНЕТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2012 И. М. Подушкина

докт. пед. наук,

профессор каф. непрерывного профессионального образования e-mail: ipkiairskayandex. ru

Курский государственный университет

В статье дается характеристика стратегических целей повышения квалификации педагогических работников в условиях инновационно-ориентированного развития образования, раскрывается миссия ДПО по подготовке конкурентоспособных кадров отрасли образования, готовых к инновационному решению профессиональных задач.

Ключевые слова: долгосрочная стратегия развития образовательной системы, подготовка конкурентоспособных педагогических кадров для инновационноориентированного образования, миссия ДПО, иерархия инновационных целей повышения квалификации.

Инновационный контент модернизации российского образования во многом определяют «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», модель образования для экономики, основанной на знаниях: «Российское образование — 2020», «Комплексная программа научнотехнологического развития и технологической модернизации экономики России до 2015 года», «Концепция федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

Высокие темпы изменений, которые происходят в мире, в том числе и в сфере образования, приводят к сокращению жизненного цикла образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями. В настоящее время как никогда ранее особенно быстрому старению подвергаются образовательные продукты, разрабатываемые педагогами. Наступает своего рода «моральный износ» педагогических и управленческих инноваций уже на начальной стадии их реализации, а иногда даже и разработки. В числе причин, обусловливающих столь стремительные перемены, М. Хэммер называет быстрое распространение знаний; современную инфраструктуру телекоммуникаций; приветствие современной культурой инновационных перемен. Настоятельной необходимостью становится разработка долгосрочной стратегии развития образовательной системы, которая позволяет образовательному учреждению не только удерживать достигнутые позиции, определенный уровень качества образования, но и опережающе адаптироваться к новым вызовам. Становится все более очевидным, что ориентация в профессиональной деятельности на только «здесь и сейчас» порождает опасность хаотического реагирования на изменения во внешней и внутренней среде организации и лишает тем самым образовательную систему возможности управлять стратегическими задачами и стратегическими возможностями, обеспечивая устойчивость ее развития в долгосрочной перспективе.

Сегодня многие теоретики рассматривают нечувствительность к переменам как серьезную организационную проблему. Возникает феномен «инновационной слепоты»,

который наиболее характерен для многих успешно функционирующих

образовательных учреждений. Ставшие привычными стабильные условия жизнедеятельности организации приводят к тому, что утрачивается острота восприятия происходящих во внешней среде изменений. Современная образовательная

организация не может быть конкурентоспособной, если у нее нет «портфеля инноваций» на завтра. Содержание данного портфеля должно включать

инновационную миссию образовательного учреждения, инновационную стратегию развития с обозначением инновационных приоритетов деятельности, инновационную организационную структуру и инновационную организационную культуру, инновационную образовательную политику, инновационное ресурсное обеспечение.

Неразвитость проблемного видения у большинства педагогических и управленческих кадров приводит к затруднению в распознавании перемен. На наш взгляд, заслуживает внимания позиция М. Хэммера, который считает необходимым ориентацию на три обязательных критерия при превращении процедуры отслеживания перемен в бизнес-процесс: пристальное внимание к клиентам; анализ потенциальных и существующих конкурентов; поиск ростков будущих перемен в настоящем [Хэммер 2006]

Поиск нового всегда сопровождается творческим подходом к анализу возможных перспектив развития образовательной системы. Важно научить сотрудников видеть области, подверженные наибольшим изменениям. Для этого необходимо овладение педагогическими работниками прогностической компетентностью, умением использовать в практике управленческой и педагогической деятельности нормативное, исследовательское, трендовое прогнозирование, создавать на его основе своеобразное пространство для инновационных интервенций в образовательной организации. В этой связи одной из наиболее сложных задач выступает обеспечение готовности педагогических кадров к выстраиванию иерархии инновационных целей обеспечения качества на уровне образовательного процесса, учебной дисциплины, учебной темы, учебного занятия в компетентностном формате; осознания необходимости создания авторской системы обеспечения качества преподавания учебной дисциплины.

Система дополнительного профессионального образования (ДПО) призвана обеспечить подготовку конкурентоспособных кадров отрасли образования, готовых к инновационному решению профессиональных задач в соответствии с требованиями инновационного социально ориентированного развития страны. Система подготовки педагогических кадров к участию в инновационной деятельности в сфере образования должна быть многоуровневой, мобильной, гибкой, открытой, накопительно-модульной, персонифицированной и включать вузовскую подготовку (бакалавриат, магистратура), курсовую подготовку в системе ДПО, внутриорганизационное обучение и повышение квалификации в рамках образовательного учреждения, дистанционное обучение и повышение квалификации педагогических кадров, самообразовательную деятельность педагогов. При этом стержневые компетенции в области научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, проектной деятельности, организации инновационной деятельности должны найти отражение как в программах подготовки бакалавров и магистров, так и в программах дополнительного профессионального образования, адресованных уже работающим педагогам и руководителям.

Структурно-содержательная модернизация системы образования практически не осуществима без опережающего повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров в инновационном формате. Все это требует переосмысления миссии ДПО.

Миссия является одним из важнейших элементов разработки стратегии развития системы ДПО. В современной теории управления существует большое разнообразие подходов к определению понятия «миссия». Ряд авторов считает, что в широком понимании миссия воплощает философию и предназначение, смысл существования организации. При этом подчеркивается, что философия определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность, а предназначение определяет действия, которые организация намерена осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается стать.

Достаточно часто миссия воспринимается как стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования, общественное предназначение организации [Гительман 1999: 105].

По мнению К.М. Ушакова, миссия прокладывает маршрут в будущее; вызывает заинтересованность относительно предстоящей деятельности, придает работе эмоциональную окраску; вселяет уверенность и доверие к руководству; дает критерии успеха, указывает на наиболее существенные потребности и интересы; помогает формулировать то, что мы хотим создать; указывает, к чему стоит стремиться; придает значимость работе, которую делают люди в организации [Ушаков 2000: 119].

Миссия представляет собой концентрированное выражение намерений системы ДПО относительно предназначения повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в условиях динамично изменяющейся внешней среды.

Миссия ДПО проясняет цели повышения квалификации и профессиональной переподготовки; задает основные направления образовательной политики в области ДПО; оказывает влияние на изменение культурного контекста пространства ДПО; на развитие инновационного потенциала системы ДПО, ее готовности к непрерывным инновационным изменениям; оказывает влияние на совершенствование качества внутриорганизационного обучения и повышения квалификации педагогических кадров в образовательных учреждениях.

Миссия системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки состоит в обеспечении качественного и высокоэффективного процесса обучения и повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений; в наращивании инновационной составляющей педагогической деятельности, обеспечении готовности педагогических работников к инновационному решению профессиональных задач; в формировании личностных смыслов профессионального развития и саморазвития у разных категорий обучающихся, превращении его в личностную и организационную ценность; в проектировании персонального пространства профессионально-личностного развития педагогов, обеспечивающего культурную идентификацию личности; в перманентном обновлении профессиональнопедагогических ценностей и смыслов педагогической деятельности, а также в повышении качества педагогической деятельности, обеспечении конкурентных преимуществ образовательных учреждений.

Миссия - это своеобразный фундамент, основа для определения стратегических целей, основных приоритетов образовательной политики системы ДПО. Цели определяют желаемые конечные результаты деятельности системы ДПО. При этом этот образ желаемого результата содержит указание относительно времени его получения, а также должен соответствовать потребностям и возможностям организации, мотивировать субъекта действовать в направлении его достижения, быть определен операционально (В. С. Лазарев).

Стратегические цели представляют собой общие утверждения, описывающие состояние организации в будущем [Дафт 2000: 216]. Стратегические цели, как правило, выражают намерения организации. Цели органически взаимосвязаны с миссией, через них идет реализация миссии и стратегии организации. Нередко цели воспринимаются как стандарты, меры, которыми измеряется выполнение работы.

Рассматривая соотношение цели и стратегии, И. Ансофф относит цели к категории более высокого уровня на том основании, что цели представляют собой результаты, которых пытается достичь организация, а стратегия выступает средством достижения результатов. Ученый обращает внимание на феномен взаимозаменяемости стратегии и целей, как в различные моменты времени, так и на различных организационных уровнях [Ансофф 1999: 161].

В условиях, когда формулирование миссии и стратегии приобретает развивающийся характер, цели (в том числе и стратегические) должны обладать большей гибкостью и адаптивностью относительно изменяющихся условий внешней и внутренней среды, что позволяет своевременно их корректировать, то есть происходит непрерывное, по выражению К. М. Ушакова, переформулирование целей при общем сохранении миссии [Ушаков 2000: 113].

Выделяют следующие требования, предъявляемые к целям: иерархичность, множественность, операциональность, реалистичность, конкретность, достижимость, взаимосвязанность и совместимость долгосрочных и краткосрочных целей, приемлемость для основных субъектов влияния. Цели различают по периоду действия (перспективные, среднесрочные, краткосрочные); по отношению к системе (в целом к системе или отдельным ее участникам); по содержанию (новаторские, цели решения проблем, цели обычных рабочих обязанностей, цели совершенствования) и по ключевым областям деятельности системы [Гительман 1999: 111].

Разрабатывая основы практической системы целей, И. Ансофф выделил цели, направленные на оптимизацию ресурсов; цели, отвечающие потребностям и личным устремлениям работников; цели, отвечающие ожиданиям влиятельных внешних представителей. Многие исследователи (А. Морита, Л. Портер, Д. Синк, Р. Стирз) подчеркивают, что постановка ярких, конкретных, четких целей усиливает мотивацию работника. Известно, что трудные цели обладают большей мотивирующей силой, поэтому цель должна содержать определенный вызов для педагога.

К числу важнейших стратегических целей системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки следует, на наш взгляд, отнести четыре группы целей. К первой группе принадлежат цели в области профессионально-личностного развития педагогических кадров; ко второй - цели в области повышения профессиональной компетентности педагогов; к третьей - цели в области подготовки педагогических кадров к инновационной, научно-исследовательской деятельности, творческой самореализации; к четвертой - цели в области профессиональной адаптации специалистов, их интеграции в организационную культуру образовательного учреждения. Рассмотрим обозначенные группы целей более подробно.

В области профессионально-личностного развития педагогических кадров:

- формирование личностных смыслов повышения квалификации у разных категорий педагогических работников, восприятия профессионального и личностного развития и саморазвития как терминальной ценности; определение индивидуальной стратегии профессионально-личностного развития педагогов; создание условий для проектирования персонального пространства профессионально-личностного развития и саморазвития каждого субъекта процесса повышения квалификации, определение траектории его движения в этом пространстве;

- развитие личностного потенциала педагогов, их способностей, потребностей, интересов, опыта творческой педагогической деятельности;

- адаптация педагогических кадров к изменениям во внешней среде, в образовательном пространстве на федеральном, региональном, муниципальном уровне;

- формирование у педагогических работников образовательных учреждений личностно ориентированной педагогической культуры; содействие в становлении и развитии внутриличностного культурного пространства педагога, его культурной идентичности, личного духовного пути преподавателя;

- активизация внутренней работы педагогов по преобразованию собственной личности на основе самопринятия, познания особенностей своей природной, социальной, культурной, душевной и духовной сущности, раскрытия самого себя для себя и для других, самосовершенствования и саморазвития, восхождения к вершинам профессионально-личностного развития, превращения в субъекта своей жизнедеятельности;

- развитие педагогической рефлексии как необходимого условия повышения эффективности процесса профессионального самосовершенствования, обновления содержания педагогической деятельности; оказание помощи и поддержки педагогам в осознании своих способностей, возможностей и перспектив в профессиональной сфере, формирование адекватной профессиональной самооценки, ее объективизация;

- формирование деятельностно-преобразующего способа профессионального бытия педагога, развитие его субъектности;

- мотивация сотрудников к достижению целей профессионально-личностного развития и саморазвития, к реализации потребности в самоактуализации в профессиональной сфере деятельности, к повышению самоуважения и самости человека.

В области повышения профессиональной компетентности педагогов:

- формирование у педагогических работников новой философии педагогической деятельности, системы профессионально-педагогических ценностей, соответствующих новым реалиям стратегии модернизации российского образования и обеспечивающих эффективное организационное развитие;

- поддержание профессиональной конкурентоспособности педагогических кадров, позволяющей решать инновационные профессиональные задачи любого уровня сложности на основе развития профессиональной компетентности;

- удовлетворение культурно-образовательных, духовных, научно-предметных потребностей педагогических работников образовательных учреждений, углубление профессиональных интересов педагогов, расширение границ их профессионального бытия, формирование ценностного отношения к профессиональному знанию;

- освоение новых педагогических теорий, подготовка педагогических кадров к апробации, разработке и внедрению педагогических инноваций в области содержания образования, организации образовательного процесса, технологий обучения и воспитания, современных средств оценивания образовательных достижений обучающихся, авторских моделей обеспечения качества образовательного процесса, сетевых образовательных ресурсов, достижений прогрессивного педагогического опыта;

- обеспечение преемственности с культурно-исторической традицией отечественного образования, содействие сохранению исторической педагогической памяти, востребованности российского педагогического наследия современными педагогами, возрождение лучших традиций русского образования;

- развитие и совершенствование педагогического мастерства преподавателей, профессионально-педагогического внимания, воображения, речи педагога, его

мимической и пантомимической выразительности, пластики педагогической деятельности, навыков межличностной и внутриорганизационной коммуникации, навыков саморегуляции эмоционального состояния в процессе педагогической деятельности;

- создание сервисной службы образовательных услуг, направленных на удовлетворение профессиональных потребностей педагогических кадров на основе разработки высококачественных научно-методических продуктов; обеспечение доступа педагогических работников к разнообразным источникам и носителям психологопедагогической, методической и управленческой информации, к банку электронных образовательных ресурсов.

В области подготовки педагогических кадров к инновационной, научноисследовательской деятельности, творческой самореализации педагогов:

- обеспечение готовности сотрудников к овладению методами педагогического проектирования и прогнозирования развития образовательных систем, методами педагогического исследования; создание условий для опредмечивания личностнопедагогических ценностей через вовлечение преподавателей в процесс методического, педагогического, управленческого проектирования в составе временных творческих групп, научно-исследовательских коллективов, творческих лабораторий, инновационных научно-образовательных кластеров и других объединений исследовательской направленности;

- вовлечение педагогов в разработку концепции, целевых программ развития образовательного учреждения, проектирования альтернативных моделей образовательных учреждений, генерирование идей по совершенствованию существующей практики организации образовательного процесса, учебноисследовательской, проектной, самостоятельной деятельности обучающихся по учебной дисциплине, средств оценивания результатов образовательных и личностных достижений; способов организации воспитательного взаимодействия с обучающимися;

- подготовка педагогических кадров к проведению диагностических и мониторинговых исследований в области образования, осуществлению обработки полученных результатов в соответствии с требованиями математической статистики, их педагогической и управленческой интерпретации;

- привлечение педагогов к разработке и внедрению учебно-методического сопровождения образовательного процесса, позволяющего эффективно решать задачи реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, личностно ориентированного обучения, воспитания и развития обучающихся.

В области профессиональной адаптации специалистов, их интеграции в организационную культуру образовательного учреждения:

- обеспечение профессиональной адаптации молодых специалистов, их интеграции в профессиональную деятельность, организационную культуру образовательного учреждения; профилактика профессиональных деформаций; педагогическая поддержка учителей в преодолении кризисов развития;

- оказание помощи педагогам в выстраивании индивидуальной жизненной и профессиональной перспективы, планировании профессиональной карьеры; формирование у педагогов четкого представления об оптимальных способах достижения определенных профессиональных и должностных позиций в организации и требуемых для этого компетентности и профессионализме;

- создание ситуации успешности в профессиональной деятельности для молодых специалистов, развитие и сохранение профессионального достоинства и самоуважения, изменение уровня самооценки и профессионального статуса педагога в профессиональной среде, педагогическом коллективе образовательного учреждения;

- коррекция индивидуального поведения различных групп сотрудников через участие в освоении системы профессиональных ценностей, формирование культуры командной работы в рамках методических структур образовательного учреждения;

- использование возможностей системы ДПО для обеспечения горизонтальной и вертикальной мобильности персонала образовательных учреждений, индивидуального планирования карьеры специалиста, разработки программы профессионального и должностного роста педагогов.

Стратегические цели оказывают влияние на формирование индивидуальных стратегий профессионально-личностного развития педагогов, формируют представление о возможных перспективах этого развития, указывают на необходимость усиления собственного участия в их реализации.

Таким образом, инновационная миссия системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки определяет содержание образовательной политики в области ДПО, ее основные приоритеты, направления развития системы, оказывает влияние на совершенствование качества управления развитием системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников.

Библиографический список

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. 416 с.

Гительман Л. Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам организаций и консультантам по управлению. М.: Дело, 1999. 496 с.

Дафт Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. 832 с.

Ушаков К. М. Ресурсы управления школьной организацией. М.: Сентябрь, 2000.

144 с.

Хэммер М. Готовьтесь к непредсказуемому будущему [Электронный документ]. ЦКЬ: www/astera.ru/marketing (дата обращения: 12.08.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.