Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное педагогическое образование как стратегический ресурс развития системы образования в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»'

Дополнительное профессиональное педагогическое образование как стратегический ресурс развития системы образования в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4714
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / FEDERAL LAW "ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION" / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / TRAINING / PREPARATION OF TEACHING PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилина Алла Ивановна

В статье рассматривается проблема формирования инновационной системной модели повышения квалификации педагогов и руководителей в соответствии со стратегическими задачами развития дополнительного профессионального образования. Показано, что системное взаимодействие целей, форм, средств, содержания и условий данного уровня образования на основе методологии управления знаниями обеспечивает результативность обучения педагогов. Обосновано, что развитие региональной системы дополнительного профессионального образования способствует укреплению инновационного потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жилина Алла Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional professional pedagogical education as a strategic resource for the development of education system in accordance with the Federal law "On education in the Russian Federation"

The article concerns the problem of formation of an innovative system model of professional development of teachers and managers in accordance with the strategic objectives of the development of additional professional education. It is shown that the interaction of the system goals, forms, tools, content and conditions of this level of education based on the methodology of knowledge management ensures effectiveness of the training of teachers. It is proved that the development of a regional system of additional vocational training provides strengthening of the innovation potential of the region.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное педагогическое образование как стратегический ресурс развития системы образования в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УДК 378.046.4

А. И. Жилина

Дополнительное профессиональное педагогическое образование как стратегический ресурс развития системы образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

В статье рассматривается проблема формирования инновационной системной модели повышения квалификации педагогов и руководителей в соответствии со стратегическими задачами развития дополнительного профессионального образования. Показано, что системное взаимодействие целей, форм, средств, содержания и условий данного уровня образования на основе методологии управления знаниями обеспечивает результативность обучения педагогов. Обосновано, что развитие региональной системы дополнительного профессионального образования способствует укреплению инновационного потенциала региона.

The article concerns the problem of formation of an innovative system model of professional development of teachers and managers in accordance with the strategic objectives of the development of additional professional education. It is shown that the interaction of the system goals, forms, tools, content and conditions of this level of education based on the methodology of knowledge management ensures effectiveness of the training of teachers. It is proved that the development of a regional system of additional vocational training provides strengthening of the innovation potential of the region.

Ключевые слова: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, подготовка педагогических кадров.

Key words: Federal Law «On Education in the Russian Federation», continuing professional education, training, preparation of teaching personnel.

Дополнительное профессиональное образование - это вид образования, обеспечивающий профессиональное и личностное совершенствование человека в последипломный период его деятельности в течение всей жизни. В ст. 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подчёркивается, что дополнительное профессиональное образование «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение со-

© Жилина А.И., 2014

ответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» и «осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» [1].

К сожалению, Закон об образовании не содержит специальных статей ни о педагогическом, ни о дополнительном профессиональном педагогическом образовании. Дополнительное профессиональное педагогическое образование - это самостоятельный, особо значимый в современных социально-экономических условиях вид образовательной деятельности по оперативному повышению профессионального уровня педагогических кадров, своевременно обеспечивающий соответствие их «квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды»

В соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», федеральных государственных образовательных стандартов и других нормативных документов система дополнительного профессионального педагогического образования призвана в кратчайшие сроки переучить работающих учителей, чтобы они овладели современными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Педагоги начала XXI в. должны овладеть не только новыми образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания подрастающего поколения, но успешно реализовать долгосрочные цели системы образования. Для этого система дополнительного педагогического образования должна обеспечить переход на новую методологию профессиональной деятельности педагога - системно-деятельностный подход, работу на результат, зафиксированный в требованиях государственных образовательных стандартов, предполагающий введение целого спектра новых нормативно-правовых и финансово-экономических регуляторов.

В современных условиях основными проблемами в развитии дополнительного профессионального образования в России, как отмечается в «Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных учреждений» являются:

- «несоответствие требованиям профессионального стандарта текущей профессиональной деятельности значительного числа педагогов, которые не имеют необходимых знаний и квалификации для осуществления профессиональных действий, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся, формирование предметных, метапредмет-ных и личностных образовательных результатов;

- безадресный и неперсонифицированный характер определенной части программ повышения квалификации;

- наличие разрыва между содержанием, технологиями и образовательными результатами основных профессиональных образовательных программ подготовки будущих педагогов, разработанных на основе дей-

ствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки", и требованиями к компетенциям выпускников, предъявляемым профессиональным стандартом педагога и работодателями» [2].

Переход педагогов на новые виды и новые условия профессиональной деятельности - это профессионально грамотная деятельность по реализации требований ФГОС к знаниям, умениям и личностным качествам обучающихся в системе образования, т. е. приобретение новой квалификации педагогами уже в настоящей социально-экономической ситуации, а не в отдалённом будущем.

Эта стратегическая задача системы дополнительного профессионального педагогического образования решается на основе выработки единого методологического подхода к развитию современного работающего педагогического состава. Сегодня в регионах развернулось масштабное переобучение работников школьных и дошкольных образовательных организаций новым формам, методам и технологиям облучения и воспитания детей в условиях модернизации системы образования в связи с принятым Законом об образовании и введением ФГОС.

В стране сложилась и продолжительное время успешно функционировала система дополнительного педагогического образования: институты повышения квалификации, факультеты дополнительного образования в вузах, территориальные методические кабинеты, методические объединения в образовательных учреждениях. За последние десятилетия система претерпела некоторые изменения, особенно в формах работы с педагогами. Однако в условиях развивающегося информационного общества этих изменений оказалось недостаточно.

Именно эта традиционная система дополнительного профессионального педагогического образования призвана была быстро ответить на вызовы общественного развития начала XXI в., обеспечить возможность срочно подготовить педагогов к работе в новых условиях развития информационного общества, как того требует Закон «Об образовании в РФ». Но сложившаяся в индустриальную эпоху система образования и система повышения квалификации на рубеже ХХ-ХХ1 вв. перестала соответствовать требованиям личности и общества о необходимом уровне профессионализма и развития личностных качеств, востребованных глобально развивающимся миром.

Как свидетельствуют многочисленные исследования мировой системы образования, подавляющее большинство людей в начале ХХ1 в. оказалось профессионально и функционально неграмотным. Это относится к компьютерной, методологической, правовой, технологической, политической, социально-коммуникативной, общекультурной, поведенческой грамотности.

Более того, педагогический корпус, обязанный быстро подготовить

людей в системе образования к произошедшим общественным изменениям, сам оказался не готов к ним. В XXI в. перед педагогами общество поставило поистине историческую задачу: обеспечить высокий профессионализм и функциональность человека в условиях глобальных изменений в пределах одного поколения людей.

Чтобы современные педагоги оказались готовыми выполнить возложенную на них историческую миссию, система дополнительного педагогического образования должна была определить приоритеты своей деятельности.

Среди системных приоритетов системы ДПО по реализации государственной политики в сфере дополнительного профессионального образования как стратегического ресурса развития образования исследователи называют следующие:

- всестороннее обеспечение доступности, качества и периодичности ДПО для педагогов в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ» (2012), Государственной программы развития образования на 2013 - 2020 годы (2012), ФГОС (2010 и др.) и др.

- развитие системной модели дополнительного профессионального образования как стратегического ресурса развития педагогических кадров на основе методологии управления знаниями в учебном процессе и гибко организованных вариативных форм дополнительного профессионального педагогического образования на протяжении всей трудовой жизни педагога;

- разработку и внедрение в практику обучения педагогов системно-деятельностного подхода, системной методологии управления знаниями обучающихся в ходе учебного процесса и освоения требований ФГОС как ведущего фактора изменения профессионального мышления педагога в связи с современными требованиями информационного общества к качеству образования;

- усиление реализации компенсаторной и адаптационной функций дополнительного педагогического образования в системе профессиональной подготовки работающих педагогов. Разработка для обучения педагогов новых учебно-методических комплексов, ориентированных на профессиональное выполнение требований Закона об образовании и федеральных стандартов на всех ступенях системы образования;

- повышение качества результатов профессиональной готовности педагогов на всех уровнях и во всех формах ДПО на основе научной разработки современных учебно-методических материалов, используемых преподавателями на занятиях в ходе курсовой подготовки и переподготовки.

Приоритеты развития системы ДПО по реализации государственной политики в сфере дополнительного профессионального педагогического образования как стратегического ресурса развития всей системы образования формируются на основе современной законодательной и нор-

мативно-правовой базы федерального и регионального уровней. На федеральном уровне приняты и действуют: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., Стратегия развития информационного общества РФ до 2020 г., План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг. (О реализации национальной инициативы «Наша новая школа»), Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС всех уровней образования, Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников ОУ, Федеральный стандарт деятельности педагога и др. [3].

На основе вышеназванных государственных нормативных документов в регионах активно формируется инновационная системная модель повышения квалификации педагогов и руководителей на принципах системного научно-педагогического обеспечения современного профессионального мышления педагогов, адекватного требованиям профессионального стандарта учителя.

Системная перестройка профессионального мировоззрения педагогов осуществляется на основе трансформации моделей модульного, персонифицированного обучения педагогов, превращения их в системную модель овладения современными профессиональными знаниями и умениями по управлению знаниями учащихся для освоения ими требований ФГОС на всех уровнях системы образования.

Анализ современной научной литературы и практики работы системы ДПО обозначил современные системные компоненты формирующейся модели ДПО: цели, функции, методологию, формы и средства, содержание, условия реализации целей, систему взаимодействия всех компонентов на основе методологии системного управления знаниями, обеспечивающей достижение запланированных результатов.

Целью современной системы дополнительного педагогического образования является приведение профессиональной компетентности работающих педагогов в соответствие с новыми требованиями и условиями их деятельности на основе современных нормативных актов и, в первую очередь, Закона об образовании в РФ и федеральных государственных образовательных стандартов.

В соответствии с целью претерпевают изменения функции ДПО педагогов. Повышается роль компенсаторной функции, призванной обеспечить овладение новыми, в первую очередь, методологическими знаниями и на их основе соответствующими времени профессиональными умениями. Главным здесь становится овладение системной методологией управления знаниями учащихся. Это означает овладение новой для педагога методологией профессиональной деятельности в соответ-

ствии с современными вызовами развития информационного общества и принятыми нормативными требованиями.

Реализация адаптационной функции предполагает научить педагогов в системе ДПО соответствовать по своим личностным качествам современным условиям и обстоятельствам педагогической деятельности на основе приобретённых новых профессиональных знаний, умений и навыков.

Методология достижения целей ДПО педагогов - системное управление знаниями с ориентацией на достижение стандарта (запланированного результата) профессиональной деятельности обеспечивает современное применение компенсаторной и адаптационной функций при условии использования таких форм и средств системы ДПО, как адресные, персонифицированные, корпоративные, модульные программы, позволяющие осуществить индивидуальное, групповое, коллективное, диалоговое, дистанционное профессиональное обучение педагогов.

В связи с новыми задачами содержание обучения в системе ДПО становится более индивидуально ориентированным, так как определяется специальностью педагога, требованиями нормативных документов и стандартов профессиональной деятельности, предыдущими знаниями и умениями в профессии, личными потребностями обучающихся и их мотивацией.

Становятся особо значимыми условия реализации целей ДПО. Теперь - это возможность выбора педагогами программ, форм и средств обучения, выбор андрагога (профессора-педагога) с нужной квалификацией, применение современных форм, методов, технологий работы андрагога с обучающимися педагогами на основе взаимопонимания, обмена знаниями, взаимопомощи в овладении новыми знаниями, умениями и навыками.

В системе ДПО педагогов активно разрабатываются и внедряются критерии и показатели результативности (соответствие полученных данных требованиям стандартов профессиональной деятельности), контрольно-измерительные материалы поэтапного и конечного контроля достигнутых результатов. Системное взаимодействие целей, форм, средств, содержания и условий ДПО на основе методологии управления знаниями, как показывает практика, обеспечивает в данной модели ДПО результативность обучения педагогов.

Для достижения поставленных перед системой ДПО педагогов целей необходимо оптимальное использование всех ресурсов: научных, организационных, педагогических, финансово-экономических, информационно-методических и др.

Об успешной реализации требований Закона об образовании в системе дополнительного профессионального педагогического образования на этой системной основе свидетельствует положительный опыт Ленинградской области.

В Государственной программе «Современное образование Ленинградской области»(2013) и распоряжении правительства Ленинградской области (2013) «Об утверждении плана мероприятий ("Дорожной карты") изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ленинградской области", включающих мероприятия по развитию системы дополнительного педагогического образования», отмечено, что повышение качества общего образования обеспечивается на основе стимулирования труда учителей, руководящих работников общеобразовательных учреждений, развития их профессионального и творческого потенциала [4].

В области с 2011 г. реализуется федеральная программа «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 гг.», в рамках которой продолжается обучение руководителей системы образования Ленинградской области. В этих документах отмечается необходимость обеспечивать не только общедоступность и бесплатность общего и среднего профессионального образования, но и его качество на основе успешной реализации программ повышения квалификации педагогических кадров, разработанных в связи с выявленными образовательными интересами и потребностями работающих педагогов.

В области организована инновационная деятельность 174 школ по введению в пилотном режиме стандарта основного общего образования, 21 школы по отработке механизмов введения стандарта среднего общего образования; сформирована эффективная система управления процессом поэтапного перехода на ФГОС: работают региональный и муниципальные координационные советы по введению стандартов; обеспечивается доступность качественного школьного образования каждому ребенку, независимо от места его проживания, обучение успешно реализуется через использование сетевых ресурсов (создано 34 базовые школы - ресурсных центра); создаются условия для индивидуализации обучения (реализация права обучающихся на выбор образовательных программ повышенного уровня и программ профильного обучения, реализация права на обучение по индивидуальному образовательному маршруту); осуществляется интеграция общего и дополнительного образования детей [5].

Особое внимание уделяется развитию инновационной деятельности образовательных организаций Ленинградской области. В соответствии с долгосрочной целевой программой «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы» в области действует 368 региональных инновационных площадок.

Качество организации образовательного процесса оценивается через совершенствование системы дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования, инновационных процессов в региональной системе образования. В 2013 г. удалось добиться высоких ре-

зультатов по созданию условий для поэтапного перехода на стандарты общего образования. В 2013-2014 учебном году стандарт начального общего образования осваивали 86,5 % обучающихся. Продолжается активное развитие региональной системы дистанционного и электронного обучения.

Развитие кадрового потенциала системы образования Ленинградской области осуществляется по следующим направлениям и программам:

подготовка педагогических кадров для работы по ФГОС; совершенствование системы повышения квалификации за счет внедрения новых форм, технологий и моделей обучения; создание условий для выбора педагогическими работниками личного маршрута повышения своего профессионального уровня; поэтапный переход на работу в рамках эффективного контракта и др. [6]

По данным Комитета по образованию, в 2014 г. 83,44 % руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку (увеличение на 10,2% по сравнению с предыдущим годом) и 37,73% -доля педагогов, прошедших повышение квалификации по персонифицированной модели (увеличение на 10,38 %) [7].

Высокие результаты работы системы образования Ленинградской области напрямую связаны с деятельностью педагогических кадров, успешно освоивших новые требования к осуществлению своей профессиональной миссии в системе дополнительного педагогического образования, в том числе и в Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина.

В университете сложилась и эффективно действует на протяжении нескольких лет адекватная современным требованиям система дополнительного профессионального образования, в которую включены кафедра дополнительного профессионального образования, Центр повышения квалификации, отделы повышения квалификации в филиалах университета, программы повышения квалификации на факультетах.

Учёным советом университета принята концепция развития дополнительного профессионального образования, утверждено Положение «О порядке и условиях реализации дополнительных профессиональных программ в АОУ ВПО ЛГУ им. А.С. Пушкина». Эти программы разрабатываются, утверждаются и реализуются структурными подразделениями дополнительного профессионального образования университета самостоятельно, в соответствии с базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных программ, установленных приказом Минобрнауки Российской Федерации от 01.07.13 № 499 и лицензией на право ведения соответствующего направления обучения.

Сегодня созданная в ЛГУ им. А.С. Пушкина система дополнительного профессионального педагогического образования выполняет уни-

кальную функцию, являясь и оперативным, и тактическим, и стратегическим ресурсом развития системы образования Ленинградской области. Важная роль в решении этих вопросов отведена кафедре дополнительного профессионального образования университета.

В соответствии с положением о кафедре ДПО дополнительное профессиональное педагогическое образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации). Многочисленные программы (более 70), рассчитанные на 72, 112, 400 и более часов, обеспечивают педагогам и руководителям системы образования Ленинградской области получение по их выбору и в кратчайшие сроки современных знаний, необходимых для выполнения новых требований к профессиональной деятельности.

Стратегическая задача системы дополнительного профессионального педагогического образования - приобретение новой квалификации педагогами и руководителями уже в настоящей социально-экономической ситуации, а не в отдалённом будущем - решается на основе выработки единого методологического подхода к развитию современного педагогического образования.

Фундаментальной основой успешной реализации стратегического ресурса в работе со слушателями всех категорий и по всем темам является научно-исследовательская и научно-методическая работа профессорско-преподавательского состава кафедры ДПО по научной теме кафедры на 2013-2015 гг.: «Управление знаниями - новая методология профессионального развития кадрового потенциала региональной системы образования».

В эпоху развития общества знаний, развития экономики знаний управление знаниями в системе образования приобретает исключительную актуальность, так как управление знаниями - системное взаимодействие процессов и технологий создания, выявления, распространения, обработки, хранения и предоставления для использования знаний внутри любого учреждения, в первую очередь, учреждения образовательного. Управление знаниями - это система способов и средств осуществления той или иной целесообразной деятельности для достижения определенного результата (методы, приёмы, режим работы, последовательность операций и процедур). Сегодня это методология изменения профессионального мышления педагогов с целью овладения ими системно-деятельностным подходом в реализации своей профессиональной работы, ориентированной на результат, как того и требуют федеральные государственные образовательные стандарты.

Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными

образовательными стандартами, составила 79% от общего числа обучавшихся по программам ДПО университета.

Ведущими программами повышения квалификации и переподготовки руководителей образовательных учреждений являются «Управление образованием», «Менеджмент в образовании». Среди наиболее востребованных такие программы, как «Реализация ФгОс в образовательном учреждении», «Использование интерактивных форм обучения в образовательном процессе», «Современные подходы к воспитанию детей», «Обновление содержания образования в школе в условиях внедрения ФГОС», «ФГОС дошкольного образования», «Традиции и инновации в образовании», «Организация внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении в условиях реализации ФГОС», «Управление знаниями - современная методология профессионального развития педагогов», «Технология личностно-профессионального развития» и др.

Для слушателей всех, без исключения, курсов сотрудниками кафедры постоянно готовятся различные научно-методические материалы, обеспечивающие высокий научно-практический уровень занятий. Переработаны и утверждены на кафедре программы «Менеджмент организации», «Основы теории непрерывного образования», «Психология управления», «Конфликтология», «Управление образованием в условиях модернизации» и др.

Осознавая ведущую роль образования в развитии человеческого потенциала Ленинградской области, сотрудники кафедры внедряют инновационные формы организации образования в соответствии с нормативно-правовыми требованиями, современными задачами развития образования, региональным заказом, направлениями инновационной деятельности. Они обеспечивают личностное и профессиональное развитие участников образовательного процесса, активность и творческую самореализацию на проводимых ими занятиях.

В 2014 г. сотрудниками кафедры ведется интенсивная работа по оцениванию достигнутых слушателями результатов обучения на занятиях, разрабатываются и применяются контрольно-диагностические материалы для анализа полученного результата в освоении педагогами программ повышения квалификации.

Для самих преподавателей кафедра является организацией повышения своей квалификации. Исследуя новую для себя тему НИР об управлении знаниями, преподаватели стараются системно освоить и применить в обучении педагогов это новое профессионально-методологическое знание. Для этого на кафедре проводятся индивидуальные и групповые собеседования с членами кафедры по проблемам управления знаниями, проблемам переориентации своих курсов на эту методологию, работу на результат.

Общая тема НИР кафедры «Управление знаниями - новая методология профессионального развития кадрового потенциала региональной

системы образования» - является основой для разработки НИР сотрудниками кафедры. В индивидуальных темах исследования сотрудниками кафедры представлены материалы современного осмысления проблем управления знаниями в соответствии со спецификой их тематики.

В рамках своей научно-исследовательской проблематики кафедрой подготовлена и проведена секция «Управление знаниями - новая методология профессионального развития кадрового потенциала региональной системы образования» на Международной научной конференции «XVIII Царскосельские чтения» (22.04.2014 г.). В работе секции приняли участие более 40 человек. Присутствовали педагоги из районов Ленинградской области и С-Петербурга. Все присутствовавшие с неподдельным интересом обсуждали вопросы управления знаниями в эпоху информатизации. Особое внимание вызвали сообщения об управлении знаниями как новой методологии профессиональной деятельности педагогов в эпоху развития «общества знаний», «обучающегося общества». Всех интересовала роль учителя в создании такого общества, формировании кадрового потенциала региональной системы образования.

Результаты конференции были опубликованы в сборнике «XVIII Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции»: 20 статей преподавателей, аспирантов кафедры, практических работников образовательных учреждений Ленинградской области, ученых и специалистов других вузов, сотрудничающих с кафедрой дополнительного профессионального образования [8].

В исследование проблем управления знаниями вовлечены аспиранты кафедры. Эти исследования связаны с необходимостью внедрения образовательных стандартов и фактическим отсутствием научных разработок по реальному научно-методическому обеспечению работы учителя на результат. Для аспирантов на кафедре совместно с аспирантурой ведётся курс повышения квалификации по теме «Преподаватель высшей школы»,

На протяжении двух лет кафедрой проводится опытно-экспериментальная работа по управлению знаниями на уроке в СОШ № 2 г. Всеволожска. Образовательный проект на тему: «Управление знаниями - новая методология освоения учащимися ФГОС под руководством учителя на уроке» осуществляется в рамках областного образовательного проекта по теме «Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных учреждениях Ленинградской области» (сент. 2012 г. - май 2015 г.). В течение двух лет коллектив педагогов школы осваивает методологию управления знаниями на уроке. Для педагогов своего района учителями школы №2 было проведено два семинара, дано девять открытых уроков. Они убедительно продемонстрировали, как управлять знаниями на уроке, чтобы все сто процентов детей, присутствовавших на уроке, усвоили изучаемый материал и показали достижение резуль-

татов, запланированных в соответствии с требованиями ФГОС. Таким образом, научная тема кафедры «Управление знаниями - новая методология профессионального развития кадрового потенциала региональной системы образования» находит своё воплощение в реальной сегодняшней педагогической практике.

Проблема управления знаниями не оставила равнодушных и среди более чем 50 руководителей различных подразделений управления образованием из 27 регионов России на заседании «Международной недели образования взрослых» (в рамках международной акции ЮНЕСКО), перед которыми было организовано выступление на тему «Управление знаниями - новая методология профессионального развития кадрового потенциала региональной системы образования».

Научно-исследовательская работа кафедры тесно связана с подготовкой кадров высшей квалификации. К защите кандидатских диссертаций в рамках тематики исследований кафедры готовятся 12 аспирантов, из них шесть заканчивают аспирантуру в этом году, пять человек поступили в 2013 г.

В заключение следует обратить внимание на главный фактор совершенствования профессионализма педагогов региона. Этим фактором является профессионализм и научно-методическая квалификация профессорско-преподавательского состава кафедры, регионального института повышения квалификации педагогов, университета и его филиалов, готовящих педагогические кадры региона. Именно в этой среде преобладает такая форма повышения собственной квалификации, как самообразование, быстрое осмысление ведущих тенденций общественного и профессионального педагогического развития. Поэтому на каждой кафедре любого вуза становится обязательным проведение разного рода методологических, методических, творческих семинаров и конференций, помогающих каждому быстрее осмыслить происходящие в обществе перемены и его вызовы системе образования.

Список литературы

1.Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273 от 27 дек. 2012 г.

2. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных учреждений (утв. 28 мая 2014 г. № 3241п-П8).

3. Нормативная база для системы ДПО

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ 17.11.2008 №1662-р).

- Стратегия развития информационного общества РФ до 2020 года: (утв. Президентом России 07.02.2008. № Пр.-212).

- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утв. Правительством РФ 07.09.2010 №1507-р «О реализации национальной инициативы «Наша новая школа»).

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. (утв. Правительством РФ 07.02.2011. № 61).

- О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента РФ от 07.05.2012г. №599.

- ФГОС начального общего образования; утв. приказом №373 МО РФ 06. 10.2009 г. (зарегистрирован Минюстом России 22 дек. 2009 г. №15785).

- ФГОС основного общего образования; утв. приказом №1897 МО РФ 17.12. 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 01 февр. 2011 г. № 19644).

- ФГОС среднего (полного) общего образования; утв. приказом № 413 МО РФ 17.05. 2012 г. (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480).

- Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников ОУ (28 мая 2014 г. № 3241п-П8).

- Федеральный стандарт деятельности педагога.

3. Государственная программа «Современное образование Ленинградской области» (утв. постановлением № 398 правительства Ленинградской области от 14.11.2013 г.).

4. «Об утверждении плана мероприятий ("Дорожной карты") изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ленинградской области»: распоряжение № 179-р правительства Ленинградской области от 24.04.2013 г.

5. Тарасов С.В. Федеральные государственные образовательные стандарты в условиях введения федерального закона «Об образовании в Российской Федерации: выступление на межрегион. науч.-практ. конф. - Ленингр. обл., 2013.

6. Тарасов С.В. Современное образование Ленинградской области: каждому ребенку - достойное будущее: доклад на областном пед. совете 26 авг. 2014 г. - Ленингр. обл.

7. Тарасов С.В. Доклад о подготовке образовательных организаций Ленинградской области к новому учебному год: видеоконф. губернатора Ленингр. обл. А.Ю. Дрозденко 11 авг. 2014 г. - Ленингр. обл.

8. XVIII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. 22-23 апреля 2014 г. Т.2. / под общ. ред. В. Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина,2014. -236 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.