Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование как средство подготовки и поддержки инновационной деятельности современного педагога'

Дополнительное профессиональное образование как средство подготовки и поддержки инновационной деятельности современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕ НИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАЖИРОВКА КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY OF THE TEACHER / INNOVATIVE LEARNING / ADDITIONAL PROFES SIONAL EDUCATION / PRACTICE AS A FORM OF TEACHER'S PROFESSIONAL GROWTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко-Матвеева Т.М, Нагель О.И.

Раскрывается проблема подготовки и поддержки инновационной деятельности совре менного педагога в процессе дополнительного профессионального образования. Анали зируются особенности инновационной педагогической деятельности. Раскрывают ся сущность и содержание инновационного обучения как механизма развития иннова ционной готовности педагога. Обосновывается эффективность реализации дополни тельного профессионального образования (повышения квалификации) в форме стажи ровки применительно к задаче формирования готовности учителя к инновационной де ятельности и поддержанию мотивации в ее осуществлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаренко-Матвеева Т.М, Нагель О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional professional education as a measure of training and support of the innovation activity of the modern education

The article expands the problematic of training and supporting innovation activity of the mod ern educator during the additional professional education. The article gives analysis of the in novative education, describes innovative activities, their essence and consistence in the teachers practice

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование как средство подготовки и поддержки инновационной деятельности современного педагога»

УДК 37.018.46

Т.М. НАЗАРЕНКО-МАТВЕЕВА, О.И. НАГЕЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ И ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Раскрывается проблема подготовки и поддержки инновационной деятельности современного педагога в процессе дополнительного профессионального образования. Анализируются особенности инновационной педагогической деятельности. Раскрываются сущность и содержание инновационного обучения как механизма развития инновационной готовности педагога. Обосновывается эффективность реализации дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в форме стажировки применительно к задаче формирования готовности учителя к инновационной деятельности и поддержанию мотивации в ее осуществлении.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность педагога, инновационное обучение, дополнительное профессиональное образование, стажировка как форма повышения квалификации педагога.

The article expands the problematic of training and supporting innovation activity of the modern educator during the additional professional education. The article gives analysis of the innovative education, describes innovative activities, their essence and consistence in the teachers practice.

Key -words: innovation, innovation activity of the teacher, innovative learning, additional professional education,practice as aform of teacher's professional growth.

Инновации в постиндустриальном мире являются основным путем и инструментом обновления всех сфер общественной жизни. Современную ситуацию в системе образования характеризуют две стратегии: традиционная и инновационная. Инновацион-ность в обучении и воспитании привлекает ученых и практиков, в том числе и педагогов. Для реализации новой образовательной политики необходимы педагоги, которые обладают новым, инновационным творческим мышлением и высоким профессиональным потенциалом.

© Назаренко-Матвеева Т.М., Нагель О.И., 2016

К особенностям инновационной деятельности, которые свойственны также и инновационной деятельности педагога, в научных работах относят: творческую способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, проектировать и моделировать их в практических формах; открытость личности новому, отличному от своих представлений. Все перечисленное основывается на гибкости мышления, потребности в новизне, толерантности личности, культурной и эстетической развитости и образованности, а также других чертах.

Введение новых стандартов базируется на реализации личностно-ориентированной парадигмы образо-

вания, системно-деятельностном подходе. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость совершенно нового содержания, форм, методов, технологий и подходов к организации процесса воспитания и обучения, изменения подготовки и повышения квалификации педагогов. Акцент в педагогической деятельности переносится на партнерство, совместное управление, а характер взаимоотношений педагога и учащегося определяется как субъект-субъектные. Педагогу необходимо овладевать современными образовательными технологиями, такими как игры, тренинги, кейс-стади, дебаты, игровое проектирование, креативные техники и др. В свете рассматриваемой проблематики еще большую актуальность приобретают учебно-исследовательские и проектные технологии обучения.

С позиций категориального аппарата термины «инновация в образовании» и «педагогическая инновация» употребляются как синонимы. Они были введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой, хотя еще с 1930-х гг. в научный оборот был введен термин «инновация» (И. Шумпетер и Г. Менш). С 1980-х гг. о нем заговорили в российской системе образования. Сегодня «способность к нововведениям признается одним из индикаторов культуры общества» (Б.П. Мартиросян). Слово «инновация» латинского происхождения и означает обновление, изменение, введение новизны. Под нововведением, новшеством понимается явление, несущее сущность способа, методики, технологии организации, содержание нового. Среди причин инноваций можно назвать возросший спрос на качество образования; новые требования к педагогической деятельности;

консерватизм сферы образования; ее недостаточная адаптированность к изменяющимся потребностям общества; необходимость формирования профессионального мышления, активности, самостоятельности педагогов, как действующих, так и будущих.

Инновационную педагогическую деятельность характеризует отказ от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании, развитии личности ученика. Она создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности педагога, новые педагогические технологии. Основополагающим принципом инновационного подхода для общеобразовательной школы является гуманитарная сущность образования и его направленность на высокое профессиональное мастерство, профессиональное, нравственное и общекультурное развитие личности.

Смысл образовательных инноваций заключается в их прикладном характере: они призваны формировать инновационную способность мышления выпускника образовательной организации. Отсюда следует, что под инновационным общим, средним специальным и высшим образованием можно понимать образование, которое основано на новых знаниях и инновационной динамике.

Целесообразно выделить факторы, которые обеспечивают успешность осуществления процесса профессионального становления педагога, ориентированного на инновационную деятельность:

• процесс становления педагога должен быть непрерывным, так как становление инновационной практики -это постоянно изменяющийся процесс;

• сопровождение процесса становления педагога должно осуществлять-

ся на основе компетентностного подхода;

• профессиональное становление педагога должно происходить за счет участия субъекта в инновационной деятельности и в специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных, образовательных процессах;

• целесообразно организовывать сопровождение профессионального становления педагога на основе решения разноуровневых задач, которые присущи данному виду деятельности, решения профессиональных задач на основе моделирования инновационной образовательной среды, выстраивание собственной образовательной траектории профессионального движения на основе проектирования деятельности, индивидуальных образовательных задач и программы реализации [2, 4].

Однако существует проблема готовности современных практикующих педагогов к инновационной деятельности, возможности ее развития в процессе формального образования (в том числе повышения квалификации) и самообразования.

Готовность к инновационной деятельности понимается как совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы; способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения. В структуру готовности учителя к инновационной деятельности входят следующие компоненты: наличие мотива включения в эту деятельность; комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, ин-

новационных моделях и технологиях образования, определяющих факторах потребности и возможности развития существующей педагогической практики; совокупность знаний и способов решения задач инновационной деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогических инноваций [3].

Успех в инновационной деятельности учителя определяется рядом факторов: направленностью или характером мотивации педагогического труда, креативностью учителя, уровнем профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, социально-психологическим климатом в коллективе, другими объективными или субъективными обстоятельствами. Критерий сформированности инновационной деятельности учителя понимается как степень развития его педагогического мышления и раскрывается в следующих показателях: сформиро-ванность педагогической рефлексии, проблемно-поисковый характер деятельности, гибкость и вариативность мышления, самостоятельность в принятии решений, стремление к профессиональному самосовершенствованию. Эффективность инновационной деятельности учителя полностью зависит от степени развитости внутреннего потенциала его личности, от его интеллектуальных, эмоциональных и творческих способностей [5].

С какими барьерами приходится сталкиваться учителям, осуществляющим инновационную деятельность? По общему признанию отечественных специалистов, педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Большинство психологических барьеров лежит

в области эмоционально-личностной сферы педагога, следствием деформации которой является синдром эмоционального выгорания. Это позволяет считать его одним из затруднений, мешающих учителю эффективно осуществлять инновационную деятельность. Здесь заложено противоречие. С одной стороны, синдром эмоционального выгорания может рассматриваться как барьер на пути вовлечения и осуществления учителем инновационной деятельности. С другой стороны, сама инновационная деятельность, как деятельность, активизирующая творческий потенциал личности педагога, может служить важным фактором, предотвращающим наступление у него синдрома эмоционального выгорания.

Представляется, что разрешение данного противоречия связано с поиском такой организации учебного процесса (если мы говорим о повышении квалификации учителей), которая позволила бы одновременно решать проблему и подготовки, и поддержки учителя в его инновационной деятельности и, как следствие, предупреждения наступления у него синдрома эмоционального выгорания.

Практика работы авторов с учителями технологии общеобразовательных школ Московской области в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) показывает, что имеются трудности в осмыслении учителями собственной педагогической практики с точки зрения инновационной деятельности и соответственно недостаточная готовность к ней. В свете этого важной задачей становится создание условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе. Следо-

вательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, обеспечение вариативности в отборе содержания.

Сегодня в педагогический лексикон уверенно входит такое понятие, как «инновационное обучение». Главная цель инновационного обучения состоит в установке на разностороннее развитие субъекта учебной деятельности, подготовку его к творческой, ответственной работе с максимальным использованием всех потенциальных возможностей. Таким образом, в центре учебного процесса оказывается человек. Содержание изучаемой дисциплины, используемые методы, средства и формы учебного процесса в инновационном обучении нацелены главным образом на разностороннее развитие личностей - инициативных, активных, целеустремленных, стремящихся к достижению целей, ценностных с точки зрения субъекта обучения и потребностей социума. Инновационное обучение должно способствовать формированию специалистов с критическим складом ума, умеющих анализировать ситуации, факты, искать и находить различные варианты решения проблемы на основе разносторонних, глубоких знаний в исследуемой области, а также с учетом экологических, экономических последствий принимаемых решений.

Следует отметить, что до сих пор преобладающее большинство преподавателей высшей школы в своей работе придерживается традиционных методов преподавания. Тем не менее в работе любого преподавателя можно найти элементы инновационных технологий. Такие дидактические и методические системы, как программиро-

ванное, проблемное обучение, активизация познавательного процесса и другие, возникли и внедрялись в пределах традиционного подхода к обучению. Другим направлением инновационных тенденций в области образования является преобразование традиционного учебного процесса, придание ему исследовательского характера, реализация личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подхода к обучению. При этом реализация индивидуального подхода к каждому слушателю на основе учета его индивидуально-психологических и личностных особенностей является необходимым условием эффективного использования инновационных технологий в учебном процессе. При сохранении лекционных форм занятий использование разнообразных методов и средств представления лекционного материала, воздействующих на разные органы восприятия человека, может лишь частично решить проблему индивидуализации обучения. При инновационном подходе семинарские занятия становятся приоритетной формой обучения. На семинарах слушатели развивают умение выступать с докладами, задавать вопросы по существу обсуждаемой проблемы, проводить критический анализ сообщаемой информации, дискутировать, аргументированно отстаивать свою точку зрения, не переходя в критических выступлениях на оценку личностных качеств оппонентов. На семинарских занятиях есть возможность «погрузить» слушателей в эффективную технологию принятия коллективного решения проблемы на основе использования методики «мозгового штурма». В процессе инновационного обучения целесообразно использовать такие методы и формы

организации инновационного обучения, как дискуссия, анализ конкретных жизненных ситуаций, игровое моделирование процесса обучения, обучение в сотрудничестве, разработка и защита конструктивных проектов практической деятельности и т.д.

Переходу к инновационной деятельности предшествует преобразование мотивационно-смысловой сферы личности, порождение новых ценностей, мотивов, смыслов и целей. Это, в свою очередь, приводит к изменению предмета деятельности и расширению его границ. То есть инновационная деятельность обеспечивается внутренней мыслительной деятельностью. Таким образом, инновационная деятельность должна быть направлена на преобразование внутренних механизмов, обеспечивающих адекватность профессиональной деятельности субъекта в постоянно изменяющихся условиях [1].

Применительно к задаче формирования готовности учителя к инновационной деятельности и поддержанию мотивации в ее осуществлении большими возможностями, как нам представляется, обладает такая форма повышения квалификации учителей, как стажировка. Она предполагает целенаправленную деятельность образовательной организации, обеспечивающую слушателю прохождение индивидуального маршрута повышения квалификации путем практического освоения инновационных практик и теоретических разработок, отражающих основные направления государственной политики с учетом перспектив и основных векторов социально-экономического развития страны и региона.

Сегодня как никогда важно подготовить учителя к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действи-

тельности, обеспечить готовность к инновационной деятельности и устойчивую мотивацию к ее осуществлению. На наш взгляд, эффективным механизмом в решении проблемы подготовки и поддержки инновационной деятельности учителя может и должен стать учебный процесс по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации) в форме стажировки. Для получения ожидаемого эффекта от стажировки и достижения ее цели необходимо правильно подбирать стажировочные пло-

щадки. Стажировочной площадкой может быть временная структура на базе одной или нескольких образовательных организаций, которые имеют опыт инновационной деятельности. Целью создания стажировочных площадок является обеспечение повышения квалификации педагогов на основе трансляции накопленного инновационного опыта в процессе его деятельностного освоения в соответствии с требованиями новых стандартов общего образования и новых профессиональных стандартов педагога.

1. АлексееваЛ.Ф. Психолого-педагогические основы инновационной деятельности // Вестник ТГПУ. Сер. Педагогика. 2005. Вып. 2 (46). С. 104-109.

2. Инновационные технологии дополнительной профессиональной подготовки педагога: монография / Д.А. Махотин, Т.М. На-заренко-Матвеева, О.И. Нагель [и др.]; под ред. В.А. Кальней. М.: Изд-во ГОУ Педагогическая академия, 2011.332 с.

3. Квашнина С.А. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновацион-

ной деятельности. URL: festival.lseptember. ru>articles/582148/

4. Нагель О.И. Готовность учителя к инновационной деятельности: структура, барьеры, механизмы развития: сб. научных трудов и материалов научно-практических конференций /науч. ред. Л.Н. Горбунова. М.: АСОУ, 2015. Вып. 1. С. 1595-1603.

5. ПодымоваЛ.С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект: монография. М.: Изд-во МПГУ, Прометей, 2012. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.