Научная статья на тему 'Формирование готовности педагогов профессионального обучения к подготовке высококвалифицированных рабочих для предприятий машиностроения'

Формирование готовности педагогов профессионального обучения к подготовке высококвалифицированных рабочих для предприятий машиностроения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / КАЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / HIGHLY-SKILLED WORKER / INNOVATIVE TECHNOLOGY / INTEGRATION / QUALITY / PROFESSIONAL-AND-PEDAGOGICAL EDUCATION / TEACHER OF PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENCE / COMPETENCY / QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузанов Борис Николаевич, Кривоногова Анна Сергеевна

В статье рассматривается роль и место профессионально-педагогического образования в подготовке высококвалифицированных рабочих для высокотехнологичных производств. Основное внимание уделяется модернизации подобного вида образования на основе инновационных технологий обучения в условиях интегративной целостности производственного и педагогического процессов. Показано, что обучение необходимо осуществлять с использованием модульных технологий на основе личностно ориентированного и компетентностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузанов Борис Николаевич, Кривоногова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Education Teachers' Readiness Forming for Highly-Skilled Workers' Training for Mechanical Engineering Enterprises

The article considers the role and the place of professional-and-pedagogical education of highly-skilled workers' training for hi-tech manufactures. The basic at tention is given to the modernization of a similar kind education on the basis of innovative training technologies under the conditions of integrity of industrial and pedagogical processes. It is shown, that training should be carried out with usage of modular technologies on the basis of person-focused and competence approaches.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности педагогов профессионального обучения к подготовке высококвалифицированных рабочих для предприятий машиностроения»

УДК 377.1:621 ББК Ч44.951

Гузанов Борис Николаевич

доктор технических наук, профессор

кафедра материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Кривоногова Анна Сергеевна аспирант, преподаватель кафедра материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Guzanov Boris Nikolaevich Doctor of Technology,

Professor

Chair of Material Science, Control Technology in Mechanical Engineering and Methods of Professional Training Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg Krivonogova Anna Sergeevna Post-graduate,

Lecturer

Chair of Material Science, Control Technology in Mechanical Engineering and Methods of Professional Training Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg

Формирование готовности педагогов профессионального обучения к подготовке высококвалифицированных рабочих для предприятий машиностроения Professional Education Teachers’ Readiness Forming for Highly-Skilled Workers’ Training for Mechanical Engineering Enterprises В статье рассматривается роль и место профессионально-педагогического образования в подготовке высококвалифицированных рабочих для высокотехнологичных производств. Основное внимание уделяется модернизации подобного вида образования на основе инновационных технологий обучения в условиях интегративной целостности производственного и педагогического процессов. Показано, что обучение необходимо осуществлять с использованием модульных технологий на основе личностно ориентированного и компетентност-ного подходов.

The article considers the role and the place of professional-and-pedagogical education of highly-skilled workers’ training for hi-tech manufactures. The basic at-

tention is given to the modernization of a similar kind education on the basis of innovative training technologies under the conditions of integrity of industrial and pedagogical processes. It is shown, that training should be carried out with usage of modular technologies on the basis of person-focused and competence approaches.

Ключевые слова: высококвалифицированный рабочий, инновационная технология, интеграция, качество, профессионально-педагогическое образование, педагог профессионального обучения, компетентность, компетенция, квалификация.

Key words: highly-skilled worker, innovative technology, integration, quality, professional-and-pedagogical education, teacher of professional training, competence, competency, qualification.

В последние годы в индустриально развитых странах весьма успешно

осуществляется техническое перевооружение производства на основе новейших разработок в области высоких технологий. Соответственно с этим происходит значительная трансформация взглядов на роль и место работника в инновационно развивающемся обществе. Сегодня нужен рабочий принципиально нового типа, обладающий трудовой и социальной мобильностью, имеющий глубокие профессиональные знания по ряду смежных профессий, способный к саморазвитию и самоопределению и готовый к работе при разных формах организации производства.

Однако в настоящее время, по оценке Экспертного института при Российском союзе промышленников и предпринимателей, существующие профессиональные навыки и владения большинства рабочих кадров российских предприятий значительно ниже требований, предъявляемым на международном рынке труда. Проведенное анкетирование показало, что работодателей не устраивает квалификационный уровень подготовки рабочих, поскольку они даже после присвоения соответствующего разряда не могут приступить к производству продукции с высоким качеством на современном высокотехнологичном оборудовании без предварительной, чаще всего весьма длительной, стажировки. Не устраивают также личностные качества работников, проявляющиеся в слабой организованности, отсутствии самостоятельности в принятии решений, низкой ответственности за порученное дело. Другими словами, требования современных работодателей по существу значительно превышают возможности образовательных учреждений различных уровней, которые осуществляют свою дея-

тельность в соответствии с утвержденными стандартами, учебными планами и рядом других документов.

Все это создает значительные трудности как у руководителей предприятий, недовольных качеством подготовки рабочих и специалистов, так и в учреждениях профессионального образования, выпускники которых с трудом находят работу по специальности. В результате современная экономика испытывает огромный дефицит квалифицированных рабочих кадров, что само по себе становится непреодолимым препятствием на пути ее дальнейшего развития [10]. Особо это сказывается на отрасли машиностроения, где дефицит трудовых ресурсов имеет очевидную связь с изменением требований к уровню квалификации работников и, как следствие, возрастанием доли профессий квалифицированного и высококвалифицированного труда.

Подобные обстоятельства оказывают весьма негативное влияние на динамику преобразований во всех видах экономической деятельности, способствуя стагнации и потере конкурентной способности выпускаемой продукции. В этих условиях одним из важнейших факторов научно-технического и социального прогресса становится подготовка работников, способных реализовать устойчивое развитие соответствующего приобретенной профессии производства, в том числе и на основе наукоемких технологий.

Для решения этой проблемы необходимо провести серьезную перестройку форм и содержания процесса обучения в системе начального профессионального образования, осуществить поиск новых, более эффективных моделей профессионального образования. Как показано в работе [7], именно востребованность образования со стороны экономики, социальной и культурной сферы позволит перейти от лозунгов и теоретических рассуждений к построению качественно новых и результативно действующих образовательных систем, удовлетворяющих запросы как личности, так и общества в целом.

За последние годы произошла значительная трансформация содержания труда современных рабочих, основанная на возросшей функции умственной деятельности. Главным здесь становится не физический труд, а способность

выполнять необходимые расчеты, поддерживать и контролировать технологические процессы, оценивать качество готовой продукции во взаимосвязи с другими исполнителями. В связи с этим, как показали исследования, проектировать содержание образования и формировать требования к результатам обучения необходимо с учетом новых норм качества образования и в соответствии с интересами и запросами работодателей [4, 12]. Такой подход трактуется как компетентностный и он полностью соответствует модернизации российской системы профессионального образования, что и позволяет достичь требуемой эффективности в подготовке рабочих кадров.

Объективным критерием оценки качества результата обучения выступают компетентности, компетенции и профессиональные квалификации. Под компетентностями понимают содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений, а под компетенциями - обобщенные способы действий, которые обеспечивают продуктивное выполнение профессиональной деятельности [5]. Важным компонентом компетенций является опыт, который суммирует усвоенные работником отдельные знания, навыки действий, способы и решения производственных задач в различных нестандартных ситуациях, что в принципе и характеризует уровень достигнутой профессиональной квалификации.

В настоящее время существует определенный опыт подготовки высококвалифицированных рабочих, способных к освоению наукоемких технологий. Подобные примеры носят в большей степени локальный характер и удовлетворяют потребности конкретного производства. В результате, в России доля рабочих и специалистов высокой квалификации составляет не более 5% от общего числа работающих [10]. Причем для их подготовки чаще всего используют выпускников техникумов и колледжей, которые более образованы и более обучаемы, чем выпускники школ. Существенно снизить дефицит рабочих кадров возможно за счет подготовки специалистов среднего звена, обладающих разным уровнем профессиональной квалификации. С этой целью для промышленных предприятий необходимо готовить как квалифицированных рабочих ши-

рокого профиля, так и рабочих высокой квалификации, что требует разделения и уточнения этих понятий.

Внедрение концепции подготовки рабочих по группам профессий позволяет характеризовать рабочего широкого профиля как работника, который в своем труде совмещает несколько профессий, обладает необходимыми знаниями, навыками и умениями для выполнения производственных функций на смежных по технологии участках работ. Уровень квалификации характеризует его профессиональную годность качественно выполнять свои функции в различных производственных ситуациях, успешно овладевать новыми знаниями и умениями, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям производства. Все это характеризует профессионализм рабочего широкого профиля. Широта профессионально-квалификационного уровня рабочего не является еще признаком высокой квалификации. В то же время высокая квалификация рабочего также не означает, что он имеет широкий профиль подготовки [8].

Под рабочим высокой квалификации понимается новый тип рабочего, обладающего широкими общеобразовательными, общетехническими и профессиональными знаниями и навыками, дающими ему возможность легко ориентироваться в системе производства конкретной отрасли промышленности в любой производственной обстановке, самостоятельно овладевать новыми умениями, необходимыми для выполнения сложных и изменяющихся видов трудовой деятельности. Это образованный рабочий, обладающий высокой сознательностью и чувством личной ответственности. Он способен быстро переключаться от одного вида деятельности к другому, т.е. обладает высокой профессиональной мобильностью. Такой рабочий обладает высоким профессиональным мастерством и может участвовать в совершенствовании производства. Трудовые навыки его настолько многообразны, что дает ему возможность включаться, в случае необходимости, в любое звено производственного процесса, переходить от одного вида производственной деятельности к другому. Именно в таких ра-

бочих нуждается современное производство, насыщаемое и обновляемое инновационными технологиями и оборудованием [9].

Подготовка рабочих высокой квалификации требует углубленного, «продвинутого» профессионального обучения, развития навыков более высокого порядка, позволяющих работнику не только использовать систему знаний и умений в выполнении трудовых функций, но и регулировать свою профессиональную деятельность, управлять ею, самостоятельно принимать необходимые решения и нести за них ответственность. Задаваемый уровень подготовки рабочих высокой квалификации должен быть обеспечен и соответствующим современным дидактико-технологическим оснащением, включающим материальнотехническую базу на основе учебно-производственных мастерских; набор технических средств обучения; разработанные и внедренные инновационные перспективные программы производственного обучения, в том числе на основе модульных технологий [2]. И здесь необходимо отметить, что в условиях повышения требований к профессионализму будущих высококвалифицированных рабочих, требуется обеспечить опережающий уровень теоретической и методической подготовки педагогов профессионального обучения, осуществляющих педагогический и производственный процессы. В этой связи проблема дефицита квалифицированных рабочих имеет очевидное отношение к недостатку квалифицированных педагогов профессионального обучения, способных осуществлять перспективную подготовку рабочих под внедряемые инновационные производства.

Для глубокой технической подготовки рабочих и формирования у них квалификаций нового качества возникает потребность в подготовке такого педагога профессионального обучения, который сможет организовать производственное обучение не только с целью отработки навыков и приемов работы на новом оборудовании, но и формировать устойчивые профессиональные компетенции на основе интеграционной целостности теоретической, производственной и экономической компонент учебно-воспитательного процесса с учетом профес-

сионально-педагогической направленности его содержания и инновационных технологий обучения.

В тоже время актуальный уровень профессионализма выпускаемых педагогов профессионального обучения не полностью соответствует запросам общества и изменениям условий на рынке труда, что позволяет выделить некоторые проблемы, которые могут быть решены в первую очередь на уровне высшего учебного заведения.

1. Концептуальная. С учетом видов профессионально-педагогической деятельности необходимо скорректировать требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки педагогов профессионального обучения с учетом компетентностного, личностно ориентированного и деятельностного подходов.

2. Технологическая. Новейшие достижения в различных областях знаний требуют иных технологий обучения, так как традиционные формы познавательной деятельности уже не могут в полной мере обеспечить эффективность и качество обучения. В этом случае образование должно стать динамичной системой, способной эффективно влиять не только на уровень приобретаемых знаний, но и воспитывать требуемые профессионально значимые качества личности. Эффективность подобных преобразований напрямую зависит от способности обучаемых к самоактуализации и саморазвитию. Преподаватель при таком подходе приобретает функции тьютора, который сопровождает обучение в существующем образовательном пространстве.

3. Методологическая. Проектирование образовательных программ на основе интегрированной целостности учебно-производственного процесса с учетом профессионально-педагогической направленности его содержания и максимально насыщенного учебно-производственными ситуациями, стимулирующими познавательную и креативную деятельность обучающихся. Важным условием при разработке образовательных программ можно считать переход на унифицированную политехническую основу подготовки, когда устанавливается

взаимосвязь между требованиями к содержанию подготовки рабочего высокой квалификации и педагога профессионального обучения.

В любом случае указанные проблемы замыкаются на квалификационных показателях, поэтому теоретические знания должны быть наполнены и закреплены сформированными практическими умениями, навыками и опытом. Организация профессионально-педагогической подготовки нуждается в специально организованной деятельностной среде, не возникающей стихийно, а определяющейся видами и направленностью будущей деятельности. Все это позволит сформировать у будущих педагогов профессионального обучения определенный уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности при подготовке высококвалифицированных рабочих для предприятий машиностроения. Под формированием готовности к подготовке рабочих принято понимать процесс освоения личностью знаний, умений, навыков и опыта деятельности, развитие социально-профессионально важных качеств и способностей, социально-профессиональной мотивации и убеждений [3]. Конечной целью подобной подготовки педагогов профессионального обучения является формирование готовности как профессионально важного качества личности, которое выступает первичным и обязательным условием успешного выполнения профессиональной деятельности. Такой подход к пониманию структуры готовности будущего педагога профессионального обучения наиболее полно раскрывает специфику организации педагогического взаимодействия со студентами, его этапность и процессуальность.

Педагогическая составляющая подготовки педагогов профессионального обучения направлена на освоение современных образовательных технологий, методик отбора содержания, представления учебного материала, эффективного осуществления учебно-воспитательной подготовки учащихся. Формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение учебнопрофессиональной и образовательно-проектировочной видов деятельности, осуществляется в процессе освоения дисциплин психолого-педагогического цикла. В то время как профильно-специализированные компетенции могут

быть сформированы в процессе теоретического обучения и практических занятий, то компетенции по рабочей профессии необходимо формировать в процессе производственного обучения, направленного на освоение предметной области будущей деятельности и формирование порогового уровня компетенций.

Применительно к содержанию обучения квалифицированного рабочего производственное обучение служит базисом для разработки теории обучения и является единственным средством организованного практического овладения рабочей профессией [6, 11]. Через овладение рабочей профессией происходит осознание практической значимости учебного материала общепрофессиональных и специальных дисциплин и его необходимость для своей будущей профессиональной деятельности, что позволяет привлечь внимание студентов, развить интерес и мотивацию. Мотивация в его изучении побуждает их к творческому поиску, вызывает стремление привлекать ранее полученные знания для самостоятельного анализа новых понятий, явлений, процессов. Все это повышает их познавательную активность и усиливает мыслительную деятельность [1].

Такой подход требует особое проектирование содержания подготовки, в частности производственного обучения. Будущий педагог профессионального обучения только тогда сможет готовить высококвалифицированных рабочих, когда сам на высоком уровне овладеет не только теоретическими знаниями и практическими умениями, но и профессиональными компетенциями, как возможностями и способностями устанавливать связи между собственными знаниями, умениями и возникшей ситуацией в конкретной профессиональной деятельности. При этом выделение компонентов компетенции по рабочей профессии должно быть неразрывно связано с содержанием образования.

Важнейшим компонентом компетенции можно считать профессиональный опыт, который выступает универсальной формой процесса и результата воспитания, обучения и профессиональной деятельности. Профессиональный опыт приобретается и накапливается в результате специального обучения и профессиональной деятельности, что позволяет будущему педагогу эффективно прой-

ти этап вхождения в профессиональную деятельность. В этой связи актуальным становится наполнение образовательных программ содержанием, включающим совокупность способов, приемов, ситуаций и правил решения возникающих перед будущим педагогом профессионального обучения производственных задач, которые являются принципиально новыми для современного высокотехнологичного производства, что и позволит развить профессиональный опыт в условиях производственного обучения.

Учитывая особенности современного производственного обучения можно выделить принципы производственного обучения: воспитывающий и политехнический характер обучения; профессионально-педагогическая направленность обучения; соединение обучения с производительным трудом; познавательнотворческий, развивающий характер обучения; наглядность обучения; систематичность и прочность усвоения знаний, навыков и умений.

Организация производственного обучения на основе компетентностного подхода должна обеспечивать адаптацию студентов к конкретной учебнопрофессиональной среде и способствовать успешной профессиональной социализации личности в вузе. Особенность современного производственного обучения заключается в его перманентности, поскольку начинается с первого курса изучением дисциплины «Практикум по профессии» и продолжается в ходе квалификационных и технологической практик на старших курсах. Обучение проводится системно на основе применения интегративно-модульной технологии, для чего в Российском государственном профессионально-педагогическом университете разработано и внедрено научно-методическое обеспечение подготовки, которое включает рабочую программу; курс лекций, в том числе проблемных и с применением средств мультимедиа технологий; методические рекомендации для выполнения лабораторных и учебно-производственных работ; проектные и творческие задания; инструкционно-технологические карты; кейс задач и заданий для анализа конкретных производственных ситуаций; сценарии деловых имитационных игр и конкурса профессионального мастерства; тестовые задания различных уровней для осуществления мониторинга сформиро-

ванных знаний и умений. Все это служит глубоким качественным позитивным изменением в учебно-производственном процессе и позволяет формировать готовность у будущих педагогов профессионального обучения к подготовке высококвалифицированных рабочих.

Библиографический список

1. Батышев, С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса [Текст] / С.Я. Батышев. - М. : Высш. шк., 1980. - 456 с.

2. Беляева, А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании [Текст] / А.П. Беляева. - М. : Высш. шк., 1978. - 160 с.

3. Бухарова, Г. Д., Жуков, Г.Н. Готовность мастера профессионального обучения к педагогической деятельности: теория, методика, практика [Текст] / Г.Д. Бухарова, Г.Н. Жуков // Вестник ОГУ. - 2005. - №2. - С. 57-63.

4. Вербицкая, Н.О. Скрытая кадровая проблема российской инновационной экономики: потенциал системы профессионально-педагогического образования [Текст] /

Н.О. Вербицкая, Г.М. Романцев, В.А. Федоров // Образование и наука : Изв. УрО РАО. -2008. - №5(53). - С. 84-90.

5. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст] : учебник для вузов / Э.Ф. Зеер. - М. : Академия, 2009. - 384 с.

6. Катханов, К.Н. Педагогические основы производительного труда [Текст] /

К.Н. Катханов. - М. : Высш. шк., 1997. - 359 с.

7. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития [Текст] / А.М. Новиков. - М. : Эгвес, 2000. - 272 с.

8. Профессиональная педагогика [Текст] : учебник для вузов / Гос. Урал. науч.-образоват. центр РАО, Урал. гос. проф.-пед. ун-т ; ред. С.Я. Батышев. - М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.

9. Романцев, Г.М. Теоретические основы высшего рабочего образования [Текст] : монография / Г.М. Романцев ; Урал. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. гос. науч.-образоват. центр Рос. акад. образования. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. - 334 с.

10. Теория и практика профессионально-педагогического образования. Т. 1 [Текст] : [коллективная монография] / Г.М. Романцев [и др.] ; под ред. Г.М. Романцева ; Урал. отд-ние Рос. акад. образования, Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ,

2007. - 304 с.

11. Шапоринский, С.А. Вопросы теории производственного обучения [Текст] /

С.А. Шапоринский. - М. : Высш. шк., 1981. - 208 с.

12. Эрганова, Н.Е. Концептуально-методические основы развития образовательной программы «профессионально-педагогические технологии» [Текст] / Н.Е. Эрганова // Образование и наука : Изв. УрО РАО. - 2008. - № 1(49). - С. 71-81.

Bibliography

1. Batyshev, S.Ya. Scientific Organization of Educational Process [Text] / S.Ya. Batyshev. - M. : Vyssh. Shk., 1980. - 456 p.

2. Belyaeva, A.P. Problems of Methodology and Methods of Didactic Research in Professional Education [Text] / A.P. Belyaeva. - M. : Vyssh. Shk., 1978. - 160 p.

3. Bukharova, G.D., Zhukov, G.N. Readiness of Professional Education Expert for Teach-

ing: Theory, Methodology, Practice [Text] / G.D. Bukharova, G.N. Zhukov // Herald of OSU. -2005. - №2. - P. 57-63.

4. Erganova, N.E. Conceptual and Methodological Foundations for the Development of the Educational Program «Professopna-and-Pedagogical Technologies» [Text] / N.E. Erganova // Education and Science : Ural Department of the Russian Academy of Education. - 2008. -№1(49). - P. 71-81.

5. Katkhanov, K.N. Pedagogical Principles of Productive Labour [Text] / K.N. Katkhanov. - M. : Vyssh. Shk., 1997. - 359 p.

6. Novikov, A.M. Russian Education in the New Era / Heritage Paradoxes, Development Vectors [Text] / A.M. Novikov. - M. : Egves, 2000. - 272 p.

7. Professional Pedagogy [Text] : Textbook for Higher Schools /State Ural Scientific-and-Educational Center of RAE, Urals State. Prof.-and-Ped. Un-ty; Ed. by S.Ya. Batyshev. - M. : Association of Professional Education, 1999. - 904 p.

8. Romantsev, G.M. Theoretical Foundations of Higher Working Education [Text] : Monograph / G.M. Romantsev; State Ural Scientific-and-Educational Center of RAE, Ural State. Prof.-and-Ped. Un-ty. - Yekaterinburg : Publishing House of Ural State. Prof.-and-Ped. Un-ty, 1997. - 334 p.

9. Shaporinsky, S.A. Problems in the Theory of Industrial Training [Text] /

S.A. Shaporinsky. - M. : Vyssh. Shk., 1981. - 208 p.

10. Theory and Practice of Professional Pedagogical Education. V. 1 [Text] : [Multi-Author Book] / G.M. Romantsev [et. Al.], Ed. by G.M. Romantsev, Ural Department of the Russian Academy of Education, Ural State. Prof.-and-Ped. Un-ty. - Yekaterinburg: Publishing House of Ural State. Prof.-and-Ped. Un-ty, 2007. - 304 p.

11. Verbitskaya, N.O. Hidden Staff Problem in the Russian Innovation Economy: Potential of the Professional and Pedagogical Education System [Text] / N.O. Verbitskaya, G.M. Romantsev, V.A. Fedorov // Education and Science : Ural Department of the Russian Academy of Education. -

2008. - №5(53). - P. 84-90.

12. Zeer, E.F. Psychology of Professional Education [Text] : Textbook for Universities / E.F. Zeer. - M. : Academy, 2009. - 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.