Образование и наука. Том 20, № 3. 2018/The Education and Science Journal. Vol. 20, № 3. 2018
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.12 DOI: 10.17853/1994-5639-2018-3-33-52
НАУЧНАЯ ШКОЛА АКАДЕМИКА РАО Г. М. РОМАНЦЕВА: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Н. В. Ронжина1, А. В. Ефанов2
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Екатеринбург, Россия.
E-mail: 1obrpravo@yandex.ru; 2efanov.prof@mail.ru
Аннотация. Введение. Научные школы служат локомотивами развития науки и центрами подготовки ученых. При этом большое значение имеет личность основателя и руководителя научной школы, который должен обладать уникальным теоретическим мышлением, талантом и интуицией исследователя-экспериментатора, быть целеустремленным, способным к генерации идей и лично заинтересованным в разработке актуальных научных проблем, а также иметь незаурядные организаторские и педагогические качества.
Цель статьи - исследование становления, эволюции и прогнозирование перспектив развития основных направлений научной школы академика РАО Г. М. Романцева.
Методология и методы. В основу работы положен герменевтический метод - метод толкования и понимания научных текстов, а также общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения научного наследия.
Результаты и научная новизна. Авторами предпринята попытка осмысления содержания трудов Г. М. Романцева и коллектива авторов созданной им научной школы, спроектировавших теоретическую модель профессионально-педагогического образования в России. Отмечается междисципли-нарность многих работ, которые часто ведутся на стыке педагогики, психологии, философии, права и экономики, и научно-практический характер большинства исследований: теоретические изыскания непрерывно сопровождаются инновационной экспериментальной деятельностью.
Обоснованы место профессиональной педагогики в системе педагогических наук и ее роль как теоретико-методологического фундамента профессионально-педагогического образования. Сформулированы ключевые теоретические и методологические положения данного вида образования, обозначены его закономерные процессы и векторы дальнейшего развития. Пред-
ставлены научные достижения ученых школы Г. М. Романцева в области высшего рабочего и ремесленного образования и описаны возможные сценарии совершенствования профессиональной подготовки рабочих и ремесленников в России.
Практическая значимость. Итоги деятельности представителей научной школы Г. М. Романцева на сегодняшний день являются основой для коррекции и разработки образовательных и профессиональных стандартов, их понятийного аппарата, нормативно-правовой базы профессионального образования, в том числе правового обеспечения профессиональной ориентации молодежи. Продолжение инновационной деятельности научного коллектива и внедрение в практику ее результатов будет способствовать сокращению разрыва между теорией и практикой профессионального образования, усилению конкурентоспособности отечественной высшей школы и удовлетворению нужд производства и экономики квалифицированными специалистами. Кроме того, результаты исследований ученых могут оказать существенную помощь при создании современной структуры организации педагогических научных исследований и сделать более эффективным управление этим процессом.
Ключевые слова: высшее образование, высшее рабочее образование, профессиональное образование, профессионально-педагогическое образование, профессиональная педагогика, ремесленное образование.
Благодарности. Авторы выражают признательность доктору педагогических наук, профессору В. А. Федорову и всем рецензентам за глубокий критический анализ текста статьи, позволивший значительно повысить ее качество.
Для цитирования: Ронжина Н. В., Ефанов А. В. Научная школа академика РАО Г. М. Романцева: история и перспективы развития // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 3. С. 33-52. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-3-33-52
THE SCIENTIFIC SCHOOL OF THE ACADEMICIAN G. M. ROMANTSEV: THE HISTORY AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
N. V. Ronzhina1, A. V. Efanov2
Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia.
E-mail: 'obrpravo@yandex.ru; 2efanov.prof@mail.ru
Abstract. Introduction. The scientific schools serve as engines of development of science and the training centers for scientists. At the same time, the identity of the founder and head of the scientific school is of great importance; this person has to have unique theoretical thinking, talent and the researcher's intui-
tion, to be purposeful, responsible for generation of the ideas and personally interested in the development of current scientific problems, as well as to have distinctive managerial and pedagogical qualities.
The aim of this article is to analyse the establishment and "evolution" of the scientific school of G. M. Romantsev, the Academician of the Russian Academy of Education; to identify the prospects for the main directions of the school development.
Methodology and research methods. The study was based on the hermeneu-tic method of interpretation and understanding of scientific texts; general scientific methods of analysis, synthesis, comparison, generalization and interpretation of available scientific heritage were applied.
Results and scientific novelty. The authors of the present publication have made an attempt to comprehend the content of scholarly writings by G. M. Ro-mantsev and his followers within the framework of the scientific school; a theoretical model of professional pedagogical education in Russia was designed by them. It was found out that most of the research publications are interdisciplinary, often conducted at the intersection of Pedagogy, Psychology, Philosophy, Law and Economics; research and practice nature of most of the studies was defined: theoretical studies are traditionally accompanied by innovative experimental activity.
The place of Vocational Pedagogy in the system of pedagogical sciences was proved; its role as theoretical and methodological foundations of vocational-pedagogical education was highlighted as well. The key theoretical and methodological premises of this type of education are formulated; its logical processes and vectors for further development are denoted. Scientific achievements of the scholars of G. M. Romantsev's school in the field of the higher vocational education are presented; possible ways of advancement of vocational training for workers and handicraftsmen in Russia are presented.
Practical significance. The output of the work undertaken by the representatives of the scientific school of G. M. Romantsev continue to be the basis for correction and development of education and vocational standards, the conceptual framework, regulatory background of vocational education, including legal support for occupational guidance among young people. Continued innovative activity of the research team and application in practice of the outcomes obtained will enable to narrow the gap between the theory and practice of vocational education, to enhance the competitiveness of the Russian higher school, and to meet the demands from the manufacturing sector and economy for qualified specialists. Furthermore, the research outcomes can provide substantial assistance to design the modern structure of the pedagogical scientific research organization and build an effective process management workflow.
Keywords: higher education, higher education of technical and professional workers, vocational education, vocational pedagogical education, professional pedagogy, handicraft education.
Acknowledgements. The authors are grateful to Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Vladimir A. Fedorov, and all reviewers, whose critical reading and suggestions helped to improve and clarify this manuscript.
For citation: Ronzhina N. V., Efanov A. V. The scientific school of the Academician G. M. Romantsev: The history and prospects of development. The Education and Science Journal. 2018; 3 (20): 33-52. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-333-52
Светлой памяти Г. М. Романцева посвящается
Введение
Научные школы - педагогические системы особого рода, суть деятельности которых состоит прежде всего в подготовке ученых и развитии науки [1]. Объединяющим центром для школы, как правило, является человек, владеющий уникальным теоретическим мышлением, талантом исследователя-экспериментатора, лично заинтересованный в разработке определенных актуальных научных проблем, целеустремленный, способный к генерации идей, имеющий незаурядные организаторские и педагогические качества.
Всеми перечисленными характеристиками обладал Геннадий Михайлович Романцев - доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор более 300 научных и научно-методических работ. Его жизнь и научная деятельность были неразрывно связаны с новейшей историей профессионально-педагогического образования (ППО) в нашей стране. Ученый участвовал в создании и развитии Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ), ректором которого он был на протяжении двадцати лет (1993-2013). Еще более длительной была его работа в качестве председателя учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию (УМО по ППО), созданного в 1987 г. и сыгравшего определяющую роль в эволюционировании данного вида образования, причем не только высшего, но и среднего [2, с. 126].
Становление и развитие научной школы Г. М. Романцева берет отсчет с 1978 г. За десятилетия своего существования она объединила в большой коллектив ученых, занимающихся теоретическими и практическими изысканиями в области профессионального образования и ППО. Исследования проводились под руководством С. Я. Батышева, А. П. Беляевой,
Г. И. Ибрагимова, В. С. Леднева, Г. В. Мухаметзяновой, А. М. Новикова и др. Полученные при этом результаты, идеи ученых, разрабатываемые и выдвигаемые ими инновации способствовали выбору приоритетов в модернизации профессиональной подготовки и ППО и служили механизмами реализации данного процесса.
В 1991-1996 гг., в период динамично изменяющихся социально-экономических и социально-педагогических условий, породивших проблемы во всех сферах жизни российского общества, Г. М. Романцев, понимая, что для преодоления кризисных явлений в системе профессионального образования и в его кадровом обеспечении необходим капитальный пересмотр теоретико-методологической базы профподготовки, выступил инициатором разработки трех концептуальных направлений: реорганизации и развития профессионально-педагогического образования, создания и поддержки систем высшего рабочего и ремесленного профессионального образования.
В течение нескольких лет указанные направления обрели теоретическую и прикладную устойчивость, стали востребованными аспектами исследований, влияющих на социально-экономическую ситуацию в стране, и благодаря высокой практической значимости вызвали большой интерес у педагогов и ученых других стран. В настоящее время научная школа Г. М. Романцева является одной из ведущих в РФ, достижения и заслуги ее коллектива признаны и на международном уровне [2, с. 127].
Основные направления научной школы Г. М. Романцева
Деятельность научной школы Г. М. Романцева сосредоточена прежде всего на развитии профессионально-педагогического образования, что подразумевает:
• изучение, систематизацию и обобщение отечественного и зарубежного опыта и существующих проблем в данной сфере;
• научный поиск и определение методологических и теоретических оснований данного вида образования;
• выявление закономерностей развития профессионального и профессионально-педагогического образования в России;
• разработку теоретических основ проектирования опережающего нелинейного многоуровневого вариативного профессионального и профессионально-педагогического образования в нашей стране.
Большинство из этих задач были решены в ряде фундаментальных теоретико-методологических исследований, проводившихся под руковод-
ством Г. М. Романцева, в частности в докторских диссертациях «Теория развития профессионально-педагогического образования в современных условиях» (В. А. Федоров, 2002 г.) и «Теоретико-методологические основы профессиональной педагогики» (Н. В. Ронжина, 2015 г.) и ряде других работ, изложенных в монографиях [3-7], научных статьях, опубликованных в журналах, индексируемых в базе данных Scopus, и в отечественных рецензируемых журналах [8-13], а также в статьях, вошедших в «Энциклопедию профессионального образования»1.
Большой вклад в развитие основного направления деятельности научной школы внес Э. Ф. Зеер, изучающий психологию профессионального развития и профессионально-образовательного пространства [14].
Члены научного коллектива, которым руководил Г. М. Романцев, в последнее десятилетие неоднократно принимали участие в научных проектах, выполняемых в рамках Государственного задания. Одним из последних таких проектов было исследование № 1240 «Научное обоснование и разработка модели развития профессионально-педагогического образования» на 2014-2016 гг., главная цель которого состояла в определении научных основ ППО, обеспечивающего более полное удовлетворение потребностей личности, социума, производства и государства на современном этапе. Социальная значимость результатов проекта заключалась в обосновании обусловленности уровня развития общества и экономики качеством подготовки профессионально-педагогических кадров, от степени эффективности деятельности которых, в свою очередь, зависит обеспечение различных секторов производства квалифицированным и конкурентоспособным персоналом.
Назревшая в ХХ1 веке необходимость создания теории образовательной системы подготовки педагогов профессионального обучения и выделения профессиональной педагогики как особой научной области были связаны со всё более усугубляющимся противоречием между ускоряющимися темпами развития профессионального образования и замедленным развитием педагогической научной отрасли, т. ею с увеличивающимся разрывом между теорией и практикой, а также с потребностью более рационального проектирования и прогнозирования дальнейшего развития ППО и профессионального образования в целом с целью обеспечения их максимальной результативности. В ходе формирования методологической базы ППО в течение 2010-2015 гг. коллективом исследователей, возглавляемым Г. М. Романцевым, было выявлено и решено немало
1 Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Ба-тышева. Москва: АПО, 1998.
прикладных проблем, в частности разработан комплекс рекомендаций по инновационной модернизации учебного процесса, большинство из которых было успешно внедрено во многих вузах России (что подтверждено актами внедрения).
Итогом многолетней работы явилась сформированная теоретико-методологическая база профессиональной педагогики в рамках науковедения. Впервые были сформулированы концептуальные положения об особой роли профессиональной педагогики как науки (доказано, что она обладает своим специфическим объектом, предметом, методами, целью и миссией в обществе), а также как теории и методологии профессионального образования. Был уточнен понятийный аппарат профессиональной педагогики. Ее наукообразующая категория «профессия» определяет основные производные понятия данной науки: «профессиональное обучение», «профессиональное воспитание», «профессиональное развитие», «профессиональная деятельность», «профессиональное мышление», «профессиональная компетентность», «профессиональное целеполагание» и др., которые раскрываются в ряде научных трудов [4, 5, 8].
Важным с точки зрения содержания, методологии и целеполагания было разграничение общеобразовательной («учительской») педагогики (педагогики общего образования) и профессиональной педагогики (педагогики профессионального образования), предмет которой определен как специально организованный процесс подготовки, становления и развития компетентно развитой личности в системе профессионально-образовательных общественных отношений.
Уникальность профессиональной педагогики как науки доказывается наличием специального метода исследования - метода компетентнос-тного проектирования (рассматриваемого в совокупности методов педагогического проектирования). Он охватывает технологию и содержание становления обучающейся личности в системе профессионально-образовательных отношений (всех форм профессионального образования и самообразования), цели, этапы, индивидуальные траектории развития и т. д. Особую роль в реализации данного метода играет принцип профессионального целеполагания, поскольку конечной целью обучения является формирование профессиональных компетенций обучающихся и их профессионализация. Указанный принцип позволил выдвинуть очередной аргумент в пользу самостоятельности и специфики профессиональной педагогики.
В качестве объективных факторов развития профессионального образования были рассмотрены экономические законы развития общества -
законы разделения и перемены труда, сформулированные К. Марксом еще в XIX веке. Немецкий мыслитель утверждал, что ускорение подвижности трудовых функций в условиях быстро развивающегося производства делает востребованной подготовку не специалистов узкого профиля, а универсальных рабочих. Он определял перемену труда как всестороннюю подвижность рабочего и его абсолютную пригодность к изменяющимся потребностям труда. Поэтому с учетом перехода общества на новую ступень развития в рамках профессиональной педагогики как теоретической основы профессионального образования был сделан акцент на актуализации перемены труда и появлении на фоне динамично меняющейся действительности нового объективного закона - универсальности труда.
В научной литературе все чаще высказываются мнения об отмирании и трансформации многих профессий; появляются работы на тему полипрофессионализма и транспрофессионализма, свидетельствующие о новом видении понятия «профессия». Трансфессионализм основывается на синтезе междисциплинарных знаний и компетенций одной профессиональной области (группы профессий); транспрофессионализм характеризуется конвергенцией межпрофессиональных видов действий / деятельности. Вследствие усиливающейся диффузии мира профессий, взаимопроникновения специализированных действий / деятельности четко развести эти два термина сложно [15, с. 12]. От работника на современном производстве требуется обладание универсальными и надпрофессиональны-ми качествами, необходимыми в любой деятельности и в любой сфере общественной жизни: способностями к обучению, самообразованию, работе в условиях многозначности и множества проблем, поиску нестандартных решений ситуаций, готовностью трудиться в межпрофесиональной среде [15, с. 14]. В связи с этим перед учеными встала задача формирования организационных и содержательных основ так называемого транфесси-онального и транспрофессионального образования. Эти исследования обусловлены объективными изменениями в социально-экономической сфере.
Важное место в системе аргументации по обоснованию профессиональной педагогики как самостоятельной научной отрасли занял вопрос о формировании профессионального мышления у студентов вузов. Ранее исследования соответствующей тематики носили в основном психологический и философский характер. В контексте профессиональной педагогики возникла необходимость в комплексном междисциплинарном изучении данного феномена. В основу исследований представителей школы
Г. М. Романцева был положен метод логико-смыслового моделирования, результаты использования которого позволили сделать вывод о бинарнос-ти профессионального мышления. Следовательно, его формирование должно осуществляться на нескольких уровнях: общем для будущих специалистов любой квалификации, подразумевающем развитие креативности, системности, аналитичности мышления, умение дифференцировать информацию и т. д.; и вариативных уровнях, определяющих специфику мышления, касающуюся конкретной специальности, профессии, квалификации (инженерное, медицинское, военное, художественное мышление и др.).
Особенности современного профессионального мышления - предметность и практико-ориентированность. Исходя из этих базовых характеристик в изысканиях, проводимых в последние годы под научным руководством Г. М. Романцева, были выделены качества, которые в идеале должны быть присущи профессиональному мышлению педагога профессионального обучения: помимо логико-технологических оно должно включать ценностно-смысловые компоненты; для того чтобы педагог получал максимальный эффект от трансляции обучающимся необходимых для усвоения ими знаний, действий, навыков, стиля поведения и общения, а они воспринимали бы все это добровольно, свободно и творчески, когнитивный уровень мышления педагога должен быть существенно выше, чем у обучающихся.
В соответствии с изложенным была выстроена логика обучения педагогов профессионального обучения:
• линейная (в системе профессионально-педагогических образовательных организаций);
• нелинейная:
- при наличии отраслевого образования педагогическо-психологи-ческое и методическое «доучивание»;
- при наличии педагогического образования получение профессионального (отраслевого) образования и др.
Возможности профессионального роста могут варьироваться с учетом внедрения уровневого профессионального высшего образования (бакалавриат - магистратура - аспирантура).
Одним из завершающих обоснований правомерности научной автономности профессиональной педагогики было ее определение как педагогической науки о закономерностях становления и развития компетен-тностно развитой личности в системе профессионально-образовательных общественных отношений [5]. Понятие «компетентно-развитая личность»
включает в себя обладание совокупностью знаний, умений, навыков и компетенций в соответствии с требованиями государственного образовательного и профессионального стандартов, а также готовность к осуществлению профессиональной деятельности и дальнейшему самообразованию и саморазвитию [5].
Перспективы профессиональной педагогики как науки связаны с установленными закономерностями функционирования и развития профессионального образования:
• постоянное усложнение производственных технологических процессов предполагает высокопрофессиональную подготовку специалистов с широким набором компетенций;
• усиление информационного потока в современном мире требует формирования нового типа профессионального мышления;
• расширение сети профессиональных образовательных организаций предполагает удовлетворение все возрастающей потребности в квалифицированных педагогах профессионального обучения и профессионального образования.
Исследования, проводимые коллективом научной школы Г. М. Ро-манцева в рамках рассматриваемого направления, регулярно корректируются по мере изменений, происходящих в профессиональном образовании и экономике страны. Следует отметить междисциплинарность многих работ, которые часто ведутся на стыке педагогики, психологии, философии, права и экономики, и научно-практический характер большинства исследований: теоретические изыскания непрерывно сопровождаются инновационной экспериментальной деятельностью.
Практическая значимость полученных результатов состоит в приемлемости их использования при совершенствовании нормативно-правовой базы профессионального образования - в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части понятийного аппарата, целей и задач профессионального образования; при разработке правового обеспечения профессиональной ориентации молодежи; для совершенствования образовательных и профессиональных стандартов. Кроме того, результаты исследований могут оказать существенную помощь при создании современной структуры организации педагогических научных исследований и управления этим процессом в России.
Другим направлением научной школы Г. М. Романцева является разработка научно-методических основ высшего рабочего образования в России. В 2008 г. Министерство образования и науки РФ предложило создание новой системы подготовки высококвалифицированных
рабочих с высшим образованием, которое в дальнейшем получило название «прикладной бакалавриат». Но истоки этого перспективного направления были заложены еще в начале 1990-х гг., когда Г. М. Романцев, проанализировав отечественный и зарубежный опыт подготовки рабочих кадров, впервые в педагогической науке сформулировал идею преодоления кризисных явлений в этой сфере посредством развития высшего рабочего образования, в разработке концепции которого приняли участие В. Д. Семенов, К. Н. Свидлер, В. М. Вайн, А. А. Жученко, В. А. Федоров, Ф. Т. Хаматнуров, В. Я. Шевченко и др. Обобщение теоретических и практических проблем высшего рабочего образования нашло отражение в научных трудах Г. М. Романцева - его монографии, докторской диссертации (1998 г.) и последующих статьях [16]. Описание эволюции данного научного направления школы Г. М. Романцева содержится в аналитической статье В. А. Федорова и Ф. Т. Хаматнурова, опубликованной в 2010 г. [2].
В настоящее время идея высшего рабочего образования реализована в федеральных государственных образовательных стандартах РФ. Прикладной бакалавриат является одной из государственных образовательных программ подготовки рабочих в вузах. Данное направление развивается и в научном плане: ему посвящен ряд научных статей, отражающих продолжение исследований (см., например, [17-19]), а в 2015 г. под руководством В. А. Федорова была представлена к защите кандидатская диссертация С. В. Васильева «Подготовка конкурентоспособных рабочих в условиях учебного центра промышленного предприятия».
Еще одна фундаментальная идея, принадлежавшая Г. М. Романце-ву, - создание теории развития профессионального ремесленного образования в современной России - выражает суть третьего направления деятельности основанной ученым научной школы.
Мировой социально-экономический кризис начала XXI в. затронул многие сферы жизни общества, в частности содержание, техническую оснащенность и организационные формы производственного труда. В силу этого стремительно изменяется профессионально-квалификационная структура специалистов; в связи с ростом числа небольших предприятий, ориентирующихся на рынок индивидуального спроса, возникает потребность в новых профессиях. В системе международных экономических отношений такие предприятия давно именуются «ремесленными», а всё многообразие трудовых функций, которые выполняют занятые на них работники, образует группу ремесленных профессий.
Персонифицированный и многосторонний характер деятельности ремесленника предполагает особую организацию его обучения, суще-
ственно отличающегося по содержанию, формам и методам от профессиональной подготовки индустриальных рабочих. То есть для подобного обучения необходима иная теоретико-педагогическая и организационно-методическая основа.
Еще в 1995 г. Г. М. Романцев высказал предложение о начале экспериментальной работы по организации на Среднем Урале системы обучения по ремесленным профессиям1. Реализация данной цели потребовала решения комплекса организационно-практических и научно-методических задач.
Между Правительством Свердловской области, Уральским государственным профессионально-педагогическим университетом, взявшим на себя разработку методологического и теоретического обеспечения обучения будущих ремесленников, и фондом Эберхарда Шека из Германии, который вызвался осуществлять методическое и технологическое сопровождение процесса обучения по ремесленным профессиям «столяр», «плиточник-мозаичник» и «маляр-дизайнер», было заключено трехстороннее соглашение с взаимными обязательствами в рамках единого проекта. Научное руководство коллективом ученых и специалистов УГППУ (в настоящее время - РГППУ) взял на себя Г. М. Романцев, фактически положив тем самым начало разработки в педагогической науке нового научного направления. Базовым образовательным учреждением для реализации проекта стал Екатеринбургский социально-профессиональный лицей (ныне -Уральский колледж технологий и предпринимательства).
В многолетней деятельности по научному сопровождению процесса обучения по ремесленным профессиям выделяется несколько этапов.
1. В 1996-1999 гг. была заложена нормативно-правовая база экспериментальной работы, созданы организационно-методологические, дидактические и информационные основы для ее реализации.
В результате проведенной под руководством Г. М. Романцева научно-поисковой работы была подготовлена методологическая и теоретико-методическая база научно-прикладного эксперимента, которую составили:
• концептуальная модель функциональной деятельности современного ремесленника;
• педагогическая концепция подготовки ремесленников и мастеров-ремесленников;
• межотраслевой перечень ремесленных профессий;
1 Нестеров В. В., Романцев Г. М., Тидеманн Б. Протокол о намерениях сотрудничества в области профессионального образования по ремесленным профессиям. Екатеринбург, 1996. 12 с.
• профессиограммы по трем ремесленным профессиям в сфере строительства («столяр», «плиточник-мозаичник», «маляр-дизайнер)»;
• образовательные стандарты и учебные планы подготовки ремесленников по данным профессиям;
• примерные рабочие программы по дисциплинам, включенным в программу подготовки ремесленников;
• концептуальные подходы к организации повышения квалификации педагогического состава, ведущего подготовку по ремесленным профессиям, и др.
2. В 2000-2005 гг. совершенствовалось содержание подготовки будущих ремесленников и проводился поиск оптимальных методов практического обучения. С опорой на развернувшуюся в лицее опытно-экспериментальную работу были проведены множественные полевые исследования и произведены научно-теоретические обобщения их результатов, позволившие разработать педагогическую концепцию и обозначить организационные условия профессионального образования ремесленников-предпринимателей, к которым относятся:
• кадровое обеспечение учебного процесса (подготовка для него педагогических кадров) [20];
• выявление психологических особенностей ремесленной деятельности;
• разработка логико-смыслового и дидактико-методического инструментария отбора абитуриентов на ремесленные специальности [21].
3. В 2006-2011 гг., помимо дальнейшего развития теории и практики профессионального ремесленного образования, осуществлялись распространение эксперимента на территории РФ - в городах Магнитогорске, Каменске-Уральском, Березовском, Асбесте, Тарко-Сале и др.
В процессе теоретических и прикладных исследований были выявлены проблемы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для ремесленных предприятий, а также противоречия психолого-педагогического сопровождения профессионального становления ремесленников-предпринимателей. В целях устранения данных противоречий была разработана специальная методика диагностики проблем социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений ремесленного образования [22].
4. На четвертом этапе, в 2012-2017 гг., происходило институциональное закрепление разработанных учеными научной школы Г. М. Романцева теории и прикладных концептуальных положений1.
1 Проект «Новые ремесленники России: возрождение социального слоя ремесленников-предпринимателей» / Агентство стратегических инициатив: офици-
В частности, были предприняты исследования, направленные на оценку состояния и приведение в порядок нормативно-правовой базы ремесленничества и ремесленного образования в России; определены аксиологические основы такого образования; исследован его генезис в стране и за рубежом. Были выяснены историко-генетические корни российского ремесленного образования, изучено историко-педагогическое наследие отечественной ремесленной школы, потенциал его использования в современном обществе [23-25].
В целом за все годы эксперимента было подготовлено более 1200 выпускников по ремесленным профессиям и специальностям. Показателями работы большого коллектива ученых и практиков образования являются высокий конкурс среди абитуриентов на программы ремесленного обучения и успешные выступления обучающихся по этим программам на всероссийских конкурсах профессионального мастерства World-Skills Russia.
С 1996 по 2017 г. специалистами научной школы академика Г. М. Романцева проведено пять тематических международных научно-практических конференций по вопросм, касающимся ремесленного образования; на конкурсной основе было удовлетворено более десяти заявок на финансовую поддержку исследований в рамках эксперимента; подготовлено более двух десятков отчетов по науке; осуществлена защита шести диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук; выпущено восемь тематических научных сборников; разработано одиннадцать экспериментальных образовательных стандартов, программ и проектов; опубликовано пятнадцать монографий, двенадцать учебных и учебно-методических пособий, более двухсот научных статей, сотни тезисов выступлений на конференциях различных уровней.
Заключение
Деятельность научной школы академика Г. М. Романцева продолжается в трудах его коллег и учеников. За свою научную трудовую жизнь под руководством ученого было подготовлено семь диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора наук (Ф. Т. Хаматну-ров - 1999 г., В. А. Федоров - 2002 г., Е. М. Дорожкин - 2006 г., Н. В. Ронжина - 2015 г. и др.), а также десять работ на соискание степени кандидата наук.
альный сайт АНО [Электрон. ресурс]. Режим доступа: //http://www.asi.ru/pro-jects/7332/
Под руководством академика Г. М. Романцева на протяжении последних десятилетий была осуществлена большая работа по созданию теорий и моделей развития профессионального образования и ППО, благодаря чему научно-педагогическое сообщество признало правомерность и существования научной отрасли «профессиональная педагогика», и употребления понятия «профессионально-педагогическое образование».
В ближайшей перспективе коллективу научной школы необходимо привести содержание Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в соответствие с требованиями профессиональных стандартов профессионального и общего образования «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»1 и «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»2. Следует также продолжать разработку и реализацию нелинейных моделей и форм профессионально-педагогического образования; развивать и выводить на новый, более высокий уровень качества ремесленное профессиональное образование.
Список использованных источников
1. Грезнева О. Ю. Научные школы (педагогический аспект). Москва: Московский гуманитарный университет, 2003. 69 с.
2. Федоров В. А., Хаматнуров Ф. Т. Научно-образовательная школа «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования в России» академика РАО Г. М. Романцева // Образование и наука. 2010. № 10 (78). С. 126-139.
3. Романцев Г. М., Ронжина Н. В. Философские проблемы профессиональной педагогики // Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллективная монография / под ред. Г. М. Романцева, В. А. Федорова, М. М. Дудиной. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2013. Т. 3. С. 7-31.
4. Романцев Г. М., Ронжина Н. В. Сущность профессиональной педагогики как самостоятельной педагогической науки // Актуальные проблемы
1 Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Приказ Минтруда России от 08 сентября 2015 г. № 608н [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-08092015-n-608n/
2 Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544 н. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/
профессионального и высшего образования: коллективная монография / авторы-составители: С. Н. Чистякова, Е. Н. Геворкян, Н. Д. Подуфалов. Москва: Экон-Информ, 2016. С. 73-85.
5. Ронжина Н. В. Профессиональная педагогика: теория, методология, практика: монография / под науч. ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2014. 227 с.
6. Романцев Г. М., Федоров В. А., Осипова И. В., Тарасюк О. В. Уровне-вое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: монография. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2011. 545 с.
7. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика: монография. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2001. 330 с.
8. Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф. Методология профессионально-педагогического образования: теория и практика (теоретико-методологические основания профессионально-педагогического образования // Образование и наука. 2014. № 9. С. 4-20. DOI: 10.17853/1994-5639-2014-9-4-20.
9. Романцев Г. М., Ронжина Н. В. Профессиональная педагогика // Дополнение к «Энциклопедии профессионального образования». Москва: Институт стратегии развития образования РАО, 2017. С. 241-247.
10. Ronzhina N. V., Romantsev G. M., Piskunov V. A., Vrbka J. Economic Laws of Division and Changing the Labor in the System of Contemporary Vocational Education Determination // IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). P. 2788-2799.
11. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2008. № 9 (57). С. 127-134.
12. Романцев Г. М., Федоров В. А., Осипова И. В., Тарасюк О. В. Подготовка профессионально-педагогических кадров для обучения рабочих в инновационных условиях // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию / РГППУ. 2012. Вып. 1 (46). 244 с.
13. Федоров В. А., Третьякова Н. В. Профессионально-педагогическое образование в России: историко-логическая периодизация / / Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 93-119. D0I:10.17853/1994-5639-2017-3-93-119.
14. Simonova M. V., Ilyukhina L. A., Romantsev G. M., Zeer E. F., Khamat-nurov F. T. Approaches to Monitoring of Competences and Qualifications // IEJ-ME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). P. 2745-2760.
15. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 9-28. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-89-28.
16. Романцев Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования: монография. Екатеринбург: Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 1997. 412 с.
17. Федоров В. А., Васильев С. В. Исходные принципы построения модели подготовки конкурентоспособных рабочих в условиях промышленных предприятий // Образование и наука. 2014. № 6. С. 56-76. DOI:10.17853/1994-5639-2014-6-56-76.
18. Федоров В. А., Васильев С. В. Подготовка к рабочим профессиям в условиях корпоративного образования // Педагогика. 2018. № 1. С. 94-102.
19. Романцев Г. М., Федоров В. А., Мокроносов А. Г. Профессиональное образование в системе обеспечения модернизируемой экономики рабочими кадрами // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6 (82). С. 6-13.
20. Романцев Г. М. и др. Методологическое и профессионально-педагогическое обеспечение развития ремесленного сектора экономики: отчет о НИР. Заказ Министерства образования РФ № 015.10.01.29. Екатеринбург: Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 2000. 43 с.
21. Романцев Г. М. Новая отрасль профессионального образования // Профессиональное образование. 2004. № 9. С. 2-3.
22. Романцев Г. М., Колобков И. А. Ремесленное профессиональное образование как одно из направлений реформирования профессионального образования // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С. 45-52.
23. Романцев Г. М., Чапаев Н. К., Ефанов А. В. и др. Проблемы становления профессионального ремесленного образования в России: коллективная монография / науч. ред. Г. М. Романцев. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2012. 233 с.
24. Романцев Г. М., Чапаев Н. К., Ефанов А. В. и др. Ремесленное образование в России: ценности, содержание, технологии: коллективная монография / науч. ред. Г. М. Романцев. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2014. 142 с.
25. Romantsev G. M., Zelenov Y. N., Kryuchkov K. V., Efanov A. V., Bychkova E. Yu. Model of Preparation of a Craftsman in the Framework of Continuous Vocational Education // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. № 12 (7b). P. 1327-1337. D0I:10.12973/ejac.2017.00259a.
References
1. Grezneva O. Ju. Nauchnye shkoly (pedagogicheskij aspekt) = Schools of sciences (pedagogical aspect). Moscow: Moscow University for Humanities; 2003. 69 p. (In Russ.)
2. Fedorov V. A., Hamatnurov F. T. Scientifically-educational school "Scientific basis for the development and design of professional and vocational pedagogical education in Russia" of the Academician of the Russian Academy of Education G. M. Romantsev. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2010; (10): 126-139. (In Russ.)
3. Romantsev G. M., Ronzhina N. V. Filosofskie problemy professional'noj pedagogiki = Philosophical problems of Vocational Pedagogy. Teorija i praktika pro-fessionaVrLo-pedagogicheskogo obrazovanija = Theory and practice of vocational pedagogical education. V. 3. Ed. by G. M. Romantsev, V. A. Fedorov, M. M. Dudina. Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University; 2013. p. 7-31. (In Russ.)
4. Romantsev G. M., Ronzhina N. V. Sushhnost' professional'noj pedagogiki, kak sa-mostojatel'noj pedagogicheskoj nauki = The essence of professional pedagogy as an independent pedagogical science. Aktual'nye problemy professi-onal'nogo i vysshego obrazovanija = Actual problems of professional and higher education. Comp. by S. N. Chistyakova, E. N. Gevorgyan, N. D. Poduffalov. Moscow: Publishing House Econ-Inform; 2016. p. 73-85. (In Russ.)
5. Ronzhina N. V. Professional'naja pedagogika: teorija, metodologija, praktika = Professional pedagogy: Theory, methodology, practice. Ed. by G. M. Ro-mantsev. Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University; 2014. 227 p. (In Russ.)
6. Romantsev G. M., Fedorov V. A., Osipova I. V., Tarasyuk O. V. Urovnevoe professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: teoretiko-metodologicheskie osnovy standartizacii = Level-based vocational and pedagogical education: theoretical and methodological standardization fundamentals: Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University; 2011. 544 p. (In Russ.)
7. Fedorov V. A. Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: teorija, jem-pirika, praktika = Professional pedagogical education: Theory, empirics, practice. Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University; 2001. 330 p. (In Russ.)
8. Dorozhkin E. M., Zeer E. F. Methodology of professional pedagogical education: Theory and practice (theoretical and methodological foundations of vocational teacher education). Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2014; (9): 4-20. DOI: 10.17853/1994-5639-2014-9-4-20 (In Russ.)
9. Romantsev G. M., Ronzhina N. V. Professional'naja pedagogika = Vocational pedagogy. Dopolnenie k "Jenciklopedii professional'nogo obrazovanija" = Supplement to the "Encyclopaedia of Vocational Education". Moscow: Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education; 2017. p. 241-247. (In Russ.)
10. Ronzhina N. V., Romantsev G. M., Piskunov V. A., Vrbka J. Economic laws of division and changing the labor in the system of contemporary vocational education determination. IEJME-Mathematics Education. 2016; 11 (7): 2788-2799.
11. Fedorov V. A. Professional pedagogical education in the changing social and economic conditions: Scientific ensuring development. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2008; № 9 (57): 127-134. (In Russ.)
12. Romantsev G. M., Fedorov V. A., Osipova I. V., Tarasyuk O. V. Training of professional and pedagogical personnel for training workers in innovative conditions. Vestnik uchebno-metodicheskogo ob'edinenija po professional'no-pedago-gicheskomu obrazovaniju = Bulletin of the Educational and Methodological Association for Vocational Pedagogical Education. 2012; 1 (46): 26-35. (In Russ.)
13. Fedorov V. A., Tretyakova N. V. Vocational-pedagogical education in Russia: Historical and logical periods. Obrazovarie i nauka = The Education and Science Journal. 2017; (3): 93-119. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-3-93-119 (In Russ.)
14. Simonova M. V., Ilyukhina L. A., Romantsev G. M., Zeer E. F., Khamat-nurov F. T. Approaches to monitoring of competences and qualifications. IEJME-Mathematics Education 2016; 11 (7): 2745-2760.
15. Zeer E. F., Symaniuk E. E. Methodological guidelines for the transpro-fessionalism development among vocational educators. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2017; 19 (8): 9-28. DOI: 10.17853/1994-56392017-8-9-28 (In Russ.)
16. Romantsev G. M. Theoretical basics of higher vocational education. Yekaterinburg: Ural State Vocational Pedagogical University; 1997. 334 p. (In Russ.)
17. Fedorov V. A., Vasiliev S. V. Basic principles of model building for competitive workforce training at industrial enterprises. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2014; (6): 56-76. DOI: 10.17853/1994-56392014-6-56-76. (In Russ.)
18. Fedorov V. A., Vasiliev S. V. Preparation for working professions in the conditions of corporate education. Pedagogika = Pedagogy. 2018; 1: 94-102. (In Russ.)
19. Romancev G. M., Fedorov V. A., Mokronosov A. G. Vocational education in the provision of modernized economy workers. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. = University Management: Practice and Analysis. 2012; 6 (82): 6-13. (In Russ.)
20. Romantsev G. M., et al. Metodologicheskoe i professional'no-pedagogic-heskoe obespechenie razvitija remeslennogo sektora jekonomiki: otchet o NIR. Za-kaz Ministerstva obra-zovanija RF № 015.10.01.29 = Methodological and vocational pedagogical support for the development of the handicraft sector of the economy: Report on the research work. Order of the Russian Ministry of Education № 015.10.01.29. Yekaterinburg: Ural State Vocational Pedagogical University; 2000. 43 p. (In Russ.)
21. Romantsev G. M. New branch of vocational education. Professional'moe obrazovanie = Professional Education 2004: (9): 2-3. (In Russ.)
22. Romantsev G. M., Kolobkov I. A. Professional craft education as one of the directions of vocational education reform. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2006; 5 (41): 45-52. (In Russ.)
23. Romantcev G. M., Chapaev N. K., Efanov A. V., et al. Problemy stanov-lenija profes-sional'nogo remeslennogo obrazovanija v Rossii = Problems of formation of professional craft education in Russia. Ed. by G. M. Romantsev. Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University; 2012. 233 p. (In Russ.)
24. Romantcev G. M., Chapaev N. K., Efanov A. V., et al. Craft education in Russia: Values, content, technology. Ed. by G. M. Romantsev. Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University; 2014. 142 p. (In Russ.)
25. Romantsev G. M., Zelenov Y. N., Kryuchkov K. V., Efanov A. V., Bychkova E. Yu. Model of preparation of a craftsman in the framework of contin-
uous vocational education. Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017; 12 (7b): 1327-1337. DOI: 10.12973/ejac.2017.00259a
Информация об авторах:
Ронжина Наталья Владимировна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры права Российского государственного профессионально-педагогического университета; ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3078-1675; Scopus Author ID: 57191431073; Екатеринбург, Россия. E-mail: obrpravo@yandex.ru
Ефанов Андрей Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, директор научно-образовательного центра развития ремесленного образования Российского государственного профессионально-педагогического университета; ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-9971-4825; Scopus Author ID: 57191173802; Екатеринбург, Россия. E-mail: efanov.prof@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.01.2018; принята в печать 14.03.2018.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Information about the authors:
Natalia V. Ronzhina - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Law, Russian State Vocational Pedagogical University; ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3078-1675; Scopus Author ID: 57191431073; Yekaterinburg, Russia. E-mail: obrpravo@yandex.ru
Andrei V. Efanov - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Director of the Research and Education Center of Handicraft, Russian State Vocational Pedagogical University; ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-9971-4825; Scopus Author ID: 57191173802; Yekaterinburg, Russia. E-mail: efa-nov.prof@mail.ru
Received 20.01.2018; accepted for publication 14.03.2018.
The authors have read and approved the final manuscript.