Научная статья на тему 'Формирование проектной компетенции будущих бакалавров информационно-технологического направления средствами коллективного учебно-исследовательского проекта контекстного типа'

Формирование проектной компетенции будущих бакалавров информационно-технологического направления средствами коллективного учебно-исследовательского проекта контекстного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОЕКТ / DESIGN COMPETENCE / PROJECT / CONTEXTUAL APPROACH / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слугина Н. Л.

В статье рассмотрены особенности учебно-исследовательского проекта контекстного типа, способствующие формированию проектной компетенции будущих бакалавров информационно-технологического направления. Описаны общая идея проектной деятельности, организационная схема работы над проектом, основные аспекты и условия работы, направленные на формирование проектной компетенции, преимущества совместной проектной деятельности, роль преподавателя в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слугина Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTIVE TRAINING AND RESEARCH PROJECT CONTEXT TYPE AS A PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF DESIGN COMPETENCE FOR THE FUTURE BACHELOR OF INFORMATION TECHNOLOGY DESTINATIONS

This article discusses the condition of formation of design competence in the future bachelors of information technology areas. The definition of design competence. The requirements for teaching and research projects, and the general idea of the project activities in the context of the formation of professional competencies. Describes the organizational scheme of joint work of the students on the project. Describes the role of students and teachers in this process. Analyzes the main aspects and conditions aimed at creating reflec-tive-design competence, the advantages of joint project activities. Draw the conclusion that the implementation of the students the future bachelor of information technology direction of collective teaching and research project during the course of professional disciplines can contribute to a reflexive and design competence.

Текст научной работы на тему «Формирование проектной компетенции будущих бакалавров информационно-технологического направления средствами коллективного учебно-исследовательского проекта контекстного типа»

Рис. 2. Средства дистанционной формы обучения

инвалидами - при демонстрации учебных материалов и объяснениях преподавателя; виртуальная лаборатория (VirtualLab) -программно-аппаратный комплекс по разработке виртуальных лабораторных работ для учащихся по физике, химии, биологии, экологии. Виртуальные лабораторные работы реализованы при помощи технологии Flash. Отличаются узкой специализацией, в большинстве случаев линейностью опыта (вся последовательность действий и результаты опыта заданы заранее). Благодаря VirtualLab студенты-инвалиды могут проводить опыты без непосредственного контакта с реальной установкой, имеют дело с

так называемой лабораторной установкой с удаленным доступом, в состав которой входит реальная лаборатория, программно-аппаратное обеспечение для управления установкой и оцифровки полученных данных, а также средства коммуникации (четкого инструктажа преподавателя) [3, с. 67].

СДО Моо<Ле - это система дистанционного обучения, которую еще называют системой управления курсами, системой управления обучением и виртуальной обучающей системой. С точки зрения использования в образовательном процессе ресурсы Moodle достаточно разнообразны и позволяют осуществлять непрерывный контроль усвоения материала темы, что значительно увеличивает эффективность обучения. Кроме того, учащиеся, пропустившие занятия, или желающие повторить, разобраться со сложной темой, получают дополнительную возможность для изучения материала пройденной темы, что существенно повышает эффективность обучения [1, с. 6]. Для студентов-инвалидов это имеет ключевую значимость, в виду того, что каждый получает возможность обучаться в соответствии с индивидуальными особенностями, в удобном для себя темпе.

Интеграция 2-х форм обучения и использование технических средств позволяет объединить студентов-инвалидов с различной этиологией в одной группе. Благодаря этому возникает возможность вовлечь студентов- инвалидов, обучающихся дистанционно, в комплексное сопровождение образовательного процесса, включающее: инклюзию, высокую экономическую эффективность и также организационно-педагогическое сопровождение, направленное на контроль учебы студента-инвалида в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.

Таким образом, комбинирование традиционного и дистанционного обучения позволяет реализовать все возможные подходы и методы, включая в себя технические средства, позволяющие осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от патологии.

Библиографический список

1. Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения: учеб. пособ. - Харьков, 2009.

2. Абдалова, О.И. Технология организации и проведения вебинаров / О.И. Абдалова, А.В. Гураков, О.Ю. Исакова, С.В. Сметин, Д.С. Шульц // Открытое дистационное образование. - 2013. - № 2(50).

3. Трухин, А.В. Об использовании виртуальных лабораторий в образовании // Открытое и дистанционное образование. - 2002. -№ 4(8).

Bibliography

1. Anisimov, A.M. Rabota v sisteme distancionnogo obucheniya: ucheb. posob. - Kharjkov, 2009.

2. Abdalova, O.I. Tekhnologiya organizacii i provedeniya vebinarov / O.I. Abdalova, A.V. Gurakov, O.Yu. Isakova, S.V. Smetin, D.S. Shuljc // Otkrihtoe distacionnoe obrazovanie. - 2013. - № 2(50).

3. Trukhin, A.V. Ob ispoljzovanii virtualjnihkh laboratoriyj v obrazovanii // Otkrihtoe i distancionnoe obrazovanie. - 2002. - № 4(8).

Статья поступила в редакцию 22.10.14

УДК 378.147

Slugina N.L. COLLECTIVE TRAINING AND RESEARCH PROJECT CONTEXT TYPE AS A PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF DESIGN COMPETENCE FOR THE FUTURE BACHELOR OF INFORMATION TECHNOLOGY DESTINATIONS. This article discusses the condition of formation of design competence in the future bachelors of information technology areas. The definition of design competence. The requirements for teaching and research projects, and the general idea of the project activities in the context of the formation of professional competencies. Describes the organizational scheme of joint work of the students on the project. Describes the role of students and teachers in this process. Analyzes the main aspects and conditions aimed at creating reflective-design competence, the advantages of joint project activities. Draw the conclusion that the implementation of the students - the future bachelor of information technology direction of collective teaching and research project during the course of professional disciplines can contribute to a reflexive and design competence.

Key words: design competence, project, contextual approach, the project activity.

Н.Л. Слугина, ст. н.с. Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: nina.eberzina@vvsu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ КОЛЛЕКТИВНОГО УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА КОНТЕКСТНОГО ТИПА

В статье рассмотрены особенности учебно-исследовательского проекта контекстного типа, способствующие формированию проектной компетенции будущих бакалавров информационно-технологического направления. Описаны общая идея проектной деятельности, организационная схема работы над проектом, основные аспекты и условия работы, направленные на формирование проектной компетенции, преимущества совместной проектной деятельности, роль преподавателя в данном процессе.

Ключевые слова: проектная компетенция, проект, контекстный подход, проектная деятельность.

На современном этапе развития области информационных технологий важной составляющей обучения будущих бакалавров ИТ-направления является формирование и развитие проектной компетенции. Данную компетенцию можно определить как: способность бакалавра ИТ-направления осознавать свои возможности и ограничения при разработке и реализации проектов информационных систем, закладывать надситуативный ресурс для решения задач с высоким уровнем неопределенности, оценивать эффективность принятого решения, а также готовность расширять арсенал используемых стратегий при осуществлении проектной деятельности [1; 2].

Одним из основных условий формирования проектной компетенции является выполнение студентами коллективного учебно-исследовательского проекта контекстного типа [1; 2].

Современный учебно-исследовательский проект должен отвечать следующим требованиям: иметь практическую ценность и предполагать возможность решения актуальных проблем, предполагать самостоятельные исследования студентов, быть гибким, давать возможность развивать соответствующие компетенции, содействовать проявлению наклонностей студента в процессе выполнения задач более широкого охвата, способствовать выработке умения налаживать взаимодействие с другими студентами [3].

Контекстным является такое обучение, в котором традиционные и новые педагогические технологии используются в формах учебной деятельности, максимально приближающихся к формам профессиональной деятельности, где динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда. Тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста [4].

Общая идея проектной деятельности заключается в поиске решения интересной, практико-ориентированной задачи значимой для студентов, которая подготавливает к будущей трудовой деятельности. Студенты приобретают не только практические умения создания программного средства или видеофильма, но и опыт работы в команде, способность анализировать и оценивать собственные действия и стратегии, оценивать эффективность принятых решений и использованных стратегий, умение выходить за пределы текущей ситуации и закладывать надситуатив-ный ресурс в разрабатываемый продукт.

На рис. 1 представлена организационная схема работы над проектом, которая разработана на основе организационной схемы метода коллективного проектирования, предложенного Е.В. Осокиной.

• Отличие разработанной схемы заключаются в следующих аспектах:

• Постановка проектной задачи осуществляется совместно преподавателем и студентами с учетом потребностей заказчика.

• Формирование проектного коллектива, распределение ролей, в том числе и руководителя проекта, осуществляется студентами самостоятельно. Преподаватель создает условия для проведения дискуссии и выступает в роли консультанта.

• В процессе работы над проектом преподаватель создает условия для проведения анализа осуществляемой студентами проектной деятельности и представления и анализа промежуточных результатов, включая обратную связь от преподавателя и других участников коллектива.

• После презентации и передачи готового продукта заказчику преподаватель организует обратную связь от заказчика и экспертов. Проводится совместный со студентами анализ полученных отзывов и замечаний.

Введенные отличия направлены на формирование проектной компетенции в ходе работы над проектом.

Во время работы над проектом студенты сами выбирают ту часть работы над проектом, которая наиболее соответствует их интересам и способностям, тем самым стимулируется активность участия в проекте, проявление инициативы при определении проектных задач и способов их решения.

Все вопросы, связанные с практической реализацией проекта, решаются студентами - участниками коллектива. Руководитель проекта осуществляет общее руководство над выполнением проекта, обеспечивает связь между группами, контролирует своевременность и качество выполнения работ. Задача преподавателя смещается от передачи знаний и опыта к созданию условий, способствующих самостоятельному добыванию студентами нужной информации, ее критическому осмыслению, применению при решении задач проектной деятельности, анализу собственной деятельности, оценке эффективности использованных стилей и стратегий, выходу за пределы ситуации.

Работа над учебным проектом позволяет имитировать профессиональную коллективную работу за счет распределения между студентами функциональных ролей в соответствии с их уровнем знаний, психологическими особенностями и желаниями. Сознательное и самостоятельное распределение студентами ролей в группе формирует позитивную взаимозависимость, обеспечивая успешность работы всей группы и целесообразность распределения временных ресурсов проекта. В основе обучения в группе лежит сотрудничество, а не соревновательность. Успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что формирует не только индивидуальную ответственность, но и способствует созданию условий для взаимопомощи участниками проекта.

В данных условиях студент не просто включается в выполнение проектного задания, он принимает проектную деятельность в целом: анализирует и оценивает информацию, события и собственные действия, проводит ревизию прежних смыслов и ищет новые, формулирует собственное мнение, принимает решение и несет за него ответственность.

На основе контекстных проектных задач студент переосмысливает имеющиеся знания и конструирует собственную исследовательскую программу, что способствует формированию его способности анализировать собственную проектную деятельность в целом, видеть общее за внешне разнокачественными процессами. Студент включается в проектный процесс, осуществляет выбор, проявляет свои способности, приобретает опыт выполнения проектного вида деятельности, самооценки ее результатов. Созданные условия помогают студенту овладеть

Рис. 1. Организационная схема работы над проектом

способами саморегуляции, осознать свои возможности и суще-ствующиенатекущиймоментограничен ия.определить направления и способы развития.

Совместное выполнение проекта активизирует познавательную деятечьноснч,раевимет тво°чечкую аетиенотть, способствует развитию метакогнитивных стратегий: планирование, управоиниа инфурпаупей, монитоомнг, нсчьавеунаеошибтое оценка. Совместная работа формирует способность рассматри-

вать, принимать и синтезировать различные мнения, тем самым расшироиснектрисеольоуенах стилей мышления. Прохождение всех этапов работы над проектом от формирования идеи до его презентации способствует повышению уровня проектной кьмсьтрютньрти. анмпиз, об^тнносепзь, оценка

и корректировка своих действий способствует развитию рефлексивности. Тем самым создаются условия для формирования проектной компетенции.

Библиографический список

1. Слугина, Н.Л. Формирование рефлексивно-проектной компетенции у будущих бакалавров информационно-технологического направления // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6 [Э/р]. - Р/д: www.science-education.ru/113-10820

2. Слугина, Н.Л. Модель формирования рефлексивно-проектной компетенции у будущих бакалавров информационно-технологического направления / Н.Л. Слугина, В.С. Чернявская // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 5. - Ч. 2.

3. Семохвамов.А.П.Метод прнектоавсизтймеонофессзйнезьнийсодготьвки спациеомсто-иафориртикав узлмвияеВеаа: дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2008.

4. Вербицкий, А.А. Педагогическая технология с позиций теории контекстного обучения // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика у аеихоьогкя. - 201ь. - № ч.

Bibliography

1. Slugina, N.L. Formirovanie refleksivno-proektnoyj kompetencii u buduthikh bakalavrov informacionno-tekhnologicheskogo napravleniya // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2013. - № 6 [Eh/r]. - R/d: www.science-education.ru/113-10820

2. Slugina, N.L. Modelj formirovaniya refleksivno-proektnoyj kompetencii u buduthikh bakalavrov informacionno-tekhnologicheskogo napravleniya / N.L. Slugina, V.S. Chernyavskaya // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2014. - № 5. - Ch. 2.

3. Samokhvalov, A.V. Metod proektov v sisteme professionaljnoyj podgotovki specialista-informatika v usloviyakh Vuza: dis. ... kand. ped. nauk. - Tambov, 2008.

4. Verbickiyj, A.A. Pedagogicheskaya tekhnologiya s poziciyj teorii kontekstnogo obucheniya // Vestnik MGGU im. M.A. Sholokhova. Pedagogika i psikhologiya. - 2010. - № 2.

Статья поступила в редакцию 12.11.14

УДК 371: 378.4; 351.851

Stepanova G.A., Aksarina Ya.S. PEDAGOGICAL INNOVATIONS IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF REGIONAL EDUCATION. In the work the researchers consider modern contexts of the education system, which is at a stage of changes. In the article pedagogical innovations, development and introductions of information and communication technologies in management of educational process are analyzed. The work proves that the realization of a human potential contributes to innovative development of a country. The authors offera a complex of measures for the solution of tasks in the sphere of realization of innovative processes in the conditions of modernization of the regional education. In conclusion, the key point is the idea of a system of continuous education, training and skills development for socio-economic systems of a particular region. The paper also mentions the idea of philosophy of innovations, which in education means that he, who is first to react to the newest changes in the society by giving life to fresh ideas, is the one who is truly successful in providing professional education.

Key words: innovative activity, pedagogical innovations, educational technologies, innovations in education, the pedagogical potential, system of professional education.

Г.А. Степанова, д-р пед. наук, проф. гуманитарного института ФГБОУ ВПО «Югорский гос. университет», г. Ханты-Мансийск, E-mail: g_stepanova53@mail.ru; Я.С. Аксарина, аспирант гуманитарного института ФГБОУ ВПО «(Югорский гос. университет», г. Ханты-Мансийск, E-mail: aksarinayana@gmail.com

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной работе рассмотрены современные контексты системы образования, находящейся на стадии изменений. В статье анализируются педагогические инновации, процесс развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в управление учебным процессом. Обосновывается мысль о том, что реализация человеческого потенциала, способствует инновационному развитию страны. Авторами предложен комплекс мероприятий, для решения задач по реализации инновационных процессов в условиях модернизации регионального образования. В заключении ключевым моментом становится идея о системе развития непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров для социально-экономических систем региона.

Ключевые слова: инновационная деятельность, педагогические инновации, образовательные технологии, инновации в образовании, педагогический потенциал, система профессионального образования.

В настоящее время обозначился период выхода российского высшего образования из кризисного состояния, формирование основ для его дальнейшего развития. Во многом это стало возможно, благодаря целеполагающей политики государства, направленной на развитие системы образования. На сегодняшний день все проблемы реализации концепции модернизации и реформы образования даются на решение регионов и их образовательных учреждений, предоставляя им возможность ведения самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности в образовательной сфере. Все процессы по реализации национального образовательного проекта, лягут на плечи управленцев и руководителей образовательных учреждений. В первую очередь это внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в управление учебным процессом, повышение качества профильного и дистанционного обучения, новые принципы самостоятельного управления и финансирования, обеспечение материальной базы. Образование - базовая потребность человека, которая обеспечивает его не только структурированной информацией, но и системой отношений, ценностей. Соответственно эффективность образования зависит от его непрерывного и инновационного характера, а активность молодёжи и рост общественно-социальной мобильности, её вовлеченности в разнообразные учебные процессы, определяют образовательную систему важным фактором роста благосостояния граждан.

В результате потери многих ценностных ориентиров, единственной реальной альтернативой становится стратегия инновационного развития страны, региона, опирающаяся на одно из главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала. На наиболее эффективное применение

знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Темпы инновационного развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня. Развитие человека - это основная цель и необходимое условие прогресса современного общества, а в долгосрочной перспективе - абсолютный национальный приоритет. В то же время сохраняются многочисленные проблемы: логика развития системы образования может не совпадать с логикой развития общества. Наличие таких проблем позволяет сделать вывод о том, что отечественное высшее профессиональное образование пока не удовлетворяет требованиям принятого Российской Федерацией курса на инновационное, социально ориентированное развитие.

Необходимость перехода к инновационному развитию экономики и социальной сферы, в свою очередь, обуславливает повышенную востребованность в наличии развитой системы профессионального образования и науки как части социально-экономической системы, которая строится по принципу подчинения объективным потребностям ХМАО-Югры.

Учитывается государственная политика, выраженная в распоряжении правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 г. № 91-рп о «Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 г». Данная Стратегия призвана сформировать систему образования автономного округа, которая соответствует инновационной модели развития региональной экономики и обеспечивает выполнение ключевых показателей системы образования: доступность, эффективность [1]. Качество высшей школы, мы рассматриваем модернизацию образования как возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал стра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.