Научная статья на тему 'Локальный потребительский рынок товаров и услуг: теоретические аспекты исследования'

Локальный потребительский рынок товаров и услуг: теоретические аспекты исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2188
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ТОВАРЫ / УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворядкина Елена Борисовна

Обобщены теоретические подходы к исследованию регионального потребительского рынка товаров и услуг. Сформулировано понятие и детализировано содержание локального потребительского рынка товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Локальный потребительский рынок товаров и услуг: теоретические аспекты исследования»

© Дворядкина Е. Б., 2011

ДВОРЯДКИНА Елена Борисовна

Доктор экономических наук, профессор кафедры региональной и муниципальной экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-76 e-mail: [email protected]

Локальный потребительский рынок товаров и услуг: теоретические аспекты исследования

Ключевые слова: локальный потребительский рынок; региональный потребительский рынок; товары; услуги.

Аннотация. Обобщены теоретические подходы к исследованию регионального потребительского рынка товаров и услуг. Сформулировано понятие и детализировано содержание локального потребительского рынка товаров и услуг.

Исследованием процессов развития и функционирования локального потребительского рынка товаров и услуг с различной степенью детализации занимается ряд дисциплин, в частности, экономическая теория, маркетинг, логистика, экономика торговли, региональная и муниципальная экономика. Рассмотрение различных дисциплинарных подходов и трактовок позволяет более глубоко понять экономическое содержание, сущностные характеристики объекта исследования.

Анализ научной литературы показал, что методологической базой изучения процессов формирования и развития региональных рынков для большинства российских ученых служит теория воспроизводства, на основе которой выявляются экономические связи субъектов рынка, анализируется роль хозяйствующих субъектов и воспроизводственные пропорции развития региональных рынков [1-5]. В частности, А. Р. Бернвальд отмечает: «К выявлению роли сферы товарного обращения в региональном воспроизводственном процессе следует подходить с позиций структурно-функционального анализа, т. е. рассматривать ее как органическую часть региональной экономики, а обмен, обслуживаемый ею, как составной элемент процесса воспроизводства. При этом создается возможность исследовать сферу обращения во взаимосвязи с другими элементами регионального хозяйства, с позиций общерегиональных целей» [2. С. 12-13].

Среди работ, основанных на теории воспроизводства, выделим исследования Ф. А. Крутикова, Б. П. Орлова, Р. И. Шнипера, А. С. Новоселова, посвященные глубокому теоретическому и методологическому изучению содержания понятий «региональный рынок» и «региональный потребительский рынок».

Одни из первых исследований регионального рынка определяют его как «совокупность условий, при которых осуществляется реализация товаров народного потребления в рамках территории определенного района страны» [6. С. 28-29], как «важнейший элемент территориальной организации народного хозяйства» [7].

Более развернутое определение предложено А. А. Байматовым: региональный рынок «представляет собой сферу товарного обращения и характеризуется совокупностью экономических отношений между производителями и потребителями, выступающих в форме многочисленных актов купли и продажи средств производства и предметов потребления. Региональный рынок выражает специфические особенности

и своеобразие условий реализации общественного продукта в рамках определенной территории страны» [8. С. 10]. При этом автор подчеркивает три критерия отличия регионального рынка от территориального: обособленность, целостность, специфичность. Региональный рынок - это часть внутреннего рынка, обладающая относительной самостоятельностью (обособленностью); для регионального рынка характерна целостность, т. е. основная масса актов купли и продажи товаров совершается в пределах региональной сферы товарного обращения; специфичность регионального рынка определяется наличием в регионе особенностей экономического, демографического, национально-бытового и природно-климатического характера.

В более поздних исследованиях А. С. Новоселов трактует региональный рынок как «территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей, при этом региональный рынок рассматривается с позиции процесса воспроизводства - переплетения многочисленных взаимодействий субъектов региональной экономики, выступающих производителями и потребителями различных видов товаров и услуг. Региональный рынок имеет открытый характер и развитые экономические связи с другими регионами страны и мира» [4. С. 26].

Систематизируя сложившиеся научные подходы к исследованию региона, Е. Г. Анимица, В. А. Сухих отмечают все большее распространение методологического подхода, рассматривающего регион в качестве рыночной системы (подсистемы) в системе экономики страны, которая характеризуется открытостью и неравномерностью. «Подобная региональная рыночная система складывается из взаимоувязанных и открытых товарных рынков, находящихся в стадии формирования (товаров, капитала, труда и т. п.), совокупности независимых (но регулируемых государством) субъектов хозяйствования и объектов соответствующей рыночной инфраструктуры, обслуживающих совокупность региональных рынков» [9. С. 77]. Ученые отмечают, что некоторые из региональных рынков являются органической частью единого национального рынка. Другая часть рынков имеет более замкнутый (внутрирегиональный или локальный) характер. К ним можно отнести рынок недвижимости, рынок труда, общие параметры которых зависят от характеристик региона: численности населения, его состава, структуры, производственного потенциала.

Обобщая различные толкования содержания понятия «региональный рынок», можно выделить основные его характеристики, которые будут учтены нами при раскрытии содержания понятий «региональный потребительский рынок» и «локальный потребительский рынок». Большинство ученых соглашаются с тем, что для регионального рынка характерны [3-5; 8; 10-13]:

• определенные границы;

• общие условия самостоятельной экономической деятельности (воспроизводственная основа: производство, распределение, обмен, потребление);

• общность экономических интересов в рамках границ, что определяет региональные особенности;

• внутренняя и внешняя открытость.

В одном из своих первых исследований, посвященных проблемам регионального рынковедения, Р. И. Шнипер и А. С. Новоселов отмечали, что система региональных рынков «представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых - обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса... В систему региональных рынков входят потребительский рынок, рынок средств производства, рынок труда, рынок кредитно-финансовых ресурсов и ценных бумаг, рынок капиталов и подрядных работ, рынок основных фондов и недвижимого имущества, рынок информации и знаний» [3. С. 65]. Все рынки участвуют в кругообороте материально-вещественных, финансово-кредитных и денежных потоков, регулируя при этом экономические отношения между субъектами

воспроизводства, что обеспечивает непрерывность и сбалансированность в развитии производительных сил и производственных отношений.

В системе рынков по их функциональному назначению Р. И. Шнипер, А. С. Новоселов выделяют три укрупненные группы [3. С. 95]: а) рынки, обеспечивающие материально-бытовые условия жизни населения; б) рынки, формирующие торгово-экономические связи по воспроизводству орудий и предметов труда; в) рынки, выполняющие общевоспроизводственные функции, обеспечивающие первую и вторую группы рынков трудовыми, финансово-кредитными и информационными ресурсами.

Региональный потребительский рынок в предложенной классификации входит в состав первой укрупненной группы и представляет собой «территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающую на основе развитых товарно-денежных отношений удовлетворение потребностей населения при минимальных издержках обращения» [5. С. 277]. В свою очередь, региональный потребительский рынок неоднороден, он включает в себя несколько сегментов: рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг, которые взаимодействуют между собой и на основе взаимосвязанной системы сделок купли-продажи обеспечивают потребности населения и способствуют эффективному функционированию экономики региона.

Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка, при этом он представляет собой такой рынок, на котором товары покупаются для личного потребления [14. С. 34]. Заслуживает внимания определение, предложенное И. М. Шабуниной, О. Д. Ломовцевой и М. Ю. Трубиным: «... потребительский рынок региона - это основная составляющая структуры современной рыночной экономики, где часть ВНП, материализованная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями региона для личного потребления» [15. С. 65].

По своему содержанию достаточно близко к понятию «региональный потребительский рынок» понятие «региональный товарный рынок», которое трактуется как «территориальная организация экономических отношений в сфере товарного обращения, локализованная в определенных пространственных границах в составе единого экономического пространства страны, где происходит согласование интересов и взаимодействие производителей или поставщиков и потребителей на основе внутрирегиональных, межрегиональных и международных связей» [16. С. 83]. Региональный товарный рынок включает в себя региональный рынок товаров промышленного назначения (средств производства), а также региональный рынок потребительских товаров, но не включает рынок услуг. Следовательно, в части описания обращения товаров региональный потребительский рынок товаров шире, чем региональный потребительский рынок, но в части описания отношений, возникающих в результате реализации услуг, региональный рынок товаров уже, чем региональный потребительский рынок.

Обобщение научных источников показывает, что региональный потребительский рынок и местный (локальный) потребительский рынок представляют собой разновидность, отдельный класс в общей рыночной структуре. Региональные и локальные рынки представляют собой часть внутреннего рынка страны, выделяемую по территориальному признаку.

Л. Я. Баранова, А. И. Левин, структурируя внутренний рынок по территориальному признаку, выделяют три вида рынков - совокупный национальный, региональный и локальный [17]. Под совокупным национальным рынком ими понимается весь внутренний рынок данной страны, ограниченный рамками ее государственных границ. Региональный рынок - это рынок отдельного территориального подразделения (республики, области, края, района). Локальный рынок - рынок какой-либо местности, включающей некоторую совокупность населенных пунктов. Авторы отмечают, что

понятие «локальный рынок» применимо в основном по отношению к рынку товаров народного потребления и платных услуг. «Региональные и локальные рынки в отличие от совокупного национального не имеют строго очерченных границ, тесно связаны между собой. Эта связь проявляется, например, в том, что продукция, производимая в одном территориальном подразделении (области, крае, республике), может быть реализована и за его пределами (т. е. в других областях, краях, республиках), так же как население одного региона или местности может приобретать товары в других республиках, областях, городах, местностях» [17. С. 224-225].

Авторы коллективной монографии «Региональный рынок: проблемы формирования и функционирования» в зависимости от масштабов и локализации обменной деятельности выделяют разноуровневую структуру общественного рынка: местный (внутрипоселенный) рынок; районный (межпоселенческий) рынок; областной (межрайонный) рынок; региональный (межобластной) рынок; федеральный (межрегиональный) рынок; мировой (международный) рынок [10. С. 98-99]. В рамках данного исследования наибольший интерес представляет предлагаемая учеными Института экономики УрО РАН трактовка местного (внутрипоселенческого) рынка. По их мнению, местный (внутрипоселенный) рынок является сферой обмена объектами собственности между отдельными юридическими лицами (средства производства, услуги, ценные бумаги, кредитные средства), между юридическими и физическими лицами (средства производства, услуги, товары народного потребления, ценные бумаги), а также между физическими лицами (услуги и товары народного потребления). Реализация части продукции промышленных предприятий по месту их расположения, транспортные, социально-бытовые и коммунально-бытовые услуги, розничная торговля в магазинах, на колхозных и вещевых рынках дают представление о содержании и характере рыночных отношений этого уровня.

Следует отметить, что в последнее время были проведены исследования, посвященные отдельным сегментам развития и функционирования локального рынка. В частности, были изучены и систематизированы процессы, протекающие на локальных рынках жилья, недвижимости, продовольствия, сотовой связи, образовательных услуг, труда, наружной рекламы и др.

При формулировке авторского определения понятия «локальный потребительский рынок» нами были учтены толкования понятий «потребительский рынок», «товарный рынок», «региональный рынок», «региональный потребительский рынок», «локальный рынок», «местный рынок». Кроме того, мы обратились к толкованию понятий «локальный», «потребительский» в современных словарях русского языка.

Локальный (от лат. localis - местный) - местный, свойственный только определенному месту, не выходящий за определенные пределы [18. С. 227; 19. С. 423]. Потребительский - служащий для удовлетворения нужд потребления, непроизводственный [19. С. 765]; необходимый для потребления, связанный с потреблением [18. С. 331].

Учитывая вышеизложенное, нами предлагается следующее авторское определение понятия локальный потребительский рынок: это система экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями товаров и услуг, предназначенных для личного потребления, в процессе их приобретения, свойственная определенной территории (городу, городскому району, городу с окружением, сельскому поселению, муниципальному образованию).

Предлагая данное определение, мы учитываем основные черты, свойственные региональному рынку, и прежде всего региональному потребительскому рынку, поскольку считаем локальный потребительский рынок его частью. Для локального потребительского рынка характерны, во-первых, определенные границы (но эти границы подвижны); во-вторых, общие условия функционирования; в-третьих, характерные особенности; в-четвертых, внутренняя и внешняя открытость.

Объекты рынка - продукты (услуги) личного потребления, выносимые на рынок

Субъекты рынка

Потребительские товары

Продовольственные

товары

— Пассажирского транспорта

Непродовольственные

товары

— Жилищно-коммунальные

— Системы образования

Платные услуги

Бытовые

Связи

Гостиниц

Культуры

— Туристско-экскурсионные

Субъекты спроса

Потребители - постоянное и приезжее население территории

—Физической культуры и спорта

Медицинские

— Санаторно-оздаровительные

Правовые

Ветеринарные

Прочие

Совокупный спрос населения

Спрос отдельных социальнодемографических групп

Спрос экономических групп населения с разным уровнем дохода

Спрос отдельных территориальных образований (городских, сельских поселений)

Субъекты предложения

Т оваропроизводители

Производители услуг

Субъекты товаропроводящей

Субъекты рыночной инфраструктуры

Структура локального потребительского рынка

Локальный потребительский рынок представляет собой ограниченное пространство, на котором реализуются товарно-денежные отношения, поэтому основные компоненты механизма его функционирования - спрос, предложение, цена и конкуренция. Спрос на локальном потребительском рынке проявляется в форме пространственного распределения потребностей населения данной территории, выраженных в денежной форме. Предложение проявляется в виде пространственно рассредоточенной совокупности товаров и услуг, которые продавцы могут поставить на рынок при том или ином уровне цен. Цены на локальном потребительском рынке формируются под воздействием локальных, региональных, национальных и мировых факторов.

Локальный потребительский рынок выполняет следующие основные функции в экономическом пространстве своей территории:

• обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи, а также согласование экономических интересов контрагентов;

• устанавливает количественные пропорции в структуре спроса и предложения;

• выполняет роль сигнальной системы для производителей и потребителей посредством прямых и обратных связей;

• определяет уровень равновесных цен и пропорции между ценами различных товаров;

• осуществляет распределение потребительских товаров и услуг между различными социально-экономическими группами населения данной территории;

• обеспечивает участие территории в региональных, межрегиональных торговоэкономических связях.

Локальный потребительский рынок включает в себя три укрупненных сегмента: рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг, которые тесно взаимосвязаны между собой (см. рисунок).

Объектом локального потребительского рынка является выносимый на рынок продукт, предназначенный для индивидуального потребления в виде потребительских товаров и платных услуг.

Субъекты локального потребительского рынка - носители спроса - это потребители или постоянное и приезжее население данной территории; субъекты локального потребительского рынка со стороны предложения - это товаропроизводители и производители услуг (предприятия, организации, учреждения и частные лица). Субъектами инфраструктуры локального потребительского рынка в первую очередь выступают предприятия и индивидуальные предприниматели сферы розничной, в меньшей степени предприятия оптовой торговли.

Источники

1. Хватов С. И. Сфера обслуживания как объект регионального планирования // Региональные аспекты развития сферы обслуживания : сб. ст. М., 1974.

2. Бернвальд А. Р. Региональные проблемы товарного обращения (в районах Сибири и Дальнего Востока). Новосибирск, 1984.

3. Шнипер Р. И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск, 1993.

4. Новоселов А. С. Региональные рынки. М., 1999.

5. Новоселов А. С. Теория региональных рынков: учебник. Ростов н/Д ; Новосибирск, 2002.

6. Крутиков Ф. А. Конъюнктура рынка при социализме. М., 1968.

7. Орлов Б. П., Шнипер Р. И. Экономическая реформа и территориальное планирование. М., 1969.

8. Байматов А. А. Региональный рынок: особенности и проблемы сбалансированности. Душанбе, 1985.

9. Анимица Е. Г., Сухих В. А. Пространственно-временная парадигма в социоэкономике: региональный аспект. Пермь, 2007.

10. Региональный рынок: проблемы формирования и функционирования. Екатеринбург, 1995.

11. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник. М., 2001.

12. Пешина Э. В., Конторусова С. С., Чащина Н. В. Организационно-экономические основы управления региональным рынком услуг. Екатеринбург, 2006.

13. Пешина Э. В. Сущность, содержание регионального рынка услуг // Пространственная организация общества : сб. науч. тр. Екатеринбург, 2007.

14. Федько В. П. Инфраструктура товарных рынков: состояние и концепция развития // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы. Ростов н/Д, 1998.

15. Шабунина И. М., Ломовцева О. Д., Трубин М. Ю. Теория и практика региональной экономики. Волгоград, 1996.

16. Татаркин А. И., Муфтиев Г. Г., Царев И. В. Обеспечение сбалансированности регионального товарного рынка в условиях вступления России в ВТО. М., 2006.

17. Баранова Л. Я., Левин А. И. Потребности, доходы, потребление : экон. слов.-справ. М., 1988.

18. Краткий словарь современных понятий и терминов / сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. М., 1995.

19. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.