Научная статья на тему 'Стратегия развития профессионального образования и проект закона об образовании'

Стратегия развития профессионального образования и проект закона об образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
916
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПРОЕКТ ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ / INTERNET-CONFERENCE / PROFESSIONAL EDUCATION / DEVELOPMENT / DRAFT LAW ON EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Евгений Викторович, Панина Татьяна Семеновна

В этом разделе журнала представлена информация об интернет-конференции «Стратегия развития профессионального образования и проект закона об образовании». Вниманию читателей предлагаются материалы, отражающие мнения представителей педагогической общественности из разных регионов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of Professional Education Development and Draft Law on Education

This part of the journal provides information on the Internet-conference Strategy of Professional Education Development and Draft Law on Education. For the attention of the readers it offers papers reflecting opinions of pedagogical representatives from different regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития профессионального образования и проект закона об образовании»

Е. В. Ткаченко,

доктор химических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, Россия, г. Москва, profobr@mail.ru

Т. С. Панина,

доктор педагогических наук, профессор, ректор ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», Россия, г. Кемерово, krirpo@krirpo.ru

Eugeniy Tkachenko,

Doctor of Chemical Sciences, Professor, Full Member of Russian Academy of Education, Russia, Moscow, profobr@mail.ru

Tatyana Panina,

Doctor of Pedagogics, Professor, Rector of Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, Russia, Kemerovo, krirpo@krirpo.ru

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТ ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» STRATEGY OF PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT AND DRAFT LAW ON EDUCATION

В этом разделе журнала представлена информация об интернет-конференции «Стратегия развития профессионального образования и проект закона об образовании». Вниманию читателей предлагаются материалы, отражающие мнения представителей педагогической общественности из разных регионов РФ.

This part of the journal provides information on the Internet-conference “Strategy of Professional Education Development and Draft Law on Education”. For the attention of the readers it offers papers reflecting opinions of pedagogical representatives from different regions of the Russian Federation.

Ключевые слова: интернет-конференция, профессиональное образование, развитие, проект закона об образовании.

Keywords: Internet-conference, profes-

sional education, development, Draft Law on Education.

31 марта 2011 года Президиум Академии профессионального образования (г. Москва) и Кузбасский региональный институт развития профессионального образования (г. Кемерово) провели интернет-конференцию «Стратегия развития профессионального

образования и проект закона «Об образовании в Российской Федерации». В рамках конференции обсуждались вопросы, касающиеся реализации ФГОС нового поколения, создания Центров сертификации, выполнения мероприятий региональной целевой программы развития профессионального образования.

Основная цель интернет-конференции

- подготовка консолидированного мнения специалистов профобразования по очередной версии закона с передачей заключения в Государственную Думу и Совет Федераций. Заключение запланировано опубликовать в очередном номере журнала «Профессиональное образование. Столица».

Ведущими конференции были Ткаченко Евгений Викторович, доктор химических наук, профессор, президент Академии профессионального образования, академик РАО и Панина Татьяна Семёновна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, действительный член Академии педагогических и социальных наук, вице-президент Академии профессионального образования, ректор ГОУ «КРИРПО».

Формат конференции предлагал воз-

можности различных форм участия: развернутое выступление в режиме реального времени, представление мнения в виде письменного доклада, общение посредством чата, посещение сайта для ознакомительного участия. Всего в интернет-конференции приняли участие тридцать семь человек.

В рамках интернет-конференции состоялось активное обсуждение он-лайн, в котором приняли участие двадцать пять человек из разных регионов России.

Свое мнение о перспективах и проблемах развития профессионального образования в аспекте проекта закона об образовании высказали в развернутых выступлениях представители профессионально-педагогической общественности:

Котовская Любовь Васильевна, первый проректор Челябинского института развития профессионального образования, г. Челябинск;

Бодров Александр Николаевич, директор ГОУ СПО «Политехнический колледж № 31» г. Москва;

Штейнберг Валерий Эммануилович, главный специалистУНРиМС Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, г. Уфа;

Волохин Аркадий Викторович, директор АОУ НПО УР «Профессиональное училище № 31», г. Ижевск;

Тюленев Виктор Михайлович, директор ФГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум», г. Новокузнецк;

Филипьева Светлана Владимировна, директор ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 1», г. Кемерово;

Арефьев Олег Николаевич, директор Уральского технологического колледжа -филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Заречный, Свердловская область.

Конференция проводилась в системе Mirapolis Virtual Room (Мираполис Виртуал Рум), которая дает возможность представлять выступление, задавать вопросы и участвовать в обсуждении в режиме он-лайн посредством интерактивного письменного

диалога в окне чата, а также с использованием инструментов «Интерактивное поднятие руки» и «Голосование», позволяющих выразить согласие со спикером, выразить несогласие со спикером, выразить непонимание. Техническое обеспечение интернет-конференции осуществлялось центром академической мобильности и международного сотрудничества ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования».

Результатом интернет-конференции стало консолидированное заключение участников конференции для Государственной Думы и Совета Федераций предлагалось концентрировать на следующих основных вопросах:

1) Сохранение уровня НПО в проекте закона.

2) Защита идеологии непрерывного профобразования с сохранением уровней НПО в довузовском и специалитета в трехуровневом высшем образовании (позиция союза ректоров РФ).

3) Требование сохранения социальных гарантий законов 1992 и 1996 гг., особенно для учреждений НПО и незащищенных слоев молодежи и общества.

4) Сохранение бесплатности дополнительного образования в общем и профобразовании, особенно в части оздоровительной и культурологической подготовки учащихся (секции, кружки, различного рода центры в системе образования).

Для ознакомления на сайте АПО http:// apo.e-profobr.ru/ был представлен обзор прессы РФ, отражающий реакцию российской общественности на проект закона об образовании, за февраль-март 2011 г., интервью Председателя Союза ректоров РФ В. Садовничего, стенограмма Правительственного часа в Государственной Думе по проекту закона, а также другие материалы.

По вопросу региональных программ развития образования на сайте НИИРПО http://www.mosniirpo.ru/ был представлен проект комплексной программы развития образования г. Москвы; на сайте КРИРПО http://www.krirpo.ru выложена информация об организации и работе сертифика-

ционного центра Кузбасса, а также текст программы развития профессионального образования Кемеровской области.

По результатам интернет-конферен-

ции были получены отзывы и предложения участников конференции, представителей педагогической общественности из разных регионов Российской Федерации.

В РАМКАХ КОНФЕРЕНЦИИ ПРЕДСТАВИЛИ МАТЕРИАЛЫ:

И. П. Смирнов,

доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник НИИ развития профессионального образования, Россия, г. Москва, ips@list.ru

Igor Smirnov,

Doctor of Philosophy, Professor, Corresponding Member of RAE, Senior Scientific Officer Scientific Research Institute of Vocational Education Development, Russia, Moscow, ips@list.ru

Во-первых, хотелось бы приветствовать тесное сотрудничество двух таких авторитетных структур, как КРИРПО и Академия профессионального образования. По составу выступивших видно, что мы способны привлекать к дискуссии широкий и компетентный состав участников.

Во-вторых, хотел бы высказать предложение. В документе, который по итогам конференции мы подготовим и направим в Государственную Думу и Совет Федерации, надо отразить не только нарастающий протест педагогической общественности по поводу предлагаемого упразднения НПО в проекте нового закона, но и недопустимые противоречия в выступлениях Министерства образования и науки РФ и руководства страны по вопросу НПО.

«Действующая система НПО не справляется с задачей подготовки квалифицированных специалистов», - уже много раз заявлял министр А. А. Фурсенко. Но кроме него никто этого не берется утверждать. Доказательств он никаких не приводит, просто зомбирует общественность, привыкшую к тому, что министр обязан разбираться в проблемах своей отрасли.

Президент России Д. А. Медведев и на августовском (2010 г.) Госсовете и позднее утверждал обратное. «Очевидна нехватка специалистов, выпускников начального, среднего профобразования», - вот его по-

зиция. Видимо, если ты министр, то обязан ориентироваться на позицию Президента и не запутывать общественность.

Министр А. А. Фурсенко докладывает Председателю Правительства РФ В. В. Путину, что вопросы НПО заняли в числе поступивших на проект закона замечаний «незначительное место». А председатель Комитета по образованию Госдумы Г. А. Балыхин утверждает, что «из двух тысяч замечаний и предложений, которые пришли от экспертных советов, заинтересованных ведомств, я не видел ни одного, которое поддерживало бы отсутствие начального профессионального образования как вида». Выходит, министр не только искажает картину общественного обсуждения, но и дезинформирует свое руководство.

Совсем неоднозначно отношение к вопросу о судьбе НПО в Государственной Думе. По просьбе Евгения Викторовича Ткаченко я выступал на парламентских слушаниях, проведенных в январе фракцией КПРФ, и знаю, что многие депутаты и общественность не поддерживают позицию Министерства образования и науки. Впервые в истории демократической России депутатами Думы вносится альтернативный проект закона «Об образовании в РФ». Это свидетельство глубоких противоречий в высших эшелонах власти. Кстати, в альтернативном проекте, подготовленном рабочей группой

во главе с заместителем председателя Комитета по образованию Госдумы, членом-корреспондентом РАО О. Н. Смолиным, начальное профессиональное образование восстанавливается в полном виде.

Вот еще одно утверждение Министра: «при создании национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (образован в 2009 году на базе Московского инженерно-физического института) в него вошли не только его бывшие филиалы, но и техникумы, учреждения начального профессионального образования». Но министр не говорит, что же произошло далее? А далее было банальное перепрофилирование учебных площадей учреждений НПО под нужды университета. О подготовке рабочих просто забыли.

Позиция министра сегодня неубеди-

тельная, противоречивая, а главное неоправданно агрессивна против НПО. Она явно направлена на защиту «чести мундира». Но «честь» и «мундир» это понятия разные. Возможно, именно спасая свою честь, хотя и теряя «мундир», в последние месяцы от министра ушли все его заместители, начиная с куратора сферы образования И. И. Калины. Они не хотят брать «грех на душу», и это тоже сигнал глубокого разногласия уже среди авторов проекта закона.

Педагогическая общественность должна лучше понимать позицию власти, а пока она весьма противоречива. Спрашивается, неужели нельзя наверху договориться по ключевым вопросам, прежде чем выносить проект на всенародное обсуждение?

Поэтому такой проект закона не может быть принят.

К. Г. Кязимов,

доктор педагогических наук, профессор Академии труда и социальных отношений, действительный член Академии профессионального образования, Россия, г. Москва, karl35@mail.ru

Karl Kyazimov,

Doctor of Pedagogics, Professor of the Academy of Labour and Social Relations, Full Member of Russian Academy of Professional Education, Russia, Moscow, karl35@mail.ru

В настоящее время неблагоприятное положение молодежи на рынке труда определяется неблагоприятной тенденцией воспроизводства рабочих и специалистов.

Качество и структура подготовки многих выпускников учреждений профессионального образования не отвечает требованиям экономики. В 2010 г. из общего количества безработных выпускников учреждений профессионального образования около 30 % - это юристы, менеджеры и экономисты. Структура спроса не соответствует предложению в профессионально-квалификационном разрезе, практически во всех регионах РФ наблюдается устойчивый спрос на рабочие профессии.

В то же время на 10 тысяч населения охват всеми формами высшего образования составил 512 чел., среднего профессиональ-

ного образования - 168 чел., а начального профессионального образования - лишь 99 чел. При этом на рынке труда около 80 % вакансий предназначены для рабочих, а удельный вес молодежи, осваивающей такие профессии, составляет лишь 30% от общего количества выпускников учреждений профессионального образования.

До последнего времени считалось, что экономический успех нации зависит от природных ресурсов, производственных технологий и кадров высшей квалификации (менеджеры, бухгалтера, юристы, экономисты и др.). В настоящее время это утверждение не является достаточным. Как отмечают отечественные и западные философы и экономисты, экономически активная рабочая сила составляет более 50 % населения, и именно от её качества зависит производство

качественной и дешевой продукции и конкурентоспособность страны на мировом рынке.

Данное утверждение авторов важно для оппонирования в РФ сторонниками другой точки зрения, пытающихся доказать нецелесообразность сохранения уровня начального профессионального образования как важнейшего источника воспроизводства квалифицированных кадров для всех отраслей инновационной экономики.

Имеются и другие странные точки зрения о нецелесообразности подготовки молодых рабочих кадров, якобы уже вытесненных с производства научно-техническим прогрессом и требующих немедленного перехода к всеобщему высшему образованию.

Старая парадигма тейлоризма, согласно которой менеджеры играли решающую роль на производстве, устарела. Как показывает опыт промышленно развитых стран, качество достигается через передачу полномочий тем, кто непосредственно связан с производством продукции и с покупателем, что означает необходимость вовлечения молодых рабочих в производственный процесс на качественно новом уровне - взаимодействия между собой при выполнении различных производственных заданий через работу в командах. Рабочие команды требуют не только развитых навыков, но и наличия фундаментального профессионального образования и компетенций на уровне не только вузов, но и колледжей и лицеев.

По данным отечественных и зарубежных специалистов, в результате недоиспользования потенциала молодежи страна теряет около 10-15 % ВВП. По данным исследователей США рост безработицы на 1 %

связан с одновременным повышением количества суицидов на 7 % и имущественных краж - на 2 %. .

Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве и трудоустройстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста молодежной безработицы, особенно среди выпускников школ и вузов. Поэтому новый закон об образовании должен соответствовать потребностям общества, экономики регионов и всех слоев населения, способствовать модернизации системы профессионального образования, обеспечивать оптимальные пропорции развития всех уровней профессионального образования и их эффективное взаимодействие с региональными рынками труда.

Очевидно, что для решения изложенных проблем необходимо:

1) В проекте закона «Об образовании в Российской Федерации» сохранить уровень начального профессионального образования, как важнейшего источника воспроизводства квалифицированных кадров для всех отраслей инновационной экономики.

2) Необходимо сохранить социальные гарантии, предусмотренные законами 1992 и 1996 гг. для социально слабо защищенных категорий учащейся молодежи.

4) Необходимо сохранить бесплатность дополнительного образования в профессиональном и общем образовании, особенно в части оздоровительной и культурологической подготовки учащихся.

3) Система непрерывного профессионального образования будет эффективной при условии сохранения уровня НПО в довузовском образовании и специалитета в системе высшего образования.

А. В. Пономарев,

доктор педагогических наук, действительный член Академии профессионального образования, заведующий кафедрой организации работы с молодежью Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, заместитель проректора по воспитательной деятельности, молодежной и социальной политике УрФУ, Россия, г. Екатеринбург, os1422@rambler.ru

Alexander Ponomarev,

Doctor of Pedagogics, Professor, Full Member of Russian Academy of Professional Education, Head of the Chair of Relations with the Youth at Ural Federal University Named after the First President of Russia Boris Yeltsin, Associate Prorector for Educational Activities, Youth and Social Policy at UrFU, Russia, Yekaterinburg, os1422@rambler.ru

Период обучения в высшем учебном заведении, является наиболее значимой частью в профессиональном становлении молодежи, определяет не только уровень знаний в конкретной области, но и уровень развития личности. О важности воспитательной деятельности неоднократно говорилось на высшем уровне руководства страной, разработаны научные материалы, проводятся тематические всероссийские конференции и совещания. Особенно актуальность возрастает в связи с недавно произошедшими событиями выступления молодежи на Манежной площади. Однако существует ряд тенденций в развитии высшей школы, которые не могут способствовать развитию воспитательной деятельности.

Так, в проекте новой редакции ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в определениях «качество образования», «образовательная деятельность», «профессиональное образование» указаны характеристики, касающиеся освоения обучающимся учебной программы, не прописан процесс воспитания. Значительным недостатком проекта новой редакции ФЗ является то, что общие требования к организации образовательного процесса (ст. 63) не содержат требований к организации воспитательно-

го процесса, а из процесса профессионального образования даже в названии исключен воспитательный компонент (глава 12 названа «Профессиональное обучение»). Из цели высшего образования исключено «формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии», «развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе» (ст. 8 существующей редакции ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

В связи с вышеизложенным, предлагаем скорректировать основные понятия проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», включив в терминологию оба компонента процесса образования: воспитание и обучение. Также считаем целесообразным дополнить статью 63 «Общие требования к организации образовательного процесса» разделом «Организация воспитательной деятельности в учебном заведении» либо ввести соответствующую главу в проекте новой редакции закона.

З. И. Исламова,

профессор, исполняющая обязанности заведующей кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Россия, г. Уфа, 3аoffice@bspu.ru

Zulkhiza Islamova,

Professor, Acting Head of the Chair of Pedagogics and Psychology of Vocational Education at Bashkortostan State Pedagogical University named after Akmulla, Russia, Ufa, 3аoffice@bspu.ru

Очевидно, что модернизационные процессы в сфере социально-экономического развития региона вскрыли недостаточный уровень кадрового обеспечения его приоритетных направлений. Провозглашенный принцип опережающего развития профессионального образования в реальной жизни остается прокламацией, поскольку практика демонстрирует скорее догоняющую позицию профессиональной подготовки кадров по отношению к преобразовательным процессам в экономике, производстве и социальной сфере региона. Думается, что существенно сократить этот разрыв и придать профессиональному образованию опережающий характер может активное участие Республики Башкортостан, как и большинства инновационно ориентированных регионов, в разработке и внедрении Региональной комплексной программы развития профессионального образования (РКП РПО) с учетом стратегических направлений и программ социально-экономического развития уральского региона. Исходя из принципов системности, целостности и комплексности решения существующих проблем, мы пришли к выводу о необходимости создания в рамках РКП РПО единого ресурсного центра подготовки, переподготовки, повышения квалификации и его научно-методического сопровождения в системе многоуровневого многопрофильного профессионального образования региона. Мы убеждены, что только на основе ресурсной централизации и структурной интеграции возможно развитие многоуровневого профессионального образования с сохранением всех его ступеней (НПО, СПО, ВПО, ДПО).

Основной целью ресурсного центра

выступает аккумуляция и концентрация интеллектуальных, материальных, экономических, информационных и научных ресурсов профессионально-образовательного пространства для реализации проектов, способствующих социально-экономическому и социально-культурному развитию региона.

Ценностно-целевые основания развития профессионального образования и анализ возможных рисков в ходе его преобразовательных процессов позволяют выделить следующие направления деятельности ресурсного центра:

- создание единого профессиональнообразовательного пространства подготовки, переподготовки и научно-методического сопровождения системы профессионального образования;

- координация и управление развитием системы профессионального образования региона;

- интеграция науки, системы профессионального образования и рынка труда в условиях формирующейся инновационной экономики Республики Башкортостан;

- прогнозирование и мониторинг регионального рынка труда в целях инновационного развития системы непрерывного профессионального образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание депозитария инновационных образовательных информационных ресурсов;

- создание системы профориентации и популяризации профессий, наиболее востребованных региональным рынком труда;

- создание специализированного центра подготовки и переподготовки кадрового потенциала системы профессионального образования;

- создание консалтинговой службы со-

провождения и развития профессиональной компетентности и мобильности субъектов профессионального образования;

- информатизация образовательного пространства в условиях многоуровневой интеграции;

- предоставление образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке, обучению в аспирантуре, докторантуре, стажерской практике, интернатуре.

С позиций системно-структурного анализа деятельности ресурсного центра представлены его основные структурные компоненты (секторы): программно-методического сопровождения образовательной деятельности учреждений профессионального образования; мониторинга и прогнозирования регионального рынка труда; проектирования и разработки инновационных образовательных технологий в системе профессионального образования; информационно-методического сопровождения подготовки, переподготовки и повышения квалификации в системе профессиональных учреждений; содействия проектированию и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов РБ в системе профессионального образования РФ и за рубежом; психолого-педагогиче-ского обеспечения кадрового потенциала учреждений профессионального образова-

ния; координации международных связей по обмену студентами и преподавателями в мировом образовательном пространстве; организации социально-воспитательного пространства системы профессиональных учреждений; профориентации педагогических профессий, востребованных региональным рынком труда, и развития профессиональной карьеры.

Осознавая всю сложность внедрения подобного ресурсного центра, инициативная группа разработчиков ориентирована первоначально на апробацию одного из ведущих направлений его деятельности -центра профориентации и развития профессиональной карьеры.

Резюмируя вышесказанное, важно подчеркнуть, что ценностно-целевые и содержательные основания деятельности единого ресурсного центра ориентированы на реализацию таких ключевых задач, как усиление интеграционных процессов в системе многоуровневого профессионального образования с сохранением всех ее ступеней и уровней; реализацию РКП РПО на основе кластерирования и сетевого взаимодействия профессиональных учреждений; создание центра профориентации и развития профессиональной карьеры; поиск и реализацию новых парадигм профессионального воспитания, профориентации и развития профессиональной карьеры.

Г. Д. Бухарова,

доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных технологий ФГАО ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», академик Академии профессионального образования, академик Балтийской педагогической академии, Россия, г. Екатеринбург, gd-buharova@yandex.ru

Galina Bukharova,

Doctor of Pedagogics, Professor of the Chair of IT at Russian State Vocational University, Academician of the Academy of Professional Education, Academician of Baltic Pedagogical Academy, Russia, Yekaterinburg, gd-buharova@yandex.ru

Дискуссия по вопросу о новом законе, законе «Об образовании в Российской Федерации», не утихает до сегодняшнего дня, хотя её пытаются заменить другими проблемами и вопросами. На мой взгляд,

проблема образования относится к числу приоритетных, важных и актуальнейших проблем не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего. В 2009 году была опубликована версия нового закона «Об образовании в

Российской Федерации», которая не получила поддержку в образовательной системе и обществе. Особая негативная ситуация сложилась вокруг системы начального профессионального образования (НПО).

Безусловно, изменилась страна, произошли глобальные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Как следствие, с возрастающей компьютеризацией и информатизацией образования, вхождения нашей страны в мировое информационное общество востребованными на рынке труда становятся работники, имеющие достаточно высокий уровень профессиональной подготовки.

Возникает проблема, куда пойти учиться молодому человеку после окончания школы, если он из малообеспеченной семьи, имеет ограничения в состоянии здоровья и другие не менее важные проблемы. Когда мы учились в школе, то понимали, что одним из путей мальчишек, которые не хотели учиться в школе, существует дорога в профессиональное училище для приобретения ими профессии. Затем дорога шла в армию. Многие из них до ухода в армию получили рабочую профессию в профессиональном образовательном учреждении -училище. И вот на этом переходе мы им даже завидовали. Многие из них, пройдя такой путь, поступали затем заочно в институты или шли работать по приобретенной специальности. Те, у кого в силу материальных трудностей, не было возможности дальше учиться, они шли работать. И главное, гордились, что до призыва в армию, получили специальность и уже состоялись в какой-то степени в жизни.

А что сейчас? Все, кто может и не может учиться в высшей школе, идут платно учиться. Многие родители считают, что их чадо достойно занимать в жизни руководящие посты. К чему это приводит, мы знаем.

Я поддерживаю «борьбу» за профессионально-техническое образование. Но при этом выскажу свое мнение. Отношение к уничтожению, потере уровня НПО необходимо в обществе, в мышлении населения нашей страны в корне изменять. Хороший специалист может получиться только тог-

да, когда его вырастят, т.е. он пройдет все этапы профессионального становления и развития. Примером тому является процесс профессионального роста специалиста в вузе: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой и т.д. В научном пути - это аспирант, соискатель, кандидат наук, доктор наук. Каждый этап сопровождается соответствующим цензом образования, которого надо добиться собственным трудом.

В сегодняшних условиях востребованы квалифицированные рабочие, но получить такого работника без вложения в него обществом, государством, работодателями знаний, компетенций, вряд ли, возможно. Рассчитывать на краткосрочное обучение не получится, как предлагается в законопроекте, в содержании которого обозначенная сторона проходит красной линией. Получается полная «профанация», которая не приведет к желаемому результату. Зачем ломать то, что работает много лет? А может попробовать новое, не ломая старое, устоявшееся? Конечно, надо вводить новые методы, организационные формы обучения, но зачем так революционно? Считаю, что механизм перехода не продуман и принесет больше вреда, чем пользы. Надо подумать о будущем нашей страны, судьбе подрастающего поколения.

Проект закона так и был не принят, а отправлен на доработку в Государственную Думу и Общественную палату, и принимать его будут не раньше конца 2011 года. Между тем «сырой документ» полностью меняет систему профессионального образования России, упраздняя при этом профессиональные училища как целую образовательную систему, заменяя её краткосрочными курсами. Как можно вырастить специалиста, способного эффективно работать в условиях высокотехнологичного производства и развития нанотехнологий, человека, который не получил должного для осуществления названного процесса образования.

В Министерстве образования и науки ранее было предусмотрено, что проект закона «Об образовании в Российской Фе-

дерации» должен был быть рассмотрен и принят Госдумой до конца 2010 года, чего не было выполнено, так как документ был выставлен на всеобщее обозрение и обсуждение. В ходе обсуждения проект не получил положительного заключения и снова был отправлен на доработку. И самое главное все, кто принял участие в обсуждении проекта закона, пришли к единодушному мнению - оставить в законе НПО. Осуществление обсуждаемого проекта, как показало время, не может проходить так быстро, но и затягивать такой остро стоящий в образовании и общества вопрос нельзя откладывать в долгий ящик, иначе интерес к нему в обществе начинает затихать.

При этом Министерство образования и науки пытается создать новую типологию образовательных учреждений, к которым относит основные и дополнительные. Если в августе 2010 года обсуждали «смену вывесок» в российских вузах, то на последних публичных слушаниях законопроекта в Совете Федерации много вопросов вызвало исчезновение понятия «начальное профессиональное образование». В законопроекте предлагается осуществлять подготовку рабочих в рамках профессионального обучения, то есть программы профессиональной подготовки и переподготовки. Реализация этих программ должна состояться в учебных центрах профессиональной квалификации, в том числе на производстве, структурных подразделениях организаций, которые далеки от образования и не совсем компетентны в его полноценном осуществлении и реализации.

В ряде стран уровню НПО придается особое значение, поскольку он участвует в подготовке квалифицированных рабочих, составляющей «костяк» рабочей силы, а также создает основу для эффективного продолжения образования и профессионального развития за счет прочного общеобразовательного компонента и формирования, так называемых ключевых компетенций, необходимых в обществе, основанном на знаниях, с его высокими темпами развития и неопределенностью в части исчезновения одних профессий и

пришедших им на смену новых.

При этом не исключается возможность существования как отдельного вида образовательных услуг профессиональной подготовки, которая позволяет осваивать наиболее простые трудовые функции. Этот уровень квалификации в терминах рамки квалификаций предшествует уровню НПО и является этапом освоения квалификации НПО. НПО - это основа основ, которая предоставляет доступ к тому уровню квалификаций, который обеспечивает эффективный первый выход рабочего на рынок труда.

Этот уровень - предмет особой заботы и внимания государства во всем мире, поскольку от его эффективности зависит во многом и судьба значительной части молодежи, получившей обязательное общее образование. Другое дело, что квалификации этого уровня должны быть доведены до того качества, которое востребовано работодателями. А этот уровень, особенно в условиях формирования инновационной экономики, предъявляет достаточно высокие требования, как к профессиональным, так и общеобразовательным компетенциям.

Квалифицированный работник сегодня - это не рабочий на конвейере в условиях массового индустриального производства, которого можно быстро научить простым действиям и операциям. Сегодня рабочий должен быть адекватен сложности производственных процессов, готовый принимать решения в нестандартных ситуациях, отвечать за качество выполняемой работы и собственное развитие.

Среднее профессиональное образовательное учреждение становится правопреемником НПО и делится на две подсистемы: подготовку «высококвалифицированного рабочего» и «специалиста среднего звена». ПТУ и техникумы, как правило, являлись замкнутыми на конкретное производство. О каком производстве можно сегодня говорить, если оно исчезает в России?

Конечно, процессы, происходящие в общественном производстве, трудно замедлить и тем более остановить. Но даже при таком состоянии надо подходить здраво, чтобы не уничтожить то, что создавалось

целым столетием советского времени и являлось гордостью нашей страны. Отметим, что многие известные в нашей стране ученые, деятели культуры и искусства учились в профессиональных учебных заведениях бывшего Советского Союза.

В их числе следует отметить М. Т. Калашникова, выдающегося конструктора стрелкового оружия в СССР и России, доктора технических наук, генерал-лейтенанта, Героя России, дважды Героя Социалистического Труда; А. Н. Туполева, советского авиаконструктора, академика АН СССР, генерал-полковника-инженера, трижды Героя Социалистического Труда, Героя Труда РСФСР; С. П. Королева, советского учёного, конструктора и организатора производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основателя практической космонавтики; И. В. Курчатова, советского физика, «отца» советской атомной бомбы; Ю. А. Гагарина, лётчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза, полковника, первого человека совершившего полёт в космическое пространство; Ч. Т. Айтматова, киргизского советского писателя, народного писателя Киргизской ССР, Героя Социалистического Труда; В. Н. Войнович, русского писателя, поэта и драматурга; В. М. Шукшина, русского советского писателя, кинорежиссёра, актёра; А. С. Макаренко, советского педагога и писателя и других известных людей. Нам и будущим поколениям следует гордиться этими людьми и брать с них пример.

За период существования системы НПО в стране накоплен огромный опыт подготовки квалифицированных рабочих по разным отраслям, сформированы педагогические кадры мастеров профессионального обучения, создано научно обоснованное методическое обеспечение подготовки рабочих, гибко реагирующих на потребности рынка трудовых ресурсов.

Эта система позволяет обеспечить прин-

цип непрерывного образования в течение всей жизни и стимулировать развитие личности в профессиональном, социальном и культурном аспектах. При этом обеспечиваются дифференцированный подход к отбору обучающихся на каждой ступени, многовариантность выбора каждым человеком соответствующего уровня обучения для реализации своих возможностей и способностей.

Важно отметить, что изменения общественного строя в стране не могло не повлиять и на систему образования, состояние которой определяется прежде всего существующим политическим строем. Исключать это ни в коем случае нельзя.

Для грамотного решения возникших вопросов в образовании надо проанализировать мнения разных по профессии и возрасту людей: государственных и общественных деятелей, педагогических работников, родителей, обучающихся и т. д. и только при его обсуждении можно прийти к правильному и грамотному решению затянувшейся проблемы в образовании.

В рамках интернет-конференции, состоявшейся в ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», были рассмотрены вопросы профессионального образования, которые получили поддержку участников из разных регионов нашей страны.

Я присоединяюсь к обсуждаемым вопросам и хочу поддержать инициаторов проведения такого мероприятия и высказать большое спасибо академику РАО, доктору химических наук, профессору, президенту Академии профессионального образования Е. В. Ткаченко и ректору ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», доктору педагогических наук, профессору Т. С. Паниной за приглашение на конференцию и пожелать им дальнейших творческих успехов.

Е. А. Гнатышина,

доктор педагогических наук, доцент, директор Профессиональнопедагогического института ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», Россия, г. Челябинск, cspu@cspu.ru

Helena Gnatyshina,

Doctor of Pedagogics, Docent, Director of the Vocational Institute at Chelyabinsk State Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk, cspu@cspu.ru

По сути обсуждаемой проблемы, а именно стратегии развития профессионального образования, хотелось бы выразить и благодарность, и глубокое уважение Президиуму Академии профобразования, во-первых, за своевременную постановку проблемы; во-вторых, за те целенаправленные и жизненно обоснованные действия по консолидации общественного мнения в решении проблем профессионального образования, которые предпринимаются Президиумом и лично его руководителями. Предлагаемые для сегодняшнего обсуждения вопросы, с нашей позиции, являются актуальными и, в определенной степени, судьбоносными, если институт образования рассматривать как инструмент инновационного развития национальной культуры, экономики, политики и т.д.

Хотелось бы отметить, что предложенные Вами вопросы широко обсуждаются студентами, педагогами руководителями нашего вуза. Учитывая их сложность и серьезность, мы не готовы дать обоснованное решение этих вопросов. Однако предварительное мнение по их решению у коллектива вуза имеется.

1. Относительно сохранения уровня НПО в проекте закона, мы склоняемся к тому, что его необходимо сохранить по определенным причинам:

- система НПО есть, работает, она востребована обществом, экономикой страны. Вопрос заключается в том, что ее необходимо качественно улучшать и модернизировать. Только сохранив этот уровень, можно поднять престиж рабочих кадров, и качественную их подготовку. Качество подготовки рабочих кадров, на наш взгляд, может

быть обеспечено при следующих условиях:

а) гармонизация образовательных и профессиональных стандартов;

б) четкая профилизация образовательных учреждений НПО и объединение их по сетевому (кластерному принципу). Многопрофильные учреждения не оправдывают себя;

в) учет территориальных потребностей в рабочих кадрах;

г) модернизация технического и технологического сопровождения образовательного процесса;

д) укрепление и расширение системы подготовки профессионально-педагогических кадров с высшим образованием для учреждений НПО;

- на наш взгляд, перевод учреждений НПО в структуру СПО, как отдельного уровня не имеет оснований. Для такого перевода пока еще не создана законодательная, содержательная, техническая базы. Не маловажное значение имеет и неготовность работников СПО реализовывать образовательные стандарты НПО.

2. Относительно сохранения специ-алитета в вузовском трехуровневом образовании, наше мнение - «ДА», для тех специальностей, для которых это уместно, впрочем, как и в отношении бакалавриата и магистратуры.

3. По четвертому и третьему вопросам мы полностью поддерживаем Вашу инициативу. Социальные гарантии - это показатель цивилизованности общества. Поэтому социальные гарантии в основном законе, обеспечивающем деятельность социального института образования, должны быть зафиксированы.

В. Э. Штейнберг,

доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующий Научной лабораторией дидактического дизайна в профессиональном образовании Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Россия, г. Уфа, 3аoffice@bspu.ru

Valeriy Steinberg,

Doctor of Pedagogics, PhD in Technical Sciences, Professor, Head of the Scientific Laboratory of Didactic Design in Professional Education at Bashkortostan State Pedagogical University named after Akmulla, Russia, Ufa, 3аoffice@bspu.ru

Сводки из регионов о потребности предприятий в квалифицированных рабочих кадрах убедительно свидетельствуют о необходимости выработки государственной, не узковедомственной политики по реконструкции системы НПО и СПО, так как функции системы профессионального образования шире, нежели обеспечение госкорпораций и частного бизнеса необходимыми кадрами: эта система должна продолжать выполнять свою важную функцию по социализации молодежи, формированию законопослушных и патриотичных граждан, способных существовать в современном неоднозначном обществе. Следует немедленно изменить технологию реформирования путем создания согласительного совета с участием заинтересованных сторон (государство, семья, социальные партнеры) и квалифицированных специалистов образования и прекратить необъявленную войну с системой образования как с неудачным бизнес-проектом.

Мы надеемся, что идеология непрерывного профобразования с сохранением уровней НПО в довузовском и специали-тета в трехуровневом высшем образовании возобладает как реальная, востребованная жизнью и продуманная представителями образовательного сообщества. И далее, по мере решения организационных и экономических задач придется реконструировать педагогическую составляющую технологий обучения в системе начального и среднего профессионального образования, чтобы обеспечить содержательную и технологическую непрерывность профобразования. Обращаем внимание руководителей и преподавателей ПО на то, что в среднем общем образовании уже предпринимаются шаги по решению проблемы преемственности

на уровне ФГОСов. И здесь может оказаться полезным опыт программы, которая свыше десяти лет успешно сотрудничает с учреждениями начального и среднего профессионального образования республики по созданию технологии профессиональноличностного саморазвития преподавателя ПО, которая по идеологии и духу близка к системе ПО и называется соответственно - «Инструментальная дидактика и дидактический дизайн в профессиональном образовании». Она отвечает жестким критериям: универсальна и не ограничена рамками какой-либо предметной методики, обладает инструментальным характером и не критична по отношению к индивидуальным особенностям педагога, обладает системным характером и включает наряду с познавательными также переживательные и оценочные компоненты, заточена под аудиторию учащихся с нормальными (среднестатистическими) способностями, и, наконец, она активизирует самый трудный и самый важный - начальный - этап траектории профессионально-личностного саморазвития (см. http://dd.oprb.ru).

В завершение, учитывая положительный опыт сотрудничества Научной лаборатории дидактического дизайна с Академией профессионального образования, возобновляем предложение о проработке соответствующей мини-программы и кейс-технологии для преподавателей ПО, а также организации пилотной экспериментальной площадки на базе предложенного АПО колледжа. С этой целью для уральского региона мы можем рекомендовать Нефтекамский машиностроительный колледж как современное и энергичное образовательное учреждение СПО.

Н. В. Диденко,

заместитель директора по научно-методической работе ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж», Россия, Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, post@nmt.edu.ru

Natalia Didenko,

Associate Director for Scientific and Methodic Work at Neftekamsk Machine-Building College, Russia, Republic of Bashkortostan, Neftekamsk, post@nmt.edu.ru

Социально-экономические и политические преобразования в обществе, курс на модернизацию всех сфер жизни выдвинули на первый план необходимость динамичного развития системы образования, в том числе и среднего профессионального. Сегодня система образования переживает трудные времена реформирования. Современное высокотехнологичное производство требует от нас опережающей подготовки специалистов, способных быстро реагировать на стремительные изменения в условиях развития техники и технологий.

В условиях формирования системы государственно-частного партнерства, устойчивой в условиях вариативного развития реального сектора экономики роль образовательных учреждений СПО трудно переоценить.

ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж» - одно из крупнейших образовательных учреждений системы СПО, осуществляющее подготовку специалистов в области высокотехнологичного машиностроительного производства на основе применения современных информационных технологий. Более 1600 человек обучается по 16 образовательным программам, перечень которых дополняется с учётом прогнозирования потребностей города, республики и региона.

В 2007 году инновационная образовательная программа колледжа вошла в число победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Тема проекта: «Современное среднее профессиональное образование в области информационных технологий для обеспечения жизненного цикла технологии машиностроительного производства». В колледже разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями меж-

дународного стандарта ИСО 9001:2000. Благодаря инновационной образовательной программе и её успешной реализации произошло дальнейшее совершенствование и коренное перевооружение учебно-лабораторной и научной базы колледжа, информационного и методического обеспечения учебного процесса. Успешно завершила работу экспериментальная площадка ФГУ «ФИРО» на тему: «Система менеджмента качества как условие реализации инновационной образовательной программы при подготовке конкурентоспособных выпускников СПО (на базе международных стандартов ИСО 9000)», действовавшая с 2007 по 2010 год на базе колледжа. Учёным советом ФГУ «ФИРО» утверждены итоги экспериментальной работы и зарегистрированы в Федеральном государственном научном учреждении «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти».

Сформированная инновационная образовательная среда позволила колледжу принять участие и стать победителем во всероссийском конкурсе на участие в эксперименте по внедрению программы прикладного бакалавриата по специальности «Технология машиностроения», проведённом Министерством образования и науки РФ в 2010 году. Пример инновационного развития колледжа является ярким примером тому, что среднее профессиональное образование было и будет важнейшим стратегическим направлением деятельности государства, которое во многом определяет вектор развития страны в целом.

Обострение социальной ситуации в стране и необходимость усиления деятельности в области духовно-нравственного развития молодежи вызвали необходимость усиления деятельности в этой обла-

сти, вызвали активизацию внимания к его важнейшему компоненту - психолого-пе-дагогической поддержке и созданию благоприятных условий для развития учебнопознавательных процессов студенчества. Решение данной проблемы мы видим в использовании инновационных технологий в образовательном процессе, ориентированных на развитие личности, способности её к самовыражению и самореализации.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является воспитательная работа, направленная на формирование гармонично развитой личности. В колледже студентам предоставлены все возможности для реализации интеллектуального, творческого и спортивного потенциала. С 1997 года работает лучший в городе студенческий клуб «Артэкс», который осуществляет свою деятельность через творческие студии и объединения по интересам. «Артэкс» охватывает занятостью в не только студентов колледжа, но и учащуюся молодежь города Нефтекамска. Каждый из 10 коллектив клуба по-своему оригинален и необычен. Вместе с тем в федеральных государственных образовательных стандартах исчезло понятие «факультатив», а оплата работы руководителей кружков, секций, студенческих творческих коллективов велась из фонда оплаты факультативов. Под руководством высококвалифицированных руководителей более трехсот студентов одновременно ежегодно показывали высочайшие результаты на всероссийских, республиканских и

городских конкурсах, смотрах, фестивалях. Сохранение бесплатности (для студентов) дополнительного образования в СПО особенно в части оздоровительной и культурологической подготовки учащихся, как нельзя актуально в современных реалиях.

Клуб создан в целях духовного и физического развития студентов и подростков, удовлетворения их творческих потребностей, вовлечения их в общественно полезную деятельность, проведения культурно-просветительской работы, пропаганды здорового образа жизни, развития научного, технического и художественного творчества студентов и подростков, решения проблем занятости, организации досуга студентов и подростков, развития творческого потенциала, что позволит социализироваться и в дальнейшей жизни. Студенты, являясь участником любого коллектива студенческого клуба, приобретают множество положительных качеств, которые в дальнейшем влияют на его судьбу, гражданскую позицию, формируют художественный вкус, интеллект, культуру.

Поддерживая выступление д.п.н. профессора В. Э. Штейнберга о целесообразности проработки соответствующей мини-программы и кейс-технологии для преподавателей профессионального образования, ФГОУ СПО выражает согласие быть пилотной площадкой от АПО в регионе по модернизации педагогической составляющей в СПО.

А. В. Волохин,

руководитель Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии, директор АОУ НПО УР «Профессиональное училище № 31», Россия, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ptu31@e-izhevsk.ru

Andrey Volokhin,

Head of the Resource Center for Personnel Training for Oil and Gas Industry in the Republic of Udmurtiya, Principal of the Vocational College №31, Russia, Republic of Udmurtiya, Izhevsk, ptu31@e-izhevsk.ru

С выходом нового законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» педагогический коллектив училища и Нефтяного техникума в составе Ресурсного центра подготовки кадров для нефтегазовой про-

мышленности Удмуртии достаточно активно выразил позицию о необходимости не просто сохранения, а развития уровня начального профессионального образования.

Наши письма поддержки о сохранении

уровня НПО в Комитет Совета Федерации по образованию и науке Х. Д. Чеченову, в Комитет Госдумы Федерального Собрания по образованию В. Е. Шудегову, в Комитет по образованию Госдумы О. Н. Смолину, в Академию профессионального образования Е. В. Ткаченко не остались незамеченными. На сайте О. Н. Смолина оперативно было размещено письмо от педагогического коллектива училища и техникума.

В ноябре на базе училища в рамках конференции УМО Приволжского федерального округа проходил «круглый стол»-телемост. Его участниками была принята резолюция с рекомендациями о необходимости доработки нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и введения уровня НПО в соответствии с поручением Президента РФ.

Коллектив училища и техникума также активно принял участие в обсуждении законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.

К обсуждению закона активно подключились вместе с нами наши работодатели, более того, наши знаменитые земляки. Письма Калашникова Михаила Тимофеевича и Кулаковой Галины Алексеевны о поддержке уровня НПО были опубликованы в журнале «Профессиональное образование. Столица». Там же были опубликованы письма наших работодателей: заместителя генерального директора ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» В. Б. Нельзина и начальника НГДУ № 2 ОАО «Белкамнефть» Д. В. Арси-бекова, ветеранов нашего учреждения.

В начале марта на базе Ресурсного центра при АОУ НПО ПУ-31 прошло коллективное собрание с участием Шудегова Виктора Евграфовича, заместителем председателя Комитета Госдумы Федерального Собрания РФ по образованию. В ходе собрания были подняты вопросы о поддержке включения в новый законопроект «Об образовании в Российской Федерации» уровня начального профессионального образования и о трудностях внедрения и реализации ФГОС нового поколения. По первому вопросу было принято решение о поддержке сохранения и включения в новый законопроект «Об образовании в Рос-

сийской Федерации» уровня начального профессионального образования.

Отдельно хотелось бы выразить мнение коллектива по поводу второго вопроса. Нормативный срок освоения основной профессионального программы НПО на базе основного общего образования составляет теперь 2,5 года, т.е. обучающимся после окончания обучения не исполнится 18 лет. Соответственно, на работу на промышленно опасное нефтяное производство их никто не возьмет. Вопрос к разработчикам стандартов: что им делать до достижения совершеннолетнего возраста? Следующее, на наш взгляд, стандарты, в частности по профессиям нефтегазового профиля, противоречивы и требуют доработки с учетом мнения работодателей и специалистов нефтегазового профиля. Например, создается впечатление, что ФГОС по нефтяным профессиям готовили газовики, причем для газовиков, а не для нефтяников. Содержание профессиональных модулей не всегда соответствует рекомендуемому перечню компетенций, а также квалификационным требованиям профессий. Отдельный вопрос у нас возникает о необходимости, с одной стороны, реализации госзаказа как автономного учреждения, с другой стороны, о необходимости соблюдения требований госстандарта. Так, стандарт НПО предусматривает в рамках одной укрупненной профессии освоение нескольких профессий. Например, в рамках укрупненной профессии оператор нефтяных и газовых скважин предусмотрено обязательное освоение двух профессий, в рамках автомеханик - трех профессий.

Наш госзаказ в соответствии с требованиями (пожеланиями) работодателей сформирован на подготовку только тех профессий, которые востребованы работодателями. И, соответственно, госзаказ будет профинансирован на основе бюджетного подушевого финансирования и целевой субсидии на подготовку только по тем профессиям, которые включены в госзаказ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По окончании коллективного собрания Шудегову Виктору Евграфовичу был передан протокол с целью возможности рассмотрения наших предложений на Парламентских слушаниях в Госдуме.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что образование - это вопрос не только обучения, но и воспитания. А это значит, и вопрос времени. Краткосрочная подготовка - это только профессиональное натаскивание, проблемы воспитания и

развития личности она не решает. Думаю, никто не будет оспаривать, что кадры стране нужны не только с развитыми профессиональными навыками, но и с развитым чувством социальной и профессиональной ответственности.

Г. В. Еленкин,

директор ГОУ НПО ПУ №4, Россия, Республика Башкортостан, г. Октябрьский Georgiy Yelenkin,

Principal of the Vocational College № 4, Russia, Republic of Bashkortostan, Oktyabrskiy

Считаю, что сложившаяся в России ситуация с начальным профессиональным образованием, выходит за рамки критической. Учреждения НПО с имеющейся устаревшей материально-технической базой, недостатком квалифицированных инженерно-педагогических кадров, ситуацией в экономике и промышленном производстве на данный момент не могут готовить высококвалифицированных рабочих, так необходимых стране.

Те единицы, которые участвовали в национальном проекте «Образование» и выиграли, не могут полностью удовлетворить всех потребностей, даже в качестве ресурсных центров. Чтобы преодолеть критическую ситуацию, нужна полная смена политики в области начального профессионального образования.

Предлагаемая ранее замена в проекте закона «Об образовании в Российской федерации» «начального профессионального образования» на «профессиональную подготовку» ведет к понижению статуса рабочей профессии. Кто приходит учиться в НПО? Выпускники школ, которые неспособны далее продолжать свое образование в СПО и ВПО. Снизилось когнитивное развитие подростков, снизилась их энергичность, желание активно действовать и получать профессию. Особенно заметна эта тенденция стала в учреждениях начального профессионального образования. Проект закона предполагал обучать их по ускоренной программе профессиональной подготовки в соответствии с принятыми ФГОСами третьего поколения. Но профессии рабочих становятся все более наукоемкими, их нель-

зя освоить без базы знаний среднего (полного) общего образования.

К характеристике портрета обучающегося НПО можно также добавить низкий уровень дохода в семье, слабое здоровье (35% по учебному заведению, которым я руковожу), неполные семьи, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Ни одного из них нельзя оставить без внимания и заботы, не только в плане получения рабочей профессии, но и воспитания элементарных коммуникативных навыков, этики и этикета, основ права, физического развития и многого другого.

Новые ФГОСы предлагают обучать профессии на базе основного общего образования 2 года 5 месяцев, а на базе среднего (полного) общего образования и без получения среднего (полного) общего образования - 10 месяцев. По сравнению с предыдущими стандартами сокращаются сроки обучения по целому ряду профессий. Есть в России положительный опыт получения профессии по сокращенным срокам, но в каких учебных заведениях НПО это возможно? О чем говорилось ранее, это, как правило, развитая учебно-материальная база, высококвалифицированные инженерно-педагогические кадры, связь с развитым бизнесом, заинтересованном и имеющим возможность вкладывать деньги в подготовку рабочих кадров. А много ли таких предприятий по стране? Еще два нюанса. 1. При обучении без получения полного среднего (общего образования) на базе 9 классов, да и при получении такового всем ли обучающимся исполнится 18 лет после выпуска?

А по большинству профессий НПО КЗОТ предусматривает начало трудовой деятельности именно при достижении данного возраста. Куда выпускать таких обучающихся? На улицу? 2. Стало возможным призывать в ряды Вооруженных сил РФ до окончания срока обучения по профессии лиц, получивших полное среднее (общее) образование, то есть при сокращенных сроках службы в армию идут люди, не умеющие работать руками и не подготовленные к самостоятельной жизни после демобилизации.

Для выхода из сложившейся ситуации считаю:

1. Необходимо сохранить уровень НПО в новом «Законе об образовании в Российской Федерации».

2. Вкладывать деньги в развитие мате-

риально-технической базы учреждений НПО и повышение заработной платы инженерно-педагогических работников.

3. Бизнесу, предусматривающему статьи затрат по развитию учреждений профессионального образования, ввести налоговые льготы.

4. Внести в «Закон о воинской обязанности и военной службе» соответствующие поправки, дающие возможность получить начальное или среднее профессиональное образование до призыва в ряды вооруженных сил РФ.

5. Сохранение бесплатности дополнительного образования в общем и профессиональном образовании в части оздоровительной и культурологической подготовки учащихся.

Е. В. Шумакова,

кандидат биологических наук, преподаватель ботаники ГОУ СПО «Колледж ландшафтного дизайна № 18», Россия, г. Москва, elena-v-shumakova@yandex.ru

Helena Shumakova,

PhD in Biological Sciences, Teacher of Botany at the College of Landscape Design № 18, Russia, Moscow, elena-v-shumakova@yandex.ru

Благодарим организаторов интернет-конференции «Стратегия развития профессионального образования и проект закона Об образовании в Российской Федерации» -Академию профессионального образования и Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.

Отмечаем высокий технический уровень организации конференции, четкость и слаженность работы ведущих конференции Т. С. Паниной и Е. В. Ткаченко, задающих темп и настрой обсуждений, строго контролирующих соблюдение регламента выступлений.

Очевидна огромная предварительная работа организаторов, обеспечившая условия для плодотворной встречи участников конференции в режиме онлайн.

Обращает на себя внимание увеличивающийся с каждой интернет-конференцией качественный и количественный состав участников образовательных учреждений из разных городов России, что подтверждает актуальность выносимых на обсужде-

ние проблем. Систематичность проведения интернет-конференций даёт возможность участникам своевременно выработать общую консолидированную позицию по возникающим проблемам.

По содержанию конференции: поддерживаем предложение С. А. Новосёлова по объявлению моратория на закон «Об образовании в Российской Федерации» для его коррекции в части сохранения уровня НПО, защиты идеологии непрерывного профобразования с сохранением уровней НПО в довузовском и специалитета в трёхуровневом высшем образовании, сохранения социальных гарантий законов 1992, 1996 гг., особенно для учреждений НПО и незащищённых слоёв молодёжи и общества, сохранения бесплатности дополнительного образования в общем и профобразовании, особенно в направлении оздоровительной и культурологической подготовки учащихся (секции, кружки, различного рода центры в системе образования).

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ) PROBLEMS OF PROFESSIONAL EDUCATION (ON MATERIALS OF COLLEGIUM OF KEMEROVO REGION ADMINISTRATION)

05 апреля 2011 года в администрации области прошло расширенное заседание коллегии, на котором обсуждались меры по поддержке и развитию системы профессионального образования Кузбасса.

Как было отмечено, состояние кадрового потенциала области, как и России в целом вызывает тревогу. В Кузбассе не хватает свыше 30 тысяч работников разных специальностей. Из них 76% - это рабочие профессии. На сегодняшний день только крупным предприятиям области требуется более 6 тысяч строителей, в добывающих отраслях, электроэнергетике, не хватает 1 тысячи 600 рабочих; для транспорта и связи дополнительно нужно 3 тысячи 200 рабочих. В то же время, местные вузы выпускают бесчисленных юристов и экономистов. В 2010 году они составили 42% от всех выпускников области. Более половины из них идут работать по другой специальности, 10% - вообще не трудоустроены. Если ситуация не изменится, то уже в ближайшие три года, дефицит квалифицированных рабочих кадров может стать тормозом развития кузбасской экономики.

На сегодняшний день система профессионального образования области включает 147 учреждений образования, где обучается 160 тысяч 740 учащихся и студентов. Как отметил губернатор, в Кузбассе сохранена и развивается системы начального и среднего профессионального образования

- главного поставщика рабочих кадров. По комплексным показателям она является крупнейшей в Сибирском федеральном округе. Для повышения качества подготовки специалистов и укрепления материальной базы учебных заведений, Кемеровская область первой в России разработала и

внедрила модель социального партнёрства образовательных учреждений с промышленными предприятиями региона. Руководители предприятий как равные партнёры принимают участие в составлении учебных планов, программ, принятии экзаменов; организуют практику, определяют требования к качеству подготовки специалиста; вкладывают средства и в обучение, и в укрепление материальной базы учебных заведений, выделяют деньги на дополнительные стипендии, доплаты мастерам производственного обучения. А самое главное обеспечивают выпускников рабочими местами. Более 150 крупных предприятий области оказывают реальную, действенную поддержку учреждениям профессионального образования. Однако в Кузбассе более 3500 промышленных предприятий.

Необходимо предусмотреть при работе над соглашениями о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией области и собственниками компаний и предприятий их обязательства по организации стажировок и практик на базе своих предприятий и финансированию учреждений профобразования по направлению курируемых отраслей промышленности в рамках реализации региональной комплексной программы «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области» на 2011-2013 гг.

Благодаря сотрудничеству образовательных учреждений с предприятиями области в Кузбассе созданы крупные ресурсные центры на базе учреждений начального и среднего профессионального образования. Ресурсные центры - это лучшие профессиональные учебные заведения, которые имеют более мощную мате-

риальную базу. То есть это своеобразный учебный полигон для других учреждений такого же профиля, где учатся и студенты, и преподаватели. Сейчас в области действуют три ресурсных центра для ведущих отраслей промышленности: угольной, металлургической, сельского хозяйства. В 2011 году планируется создать ресурсный центр для подготовки кадров для строительной отрасли на базе Кузбасского техникума архитектуры, геодезии и строительства.

На коллегии была утверждена региональная комплексная программа «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области» на 2011-213 годы. По итогам заседания коллегии было принято распоряжение, в которое вошли меры поддержки профессионального образования в области. В целях создания условий для повышения качества подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов для экономики региона в соответствии со стратегическими ориентирами социально-экономического развития Кемеровской области, а также во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного Совета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 09.09.2010 г. №Пр-2663 были приняты следующие решения:

- для развития государственно-частного партнерства и увеличения числа пред-

приятий, взаимодействующих с системой профессионального образования, отраслевым департаментам совместно с руководителями предприятий, по согласованию с главами муниципальных образований Кемеровской области пересмотреть и расширить списки закрепления базовых предприятий за учреждениями профессионального образования.

- Предусмотреть при работе над соглашениями о социально-экономическом сотрудничестве между АКО и собственниками компаний их обязательства по организации стажировок и практик на базе своих предприятий и финансированию учреждений профобразования по направлению курируемых отраслей промышленности.

- Главам муниципальных образований Кемеровской области провести анализ программ социально-экономического развития муниципальных образований, предусмотреть в бюджете финансирование мероприятий, направленных на развитие системы подготовки и переподготовки кадров в учреждениях профессионального образования, а также на поддержку молодых специалистов.

- Активизировать работу координационных советов по подготовке кадров, а также работу по профессиональной ориентации молодежи на профессии и специальности, востребованные экономикой региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.