ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, УНИВЕРСИТЕТЫ КАК ЦЕНТРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Н. Е. Колесников
Непреходящая актуальность подготовки квалифицированных кадров, в частности рабочих и специалистов среднего звена, сохраняется и в нынешних кризисных условиях, когда занятость имеющейся рабочей силы во многих случаях является проблематичной. Однако потребность в квалифицированных, тем более высококвалифицированных, работниках и сегодня во многих производствах ощущается, а главное - без таких кадров нельзя рассчитывать на быстрый выход из нынешней финансово-экономической ситуации и последующее развитие отечественной экономики.
Рассмотрим некоторые вопросы подготовки кадров в начальных и средних профессионально-образовaтeльных учреждениях.
С точки зрения подготовки молодежи к труду его приоритетные сферы и профессии и их выбор четко проявляются в диспропорции распределения выпускников общеобразовательной школы в пользу высшей профессиональной школы. Во многих образовательных центрах страны, например в Санкт-Петербурге, прием в вузы почти сравнялся с общим выпуском школ. Лишь за счет того, что в крупные города едут продолжать учебу выпускники из других регионов и провинций, удается обеспечивать определенный уровень приема в среднюю и начальную профшколы. И это при том, что потребность отраслей экономики в квалифицированных рабочих кадрах, специалистах среднего уровня квалификации покрывается за счет выпускников этих учебных заведений, в частности в Петербурге, лишь на 5-10 %. В итоге и сформировалась нынешняя критическая кадровая ситуация, при которой специалистов с высшим образованием, «оседающих» в городе, ежегодно выпускается в 4,5 раза больше, а со средним и начальным профобразованием соответственно в 2 и 7 раз меньше, чем требуется. Поэтому многие выпускники вузов, на подготовку которых
247
затрачено немало средств как бюджетных, так и личных, а также сил и времени, вынуждены длительное время заниматься поиском подходящей работы, а часто соглашаться на далеко не отвечающую уровню их квалификации или получать вторую, более актуальную профессию, но уже исключительно за свой счет. Преодоление подобных диспропорций в обеспечении кадровых потребностей отраслей экономики регионов с учетом их реального, а также предстоящего развития видится, прежде всего, в безусловном и серьезном повышении роли начального и среднего профессионального образования (далее - НПО и СПО). Особенно если иметь в виду последние десятилетия, когда фактически нарастала деградация этой подсистемы в структуре отечественного образования.
В подсистеме начального профобразования наблюдается, согласно статистике, с 1995 г. сокращение числа учебных заведений и численности учащихся. Больше всего сокращение имело место начиная с 2005 г., т. е. с момента передачи этих учебных заведений в ведение субъектов РФ с целью оптимизации структуры подготовки и улучшения использования рабочих кадров в регионах. Такова была благая цель указанного преобразования, но практика обернулась, к сожалению, в ущерб самой подсистеме НПО и СПО, а следовательно, и экономик регионов. В настоящее время в ведении субъектов РФ находятся примерно 90% учреждений начального профобразования. По состоянию на 1 января 2007 г. в России система НПО насчитывала 3207 образовательных учреждений с контингентом учащихся около 1413 тыс. чел. (дневные учреждения - 2846 тыс. чел. и вечерние (сменные), другие учреждения - 361 тыс. чел.). Для сравнения: в 2004 г. функционировало 3686 учреждений НПО с общим контингентом обучающихся 1604 тыс. чел. (в процентах 2007 г. к 2004 г. соответственно 87 % и 88 %). Сокращается и выпуск квалифицированных рабочих - с 762,8 тыс. чел. в 2000 г. до 679,7 тыс. чел. в 2006 г., т. е. на 11 %. На 10000 человек занятого населения было подготовлено (выпущено) в 2006 г. 101 квалифицированных рабочих, в то время как в 2000 г. - 118. Эта тенденция прослеживается и в разрезе основных групп профессий, по которым имеются данные в статистике [1].
Подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях НПО осуществляется по 291 профессии. Кроме того, в образовательных учреждениях НПО расширяется практика курсов краткосрочной подготовки рабочих кадров из числа взрослого населения, имеющих профобразование, в том числе по направлениям региональных служб
248
занятости, договорам с работодателями и отдельными гражданами. В результате основная подготовка в этих учебных заведениях лишь в 1,5 раза превышает объемы краткосрочной подготовки и переподготовки рабочих.
Качество подготовки кадров в учебных заведениях НПО также часто не отвечает требованиям современного производства и запросам работодателей. Дело здесь не только в несовершенных технологиях обучения и устаревшем оборудовании, не позволяющем учащимся обрести необходимый уровень квалификации, но и в самой этой квалификации. Ведь требования к уровню квалификации выпускника, содержащиеся в образовательном стандарте, предписывают, в частности, подготовку по 3-му разряду. Поэтому и выходят из профучилищ и профлицеев рабочие, которых затем на предприятиях вынуждены доучивать до 4-5 разрядов с тем, чтобы они сразу включались полноценно в производственные процессы. Для преодоления этого и других подобных недостатков в профподготовке квалифицированных рабочих в учебных заведениях НПО специалистами предлагается, в частности, увеличить объемы практической отработки профессиональных умений и навыков учащимися. При этом следует предоставить право учебным заведениям осуществлять более основательное и углубленное профобучение по основным профессиям и обучать выпускников, кроме того, смежным специальностям с тем, чтобы они получали требуемые на производстве квалификационные разряды и профессионально-квалификационные профили. При поддержке работодателей профучилища и лицеи все больше должны брать на себя функции (наряду с обучением подростков первой рабочей профессии) постоянно действующих центров повышения квалификации взрослого населения.
Средние профессиональные учебные заведения решают задачи подготовки специалистов среднего звена с одновременным получением рабочей квалификации по особо сложным профессиям, требующим среднего профобразования согласно тарифно-квалификационным характеристикам или профессиональным стандартам. Сегодня в нашей стране, как известно, существуют два основных вида средних профессиональных учебных заведений: техникум и колледж. Техникум реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня. Колледж осуществляет основные профессиональные образовательные про-
249
граммы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.
Среднее профессиональное образование, с точки зрения его прежде всего количественных показателей, развивалось в последние годы, как свидетельствует статистика, более успешно по сравнению с начальным профобразованием. На 1 января 2007 г. в России действовало 2847 учреждений среднего профобразования, из них 2631 государственных и 216 негосударственных (соответственно 92 % и 8 %) с общим контингентом студентов 2514 тыс. чел., из которых 2388,9 тыс. чел. государственных и 125,2 тыс. - негосударственных учреждений (соответственно 95 % и 5 %). Для сравнения: в 2004 г. функционировало 2805 учреждений СПО (99 % к 2007 г.), из них 2637 государственные и 168 негосударственные (к 2007 г. соответственно 100 % и 78 %). Примерно 60 % от общего числа учреждений среднего профобразования находятся в ведении субъектов Федерации. Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в учреждениях СПО осуществляется по 260 профессиям. При этом наукоемкие и высокотехнологичные профессии составляют 15 % от общего числа.
Анализ структуры подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в СПО показывает наличие здесь устойчивой проблемы: сохраняющееся многие годы несоответствие структуры и масштабов подготовки кадров потребностям экономики регионов и страны: 40 % выпускников СПО - это экономисты и юристы; лишь 18 % выпускников подготовлены для работы в промышленности; 7 % - для работы на транспорте, столько же (7 %) - для бурно развивающейся строительной индустрии; 4 % - для агропрома и 5 % - для сферы обслуживания, общественного питания, ЖКХ. Все это обусловлено в значительной мере ориентацией среднего профобразования на привлечение внебюджетных средств за счет обучения по договорам кадров по конъюнктурным специальностям (юристов, экономистов, специалистов для салонов красоты, и т. д.). Недостаточное финансирование учебных заведений со стороны местных и федерального бюджетов вынуждает добывать внебюджетные средства для обеспечения надбавок к зарплате работникам СПО и сохранять тем самым их штаты.
В целом начальное и среднее профобразование до последнего времени решало прежде всего проблему собственного выживания. Недостаточные масштабы бюджетного финансирования и инвестирования сводили фактически к нулю возможности модернизации их учебно-материальной базы. У работодателей также не было серьез-
250
ных экономических стимулов для инвестиций в эти учебные заведения. В результате более 70 % оборудования исчерпали свой производственно-образовательный ресурс, практически не ведется новое строительство и реконструкция зданий, общежитий. Самый низкий в сфере образования уровень оплаты труда и стипендиального обеспечения сдерживали обновление и развитие в инновационном направлении кадрового состава учебных заведений; преподавателей, мастеров производственного обучения. Отрицательно сказывается на престижности и эффективности НПО и СПО доминирование высшего образования, ориентация общеобразовательной школы только на задачи университетов.
Новый этап в развитии подсистемы начального и среднего профобразования начался с 2007 г., когда государство стало оказывать этим учебным заведениям серьезную поддержку, прежде всего в рамках нацпроекта «Образование». С этого времени в данном нацпроекте реализуется в качестве самостоятельного направление «Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования» (постановление правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 850). Стратегической задачей при этом является преодоление отставания в структуре, масштабах и содержании (качестве) подготовки квалифицированных кадров рассматриваемого уровня квалификации от требований предприятий различных отраслей экономики. Средства господдержки на реализацию инновационных программ в учебных заведениях начального и среднего профобразования составили 1,8 млрд руб. Привлеченные средства софинансирования, в том числе из средств бюджетов субъектов РФ и работодателей, превысили средства господдержки и составили около 2 млрд руб., в том числе средства работодателей 1,1 млрд руб. Это свидетельствует о заинтересованности как региональных властей, так и работодателей в решении вопросов улучшения подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
В ходе реализации этого проекта на уровне начального и среднего профобразования осуществляется расширение взаимодействия учебных заведений этой подсистемы с работодателями, ускоряется процесс формирования и развития соответствующих инновационных образовательных ресурсов, включая разработку нового Государственного образовательного стандарта, создаются и реализуются иннова-
251
ционные методики и технологии обучения и т. д., что в конечном счете поднимает качество профессионального образования в данных учебных заведениях. Новое явление в комплексе таких преобразований -создание ресурсных центров, развитие новых организационных форм профессионального образования. Разработан правительственный комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 г., который реализуется через проекты Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Осуществляется также комплекс мер на период до 2010 г. по решению вопросов совершенствования структуры профессионального образования с точки зрения содержания обучения в колледжах, техникумах, профессиональных лицеях, училищах, налаживания более тесных связей с предприятиями по обновлению материально-технической базы учебных заведений, обеспечению подготовки кадров требуемой производством квалификации, прежде всего высококвалифицированных рабочих.
По завершении трехлетнего срока реализации данного раздела нацпроекта ожидается продление этого этапа на 2010-2011 гг. с увеличением ежегодной господдержки начального и среднего профобразования в объеме до 3,6 млрд руб.
Выделяемые на развитие системы профобразования средства направляются прежде всего на совершенствование учебноматериальной базы. Учебные станки, оснащение лабораторий и классов должны быть не просто современными, но и соответствовать требованиям завтрашнего дня. Такая материально-техническая база сегодня все чаще создается в результате объединения нескольких технологически и профессионально близких учебных заведений и создания таким образом мощных образовательных центров.
Одним из важных факторов дальнейшего успешного развития начальной и средней подсистем профессионального образования являются вопросы обеспечения кадрами педагогов и мастеров производственного обучения. Сегодня нехватка этих работников во многом сдерживает модернизацию учебных процессов в данных учреждениях, в первую очередь, как видно из практики регионов, в учебных заведениях федерального подчинения. Одна из основных причин этого - низкая зарплата, которая во многих случаях не соответствует уровню квалификации этих специалистов.
Одно из важных направлений развития подсистем начального и среднего профобразования - интегрирование программ НПО и СПО и
252
создание соответствующих интегрированных (двухуровневых) профессиональных учебных заведений на базе нынешних колледжей и техникумов. Другая тенденция - преобразование профессиональных лицеев в средние специальные учебные заведения: техникумы и колледжи с сохранением реализации ими программ НПО. В результате должен происходить рост приема и подготовки по программам СПО на базе НПО, что весьма актуально в условиях складывающейся демографической ситуации и низкой популярности у молодежи учебных заведений начального профобразования.
Интеграционные процессы позволяют устранить дублирование в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего и высокого профессионального уровня, более рационально использовать финансовые ресурсы, материально-техническую, учебнолабораторную базу, кадровый потенциал.
Профессионально-образовательные учреждения сегодня все чаще становятся многофункциональными комплексами, способными не только формировать первичную квалификацию кадров, но и непрерывно ее повышать, развивать по мере роста и развития требований производства к его личному фактору, В одних и тех же современных классах, лабораториях, мастерских одни студенты осваивают основную специальность, другие - дополнительную, работающие люди -смежную, повышают квалификацию и т. д. Обучение на протяжении всей трудовой жизни стало сегодня объективным требованием развивающейся, инновационной экономики и обретает все больше черты повседневной реальности. В период до 2010 г., как ожидается, будут разработаны и введены в действие федеральные Государственные образовательные стандарты НПО и СПО нового поколения. Эти стандарты впервые разрабатываются совместно с работодателями. Они позволят непосредственно увязать основные функции трудовой деятельности и необходимые при этом образовательные уровни и профессиональные компетенции выпускника. Новые стандарты
предполагают расширение свободы профессионально-
образовательного учреждения в формировании содержания профессиональной программы с учетом при этом пожеланий работодателей.
Важной и труднорешаемой в течение многих лет проблемой является обеспечение в соответствии с запросами рынка труда ориентации выпускников общеобразовательной школы на овладение рабочими профессиями. В последнее время власти регионов стали больше уделять внимания профессиональной ориентации в надежде
253
как-то поправить положение с поголовным устремлением выпускников школы в вузы. В Петербурге, например, действует городская «Программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся образовательных учреждений общего, начального, среднего профессионального образования». Объектами реализации этой программы являются школы, лицеи, училища, колледжи, техникумы. Ее участниками выступают также родители, работодатели, общественные объединения, представляющие их интересы, и др. Научно-методическое обеспечение этой деятельности осуществляет Центр управления человеческими ресурсами в регионе (находится в структуре академии последипломного педагогического образования), исследуя одновременно ситуацию на рынке труда, динамики спроса и предложения и т. д.
Свою роль в выборе молодыми гражданами страны сферы приложения своего труда, наряду с учебными заведениями профшколы, заинтересованными в притоке в свои аудитории выпускников общеобразовательной школы, и предприятиями, обеспокоенными нехваткой квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, играют общественные институты. Прежде всего активным средством определенной ориентации молодежи в мире профессий и видов деятельности являются средства массовой информации: телевидение, радио, печать, кино. СМИ ежедневно показывают и рассказывают сюжеты о достоинствах и достижениях в сфере культуры, о фестивалях и конкурсах в мире музыки, кино и т. д. И лишь мельком, кое-где, иногда скороговоркой - о проблемах с кадрами в реальном секторе экономики, о рабочих профессиях. В то же время полная информация о современном состоянии подготовки кадров в учебных заведениях начального и среднего профобразования, о качественно новых квалификациях их выпускников, их перспективах и возможностях дальнейшего профессионального, квалификационного, социального роста и развития позволит по-иному, более положительно взглянуть и оценить эти учебные заведения и в целом эти профессии. Важно показать старшеклассникам и их родителям, что сама начальная и средняя профшкола сегодня преобразуется, органично встраиваясь в единую профессионально-образовательную систему регионов и страны.
Наряду с этим не менее важную роль в формировании более высокого престижа рассматриваемых профессий и в целом соответствующей сферы труда играют содержание и условия труда на рабочих местах, где заняты сегодня квалифицированные рабочие (да мало- и
254
неквалифицированные тоже) и специалисты среднего звена. Именно этот вопрос является, с нашей точки зрения, базовым наряду, скажем, с оплатой труда, в части формирования положительного отношения, прежде всего у молодежи, к сфере и профессиям труда массового, исполнительского. Если вопросы оплаты труда квалифицированных рабочих сегодня в значительной мере решаются положительно, то содержание и условия труда на рабочих местах (условия труда здесь понимаются в узком смысле: по показателям тяжести, вредности для здоровья, санитарно-гигиенических критериев и т. д.) по большинству рабочих профессий (промышленность, строительство и др. отрасли) остается в России сферой, можно сказать, забытой прежде всего работодателями, в чьей собственности сегодня находится в своей большей части наша экономика.
Программы инновационной перестройки экономики регионов и страны, точечные островки нанотехнологий и охватывают пока что лишь верхнюю и далеко не определяющую часть экономического, а тем более социально-экономического, айсберга. До массового преобразования на подобных принципах и для решения подобных задач рабочих мест и содержания низшего и среднего квалификационного поля профессий дело пока не доходит, и вряд ли скоро можно будет наблюдать здесь серьезные сдвиги. Без активного государственного вмешательства в организацию работ по коренному преобразованию содержания и условий труда на массовых рабочих местах, а отсюда в содержание и квалификационные требования прежде всего основных, ведущих рабочих профессий отраслей народного хозяйства прогресса здесь ожидать не приходится. Комплексные, глубокие преобразования содержания и условий труда рабочих, в частности квалифицированных рабочих, подготовка которых осуществляется в учебных заведениях начального и среднего профобразования, являются одним из решающих факторов повышения привлекательности этих профессий в глазах прежде всего молодежи, определяющей выбор своей профессиональной деятельности. Без осуществления подобных мер нельзя всерьез считать, что лишь различными профориентационными беседами и уговорами можно убедить подростков выбрать себе профессию слесаря или станочника и т. д., если их к этому не принудят другие жизненные обстоятельства.
255