НЕПРЕРЫВНОСТЬ КАК СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ И РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Н. Е. Колесников
Профессионально-квалификационный потенциал кадров региона, страны и его непрерывное наращивание и качественный рост благодаря действию, в частности системы непрерывного профессионального образования, являются ведущим фактором экономического и социального развития страны. Вместе с тем, наличие серьезных проблем, как на этапе его формирования (в учебных заведениях системы профессионального образования), так в еще большей степени в условиях его реализации - в производственно-трудовой сфере, не позволяет ему в полной мере проявить свою эффективность. Остановимся на некоторых моментах в сложном механизме формирования и реализации профессионально-квалификационного потенциала кадров.
Эффективность реализации полученных в профессиональном учебном заведении знаний, умений, навыков зависит в первую очередь и в значительно, если не в решающей мере, от выбора выпускниками школы сферы труда и будущей профессии.
Не один десяток лет в нашей стране и в обществе идут дискуссии о причинах серьезных несоответствий между потребностью регионов и страны в целом в определенной профессиональной структуре квалифицированных рабочих и специалистов и имеющейся структурой профессий в профессиональных учебных заведениях регионов и образовательных центрах страны, а также о путях преодоления такого несоответствия. Выпускники школы, а следовательно и их родители, в подавляющем большинстве случаев, тяготеют к профессиям высшей профшколы. Согласно данным ежегодных опросов профессиональных намерений выпускников школ, проводимых Высшей школой экономики (ВШЭ) вместе с Росстатом и Фондом общественного мнения и Левада-центром, около 88% семей предпочитают, чтобы их дети получили высшее образование, а 57,4% готовы за это платить. После 9-го класса готовы продолжать обучение в общеобразовательной школе 62% учащихся, идти в техникум - 11%, а в профучилище или лицей - лишь 5%. Из остальных 20% неопределившихся и рекрутируются учащиеся профучилищ и средних специальных учебных заведений [1]. Эти пропорции укладываются в более общем виде в известное соотношение 30% и
345
70%, где первое - это выпуск квалифицированных рабочих (начальное и среднее профобразование), а второе - выпуск специалистов (высшее профессиональное образование). Экономике страны желательно обратное соотношение: 70% - квалифицированных рабочих и 30% - специалистов.
В результате сложившегося перекоса в подготовке кадров различной квалификации труда экономики регионов, отраслей получают слабо мотивированных к эффективной профессиональной деятельности и дальнейшему наращиванию и развитию своего профессионально-квалификационного потенциала рабочих и специалистов. Кроме того, велико число выпускников техникумов и колледжей, которые вообще ни дня не собираются работать по специальности, а рассматривают учебу как ступеньку для поступления в вуз. Отсюда понятен тот дефицит квалифицированных кадров, главным образом в нижнем и среднем звене квалифицированного труда (рабочие, техники, младшие специалисты), который остро испытывают уже не первый год экономика страны. Оптимизация профессиональной структуры приема и выпуска квалифицированных рабочих и специалистов средней и высокой квалификации в предстоящие годы ожидается по ряду направлений под воздействием многих факторов. Прежде всего, проходящая реформа и модернизация высшего образования приведет, несомненно, к повышению требований к статусу вузов, главным образом, к качеству их основной деятельности - подготовке кадров специалистов соответствующего уровня квалификации. Многие вузы, как ожидается, не выдержат новых требований, и в результате существенно сократится их число, а тем самым меньше станет конкурентов у средних и начальных профессиональных учебных заведений в борьбе за абитуриентов. Хотя выбор профессий и вузов у выпускников школы будет не столь богатым, зато более реальным и надежным с точки зрения последующего трудоустройства. Возможность выбора желаемой профессии, при наличии необходимых личностных данных, будет всегда, однако без столь массового неиспользования полученных в вузе знаний, как это имеет место сегодня.
Мы полагаем, что служба профессиональной консультации и ориентации должна повысить свою практическую помощь в выборе и подборе профессии (с учетом интересов, способностей и возможностей) выпускникам общеобразовательной школы и их родителям. Для этого специалисты профориентационной службы должны располагать прогнозами развития соответствующих регионов, включая показатели развития сферы труда, рынка труда на ближайшие, как минимум, 10 лет с тем, чтобы выпускник той или иной профшколы
346
мог работать ряд лет в прогнозируемых производственно-трудовых условиях. При всей важности работы службы профконсультации и профориентации, нельзя считать обоснованными утверждения некоторых специалистов, работодателей и экспертов о том, что основная причина нынешних перекосов в профессиональной структуре выпуска квалифицированных рабочих и специалистов связана с неправильной работой службы профориентации [2]. Ведь сегодня мало кто всерьез скажет, что выпускники школы идут в основном в вузы, а не в средние, а тем более в начальные профессиональные учебные заведения, только потому, что их плохо консультировали профконсультанты. Здесь много причин, и главные из них: во-первых, сам труд, его содержание и условия существенно различаются у рабочих и инженеров, а тем более у офисных работников: во-вторых, оплата труда играет далеко не последнюю роль, и она нередко весьма различна у рабочих и специалистов с высшим образованием, причем не в пользу первых и др. Только радикальные преобразования, прежде всего, в содержании и условиях труда на рабочих местах промышленных предприятий позволят улучшить не только содержание и условия, но и повысить культуру труда, сделать рабочие профессии квалифицированного труда действительно интеллектуально насыщенными, и т. д. Такие профессии и квалификации молодежь будет с большим интересом осваивать. Но, такую работу, весьма затратную как по времени, так и по средствам необходимо осуществлять, перестраивая производство, технологию, организацию труда, модернизируя всю совокупность рабочих мест квалифицированного труда рабочих. Обновление содержания рабочих профессий, рабочих мест квалифицированного рабочего труда, всей производственно-трудовой среды послужит, на наш взгляд, определяющим условием для формирования у молодежи интереса к этому виду общественно необходимого труда и связанных с ним профессий.
А пока остается уповать лишь на профориентаторов, но они мало что могут изменить в нынешней ситуации, когда рабочие места обновляются крайне слабо, даже их аттестация по критериям условий и охраны труда, которая требуется Трудовым кодексом РФ, проводится чрезвычайно медленно. Такие работы проводят сотрудники региональных служб Гострудинспекции за счет средств работодателя. Из-за ограниченного штата сотрудников в год обследуется и аттестуется лишь несколько процентов рабочих мест в регионе. Например, в Петербурге в 2009 г. было аттестовано лишь 2,85% рабочих мест хозяйствующих субъектов (в 2008 г. - 3,1 %). Несмотря
347
на то, что аттестация предусмотрена трудовым законодательством, работодатели подходят к этому весьма неохотно. Понятно, ведь такая работа требует, кроме всего прочего, и немалых средств (аттестация одного рабочего места обходится примерно в 3 тыс. руб.). Но это речь идет об аттестации рабочих мест по критериям, как отмечалось, условий и охраны труда. Другое, значительно более сложное дело представит собой обследование, характеристика рабочих мест для целей последующей их модернизации, равно как и сама эта работа. Но без всего этого модернизация промышленности может оказаться неэффективной.
В целях повышения эффективности работы учебных заведений начального и среднего профобразования в регионах сегодня формируются и развиваются новые организационные формы. Широкое распространение получают инновационные образовательнопрофессиональные кластеры на базе корпорации средних профессиональных учебных заведений в рамках региона. В рамках социально-экономических программ развития субъектов Российской Федерации развиваются региональные системы подготовки кадров на основе интеграции институтов начального, среднего, высшего и послевузовского профобразования. В дальнейшим, на наш взгляд, должно произойти расширение интеграционных связей профшколы за свои пределы и выход в сферу производства, т. е. туда, где происходит реализация профессионально-трудового и квалификационного потенциала выпускников этой школы. Речь идет о формировании своего рода кластера, опирающегося на логически действующие и объективно необходимые интеграционные связи и корпоративные отношения между, с одной стороны, образовательно-
профессиональной сферой, и сферой производства, с другой стороны. В каждом регионе, исходя из содержания и структуры его экономики, имеющегося образовательного потенциала, могут быть сформированы соответствующие кластерные образовательно-
профессионально-производственные объединения. Их основная задача - налаживать, поддерживать и развивать в непрерывном режиме взаимодействие между производством и сферой подготовки кадров. Причем не только образовательная сфера должна учитывать запросы сферы производства, но и наоборот, сфера производства должна учитывать требования со стороны выпускников профессиональных учебных заведений как профессионалов и как личностей, у которых имеются свои социокультурные запросы.
Важнейшим качеством функционирования такого образовательно-производственного кластера является непрерывность потока
348
взаимной информации о текущих и предстоящих (ожидаемых) процессах, их изменениях и развитии. Подобная непрерывность предполагает определенное единство и целостность функционирующей системы, состоящей из дискретных элементов (составные части -профобразование, хозяйствующие субъекты). Сложность проблемы состоит в устранении рассогласованности между всеми элементами образовательно-производственного кластера, без чего невозможно достичь эффективной работы подобного кластера как одной из наиболее результативных форм подготовки к труду и осуществления самого труда.
Список литературы
1. Среднее профессиональное образование. № 8. 2010. С. 30.
2. Российская газета, от 2 февраля 2011 г.
349