ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Е. А. Г натышина
ГАРМОНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОТРАСЛЕВЫХ КАДРОВ И ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА
Аннотация. Предметом исследования, отраженного в статье, является процесс консолидации учреждений профессионального образования, обеспечивающих воспроизводство квалифицированных рабочих, техников-технологов, педагогов профессионального обучения. Тема работы - формирование согласованных механизмов набора абитуриентов и подготовки студентов с учетом требований работодателей в условиях профилированного кластера. Цель - теоретико-практическое изучение, обобщение и прогнозирование развития опыта Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета по взаимодействию с социальными партнерами. В качестве основных методов исследования применялись анализ педагогической периодики и научной литературы по проблеме, моделирование, конструирование, социально-педагогический консилиум, рефлексия кластерных отношений, оптимизация образовательного процесса в создаваемых кластерных подсистемах.
Результаты работы могут быть использованы для уточнения структуры, функций, форм и методов деятельности расширяющегося кластерного сообщества; открытия в средних (полных) школах Челябинска и области специализированных классов по подготовке рабочих кадров; совместного проектирования участниками кластера региональных компонентов стандартов по указанным образовательным направлениям; создания смежного экспериментального программно-методического обеспечения стандартов и др. Проведенное исследование, по мысли автора, должно способствовать укреплению деловых связей учреждений профобразования, государственных предприятий, бизнеса, отраслевой и педагогической науки, муниципальных органов власти; усилению интеграции в подготовке отраслевых кадров и педагогов профессионального обучения; повышению качества их образования, достижению его технологичности и, в силу этого, удовлетворению запросов работодателей, обеспечению стратегического развития региональной социально-экономической инфраструктуры.
Ключевые слова: профессионально-образовательный кластер, партнерство, функции, отраслевые кадры, педагог профессионального обучения; профориентация, практическая подготовка обучающихся, учебно-методическое сотрудничество, научное сотрудничество, повышение квалификации, мониторинг сотрудничества.
Abstract. The subject of the research presented in the paper involves the consolidation process of vocational training institutions providing the reproduction of qualified workforce, technicians, engineers and vocational training teachers. The authors consider the development of a harmonized set of mechanisms for the entrants selection and students training according to the employers’ requirements profiled in the cluster. The research objective includes the theoretical and applied studies, summarizing and forecasting the professional experience of Chelyabinsk State Pedagogic University in collaboration with the social partners. As the main research methods, the analysis of scientific publications was implied along with the modeling, socio-pedagogical consultations, cluster relations consideration and optimization of educational process in newly created cluster subsystems.
The research findings can be used for identifying the structure, functions, forms and activity methods of developing cluster community; introducing vocational classes at secondary schools in Chelyabinsk region; designing the regional standard components; methodology and software development, etc. According to the authors the research data can facilitate business relations between the vocational training institutions, state enterprises, business, industrial and pedagogic sciences, and municipal establishments; increase the integration of workforce and vocational teachers training, as well as the training quality to meet the employers’ requirements and provide the strategic development of the region’s socio-economic infrastructure.
Index terms: professional educational cluster, partnership, functions, industrial workforce, vocational training teacher, vocational guidance, vocational training, educational methodological cooperation, scientific cooperation, further training, cooperation monitoring.
С середины 90-х гг. прошлого века, в результате провозглашения Законом РФ «Об образовании» принципов непрерывности и многоуровневости образования, в отечественной педагогике возник интерес к феномену социального сотрудничества. Традиционными в научных исследованиях и образовательной практике стали интегральные связи в системах «НПО - СПО», «СПО - ВПО», «НПО - СПО - ВПО» и др. После утверждения в 2002 г. Концепции профильного обучения спектр этих связей расширился благодаря включению в их состав средних общеобразовательных школ.
Очевидно, что взаимодействие образовательных учреждений может быть продуктивным только при наличии отлаженной системы взаимовыгодных деловых отношений. Однако реалии образовательной практики часто обнаруживают слабую эффективность таких систем в регионах: не-
четкость в планировании их деятельности; выпадение из их структуры значимых субъектов внешней среды; фрагментарность функций и т. д. Причина такой ситуации заключается прежде всего в отсутствии системообразующего начала при построении образовательного партнерства.
Преодолению указанных негативных моментов может способствовать внедрение кластерного подхода к организации социального взаимодействия в системе подготовки кадров.
Слово «кластер» в переводе с английского имеет несколько значений: 1) скопление; 2) кисть, гроздь, блок; 3) группа зданий, имеющих один двор, и др.
Образовательный кластер позиционируется в науке как устойчивое объединение муниципальных образований и разноуровневых учебных заведений региона вокруг интеллектуального центра - вуза, консолидирующего образовательные и управленческие структуры в единый организм на основе общих целей и сбалансированного представления их интересов [4, с. 113].
Если образовательный кластер ориентирован на подготовку отраслевых кадров, в его структуру входят значимые субъекты экономики -научно-исследовательские институты (НИИ), научно-производственные компании и предприятия (НПК, НПП), а также частно-государственные предприятия и организации [2, с. 122]. То же можно сказать о кластере, в котором роль мозгового центра играет профессионально-педагогический факультет вуза. При этом перед системой кластерных отношений встает задача формирования бинарной (педагогически-отраслевой) компетентности будущих педагогов профессионального обучения. Модель подобного кластера, созданного на Южном Урале на базе Профессиональнопедагогического института Челябинского государственного педагогического университета (ППИ ЧГПУ), представлена на рис. 1.
На рис. 2 приведены фрагменты системы контактов ППИ ЧГПУ с различными группами социальных партнеров в текущий период времени.
К стратегическим задачам формируемого кластерного сообщества относятся:
1) сближение сфер учебно-методического, научного и частно-государственного партнерства в подготовке отраслевых кадров и отраслевых педагогов, обеспечение соответствия содержания подготовки требованиям работодателей;
2) сопряжение профилей подготовки отраслевых кадров и отраслевых педагогов на основе исследования перспективных потребностей региональных рынков труда;
3) разработка для учреждений НПО, СПО и ВППО инновационных учебных программ, интегрирующих достижения науки, техники и технологий, обеспечивающих подготовку кадров для технологических отраслей экономики;
4) повышение в обществе престижа рабочих профессий и профессионально-педагогических специальностей.
,4- Договор
ППИ ЧГПУ ПАРТНЕРЫ ИНСТИТУТА
Соглашение
Кафедры института:
• педагогики и психологии ПО;
• информационных технологий и предметных методик;
• автомобилей, автохозяйства и методики технических дисциплин;
• экономики, управления и права;
• дизайна и предметных методик;
• пищевых технологий и предметных методик
Региональная лаборатория «Актуальные проблемы профобразования»
Психологический центр
Сектор организации практик
Рис. 1. Структурно-функциональная модель профессиональнообразовательного кластера «ППИ - региональная система подготовки
кадров»
Целенаправленное решение обозначенных задач осуществляется с помощью комплекса функций, наиболее значимой из которых является функция профессиональной ориентации. Ее ведущая роль в системе профессионально-образовательного партнерства обусловлена важностью укрепления имиджа педагога профессионального обучения как реализатора потребностей общества в подготовке квалифицированных рабочих и одновременно -необходимостью пропаганды среди молодежи рабочих профессий. В соот-
о сотрудничестве
Функции партнерства
• Профориентационная работа
• Организация практик обучающихся
• Учебно-методическое сотрудничество
• Научное сотрудничество
• Повышение квалификации кадров
• Мониторинг взаимодействия
Образовательные
учреждения
региона:
• общеобразовательные школы; учреждения НПО (профучилища, лицеи);
• учреждения СПО (техникумы, колледжи);
• вузы, факультеты вузов по отраслевым направлениям подготовки кадров
Муниципальные образования городов и районов
НИИ, НПК, НПП
Отраслевые предприятия, учреждения, организации
ветствии с этим целью профориентационной работы в созданном ППИ кластере считается не только увеличение количества студентов института, но и содействие набору учащихся в учебные заведения НПО.
Рис. 2. Состав профессионально-образовательного кластера «ППИ - региональная систтема подготовки кадров» (фрагменты)
Виды и формы профориентационных мероприятий, направленных на пополнение контингента обучающихся в ППИ, достаточно разнообразны: участие кафедр в работе педсоветов и методических комиссий образовательных учреждений, в районных совещаниях руководителей ОУ; выступления на родительских собраниях в учебных заведениях; встречи с выпускни-
ками школ, профессиональных училищ, лицеев, техникумов и колледжей, проведение круглых столов «Выбираем свой путь»; презентации эксклюзивных программ о деятельности института; организация клубов общения учащихся и студентов; создание творческих студий ППИ в базовых учебных заведениях; организация выездных элективных курсов ученых ППИ с целью раскрытия специфики и преимуществ профессионально-педагогического труда; привлечение обучающихся ОУ к состязаниям в олимпиадах, конкурсах профмастерства, к работе научного общества «Академия успеха», функционирующего в составе ППИ; использование дистанционных технологий подготовки абитуриентов к поступлению в университет.
Увеличению количества студентов базовых учреждений начального профобразования способствует комплекс следующих мер: проведение семинаров по профориентологии для педагогов и руководителей УНПО; помощь в планировании профориентационной деятельности; подключение к этой деятельности представителей работодателей; опросы учащихся школ и учреждений дополнительного образования, выявляющие возможности освоения ими конкретных профессий.
С целью поддержки рабочих профессий институт инициировал создание в базовых школах кластерного сообщества экспериментальных классов, обеспечивающих начальную профессиональную подготовку. Стимулом для внедрения этого новшества послужили итоги опроса школьников в рамках национального проекта «Образование», показавшие, что многие из них хотят освоить ту или иную профессию и чувствовать себя социально защищенными по окончании школы [1, с. 5]. В 2010/11 уч. г. в МОУ СОШ № 147 г. Челябинска были открыты классы по подготовке операторов ЭВМ и автослесарей, в Мирненской и Ларинской школах Челябинской области -классы по обучению профессии тракториста. Результаты этой деятельности станут основой для ее совершенствования.
Не менее важной функцией развивающегося «в поле тяготения» ППИ кластерного сообщества является практическая подготовка студентов к профессиональному труду.
Согласно требованиям образовательных стандартов, выпускник профессионально-педагогического факультета вуза обязан освоить четыре вида образовательной практики:
• квалификационную - по рабочей профессии;
• технологическую - по специальности СПО;
• педагогическую, включающую участие в учебном процессе УНПО (ССУЗа) под руководством наставника;
• преддипломную, предусматривающую самостоятельное проведение занятий по освоенной специальности ВПО и написание дипломной работы.
Организация практик осуществляется в соответствии с двумя непреложными условиями.
1. Практическая профессиональная подготовка должна происходить на базе технологически развитых производств и учебных заведений. Погружение в атмосферу квалифицированного труда поднимает планку деловых притязаний студентов, вырабатывает у них верные профессиональные ценности.
2. Все виды практик должны быть пролонгированы и связаны с кооперацией практической и проектной деятельности [3, с. 5]. Технологически это представляет совокупность следующих этапов:
1) знакомство с работой базового лицея, училища, колледжа, техникума, прохождение первой квалификационной практики;
2) участие в мероприятиях ОУ, разработка научной идеи совместно с его учащимся (студентом), прохождение второй квалификационной практики, защита рабочего разряда;
3) прохождение первой технологической практики, продолжение научной работы с обучающимся-партнером, участие в обсуждении мероприятий, открытых занятий, формулирование проблем, мешающих эффективности учебного процесса в данном учреждении, попытка их решения в курсовых проектах;
4) прохождение второй технологической практики, совместное с педагогом руководство научной работой учащегося (студента), прохождение педагогической практики с апробацией элементов решения выявленных проблем, их уточнение, выделение главной, сообразной личным интересам, ее осмысление в очередной курсовой работе;
5) самостоятельное руководство научной работой учащегося (студента), прохождение преддипломной практики с верификацией исследуемой проблемы, отражение результатов в дипломной работе.
Изложенный подход продуцирует способность выпускника ППИ к психологически безболезненному принятию специфики образовательного процесса по месту трудоустройства. Сформированные адаптационные умения помогают ему органично включиться в работу, а проектные навыки содействуют оперативному включению в инновационную деятельность.
Описанная технология организации практик студентов может быть реализована только в условиях кластерного сообщества, где усилия вуза
находят понимание и поддержку в коллективах учебных заведений, предприятий, организаций. Сплочению такого сообщества способствует функция учебно-методического сотрудничества.
Под учебно-методическим сотрудничеством мы понимаем совокупность целенаправленных партнерских действий по достижению качества программно- и учебно-методического обеспечения образовательного процесса в учебных заведениях «кластерного двора», а также совместное совершенствование методик подготовки обучающихся в его условиях. Оптимальный способ решения этих задач - организация творческих групп из числа ученых НИИ, НПК, НПП, профессоров и преподавателей учебных заведений, представителей работодателей по отраслям экономики. Их усилия должны быть направлены: 1) на координацию учебных планов и программ в учреждениях профессионального и профессионально-педагогического образования; 2) взаимопомощь в разработке учебно-методических комплексов дисциплин по профилям подготовки отраслевых кадров и отраслевых педагогов; 3) совместную разработку учебных пособий, рекомендаций, адекватных изменяющимся условиям обучения; 4) обеспечение экспертизы указанных материалов, их доработку, создание электронных версий и размещение на сайтах кластерного сообщества; 5) обмен опытом работы в ходе научно-методических семинаров, конференций; 6) проведение мастер-классов по профилям образовательной подготовки и т. д.
Решение указанных задач осуществляется всеми кафедрами ППИ с учетом интересов партнеров по кластеру.
Научное сотрудничество участников профессионально-образовательного кластера выстраивается по двум направлениям: 1) организация исследовательской деятельности учащихся и студентов; 2) организация научного взаимодействия педагогических коллективов друг с другом и с частно-государственными партнерами.
Построение практик студентов ППИ, как мы уже отмечали, связано с поиском решения проблем в деятельности базовых учебных заведений. То, что студенты привлекаются к совместному с обучающимися ОУ выполнению научных работ, а далее становятся руководителями таких работ, способствует усилению связей ППИ с партнерами по подготовке отраслевых кадров, ибо содействует поднятию престижа последних на региональной арене. В 2008 г. пять, а в 2009 г. шесть совместных проектов студентов ППИ, челябинских техникумов и колледжей удостоились призовых мест на конкурсах научных работ студентов и молодых ученых, объявленных Правительством Челябинской области.
Объединение творческой молодежи вокруг института в значительной степени связано с созданием на его базе областного научного общества учащихся и студентов «Академия успеха», занимающего прочные позиции во всероссийском научном молодежном движении. За последние пять лет его участники одержали более 20 побед в конкурсах разных уровней, получили более 70 грантов ЧГПУ, Правительства области и Президента России. Контингент общества непрерывно пополняется благодаря пропаганде его деятельности во время декад науки, проводимых кафедрами ППИ в институте и на выездных мероприятиях в Челябинске и области.
Направленность на развитие исследовательских навыков обучающихся стимулирует научный рост входящих в кластерное сообщество педагогических коллективов. Этот рост поддерживается научным сотворчеством образовательных учреждений и их частно-государственных партнеров, которое имеет свою специфику.
Прежде всего необходимо отметить ориентацию на передовые технологии подготовки кадров. Важно, что в учебном процессе освещаются реальные, а не псевдопередовые способы отраслевого труда. Показателен в этом отношении опыт кафедры автомобилей, автохозяйства и методики преподавания технических дисциплин, сотрудники которой имеют более 90 патентов на изобретения, осуществленные совместно с крупными научными центрами России. Соавторами многих из них являются студенты ППИ, УСПО и учащиеся УНПО области.
Значимая сфера научного партнерства в профессионально-образовательном кластере - развитие культуротворческого потенциала его участников, стимулирующего компетентность и ответственность профессионалов за результаты труда. Данные изыскания координируются лабораторией «Актуальные проблемы профобразования».
С вопросами формирования культуротворческих начал личности профессионала тесно связаны проблемы индивидуализации обучения и менеджмента качества образовательной подготовки. Во многих учреждениях НПО и СПО их реализация находится в определенной степени стагнации. Оптимизировать способы решения названных проблем помогают ученые кафедры педагогики и психологии профобразования, кафедры экономики, управления и права, психологического центра ППИ.
Применения научных подходов требует и сфера комплектования профессионально-образовательных учреждений педагогами нового поколения, тесно связанная с идентификацией профилей подготовки отраслевых кадров
и отраслевых педагогов. Основа комплексной разработки данных подходов -регулярное изучение и соотнесение потребностей рынка труда и номенклатуры профессионально-педагогических и профессиональных образовательных услуг.
Вовлечение в состав кластерного сообщества новых партнеров происходит по-разному. Один из самых «верных» способов - повышение квалификации педагогов и руководителей довузовских учреждений образования. Располагая достаточным научно-методическим потенциалом, ППИ успешно проводит курсы повышения квалификации в объеме ежегодных государственных заданий Минобразования и науки РФ. Возможности кафедр института позволяют реализовывать программы как психолого-пе-дагогической, так и производственно-технологической направленности.
Особый компонент системы повышения квалификации кадров -подсистема их послевузовского научного развития. Ученые ППИ стараются выявить персональные механизмы помощи коллегам по кластеру в проведении диссертационных исследований. Перспективы этой работы связаны с усилением поддержки потенциальных ученых в региональных учреждениях НПО и СПО [5, с. 8].
Залог стабильности кластерных отношений - мониторинг их продуктивного развития. Функция мониторинга в кластере «ППИ - региональная система подготовки кадров» играет принципиально важную роль. Аспектами ее реализации являются отслеживание результатов кластерного взаимодействия, определение удовлетворенности сторон достигнутыми эффектами и готовности к продлению заключенных договоров и соглашений на новой целеполагающей основе.
Таким образом, кластерная методика сотрудничества в системе подготовки отраслевых кадров и педагогов профессионального обучения имеет действительно интегративный, гармонизирующий характер. Она позволяет вовлечь в орбиту продуктивного взаимодействия максимальное количество субъектов регионального профессионального образования и обеспечить их связь с частно-государственными партнерами - обладателями актуальных отраслевых технологий, потенциальными работодателями выпускников учреждений НПО/СПО, которые способны организовать развивающие практики как для обучающихся в этих учреждениях, так и для их будущих воспитателей - студентов профессионально-педагогических факультетов вузов.
Реализация описанной методики, при условии ее соответствующей конкретизации, поможет решить несколько актуальных для экономики России задач.
1. В регионах и муниципалитетах страны сформируются интегральные образовательно-управленческие структуры, способные продуктивно решать проблемы подготовки отраслевых кадров и отраслевых педагогов в союзе с наукой и бизнесом.
2. Указанные структуры будут содействовать удовлетворению текущих и стратегических потребностей рынков труда.
3. Выпускники профессиональных и профессионально-педагогических учебных заведений смогут достичь устойчивой конкурентоспособности за счет технологической и культуротворческой ориентации обучения, обеспеченной согласованными усилиями участников профессионально-образовательных кластеров.
Литература
1. Апарц Б. С. Школа - ресурсный центр НПО - профессия / / Проф. образование. Столица: [научные исследования в образовании: педагогика, психология, экономика]. 2008. № 11. С. 3-7.
2. Буреш О. В., Жук М. А. Формирование образовательно-научно-производственных кластеров как стратегия повышения конкурентоспособности региона // Высш. образование в России. 2009. № 3. С. 120-125.
3. Московченко А. Д. Проблема интеграции фундаментального и технологического знания. Томск, 1994. 167 с.
4. Петухова Т. П. Университет и школы: образовательный кластер // Высш. образование в России. 2010. № 7. С. 113-121.
5. Стронгин Р., Петров А., Грудзинский А. Качество образования: политика и система / / Высш. образование в России. 2007. № 11. С. 3-9.
УДК 378.147
И. А. Стеценко
РЕФЛЕКСИВНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Предметом исследования автора сттьи стали теоретико-методологические представления о формировании педагогической рефлексии в системе высшего педагогического образования. Цель исследования заключалась в разработке концептуальных основ рефлексивно-ориентированной педагогической подготовки.