Научная статья на тему 'Влияние научно-образовательных кластеров на воспроизводство образовательного потенциала экономически активного населения'

Влияние научно-образовательных кластеров на воспроизводство образовательного потенциала экономически активного населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ВОСПРОИЗВОДСТВО ПОТЕНЦИАЛА / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE ECONOMICALLY ACTIVE POPULATION / CLUSTER APPROACH / SCIENTIFIC-EDUCATIONAL CLUSTER / REPRODUCTION POTENTIAL / FORMATION CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плутова Мария Игоревна

В статье рассмотрена актуальность создания научно-образовательных кластеров для воспроизводства образовательного потенциала экономически активного населения территорий. Определены факторные условия формирования образовательного потенциала на основе социального партнерства между учебными заведениями, студентами, работодателями и обществом. Автор выделил основу формирования и развития образовательных кластеров заключающуюся в организации ресурсных центров разного уровня. Преимуществом создания научно-образовательных кластеров для воспроизводства образовательного потенциала экономически активного населения территорий является факт повышения привлекательности образовательных учреждений для выпускников школ, что проявится в гарантии качества профессиональной подготовки со стороны обучающихся, трудоустройства выпускников, возможности получения нескольких рабочих профессий одним работником, что позволит расширить доступ к различным видам экономической деятельности для каждого человека. При этом возможно уменьшить сроки получения профессионального образования, снизить финансовые затраты населения на обучение, повысить возможности трудоустройства выпускников именно по специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плутова Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the scientific-educational cluster on the reproduction of educational potential of economically active population

In the article the urgency of creation of scientific-educational cluster for the reproduction of educational capacity of the economically active population of the territories. Defined factor conditions of formation of the educational potential on the basis of social partnership between educational institutions, students, employers and society. The author devotes the basis of formation and development of clusters consisting of the organization resource centers at various levels. The advantage of creating a scientific and educational clusters for the reproduction of educational capacity of the economically active population of the territories is the fact increase the attractiveness of the educational institutions for graduates of schools, which will show up in the guarantee of the quality of professional preparation on the part of students, graduate employment, access to several professions by one employee, which will increase access to the various economic activities for each person. This may reduce the time for obtaining vocational education, reduce financial and legal expenditures of the population on education, to increase the employment opportunities of graduates exactly specialty.

Текст научной работы на тему «Влияние научно-образовательных кластеров на воспроизводство образовательного потенциала экономически активного населения»

УДК 331.522

Плутова Мария Игоревна

ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

Россия, Екатеринбург Ассистент E-Mail: [email protected]

Влияние научно-образовательных кластеров на воспроизводство образовательного потенциала экономически активного населения

Аннотация: В статье рассмотрена актуальность создания научно-образовательных кластеров для воспроизводства образовательного потенциала экономически активного населения территорий. Определены факторные условия формирования образовательного потенциала на основе социального партнерства между учебными заведениями, студентами, работодателями и обществом. Автор выделил основу формирования и развития образовательных кластеров заключающуюся в организации ресурсных центров разного уровня. Преимуществом создания научно-образовательных кластеров для воспроизводства образовательного потенциала экономически активного населения территорий является факт повышения привлекательности образовательных учреждений для выпускников школ, что проявится в гарантии качества профессиональной подготовки со стороны обучающихся, трудоустройства выпускников, возможности получения нескольких рабочих профессий одним работником, что позволит расширить доступ к различным видам экономической деятельности для каждого человека. При этом возможно уменьшить сроки получения профессионального образования, снизить финансовые затраты населения на обучение, повысить возможности трудоустройства выпускников именно по специальности.

Ключевые слова: Образовательный потенциал; экономически активное население; кластерный подход; научно-образовательный кластер; воспроизводство потенциала; условия формирования.

Идентификационный номер статьи в журнале 53БУЫ613

Maria Plutova

Urals State University of Economics Russian Federation, Ekaterinburg E-Mail: [email protected]

Influence of the scientific-educational cluster on the reproduction of educational potential of economically active population

Abstract: In the article the urgency of creation of scientific-educational cluster for the reproduction of educational capacity of the economically active population of the territories. Defined factor conditions of formation of the educational potential on the basis of social partnership between educational institutions, students, employers and society. The author devotes the basis of formation and development of clusters consisting of the organization resource centers at various levels. The advantage of creating a scientific and educational clusters for the reproduction of educational capacity of the economically active population of the territories is the fact increase the attractiveness of the educational institutions for graduates of schools, which will show up in the guarantee of the quality of professional preparation on the part of students, graduate employment, access to several professions by one employee, which will increase access to the various economic activities for each person. This may reduce the time for obtaining vocational education, reduce financial and legal expenditures of the population on education, to increase the employment opportunities of graduates exactly specialty.

Keywords: Educational potential of the economically active population; the cluster approach; the scientific-educational cluster; reproduction potential; formation conditions.

Identification number of article 53EVN613

Проблема оценки эффективности инвестиций в образовательный потенциал, является малоисследованной, поскольку её необходимо рассматривать во взаимосвязи с демографическими проблемами формирования экономически активного населения. Сложившаяся в России демографическая ситуация является жизненно приоритетной не только в настоящее время, но и в будущем. Поэтому необходимо искать выгодные пути вложения средств в науку и образование, которые могли бы активно влиять на демографическую, экономическую и социальную ситуации, оказывая поддержку молодым и перспективным профессионалам.

Кроме того, весьма актуален для России и поиск рыночных механизмов, которые бы позволяли свести воедино интересы таких социальных субъектов как высшее учебное заведение, студент, работодатель и общество. Причем так, чтобы обеспечивалась постоянная и нарастающая важность источников финансирования высшего образования. Уже сегодня, очевидно, что темпы роста вложений средств в образование постоянно увеличиваются, однако возможности бюджета государства вряд ли это смогут обеспечить это в дальнейшем. Поэтому если мы хотим получить высокоразвитую экономику и страну, то нужно найти возможности инвестировать в образование больше уже сейчас, а не ждать когда это станет возможным. По мнению академика Российской Академии Наук (далее РАН) ректора Московского Государственного Университета (далее МГУ) имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничего опасность для страны проистекает из заведомо неверно трактуемой властной установки, согласно которой образование станет богаче, когда богатым станет государство, когда его экономика окрепнет и разовьется. Правильная властная установка должна звучать так: через богатое образование - к богатой России. «Образование по самой своей сути осуществляет деятельность опережающего характера, ибо система образования охватывает главным образом те поколения, которым лишь в будущем предстоит войти в мир труда и производства». [5]

В последнее время актуальна тенденция миграции молодых специалистов, во избежание этого необходимо разработать устойчивую систему сохранения, подготовки и сопровождения кадров. Необходимо сохранить или увеличить долю ресурсов на поддержку научной среды, требуемой для генерации знаний. Причем, наряду с приоритетной поддержкой фундаментальных исследований должно быть широкое поле для инновационной деятельности, участия бизнеса, различных предприятий. Создавать и поддерживать эту систему наряду с Центром должны и регионы.

В этой ситуации особое значение приобретает разработка комплекса мер по расширенному воспроизводству, сопровождению и поддержке профессиональных кадров, формированию эффективного образовательного потенциала экономически активного населения. Под воздействие данных мер должны попадать все возрастные категории трудоспособного населения занятого в экономике. Но особое внимание, в первую очередь, должно быть обращено на молодых. В последние годы в отечественной практике, формируется система, направленная на привлечение молодых и перспективных кадров в науку и инновационные разработки. Система привлечения реализуется посредством, различных грантов Президента Российской Федерации для поддержки молодых ученых -аспирантов, докторантов и их научных руководителей, кандидатов наук, докторов наук, ведущих научных школ России, программы РГНФ и РФФИ, федеральные и региональные целевые программы. [8]

Слияние науки и высшего образования, наглядно отражено в сотрудничестве структур, в рамках которого создано 154 учебно-научных центра в 40 регионах России, сформировано 788 филиалов вузовских кафедр в 364 научных учреждениях. Однако, при всей значимости перечисленного, этих мер явно недостаточно. Назрела необходимость объединить усилия

Минпромнауки, Минобразования, РАН и отраслевых академий, имеющих государственный статус, и других ведущих университетов, заинтересованных министерств и ведомств с тем, чтобы изменить ситуацию с кадровым обеспечением российской науки и развитием образовательного потенциала. Немалая роль должна быть отведена и координации усилий всех регионов страны. Особые поручения Президента, безусловно, помогли бы создать такую систему.[7]

Система образования и науки - вот та область, где начинается воспроизводство образовательного потенциала. В стране есть хороший опыт организации всей цепочки: школа, вуз, производство, хороший опыт отбора в вуз талантливой молодежи путем проведения олимпиад, творческих конкурсов, организации молодежных научных школ, конференций, создания школ-интернатов для одаренных старшеклассников. Эту работу надо расширять, тем более что увеличивающееся социальное расслоение российского общества существенно сужает стартовые возможности молодежи, особенно из сельской местности, маленьких городов. Возникает проблема доступности качественного образования для талантливой молодежи. [4]

Сложившаяся ситуация на рынке трудоустройства, а именно рост требований к подготовке молодых специалистов, вызывает необходимость образования новых форм организации образовательного процесса. Современными тенденциями создания таких форм образовательного процесса являются формирование научно-образовательных кластеров. По своей сути научно-образовательные кластеры представляют группу взаимосвязанных организаций, действующих в сфере образования, при этом они взаимодополняют друг друга. Совокупность взаимосвязанных учреждений научного-исследовательского характера и профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли и являют собой научно-образовательный кластер. Научно-образовательные кластеры представляют собой систему обучения, инструментов самообучения в цепочке наука - технологии - бизнес. Основными учреждениями в таких кластерах являются вузы, на основе которых и будет осуществляться подготовка будущих кадров.

Образовательные кластеры способствуют непрерывному формированию квалификации студентов на базе учреждений, «погружая» их в сферу их будущей профессиональной деятельности, дают возможность изучать, систематизировать и аккумулировать передовой опыт, оперативно апробировать достижения науки, обновлять и обобщать организацию и содержание профессиональной подготовки. Иными словами, формирования кластера предусматривает повышение квалификации специалистов, за счет эффективного планирования и перераспределения учебной нагрузки преподавателей, использования учебного и лабораторного образования, учебных аудиторий, программного обеспечения, эффективного использования учебных площадей в образовательном процессе, создание единой базы нормативно-правового, научно-методического обеспечения для совместного пользования в образовательном процессе. Научно-образовательные кластеры дают возможность учащимся более эффективно использовать в работе свои интеллектуальные, материальные и информационные ресурсы, установить тесные связи с некоммерческими организациями и предприятиями, использовать свои наработки и опыт приобретенный ранее, что окажет положительное влияние на воспроизводство образовательного потенциала экономически активного населения территорий и обеспечит их большую конкурентоспособность.

Формирование образовательного потенциала населения на основе кластерного обучения является инновационным направлением в профессиональной подготовке, его успешная реализация невозможна без организации специфических условий. Как уже

отмечалось выше университет несет важное значение в научно-образовательном кластере, поскольку основная задача вуза состоит в том, чтобы произвести инновационный товар. Научно-исследовательские, инновационные учреждения и производственные организации региона становятся фундаментом получения практического опыта будущих работников, и получают одну из ключевых ролей в процессе формирования компетентного специалиста на собственной производственной базе, в соответствии с перспективами развития и возрастающими потребностями.

Функционирование образовательного кластера подразумевает, что все участвующие субъекты выступают в интегрированной совокупности, и оказывают одновременное равно пропорциональное воздействие на многоуровневую систему подготовки профессиональноспециализированных работников необходимой квалификации, то есть работодатель определяет требования к предмету обучения, учебные заведения - методику обучения, а профессиональное образование рассматривается как совокупный процесс, в основе которого лежит комплексный подход. При этом весь процесс подготовки и профадаптации возможно осуществлять за значительно короткий период.

На базе кластера создается единая система развития, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по стандартизированным образовательным программам различных уровней, появляется современная лабораторная и экспериментальная база, обеспечиваются условия, способствующие привлечению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников для образования, начинаются активнее развиваться международные связи.

Одной из стратегических целей создания научно-образовательных кластеров является развитие трудового потенциала какого-либо региона, что происходит за счет повышения экономической выгодности системы профессионального образования, повышения качества и конкурентоспособности, путем объединения таких ресурсов образовательных учреждений как: материальные, кадровые, информационные, финансовые.

В рамках образовательных кластеров образовательные учреждения должны эффективнее использовать свои интеллектуальные, информационные ресурсы, неотъемлемой частью являются и материальные ресурсы, использовать свои наработки, при этом необходимо установить тесные связи с некоммерческими организациями и предприятиями.

Достоинствами образовательных кластеров являются качество, непрерывность, преемственность, доступность, конкурентоспособность образования. Организация партнерства в рамках научного кластера дает возможность:

• организовать непрерывное и многоуровневое профессиональное образование;

• способствовать совершенствованию материально-технической базы образовательных учреждений;

• отобрать и структурировать содержание педагогического образования с учетом интересов всех субъектов образовательного кластера;

• стимулировать профессиональный рост преподавательского состава образовательных учреждений;

• гарантировать выпускникам учреждений СПО трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста, формировать и совершенствовать профессиональную компетентность.[1]

Все перечисленные выше аспекты являются неотъемлемыми факторами воспроизводства образовательного потенциала экономически активного населения, и соответственно обуславливают эффективность его реализации.

Следует также отметить, что предприятия - партнеры играют важную роль при формировании научно-образовательного кластера. Предполагается, что предприятия будут формировать заявки для включения в госзаказ на подготовку рабочих и специалистов, возможно направление наиболее перспективных работников на дополнительное профобразование. Базовые предприятия могут помочь образовательным учреждениям в подготовке и оснащении лабораторий и кабинетов по профилям заявленных профессий. В их силах создавать временные рабочие места для обучающихся учреждений профобразования в период каникул и в свободное от учебы время, на время практики. В кластерах базовые предприятия гарантируют трудоустройство выпускников по заявленной профессии и квалификации, а, следовательно, и гарантируют им начальную заработную плату. Экономическая целесообразность такого сотрудничества для предприятий и организаций очевидна, у предприятий и организаций существует возможность эффективной подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала, адаптации систем профобразования региона к потребностям предприятий.

Говоря о Свердловской области, то необходимо отметить, что данный регион является центром внедрения образовательных кластеров при активной роли высших учебных заведений, постоянно стремящихся к подготовке востребованных на рынке, конкурентоспособных специалистов.

В Свердловской области к настоящему времени сложилась многоуровневая система общего и профессионального образования, которая включает в себя организации разных видов, типов и форм собственности, но связанных с образованием и наукой. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года, развитие систем общего, средне специального и высшего образования предусматривают персонализацию, ориентацию на прикладные навыки и практические умения, на расширение участия в сфере дополнительного образования.

Следует отметить, что в направлении формирования системы непрерывного профессионального образования осуществляется работа по углублению и расширению взаимодействия с работодателями с целью покрытия дефицита в кадровых ресурсах определенного профиля.

В частности, на территории Свердловской области реализуется комплекс мероприятий по подготовке рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств на основании инновационных образовательных программ и в соответствии с мерами государственной поддержки.

В целом, к настоящему времени в Свердловской области выстраивается «многопрофильность» общего и многоуровневость профессионального образования.

Основой достижения намеченных преобразований будет выступать инновационнообразовательная система «наука - образование - бизнес - власть - институты гражданского общества» с целью формирования и развития инновационно-образовательных кластеров.

Основой формирования и развития инновационно-образовательных кластеров Свердловской области должны стать профильные профессиональные ресурсные центры:

• ресурсный центр первого уровня - «НПО - СПО» на базе среднего профессионального образования как структурное подразделение учреждения среднего профессионального образования;

• ресурсный центр второго уровня - «СПО - ВПО» на базе высшего профессионального образования как структурное подразделение учреждения высшего профессионального образования.

Важно, что Свердловская область имеет лидирующее положение в Уральском федеральном округе по количеству организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками: их доля в общем числе организаций УрФО, занимающихся научными исследованиями и разработками, составляет 48,3 процентов.

При этом Свердловская область является центром научных исследований и разработок Уральского федерального округа, реализуя на своей территории основной научный потенциал региона и создавая тем самым значительное количество рабочих мест.

Подводя итог можно сказать, что создание научно-образовательных кластеров поможет избежать так называемого дублирования однопрофильных специальностей в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, то есть обеспечит разностороннее и многоаспектное формирование образовательного потенциала населения участвующего в экономических отношениях. В рамках кластера будет происходить дифференцированный набор студентов и обучающихся, реализовываться траектории непрерывного образования по программам ускоренной подготовки, а также упростится механизм переводов с одного уровня профессионального образования на другой, из одного образовательного учреждения в другое.

У кластеров огромная перспектива. Научно-образовательные кластеры позволят переместить всю краткосрочную подготовку из учебных центров в образовательные учреждения, тем самым появится возможность контролировать качество и глубину образовательного потенциала работников. При этом работодателям не придется тратить средства на переобучение или доучивание специалистов, а в России бизнес-сообщество тратит ежегодно на эти цели около 5 млрд рублей.

Неотъемлемым преимуществом создания научно-образовательных кластеров для воспроизводства образовательного потенциала является факт повышения привлекательности образовательных учреждений для выпускников школ, что проявится в гарантии качества профессиональной подготовки со стороны обучающихся, трудоустройства выпускников, возможности получения нескольких рабочих профессий одним работником, что позволит расширить доступ к различным видам экономической деятельности для каждого человека. В это же время уменьшаются сроки получения профессионального образования, снижаются финансовые затраты населения на обучение, повышаются возможности трудоустройства выпускников именно по специальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Залялова А.Г. «Плюсы образовательного кластера» Аккредитация в образовании [Текст] / А.Г. Залялова : информационно-аналитический журнал. - Йошкар-Ола : 2010г. № 3 .

2. Игнатова Т.В. Формирование управленческого резерва региона через развитие административно-образовательных кластеров // Креативная экономика. - 2012. - № 3 (63).

3. Концепция развития инновационно-образовательных кластеров Свердловской области [Текст]/ Екатеринбург УрГЭУ, 2011

4. Купцов В.И. Ценностные ориентации в современном высшем образовании // Диалоги культур и партнерство цивилизаций: VIII Междунар. Лихачевские науч. чтения, 2223 мая 2008 г. [Текст]/ В.И. Купцов. - СПб., 2008.

5. Москва в зеркале цифр, фактов, событий 2009/2010. Официальный сервер правительства Москвы: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mos.ru

6. Мухаметзянова Г. В., Пугачева Н. Б. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием [Текст]/ Г.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева. - Казань: ИПП ПО РАО, 2007.

7. Павленко Ю. Наука и научный потенциал как источник знаний: организация и управление НИОКР[Текст]// Проблемы теории и практики управления. 2008. № 11. 18. Поиск. 2008. 28 нояб. № 48 / 1018.

8. Плутова М.И. Интеллектуальная миграция как основной фактор снижения научнообразовательного потенциала страны [Текст]/ М.И. Плутова. «Управленец» № 9-10 (13-14) 2010

9. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография [Текст]/ А.В. Смирнов - Казань: РИЦ «Школа», 2010.

10. Яворский, О. Е. Организация кластерной модели непрерывного образования -путь к повышению качества профессионального образования [Текст]/ О.Е. Яворский / Перспективы развития систем среднего и высшего профессионального образования в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции. Часть1. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008.

Рецензент: Кулькова Инна Анатольевна, профессор, доктор экономических наук ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет, кафедра «Экономики труда и управления персоналом».

REFERENCES

1. Zaljalova A.G. «Pljusy obrazovatel'nogo klastera» Akkreditacija v obrazovanii [Tekst] / A.G. Zaljalova : informacionno-analiticheskij zhurnal. - Joshkar-Ola : 2010g. № 3 .

2. Ignatova T.V. Formirovanie upravlencheskogo rezerva regiona cherez razvitie administrativno-obrazovatel'nyh klasterov // Kreativnaja jekonomika. - 2012. - № 3 (63).

3. Koncepcija razvitija innovacionno-obrazovatel'nyh klasterov Sverdlovskoj oblasti [Tekst]/ Ekaterinburg UrGJeU, 2011

4. Kupcov V.I. Cennostnye orientacii v sovremennom vysshem obrazovanii // Dialogi kul'tur i partnerstvo civilizacij: VIII Mezhdunar. Lihachevskie nauch. chtenija, 22-23 maja 2008 g. [Tekst]/ V.I. Kupcov. - SPb., 2008.

5. Moskva v zerkale cifr, faktov, sobytij 2009/2010. Oficial'nyj server pravitel'stva Moskvy: [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.mos.ru

6. Muhametzjanova G. V., Pugacheva N. B. Klasternyj podhod k upravleniju professional'nym obrazovaniem [Tekst]/ G.V. Muhametzjanova, N.B. Pugacheva. - Kazan': IPP PO RAO, 2007.

7. Pavlenko Ju. Nauka i nauchnyj potencial kak istochnik znanij: organizacija i upravlenie NIOKR[Tekst]// Problemy teorii i praktiki upravlenija. 2008. № 11. 18. Poisk. 2008. 28 nojab. № 48 / 1018.

8. Plutova M.I. Intellektual'naja migracija kak osnovnoj faktor snizhenija nauchno-obrazovatel'nogo potencíala strany [Tekst]/ M.I. Plutova. «Upravlenec» № 9-10 (13-14) 2010

9. Smirnov A.V. Obrazovatel'nye klastery i innovacionnoe obuchenie v vuze: Monografija [Tekst]/ A.V. Smirnov - Kazan': RIC «Shkola», 2010.

10. Javorskij, O. E. Organizacija klasternoj modeli nepreryvnogo obrazovanija - put' k povysheniju kachestva professional'nogo obrazovanija [Tekst]/ O.E. Javorskij / Perspektivy razvitija sistem srednego i vysshego professional'nogo obrazovanija v sovremennom obshhestve: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chast'1. - Penza: Privolzhskij Dom znanij, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.