Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке научно-образовательного потенциала населения'

Методические подходы к оценке научно-образовательного потенциала населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
728
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОЦЕНКА / МЕТОДИКА / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулькова Инна Анатольевна, Плутова Мария Игоревна

Проанализированы различные подходы к определению интеллектуального потенциала населения и оценке научно-образовательного потенциала как его системного элемента. Доказывается необходимость разработки комплексной методики оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке научно-образовательного потенциала населения»

© Кулькова И. А., Плутова М. И., 2011

КУЛЬКОВА Инна Анатольевна

Доктор экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-57 e-mail: [email protected]

ПЛУТОВА Мария Игоревна

Аспирант, ассистент кафедры экономики труда и управления персоналом

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-57 e-mail: [email protected]

Методические подходы к оценке научно-образовательного потенциала населения

Ключевые слова: население; научно-образовательный потенциал; интеллектуальный потенциал; оценка; методика; показатели.

Аннотация. Проанализированы различные подходы к определению интеллектуального потенциала населения и оценке научно-образовательного потенциала как его системного элемента. Доказывается необходимость разработки комплексной методики оценки.

Научно-образовательный потенциал является одной из ключевых характеристик населения территории. В современной экономике научные знания и специализированные уникальные навыки работников стали главным источником и основным условием развития материального и нематериального производства, специфическим и перспективным ресурсом новой экономики.

Знания и интеллект населения являются производительным механизмом и основным конкурентоспособным требованием всестороннего развития стран и регионов.

Наиболее актуальными научными исследованиями в данной области является изучение интеллектуализации экономической деятельности, интеллектоемкость экономики и т. д. Научно-образовательный потенциал в рамках данных работ рассматривается как составляющая интеллектуального потенциала населения.

В трудах российских ученых встречаются такие определения интеллектуального потенциала, как:

• характеристика интеллектуальной сферы страны или региона и источник новых знаний, идей, информации, способствующих повышению конкурентоспособности экономики и уровня жизни населения. Мы считаем, что данное определение только подтверждает терминологическую основу понятия, не раскрывая его суть;

• способность системы (государства, региона, предприятия, организации и т. п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно-нравственной сфере [1]. По нашему мнению, данное определение выступает как качественная характеристика интеллектуального потенциала, но не как общее определение, выражающее его суть, следовательно,

не может рассматриваться как основное, так как в нем не раскрыты критерии, по которым оценивается интеллектуальный потенциал, поэтому данный подход сложен для оценки составляющих потенциала;

• мера эффективности инновационной экономики, выражающаяся в ее способности к реализации интеллектуальных возможностей человека и общества в целях социально-экономического развития [2]. Считаем, что данное определение раскрывает системные механизмы экономики, но для конкретизации потенциала как качественной характеристики не подходит.

В. Петренко считает, интеллектуальный потенциал - это прогнозируемая интегральная способность личности или группы лиц (персонала организации, предприятия, населения территориальной громады, региона, страны, нации, человечества) к созданию новых духовных и материальных ценностей [3. С. 72]. С нашей точки зрения, данное определение не отличает интеллектуальный потенциал от перспективной трудоспособности, так как не раскрывает конкретные составляющие интеллектуального потенциала, а определяет его только производственной функцией.

Мы придерживаемся мнения И. И. Максименко, который определяет интеллектуальный потенциал региона как системную совокупность образовательного, научного, инновационного и культурного потенциалов, исторически обусловленных экономическими, социальными, политическими, культурными и другими факторами развития региона [4]. Тогда системные элементы интеллектуального потенциала можно представить в виде рисунка.

Интеллектуальный потенциал Образовательный потенциал Научный потенциал Технический потенциал Инновационный потенциал Культурный потенциал Духовный потенциал

Основные системные элементы интеллектуального потенциала

Можно выделить также и различные подходы к оценке научно-образовательного потенциала населения. Всемирный банк проводит регулярные исследования и формирует рейтинги интеллектуального развития стран мира (KAM Knowledge Index) и рейтинги использования научных достижений в реальной экономике (Knowledge Economy Index) на основе расчета индексных показателей [5].

В основе расчетов лежит предложенная Всемирным банком «Методология оценки знаний» (The Knowledge Assessment Methodology - KAM), которая включает комплекс из 109 структурных и качественных показателей, объединенных в четыре основные группы:

1. Индекс экономического и институционального режима (The Economic Incentive and Institutional Regime) - условия, в которых развиваются экономика и общество в целом: экономическая и правовая среда, качество регулирования, развитие бизнеса и частной инициативы, способность общества и его институтов к эффективному использованию существующего и созданию нового знания.

2. Индекс образования (Education and Human Resources) - уровень образованности населения и наличие у него устойчивых навыков создания, распространения

и использования знаний. Уровень оценивается показателями грамотности взрослого населения, отношением зарегистрированных учащихся (студентов и школьников) к количеству лиц соответствующего возраста, а также рядом других показателей.

3. Индекс инноваций (The Innovation System) - уровень развития национальной инновационной системы, включающей компании, исследовательские центры, университеты, профессиональные объединения и другие организации, которые воспринимают и адаптируют глобальное знание для местных нужд, а также создают новое знание и основанные на нем новые технологии. Показатель характеризуется количеством научных работников, занятых в сфере НИОКР; количеством зарегистрированных патентов, числом и тиражом научных журналов и т. д.

4. Индекс информационных и коммуникационных технологий - ИКТ (Information and Communication Technology - ICT) - уровень развития информационной и коммуникационной инфраструктуры, которая способствует эффективному распространению и переработке информации.

По каждой группе показателей странам выставляется оценка в баллах - от 1 до 10. Чем выше балл, тем более высоко оценивается страна по данному критерию. При расчете учитываются и общие экономические и социальные индикаторы, включающие показатели ежегодного роста валового внутреннего продукта (ВВП) и значения индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) страны.

Методология оценки знаний предлагает за основу два сводных индекса:

• индекс экономики знаний (The Knowledge Economy Index - KEI) - комплексный показатель для оценки эффективности использования страной знаний в целях ее экономического и общественного развития, это среднее значение из четырех индексов -индекса экономического и институционального режима, индекса образования, индекса инноваций и индекса информационных технологий и коммуникаций;

• индекс знаний (The Knowledge Index - KI) - комплексный экономический показатель для оценки способности страны создавать, принимать и распространять знания, это средняя величина - индекса образования, индекса инноваций и индекса информационных технологий и коммуникаций.

Эти индексы подсчитываются для каждой страны, группы стран и всего мира в целом. Методология позволяет сравнивать отдельные показатели различных стран, а также средние показатели, характеризующие группу стран. Сравнение можно проводить как по отдельным показателям, так и по сводным индикаторам [6]. Считаем, что данные показатели преимущественно оценивают результат реализации интеллектуального потенциала населения страны, а не его перспективные возможности, с точки зрения определения понятия «потенциал».

В соответствии с методикой формирования общества знаний (К-общества), разработанной Департаментом экономического и социального развития ООН (UNDESA) [5], оценка производится на основе измерения основных параметров формирования интеллектуального потенциала (средний срок обучения в школе, доля молодежи в населении, развитие информационных средств) с одновременной оценкой факторов, способствующих данному процессу и тормозящих его. Среди них: расходы на НИОКР, образование, охрану здоровья в структуре бюджета, затраты на оборону, количество учеников на одного учителя, свобода общества от коррупции. К факторам торможения отнесены: детская смертность, неравномерность распределения доходов, субсидии для защиты отдельных территорий, выбросы CO2 на одного человека. Данная методика отличается от многих других тем, что включает оценку параметров качества жизни как необходимого условия развития интеллектуального потенциала. Данная методика направлена, по нашему мнению, прежде всего на определение уровня и качества жизни населения, но интеллектуальный потенциал как перспективная возможность зависит от данных показателей преимущественно в рамках его реализации, поэтому оценить

существующий уровень интеллектуального потенциала населения по данным критериям достаточно затруднительно.

М. Руткевич и В. Левашов предложили методику расчета индекса развития интеллектуального потенциала страны 1Р [7]. Данный индекс определяется оценкой состояния двух сфер: науки и образования. Авторы обосновывают это тем, что рост интеллектуального потенциала определяется, с одной стороны, возможностями обеспечивать науку современными капитало- и ресурсоемкими приборами, аппаратами и установками, а с другой - возможностями подготовки оптимального количества квалифицированных кадров ученых, инженеров, техников, управленцев. Следовательно, в индексе 1Р отражается состояние интеллектуального потенциала за период расчета. При расчете интегрального индекса 1Р авторы-разработчики сводят воедино показатели состояния этих областей - образовательный ЕР и научный БР потенциалы, т. е.:

1Р = ЕР + БР. (1)

2

По данной методике образовательный потенциал ЕР определяется как взаимосвязь индексов е1, е2 и е3, причем е1 - уровень общей образованности всего занятого населения; е2 - удельный вес в населении студенчества; е3 - доля расходов на образование в валовый региональный продукт (ВРП):

ЕР = е1 + е2 + ез. (2)

3

При определении научного вклада в формирование интеллектуального потенциала используется агрегированный индекс научного потенциала БР, который объединяет два индекса:

БР = , (3)

2

где 51 - удельный вес персонала, занятого в сфере науки и научного обслуживания, в общей численности занятого населения; 52 - удельный вес затрат на науку в процентах к ВРП, так как эффективность работы этого персонала зависит от материального обеспечения науки. Расчет данных индексов осуществляется по методике расчета ИРЧП.

Для того чтобы каждый из этих показателей можно было сравнивать с другими и проводить с ним математические операции, его приводят в сопоставимый с другими индексами вид, представив его в численном виде так, чтобы он принадлежал промежутку от 0 до 1.

По нашему мнению, данная методика не учитывает такие составляющие интеллектуального потенциала, как инновационный, технический, культурный, духовный и др. Она более применима для расчета индекса научно-образовательного потенциала населения, хотя и не учитывает большинство частных показателей научно-образовательного уровня населения.

К настоящему моменту получили распространение методики формирования интегрального индекса интеллектуального потенциала региона различных научных деятелей, опирающиеся на систему частных индексов, таких как:

• индекс подготовки высшей школы (численность студентов высших учебных заведений в расчете на 10 тыс. чел. населения);

• индекс уровня образования (состав занятого населения регионов по уровню образования);

• индекс подготовки научных кадров (численность аспирантов в расчете на 10 тыс. занятых);

• индекс масштабов занятости научными исследованиями (численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тыс. занятых в экономике);

• индекс интенсивности научных исследований (доля внутренних текущих затрат на исследования и разработки в процентах к ВРП).

На основе определения данных частных показателей рассчитывается интегральный индекс, который позволяет выделить среди регионов благополучные, потенциально благополучные и неблагополучные и разработать конкретный перечень мероприятий по развитию их интеллектуального потенциала.

Недостаток данного подхода нам видится в том, что оценка интеллектуального потенциала населения должна быть комплексной, а показатели или критерии, по которым она осуществляется, должны быть систематизированы. Одним из основных свойств любого потенциала как категории является синергизм его составляющих, следовательно, нецелесообразно проводить оценку по отдельным показателям или группе критериев, которые системно не связаны между собой. Определение взаимовлияния показателей друг на друга может стать объяснением и причинно-следственной связью динамических изменений уровня интеллектуального потенциала населения за анализируемый временной период. Ранжирование или сравнение территорий будет выполняться на основе расчета более объективных, взаимосвязанных показателей. Числовое определение интеллектуального потенциала не может осуществляться простым сложением индексов по расчетным критериям, так как необходимо учитывать взаимное влияние оцениваемых критериев друг на друга.

Конструктивным представляется подход, когда оценка интеллектуального потенциала производится в разрезе приоритетных видов деятельности, заложенных в стратегию социально-экономического развития региона. Это могут быть индустрия наносистем и материалов, информационно-телекоммуника-ционные системы, экология и рациональное природопользование, энергетика и энергосбережение, техническая и технологическая модернизация производственной деятельности, аграрный сектор региона, транспорт, машиностроение и другие.

Наиболее комплексным является подход, в котором показатели интеллектуального развития населения в формате экономики обособляются в три группы: входные показатели, показатели процесса интеллектуализации экономической деятельности (ИЭД) и показатели результата. Подразумевая, что эффективное управление формированием и развитием интеллектуального потенциала возможно только с помощью достаточно крупных стратегических проектов, в которые вовлекаются целые пласты национальной экономики, в первую очередь сферы образования и науки [2].

При изучении имеющихся методических подходов к расчету научно-образовательного потенциала следует отметить, данная категория рассматривается учеными с точки зрения структурной составляющей интеллектуального потенциала. Необходимо разработать методику и конкретизированные показатели, которые смогут максимально оценить именно уровень научно-образовательного потенциала населения территории как составляющего общего интеллектуального потенциала населения исходя из оценки совокупности факторов и показателей, способствующих его формированию и развитию.

В настоящее время практически все сферы жизнедеятельности общества и направления развития территорий претерпели значительные качественные и количественные изменения в результате происходящих реформ. Одним из эффективных ресурсов территориального развития является научно-образовательный потенциал населения, при рациональном управлении им, своевременном пополнении и развитии данный ресурс неиссякаем. Новая методика может стать основой государственных, региональных и муниципальных программ формирования научно-образовательного потенциала и экономического развития отстающих территорий. Благодаря комплексной оценке

и определению тенденций изменения научно-образовательного потенциала можно выработать эффективную социальную политику, направленную на использование территорий в перспективных и приоритетных направлениях экономики.

Источники

1. Программа развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина на период до 2020 г. Режим доступа : www.usu.ru/usu/ex-port/sites/default/today/docs/urfu_docs/Programma_UrFU_13.06.2010.doc.

2. Киршин И. А., Вашурина Е. В., Овчинников М. Н. Роль федеральных университетов в развитии и реализации интеллектуального потенциала страны и региона. Режим доступа : http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i3/pdf/12r.pdf.

3. Петренко В. П. Управление процессами интеллектопользования в социальноэкономических системах. Ивано-Франковск : Нова Зоря, 2006.

4. Максименко И. И. Управление интеллектуальным потенциалом региона : авто-реф. дис. ... канд. экон. наук. Пермь, 2010.

5. Understanding Knowledge Societies. In twenty questions and answers with the Index of Knowledge Societies / Department of Economic and Social Affairs; Division for Public Administration and Development Management of United Nations. N. Y., 2005.

6. Центр гуманитарных технологий: экспертно-аналитический портал. Режим доступа : http://gtmarket.ru.

7. Руткевич М. Н., Левашов В. К. О понятии интеллектуального капитала и способах его измерения // Науковедение. 2000. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.