Научная статья на тему 'Подготовка профессионально-педагогических кадров в условиях инновационной деятельности вуза'

Подготовка профессионально-педагогических кадров в условиях инновационной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATION PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / TEACHER TRAINING / СЕТЬ / NETWORK / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ / STRATEGIC PLAN DEVELOPMENT / PROFESSIONAL TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнатышина Елена Александровна, Алексеева Любовь Петровна, Савченков Алексей Викторович

Дискурс проблемы подготовки профессионально-педагогических кадров для региональных профессиональных образовательных организаций обусловлен, в первую очередь, интенсивным развитием инновационных процессов в российской и региональной образовательной системе, а также отечественной экономике в целом. Потребность в педагогических кадрах новой генерации, особенно в педагогах, участвующих в подготовке квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена, продиктована необходимостью развивать регион во всех его направлениях, делать его инвестиционно привлекательным. Методология и методики исследования. Методологической основой для проведения данного исследования является ряд подходов, позволивших осуществить системный анализ объекта и предмета исследования, а именно: системный подход, который составляет общенаучную основу исследования; компетентностный подход, который дает возможность рассмотреть структуру профессиональной компетентности педагогов профессионального обучения и проанализировать профессионально важные качества, востребованные потенциальными работодателями; проектировочный, являющейся основой для разработки и апробации экспериментальных учебных планов по реализации Государственного контракта №06.015.11.0021 от 15 сентября 2016 года на выполнение работ для государственных нужд по проекту «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования (СПО) уровня бакалавриата и магистратуры в рамках укрупненной группы направлений подготовки «Образование и педагогические науки» по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» а также для проектирования и внедрения Программы развития Профессионально-педагогического института Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ППИ ЮУрГГПУ). Результаты проведенного исследования стали основой для разработки стратегического плана развития Профессионально-педагогического института ЮУрГГПУ до 2020 г., осуществляющего подготовку педагогов профессионального обучения (по отраслевым разновидностям), отражающим структуру экономической системы региона, а также для участия в инновационной деятельности по реализации экспериментальных программ подготовки кадров в условиях сетевого взаимодействия. Научная новизна состоит в анализе и выделении факторов, влияющих на качество подготовки педагогических кадров новой генерации, и их учете в процессе управления инновационной деятельностью вуза. Практическая значимость данного исследования заключается в возможности апробации методологии и методики исследования в других учреждениях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гнатышина Елена Александровна, Алексеева Любовь Петровна, Савченков Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL PERSONNEL IN CONDITIONS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE UNIVERSITY

Discourse problems of training of the professional teachers for the regional professional education organizations is actual due to, primarily, the intensive development of innovative processes in the Russian educational system and the national economy as a whole. Secondary, the need for teaching a new generation staff of teachers, especially those, who involved in the training of future workers and mid-level professionals, is dictated by the need of development of the region in all directions, making it an investment attractive. Methodology and methods of research. The methodological basis for this study is a number of approaches, enabling a systemic analysis of the object and subject of research, namely: a system approach, on which scientific research is basis; competence approach, which allows to consider the structure of professional competence of teachers of vocational training and to perform professionally important qualities in demand by potential employers; design approach, as the basis for the development and testing of experimental curricula for implementation of the State contract №06.015.11.0021 of September 15, 2016 for the execution of works for state needs under the project "Introduction of competence approach in the development and testing of the basic professional educational programs of teacher training for vocational-level undergraduate and graduate programs within the enlarged group of directions of preparation "pedagogical Education and science" training direction "Vocational training (by industry)" and also for the design and implementation of the Program of development of Professional-pedagogical Institute of South Ural state humanitypedagogical university (PPI SUHPU). As research methods used : analysis of scientific literature on the research problem, survey methods (questionnaires, interviews) and documentary methods (both qualitative and quantitative analysis). The results of the study became the basis for the creation of the strategic development plan of Professional pedagogical Institute of South Ural state humanitypedagogical university up to 2020, providing training of teachers of vocational training at varieties fields, reflecting the structure of the economic system of the region, as well as to participate in innovative activities to implement updated training programmes in terms of networking. The scientific novelty is in the analysis and selection of factors influencing the quality of pedagogical training of a new generation, and feed them into the process of management of innovative activity of the University. The practical significance of this study lies in the possibility of testing methodologies and techniques of research in other institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «Подготовка профессионально-педагогических кадров в условиях инновационной деятельности вуза»

Gnatyshina Elena Alexandrovna, Alekseeva Lubov Petrovna, Savchenkov Alexey Viktorovich THE TRAINING OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL PERSONNEL IN CONDITIONS ..

УДК 378

ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

© 2018

Гнатышина Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор, директор Профессионально-педагогического института Алексеева Любовь Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Савченков Алексей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454084, Россия, Челябинск, Каслинская 97А-28, e-mail: alex2107@mail.ru)

Аннотация. Дискурс проблемы подготовки профессионально-педагогических кадров для региональных профессиональных образовательных организаций обусловлен, в первую очередь, интенсивным развитием инновационных процессов в российской и региональной образовательной системе, а также отечественной экономике в целом. Потребность в педагогических кадрах новой генерации, особенно в педагогах, участвующих в подготовке квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена, продиктована необходимостью развивать регион во всех его направлениях, делать его инвестиционно привлекательным. Методология и методики исследования. Методологической основой для проведения данного исследования является ряд подходов, позволивших осуществить системный анализ объекта и предмета исследования, а именно: системный подход, который составляет общенаучную основу исследования; компетентностный подход, который дает возможность рассмотреть структуру профессиональной компетентности педагогов профессионального обучения и проанализировать профессионально важные качества, востребованные потенциальными работодателями; проектировочный, являющейся основой для разработки и апробации экспериментальных учебных планов по реализации Государственного контракта №06.015.11.0021 от 15 сентября 2016 года на выполнение работ для государственных нужд по проекту «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования (СПО) уровня бакалавриата и магистратуры в рамках укрупненной группы направлений подготовки «Образование и педагогические науки» по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» а также для проектирования и внедрения Программы развития Профессионально-педагогического института Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ППИ ЮУрГГПУ). Результаты проведенного исследования стали основой для разработки стратегического плана развития Профессионально-педагогического института ЮУрГГПУ до 2020 г., осуществляющего подготовку педагогов профессионального обучения (по отраслевым разновидностям), отражающим структуру экономической системы региона, а также для участия в инновационной деятельности по реализации экспериментальных программ подготовки кадров в условиях сетевого взаимодействия. Научная новизна состоит в анализе и выделении факторов, влияющих на качество подготовки педагогических кадров новой генерации, и их учете в процессе управления инновационной деятельностью вуза. Практическая значимость данного исследования заключается в возможности апробации методологии и методики исследования в других учреждениях высшего образования.

Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, профессионально-педагогические кадры, педагог профессионального обучения, сеть, сетевое взаимодействие, стратегическое управление, стратегический план развития.

THE TRAINING OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL PERSONNEL IN CONDITIONS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE UNIVERSITY

© 2018

Gnatyshina Elena Alexandrovna, doctor ofpedagogical Sciences, Professor, Director of the Vocational-pedagogical Institute Alekseeva Lubov Petrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of training teachers of vocational training and subject techniques Savchenkov Alexey Viktorovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of training teachers of vocational training and subject techniques South Ural state humanitarian-pedagogical University (454084, Russia, Chelyabinsk, Kaslinskaya st. 97A-28, e-mail: alex2107@mail.ru)

Abstract. Discourse problems of training of the professional teachers for the regional professional education organizations is actual due to, primarily, the intensive development of innovative processes in the Russian educational system and the national economy as a whole. Secondary, the need for teaching a new generation staff of teachers, especially those, who involved in the training of future workers and mid-level professionals, is dictated by the need of development of the region in all directions, making it an investment attractive. Methodology and methods of research. The methodological basis for this study is a number of approaches, enabling a systemic analysis of the object and subject of research, namely: a system approach, on which scientific research is basis; competence approach, which allows to consider the structure of professional competence of teachers of vocational training and to perform professionally important qualities in demand by potential employers; design approach, as the basis for the development and testing of experimental curricula for implementation of the State contract №06.015.11.0021 of September 15, 2016 for the execution of works for state needs under the project "Introduction of competence approach in the development and testing of the basic professional educational programs of teacher training for vocational-level undergraduate and graduate programs within the enlarged group of directions of preparation "pedagogical Education and science" training direction "Vocational training (by industry)" and also for the design and implementation of the Program of development of Professional-pedagogical Institute of South Ural state humanity- pedagogical university (PPI SUHPU). As research methods used: analysis of scientific literature on the research problem, survey methods (questionnaires, interviews) and documentary methods (both qualitative and quantitative analysis). The results of the study became the basis for the creation of the strategic development plan of Professional pedagogical Institute of South Ural state humanity- pedagogical university up to 2020, providing training of teachers of vocational training at varieties fields, reflecting the structure of the economic system of the region, as well as to participate in innovative activities to implement updated training programmes in terms of networking. The scientific novelty is in the analysis and selection of factors influencing the quality of pedagogical training of a new generation, and feed them into the process of management of innovative activity of the University. The practical significance of this study lies in the possibility of testing methodologies and techniques of research in other institutions of higher education.

Keywords: innovation, innovation process, professional teaching staff, teacher training, network, networking, strategic management, strategic plan development.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь Ретроспективный анализ проблемы подготовки профес-с важными научными и практическими задачами. сионально-педагогических кадров для учреждений про-

фессионального образования свидетельствует о том, что профессионально-педагогическое образование в России с момента зарождения и до признания его самостоятельной отраслью в системе подготовки педагогических кадров прошло довольно сложный путь. Не редко и сегодня возникают споры о необходимости рассматривать его как самостоятельную отрасль. Идея специализированной подготовки профессионально-педагогических кадров активно оспаривалась и оспаривается до сих пор. Вместе с тем, как указывает Г.М. Романцев, данный вид профессионального образования представляет собой единственный вид образования, который целенаправленно ориентирован на подготовку педагогических кадров для таких государственных отраслей социальной сферы, как начальное и среднее профессиональное образование [1]. Главная причина недооценки данной идеи заключается в том, что значительное число практических работников, а также профессорско-преподавательского состава вузов считает, что обучение рабочих и специалистов среднего звена будет более эффективным, если его реализовывать на рабочем месте. Ими в качестве главного аргумента выдвигается приоритетность знаний технического и технологического характера, а психолого-педагогическая составляющая в процессе подготовки кадров, считаются вторичной, менее существенной. Споры продолжаются и в связи с ликвидацией начального профессионального образования. Противники идеи специализированной подготовки профессионально-педагогических кадров не учитывают того факта, что в стране исчезнет полноценная государственная система массовой подготовки квалификационных рабочих кадров и утратится социальная функция образования, которая была для подросткового возраста сосредоточена в системе среднего профессионального образования (СПО).

Вместе с тем, профессионально-педагогическое образование на различных этапах его становления, преодоления внутренних и внешних противоречий совершенствуется. Следовательно, осуществлялся переход на новый уровень развития за счет инновационных процессов, разработки нормативных, управленческих, организационно-педагогических и других основ [2].

Отсюда возникает ряд противоречий, требующих своего разрешения, а именно между:

- традиционно сложившейся системой подготовки педагогов профессионального обучения и необходимостью ее модернизации на основе интеграции фундаментальной, педагогической и специальной составляющих образовательного процесса;

- требованиями к качеству подготовки педагогов профессионального обучения, к сфере их деятельности и недостаточной разработанностью методологических основ формирования профессионально важных компетенций выпускников вузов;

- между социальным запросом на квалифицированного педагога профессионального обучения и недостаточностью средств для подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности;

- потребностью учреждений среднего профессионального образования в высококвалифицированных педагогах и недостаточным масштабом такой подготовки в существующей системе профессионально педагогического образования.

Разрешение данных противоречий, в первую очередь, зависит от того насколько система управления профессиональной подготовкой педагогов будет обеспечена объективной и достоверной информацией о всех процессах, включенных в данную систему. Как считают исследователи Г.А. Герцог, Е.А. Гнатышина, В.В. Садырин, инструментом получения достоверной, исчерпывающей информации для управления являются маркетинговые и мониторинговые исследования [3]. В данной статье представлен анализ результатов мониторинговых исследований, ставших основой для включения Профессионально педагогического института

Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (далее ППИ ЮУрГГПУ) в инновационную деятельность.

Целью проведения мониторинговых исследований является анализ факторов, влияющих на количественные и качественные показатели процесса подготовки профессионально-педагогических кадров для профессиональных образовательных организаций Челябинской области.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ научной литературы позволил зафиксировать тот факт, что проблема подготовки профессионально-педагогических кадров как самостоятельной сферы педагогического образования вызывала в последние десятилетия интерес у значительной части отечественных исследователей.

Многие ученые обращались к исследованию процесса подготовки педагогов профессионального обучения в системе высшего педагогического образования (В.И. Андреев, Г.А. Герцог, Е. А. Гнатышина, А.В. Мудрик, Н.А. Пахтусова, В.А. Сластенин, В.Г.Ярков,

A.В. Ястребов и др.). В частности Г.А. Герцог, Е.А. Гнатышина, Н.А. Пахтусова, характеризуя проблему подготовки бакалавров профессионального обучения, констатируют необходимость совершенствовать содержание обучения, научно-методическое его сопровождение [4].

Концептуальные основания профессионального становления личности характеризуются в работах О. Галана, Г.Е. Зборовского, Т.А. Колышевой, К.М.Левитана, Т.И. Рудневой, У. Тайхлера, Г.Хога и др.

Среди основополагающих идей, выдвинутых различными исследователями, важными для практики профессиональной подготовки педагогов являются: формирование готовности к осуществлению профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, Е.П. Белозерцев, Л.А. Кандыбович и др.); формирование профессионализма (Н.Д. Левитов, Н.Н. Нечаев, Т.И. Руднева и др.); развитие профессиональных умений (И.Г. Абрамов, Л.И. Митина, А.И. Субетто и др.); интеграция технического и педагогического знания (В.М Нестеренко, Г.И. Сериков, Ю.С. Тюнников, Л.Н. Тюлькабаев и др.); управление подготовкой профессионально-педагогических кадров в условиях электронного обучения (С.А. Богатенков, Е.А. Гнатышина, В.А. Белевитин и др.

Теоретико-методические основы профессионально-педагогического образования в отечественной науке разрабатывали А.А. Жученко, Э.Ф. Зеер, Г.И. Кругликов, П.Ф. Кубрушко, B.C. Леднев, И.В. Осипова, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, О.В. Тарасюк, Е.В. Ткаченко,

B.А. Федоров и многие другие, в работах которых вузовская подготовка будущих педагогов профессионального обучения рассматривается как одно из условий профессионально-личностной самореализации студентов [5].

Важной составляющей педагогической профессии является творчество. Основные положения теорий творчества личности, в частности, педагогического творчества раскрыты в трудах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Н.А. Пахтусовой, П.И. Пидкасистого и др. [7].

В последние годы динамично изучаются проблемы, связанные с компетентностно-ориентированным управлением подготовкой профессионально-педагогических кадров. Различные аспекты данной проблемы рассмотрены в изысканиях О.Ф. Батраковой, В.А. Беливитина, В.И. Блиновой, С.А. Богатенкова, В.И. Звонкова, Э. Ф. Зеера, Е.А.Гнатышиной, А.А. Факторовича, М.Б. Челышевой и др.[8]. Особенности управленческой компетенции руководителя в системе профессионально-педагогического образования представлены в исследованиях Н.Г.Алексеевой, Н.Ю. Андреевой, Г.А.Герцог,

Gnatyshina Elena Alexandrovna, Alekseeva Lubov Petrovna, Savchenkov Alexey Viktorovich pedagogical

THE TRAINING OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL PERSONNEL IN CONDITIONS ... sciences

Е.А. Гнатышиной, Н.В. Турусовой, Н.В. Увариной, Е.В. Яхиной и т.д. [9].

В последнее время динамично обсуждается проблема подготовки педагогов профессионального обучения в условиях сетевого взаимодействия вузов и профессиональных образовательных организаций. Сетевое взаимодействие как инструмент качественной подготовки профессионально-педагогических кадров и инновационная идея анализируется в исследованиях Г.А. Герцог, Е.А. Гнатышиной, Е.М. Дорожкин [10, 11], М.В. Потапова,Н.В. Уварина, Н.О.Яковлева [12].

В зарубежной науке и практике проблема подготовки профессионально-педагогических кадров отдельно как объект исследования не рассматривается. Научно-методологические, социальные, психологические аспекты данной проблемы рассматриваются в общей системе подготовки учителя. Основными направлениями, по которым ведется дискуссия данной проблемы, являются: потребности в обновлении образовательных систем в связи с возрастающей универсализацией образования, продиктованной социальной динамикой современного глобального общества (Ф. Бухбергер, Дж. Зантворт, С. Райхерт, А. Харгривз и др.); формирование новой генерации педагогов для обеспечения качества образования, соответствующего международным стандартам (Б. Мун, П. Муссет, М. Татто, Д. Хопкинс и др.)

При всей несомненной научной и практической значимости результатов проведенных исследований для решения задач подготовки педагогов профессионального обучения, сегодня встают задачи, решение которых должно быть направлено на подготовку новой генерации профессионально-педагогических кадров. Возникает необходимость совершенствования образовательного процесса с учетом новых жизненных императивов. Необходима разработка и реализация научно обоснованных подходов к проектированию содержания современного образовательного процесса и управления им. В этом плане, мы уже указывали, непреходящее значение имеет мониторинговая деятельность, обеспечивающая субъектов образования объективной информацией, являющейся основой для реализации новых задач в условиях инноваций.

Формирование целей статьи является анализ факторов, влияющих на качество подготовки профессионально-педагогических кадров, отвечающих современным требованиям и потребностям региона, в условиях инновационной деятельностью вуза.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В современном учебном процессе обе стороны должны играть творческую роль. Как ранее уже отмечалось, одним из условий, выступивших в качестве мотива включится в инновационную деятельность, а именно в реализацию Государственного контракта №06.015.11.0021 от 15 сентября 2016 года», явились результаты мониторинговых исследований по изучению потребностей профессиональных образовательных организаций Челябинской области в педагогах профессионального обучения, подготавливаемых на базе ППИ ЮУрГГПУ и требованиях потенциальных работодателей к их профессионализму. Их целью является анализ факторов, влияющих на качество подготовки профессионально-педагогических кадров, отвечающих современным требованиям и потребностям региона, в условиях инновационной деятельностью вуза.

Мониторинговые исследования проводятся нами более 10 лет и направлены на комплексное изучение таких проблем как:

- обеспеченность профессиональных образовательных организаций (далее ПОО) профессионально-педагогическими кадрами;

- мотивы руководителей ПОО вносить изменения в квалификационную структуру подготавливаемых квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена 212

и соотношение данной структуры и сфер, отражающих социально-экономические черты Челябинской области;

- требования руководителей ПОО к качеству подготовки профессионально-педагогических кадров;

- мотивы руководителей ПОО сотрудничать с ППИ ЮУрГГПУ по решению проблем качественной подготовки обучающихся ПОО и студентов ППИ;

- предпочитаемые руководителями ПОО формы совместной деятельности;

- проблемы, с которыми сталкиваются руководители ПОО в процессе управленческой деятельности;

- инновационный потенциал ПОО, в том числе лично руководителей и ряд других проблем, объективирующих необходимость разработки и апробации экспериментальных программ для подготовки педагогов по направлению «Профессиональное обучение».

Пилотажное исследование (2006 г.), проведенное нами до разработки Программы мониторинга, позволило выделить факторы, оказывающие влияние на количественные и качественные показатели процесса подготовки профессионально-педагогических кадров для региона:

- сбалансированность спроса и предложения на подготовку ППК в регионе

- проектирование стратегий (стратегических задач) подготовки профессионально-педагогических кадров для региона;

- взаимодействие субъектов, причастных к подготовке кадров (развитие сетевого взаимодействия, формы взаимодействия);

- выбор и обоснование технологий обучения и оценки качества образования студентов;

- проектирование учебных и рабочих планов и программ двухуровневой подготовки (бакалавриат, магистратура).

Мониторинг проводился на основе единой программы исследования, явившейся методологической основой для выбора эмпирических методов исследования и проектирования его инструментария. Использованы следующие методы, анкетирование, интервьюирование, анализ документов. Бланки анкеты и интервью разработаны по кластерному принципу. Каждый кластер содержит систему вопросов на анализ того или иного фактора, выделенного нами в исследовании. В исследование участвовала 31 профессиональная образовательная организация Челябинской области.

Обработка статистического материала проведена с использованием программы SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / Наследов А.Д. - СПб: Питер,2005. - 416 с.: ил.

Прокомментируем отдельные результаты очередного исследования, проведенного в 2016-2017 учебном году на основе компаративного анализа данных мониторинга.

Анкетный опрос руководителей учреждений СПО Челябинской области позволил выделить некоторые тенденции, учитываемые нами в процессе подготовки профессионально-педагогических кадров. Обращает на себя внимание проблема дефицита педагогов профессионального обучения в регионе. По результатам последнего исследования - 56,6 % респондентов (руководителей СПО) указывают на наличие дефицита педагогических кадров, основная доля которых приходится на преподавателей специальных, общетехнических дисциплин и мастеров производственного обучения (т.е. из 31 ПОО, участвовавших в мониторинге, в 14 отсутствуют преподаватели специальных дисциплин и в 9 ПОО - мастера производственного обучения). Эта тенденция характерна и для предыдущих лет: в 2014-2015 учебном году на дефицит педагогов указывало 58,1 % респондентов; в 2015-2016 учебном году - 45,8% . Одной из причин дефицита профессионально-педагогических кадров, по мнению директоров ПОО является дисбаланс профессионально-квалификационной структуры подго-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

тавливаемых в вузах педагогов и реально требуемых на рынке труда (в учреждениях СПО). Дисбаланс профессионально квалификационной структуры подготавливаемых в системе СПО кадров для региональной экономики и профессионально-педагогических кадров, выпускающихся из стен вузов, в последнее время возрастает. Причиной является тот факт, что в регионе появляется значительное число высокотехнологичных предприятий и учреждений, а также предприятий перестраивающихся на производство новых товаров, механизмов, технологий, услуг. Учреждения СПО при подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена объективно вынуждены реагировать на новые реалии и вносить коррективы в профессионально-квалификационную структуру подготовки кадров. В то время как учреждения высшего образования продолжают работать в сложивщихся условиях. Наше исследование показало, что ежегодно более 40% руководителей СПО вносят коррективы в профессионально-квалификационную структуру подготавливаемых рабочих кадров и специалистов среднего звена. Это регулярно ведет к возрастанию дефицита педагогов в их учреждениях в связи с появлением новых направлений подготовки. Решение данной проблемы видится в целенаправленной работе административных органов региона по планированию заказа на подготовку необходимых региону профессионально-педагогических кадров.

Вместе с этим, решение данной проблемы, в определенной степени зависит и от самих директоров учреждений СПО и других организаций, от их готовности принимать конкретное участие в подготовке необходимых педагогов. В практике образовательных учреждений Челябинской области в основном культивируются такие формы удовлетворения потребностей в педагогах как заявка на готового выпускника вуза и заключение договоров о целевой подготовке, доля которых незначительна. Другие возможности предупреждения дефицита профессионально-педагогических кадров руководители ПОО практически не используют. Ни один из опрошенных директоров не готов разделить с вузами финансовое бремя по подготовке необходимых для их учреждений педагогических кадров. Также руководители не готовы реализовывать совместные с вузом двухуровневые образовательные программы и т.д.

Хотя, наметившаяся в предыдущие годы тенденция, характеризующая мотивы руководителей ПОО на сотрудничество с ППИ ЮУрГГПУ, стала более устойчивой. На сегодняшний день более 53% опрошенных директоров СПО однозначно выражают желание сотрудничать с ППИ. В результате сегодня в 31 ПОО, на базе которых проводился опрос, реализуется 6 договоров о сетевом взаимодействии по подготовке кадров, 25 договоров о партнерских отношениях по различным направлениям деятельности, в том числе 2 договора о научном руководстве инновационной деятельностью ПОО.

Результаты мониторинговых исследований свидетельствуют о том, что в последние годы изменились требования руководителей СПО к выпускникам вуза при найме на работу молодых специалистов. Значительное число опрошенных директоров стали внимание уделять личностной составляющей специальности, что соотносится с общекультурными компетенциями. Буквально 2 - 3 года назад большинством директоров как профессионально важные качества оценивались только знания, умения и навыки. И все же, мониторинг показывает, что недооцененными с позиции потенциальных работодателей остаются такие качества педагогов как мотивы педагога на развитие личности обучающегося и организаторские способности, умения ладить с коллегами и студентами, инициативность. Именно данные качества характеризуют социально- психологические компетенции педагога профессионального обучения, востребованные обществом в современных условиях.

Наши исследования показывают, переоценка прак-

тическими работниками требований к выпускнику вуза происходит естественным путем в процессе партнерских отношений, в частности в процессе организации практик студентов ППИ, в работе совместных учебно-методических семинаров, на которых организуется обмен опытом проектирования учебных и рабочих программ обучения, в процессе участия в аттестационных мероприятиях выпускников и др.

В рамках мониторинга анализировались предложения руководителей ПОО о их возможностях участия в трудоустройстве выпускников ППИ ЮУрГГПУ . Наиболее предпочтительными из них являются: «Заключение договоров о прохождении производственной и преддипломной практик» (48,3%); «Индивидуальный подбор молодых специалистов, собеседование с ними в ходе преддипломной практики» (35,5%); «Размещение вакансий для студентов-выпускников на сайте университета» (35,5%). Эти и другие статистические данные нашего исследования подтверждают мысль о том, что руководители ПОО сегодня меняют свое отношение к вузам как социальным партнерам и потенциальным поставщикам педагогических кадров. Однако, очень незначительное число руководителей ПОО (6,4 %) готово материально вкладываться в подготовку педагогических кадров. Организация временной трудовой занятости студентов вуза в учреждениях СПО (речь идет о заочной форме обучения), как видим у большинства руководителей не стоит на повестке дня. Именно эти два действия позволили бы значительно уменьшить дефицит педагогических кадров нужного направления подготовки.

Возвращаясь к анализу направлений партнерства вуза и ПОО как фактору по предупреждению дефицита педагогических кадров, следует отметить, что наиболее предпочтительными для руководителей ПОО направлениями сотрудничества являются: «организация повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров» (41,9 %); «совместные мероприятия по реализации идеи движения World Skills» (25,8%); «совершенствование учебных планов и программ» (22,5%); «участие в итоговой аттестации» (16,1%). Такие же направления совместной с вузом деятельности как проектирование профессиограмм, модульных курсов по реализации совместных образовательных программ, совершенствование учебных планов, организация внеучебных мероприятий, развитие тьюторства и т.д. остаются маловостре-бованными или невостребованными вовсе.

Остро назрела потребность реального участия директоров ПОО в процессе подготовки профессионально-педагогических кадров по таким направлениям как целевое обучение выпускников ссуза в вузе; долевое экономическое обеспечение подготовки, особенно в рамках магистратуры.

Таким образом, данные мониторинга свидетельствуют о наличие множества «болевых точек», актуализирующих проблему подготовки профессионально-педагогических кадров в регионе и требующих их устранения. Ниже обозначим некоторые из них.

Анализ представленных теоретических источников по проблеме подготовки профессионально-педагогических кадров, а также статистических данных мониторингового исследования позволят сформулировать несколько выводов:

- в современных условиях общественного развития назрела необходимость подготовки профессионально-педагогических кадров под новым углом, с выбором нового вектора. Это обусловлено интенсивным развитием научно - технического и социально - экономического прогресса общества, требующего высококвалифицированных рабочих, инженеров, экономистов, и других специалистов, обеспечивающих этот прогресс и способных поддерживать его в будущем. Подготовка таких специалистов для различных сфер общественного развития в количественном и качественном отношении в значительной степени зависит от качества профессионально-

Gnatyshina Elena Alexandrovna, Alekseeva Lubov Petrovna, Savchenkov Alexey Viktorovich pedagogical

THE TRAINING OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL PERSONNEL IN CONDITIONS ... sciences

педагогических работников, от их профессионализма и мастерства. Недостаточное количество высококвалифицированных педагогов профессионального обучения в регионах требует пересмотра методологических основ организации процесса их подготовки;

- принципиально важным является разрешение противоречия между возросшими требованиями к подготовке педагогов профессионального обучения, их готовности к будущей деятельности и традиционными подходами к проектированию содержания и технологий образовательного процесса. Специфика подготовки будущих педагогов профессионального обучения заключается в интеграции специальной (профессиональной - технической, технологической) и педагогической составляющих, в учете особенностей их профессиональной деятельности. Одним из способов разрешения данного противоречия будет проектирование содержания подготовки педагогов профессионального обучения на основе интегративного, компетентностного подходов;

- как показали мониторинговые исследования, проведенные на базе ППИ ЮУрГГПУ г. Челябинска, эффективность подготовки педагогов профессионального обучения в значительной мере зависит от обоснованной и спроектированной системы социального партнерства субъектов, причастных к процессу подготовки (вузов, профессиональных образовательных организаций, предприятий, управленческих структур и т.д.). Проверенным в последние годы и инновационным инструментом партнерства является сетевое взаимодействие, закрепляющее обязанности сторон, содержание деятельности и направления взаимодействия;

- данные мониторинга также свидетельствуют о том, что более 50 % действующих в Челябинской области руководителей учреждений СПО как потенциальных работодателей для выпускников ППИ ЮУрГГПУ готовы сотрудничать с вузом по различным направлениям (методическое сопровождение образовательных процессов, повышение квалификации, реализация идеи World Skills, профориентационная работа, организация практик студентов). Однако, кардинальных действий по участию в подготовке педагогов профессионального обучения по необходимым их учреждениям специальностям и по предупреждению дефицита кадров не предпринимают и не намереваются пока предпринимать. Речь идет о долевом экономическом участии в подготовке необходимых педагогов, целевом обучении выпускников ПОО по бакалаврским и магистерским программам.

В целом исследование показало, на процесс подготовки высококвалифицированных профессионально-педагогических кадров в регионе влияет определенное число факторов. Анализ факторов позволил выделить отдельные из них, оказывающие либо позитивное, либо негативное влияние. К позитивным факторам нами отнесены:

- проектирование совместно с Высшей школой экономики г. Москвы (реализация госзаказа) экспериментальных учебных и рабочих планов и программ двухуровневой подготовки (бакалавриат, магистратура), основанных на компетентностном подходе;

- обоснованность технологий обучения и оценки качества образования студентов;

- взаимоучастие образовательных организаций и потенциальных работодателей в процедуре оценки качества подготовки выпускников вуза и профессиональных образовательных организаций.

К негативным факторам отнесены:

- несбалансированность рынка профессионально-педагогического труда, рассогласование спроса и предложения на подготовку ППК в регионе;

- отсутствие стратегий (стратегических задач) подготовки профессионально-педагогических кадров для региона на уровне управления;

- формализованное взаимодействие субъектов, причастных к подготовке педагогических кадров (не доста-214

точно развитое сетевое взаимодействие образовательных организаций и других структур общества, не эффективные формы взаимодействия).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллектив. Монография / под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф.-пед. ун-та, 2010.

2. Гнатышина Е.А., Герцог Г.А. Компетентностно ориентированное управлении подготовкой педагогов профессионального обучения в условиях вуза //Вестник Челябинского государственного педагогического университета №6, 2015.

3. Герцог Г.А., Гнатышина Е.А., Садырин В.В. Мониторинг в образовательном процессе вуза: опыт теоретико-эмпирического анализа проблемы управления качеством профессиональной подготовки кадров [Текст]: коллективная монография - М.: ИКЦ «Академкнига», 2011. - 296 с.

4. Герцог Г.А., Е.А. Гнатышина, Н.А. Пахтусова Проблемы подготовки бакалавров профессионального обучения [Текст]: сборник научных трудов /под ред. Е.А. Гатышиной, Н.В. Увариной, В.А. Белевитина. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. Пед. ун-та, 2014. - С.5 -33.

5. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П. Практика формирования компетенций: методологический аспект Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург; Березовский, 2011. - С. 5-10

6. Galina Äkhmetovna Gertsog, Viktoriya Valerievna Danilova, Dmitry Nikolayevich Korneev, Aleksey Viktorovich Savchenkov,Nataliya Viktorovna Uvarina Participative approach to professional identity as a factor of successful adaptation of students RJISH-SM - Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities(ISSN09752935-India-Scopus), 2017, 189744 http://rupkatha.com Статья -http://rupkatha.com/V9/n1/v9n130.pdf

7. Пахтусова Н.А. Сущность и структурно-содержательный анализ профессиональной творческой компетенции педагога профессионального обучения.// ВестникУчебно-методичесого объединения по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос проф.-пед.ун-та, 2015. Вып1 (48). 233 с. (81-87)

8. Богатенков С.А., Гнатышина Е.А., Белевитин В.А. Компетентностно-ориентированное управление подготовкой кадров в условиях электронного обучения: монография. - Челябинск: Изд-во Южно-Ур. гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2017. - 155 с.

9. Уварина Н.В. Особенности управленческой компетенции руководителя в системе профессионально-педагогического образования //ВестникУчебно-методичесого объединения по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос проф.-пед.ун-та, 2015. Вып.1 (48). 233 с. (41-50)

10. Гнатышина Е.А., Герцог Г.А. Сетевое взаимодействие вузов как инструмент качественной подготовки профессионально-педагогических кадров // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос проф.-пед.ун-та, 2015. Вып1 (48). 233 с. (2635)

11. Дорожкин Е.М., Гнатышина Е.А.Подготовка профессионально-педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия вуза и профессиональных образовательных организаций //Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании [Текст]: сборник материалов Всеросс.науч.-практ. Конф. с междунар.участ.18-19 февраля 2015 г., Челябинск - Екатеринбург / под ред.В.В. Садырина, Е.М. Дорожкина, Е.А. Гнатышиной и др. - Челябинск: СИМАРС, 2015. - С.21-27_

12. Потапова М.В., Уварина Н.В., Яковлева Н.О. Сетевое взаимодействие как фактор успешной профессиональной социализации молодых специалистов - выпускников педагогического университета //Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании [Текст]: сборник материалов Всеросс.науч.-практ. Конф. с междунар.участ.18-19 февраля 2015 г., Челябинск - Екатеринбург / под ред.В.В. Садырина, Е.М. Дорожкина, Е.А. Гнатышиной и др. -Челябинск: СИМАРС, 2015. - С.27-33.

13. Шайденко Н. А. Анализ зарубежного опыта подготовки педагогических кадров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4 (32). - С. 204-210.

14. Педагогическая Конституция Европы. - URL: http://yspu.Org/images/0/00/Frankfurt 2013.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 01.02.2018

Статья принята к публикации 27.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.