Научная статья на тему 'Новые парадигмы педагогической науки – теоретико-методологическое основание фундаментальных исследований профессионального образования'

Новые парадигмы педагогической науки – теоретико-методологическое основание фундаментальных исследований профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НПО / СПО И ВПО / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / PARADIGMS OF PEDAGOGICAL SCIENCES / FUNDAMENTAL RESEARCHES / PROFESSIONAL EDUCATION / REGIONAL SYSTEMS IN PROFESSIONAL EDUCATION / INTEGRATION PROCESSES / MODULAR-COMPETENCE TECHNOLOGIES / GENERATION STRATEGIES IN PVE / SVE / HPE SYSTEMS / TRAINING OF TEACHING STAFF FOR PROFESSIONAL EDUCATION / PROGRAMS FOR IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Г. В.

В статье рассматриваются приоритетные направления фундаментальных исследований профессионального образования: развитие региональных систем профессионального образования, интеграционные процессы в профессиональном образовании, формирование и развитие модульно-компетентностных технологий профессионального образования, разработка стратегии развития системы НПО, СПО и ВПО, создание системы подготовки педагогических кадров для профессионального образования, создание программ развития профессионального образования, совершенствование системы управления профессиональным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Paradigms of Pedagogical Sciences – Theoretical-Methodological Basis of Fundamental Researches in Professional Education

This paper’s purpose is to introduce the fundamental trends of researches in professional education: development of regional systems in professional education, integration processes in professional education, generation and development of modular-competence technologies in professional education, development of generation strategies in primary vocational education (PVE), secondary vocational education (SVE), higher professional education (HPE) systems, development of teaching staff training systems for professional education, development of programs for improvement of professional education, improvement of professional education management systems.

Текст научной работы на тему «Новые парадигмы педагогической науки – теоретико-методологическое основание фундаментальных исследований профессионального образования»

Huntington, S. (1996). The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York: Simon & Schuster.

Kagan, D., St. Ozment, Fr. M. Turner (2007). Western Heritage: Since 1300 (AP Edition). Boston: Pearson Education, Inc.

Kagia, R. (2006). Securing the Future Through Education: A Tide to Lift All Boats. V. Bhargava, Ed. Global Issues for Global Citizens. Washington, DC: The World Bank.

Melko, M. (1969). The Nature of Civilizations. Boston, MA: Porter Sargent Publisher.

Robinson, K. (2006). Schools Kill Creativity. TED Talks, Monterrey, CA, USA.

Spengler, O. (1939). The Decline of the West (Der untergang des abendlandes). New York: Knopf.

Sorokin, P. (1937). Social and Cultural Dynamics. New York: Macmillan.

Targowski, A. (2004). From Global to Universal Civilization. Dialogue and Universalism, XIV(93-4):121-142.

Targowski, A. (2009a). Information Technology and Societal Development. Hershey, PA & New York: Information Science Reference.

Targowski, A. (2009b). Towards a Composite Definition and Classification of Civilization. Comparative Civilizations Review, 60, Spring, 79-98.

Toynbee, A. (1934-1961). A Study of History. Oxford: Oxford University Press.

Zeszotarski, P. (1999). Dimensions of general education requirements. New Directions for Community Colleges, 28 (4):39-48.

Zeszotarski, P. (2001). ERIC Review: Issues in Global Education Initiatives in the Community College. College Community Review. Summer 2001.

Waters, M. (1995). Globalization. London: Routledge.

УДК/UDC: 377:378. 12(470. 41)

Г. В. Мухаметзянова, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, директор Института педагогики и психологии профессионального образования РАО

Mukhametzyanova Guzel Valeevna, EdD, Professor, Full Member of Russian Academy of Education (RAE), Director of the Institute of Pedagogy and Psychology for Professional Education RAE

НОВЫЕ ПАРАДИГМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ - ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

NEW PARADIGMS OF PEDAGOGICAL SCIENCES - THEORETICAL-METHODOLOGICAL BASIS OF FUNDAMENTAL RESEARCHES IN

PROFESSIONAL EDUCATION

В статье рассматриваются приоритетные направления фундаментальных исследований профессионального образования: развитие региональных систем профессионального образования, интеграционные процессы в профессиональном образовании, формирование и развитие модульно-компетентностных технологий профессионального образования, разработка стратегии развития системы НПО, СПО и ВПО, создание системы подготовки педагогических кадров для профессионального образования, создание программ развития профессионального образования, совершенствование системы управления профессиональным образованием.

This paper's purpose is to introduce the fundamental trends of researches in professional education: development of regional systems in professional education, integration processes in professional education, generation and development of modular-competence technologies in professional education, development of generation strategies in primary vocational education (PVE), secondary vocational education (SVE), higher professional education (HPE) systems, development of teaching staff training systems for professional edu-

cation, development of programs for improvement of professional education, improvement of professional education management systems.

Ключевые слова: парадигмы педагогической науки, фундаментальные исследования, профессиональное образование, региональные системы профессионального образования, интеграционные процессы, модульно-ком-петентностные технологии, стратегии развития системы НПО, СПО и ВПО, подготовка педагогических кадров для профессионального образования, программы развития профессионального образования, управление профессиональным образованием.

Key words: paradigms of pedagogical sciences, fundamental researches, professional education, regional systems in professional education, integration processes, modular-competence technologies, generation strategies in PVE, SVE, HPE systems, training of teaching staff for professional education, programs for improvement of professional education, professional education management.

В современных условиях, когда «человеческий капи-

тал» становится главным ресурсом общественного развития, усиливается значение наук о человеке. Повышение теоретического уровня и определение статуса педагогики профессионального образования как единственной специальной науки о профессиональной подготовке будущих специалистов, возрастание роли междисциплинарных исследований в образовании обусловили развитие новых парадигм педагогической науки: когнитивно-информационной, личностно-деятельностной, культурологической, компетентностной. Основной фундаментальной задачей теоретических и прикладных исследований стало возрождение культурообразующей роли профессионального образования в жизни каждого человека и всего общества, гармонизация педагогических парадигм. Получили распространение гибкие, интегративные, междисциплинарные формы организации научных исследований для решения проблем профессионального образования. Такие исследования позволили наглядно выявить новые, недостаточно изученные проблемы, отражающие противоречивую динамику развития профессионального образования в современном мире. Исключительное внимание стало уделяться качеству профессионального образования, интеграции образования с наукой и производством, интеграции российского образовательного пространства в общеевропейское, модульно-компетентностному подходу к подготовке будущих специалистов.

Все это определило новый взгляд на профессиональное образование как системную целостность интегративного взаимодействия образования, науки и производства, направленного на формирование будущего специалиста готового к обучению через всю жизнь, способного к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда. Интеграционные процессы в профессиональном образовании связаны с расширением его функций, потребностью в специалистах интегрального профиля, поиском средств разработки единых стандартов и критериев оценки качества профессионального образования. Гносеологическим критерием целостности образования, науки и производства является уровень их взаимной рефлексивности как взаимоопределение, взаимное изменение содержания и взаимное развитие, направленное на возникновение общего результата и общего качества. Становление системной целостности образования, науки и производства определяется уровнем развития образования и степенью его реинтеграции в системы науки и производства и является методологическим основанием подготовки высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста, при условии формирования единого образовательного пространства учреждений профобразования, науки и производства; управления развитием интеграционных процессов в профессиональной школе посредством продуктивного взаимодействия всех заинтересованных структур; встроенности интеграции образования, науки и производства в содержание подготовки будущих специалистов; проектирования модели интеграции образования, науки и производства на основе общих и педагогических принципов, с включением целей, задач, факторов профобразования, содержания подготовки будущих специалистов. Общие принципы интеграции образования, науки и производства составляют:

1) принцип симбиоза, направленный на исследование и усиление взаимосвязей между образованием, наукой и

производством с целью развития их взаимодействия и формирования системной целостности;

2) принцип обоюдности развития образования, науки и производства, обеспечивающий целесообразность изменений их структурно-изоморфных составляющих;

3) принцип релевантности, допускающий формирование и развитие интегративных форм взаимодействия социальных институтов образования, науки и производства посредством объединения в единое целое ранее разнородных частей и элементов;

4) принцип функциональности, предполагающий формирование системной целостности «образование-наука-производство» при одновременном разделении между ними функций;

5) принцип коммутации, означающий, что изменения в образовательной, научной или производственной деятельности влияют на трансформацию системной целостности «образование-наука-производство»; динамику развития качества инженерно-технического образования;

6) принцип совместимости, в соответствии с которым формируется новое единство образовательной, научной и производственной деятельности на основе информационных обменов с целью оптимизации подготовки современного инженера.

Ведущими педагогическими принципами интеграции образования, науки и производства являются: непрерывность; фундаментальность; проблемно-тематическая и целевая интеграция содержания учебных дисциплин, построенная на современных достижениях науки и производства; ориентация на формирование ключевых компетенций у будущих специалистов.

Совокупность общих и педагогических принципов интеграции образования, науки и производства обеспечивает ориентацию профессиональной подготовки на развитие личности будущего специалиста, становление его эрудиции, инициативности, развитие творческих способностей и духовности.

Процессы интеграции образования, науки и производства можно рассматривать на различных уровнях. Это обусловлено тем, что части (компоненты), составляющие целостность, могут либо частично сохранять автономию, либо ее утрачивать. Основными факторами, препятствующими процессу интеграции образования, научной деятельности и производства на макроуровне, являются ведомственная разобщенность интегрируемых сфер и отсутствие координации действий всех структур в этом направлении. Поэтому на макроуровне необходима согласованность законодательной и нормативно-правовой баз НПО, СПО, ВПО, НИИ и промышленности; единство требований к качеству подготовки специалистов с СПО и ВПО с производством и НИИ. В процессе интеграции образования с наукой и производством создается синергетический эффект, который проявляет себя в принципиально новом качестве интеллектуальных продуктов, создаваемых в рамках каждой из подсистем целостной системы «образова-ние-наука-производство», формировании единого образовательного пространства профессиональной школы, науки и производства, мощного потенциала творческого развития всех субъектов совместной созидательной деятельности, демонстрируя модель достижения инновационного качества подготовки современных специалистов.

Микроуровень интеграции образования, науки и про-

изводства характеризует внутреннюю жизнь этой системы, определяемую сущностными механизмами «жизнеобеспечения» - информационного и творческого взаимообмена, взаимовлияния и взаимостимулирования. Для ликвидации разрыва между фактическими результатами профессионального образования и потребностями науки и производства, необходимо урегулирование этих механизмов посредством согласованности содержания образовательных программ НПО, СПО и ВПО по сопряженным специальностям; учебно-методического обеспечения; теории и практики обучения. Развитие интеграционных процессов на микроуровне способствует формированию единого образовательного пространства профессиональной школы в союзе с производством и наукой, созданию механизмов целевой контрактной подготовки специалистов (ЦКПС) и интегрированных образовательно-производственных программ на модульно-компетентностной основе, развитию вариативных форм социального партнерства, сопряжения профессионального и образовательного стандартов, интеграции уровней профессионального образования с учетом потребностей экономики в кадрах различной квалификации.

Организация профессионального образования на основе интеграции с наукой и производством обуславливает его позиционирование как достаточно сложного, многокомпонентного, культурного процесса диалектично взаимосвязанного с региональными рынками труда. Приоритетным направлением ближайших лет стало создание необходимых условий для сохранения и развития региональных систем подготовки профессиональных кадров, превращения профессионального образования в средство развития региональных социальных систем на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего и послевузовского образования в рамках широкомасштабных социально-экономических преобразований и программ развития субъектов Российской Федерации. Развитие региональных систем профессионального образования опирается на конкретный (здесь и сейчас) и универсальный (исторический) опыт и отражается в целях образовательной политики региона, содержании образования, технологиях обучения, методике составления региональных прогнозов потребности в кадрах на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, методиках формирования и сопровождения пакета профессиональных стандартов по наиболее массовым и значимым для регионального стратегического развития профессиям; моделях взаимодействия работодателей и учебных заведений, механизмах сетевой организации образовательной, научной и инновационной деятельности учебных заведений профессионального образования; реструктуризации учреждений НПО, СПО, ВПО.

В регионах идет поиск моделей структурно-функциональной интеграции учреждений профобразования и предприятий отрасли: 1) по уровням образования - путем объединения близкопрофильных учреждений одного уровня и путем создания многопрофильных образовательных комплексов (НПО + СПО, НпО + ВУЗ, СпО + ВУЗ, НПО+СПО+ВУЗ); 2) объединение научных и образовательных учреждений; 3) объединение научных учреждений и производства; 4) формирование отраслевых образовательных кластеров.

Институт педагогики и психологии профессионального

образования РАО принимает участие в создании трех последних моделей. Показатели этого участия - разработка и реализация инновационных образовательных программ «Подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов нефтехимического профиля в условиях учебнонаучно-производственного комплекса» на базе профессионального лицея № 19 г. Казани и «Управление профессиональной подготовкой студентов в условиях социального партнерства «ссуз - предприятие» на базе Казанского авиационно-технического колледжа.

Большое распространение получило формирование отраслевых образовательных кластеров. Можно выделить два подхода к формированию образовательных кластеров. Первый подход основан на идее вертикальной интеграции образовательных учреждений. В основе этого подхода к образовательным кластерам лежит теория непрерывного образования, которое рассматривается как единая система; обучаемые, как субъекты педагогического процесса, ориентируются на пожизненное образование; обеспечивается интеграция и интернационализация знаний, расширение коммуникаций, применение информационных технологий; формируется многоуровневая система образования.

С позиции второго подхода, образовательный кластер - это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. Преимущества отраслевых образовательных кластеров состоят в том, что эффективно используются внутренние ресурсы; кадровые, научно-информационный потенциал, финансы, инфраструктура; повышается качество подготовки, выпускники более востребованы на рынке труда, лучше соответствуют требованиям производства; более эффективно используются технологии профобучения, учебные мастерские и другое оборудование; сокращаются сроки подготовки за счет интеграции содержания обучения, реализации принципа преемственности в целях, содержании, методах, формах, средствах обучения; развивается «вертикальная» многоуровневая интеграция, представленная вариативными научно-образовательно-производственными комплексами. Одним из таких комплексов может стать отраслевой образовательный консорциум (от латинского ^огйит - соучастие, сообщество) - временное объединение учреждений профессионального образования с предприятиями отрасли, органов управления образованием, государственной, региональной и муниципальной власти с целью повышения качества профессионального образования и подготовки кадров способных к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда, готовых к обучению через всю жизнь. Деятельность отраслевого образовательного консорциума может быть основана на принципе сепарабельности. Принцип сепарабельности (от лат. sepaгabilis - отделимый) обеспечивает равноправное сотрудничество и баланс социально-экономических интересов всех участников консорциума, эмерджентность их целей и неаддитивность интересов.

Вместе с тем существует и ряд проблем теоретического и практического плана при создании и развитии отраслевых образовательных кластеров (Допустимо ли реформировать систему образования, исходя исключительно из соображений экономической целесообразности? Каковы

конкретные краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи развития кластеров?). Очевидно, что без этого невозможно говорить об эффективности кластерного подхода к модернизации профессионального образования. Тем не менее, кластерный подход определяет приоритеты развития системы образования, а создание и развитие кластеров одновременно является предпосылкой интеграционных процессов, как внутри образования, так и в цепочке «наука - образование - производство». В этих условиях кластерный подход можно рассматривать как одну из новых технологий управления социально-экономическим развитием общества, в том числе и профессиональным образованием.

В результате развития интеграционных процессов стали создаваться модульно-компетентностные технологии профессионального образования. Это отражается в интегрированных образовательных программах; создании интегрированных и комплексных курсов и занятий; организации производственной практики, представляющей интеграцию теоретической, профессиональной, научно-исследовательской деятельности студентов; выделении и использовании в общеобразовательном знании профессионально значимого материала для конкретизации и иллюстрации теоретических положений; необходимости сопряжения профессионального и образовательного стандартов. Профессиональные стандарты задают систему показателей, позволяющих установить степень соответствия профессиональной деятельности требованиям рынка труда. Сотрудниками Института созданы проектно-кейсо-вая, системно ориентированная, мегапроектная мультиа-гентная сетевая технологии профессионального обучения.

Проектно-кейсовая технология профессионального обучения основана на участии студентов в разработке и реализации научно-образовательных и научно-производственных проектов, комплектовании кейсов, специально организованных занятиях-практикумов.

Системно-ориентированная технология направлена на поэтапное формирование компонентов профессиональной компетентности студентов при решении многофакторных профессионально ориентированных учебных задач в условиях интеграции образования, науки и производства.

Мегапроектная мультиагентная сетевая технология предполагает разные уровни интеграции, которые по типу «лего» обеспечивают ее системную целостность, динамичность, вариативность. Это интеграция форм и методов обучения; общего и профессионального знания; теории и практики; научного и технического творчества; дидактических концепций; проблемно-тематическая и целевая интеграция дисциплин естественнонаучного, социогумани-тарного и художественно-эстетического циклов; субъектная интеграция.

Качественное отличие данных технологий профессионального образования состоит в том, что в процессе обучения не только активно используются вариативные виды проектирования, но оно рассматривается как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению. Основным понятием технологий стал «образовательный модуль». Итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция будущей профессиональной де-

ятельности. В пределах образовательного модуля осуществляется комплексное освоение знаний и умений в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Модульно-компе-тентностные технологии взаимосвязаны с концепцией непрерывного образования («образования в течение всей жизни»), поскольку имеют целью формирование высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования - с другой. Модульно-компетентностные технологии позволят оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их. При этом обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций, их упорядочивание и систематизация, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся в их освоении. Гибкость модульно-компетентностных технологий, основанных на компетенциях, позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне; дает возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей; позволяет применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ (техника безопасности, эффективное общение и т. д.). Реализация технологий предусматривает: развитие сотворчества преподавателя и студента с целью формирования у последнего умений и навыков проектирования профессиональных ситуаций; включение в учебный процесс интегрированных форм образования, создание гибких образовательных траекторий обучающихся. Технологии успешно прошли апробацию в Московском автомобильно-дорожном институте (МАДИ) г. Москвы, Казанском государственном техническом университете (КАИ), профессиональном лицее № 19 г. Казани, Казанском авиационно-техническом колледже.

В современном мире национальная безопасность и независимость государств неотделимы от уровня их технологического развития. Роль и значение каждой страны в мировой экономике находятся в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями. Уровень развития наукоемких технологий в настоящее время является характеристикой экономического состояния и научно-производственного потенциала страны и обеспечивает ее конкурентоспособность. В странах, успешно преодолевших переход к современным рыночным отношениям, сформирован культ профессионального образования, поддерживаемый регулярными встречами глав государств с лучшими студентами и преподавателями и представлением их перед общественностью как «национальной ценности страны». В создавшихся условиях России жизненно необходима система профессионального образования, позволяющая адекватно встретить вызовы цивилизации XXI века, сохранить и укрепить нашу конкурентоспособность как одного из ведущих государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.