Научная статья на тему 'О возможности, необходимости и неизбежности интеграции начального и среднего профессионального образования в  России: проблемы и перспективы'

О возможности, необходимости и неизбежности интеграции начального и среднего профессионального образования в России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможности, необходимости и неизбежности интеграции начального и среднего профессионального образования в России: проблемы и перспективы»

О возможности, НЕОБХОДИМОСТИ и НЕИЗБЕЖНОСТИ

интеграции начального и среднего профессионального образования в россии: проблемы и перспективы

Е. в. ткаченко, доктор химических наук, профессор, член президиума РАО, академик РАО, лауреат премии Президента РФ

После развала Советского Союза большинство из нас делало всё возможное, чтобы сохранить профтехобразование РФ, не допустить его разрушения.

Более того, мы стремились не допустить передачи учреждений профтехобразования с федерального на региональный и местный бюджеты, добиваясь отмены постановления правительства РФ от 1Х.92, затем 30-й статьи закона о бюджете 1995 г и позднее проекта постановления правительства РФ от 2000 года, и процесс передачи был приостановлен.

Но менялись социально-экономические условия, формы собственности, государство перестало быть основным заказчиком кадров, и мы были вынуждены, мы стали говорить сначала о возможности, затем о целесообразности, далее о необходимости, а теперь и неизбежности интеграции начального и среднего профобразования.

Все эти четыре подхода были рассмотрены в статье двухлетней давности с таким же названием, напечатанной в журнале «Образование и наука». К 15 страницам этой статьи сделаю только одну ремарку. В ней указывается, что в РФ в то время не было единства ни в стратегиях, ни в механизмах реформирования и модернизации профессионального образования как на федеральном, так и на региональных уровнях. Даже позже, уже в 2005 году, были абсолютно разные подходы, например, к такому важному вопросу, как формирование и реализация государственных образовательных стандартов.

Напомню, что тогда в 2005 году правительство РФ постановило, что разработка, утверждение и реализация национально-регионального компонента стандарта - это обязанность учреждения профессионального образования (т. е. даже сельское УНПО, где всего 2040 % профессионально-педагогических работников с высшим образованием). А правительство Москвы постановило, что только оно ведет и разработку, и утверждение, и реализацию московского компонента ГОСа (даже не его департамент образования). Вот такой противоход был сделан в 2005 году.

И правительство Москвы именно в рамках этого постановления учитывало интересы работодателей в региональном компоненте стандарта.

А работодатель стал другим!! 90 % предприятий стали негосударственными, и новых собственников не

устраивало качество подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования, особенно на уровне начального.

Не случайно в последние годы работодатели на рабочие должности более 70 % специалистов берут из учреждений СПО, в которых выпускники получают более качественное образование, более обучаемы, более дисциплинированы по сравнению с выпускниками учреждений НПО. Система НПО оказалась в тупике. Выход из него был один: интеграция содержания начального и среднего профессионального образования в соответствии с требованиями работодателей.

Первым провело интеграцию правительство Москвы. С 1.01.2006 г все 198 училищ, профессиональных лицеев, техникумов были объединены в 63 профессиональных колледжа. Это была не только организационная, но и содержательная интеграция. Она стимулировала создание первого поколения интегрированных программ НПО и СПО. Их особенность - изъятие из программ СПО учебных элементов, которые освоены по программе НПО. Такая интеграция меняла содержание только программ СПО и сокращала сроки обучения по однопрофильным специальностям и профессиям до одного года.

К концу 2008 года, т. е. через три года, в Москве уже большинство профессий НПО были интегрированы со специальностями СПО. В этом процессе уча-

ствовали все профессиональные колледжи города, а некоторые из них уже полностью перешли на интегрированные программы, как правило, программы 1-го поколения.

В связи с этим процитирую последние абзацы своей статьи двухлетней давности.

Инновационная деятельность учреждений начального и среднего профобразования России на ближайшие годы будет определяться развитием таких направлений, как:

1. Разработка нового перечня профессий НПО и специальностей СПО и направлений подготовки в училищах, колледжах и техникумах.

2. Нарастающая в России, переходящая в массовую интеграция начального и среднего профобразования:

• организационная - с переструктуризацией учреждений профобразования и образованием различного вида укрупнённых колледжей, ресурсных центров, комплексов;

• содержательная - с разработкой сопряжённых учебных планов и рабочих программ с выходом на сокращённые формы обучения по однопрофильным специальностям НПО и СПО.

3. Разработка нового поколения ГОСов НПО и СПО - федеральных компонентов и, особенно, национально-региональных компонентов как основы для реализации повышенных требований работодателей к подготовке рабочих и специалистов (как в Москве). При этом возможна и другая модель развития: разработка профессиональных стандартов на базе компе-тентностного подхода через определение ключевых компетенций рабочих и специалистов на основе заказов работодателей и опыта выпускников-специалистов, успешно реализовавших себя у работодателя. На такую модель, однако, потребуются годы.

4. Привлечение работодателей к разработке профессиональных стандартов, привязанных к конкретной профессии и национальной системе квалификаций.

5. Развитие различных форм социального партнёрства учреждений профобразования на рынках труда и образовательных услуг.

6. Организация и обеспечение последовательного перехода на нормативно-подушевое финансирование с акцентом на результативность и эффективность работы.

7. Подготовка и переподготовка профессиональных кадров, способных обеспечить инновационную деятельность.

Процессы так и идут, но в части стандартов выбрана 2-я модель развития. Остановимся подробнее на этой модели и московском опыте начального этапа её реализации, т. к. в новых законодательных подходах очевидно концептуально новое направление и содержательная неизбежность интеграции НПО и СПО, причём не только для Москвы, но и для всех регионов России.

Итак, что будет? Что нас ждёт в будущем, в т. ч. ближайшем, и что независимо подтверждает неизбежность интеграционных процессов?

Государственная Дума приняла два закона: № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», в котором говорится об участии работодателя в разработке и реализации государственной политики в области профобразования, № 309-Ф3 от 14.11.2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». Чуть раньше президент РСПП А. Н. Шохин утвердил макет профстандарта (который должен быть базовым для федерального) и положение о профессиональном стандарте. Это очень важный вектор развития. Именно он изменяет саму методику и методологию разработки таких документов. В нём - реальная интеграция интересов сферы труда и всех уровней образования, включая НПО-СПО.

Активное включение в процесс модернизации профобразования работодателей - прежде всего РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей) - подтверждает острейшую необходимость расширения подготовки кадров в государственных учреждениях НПО и СПО, а также необходимость их ускоренной и массовой интеграции в единую систему подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, естественно, с высоким качеством подготовки.

В рамках РСПП в 2007 году создано Национальное агентство развития квалификаций, которое занимается разработкой профессиональных стандартов. В настоящее время создано 26 профстандартов, которые включают общие требования к квалификации выпускников всех уровней профобразования. Можно считать, что объединения работодателей в качестве ключевого принципа при разработке профстандартов выбрали принцип интеграции. Но в этих профессиональных стандартах реализуется другая методология интеграции программ.

Это программы второго поколения, и их создание можно рассматривать как фундаментальную научную и практическую цель. Методология создания таких программ вытекает именно из разрабатываемых в РСПП профстандартов, которых, как отмечалось, создано 26, но утверждено пока только шесть! Работодатель как главный заказчик кадров описывает в профстандартах новую модель работника, которая интегрирует учебные элементы различного уровня и профиля. Углубление процесса интеграции, по сути, может быть первым шагом на пути перехода всех форм подготовки квалифицированных работников на модульную структуру содержания непрерывного профобразования. Методология создания таких программ уже предполагает включение в программы НПО ряда предметных областей СПО и модульную структуру. Например, в Москве разработана интегрированная

модульная программа по профессиям ресторанного бизнеса, которая только для 1-го уровня квалификации состоит из 41 модуля (при шестимесячном обучении выдаётся свидетельство о первом квалификационном уровне). Это огромная по объёму работа. Специалисты НИИРПО (д-р филос. наук И. П. Смирнов, д-р пед. наук О. Б. Читаева, канд. пед. наук А. А. Володарская) разработали матрицу сопряжения всех реализуемых в колледжах Москвы 132 профессий НПО и 69 специальностей СПО.

Модульные программы, построенные на основе интеграции, позволяют оперативно обновлять, заменять конкретные модули при изменении требований к будущему работнику, дают возможность индивидуализировать обучение исходя из уровня ЗУНов обучающихся и их профессионального опыта путём комбинации необходимых модулей. Благодаря этому можно формировать различные курсы обучения в зависимости от потребностей как рынка труда, так и рынка образовательных услуг.

Из анализа профстандартов видно, что основные компоненты для их разработки - это квалификации, компетенции, профессионализм.

Профстандарт включает (наряду с другими данными) наименования должностей, соответствующие им квалификационные и образовательные уровни, перечни конкретных должностных обязанностей, выполнение которых позволяет работнику реализовать свои трудовые функции в границах его компетенции. То есть профстандарт включает нормативные требования к исполнителю профессиональной деятельности.

Требования к профобразованию и обучению и требования к практическому опыту, отражённые в Профессиональных стандартах, представлены для шести квалификационных уровней. Так, первый уровень может быть достигнут на основании практического опыта и краткосрочного обучения на рабочем месте или краткосрочных курсов (это профподготовка) при наличии общего образования не ниже начального общего.

А для получения четвёртого уровня квалификации, что также возможно в профессиональном колледже, выпускник должен иметь среднее профессиональное образование и практический опыт.

Шестой уровень квалификации подразумевает наличие у человека высшего профобразования.

В чём принципиальная особенность предлагаемого подхода? Здесь все учащиеся по интегрированным программам осваивают стандарт НПО независимо от образовательных целей, выбранной профессии, сроков обучения (по классификации Европейского союза - это освоение базовых квалификаций).

В соответствии с законодательством интегрированные профессиональные образовательные программы разрабатываются учреждениями самостоятельно. А на федеральном уровне рекомендаций по структуре и содержанию интегрированных профес-

сиональных образовательных программ нет, они отсутствуют. Поэтому московский эксперимент очень важен. Он позволяет показать возможные варианты построения их содержания в зависимости от интегрируемых профессий и специальностей, отраслей экономики, специфики производств, возможных сроков освоения.

Результатом содержательной интеграции являются различные модели интегрированных профессиональных образовательных программ, реализуемые в колледжах Москвы.

Сегодня правительство Москвы проводит в профессиональных колледжах уже апробацию интегрированных учебных планов и программ по дисциплинарно-модульной структуре, основанной на компетенциях в соответствии с перечнем профессий и специальностей, наиболее востребованных экономикой города.

Таким образом, предлагаемый работодателем стандарт позволяет выстраивать непрерывное профессиональное образование, поскольку в его основу положен анализ трудовых функций, который даёт возможность последовательно описать всю область профессиональной деятельности по квалификационным уровням (на базе реализации интегрированных учебных планов и программ, имеющих дисциплинарно-модульную структуру и основанных на компетенциях).

Разработка дисциплинарно-модульных учебных программ в Москве - это дело не только учреждений профессионального образования, но и ведущих учёных НИИРПО с участием членов РАО и вузов города, это реальная взаимосвязь сферы труда, науки и сферы образовательных услуг.

Далее на основе таких разработок создаётся федеральный образовательный стандарт, который носит рамочный характер.

Методология разработки федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения обусловлена требованиями профстандартов. Новые стандарты повышают академическую свободу учреждений образования при определении объёма времени по дисциплинам профциклов. Так, вариативная часть образовательных стандартов СПО составляет 30 %, а НПО - 20 %. Значительно возрастает объём практического обучения. Но именно вся вариативная часть интегрированных программ и должна строиться в строгом соответствии с требованиями конкретных заказчиков кадров.

Каковы же трудности и противоречия, которые испытывает начальное и среднее профессиональное образование Москвы на этом пути?

Назовём основные из них:

1. В Москве подготовка рабочих и специалистов проводится по 200 специальностям и профессиям. Но в основном - только по нескольким из них. Так, в рамках СПО более 60 % выпускников обучаются лишь по 11 специальностям, а 40 % от выпуска - всего по шес-

ти (экономика и бухгалтерский учёт, коммерция, менеджмент, маркетинг, правоведение и банковское дело), почти 22 % - по пяти специальностям (строительство и эксплуатация зданий, техобслуживание и ремонт автомобилей, технология машиностроения, технология продукции общественного питания).

По профессиям НПО: на шесть из них приходится 43 % от выпуска, на остальные 120 - 57 %!

Таким образом, как и ранее в целом по России, в Москве также очевиден большой перекос между рынком труда и рынком образовательных услуг (в Москве, например, по профессии моделирование швейных изделий выпуск превышает предложение в 9 раз!).

2. Не завершён до конца 1-й этап интеграции (за три года пока только чуть больше половины профессий НПО интегрированы со специальностями СПО), а на повестке - необходимость ускорения 2-го этапа: создание и освоение интегрированных программ СПО.

3. Из выпускников профколледжей Москвы по соответствующим специальностям и профессиям работает только 68 %, т. е. не более, чем это было до интеграции учреждений профобразования Москвы в профессиональные колледжи. И это при том, что в городе на 160 тыс. вакансий колледжи Москвы оканчивают 30 тысяч человек.

4. 7 сентября 2008 г. на заседании правительства Москвы мэр города Ю. М. Лужков резко критиковал результаты подготовки рабочих и специалистов. Было принято решение о передаче их подготовки работодателям и в отрасли г. Москвы.

Основные противоречия, тормозящие интеграционные процессы:

1. Министерство образования и науки РФ совсем недавно утвердило новое Положение об учреждении начального профобразования, а в Москве уже три года как этих учреждений нет. Все они интегрированы в профессиональные колледжи.

2. Министерство образования и науки РФ только в мае 2008 года рекомендовало интеграцию программ СПО на базе НПО (1-е поколение интегрированных программ). А в Москве уже активно идёт разработка интегрированных программ второго поколения.

3. В последние дни декабря 2007 года были утверждены, а в феврале 2008 г. опубликованы новые перечни профессий НПО и специальностей СПО. Но вследствие всё возрастающих инновационных процессов в экономике и промышленности России эти перечни не только не опережают, но уже отстают от потребностей страны. Даже в Москве не готовят по таким новым профессиям и специальностям, как логистика, автострахование, сервис домашнего и коммунального хозяйства, ресторатор и т. д.

В целом московские предприятия и организации сделали заявку о необходимости подготовки кадров по 137 профессиям. Но подготовка в 2008 году велась только по 50 из них - это 14,6 % от потребности. Поэ-

тому уже сейчас требуется ускорить расширение перечня новых профессий и специальностей.

4. Необходимы изменения в нормативно-законодательной базе, согласно которой реализация профессиональных стандартов в учреждениях профобразования России запланирована с 1.09.2009 г Однако готовых профстандартов нужного количества к этому сроку не будет, как не будет и созданных на их основе стандартов образовательных. Очевидно их реальное массовое освоение начнется не ранее 2010-2011 года.

И в заключение.

На заседание правительства РФ уже внесена государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.».

Остановлюсь только на инновационных процессах, обозначенных в этом стратегическом документе.

В нём непрерывное профобразование строится на базе именно модульных образовательных программ, сориентированных на освоение конкретного набора компетенций.

При этом логично, что образовательные учреждения, реализующие модульные программы, могут быть включены и интегрированы в различного рода комплексы, колледжи, университеты.

Например, часть программ СПО будет переведена в статус прикладного бакалавриата, в т. ч. с включением образовательных учреждений в состав вузов.

Одновременно развитие форм образования в учреждениях СПО и НПО будет опираться на образовательные программы, а потребности экономики определяться больше выпускниками соответствующих программ, а не учреждений образования!

Это принципиально: набор конкретных модульных программ для формирования конкретных компетенций будущих работников. И это вектор на интеграцию не только УНПО и УСПО, но и систем НПО и СПО.

То есть в связи с тенденциями развития непрерывного профессионального образования на модульной основе возможен отказ от типологии образовательных учреждений, и - в другой парадигме - разработка процедуры их лицензирования и аккредитации.

Переход на блочно-модульные программы обучения реализует наши многократные предложения деся-ти-пятнадцатилетней давности о корректировке закона об образовании в части «лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений не только «по уровням образования», но и «по программам подготовки». Тогда, несмотря на многочисленные обращения и доводы, Государственная Дума не провела этой корректировки, в результате был задержан процесс развития интеграционных процессов в системе профессионального образования, особенно начального и среднего.

Сегодня, на базе названного выше закона № 307-ФЗ и государственной программы «Образование и

8

«образование. карьера. общество» № 2 (24), 2009 г.

развитие инновационной экономики» такой подход наконец-то становится не только возможным, но необходимым и перспективным. (На «скрытой» опасности

- изъятия национально-регионального компонента стандарта из закона № 307 - останавливаться не будем, т. к. это требует отдельного и специального рассмотрения).

В проекте правительства модульные программы ориентируются не только на подготовку кадров из числа школьной молодёжи, молодёжи других учреждений образования, но также и на переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов.

То есть НПО и СПО, реализуя модульный принцип построения образовательных программ, могут стать если не главной, то важнейшей составной частью системы непрерывного профессионального образования

- от начальной подготовки до послевузовского профобразования.

При таком стратегически перспективном построении работы отпадает необходимость говорить о возможности, целесообразности, необходимости интеграции НПО и СПО. Недостаточно уже и понятия

необходимости. Очевидно приходит понятие обязательности!

Вопрос в одном: когда? Обозначенные в проекте правительства 2009-2012 годы необоснованны. Даже в вопросах: какова будет аккредитация (государственная, профессиональная, общественная, общественно-профессиональная, общественно-государственная) и каковы будут механизмы аккредитации учебных планов и программ профессионального образования нет никакой ясности! А сколько других вопросов? Думаю, что в массовом порядке это будут вопросы 2010-2015 гг. Но они неизбежны и будут обязательны.

Можно ли не делать всего этого, не решать эти вопросы, работать по-старому? Можно, так как рабочих не хватает повсеместно, и берут любых. Но - пока! Это - во-первых.

А, во-вторых, надо понимать, что неконкурентоспособные рабочие и специалисты - это неконкурентоспособные учреждения профобразования, неконкурентоспособное производство и неконкурентоспособная страна. Выводы делайте сами.

интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования

Ю. В. Клецов, кандидат философских наук, доцент, начальник научно-аналитического центра ГОУ «КРИРПО»

Набирающие силу интеграционные процессы в отечественном профессиональном образовании характеризуются реальным многообразием, сложностью и противоречивостью как с точки зрения их источников, содержания, движущих сил, масштабов и динамики, так и с точки зрения их взаимосвязи и взаимовлияния, непосредственных и опосредствованных эффектов, ближайших и отдалённых последствий. Сегодня эти процессы развиваются по следующим основным направлениям:

- интеграция российской системы образования в европейское и международное образовательное пространство;

- интеграция участников образовательного сообщества в формирующуюся национальную инновационную систему, общероссийский и местные рынки труда, федеральные и региональные экономические кластеры;

- интеграция в процессе подготовки квалифицированных кадров образовательной, научной, проектно-аналитической, экспериментальной, производственной и иной практической деятельности;

- интеграция профессий и специальностей по образованию, а также разноуровневых компонентов

подготовки и квалификаций, устанавливаемых как в рамках, так и за рамками государственных образовательных цензов и стандартов;

- интеграция содержания начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.