развитие инновационном экономики» такой подход наконец-то становится не только возможным, но необходимым и перспективным. (На «скрытой» опасности
- изъятия национально-регионального компонента стандарта из закона № 307 - останавливаться не будем, т. к. это требует отдельного и специального рассмотрения).
В проекте правительства модульные программы ориентируются не только на подготовку кадров из числа школьной молодёжи, молодёжи других учреждений образования, но также и на переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов.
То есть НПО и СПО, реализуя модульный принцип построения образовательных программ, могут стать если не главной, то важнейшей составной частью системы непрерывного профессионального образования
- от начальной подготовки до послевузовского профобразования.
При таком стратегически перспективном построении работы отпадает необходимость говорить о возможности, целесообразности, необходимости интеграции НПО и СПО. Недостаточно уже и понятия
необходимости. Очевидно приходит понятие обязательности!
Вопрос в одном: когда? Обозначенные в проекте правительства 2009-2012 годы необоснованны. Даже в вопросах: какова будет аккредитация (государственная, профессиональная, общественная, общественно-профессиональная, общественно-государственная) и каковы будут механизмы аккредитации учебных планов и программ профессионального образования нет никакой ясности! А сколько других вопросов? Думаю, что в массовом порядке это будут вопросы 2010-2015 гг. Но они неизбежны и будут обязательны.
Можно ли не делать всего этого, не решать эти вопросы, работать по-старому? Можно, так как рабочих не хватает повсеместно, и берут любых. Но - пока! Это - во-первых.
А, во-вторых, надо понимать, что неконкурентоспособные рабочие и специалисты - это неконкурентоспособные учреждения профобразования, неконкурентоспособное производство и неконкурентоспособная страна. Выводы делайте сами.
интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования
Ю. в. Клецов, кандидат философских наук, доцент, начальник научно-аналитического центра ГОУ «КРИРПО»
Набирающие силу интеграционные процессы в отечественном профессиональном образовании характеризуются реальным многообразием, сложностью и противоречивостью как с точки зрения их источников, содержания, движущих сил, масштабов и динамики, так и с точки зрения их взаимосвязи и взаимовлияния, непосредственных и опосредствованных эффектов, ближайших и отдалённых последствий. Сегодня эти процессы развиваются по следующим основным направлениям:
- интеграция российской системы образования в европейское и международное образовательное пространство;
- интеграция участников образовательного сообщества в формирующуюся национальную инновационную систему, общероссийский и местные рынки труда, федеральные и региональные экономические кластеры;
- интеграция в процессе подготовки квалифицированных кадров образовательной, научной, проектно-аналитической, экспериментальной, производственной и иной практической деятельности;
- интеграция профессий и специальностей по образованию, а также разноуровневых компонентов
подготовки и квалификаций, устанавливаемых как в рамках, так и за рамками государственных образовательных цензов и стандартов;
- интеграция содержания начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования;
- интеграция разноуровневых образовательных учреждений и организаций.
Необходимость целенаправленной, эффективной поддержки интеграционных процессов как в самой образовательной системе, так и в её взаимодействии с меняющейся социальной средой вызвана, прежде всего, ускорением темпов научно-технического прогресса, реструктуризацией отраслей экономики, широким внедрением наукоёмких технологий и динамич-нымобновлениемматериальныхактивов,комплексной автоматизацией и информатизацией производства, сближением стандартов профессиональной деятельности и характеристик рабочих мест. С другой стороны, эта необходимость сегодня в не меньшей степени диктуется неблагоприятной демографической ситуацией, сокращением трудовых ресурсов и ростом неудовлетворённого спроса на рабочую силу. При этом всё более заметное негативное влияние на положение дел в сфере занятости оказывают диспропорции в развитии различных уровней профессионального образования. В связи с этим в Концепции действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы, одобренной распоряжением правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 года, подчёркивается: «Повышение взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, а также развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности трудовых ресурсов станут одними из важнейших факторов содействия обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации».
В Кузбассе, как и в ряде других регионов России, поддержка интеграционных процессов в системе профессионального образования базируется на прочной нормативно-правовой, программно-целевой и организационной основе. Так, пункт 2 статьи 9 областного закона «Об образовании в Кемеровской области» устанавливает, что к числу основных направлений развития начального профессионального образования в области относятся сохранение и развитие сети учреждений НПО (в том числе инновационных), их перепрофилирование и расширение перечня оказываемых ими образовательных услуг, а также усиление их взаимодействия с отраслями экономики. Согласно пункту 3 той же статьи в число основных направлений развития среднего профессионального образования в области входит развитие интеграции СПО и других уровней образования.
В Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу подчёркивается, что в современных условиях целью профессиональной подготовки становится не передача систематизированных научных знаний, а ускоренная интеграция выпускников в рынок труда и повышение их конкурентоспособности на данном рынке, в том числе путём обеспечения их профессиональной, территориальной и академической мобильности. В
соответствии с этим Стратегия ориентирует, в частности, на:
- внедрение инновационных образовательных программ и переход к «беступиковому» учебному процессу, который бы позволял обучающемуся получать новые специальности, добирая в ходе обучения необходимые модули и самостоятельно определяя свою образовательную траекторию;
- создание сети учреждений (комплексов) многоуровневого профессионального образования и центров образовательного брокерства, обеспечивающих расширение возможностей дистанционного обучения молодёжи и взрослых;
- расширение перечня и формата реализуемых профессиональных образовательных программ и услуг, предусмотрев включение в них, помимо профессии (специальности) и формальной квалификации по образованию, первого места работы и дополнительных квалификаций.
В Программе экономического и социального развития Кемеровской области на 2005 - 2010 годы отмечается особое значение для региона обеспечения образовательной мобильности обучающихся, а также интеграции образовательной, научной и практической деятельности. В указанных и других программных документах регионального значения интеграция образования, науки, бизнеса и производства рассматривается как одно из основных условий устойчивого развития Кузбасса.
С 2002 года развивается сеть областных экспериментальных площадок, функционирующих на базе ведущих учреждений НПО и СПО региона. Такие площадки создаются областным департаментом образования и науки в целях проведения научных исследований и опытно-экспериментальной работы по приоритетным направлениям модернизации российского образования, в том числе по такому, как интеграция различных уровней профессионального образования. Организационное и научно-методическое сопровождение деятельности указанных площадок обеспечивают специалисты Кузбасского регионального института развития профессионального образования и научно-педагогические работники ведущих вузов региона.
В профессиональном колледже г. Новокузнецка разработана и внедрена трёхуровневая модель образовательного процесса по схеме «базовый уровень СПО - повышенный уровень СПО - ВПО» в условиях учреждения многоуровневого профессионального образования. В профессиональном лицее № 13 г Новокузнецка сформирована модель интеграции среднего (полного) общего и начального профессионального образования, а также реализован проект, который занял в 2005 г. второе место в областном конкурсе «Лучшая система трудоустройства выпускников».
В настоящее время научно-исследовательская и экспериментальная работа по направлению «Интег-
- модернизация профессионал
рация начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования» ведётся на базе профессиональных лицеев № 10 и 13, а также в Юр-гинском технологическом колледже. Разработанный коллективом колледжа комплекс учебно-методического обеспечения многоуровневой подготовки квалифицированных кадров технологического профиля был отмечен Большой золотой медалью Международной выставки «Учсиб-2005» (г. Новосибирск). Стратегия развития колледжа на 2006 - 2010 годы и сформированные в нём информационно-библиотечные ресурсы учебного назначения получили высокую оценку экспертов на региональной выставке-ярмарке «Образование. Карьера. Занятость» (г. Новокузнецк, 2006 г.).
Особого внимания заслуживает модель кооперации и интеграции разноуровневых учреждений профессионального образования, сформированная на базе Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа. Следует отметить, что работа по сопряжению разноуровневых образовательных программ началась в колледже ещё в 1990 г. Через два года в состав сформированного на его базе индустриально-педагогического комплекса вошёл ряд учреждений НПО Кемерова, Ленинска-Кузнецкого и Полысаева. В 1999 г. комплекс был переименован в инженерно-педагогическую корпорацию, а в 2003 г. - в профессионально-педагогическую ассоциацию. В результате разработки и внедрения входящими в ассоциацию учебными заведениями сопряжённых образовательных программ НПО, СПО и ВПО общая продолжительность на всех трёх ступенях подготовки сократилась на 2,5 - 3,5 года.
Заслуживает изучения и опыт другого учреждения СПО - Кемеровского профессионально-технического колледжа. Сформированная в нём двухуровневая (НПО - СПО) модель подготовки обеспечивает преемственность содержания и высокое качество производственного обучения и производственной практики. Кроме того, она позволяет обучающимся получать дополнительные профессии и квалификации как в рамках, так и за рамками реализуемых колледжем основных образовательных программ. Как следствие, до 65 % его выпускников трудоустраиваются по профилю полученной профессии (специальности) и ещё более 20 % - продолжают обучение в вузах.
В 2006 году в г. Кемерово было создано интегрированное учреждение профессионального образования нового типа - Кузбасский государственный техникум архитектуры, геодезии и строительства. В процессе разработки в нём сопряжённых и интегрированных учебных планов по ряду профессий НПО и специальностей СПО основное внимание было уделено повышению качества и результативности производственного обучения и производственной практики с учётом запросов работодателей. В техникуме уже состоялся
выпуск со второй ступени подготовки (СПО) по специальности «Сварочное производство» техников, получивших профессию электрогазосварщик с повышенным - четвёртым - квалификационным рабочим разрядом.
Немало внимания уделяется в Кузбассе научно-методическому сопровождению интеграционных процессов в региональной системе профессионального образования. В 2006 г. в нашем институте в соответствии с приказом областного департамента образования и науки сформирован временный научно-исследовательский коллектив по направлению «Интеграция учреждений профессионального образования в учреждения и комплексы непрерывного многоуровневого профессионального образования». Одним из результатов его работы стала коллективная монография, в которой обобщён опыт создания и деятельности интегрированных учреждений и комплексов многоуровневого профессионального образования в России и Кузбассе.
В прошлом году приказом областного департамента образования и науки в нашем институте был создан временный научно-исследовательский коллектив по направлению «Научно-методическая поддержка интеграции учреждений начального и среднего профессионального образования». По итогам его работы подготовлено и издано учебное пособие по разработке интегрированных образовательных программ довузовского профессионального образования. В пособии раскрывается специфика интегративного подхода к обновлению содержания начального и среднего профессионального образования; представлены теоретико-методологические основы формирования интег-рированныхобразовательныхпрограмм;предлагаются методика создания таких программ и алгоритм разработки их основных элементов - учебных модулей и модульных блоков.
Вопросы, связанные с интеграцией начального и среднего профессионального образования, обсуждаются на ежегодных августовских совещаниях и консультациях для руководителей и педагогических работников профессиональных учебных заведений Кузбасса. Немало внимания этим вопросам было уделено в ходе консультаций для заместителей директора учреждений НПО и СПО по учебной и учебно-производственной работе, организованных специалистами института. Состоялась презентация преемственных (сопряжённых) образовательных программ, разработанных и реализуемых базовыми учреждениями НПО и СПО.
Дополнительные меры по поддержке интеграционных процессов в системе профессионального образования с использованием механизмов социального партнёрства были намечены участниками научно-практического семинара «Интеграция науки, образования и бизнеса как основа устойчивого социально-
экономического развития региона», проходившего в нашем институте. В феврале 2008 г. на базе института организованы и проведены курсы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобрнауки России для проректоров учреждений дополнительного профессионального образования РФ по теме «Интеграция образовательных программ по профессиям и специальностям НПО, СПО». Весомый вклад в разработку проблемы внесла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
«Интеграционные процессы в профессиональном образовании: проблемы, поиски, решения», которая состоялась 19-20 ноября 2008 г.
Обобщая всё изложенное выше, можно констатировать, что в Кузбассе, как и в других регионах России, накоплен определённый опыт поддержки интеграционных процессов в системе профессионального образования, заслуживающий обобщения и распространения. В то же время необходимо признать, что многие связанные с этим проблемы ещё только ждут своего решения.
VIVAT ACADEMIA! VIVANT PROFESSORES!
6 февраля в Администрации кемеровской области прошел торжественный губернаторский прием, посвященный дню российской науки.
Лучших учёных Кузбасса с праздником поздравил Губернатор А. Г. Тулеев. Сегодня кузбасскую науку представляют 5,4 тыс. ученых. Научные кадры Кузбасса постоянно пополняются. Только в 2008 году успешно защищены 47 докторских и 279 кандидатских диссертаций. 16 ученых получили звание «Почётный профессор Кузбасса», которое присуждается с 2006 года. В 2009 году в их число вошли еще 5 человек. Это владимир константинович афанасьев, заведующий кафедрой физики металлов и новых материалов ГОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет», наталья Эмильевна касаткина, заведующая кафедрой общей и вузовской педагогики ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», анатолий павлович михайлуц, заведующий кафедрой гигиены труда и гигиены питания ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», виктор моисеевич сама-ров, заведующий кафедрой земледелия и растениеводства ГОУ ВПО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт», тамара андреевна краснова, заведующая кафедрой аналитической химии и экологии ГОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности».
На встрече с учеными А. Г. Тулеев отметил, что среди изобретателей немало молодежи. На губернаторском приёме присутствовали молодые учёные - победители конкурса на получение областных грантов за научные исследования, которые имеют большую практическую значимость. Так, грант в 100 тысяч рублей получил михаил викторович темлянцев - профессор кафедры теплофизики и промышленной экологии Сибирского государственного индустриального университета. Его проект по энерго- и ресурсосбережению при производстве стали имеет большую практическую ценность для экономики области. Разработка Темлянцева позволяет экономить и
электроэнергию, и топливно-энергетические ресурсы, и сокращает потери металла.
Грант Губернатора Кемеровской области молодым ученым был вручен и заведующему лабораторией государственно-частного партнерства Кузбасского регионального института развития профессионального образования андрею васильевичу фаломкину. Его исследование будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества учреждений профессионального образования с работодателями.
Губернатор подчеркнул, что областные власти будут и в дальнейшем создавать для ученых комфортные условия для творческого роста. При этом сохраняются не только все существующие меры социальной поддержки, но и вводятся новые.
Так, в 2009 году учрежден ещё один грант губернатора для студентов вузов - на разработку научно-исследовательских проектов, которые направлены на развитие экономики региона. Гранты по 250 тысяч рублей каждый получат авторы пяти лучших проектов, результаты которых могут быть внедрены в производство. А научным руководителям студентов-победителей будут вручены премии в размере 50 тысяч рублей каждая. Гранты будут присуждаться на конкурсной основе. Для студентов, выпускников вузов и техникумов, в этом году будут безвозмездно выдавать гранты для создания своего бизнеса в размере 500 тысяч рублей (из областного бюджета). С 1 января 2009 года начинающим предпринимателям вручаются льготные займы в размере 1 млн рублей сроком на 3 года, под 5 % годовых.
На торжественном приеме губернатор вручил 40 грантов в размере 60 тысяч рублей молодым учёным -кандидатам наук, 10 грантов в размере 100 тысяч рублей молодым учёным - докторам наук, а также премии их научным руководителям (39 премий в размере 20 тысяч рублей). Кроме того, 15 преподавателей и сотрудников вузов, а также научных организаций получили льготные займы на приобретение жилья.
В информации использованы данные пресс-релиза АКО