Научная статья на тему 'Ресурсный центр как фактор модернизации профессионального образования (на примере подготовки кадров по укрупненной группе профессий и специальностей «Архитектура и строительство»)'

Ресурсный центр как фактор модернизации профессионального образования (на примере подготовки кадров по укрупненной группе профессий и специальностей «Архитектура и строительство») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / RESOURCE CENTER / TECHNICAL PERSONNEL TRAINING / BUILDING INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишенина Наталья Викторовна

Статья посвящена опыту создания ресурсного цента по подготовке и переподготовке рабочих кадров строительной отрасли на примере ГОУ СПО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource Centre as a Factor of Professional Education Modernization (on the Example of Training Workers on the Aggregative Group of Professions Architecture and Building)

The paper describes an experience of creating a resource center for building industry workers training on the example of Kuzbass College of Architecture, Geodesics and Building.

Текст научной работы на тему «Ресурсный центр как фактор модернизации профессионального образования (на примере подготовки кадров по укрупненной группе профессий и специальностей «Архитектура и строительство»)»

Опыт деятельности учреждений профессионального образования в современных условиях

Структура профурока предполагает различные формы: презентации, деловые игры, конкурсы, викторины и др. Оптимальное время проведения профессионального урока 20-30 минут. Для эффективного проведения профессионального урока необходимы: разработка поурочного плана и хороший нестандартный сценарий с учетом возрастной психологии детей. Профессиональный урок должен быть интересным, наглядным, не вызывать скуку.

Учитывая, что на эту специальность ведется набор выпускников школ на базе основного общего образования, то такие уроки разработаны для учащихся школ города с 5-го по 9-й классы, проводят их студенты-механики.

Для учеников 5-6-х классов проводится профурок «Механик - специальность для настоящих мужчин», где в доступной, ненавязчивой форме рассказывается о специальности «монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования». Рассказ сопровождается презентацией, которая содержит забавные тематические рисунки, анимации, стихотворение, прославляющее специальность, элементы игры. За правильные ответы на загадки о слесарных инструментах ребята получают сладкие призы. И с этого момента они «наши», им трудно забыть наш колледж и наших студентов.

Для 7-8-х классов мы проводим профурок «Эволюция механика», где рассказываем об истории возникновения и развития специаль-

ности, начиная от Архимеда и заканчивая нашими днями, об эволюции студента-механика в стенах колледжа от 1-го курса и до выпуска. Презентация урока сопровождается показом кадров из мультипликационного фильма «Оля, Коля и Архимед», из художественных фильмов «Титаник» и «Адмирал» - ведь первые инженеры-механики России появились именно на флоте. Заключительным этапом урока являются конкурсы «Силачи» и «Подбери ключи», где определяется самый сильный и самый ловкий ученик, что привносит дух здорового соперничества.

Профурок «Механик - это звучит гордо» проводится для учащихся 9-х классов. Здесь школьникам не только дают исчерпывающую информацию о специальности, базах практики, распределении, но и о достижениях студентов-механиков на областных конкурсах профмастерства, олимпиадах, выставках творческих работ, на научно-практических конференциях разного уровня, о выпускниках колледжа.

Таким образом, использование разных форм профориентационной работы в колледже, а также тесное сотрудничество с частно-государственными партнерами, дает возможность который год подряд выполнять план по набору абитуриентов в целом по колледжу и конкретно по данной специальности (здесь всегда конкурс], а каждому поступающему - осознанно и ответственно подойти к выбору специальности.

УДК / UDC Н. В. Мишенина, заместитель директора по учебной работе,

377(571.17) ГАОУ СПО КО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и

строительства», Кемерово, Россия, [email protected]

Nathalie Mishenina, associate director for study activities, Kuzbass College of Architecture, Geodesics and Building, Kemerovo, Russia, [email protected]

ресурсный центр как фактор модернизации профессионального образования

(НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО УКРУПНЕННОЙ ГРУППЕ ПРОФЕССИЙ и специальностей «архитектура И СТРОИТЕЛЬСТВО»)

resource centre as a factor of professional education modernization (on the example of training workers on the aggregative group of professions “architecture and building”)

Статья посвящена опыту создания ресурсного цента по подготовке и переподготовке рабочих кадров строительной отрасли на примере ГОУ СПО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства».

The paper describes an experience of creating a resource center for building industry workers

training on the example of Kuzbass College of Architecture, Geodesics and Building.

Ключевые слова, ресурсный центр, подготовка рабочих кадров, строительная отрасль

Key words, resource center, technical

personnel training, building industry.

Проблема подготовки и переподготовки рабочих кадров строительной отрасли - одна из самых значимых для Кемеровской области. Пути решения этой проблемы для нашего ОУ были определены пять лет назад, когда создавался Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства на базе строительного училища и архитектурно-строительного техникума. Интеграция начального и среднего профессионального образования позволила не только сохранить имеющиеся профессии и специальности, но и значительно расширить возможности ОУ в плане открытия новых специальностей строительного профиля, создания центра дополнительной профессиональной подготовки и активной работы по созданию ресурсного центра как модели развития ОУ в условиях модернизации профессионального образования.

Создавая новое ОУ, мы решали следующие задачи, во-первых, формирование системы непрерывного профессионального образования в формате НПО-СПО-ВПО-ДПО в соответствии с потребностями рынка труда; во-вторых, формирование материально-технической базы, соответствующей современному производству; в-третьих, формирование кадрового ресурса из числа высококвалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения, владеющих современными педагогическими и производственными технологиями; в-четвертых, укрепление и расширение связей с предприятиями, горизонтальных профессиональных связей, связей с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей; в-пятых, информационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки обучающихся, разработка новых образовательных программ в соответствии с новыми образовательными стандартами.

В настоящее время техникум ведет подготовку по девяти специальностям СПО, четырем профессиям НПО и двадцати трем программам дополнительной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Техникум - единственное в области ОУ, которое готовит специалистов среднего звена по дорожному строительству, прикладной геодезии, землеустройству, градостроительному

кадастру.

Чтобы соответствовать поставленным целям и задачам, коллектив ОУ активизировал деятельность по следующим направлениям:

1. Развитие социального партнерства.

2. Создание кадрового ресурса.

3. Создание современной материальнотехнической базы.

Развитию отношений с социальными партнерами администрация техникума уделяет большое внимание. С предприятиями и организациями сформированы устойчивые связи и надежное партнерское сотрудничество. Важнейшими стратегическими партнерами являются:

- Дорожно-строительная компания ООО «Стройдорэкспорт»,

- ЗАО «Коксохиммонтаж»,

- ЗАО «Кузбассэнергомонтаж»,

- ООО «Строй-сервис плюс»,

- Кемеровский филиал ОАО «Алтай вагон»,

- ОАО «Кемеровоспецстрой»,

- дорожно-строительные организации города Кемерово и Кемеровской области,

- Кузбассмаркшейдерия,

- МУП АТИЗ и др.

Это сотрудничество распространяется не только на предоставление оплачиваемых мест для прохождения производственной практики и трудоустройства, но также предоставление лабораторий, материалов и оборудования, совместную разработку учебно-программной документации, совместное проведение конкурсов профессионального мастерства, организацию стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения. На базе техникума проводятся семинары, конференции, выставки новой техники и оборудования. Такие мероприятия в 2011 году провели некоммерческая организация «Строительные предприятии малого и среднего бизнеса Кузбасса», фирма «На-вгеоком» (представитель швейцарской фирмы «1_еюа»], Сибирская государственная геодезическая академия, Кузбассмаркшейдерия и др. В подобных мероприятиях участвуют не только педагоги и студенты техникума, но и специалисты различных предприятий и организаций строительной отрасли.

Кадровый ресурс - наиболее важная составляющая воспитательно-образовательного процесса. Стабильные связи с социальными партнерами позволяют совместно работать по направлению создания высококвалифици-

Professional Education in Russia and abroad 1 (5) 2012

95

Опыт деятельности учреждений профессионального образования в современных условиях

рованного педагогического персонала. За последние три года 87 % педагогических работников прошли курсы повышения квалификации, стажировки на предприятиях и организациях Кемерово, Новосибирска, Томска, Москвы. В настоящее время 85 % преподавателей и 90 % мастеров производственного обучения имеют высшую квалификационную категорию. Ежегодно педагогические работники техникума занимают призовые места в конкурсах профессионального мастерства различного уровня. Для проведения занятий с обучающимися привлекаются ведущие специалисты предпри-ятий-партнеров: Стройдорэкспорт, Земельнокадастровая палата, Кузбассмаркшейдерия, кемеровская дирекция Областного дорожного фонда.

Созданный на базе техникума региональный ресурсный центр по обеспечению отраслевой подготовки высококвалифицированных кадров строительного профиля является учебным полигоном для освоения современных производственных технологий. Поэтому создание современной материально-технической базы является важнейшим направлением деятельности коллектива техникума и всех заинтересованных в наших специалистах предприятий и организаций. Сегодня техникум располагает двумя учебными корпусами, производственными мастерскими, необходимой социальной инфраструктурой.

Финансовые средства, полученные из бюджета области от участия в региональных конкурсах образовательных проектов, а также от социальных партнеров, были эффективно использованы. Созданы и модернизированы учебные кабинеты и лаборатории; приобретено высокотехнологичное оборудование для сварочных мастерских, геодезических лабораторий, лабораторий материаловедения; закуплена учебная литература и программное обеспечение.

За пять лет существования Кузбасского техникума архитектуры, геодезии и строительства открыты новые специальности строительного и технического профиля («сварочное производство» и «мастер сухого строительства»], увеличилось количество заявок и набор студентов на специальности «прикладная геодезия», «строительство автодорог» и на

профессию «сварщик». Повысилось качество подготовки специалистов, так, в 2011 году 20 % выпускников СПО окончили техникум с красными дипломами, а 66 % выпускников НПО - с повышенными разрядами.

За 2009-2011 годы техникумом подписаны договоры о сотрудничестве и трудоустройстве выпускников с 26 предприятиями и организациями. Только в 2011 году вложено в развитие материально-технической базы более 30 млн рублей.

В современных быстроменяющихся условиях, в условиях свободного перемещения трудовых ресурсов и быстроразвивающихся технологий особое значение мы придаем не только реализации основных профессиональных образовательных программ, но и профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работающего и незанятого населения. В связи с этим в техникуме было создано отдельное структурное подразделение - центр дополнительного профессионального образования. Центр активно сотрудничает не только с департаментом труда и занятости населения Кемеровской области, но и с центрами занятости населения городов: Кемерово, Топки, Мариинска, Тяжина, Березовского, Анжеро-Судженска, а также с физическими лицами, с десятками предприятий строительной отрасли.

Расширен спектр дополнительных образовательных услуг, так, в 2010 году были получены лицензии дополнительно на 1 1 профессиональных образовательных программ повышения квалификации по специальностям техникума. За два последних учебных года в нашем центре дополнительного профессионального образования прошли подготовку более 600 человек. В связи с реконструкцией и появлением дополнительных площадей для сварочных, столярно-плотничных мастерских и лабораторий появилась возможность значительно расширить подготовку по данному строительному профилю.

Таким образом, ресурсный центр создан и успешно развивается, становясь важным инфраструктурным компонентом образовательной и строительной политики, обеспечивающий формирование кадрового потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.