Научная статья на тему 'История и современные тенденции образовательно-воспитательной деятельности музеев учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Кемеровской области'

История и современные тенденции образовательно-воспитательной деятельности музеев учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
970
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MUSEUM / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL ACADEMIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Н. А., Овчинников В. А.

Статья посвящена истории создания и развития музеев в учреждениях начального, среднего и высшего образования Кемеровской области. Авторы предлагают собственную классификацию музеев, анализируют тенденции и проблемы образовательно-воспитательной деятельности музеев на современном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоусова Н. А., Овчинников В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND CONTEMPORARY TENDENCIES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF MUSEUMS OF PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL AND HIGHER ACADEMIC ORGANIZATIONS OF KEMEROVO REGION

The paper is devoted to the history of creation and development of museums at primary and secondary vocational and higher academic organizations of Kemerovo Region. The authors suggest their own classification of museums, analyze tendencies and problems of museum educational activities at present.

Текст научной работы на тему «История и современные тенденции образовательно-воспитательной деятельности музеев учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Кемеровской области»

шения современных проблем производства, так как студенты часто выступают генераторами новых идей; минимизации помещений, выделяемых под учебные классы для организации процесса обучения иностранному языку.

1. Панина Т. С. Интеграция учреждений профессионального образования в образовательные учреждения и комплексы непрерывного многоуровневого профессионального образования / Т. С. Панина, Л. П. Вашлаева, С. А. Дочкин, А. Ю. Казаков, Ю. В. Клецов, А. В. Фаломкин -Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2007. - 181 с.

2. Шайдуллина А. Р. Подготовка специалистов технического профиля в условиях интеграции образования и

производства: региональный опыт. - Казань: Изд-во КГУ,

2009. - 184 с.

3. Положение о центральной квалификационной комиссии ОАО «Татнефть» по определению уровня владения работниками акционерного общества иностранным языком. - Альметьевск: Татнефть, 2008. - 5 с.

4. Лавущенко В. П. Корпоративный университет. Новая система взаимоотношений предприятий и вузов при подготовке специалистов. - URL: http://lavushenko.ru/ адт/1одт.Мт

5. Алексеева Л. М. Преимущества использования учебных телекоммуникационных проектов в процессе изучения иностранного языка [Текст] / Л.М. Алексеева // Наука: теория и практика. - 2011: материалы VII Международной научно-практической конференции. - Пржэмисл: Наука и студия, 2011. - С. 3-6.

УДК / UDC 371.65 Н. А. Белоусова,

кандидат культурологии, директор музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета, [email protected] В. А. Овчинников,

доктор исторических наук, доцент, проректор по научной работе Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Россия, Кемерово, [email protected]

Nathalia Belousova,

PhD in Culturology, docent, director of the museum «Archeology, Ethnography and Ecology of Siberia» at the Kemerovo State University, [email protected] Vladislav Ovchinnikov,

doctor of history, docent, vice rector for scientific work, Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, Russia, Kemerovo, [email protected]

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

HISTORY AND CONTEMPORARY TENDENCIES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF MUSEUMS OF PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL AND HIGHER ACADEMIC ORGANIZATIONS OF KEMEROVO REGION

Статья посвящена истории создания и развития музеев в учреждениях начального, среднего и высшего образования Кемеровской области. Авторы предлагают собственную классификацию музеев, анализируют тенденции и проблемы образовательно-воспитательной деятельности музеев на современном этапе развития.

The paper is devoted to the history of creation and development of museums at primary and secondary vocational and higher academic organizations of Kemerovo Region. The authors suggest their own classification of museums, analyze tendencies and problems of museum educational activities at present.

Ключевые слова: музей, образовательно-воспитательный процесс, учреждения профессионального образования.

Key words: museum, educational process, professional academic organizations.

На протяжении XIX - начала XXI вв. процесс модернизации российского общества, коренным образом изменивший характеристики социокультурной среды, оказал значительное влияние на содержание и формы деятельности музеев. В целом этот период характеризуется усилением образовательно-воспитательной функции музеев.

С XVIII в. музей из собрания редкостей или

замечательных предметов по какой-либо отрасли наук и искусств (В. И. Даль) постепенно в XIX в. трансформировался в учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью (С. И. Ожегов) [1, с. 357,

2, с. 369]. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. появились новые подходы к музею как социокультурному институту - полифункциональному центру, в котором сосредоточены основные историкокультурные, профессиональные ценности, что значительно повышает его роль в образовательно-воспитательной сфере жизнедеятельности общества. Музеи стали рассматриваться как трансляторы достижений науки и культуры, популяризаторы истории образовательного учреждения и профессии.

В XVIII в. появились первые музеи учебных заведений в России: «музеум» Горного Института (1773 г.), «кабинет естественной истории» Учительской семинарии г. Санкт-Петербург (1783 г.), «кабинет натуральной истории» Московского университета (1791 г.). Т. к. их создание было определено необходимостью решения образовательных задач, то основной функцией музея учебного заведения стала образовательная функция. Музеи создавались как учебно-вспомогательные подразделения, служившие дидактическому обеспечению образовательного процесса. Профиль музея определялся специализацией учебного заведения [3, с. 72-76].

Необходимо подчеркнуть, что увеличение числа музеев в образовательных учреждениях связано с реформой образования, проведенной в Российской империи в 1850-1860-е гг. В результате реформы было усилено внимание к учебно-вспомогательным учреждениям, к которым относились и музеи, создававшиеся, как правило, при университетах. Именно с XIX в. на базе музеев начинает проводиться научно-исследовательская работа. С 1870-х гг. музеи учебных заведений вели широкую просветительскую деятельность и были открыты для общества, т. е. выполняли просветительскую миссию. Начали развиваться такие формы просветительской деятельности музеев, как народные чтения, выставки. В конце XIX в. сложились традиционные формы культурнообразовательной деятельности музеев, в т. ч. экскурсии и лекции.

В конце XIX - начале XX вв. русский философ Н. Ф. Федоров предложил новый подход к

назначению музея, который «собирает всех неученых, все младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования, производимого учеными» [4, с. 586]. Важнейшим направлением работы музеев учебных заведений стала научно-просветительская деятельность.

В советский период истории России, кроме обозначенных функций, одной из главных функций музеев становится идеологическая. В 1960-е гг. музеи начинают рассматриваться как уникальное средство распространения знаний, имеющих научный характер и предметную основу [5, с. 25-26]. Начинается активная педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

Параллельно с процессом «эволюционирования» музея шло его теоретическое осмысление российскими и европейскими учеными. В начале ХХ в. немецкий теоретик-музеевед, директор Гамбургской картинной галереи А. Лихт-варк на конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение» (Мангейм, 1913 г.) впервые сформулировал идею об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как к участнику диалога.

Музейная педагогика как особая область знаний и исследований, специфическая педагогическая деятельность музея, направленная на решение просветительных, образовательных и воспитательных задач, начала формироваться с 1960-х гг. Во второй половине XX в. активизировались процессы возрастания социокультурной роли музейной педагогики в обществе. Результатом работы западногерманских музееведов Р. Ромедера, А. Кунца, В. Клаузевица стала расширительная трактовка музейной педагогики и обоснование ее системой связи с исследовательской, экспозиционной, собирательской работой музеев.

Свой вклад в развитие музейной педагогики на современном этапе внесли отечественные ученые. Директор государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»

Н. В. Нагорский обосновал вывод о том, что музей является институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений [6, 7, с. 2-7]. Б. А. Столяров, Е. Л. Галпина, М. Ю. Юхневич разработали ряд положений о музейной коммуникации и роли объединения усилий музея и школы в деле воспитания человека, музее как открытой системы, элементами которой являются: интеграция музея в учебновоспитательный процесс, организация на его

основе музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, связь музея с местным сообществом.

Кардинальные изменения в российском обществе начала XXI в. привели к значительной трансформации деятельности музеев, которая приобретает все большее социокультурное значение: сохранение и интерпретация историко-культурного наследия, социальная и национальная адаптация и идентификация и др. Иностранные и российские ученые: Ф. Шоутен, А. Мелтон, Д. Прайс, К. Хадсон, А. М. Разгон, Д. А. Равикович, Т. Ю. Юренева сформировали новое понимание миссии музея в современной жизни общества с явным преобладанием социокультурной составляющей.

В условиях возрастающей интеграции музея и социума расширяется образовательная функция музеев. Подчеркнем, что ее реализация связана не только с образовательной сферой, но и со сферами организации досуга, творческих инноваций, коммуникаций.

В связи с этим музейная педагогика стала научной дисциплиной на стыке музееведения, педагогики и психологии. В современной отечественной науке сложилось два подхода к определению предмета музейной педагогики. Первый - решение задач воспитания и обучения в музейной среде подрастающего поколения. Основной задачей музейной педагогики является оптимизация использования музейных коллекций и музейно-педагогических средств воздействия для достижения воспитательнообразовательного результата. Нам кажется более обоснованным и перспективным второй подход, более широкий, который определяет предметом музейной педагогики педагогические аспекты музейной коммуникации [8, с. 77]. В такой трактовке музейная педагогика обращена на изучение воздействия музейных форм коммуникации на музейную аудиторию в целом, а все виды музейной деятельности рассматриваются как педагогические.

Таким образом, на протяжении всего периода возникновения и развития музеев учебных заведений в России педагогическая или образовательно-воспитательная составляющая была одной из основных в выполнении ими социокультурной миссии. Задача передачи знаний, решаемая музеями в XIX - начале XX вв., трансформировалась на современном этапе в более сложную задачу формирования у музейной аудитории восприимчивости, интереса к

наследию, осознания его значения.

В русле общероссийских и мировых тенденций с учетом отечественных традиций музеев учебных заведений идет процесс развития системы музеев образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Кемеровской области.

При анализе деятельности музеев учреждений профессионального образования региона совершенно четко выделяются две группы: 1) музеи учреждений высшего профессионального образования (далее - ВПО); 2) музеи учреждений начального и среднего профессионального образования (далее - НПО, СПО). Музеи первой группы, как правило, ведомственные, имеют более глубокие исторические корни и традиции. Они являются статуирован-ными структурными подразделениями вузов с целевым финансированием и штатами. Многие из них объединяют несколько профилей и являются комплексными, как, например, музей «Археологии, этнографии и экологии Сибири» КемГУ, который включает в себя также отдел истории университета. Вузовские музеи активно используют возможность интернет-сети, инновационные формы и методы работы. Идет формирование единого музейного пространства музеев вузов Кемеровской области путем создания надмузейных структур с интегративными функциями.

Музеи 2-й группы являются общественными и однопрофильными музеями истории образовательного учреждения. Сотрудники музеев в основном ведут работу на общественных началах, а финансирование деятельности музеев осуществляется непланово. Музеи учреждений НПО/СПО, как правило, реализуют достаточно небольшой набор традиционных форм работы с обучающимися и студентами в рамках своего образовательного учреждения.

Но при всех выявленных различиях объединяющей основой является реализация образовательно-воспитательной функции для музеев всех уровней профессионального образования. Проведенное исследование причин создания, направлений, форм и методов работы, потенциала и перспектив развития музеев привело к следующим результатам.

1. Музеи учреждений высшего профессионального образования.

В 2012 г. в Кемеровской области из 9 самостоятельных учреждений высшего профессионального образования в 7 действовали музеи.

Таблица 1

Музеи учреждений высшего профессионального образования Кемеровской области в 2012 г.

№ Город Название высшего учебного заведения Название музея или другой научнообразовательной структуры Год основания Кол- во

1 Кемерово Кузбасский государственный технический университет(КузГТУ) Кузнецкий геологический музей Музей КузГТУ им. П.М. Новожилова 1995 1983 2

2 Кемерово Кемеровская государственная медицинская академия (КГМА) Анатомический музей Музей истории КемГМА 1960 2007 2

3 Кемерово Кемеровский государственный университет (КемГУ) Музей «Археология, этнография и экология Сибири» включает 4 отдела, в том числе отдел истории КемГУ с 2003 г. 1976 1

4 Кемерово Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ) Музей истории КемГУКИ 2009 1

5 Кемерово Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (КемТИПП) Музей истории КемТИПП 1998 1

6 Кемерово Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт Почвенно-экологический музей Музей «Исходный материал сельскохозяйственных растений для селекции им. Н.И. Вавилова» 2003 2

7 Новокузнецк Сибирский государственный индустриальный университет (СибГИУ) Музей истории СибГИУ Геологический музей СибГИУ 1972 1998 2

ИТОГО: 11

Примечания: в ФКОУ ВПО «Кузбасский институт ФСИН России не существует структурного подразделения «музей». На сайте института (www.kifsin.ru) нет сведений о попытках его создания в разделах: структурные подразделения, наука, культурно-массовая работа. В Кузбасской государственной педагогической академии музей истории вуза находится в стадии формирования. Существует кабинет истории КузГПА (музей) как структурное подразделение кафедры отечественной истории академии. В разделе «Структура вуза» содержится пункт «библиотека и музей» без сведений о деятельности последнего (www.istfak-nk.ru; www.kuzspa.ru).

Все 11 действующих музеев на основании признака «собственник» относятся к ведомственным музеям, т. к. являются структурными подразделениями образовательных учрежде-

ний, учредителями которых выступают соответствующие федеральные министерства РФ (Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры РФ, Министерство сельского хозяйства РФ).

В соответствии с профилем (специализацией), что определяется основополагающей связью музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями и прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, 5 из 11 музеев семи учреждений высшего профессионального образования относятся к типу «исторические музеи» (музеи истории образовательного учреждения). К комплексному типу (историко-естественнонаучный) относится музей «Археология, этнография и экология Сиби-

ри» Кемеровского государственного университета, который с 2003 г. включает 4-й отдел истории КемГУ. Фонды и деятельность данного музея связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний (история, археология, этнография, экология, зоология). Пять музеев относятся к музеям естественнонаучного профиля (геологические, анатомический, почвенно-экологиеский, сельскохозяйственный), они тесно связаны с соответствующими профилю образовательных учреждений отраслями науки, техники, хозяйства (промышленности) (горное дело, металлургия, сельское хозяйство, медицина).

Существует также типологическое деление музеев по признаку общественного назначения или выполнения социальных функций (и их приоритета), в соответствии с которой они делятся на научно-просветительские, научно-исследовательские, учебные. Подчеркнем, что данная типология носит достаточно условный характер и жёсткой грани между названными типами не существует. Музеи учреждений ВПО являются, как правило, комплексными, т. к. участвуют как в учебной, так и научно-исследовательской деятельности, а также в воспитательном процессе. Они ведут широкую просветительскую деятельность, т. к. их посещают не только студенты, преподаватели и специалисты, но и широкая публика.

К особым отличительным признакам музеев учреждений ВПО относятся:

1. Музеи обеспечивают наглядность и предметность процесса образования и подготовки кадров. Кроме традиционных форм, музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, использование фондов и экспозиций во время учебных занятий. На основе работы с коллекциями музея выполняются курсовые, дипломные и иные работы студентов и преподавателей.

2. Музеи осуществляют широкую научноисследовательскую деятельность, их фонды используются в научных целях, в т.ч. для написания научных монографий, выполнения диссертационных исследований. На базе музеев проводятся научные семинары, круглые столы, конференции, а также научные объединения и общества студентов и преподавателей.

3. Музеи активно занимаются просветительской работой, ориентируясь на массового посетителя, их фонды широко используют-

ся в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. В качестве примера разнообразия форм просветительской работы можно привести следующие:

- участие в процессе адаптации первокурсников, которые свою студенческую жизнь начинают с «прохождения» через музей, где они знакомятся с историей вуза;

- тесный контакт с ветеранскими организациями вузов;

- участие в различных общевузовских и факультетских мероприятиях вуза, сотрудничество с общественными студенческими объединениями и организациями;

- профориентационная работа со старшеклассниками региона;

- организация выставок и мероприятий, посвященных знаменательным датам в жизни Кемеровской области и ее населенных пунктов.

Первые музеи истории учреждений ВПО Кемеровской области - музеи боевой и трудовой славы - начали создаваться во второй половине XX столетия. Этот процесс в основном связан с тем, что к этому времени сложились вузовские традиции, возник интерес к собственной истории, поиск своего места в национальной и духовной культуре, в основном сформирована система высшего профессионального образования региона. Стал востребованным материал по становлению и развитию в регионе науки, образования, формированию вузовских традиций, который аккумулировался в рамках фондов и коллекций отдельных кафедр, мемориальных музеев, комнат боевой и трудовой славы.

Появление первых музеев истории и естественнонаучных музеев именно в технических вузах объяснялось следующими причинами:

- музеи истории возникли в старейших высших учебных заведениях Кузбасса - технических. Их история отражала специфику истории индустриального региона;

- вузы обладали необходимой материально-технической базой и финансированием;

- на это время пришелся «музейный бум» в СССР, который коснулся и Кемеровской области;

- назрела необходимость показать достижения региональной технической научной школы и технических вузов.

Конец XX - начало XXI вв. характеризуется массовым созданием музеев истории высших учебных заведений в стране, что связано с празднованием учреждениями ВПО юбилейных

дат. В Кемерово в связи с юбилейными мероприятиями со дня основания вузов были образованы следующие музеи истории: Музей истории Кемеровского технологического института пищевой промышленности (1998 г. - 25-летие вуза), Отдел истории музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета (2003 г. -50-летие вуза), Музей истории Кемеровской медицинской академии (2007 г. - 50-летие вуза), Музей истории Кемеровского государственного университета культуры и искусств (2009 г. - 40-летие вуза).

Условно музеи истории учреждений ВПО можно разделить на созданные в советский период как кабинеты или музеи боевой и трудовой славы вузов - это музеи истории СибГИУ (1972), КузГТУ (1983), КГМА (1970-е гг.), и музеи, образованные в постсоветский период: КемТИПП (1998), КемГУ (отдел истории университета - 2003), КемГУКИ (2009).

Самым первым вузовским музеем истории стал Музей боевой и трудовой славы Сибирского металлургического института, созданный в 1975 г. Он возник благодаря деятельности по сохранению истории института клуба «Поиск», появившегося в 1972 г. по инициативе декана факультета общественных профессий, старшего преподавателя кафедры истории А. Б. Берлина. 8 мая 1984 г. Министерство культуры РСФСР присвоило музею почетное звание «Народный музей». После незначительного перерыва в начале 1990-х гг. в марте 1998 г. работа музея была возобновлена. В связи с изменением статуса вуза, который в 1998 г. был преобразован в университет, музей был переименован в Музей истории Сибирского государственного индустриального университета [9].

В 1983 г. был создан Музей боевой и трудовой славы Кузбасского политехнического института. Экспозиция музея истории Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ) в настоящее время состоит из 29 разделов, которые дают возможность познакомиться со становлением высшего учебного заведения, образованного в 1950 г. (Кемеровский горный институт - Кузбасский политехнический институт - Кузбасский государственный технический университет) и его достижениями. Экспозиционная площадь музея составляет 234 кв. м. В экспозиционном зале помещены и крупногабаритные предметы

- машины, приборы и т. д.[10, с. 120].

Музей истории Кемеровской государственной медицинской академии (КГМА) соз-

дан в 2007 г. на базе комнаты боевой и трудовой славы, основанной в институте ещё в 1970-е гг. Площадь музея истории - 106 кв.м., экспозиция рассказывает о формировании медицинской академии, об известных ученых, внесших весомый вклад в развитие медицинской науки. Музеем ведется воспитательная работа по авторской музейно-педагогической программе, которая включает три основных направления:

- нравственно-патриотическое воспитание на основе экскурсионной, экспозиционной и научно-просветительской деятельности музея;

- организация студенческой поисковой деятельности на основе изучения истории академии;

- внедрение эффективных форм научнопросветительской работы.

В рамках реализации программы проводятся встречи с ветеранами вуза и Великой Отечественной войны; организуются конференции, музейные уроки, круглые столы, клубы по интересам, выставки [11, с. 188-193].

Музей истории Кемеровского технологического института пищевой промышленности образован в 1998 г. с целью дальнейшего совершенствования форм и методов учебной, воспитательной и научно-просветительской работы в институте. Музей входил в структуру библиотеки, с 2006 г. стал самостоятельным структурным подразделением вуза. Руководство института выделило музею отдельное помещение: экспозиционный зал (60 кв. м.), фондохранилище (10 кв. м.), комнату для совета ветеранов. Разноплановая деятельность музея является составной частью учебно-воспитательной работы в институте [12].

В 2003 г. в структуре музея ««Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета (КемГУ) был создан отдел истории университета. К памятным датам, юбилеям на материалах фонда создаются различные выставки, размещенные в разных корпусах университета. Часть музейных предметов используется на выставках в областном краеведческом музее, школах города. Образовательно-воспитательная деятельность отдела истории вуза включает научную, методическую, экскурсионную, выставочную и профориентационную работу, осуществляется связь с выпускниками, преподавателями и студентами университета. Методические разработки по истории вуза активно используются в работе с первокурсниками всех факультетов вуза. Для осуществления связи между поколениями разработан проект «Диалог поколений»,

одним из результатов которого будет представительство научной и поисковой работы студентов, ветеранов, результатов работы отдела истории вуза КемГУ на страницах сайта [13].

Музей истории Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) был создан в 2009 г. Музеем ведется культурно-образовательная и просветительская деятельность, проводятся обзорные и тематические экскурсии. С участием музея организуются научно-практические занятия, семинары, конференции [14].

Помимо музеев истории вузов в Кемеровской области в 1960-1990-е гг. шел процесс создания и развития музеев естественнонаучного и исторического профилей как результата научно-исследовательской работы коллективов преподавателей и студентов. Этот процесс был обусловлен накоплением научно-учебных коллекций, предназначенных в первую очередь для учебного и научно-исследовательского процессов, а затем и для широкой публики с просветительской целью. Основными направлениями работы этих музеев являются образовательно-воспитательная деятельность, научная систематизация коллекций, создание научной продукции на базе музейных собраний. Крупные музеи этого профиля переросли рамки учебно-вспомогательных подразделений кафедр и факультетов. В настоящее время это признанные вузовские музейные центры, которые занимают особое место в социокультурном пространстве региона.

Первым профильным музеем данной подгруппы в Кемеровской области стал Анатомический музей Кемеровской государственной медицинской академии, созданный в 1960 г. при кафедре анатомии человека КемГМА. Её основателем и первым заведующим была к. м. н., доцент Е. И. Гонтарь. В анатомическом музее была организована заготовка, препарирование и хранение анатомических препаратов. Большую помощь на первоначальном этапе в оснащении анатомическим инвентарем, учебными пособиями оказали медицинские институты соседних городов. Анатомический музей стал центром профориентационной и просветительской работы среди учащейся молодежи города и области [15].

В 1976 г. в Кемеровском государственном университете (КемГУ) были открыты первые экспозиции будущих музеев: зоологии, археологии и этнографии Южной Сибири, ставшие основой современного музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ - одного из крупных профильных вузовских музеев

Западной Сибири. Фонды музея насчитывают более 310 000 ед. хранения. Экспозиционная площадь - 450 кв. м. Музей служит не только базой для учебной и научно-исследовательской работы студентов и преподавателей КемГУ, но и является площадкой в подготовке и переподготовке учителей и музейных работников, взаимодействует с научно-методическим центром департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, администрацией г. Кемерово, с федеральными и муниципальными музеями региона.

Геологические музеи были созданы в 1995 г. в Кузбасском техническом университете (КузГТУ] и в 1998 г. в Сибирском государственном индустриальном университете (СибГИУ). Кузнецкий геологический музей КузГТУ был открыт на горном факультете на основе собранных коллекций при содействии Администрации Кемеровской области. Экспозиционная площадь музея - 490 кв. м. Задачи музея: повышение качества образовательного процесса КузГТУ; просвещение; профессиональная ориентация; повышение квалификации специалистов (по профилю музея). Сотрудниками музея разработаны учебно-образовательные программы, ведется научно-исследовательская работа. Музей активно сотрудничает с учреждениями СПО/ВПО и школами Кузбасса, участвует в повышении квалификации учителей и преподавателей.

Геологический музей СибГИУ был образован при кафедре геологии и геодезии - одной из старейших кафедр геологического профиля в регионе. В настоящее время при музее функционирует межвузовский учебно-методический семинар по вопросам преподавания геологических дисциплин. Музей ведет учебную, научно-исследовательскую и научно-просветительскую работу среди студентов, школьников и преподавателей образовательных учреждений всех уровней [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Музеи учреждений ВПО обладают сильным кадровым потенциалом: штат музеев составляет от 1 до 9 штатных единиц (КемГУ, КузГТУ). Руководители и часть сотрудников музеев имеют ученую степень кандидатов наук (например, в музее КемГУ 4 из 9 сотрудников).

Музеи учреждений вПо Кемеровской области сумели отреагировать на серьезные изменения внешней среды, произошедшие за последнее десятилетия, стали внедрять новые технологии музейного дела. Осложнившаяся ситуация с финансированием музеев, усиление потребительских настроений в обществе, повышение роли интернет-сети и другие факторы

заставили музеи искать новые формы работы и источники финансирования, расширять сферу приложения усилий.

Значительно разнообразнее стали формы образовательно-воспитательной деятельности музеев. К традиционным экскурсиям и лекциям прибавились театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др. В рамках клубных форм музейной работы проводятся лектории, музыкальные и литературные гостиные, вечера, музейные праздники (популярной стала «Ночь в музее»), кружки и музейные клубы, а также совместная работа с советами ветеранов, студенческими объединениями, в т. ч. исследовательскими и поисковыми клубами. Клубные формы работы вузовских музеев позволили превратить их в центры социокультурной жизни отдельных городов и региона в целом.

Музеи учреждений ВПО активно включились в профильное обучение и в решение новой задачи подготовки квалифицированных специ-алистов-музееведов.

Особое внимание стало уделяться процессам управления и интеграции в региональное и российское профессиональное сообщества. Например, музей КемГУ является головной организацией регионального научно-методического Совета вузовских музеев Кузбасса, членом межрегиональной Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства, Евразийской ассоциации музеев университетов, международной ассоциации «Открытый музей»; директор музея - член Сибирского филиала Научного совета исторических и краеведческих музеев при Министерстве культуры РФ.

Музеи стали принимать участие в специальных международных, общероссийских и региональных программах, конкурсах (например, гранты международных фондов, грант президента РФ, министерств РФ). Некоторые музеи выработали механизм привлечения спонсоров, которые оказывают не только финансовую поддержку, но и предоставляют определённые услуги: ремонт зданий, передача и монтаж оборудования и др. Например, в КузГТУ, СибГИУ это связано с поддержкой социальных партнеров

- представителей соответствующих отраслей промышленности, в КемГУ - с деятельностью по подготовке и повышению квалификации музееведов, работой реставрационной и такси-дермической лабораторий.

Широко стали применяться информационные технологии во всех сферах деятельности (учетно-фондовой, научной, экспозиционновыставочной, реставрационной, издательской).

Новые информационные технологии используются в музее при проектировании экспозиций и выставок, создании электронных путеводителей.

Применение новых информационных технологий активизировало издательскую деятельность музеев, ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий на электронных носителях. Например, музей КемГУ издает научные каталоги коллекций, СD-диски, разработал собственный электронный продукт для систематизации, каталогизации и презентации музейных коллекций.

Музеи используют возможности Интрене-та, создавая свои сайты или страницы на сайте учреждений ВПО, продвигая новые виртуальные проекты. Например, виртуальный геологический музей КузГТУ, медиамузей КузГТУ. Следующим этапом интеграции в виртуальном пространстве должно стать создание сайта, объединяющего музеи ВПО Кемеровской области.

2. Музеи учреждений начального и среднего профессионального образования.

Музеи НПО/СПО относятся к категории общественных музеев, т. к. действуют на общественных началах. Финансируют общественные музеи те учреждения НПО/СПО, при которых они созданы. В соответствии с профилем

- специализацией - музеи учреждений НПО/ СПО относятся к типу исторических музеев (музеи истории образовательного учреждения). По признаку общественного назначения или выполнения социальных функций (и их приоритета) они являются комплексными, т. к. участвуют в учебной, научно-просветительской деятельности, воспитательном процессе. Их посещают не только студенты и обучающиеся, преподаватели и педагоги, но и школьники, ветераны, другие категории жителей населенных пунктов, где они расположены.

Необходимо подчеркнуть, что к активизации работы музеев школ и учреждений НПО/ СПО привел проект модели патриотического воспитания, возникший в 2004 г. в ходе подготовки празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В рамках этого процесса была продолжена практика создания общественных музеев, уголков боевой и трудовой славы, развития поискового движения в учреждениях профессионального образования (далее - УПО) Кузбасса. К 2011 г. в 32 УНПО и 22 УСПО региона работали общественные музеи (из них 8 музеев были открыты в канун юбилея Победы), в 12 учреждениях

были оборудованы уголки боевой и трудовой славы, в 49 УНПО продолжали работать поисковые отряды, бойцами которых состояло около 800 обучающихся.

Одним из ключевых звеньев повышения эффективности использования ресурса музеев уПО является ГОУ «КРИРПО». Удачным примером совместной деятельности ГОУ «КРИРПО» и областного музея НПО стало представление разработанной программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Музей и современность» на II Всероссийском конкурсе музейно-педагогических программ учреждений профессионального образования (2011 г.). Программа успешно прошла внешнюю экспертизу и была отмечена грамотой учредителя конкурса ГУ «Федеральный музей профессионального образования» [16].

По уровню организации и эффективности работы можно отметить работу музеев УПО г. Новокузнецка, чей опыт и организационно-методические разработки используются в качестве образца при организации музейно-выставочной деятельности в УПО Кузбасса. В городе находятся 8 УНПО, в которых работают пять музеев и один музейный уголок, и 13 УСПО, где создано 5 музеев. Организационно-методическим центром, координирующим работу общественных музеев учреждений ПО в Новокузнецке, является областной музей истории начального профессионального образования департамента образования и науки Кемеровской области (директор - Н. В. Коровинская). Таким образом, в городе создана единая сеть музеев, что способствует более эффективному использованию в воспитательной работе музейных фондов, отражающих многогранную деятельность системы профессионального образования. Музеи активно используют такие формы работы с обучающимися и студентами учреждений НПО-СПО, как конкурсы, краеведческие чтения, праздничные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тыла, ветеранами системы профессионального образования. На базе областного музея истории НПО проводятся мероприятия, направленные на совершенствование организационно-методической основы и вовлечение обучающихся НПО в их деятельность. Например, конкурс экскурсоводов «Роль музеев в образовательном учреждении», подготовка и проведение которого способствовало развитию поисково-исследовательской, выставочно-экскурсионной, краеведческой форм деятельности среди молодежи на базе музеев [17].

Успешно работают музеи УПО и в других

городах Кузбасса - ПУ № 5 г. Белово, ПУ № 39 г. Таштагола, аграрного и лесотехнического техникумов г. Мариинска и др. В г. Кемерово

- музеи аграрного, горно-технического техникумов, педагогического колледжа, профессиональных училищ № 3, 49, 77.

Приоритетными объектами творческой, научно-исследовательской деятельности в музеях УПО области являются: история образовательного учреждения, история города и Кузбасса; ветераны образовательного учреждения, ветераны Великой Отечественной войны и участники боевых действий в Афганистане и Чеченской республике; победы и достижения УПО в профессии, спорте.

Департаментом образования и науки Кемеровской области предпринимаются дальнейшие шаги по развитию и созданию объединяющего механизма для сети музеев УПО Кузбасса. Одним из направлений данной работы стало развитие конкурсного движения среди музеев. Впервые в Кемеровской области в 2011-2012 гг. состоялся областной смотр-конкурс музеев УПО «Хранители истории», в котором приняли участие 30 музеев образовательных учреждений СПО и НПО [18].

В Кузбассе накоплен положительный опыт по эффективному использованию ресурса музеев системы НПО/СПО. Особенностью развития музеев УПО Кузбасса на современном этапе, способствующей эффективному использованию их ресурса, является создание сети музеев профессионального образования и механизма их взаимодействия в системе: областной музей НПО, городские объединения музеев, областные конкурсы, повышение квалификации работников музеев на базе ГОУ «КРИРПО», взаимодействие музеев с муниципалитетами и общественными организациями. Необходимо подчеркнуть, что создание цельного механизма находится на начальной стадии и решение ряда проблем, тормозящих этот процесс, возможно только на региональном и федеральном уровнях. К таким проблемам относятся отсутствие четкой нормативно-правовой базы деятельности общественных музеев, невозможность хранения ценных экспонатов в соответствии с действующим законодательством, финансирование по остаточному принципу, практическое отсутствие штатных работников.

Таким образом, современные музеи учреждений НПО, СПО, ВПО Кемеровской области решают: 1) просветительско-образовательную задачу (документирование, информирование, обучение, систематизация и методологическое обоснование имеющихся знаний; формирова-

ние мировоззрения); 2) воспитательную задачу; 3) социально-анимационную задачу (досуговую). Музеи служат важной составляющей механизма по формированию культурного уровня, общественной активности и творческих способностей различных социальных групп; культурной среды региона.

В качестве практических мер по усилению эффективности использования потенциала музеев в образовательно-воспитательной сфере с учетом продолжающейся реформы системы общего и профессионального образования, разработки современной модели патриотического воспитания граждан России, попыток популяризации отечественной истории [19, 20] нами предлагаются следующие:

- усиление интеграции музеев учреждений профессионального образования Кемеровской области (создание регионального научно-методического совета, единого сайта, совместное участие в межрегиональных, российских и международных программах, в перспективе

- создание единого музея профессионального образования Кузбасса и научно-методического центра);

- разработка и реализации региональной комплексной программы развития сети музеев учреждений профессионального образования региона при поддержке администрации Кемеровской области (в т. ч. разработка нормативно-правовой базы);

- активизация работы образовательных учреждений дополнительного образования и высшего профессионального образования по повышению квалификации сотрудников музеев учреждений профессионального образования;

Предлагаемые меры, по нашему мнению, в перспективе приведут к усилению роли музеев учреждений профессионального образования региона в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов путем совершенствования форм и методов образовательновоспитательной и научно-просветительской деятельности.

Перед Российской Федерацией в настоящее время стоят сложные образовательно-воспитательные задачи в отношении молодежи, без эффективного решения которых невозможно дальнейшее развитие общества и государства. Значительная роль в этом процессе могут и должны сыграть учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, которые, опираясь на накоплен-

ный опыт и современные методики, обязаны активно использовать ресурс музеев образовательных учреждений при решении указанных задач.

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2. -М.: Русский язык, 2000.

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М., 1999.

3. Именнова Л. С. Педагогическая составляющая социальной миссии музея // Высшее образование для XXI века: V международная научная конференция. - М., 2008.

- С. 72-76.

4. Федоров Н. Ф. Сочинения. - М., 1982.

5. Юренева Т. Ю. Музееведение. - М., 2007.

6. Нагорский Н.В. Музей как институт социальнокультурной деятельности. - СПб.: Государственный музей-заповедник «Царское Село», 1998.

7. Нагорский Н. В. Новые слагаемые музейного пространства // Музеи России. - 2002. - Вып. 9. - С. 2-7.

8. Ломунова А .К., Юхневич М.Ю. Педагогика музейная // Российская музейная энциклопедия. Т. 2. - М., 2001.

9. Сайт Сибирского государственного индустриального университета. - URL: http://www.sibsiu.ru.

10. Афанасьева Т. А. Музей КузГТУ имени П.М. Новожилова // Краеведение Сибири. История и современность.

- Кемерово, 1999.

11. Николаева Л. К., Агибалова М.И. Место музея истории в нравственно-патриотическом воспитании студентов // Музей и наука: к 35-летию музея «Археология, этнография и экология Сибири Кемеровского государственного университета: сб. статей. - Кемерово, 2011. -С. 188-193.

12. Сайт Кемеровского технологического института пищевой промышленности. - URL: http://www.kemtipp.ru.

13. Сайт Музея ««Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета. -URL: http://museum.kemsu.ru.

14. Сайт Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - URL: http://www.kemguki.ru.

15. Сайт Кемеровской государственной медицинской академии. - URL: http://www.kemsma.ru

16. Трофимов В. А. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании обучающихся учреждений НПО и СПО Кемеровской области через развитие исследовательской, творческой деятельности // Новая школа - школа гражданского становления: сб. материал. Всероссийской науч.-практич. конференции (Москва, 6-7 апреля 2010 г.). - М.,

2010. - С. 82-91.

17. Текущий архив ГОУ «КРИРПО». Отчет директора областного музея НПО Н. В. Коровинской «Патриотическое воспитание обучающихся на базе музеев образовательных учреждений».

18. Сайт ГОУ НПО «Профессиональное училище № 11». - URL: http://pu11nvkz.nkmk.ru.

19. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011

- 2015 годы». - URL: http://archives.ru/programs/ patriot_2015.shtml.

20. Указ «О проведении в Российской Федерации Года Российской истории» (9.01.2012) // Официальный сайт Президента РФ. - URL: Ь|Ир://хп—d1abbgf6aiiy.xn—p1ai/ а^/14238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.