УДК 331
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
ШАГИВАЛИЕВ Л.Р.,
Руководитель Центра корпоративно-кластерного обучения, старший преподаватель,
ФГБОУ ВО «Казанский государственный аграрный университет»; e-mail: lenar298@list.ru; тел.: +7 927 474 91 83.
Реферат. С целью выявления причин дефицита квалифицированных кадров в сельском хозяйстве проведен анализ обеспеченности сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан руководителями и специалистами, в том числе по уровню образования. Наблюдается тенденция снижения численности работников как в целом по стране, так и по региону. Уровень обеспеченности сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан специалистами на начало 2015 года составляет 89,3 %. Особое внимание уделено стимулированию труда как одному из основных факторов, оказывающих влияние на формирование кадрового потенциала аграрного сектора экономики. Заработная плата в АПК Республики Татарстан на начало 2015 года составляет 51,59 % от средней заработной платы по экономике в целом. В результате корреляционно-регрессионного анализа выявлено, что увеличение на 1 % заработной платы приводит к увеличению стоимости валового продукта аграрного сектора на 0,86 %. Основными задачами, от решения которых зависит совершенствование кадрового потенциала, являются формирование у руководителей и специалистов аграрного сектора экономики инновационного мышления; повышение уровня мотивации к труду у работников сельскохозяйственных предприятий; формирование высокого уровня профессиональной компетентности; развитие социальной инфраструктуры села в качестве одного из основных факторов закрепления кадров.
Ключевые слова: кадровый потенциал, уровень образования, аграрный сектор экономики, закрепляемость кадров, заработная плата, нормативно-правовая поддержка, Республика Татарстан.
ASSESSMENT OF THE IMPACT OF INCENTIVES ON THE FORMATION OF PERSONNEL POTENTIAL OF AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY
SHAGIVALIEV L.R.,
Head of the Centre for corporate-cluster training, senior lecturer Kazan State Agrarian University; e-mail: lenar298@list.ru; tel.: +7 927 474 91 83.
Essay. With the aim of identifying the causes of skill shortages in agriculture, the analysis of provision of agricultural enterprises of the Republic of Tatarstan, managers and experts, including the level of education. The tendency to reduce the number of employees in the whole country and by region. The level of provision of agricultural enterprises of the Republic of Tatarstan specialists at the beginning of 2015 is 89.3 per cent. Special attention is paid to incentives as one of the main factors influencing the formation of personnel potential of the agricultural sector. Wages in the agricultural sector of the Republic of Tatarstan at the beginning of 2015 is of 51.59 % of the average wage in the economy as a whole. The results of the correlation and regression analysis revealed that 1 % increase in wages leads to an increase in the value of the gross product of the agricultural sector by 0.86 %. The main tasks the solution of which depends the improvement of personnel potential, are the formation of managers and specialists of agrarian sector of economy of innovative thinking; increasing the level of motivation to work among workers of the agricultural enterprises; formation of a high level of professional competence; the development of social infrastructure of the village as one of the main factors of retention.
Key words: human potential, education level, agricultural sector, setreplacement personnel, wages, regulatory support, the Republic of Tatarstan.
Введение. Сельское хозяйство является ведущей отраслью экономики страны, формирующее продовольственную и экономическую безопасность в современных условиях. Научное и кадровое обеспечение, которые в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [2] определены как приоритет первого уровня «в качестве важнейшего условия функционирования инновационного агропромышленного комплекса», и соответствующая кадровая политика региона являются необходимым условием реализации задач по увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции и повышению ее конкурентоспособности.
Целью исследования является выявление причин дефицита квалифицированных кадров в сельском хозяйстве и предложение направлений деятельности по их устранению.
Материал и методика исследования. В качестве источника информации использованы данные ведомственного статистического наблюдения, проводимого Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татартан; Федеральной службы государственной статистики по Российской Федерации и Республике Татарстан за 2011-2015 годы; нормативно-правовые акты на федеральном и региональном уровнях. При исследовании применены такие методы, как социологический анализ, в частности анкетирование; стати-стико-экономический, в том числе корреляционно-регрессионный анализ, экономико-математический, рас-четно-конструктивный анализ.
Результаты исследования. Одной из главных движущих сил агропромышленного комплекса России на современном этапе развития является кадровый потенциал и степень его воздействия на сельскохозяйственное производство. Особенностью современного этапа формирования кадрового потенциала аграрного сектора и в целом агропромышленного комплекса является то, что эта сфера экономики по-прежнему продолжает испытывать значительный недостаток в квалифицированных работниках (рисунок 1).
В Республике Татарстан, как и в целом в Российской Федерации, проблема обеспечения сельскохозяйственных предприятий высококвалифицированными кадрами является одной из первостепенных.
За последние пять лет численность руководителей и специалистов по России сократилась на 35 тысяч человек или на 14,4 %, по Республике Татарстан - на 1690 человек или на 22,2 %.
Уровень обеспеченности сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан специалистами на начало 2015 года составляет 89,3 %, в том числе агрономами - 86,3, зоотехниками - 84,5, ветеринарными
врачами - 87,7, инженерами - 89,1, экономистами -91,3, бухгалтерами - 97,0 %. За 2011-2015 годы общая численность специалистов сократилась на 18,4 %. Удельный вес главных специалистов в общей численности работников составляет 33,3 %.
Рисунок 1 - Изменение численности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Российской Федерации и Республики Татарстан в динамике за 2011-2015 годы, чел.
По мнению отечественных ученых, «кадровый потенциал предприятий сельского хозяйства оценивается, в первую очередь, по уровню образования специалистов» [3] (рисунок 2).
2238 2144 --1994 1858 ------ 1828 -*
1424 1352 1314 1090 1238
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
—•—Главные специалисты, чел. -■—В т.ч. с высшим образованием, чел.
Рисунок 2 - Численность главных специалистов сельскохозяйственных предприятий, в том числе с высшим образованием
Анализ качественных характеристик кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий показывает, что на начало 2015 года удельный вес главных специалистов с высшим образованием составляет 67,7
%, 31 % работников имеют среднее профессиональное образование. Наиболее низкий удельный вес специалистов с высшим образованием наблюдается среди главных инженеров - 64 %, главных бухгалтеров - 64 %. За 2011-2015 годы среди руководителей на 27 % стало меньше дипломированных специалистов (или 94,3 % от уровня 2011 г.). Численность руководителей с высшим образованием по сравнению с 2011 г. снизилась еще больше - на 35,7 %, а численность руководителей со средним образованием, напротив, выросла более чем в два раза. В то же время руководителей без образования стало намного больше, и на начало 2015 года их удельный вес в общей численности составил 5,7 %.
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
■Агрономы ■Зоотехники Ветеринарные врачи "Инженеры ■ Экономиста-^ухгаптеры
Рисунок 3 - Выпуск специалистов за 2012-2015 годы из учреждений высшего образования аграрного профиля, чел.
Аграрные образовательные учреждения ежегодно осуществляют подготовку молодых специалистов, но при этом сокращение дефицита кадров не происходит. Одной из основных причин такого положения является нежелание молодых специалистов работать в сельской местности в виду отсутствия необходимых условий (низкая заработная плата, слабо развитая инфраструктура, непрестижность профессий в сельском хозяйстве). Выпуск и трудоустройство специалистов наглядно представлены на рисунках 3 и 4, соответственно.
Процент закрепляемости (численность специалистов, которые отработали 3 и более лет) по последним данным составляет 89,1 % в целом по всем специальностям аграрного направления, в том числе по агрономам - 93,1 %, зоотехникам - 83,3 %, ветеринарным врачам - 94,3 %, инженерам - 82,1 %. Нужно отметить, что в 2015 году лишь 19,9 % целевиков из числа выпускников трудоустроились в сельскохозяйственные предприятия.
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
■ Агрономы "Зоотехники - Ветеринарные врачи "Инженеры ■ Эконоынсты-бухгалтеры
Рисунок 4 - Трудоустройство выпускников по специальностям в сельскохозяйственные предприятия Республики Татарстан за 2012-2015 годы, чел.
Одним из ключевых элементов системы кадровой подготовки является система образования. В среднем на подготовку специалиста рабочей профессии требуется три года, специалиста с высшим образованием - четыре года. «В целях обеспечения высокого качества профессионального образования путем концентрации в профессиональной образовательной организации уникальных учебно-методических, кадровых и материально-технических ресурсов, предназначенных для освоения современных производственных технологий и подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов для экономики Республики Татарстан» [5] создаются ресурсные центры. Они ориентированы на образовательные программы по запросам конкретных предприятий, реального сектора экономики с целью подготовки конкурентоспособного специалиста с гарантией на трудоустройство по специальности. На сегодняшний день в Республике Татарстан функционируют три отраслевых ресурсных центра сельскохозяйственного направления, основанных на базе Сар-мановского аграрного колледжа, Атнинского сельскохозяйственного техникума им. Г. Тукая, Мамадышского политехнического колледжа.
С целью повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий по производству конкурентоспособной продукции, повышения производительности труда работников одним из направлений должна стать разработка методических рекомендаций по расчету численности специалистов на основе нормативного метода. Научно обоснованные нормативы штатной численности имеют важное значение для формирования экономного аппарата управления сельскохозяйственными предприятиями. Нормативы должны отражать прогрессивные тенденции управления производством, давать возможность правильно определять состав и подчиненность управленческого аппарата с учетом конкретных условий каждого сельскохозяйственного предприятия и условий рыночной экономики с социальной ориентацией, разграничивать функции структурных подразделений и исполнителей, а также обеспечивать наиболее эффективную работу управленческих кадров с наименьшей их численностью [7].
Таблица 1 - Обеспеченность сельскохозяйственных пр
зедприятий Республики Татарстан специалистами
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Служба по шта- всего, по шта- всего, по шта- всего, по шта- всего, по шта- всего,
ту, чел. чел. ту, чел. чел. ту, чел. чел. ту, чел. чел. ту, чел. чел.
Агрономическая 892 821 879 788 842 737 769 662 772 666
Зоотехническая 718 589 739 614 699 565 652 561 637 538
Ветеринарная 1441 1316 1064 918 1199 1083 1227 1110 1155 1013
Инженерная 1161 1091 1202 1118 1090 1020 1041 970 982 875
Экономическая 719 647 713 662 651 594 606 543 588 537
Бухгалтерская 2596 2570 2379 2386 2214 2161 1994 1962 1914 1857
Итого 7527 7034 7135 6486 6829 6160 6411 5808 6143 5486
Таблица 2 - Дефицит специалистов основных служб сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан
Служба 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Агрономы 102 165 144 197 190
Зоотехники 779 716 789 725 747
Ветеринарные врачи 293 646 510 403 498
Итого 1174 1527 1443 1325 1435
* Рассчитана на основе рекомендуемой нагрузки, которая определена в качестве базовой в рамках коллегии МСХиП РТ в феврале 2016 года.
Таблица 3 - Среднемесячная заработная плата работников предприятий Российской Федерации и Республики Татарстан в динамике за 2005-2014 годы_
Год Зарплата в среднем по РФ, руб. Отношение зарплаты в сельском хозяйстве к средней по экономике, % Зарплата в среднем по РТ, руб. Отношение зарплаты в сельском хозяйстве к средней по экономике, %
в среднем по экономике в сельском хозяйстве в среднем по экономике в сельском хозяйстве
2005 8555 3646 42,62 7068 3095 43,79
2006 10634 4569 42,97 8850 3797 42,90
2007 13593 6144 45,20 11469 4918 42,88
2008 17290 8475 49,02 14904 7122 47,79
2009 18638 9619 51,61 15207 7942 52,23
2010 20952 10668 50,92 17350 8656 49,89
2011 23369 12464 53,34 20009 10006 50,01
2012 26629 14129 53,06 23234 11649 50,14
2013 29792 15724 52,78 26035 13042 50,09
2014 32495 17724 54,54 28294 14598 51,59
Источник: рассчитано автором по материалам [8, 9]
В настоящее время единых нормативов обслуживания специалистов агропромышленного комплекса в Российской Федерации и Республики Татарстан нет. Последние нормативы были утверждены Приказом Минсельхоза СССР в 1973 году [6], которые предусмотрены, в первую очередь, для совхозов и колхозов. Нами также изучены штатные нормативы справочника специалиста агропромышленного комплекса от 2011 года. Справочник напечатан по решению научно -технического совета Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и подготовлен с целью обеспечения руководителей и специалистов, работников экономических служб, организаций агропромышленного комплекса современными нормативными и справочными данными. Однако данный справочник не учитывает региональные особенности.
В феврале 2016 года в рамках коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан одним из обсуждаемых вопросов стал расчет оптимальной нагрузки на одного специалиста агрономической, зоотехнической, ветеринарной, инженерной, экономической и бухгалтерской служб. Специалисты сошлись во мнении, что рекомендуемая нагрузка должна составлять 4000 га условной уборочной площади на одного агронома, 1000 условных голов - на одного зоотехника, 850 условных голов - на одного ветеринарного врача, 50 физических тракторов - на одного инженера, 300 среднегодовых работников - на одного экономиста, 50 среднегодовых работников - на одного бухгалтера.
На основе данных рекомендуемых нормативов нами был рассчитан дефицит специалистов основных служб в подотраслях растениеводства и животноводства сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан (таблица 2).
Нехватка кадров напрямую сказывается на нагрузке, которая приходится на одного специалиста: чем меньше специалистов, тем выше фактическая нагрузка, что не позволяет достичь максимальных показателей производства сельскохозяйственной продукции.
Среди основных причин, объясняющих сложившееся положение, можно выделить следующие:
- кризисная ситуация, разрушившая экономику сельскохозяйственных организаций, приведшая к обвальному спаду производства и значительному сокращению численности работников;
- резкое ухудшение социальных условий на селе: низкий уровень заработной платы и периодические задержки с ее выплатой;
- необустроенность сельских населенных пунктов, ухудшение жилищных условий, что существенно влияет на закрепление кадров на селе и аграрном производстве;
- трудности в подборе персонала, связанные с низким уровнем оплаты, нехваткой персонала в регионе, в том числе и по демографическим причинам.
Один из важных показателей, характеризующих уровень развития аграрного сектора, - соотношение средней заработной платы в агропромышленном комплексе со средней заработной платой по экономике в целом (таблица 3).
Заработная плата в АПК Республики Татарстан за 2014 год составляет 51,59 % от средней заработной платы по экономике в целом. В России данный показатель равен 54,54 % (таблица 3), Украине - 55, Беларуси - 63, Германии - 86 %. Следует отметить, что в СССР он составлял 95,4 % (1990 г.) [1, 12]. В результате проведенных исследований при помощи анкетирования выявлено, что для 81,25 % выпускников учебных заведений достойная зарплата - первоочередное условие для принятия решения о работе на селе. Большинство из них рассматривает заработную плату не ниже 25-30 тыс. руб. - 43,7 %, более 30 тыс. руб. - 26,4 %, 30,9 % готовы работать за сумму от 15-20 тыс. руб. [4].
В статье «Оценка влияния показателей сельскохозяйственного производства и кадрового потенциала на результативность аграрного сектора» был проведен корреляционно-регрессионный анализ. В результате исследования выявлено, что наряду с такими показателями, как балл оценки земли, условно уборочная площадь, наличие энергетических мощностей, численность
главных и рядовых специалистов с высшим и средне-профессиональным образованием, размер среднемесячной заработной платы работников оказывает наибольшее влияние на результативность аграрного сектора экономики. Ее увеличение на 1 % приводит к увеличению стоимости валового продукта на 0,86 % [11].
Исследования показывают, что необходимая численность кадров, их соответствующая квалификация является одним из основных условий преодоления негативных явлений в развитии сельского хозяйства.
Выводы. Для молодых специалистов низкая заработная плата, неразвитость инфраструктуры в сельской местности, отсутствие условий для досуга и отдыха, слабая материально-техническая база являются основными факторами, которые делают труд в сельском хозяйстве непривлекательным.
Основными задачами, от решения которых зависит совершенствование кадрового потенциала, являются формирование у руководителей и специалистов аграрного сектора экономики инновационного мышления; повышение уровня мотивации к труду у работников сельскохозяйственных предприятий; формирование высокого уровня профессиональной компетентности; развитие социальной инфраструктуры села в качестве одного из основных факторов закрепления кадров.
В настоящее время среднесрочное развитие агропромышленного комплекса осуществляется на основании программно-целевого документа «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Государственная программа включает в себя федеральную целевую программу по проблемам
социального развития сельских территорий «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [10]. В ней находят отражение меры по поддержке молодых специалистов. В соответствии с данной программой предполагается осуществление:
«- диверсификации сельской экономики;
- улучшения жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов;
- развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
- поддержку комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
- поддержку местных инициатив, направленных на улучшение условий жизнедеятельности сельского населения;
- формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни».
Таким образом, в современных условиях обеспечения экономической и продовольственной безопасности страны наличие квалифицированных кадров в отрасли является необходимым условием реализации задач по увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции и повышению ее конкурентоспособности.
Практическая значимость проведенных исследований состоит в возможности использования полученных результатов главами администраций муниципальных районов, специалистами и руководителями сельскохозяйственных предприятий при разработке оперативных и стратегических прогнозов по кадровому обеспечению.
Список использованных источников
1. Горохов А.А. Система кадрового обеспечения агропромышленного комплекса: опыт Германии // Аграрный вестник Урала. - 2011. - № 3 (82). - С. 91-92.
2. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 // Справочно-правовая система «Гарант-аналитик». - Последнее обновление 07.11.2016.
3. Гуляева Т.И., Бураева Е.В. Проблемы формирования и использования кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий в условиях инновационного развития отрасли (на примере Орловской области) // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 47 (350). - С. 38-46.
4. Нежметдинова Ф.Т., Шагивалиев Л.Р. Жизненные и профессиональные стратегии выпускников научно-образовательного кластера агропромышленного комплекса Республики Татарстан: научное издание / Под общ. ред. Д.И. Файзрахманова. - Казань: Изд-во Казанского ГАУ, 2014. - 223 с.
5. О создании отраслевых ресурсных центров профессионального образования Республики Татарстан [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 27 января 2014 года № 256/14 // Спра-вочно-правовая система «Гарант-аналитик». - Последнее обновление 07.11.2016.
6. О типовых штатах и штатных нормативах совхозов, откормочных хозяйств, племенных и конных заводов системы Министерства сельского хозяйства СССР [Электронный ресурс]: Приказ Минсельхоза СССР от 05.07.1973 № 229 // Справочно-правовая система «КонсультантПлЮс». - Дата обращения: 10.02.2016.
7. Об утверждении «Методических рекомендаций по определению нормативной численности специалистов сельскохозяйственных организаций» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 20 сентября 2004 года № 412 // Справочно-правовая система «Гарант-аналитик». - Последнее обновление 07.11.2016.
8. Труд и занятость в Республике Татарстан. 2015: Статистический сборник / Ред. колл.: В.П. Кандилов, О.М. Краснова и др. - Казань: Татарстанстат, 2015. - 170 с.
9. Труд и занятость в России. 2015: Статистический сборник / Ред. колл.: Лайкам К.Э. и др. М.: Росстат, 2015. - 274 с.
10. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 // Справочно-правовая система «Гарант-аналитик». - Последнее обновление 07.11.2016.
11. Шагивалиев Л.Р. Оценка влияния показателей сельскохозяйственного производства и кадрового потенциала на результативность аграрного сектора // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. - 2016. - № 5. - С. 91-96.
12. Miller W.L. Adam Smith on wage differentials against agricultural laborers // Atlantic Economic Journal. - 1981. -P. 19-27.
List of sources used
1. Gorokhov A.A. The system of staffing of the agro-industrial complex: the experience of Germany // Agrarian Bulletin of the Urals. - 2011. - No. 3 (82). - P. 91-92.
2. State program "Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020" [Electronic resource]: Decree of the Government of the Russian Federation No. 717 of July 14, 2012 // Garant- analyst". Last Updated on Thursday, 07 November 2016.
3. Gulyaeva T.I,. Buraeva E.V. Problems of formation and use of the personnel potential of agricultural enterprises in the conditions of innovative development of the industry (by the example of the Orel region) // Economic analysis: theory and practice. - 2013. - No. 47 (350). - P. 38-46.
4. Nezhmetdinova F.T., Shagivaliev L.R. Life and professional strategies of graduates of the scientific and educational cluster of the agro-industrial complex of the Republic of Tatarstan: a scientific publication / Under total. Ed. DI. Fayzrakhmanov. - Kazan: Publishing house of the Kazan State Automobile University, 2014. - 223 p.
5. On the establishment of industry resource centers for vocational education of the Republic of Tatarstan [Electronic resource] : Order of the Ministry of Education and Science of the Republic of Tatarstan dated January 27, 2014 No. 256/14 // Reference and legal system "Garant-Analytic". Last Updated on Thursday, 07 November 2016.
6. On typical states and staff standards of state farms, fattening farms, pedigree and stud farms of the Ministry of Agriculture of the USSR [Electronic resource]: Order of the Ministry of Agriculture of the USSR of 05.07.1973 № 229 // Reference and legal system "ConsultantPlus". - Date of circulation: 10.02.2016.
7. On the approval of "Methodological recommendations for determining the normative number of specialists of agricultural organizations" [Electronic resource]: Order of the Ministry of Agriculture and Food of the Republic of Belarus of September 20, 2004 No. 412 // Reference and Legal System "Garant-Analytic". Last Updated on Thursday, 07 November 2016.
8. Labor and employment in the Republic of Tatarstan. 2015: Statistical Digest / Ed. Call: V.P. Kandilov, O.M. Krasnova and others. Kazan: Tatarstanstat, 2015. - 170 p.
9. Labor and employment in Russia. 2015: Statistical compilation / Ed.: Laikam K.E. And others. Moscow: Rosstat, 2015. -274 p.
10. Federal Target Program "Sustainable Development of Rural Territories for 2014-2017 and for the period until 2020" [Electronic resource]: Resolution of the Government of the Russian Federation of July 15, 2013 No. 598 // Reference and Legal System "Garant-Analytic". Last Updated on Thursday, 07 November 2016.
11. Shagivaliev L.R. Assessment of the impact of indicators of agricultural production and human resources on the performance of the agricultural sector // Siberian Herald of Agricultural Science. - 2016. - No. 5. - P. 91-96.
12. Miller W.L. Adam Smith on wage differentials against agricultural laborers // Atlantic Economic Journal. - 1981. - P. 19-27.