Научная статья на тему 'Подготовка кадров для АПК: организационно-экономический механизм'

Подготовка кадров для АПК: организационно-экономический механизм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / AGRICULTURE / TRAINING / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Б. А., Фатеева Н. Б.

В статье приводятся данные в процентных отношениях, касающиеся укомплектованности кадров. Сравниваются показатели 2015 и 2013 гг. Также автор анализирует проблему востребованности сельскохозяйственных специальностей и приводит пример наиболее востребованных профессий к 2020 г. (в порядке убывания дефицита). В статье рассматриваются возможности повышения профессионализма: курсы повышения квалификации на базе ФГБОУ «Уральский государственный аграрный университет» и на базах ГАУ СО «Учебно-технические центры» Свердловской области. Программы повышения квалификации разработаны с учетом специфики той или иной сферы деятельности, а также в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалистов соответствующего направления. Автор описывает реализацию муниципальных программ развития непрерывного аграрного образования в Артинском, Алапаевском, Ирбитском, Красноуфимском, Каменском городских округах и муниципальных районах, территориальные ресурсные центры которых координируют на своей территории деятельность 13-ти школ. Отмечается реализация проекта «Мобильные бригады», целью которого являлось повышение информированности сельского населения о существующих мерах государственной поддержки в области развития сельского хозяйства, вакансиях в сфере агропромышленного комплекса, порядке поступления в Уральский государственный аграрный университет. В субъектах Российской Федерации осуществляется финансирование из бюджета субъекта обучения учащихся в техникумах и колледжах аграрного профиля. Финансирование сельских школ осуществляется из бюджетов субъекта РФ и муниципальных образований. Автор делает вывод, что что для успешного развития российского сельского хозяйства уже сейчас главным дефицитом являются не финансовые ресурсы, а высококвалифицированные кадры. Требуется совершенствование организационно-экономического механизма как в части управления, так и финансирования подготовки аграрных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING FOR AGRICULTURE: ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM

The article presents the data in the percentages relating to staffing personnel. Shows a comparison between the 2015 and 2013 the author analyzes the problem of demand for agricultural specialties and gives the example of the most popular jobs by 2020 (in descending order of deficiency). The article discusses the possibility of rise of professionalism: a refresher course on the basis of the Federal STATE budget institution “Ural state agrarian University and at the bases GOW WITH “technical Training centres” of the Sverdlovsk region. The training programme was developed taking into account the specifics of a particular sphere of activity, and in accordance with the requirements of the level of training of specialists of corresponding areas. The author describes the implementation of municipal programs of development of continuous agricultural education in Artinskian, Alapayevsk, Orbiscom, Krasnoufimskiy, monay city districts and municipal areas, territorial resource centres which co-ordinate their activity 13-year schools. It is noted the project “Mobile brigades”, the purpose of which was to increase the awareness of rural population about the existing measures of state support of development of agriculture, careers in agriculture, in order of receipt of the Ural state agrarian University. Emphasizes the role of Finance. In subjects of the Russian Federation financed from the budget of the subject of the education of students in technical schools and colleges of agricultural profile. Financing rural schools is carried out from budgets of the RF constituent and municipal entities. The author concludes that for successful development of Russian agriculture is already a major shortage are not financial resources and skilled personnel. Required improvement of organizational and economic mechanism in terms of management and financing of agricultural specialists.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для АПК: организационно-экономический механизм»

333^»- Аграрный вестник Урала № 6 (136), 2015 г. - < JJJf^l

Экономика

щ

УДК 378.01:681.3

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ АПК:

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Б. А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и права, Н. Б. ФАТЕЕВА,

старший преподаватель кафедры управления и права, Уральский государственный аграрный университет

(д. 42, ул. К. Либкнехта, г. Екатеринбург, 620075; тел.: 8 (343) 371-33-63).

Ключевые слова: АПК, подготовка кадров, организационно-экономический механизм.

В статье приводятся данные в процентных отношениях, касающиеся укомплектованности кадров. Сравниваются показатели 2015 и 2013 гг. Также автор анализирует проблему востребованности сельскохозяйственных специальностей и приводит пример наиболее востребованных профессий к 2020 г. (в порядке убывания дефицита). В статье рассматриваются возможности повышения профессионализма: курсы повышения квалификации на базе ФГБОУ «Уральский государственный аграрный университет» и на базах ГАУ СО «Учебно-технические центры» Свердловской области. Программы повышения квалификации разработаны с учетом специфики той или иной сферы деятельности, а также в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалистов соответствующего направления. Автор описывает реализацию муниципальных программ развития непрерывного аграрного образования в Артинском, Алапаевском, Ирбитском, Красноуфимском, Каменском городских округах и муниципальных районах, территориальные ресурсные центры которых координируют на своей территории деятельность 13-ти школ. Отмечается реализация проекта «Мобильные бригады», целью которого являлось повышение информированности сельского населения о существующих мерах государственной поддержки в области развития сельского хозяйства, вакансиях в сфере агропромышленного комплекса, порядке поступления в Уральский государственный аграрный университет. В субъектах Российской Федерации осуществляется финансирование из бюджета субъекта обучения учащихся в техникумах и колледжах аграрного профиля. Финансирование сельских школ осуществляется из бюджетов субъекта РФ и муниципальных образований. Автор делает вывод, что что для успешного развития российского сельского хозяйства уже сейчас главным дефицитом являются не финансовые ресурсы, а высококвалифицированные кадры. Требуется совершенствование организационно-экономического механизма как в части управления, так и финансирования подготовки аграрных специалистов.

THE TRAINING FOR AGRICULTURE: ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM

B. A. VORONIN,

doctor of legal sciences, professor, head the department of management and law, N. B. FATEEVA,

senior lecturer, department of management and law, Ural state agrarian university

(42, K. Libknehta str., Ekaterinburg, 620075; tel: +7 (343) 371-33-63).

Keywords: agriculture, training, organizational and economic mechanism.

The article presents the data in the percentages relating to staffing personnel. Shows a comparison between the 2015 and 2013 the author analyzes the problem of demand for agricultural specialties and gives the example of the most popular jobs by 2020 (in descending order of deficiency). The article discusses the possibility of rise of professionalism: a refresher course on the basis of the Federal STATE budget institution "Ural state agrarian University and at the bases GOW WITH "technical Training centres" of the Sverdlovsk region. The training programme was developed taking into account the specifics of a particular sphere of activity, and in accordance with the requirements of the level of training of specialists of corresponding areas. The author describes the implementation of municipal programs of development of continuous agricultural education in Artinskian, Alapayevsk, Orbiscom, Krasnoufimskiy, monay city districts and municipal areas, territorial resource centres which co-ordinate their activity 13-year schools. It is noted the project "Mobile brigades", the purpose of which was to increase the awareness of rural population about the existing measures of state support of development of agriculture, careers in agriculture, in order of receipt of the Ural state agrarian University. Emphasizes the role of Finance. In subjects of the Russian Federation financed from the budget of the subject of the education of students in technical schools and colleges of agricultural profile. Financing rural schools is carried out from budgets of the RF constituent and municipal entities. The author concludes that for successful development of Russian agriculture is already a major shortage are not financial resources and skilled personnel. Required improvement of organizational and economic mechanism in terms of management and financing of agricultural specialists.

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральской государственной юридической академии.

Экономика ^Ш]

Теоретическим, методологическим и практическим вопросам кадрового обеспечения народного хозяйства в целом и сельскохозяйственного производства в частности посвящены многочисленные исследования зарубежных и отечественных экономистов, в том числе аграрников.

Вопросы обоснования нового подхода к системе кадрового обеспечения отрасли, определения соответствующих рыночным условиям критериев и показателей оценки ее эффективности, нетрадиционных методов прогнозирования развития и соответственно выявления порожденных потребностями рынка приоритетов в формировании и реализации кадрового потенциала сельского хозяйства сохранили свою актуальность. По мере повышения требований к рабочим кадрам, специалистам и руководителям возрастает необходимость в совершенствовании форм и методов их подготовки, создании эффективной системы непрерывного профессионального образования работников всех категорий.

Кадровая политика в сельском хозяйстве является важнейшей компонентой аграрной политики, направленной на надежное продовольственное обеспечение страны, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, формирование развитых продовольственных рынков, повышение уровня доходов работников, качества жизни сельского населения и ращение других жизненно важных задач. Поэтому необходимо сформировать соответствующий этим целям кадровый корпус, все звенья которого состояли бы из высокопрофессиональных ответственных и преданных своему делу специалистов. Как осуществляется кадровая политика в аграрном секторе экономики, рассмотрим на примере субъекта Российской Федерации - Свердловской области.

По состоянию на 01.01.2015 г. укомплектованность кадрами, занимающими должности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций в Свердловской области, составила [1]:

• руководители - 100 %;

• главные специалисты - 93 %;

• главные агрономы - 87 %;

• специалисты, всего (кроме главных) - 93 %, в том числе агрономы всех специальностей - 78 %, зоотехники всех специальностей - 93 %, ветеринарные врачи - 92 %, инженеры и техники всех специальностей - 95 %. Из 361 работающих руководителей и освобожденных заместителей руководителей высшее образование имеют 259 человек (72 %), среднее профессиональное - 72 (20 %), 30 человек (8 %) - не имеют профессионального образования. В 2013 г. эти цифры были 68 %, 22 %, 8 % соответственно. В сравнении с 2013 г. доля работающих руководителей и специалистов-пенсионеров выросла на 3 процентных пункта и составила 15 %, а доля лиц в возрасте до 30-ти лет осталась на прежнем уровне - 12 %, проблема «старения» кадрового состава неуклонно растет. В настоящее время средний возраст руководителей и специалистов, занятых в сельхозоргани-зациях Свердловской области, составляет 44-46 лет.

По информации о востребованных до 2020 г. профессиях, полученной от сельскохозяйственных предприятий, в первую очередь необходимо стимулировать приток молодых специалистов в организации

для работы по специальности «электрификация и автоматизация», также востребованными будут специальности (в порядке убывания дефицита):

• ветеринария;

• агрономия;

• зоотехния;

• механизация сельского хозяйства.

Укомплектованность кадрами массовых профессий составляет:

• рабочие растениеводства - 91 %;

• рабочие животноводства - 96 %;

• рабочие, обслуживающие сельское хозяйство, -87 %;

• рабочие пищевой и перерабатывающей промышленности - 87 %.

Доля рабочих-пенсионеров в сравнении с 2013 г. увеличилась на 1 процентный пункт и составила 8 %, а доля лиц в возрасте до 30-ти лет осталась на уровне

2013 г. и составила 15 %.

Наиболее востребованными к 2020 г. будут профессии (в порядке убывания дефицита):

• комбайнер;

• электрогазосварщик;

• оператор машинного доения коров;

• слесарь;

• тракторист-машинист.

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Курсы повышения квалификации работников организованы на базе ФГБОУ «Уральский государственный аграрный университет» и на базах ГАУ СО «Учебно-технические центры» Свердловской области. Программы повышения квалификации разработаны с учетом специфики той или иной сферы деятельности, а также в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалистов соответствующего направления. За

2014 г. повысили квалификацию и прошли профессиональную переподготовку 8359 специалистов и кадров массовых профессий, в том числе 6584 человека обучились на базах ГАУ СО «Учебно-технических центров» Свердловской области. В 2012 г. Министерством общего и профессионального образования Свердловской области начат проект по сетевому взаимодействию учреждений профессионального образования, сельских школ и работодателей [2].

В рамках комплекса мер по модернизации системы общего образования в Свердловской области было выделено 35 млн рублей на приобретение для муниципальных общеобразовательных учреждений учебно-производственного оборудования 5-ти муниципальным образованиям в Свердловской области, в которых функционировали классы сельскохозяйственного профиля. Реализация проекта сетевого взаимодействия координируется Ресурсным центром развития профессионального образования Свердловской области агропромышленного и лесотехнического профиля, который выстраивает свою работу по принципу сетевого взаимодействия через систему территориальных ресурсных центров агропромышленного профиля, созданных в 4-х управленческих

Экономика

округах Свердловской области (Западный управленческий округ - Красноуфимский аграрный колледж, Южный управленческий округ - Каменск-Уральский агропромышленный техникум, Восточный управленческий округ - Слободотуринский аграрно- экономический техникум, Северный и Горнозаводской управленческие округа - Верхнесинячихинский агропромышленный техникум).

В рамках реализации муниципальных программ развития непрерывного аграрного образования в Артинском, Алапаевском, Ирбитском, Красноуфим-ском, Каменском городских округах и муниципальных районах территориальные ресурсные центры координируют на своей территории деятельность 13-ти школ, имеющих специализированные сельскохозяйственные классы, организуя взаимодействие общеобразовательных организаций с профессиональными образовательными организациями и социальными партнерами.

Вследствие такого взаимодействия достигнуты следующие результаты:

• сформирован интерес школьников к сельскому труду, следствием чего является стабильное количество желающих обучаться по программам профессиональной подготовки «Тракторист» в школах: в 2013 г. - 229 человек, в 2014 г. - 228 человек;

• подписаны договоры с 13-ти ведущими работодателями отрасли о предоставлении сельским школам помещений для хранения техники, об оказании услуг по ее ремонту и техническому обслуживанию, предоставлению горючесмазочных материалов;

• регулярно проводятся совместные мероприятия: областная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: от идей - к реализации (решение проблем аграрного образования)» (2013), выставка «Образование. Работа. Карьера» с экспозицией «Территориальный образовательно- профессиональный кластер - одно из условий развития села» (2013), круглый стол «Село возрождать молодым» (2013), областная научно-практическая конференция «Молодежь и аграрная наука XXI века» (2014), ежегодные конкурсы профессионального мастерства среди школьников в Артинском, Каменском и Красноуфим-ском районах;

• совместно с работодателями ведется широкая профориентационная работа в сельских школах области (классные часы, беседы, родительские собрания).

Деятельность территориальных ресурсных центров агропромышленного профиля, которыми обеспечиваются необходимые материально-технические условия функционирования специализированных сельскохозяйственных классов, финансируется из областного бюджета в форме предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Кроме того, значимый вклад в подготовку кадров для села вносят подведомственные Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области учебно-технические центры, расположенные в Ирбите, Красноуфимске, Невьянске и Арамиле. В четырех государственных автономных учреждениях - учебно-технических центрах ежегодно проходят обучение массовым рабочим профессиям около 8000 человек (трактористы, механики, санитары ветеринарные, операторы машинного доения и т. д.).

Принятая в 2007 г. отраслевая целевая программа «Обеспечение квалифицированными кадрами организаций АПК Свердловской области на 20082015 годы», утвержденная постановлением Коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области от 21 декабря 2007 г. № 15, была основанием для принятия аналогичных программ на уровне управлений сельского хозяйства и продовольствия министерства, инициировала создание системы подготовки кадров для агропромышленного комплекса Свердловской области, мониторинга процессов подготовки кадров и уровня обеспеченности кадрами сельскохозяйственного производства. Программа была разработана коллективом ученых Уральской государственной сельскохозяйственной академии, была ориентирована на развитие материально-технической базы высшего профессионального и среднего специального образования аграрного профиля, создание системы аграрного образования от профильных классов до высшей ступени образования.

Территориальными отраслевыми органами государственной власти Свердловской области - управлениями агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области ежегодно проводится профориентационная работа в общеобразовательных учреждениях. В четвертом квартале 2013 г. проведено 107 встреч, в которых приняли участие около двух тысяч выпускников 9-11-х классов. Участвовали заинтересованные руководители и специалисты сельскохозяйственных организаций, а в ряде территорий и руководители колледжей и техникумов аграрного профиля. Встречи проходили как в рамках классных часов, так и в формате семинаров, фестивалей, выездных мероприятий «Дни знакомства с профессией» на базе образовательных учреждений.

Школьникам презентовали информацию о деятельности и количестве сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на территориях, количестве занятого в отрасли сельского хозяйства населения, о среднем возрасте работающих, необходимости обновления кадрового состава и потребности в специалистах аграрного профиля и в кадрах массовых профессий. Освещалась информация об обеспечении жильем специалистов, постоянно проживающих и осуществляющих трудовую деятельность в сельской местности и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Был приведен перечень и разъяснения нормативных документов, регламентирующих порядок обеспечения жильем работников агропромышленного комплекса. Была предоставлена информация о стимулировании работников сельского хозяйства.

Реализован проект «Мобильные бригады», целью которого являлось повышение информированности сельского населения о существующих мерах государственной поддержки в области развития сельского хозяйства, вакансиях в сфере агропромышленного комплекса, порядке поступления в Уральский государственный аграрный университет. «Мобильная бригада» была сформирована из числа студентов и аспирантов УрГАУ и начальника отдела по организации практик и трудоустройства выпускников. С 28 октября по 17 ноября 2014 г. проведено 16 встреч, охвачено почти 1000 человек. По итогам профори-ентационной работы Министерством агропромыш-

Экономика ^Ш]

ленного комплекса и продовольствия Свердловской области в 2014 г. заключено 45 договоров на целевое обучение в УрГАУ, зачислено 32 человека: наибольшее количество студентов зачислено на факультет ветеринарной медицины и факультет транспортно-технологических машин и сервиса. Существенной проблемой для выпускников школ являются слабые знания по физике, химии, биологии, то есть по тем предметам, которые необходимы для поступления в аграрный вуз на специальности и направления бакалавриата сельскохозяйственного профиля, а также инженерии.

Подготовка кадров - экономическая категория, и ее должны выполнять соответствующие экономические структуры, организуя этот процесс и производя необходимые расходы. Очевидно, что основными заказчиками подготовки квалифицированных кадров должны быть, в первую очередь, сельскохозяйственные организации и предприятия, ибо от качественного состава кадров специалистов напрямую зависит эффективность производственно-хозяйственной деятельности субъектов аграрного предпринимательства. Такая практика широко применяется в зарубежных странах. Вместе с тем особая роль в подготовке кадров для организаций агропромышленного комплекса отводится государству. Организационно-экономический механизм подготовки кадров аграрных специалистов в Российской Федерации заключается в совершенствовании управления и государственной финансовой поддержки системы аграрного образования.

На федеральном уровне государством финансируется подготовка кадров с высшим образованием, а в отдельных случаях и со средним профессиональным образованием, в вузах системы Минсельхоза России. В субъектах Российской Федерации осуществляется финансирование из бюджета субъекта обучения учащихся в техникумах и колледжах аграрного профиля. Финансирование сельских школ осуществляется из бюджетов субъекта РФ и муниципальных образований.

Финансирование ресурсных центров, подведомственных Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, производится также из бюджета субъекта. В отдельных регионах Российской Федерации получает развитие государственно-частное партнерство в подготовке кадров специалистов для АПК. Подготовка рабочих кадров - это прерогатива и задача сельскохозяйственных организаций и предприятий и их объединений. Естественно, что они в основном и должны финансировать процессы формирования своего трудового потенциала. Исследования показывают, что для успешного развития российского сельского хозяйства уже сейчас главным дефицитом являются не финансовые ресурсы, а высококвалифицированные кадры. Практика свидетельствует, что рыночный механизм не всегда в состоянии решить эту проблему и необходима разработка новой политики сельскохозяйственной занятости и регулирования рынка труда на общегосударственном уровне, а также на уровне субъектов РФ и местного самоуправления. Очевидно, что требует совершенствования и организационно-экономический механизм подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса страны.

Литература

1. Отчетные данные Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.

2. Информационный материал Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

3. Отраслевая целевая программа «Обеспечение квалифицированными кадрами организаций АПК Свердловской области на 2005-2015 гг.»

4. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. О подготовке кадров с высшим профессиональным образованием для АПК // Аграрный вестник Урала. 2015. № 2. С. 77-79.

References

1. Reporting data from the Ministry of agriculture and food of Sverdlovsk region.

2. Information materials of the Ministry of General and professional education of Sverdlovsk region.

3. Branch target program «the provision of qualified personnel of the organizations of agrarian and industrial complex of the Sverdlovsk region on 20085-2015».

4. Voronin B. A., Fateeva N. B. On training specialists with higher professional education for agriculture // Agrarian bulletin of urals, 2015. № 2. P. 77-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.