Научная статья на тему 'Практико-ориентированная подготовка студентов в Уральском ГАУ'

Практико-ориентированная подготовка студентов в Уральском ГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АПК / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / УРАЛЬСКИЙ ГАУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоретц О.Г., Воронин Б.А.

Позитивное и экономически эффективное функционирование современного российского сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса, нацеленное на научно-техническое и технологическое развитие аграрного производства, уход от импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и переход на экспорт продукции АПК на мировой агропродовольственный рынок потребуют наличия в организациях АПК квалифицированных специалистов, обладающих новейшими знаниями и профессиональными компетенциями. Эти факторы объективно ведут к перестройке учебного процесса в аграрных вузах и переходу от аудиторной подготовки студентов к практическим занятиям непосредственно в сельскохозяйственных организациях и других субъектах АПК. В статье приводится информация о практико-ориентированной подготовке студентов в Уральском государственном аграрном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированная подготовка студентов в Уральском ГАУ»

Экономика

/

УДК 378.14.015.62

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В УРАЛЬСКОМ ГАУ

О. Г. ЛОРЕТЦ, врио ректора, доктор биологических наук, профессор,

Б. А. ВОРОНИН, начальник управления по научно-исследовательской деятельности, доктор юридических наук, профессор,

Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Ключевые слова: сельское хозяйство, АПК, практико-ориентированная подготовка студентов, Уральский ГАУ. Позитивное и экономически эффективное функционирование современного российского сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса, нацеленное на научно-техническое и технологическое развитие аграрного производства, уход от импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и переход на экспорт продукции АПК на мировой агропродовольственный рынок потребуют наличия в организациях АПК квалифицированных специалистов, обладающих новейшими знаниями и профессиональными компетенциями. Эти факторы объективно ведут к перестройке учебного процесса в аграрных вузах и переходу от аудиторной подготовки студентов к практическим занятиям непосредственно в сельскохозяйственных организациях и других субъектах АПК. В статье приводится информация о практико-ориентированной подготовке студентов в Уральском государственном аграрном университете.

O. G. LORETZ, acting rector, doctor of biological sciences, professor,

B. A. VORONIN, head of research department, doctor of juridical sciences, professor,

Ural State Agrarian University

(42 K. Libknehta str., 620075, Ekaterinburg)

Keywords: agriculture, agricultural complex, practice-oriented training of students, Ural State Agrarian University.

The positive and cost-effective functioning of the modern Russian agriculture and the entire agro-industrial complex aimed at the scientific, technical and technological development of agricultural production, withdrawal from the import of agricultural products, raw materials and food, and the transition to the export of agricultural products to the world agri-food market will require the presence of qualified specialists with the latest knowledge and professional competencies in agribusiness organizations. These factors objectively lead to the restructuring of the educational process in agricultural universities and the transition from classroom training of students to practical training directly in agricultural organizations and other subjects of agriculture. The article provides information about the practice-oriented training of students in the Ural State Agrarian University.

PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS IN THE URAL STATE AGRARIAN UNIVERSITY

Положительная рецензия представлена В. Д. Ширшовым, доктором педагогических наук, профессором Уральского государственного педагогического университета.

Экономика

Практико-ориентированное обучение является одной из важнейших составляющих современного образования.

Практика - вид учебной деятельности, направленный на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Выпускник вуза в условиях конкуренции на рынке труда может быть востребован сегодня, если он будет обладать профессионализмом, компетентностью, профессиональной мобильностью, умением адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

Что касается сельского хозяйства, то нельзя получить высококвалифицированного аграрного специалиста без практической подготовки студентов в полеводстве и животноводстве. Это касается подготовки агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, инженеров-механиков и других специалистов аграрного производства.

Для современного российского сельского хозяйства, переходящего от импортозамещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к экспортно ориентированному развитию, важно, чтобы на производстве трудились профессионально-подготовленные специалисты, обладающие современными знаниями в области аграрной науки и практики.

Следует отметить и такой фактор, как ускоренное научно-техническое и технологическое развитие сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса, направления которого определены в Указе Президента РФ от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» и приказе министра сельского хозяйства РФ от 12 января 2017 г. № 3 «Об утверждении Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса РФ на период до 2030 года».

Создание и дальнейшее функционирование селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров, других научно-производственных организаций в АПК, деятельность научно-исследовательских институтов аграрного профиля в системе РАН невозможно осуществлять без современных квалифицированных специалистов, которые сегодня обучаются в аграрных вузах МСХ РФ.

В Уральском государственном аграрном университете уделяется особое внимание практико-ориен-тированной подготовке студентов.

Правовой основой для этой деятельности являются Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.), Федеральная целевая программа развития образования в Российской Федерации на 2016-2020 годы,

утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497, Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года.

Ученым советом Уральского ГАУ 30 ноября 2015 г. утверждено обновленное Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, реализуемые в ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет». Положение регулирует вопросы организации и проведения всех видов практики студентов всех факультетов и форм обучения. Учебная, производственная и преддипломная практики проводятся на базе структурных подразделений университета и сельскохозяйственных организаций, входящих в систему агропромышленного комплекса региона. Для практического обучения студентов в Уральском ГАУ используются земельные участки площадью около 300 га, на которых размещены отапливаемые теплицы для выращивания овощей, зеленных культур и цветов; сад плодово-ягодных культур на 3,5 тыс. растений; коллекционные участки картофеля (200 сортов и гибридов) и пряно-вкусовых и лекарственных культур (180 видов); участки по выращиванию зерновых, кормовых, медоносных культур и овощей открытого грунта; пчелиная пасека; микрофермы по выращиванию бройлеров (2 тыс. голов) и кроликов.

В структуре Уральского ГАУ функционирует Центр реабилитации животных, созданный в 2012 г., где круглогодично проводятся практические занятия со студентами факультета ветеринарной медицины и экспертизы. Концепция Центра - каждый студент должен курировать в течение 5 лет обучения не менее 100 животных, поступающих в центр. Эта работа учитывается как самостоятельная. Контроль осуществляет преподаватель-куратор на основе заполненной истории болезни и дневника курации. ЦРЖ позволяет обеспечить обучающихся различными видами животных с разнообразными патологическими процессами.

Приведенные показатели свидетельствуют о разносторонней и глубокой практической подготовке будущих ветеринарных специалистов.

Решающая роль в практической подготовке студентов отводится сельскохозяйственным организациям, имеющим современную технику и оборудование, реализующим новейшие технологии производства, а также применяющим информационные технологии, робототехнику, летательные аппараты и др. Важно, что в таких организациях сегодня успешно трудятся выпускники вуза разных лет, которые выступают в качестве наставников студентов на практике.

Для примера приведем СПК «Колхоз Урал» и СПК «Килачевский» (Ирбитский муниципальный район), в которых трудятся более 50 выпускников вуза.

Экономика

Таблица 1

Количество животных, используемых на учебных и практических занятиях (2016 г.)

Table 1

Number of animals used in training and practice (2016)

Дисциплина Вид животного Kind of animal

Discipline Лошади (пони) Horses (pony) Козы,овцы Goats, sheep Свиньи Pigs Кошки Cats Собаки Dogs

Внутренние незаразные болезни, ветеринарная пропедевтика Internal non-communicable diseases, veterinary propaedeutics 67 305 214

Клиническая диагностика, внутренние незаразные болезни мел. животных Clinical diagnosis, internal non-communicable diseases of animals 76 71 54 115 98

Клиническая диагностика Clinical diagnostics 87 93 43 68 177

Внутренние незаразные болезни Internal non-communicable diseases 25 16 78 34

Паразитология Parasitology 45 22 16 37 32

Ветеринарная хирургия, общая и частная хирургия, инструментальные методы диагностики Veterinary surgery, General and private surgery, instrumental methods of diagnostics 34 71 15 104 157

Общая и частная хирургия General and private surgery 24 56 29

Оперативная хирургия, акушерство и хирургия Operative surgery, obstetrics and surgery 53 45 32 27 48

Итого - 2468 Total - 2468 411 318 160 790 789

Эти хозяйства имеют лучшие в Свердловской области показатели по производству молока (в каждом по 3 тыс. голов КРС) и зерновых культур (урожайность 50 ц/га и более). Все производственные процессы механизированы и автоматизированы, на фермах используются роботы и информационные технологии, позволяющие отслеживать все технологические процессы, здоровье, продуктивность и другие показатели жизнедеятельности коров.

В Ирбите успешно функционирует молочный завод, на котором проходят практику студенты технологического факультета. Так, выпускник 2015 г. Хоробрых Евгений, получив знания и практический опыт, в настоящее время уже работает директором филиала Ирбитского молзавода в пос. Зайково. Устойчивые связи у Уральского ГАУ с ООО «УГМК-Агро», в структуре которого имеется молочный комплекс ЗАО «Агрофирма Патруши» с удоем коров более 11 тыс. кг; АО «Тепличное» (12 га самых современных теплиц); молочный завод торговая марка «Здорово». Во всех этих организациях проходят практику будущие агрономы, зоотехники, ветврачи, технологи, инженеры, управленцы.

АО «Белореченское» является в Свердловской области ведущим хозяйством по выращиванию и реализации овощей и картофеля с урожайностью 400 и более ц/га под брендом «Веселая семейка». На базе этого хозяйства создан селекционно-семеноводче-

ский центр «Уральский картофель» по выращиванию безвирусного семенного картофеля российской селекции. У Уральского ГАУ имеется соглашение по участию в создании и работе этого селекционного центра. Также в АО «Белореченское» есть более 800 голов дойного стада. Это комплексное современное хозяйство всегда предоставляет возможность практики студентам.

Необходимо отметить, что с 2015 г. продолжают работу 8 базовых кафедр, на которых прошли практику 687 студентов по 17 направлениям подготовки.

Успешное прохождение практики положительно отражается на научной деятельности студентов. Так, в 2016 г. студентка Сень Марина после прохождения практики на свинокомплексе «Уральский» заняла 1-е место во Всероссийском конкурсе научных работ среди студентов вузов МСХ РФ по номинации «Зоотехния». В 2017 г. Келин Юрий также стал победителем в этом конкурсе, а после выпуска начал работу зоотехником в СПК «Битимский».

И такие примеры имеются по многим хозяйствам, когда практика заканчивается трудоустройством выпускников в организациях областного АПК.

Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области регулярно на заседаниях коллегии рассматривает вопросы подготовки кадров, в том числе с высшим аграрным образованием, и рекомендует отраслевым союзам (ас-

Экономика

Таблица 2 Базовые кафедры

Название базовой кафедры Название организации ФИО заведующего, должность (для работника организации) Направление подготовки студентов Количество студентов, прошедших обучение

Садово-парковое и ландшафтное искусство Никитский ботанический сад -Национальный научный центр Улейская Л. И., кандидат биологических наук, заведующий отделом Никитского ботанического сада - Национальный научный центр Ландшафтная архитектура, агрономия, садоводство (все уровни ВО и СПО) 45

Лекарственные и эфирномасличные культуры Крымский институт сельского хозяйства Паштетский В. С., доктор сельскохозяйственных наук, профессор УрГАУ директор НИИСХ Крыма Агрономия, садоводство, ветеринария (все уровни ВО и СПО) 39

Инженерно-технологическая кафедра ОАО «Больше-Истокское РТПС» Гладков Б. Ф., почетный профессор УрГАУ, генеральный директор ОАО «Больше-Истокское РТПС» Агроинженерия, технологические машины и оборудование, ЭТТМиС (все уровни ВО и СПО) 374

Кафедра технологий переработки молока ООО «Молочный кит» (Богдановический молочный комбинат) Пехотин И. Ю., генеральный директор ООО «Молочный кит» ТППСХП, зоотехния, ветеринарно-санитарная экспертиза, товароведение, технологические машины и оборудование, агроинженерия (все уровни ВО и СПО) 138

Кафедра технологий производства сельскохозяйственной продукции ЗАО АПК «Белореченский» Дунин В. А., почетный профессор УрГАУ, генеральный директор ЗАО АПК «Белореченский» Агрономия, садоводство, зоотехния, агроинжене-рия (все уровни ВО и СПО) 506

Кафедра производства и переработки сельскохозяйственной продукции ООО «УГМК-Агро» Бондарев И. Э., кандидат биологических наук, генеральный директор ООО «УГМК-Агро» ТППСХП, зоотехния, ветеринарно-санитарная экспертиза, товароведение, технологические машины и оборудование, агроинженерия, агрономия, садоводство, ЭТТМиС, ветеринария, экономика, управление персоналом (все уровни ВО и СПО) 298

Кафедра техники и технологий Белоярский многопрофильный техникум Коржавина Т. Н., зам. директора «Белоярский многопрофильный техникум» Профессиональное обучение, агроинженерия, ЭТТМиС, экономика, технологические машины и оборудование (все уровни ВО и СПО) 62

Банк и банковское дело ОАО «Банк Москвы» Есаулкова Т. В., директор Екатеринбургского филиала ОАО «Банк Москвы» Экономика 85

социациям) АПК и сельскохозяйственным товаропроизводителям заключать договоры (соглашения) о проведении практики студентами Уральского ГАУ. В этой работе участвуют практически все сельскохозяйственные товаропроизводители области. Необходимо также отметить активное участие областного министра, его заместителей, начальников служб

и отделов, а также руководителей и главных специалистов ведущих сельскохозяйственных организаций в проведении учебных занятий со студентами вуза.

Такие занятия проводятся ежемесячно по отдельному графику не только в учебных аудиториях, но и с выездом на производство.

Экономика

¿»7

Table 2 Base chairs

The base of the chair Organization name Name of the head, position (for the employee of the organization) Direction of training of students Number of students trained

Landscape and garden art Nikitsky Botanical garden - National scientific center Uleyskaya L. I., candidate of biological Sciences, head of Department of the Nikitsky Botanical garden - National scientific center Landscape architecture, agronomy, gardening (all levels of high education and secondary special education) 45

Medicinal and essential oil crops Crimean Institute of agriculture Pastecki V. S., doctor of agricultural sciences, professor of Ural State Agrarian University, director of the research Institute of agriculture of Crimea Agronomy, gardening, veterinary (all levels of high education and secondary special education) 39

Engineering and technology department JSC «Bolshe Istokskoe RTPS» Gladkov B. F., honorary professor of Ural State Agrarian University, general director of JSC «Bolshe Istokskoe RTPS» Agroengineering, technological machines and equipment, ATTIS (all levels of high education and secondary special education) 374

Department of technology of milk processing LLC «Milk kit» (Bogdanovicheskaya dairy plant) Pekhotin I. Yu., general director of LLC «Milk kit» TPPSHV animal husbandry, veterinary and sanitary expertise, merchandising, manufacturing machinery and equipment, agro engineering (all levels of high education and secondary special education) 138

Department of agricultural production technologies JSKAPK «Belorechenskoe» Dunin V. A., honorary professor of Ural State Agrarian University, general director of JSC APK Belorechensky» Agronomy, horticulture, animal husbandry, agro engineering (all levels of high education and secondary special education) 506

Department of production and processing of agricultural products LLC «UMMC-Agro» Bondarev I. E., candidate of biological sciences, general director of LLC «UMMC-Agro» TPPSHV, animal husbandry, veterinary and sanitary expertise, merchandising, manufacturing machinery and equipment, agro engineering, agronomy, horticulture, ATTIS, veterinary medicine, Economics, personnel management (all levels of high education and secondary special education) 298

Department of engineering and technology Beloyarsk multidisciplinary College Korzhavina T. N., deputy director of « Beloyarsky multidisciplinary College» Vocational training, agro engineering, Attis, Economics, technological machinery and equipment (all levels of high education and secondary special education) 62

Bank and banking JSC «Bank of Moscow» Esaulkova T. V., the Director of the Ekaterinburg branch of OJSC «Bank of Moscow» Economics 85

Экономика

Активно содействует проведению практических занятий Ассоциация «Уральский агропромышленный университетский комплекс», функционирующая при Уральском ГАУ.

Отрадно, что за последнее время выросло количество студентов, занимающихся научными исследованиями с учетом знаний, полученных на практических занятиях. Готовятся научные проекты и выпускные квалификационные работы по темам, востребованным в сельскохозяйственных организациях, заметно выросла публикационная активность студентов.

В 2015-2016 гг. в конкурсе по программе «У.М.Н.И.К.» ежегодно участвовало более 150 студентов вузов. 50-60 студентов ежегодно участвуют в конкурсе научных проектов «Начинающий фермер», проводимом в Уральском ГАУ. Более 1 тыс. студентов ежегодно выступают с докладами, подготовленными по результатам практики, на научно-практических конференциях в рамках Всероссийского конкурса на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений Министерства сельского хозяйства РФ непосредственно в Уральском ГАУ и аграрных вузах МСХ РФ.

15 марта 2017 г. уже во второй раз в Уральском государственном аграрном университете совместно с ООО «Аграрная группа - Управляющая компания» проведена научно-практическая конференция «Актуальные вопросы зооветеринарной науки и сельскохозяйственного производства». Цель этой научно-практической конференции - по итогам докладов отобрать лучших студентов для прохождения практики и последующего трудоустройства на предприятиях агрохолдинга, в частности на свинокомплексе «Уральский» в Свердловской области.

Этот опыт в настоящее время вуз распространяет и на другие организации.

Выводы

Когда работодатели рассматривают студентов как свой кадровый резерв, они более заинтересованно относятся к их как теоретической, так и практической подготовке и вносят предложения по уточнению содержания конкретных дисциплин.

Для создания полноценного процесса профессиональной практико-ориентированной подготовки необходимо его дальше оптимизировать, используя по возможности различные формы, средства и методы обучения с учетом специфики каждой образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.