Научная статья на тему 'Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций агропромышленного комплекса'

Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АПК / HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / INTEGRATED SYSTEM OF TRAINING PERSONNEL FOR AGRO-INDUS-TRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатеева Н. Б.

В утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 государственной программе «Развитие образования» выделена подпрограмма I «Развитие профессионального образования». Ее целью является существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося. К числу важных приоритетов Российского государства относится АПК, где сегодня решаются задачи обеспечения продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны, импортозамещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на российском агропромышленном рынке и перехода на экспортно-ориентированное развитие сельского хозяйства и других субъектов АПК России. Разработка и внедрение инноваций в аграрном производстве и его технологическая модернизация объективно востребуют наличия высококвалифицированных кадров аграрных специалистов, причем не только высшей квалификации, но и рабочих кадров. Поэтому развитие аграрного образования необходимо рассматривать как интегрированную систему, включающую сельские классы, учреждения по подготовке кадров массовых профессий, колледжи и техникумы аграрного направления, аграрные вузы со структурами по повышению квалификации и дополнительному образованию работающих специалистов АПК. В статье рассматривается состояние и задачи по подготовке высококвалифицированных кадров для организаций аграрного комплекса Свердловской области. В целях активизации деятельности по подготовке кадров квалифицированных специалистов для аграрной сферы и сельской экономики, на наш взгляд, следует по примеру Министерства образования и науки РФ принять ведомственную целевую программу, направленную на развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций агропромышленного комплекса России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTEgRATED SYSTEM OF SOFTwARE wITH HIgHLY QUALIFIED PERSONNEL OF AgRIBUSINESS ORgANIZATIONS

Approved by the RF Government resolution of April 15, 2014 № 295 the public program “Development of education” al-located subprogramme I “Development of vocational education”. Its aim is to dramatically increase the contribution of voca-tional education in the socio-economic and cultural modernization of the Russian Federation, in increasing its global competi-tiveness, ensuring relevance to the economy and society of each student. Among the important priorities of the Russian state isagro-industrial complex, where today the problem of food security and food independence of the country, import substitutionof agricultural products, raw materials and food for the Russian agro-industrial market and the transition to export-orienteddevelopment of agriculture and other agricultural entities of Russia solved. Development and implementation of innovationsin agricultural production and technological modernization objectively would require the availability of highly qualified per-sonnel agricultural specialists, not only of the highest caliber, but also workers. Therefore, the development of agriculturaleducation should be viewed as an integrated system, including the rural classes, institutions for training of mass professions,colleges and technical schools, agricultural areas, agricultural universities with structures for professional development andadditional education of working professionals of agro-industrial complex. The article discusses the status and challenges ofpreparing highly qualified personnel for the organizations of agricultural complex of the Sverdlovsk region. To boost activitiesof training of qualified specialists for agrarian sector and the rural economy, in our view, it is needed on the example of theMinistry of education and science of the Russian Federation to take the departmental target program aimed at development ofan integrated system of highly skilled personnel of the organizations of agro-industrial complex of Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций агропромышленного комплекса»

>- Аграрный вестник Урала № 07 (149), 2016 г. —«

Щ,

Экономика

УДК 331.108:63

развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций агропромышленного комплекса

Н. Б. ФАТЕЕВА,

старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Ключевые слова: высококвалифицированные кадры, агропромышленный комплекс, интегрированная система подготовки кадров для АПК.

В утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 государственной программе «Развитие образования» выделена подпрограмма I «Развитие профессионального образования». Ее целью является существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося. К числу важных приоритетов Российского государства относится АПК, где сегодня решаются задачи обеспечения продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны, импортозамещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на российском агропромышленном рынке и перехода на экспортно-ориентированное развитие сельского хозяйства и других субъектов АПК России. Разработка и внедрение инноваций в аграрном производстве и его технологическая модернизация объективно востребуют наличия высококвалифицированных кадров аграрных специалистов, причем не только высшей квалификации, но и рабочих кадров. Поэтому развитие аграрного образования необходимо рассматривать как интегрированную систему, включающую сельские классы, учреждения по подготовке кадров массовых профессий, колледжи и техникумы аграрного направления, аграрные вузы со структурами по повышению квалификации и дополнительному образованию работающих специалистов АПК. В статье рассматривается состояние и задачи по подготовке высококвалифицированных кадров для организаций аграрного комплекса Свердловской области. В целях активизации деятельности по подготовке кадров квалифицированных специалистов для аграрной сферы и сельской экономики, на наш взгляд, следует по примеру Министерства образования и науки РФ принять ведомственную целевую программу, направленную на развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций агропромышленного комплекса России.

N. B. FATEEVA,

senior lecturer, Ural State Agrarian University

(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg)

Keywords: highly qualified personnel, agro-industrial complex, integrated system of training personnel for agro-industrial complex.

Approved by the RF Government resolution of April 15, 2014 № 295 the public program "Development of education" allocated subprogramme I "Development of vocational education". Its aim is to dramatically increase the contribution of vocational education in the socio-economic and cultural modernization of the Russian Federation, in increasing its global competitiveness, ensuring relevance to the economy and society of each student. Among the important priorities of the Russian state is agro-industrial complex, where today the problem of food security and food independence of the country, import substitution of agricultural products, raw materials and food for the Russian agro-industrial market and the transition to export-oriented development of agriculture and other agricultural entities of Russia solved. Development and implementation of innovations in agricultural production and technological modernization objectively would require the availability of highly qualified personnel agricultural specialists, not only of the highest caliber, but also workers. Therefore, the development of agricultural education should be viewed as an integrated system, including the rural classes, institutions for training of mass professions, colleges and technical schools, agricultural areas, agricultural universities with structures for professional development and additional education of working professionals of agro-industrial complex. The article discusses the status and challenges of preparing highly qualified personnel for the organizations of agricultural complex of the Sverdlovsk region. To boost activities of training of qualified specialists for agrarian sector and the rural economy, in our view, it is needed on the example of the Ministry of education and science of the Russian Federation to take the departmental target program aimed at development of an integrated system of highly skilled personnel of the organizations of agro-industrial complex of Russia.

DEVELOPMENT OF INTEGRATED SYSTEM OF SOFTwARE with highly QUALIFIED PERSONNEL OF AGRIBUSINESS ORGANIZATIONS

Положительная рецензия представлена С. К. Эйрияном, кандидатом экономических наук, генеральным директором ООО «Агрофирма „Артемовский"».

• - Аграрный вестник Урала № 07 (149), 2016 г.-* ^^

Экономика ^Ф/

В проекте Стратегии развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года, представленной в аграрные вузы ассоциацией образовательных учреждений АПК и рыболовства [2], говорится, что «Россия - страна с самой большой в мире площадью сельских территорий: по данным Росстата в общем земельном фонде Российской Федерации (1709,8 млн га) доля земельной площади, занимаемой городами, составляет лишь 0,5 %, на совокупную долю земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и земель под сельскими поселениями приходится порядка 89 %, в том числе площадь сельскохозяйственных угодий в хозяйствах всех категорий составляет около 220 млн га, из них более 115 млн га - пашня. Большинство сельских территорий Российской Федерации находятся в удалении от крупных городов, при этом не менее 70 % располагаются на равнинах, т. е. являются относительно доступными и могут без особых ограничений быть вовлеченными в хозяйственный оборот.

Сельское хозяйство России представляет собой крупную отрасль народного хозяйства, которая имеет стратегическое значение для обеспечения устойчивого развития общества, обладает мультипликативным эффектом для развития экономики и при этом имеет социальное значение. В деятельности АПК принимает прямое и косвенное участие более 80 отраслей - от производства тары до производства минеральных удобрений и космических технологий. Удельный вес всех этих отраслей составляет 10 %, доля продовольственных товаров в розничном товарообороте превышает 46 %. Входящие в АПК отрасли объединены общей конечной функцией -снабжение страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем.

Из более чем 146 млн жителей РФ (37 млн сельских жителей) в трудоспособном возрасте находятся 85 млн человек, из них 21,1 млн сельских жителей. В сельском хозяйстве заняты 9,7 млн человек, или 15 % от общей численности работников материального производства. Одно рабочее место в сельском хозяйстве обеспечивает занятость 5-6 человек в других сферах экономики, в первую очередь в пищевой промышленности, локализации которой способствует скоропортящийся характер большей части сельхозпродукции.

Кроме того, сельское хозяйство остается неотъемлемым элементом традиционного уклада жизни. Помимо официально занятых, производством аграрной продукции занимается около 30 млн жителей России (15 млн домохозяйств).

Агропромышленный комплекс как основной адресат развития аграрного образования обладает мощнейшей экономической основой и потенциалом

для развития. Вопросы кадрового обеспечения АПК имеют огромную социально-экономическую значимость и являются важнейшими приоритетами государственной политики не только в настоящее время, но и в будущем».

Аграрный сектор экономики ориентируется на производство и переработку сельскохозяйственной продукции, хранение, транспортировку и реализацию готовых продуктов. Таким образом, аграрная отрасль нуждается в специалистах, обладающих компетенциями и навыками, соответствующими всему производственному циклу, как говорится, «от поля до прилавка».

Проблема подготовки кадров аграрных специалистов всегда вызывала научный интерес, и этот фактор находит отражение в диссертационных работах и научных публикациях ученых в области аграрной экономики и других отраслей наук, так или иначе связанных с кадровой сферой. Вопросы обеспечения агропромышленного производства высококвалифицированными специалистами исследованы в трудах видных ученых: Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, В. М. Баутина, Г. В. Беспахотного,

A. М. Гатаулина, А. В. Гордеева, Н. К. Долгушкина, П. Друкера, В. А. Ковалева, В. А. Клюкача, А. И. Ко-стяева, Ю. Ф. Лачуги, М. Н. Малыша, А. В. Медведева, В. Милосердова, П. В. Никифорова, М. М. Ома-рова, А. П. Огаркова, А. В. Петрикова, М. Портера, Н. Г. Рака, А. Н. Семина, Э. А. Сагайдака, И. С. Сан-ду, А. Ф Серкова, А. А. Семенова, Ж. Б. Сэя, Ф. Тейлора, Б. А. Трея, А. И. Тянутова, И. Г. Ушачева,

B. Я. Узуна, Б. И. Шайтана, Д. Б. Эпштейна и др.

Среди научных публикаций, изданных за последние годы, отметим работы Б. А. Воронина, Н. Б. Фатеевой [3, 4, 5], Н. А. Александровой, М. С. Серебренниковой [6], Т. Д. Дегтяревой, Е. А. Чулко-вой, М. М. Мурсалимова [7], Т. В. Девятиной [8], В. И. Нечаева [9], С. В. Дульзона, И. Д. Эрюковой [10], А. С. Ступина [17], И. А. Грошовой, Е. С. Ар-темова [18], Н. Г. Кузнецовой, А. А. Самохваловой, М. В. Вышегорова, М. С. Петуховой [19], П. Н. Смирнова, С. И. Джупиной [14].

Конечно, имеются и другие научные публикации, так как тема актуальная, да и проблем еще достаточно. В частности, проблема интеграции учебных учреждений аграрного профиля в единую систему аграрного образования, отвечающую современным требованиям к подготовке специалистов для АПК, по-прежнему остается нерешенной.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которое должно быть основным организатором и государственным заказчиком подготовки кадров для организаций системы АПК, непосредственно отвечает лишь за высшее образование бу-

Аграрный вестник Урала № 07 (149), 2016 г. - ^ ^^^

Экономика

дущих специалистов, которое получают в аграрных вузах Минсельхоза России. Учреждения среднего профессионального образования аграрного профиля, например, в Свердловской области находятся в ведении Министерства общего и профессионального образования и финансируются из областного бюджета.

Кадры рабочих профессий также готовятся в учреждениях разной подчиненности (Минобрнауки России, Минсельхоз России, субъекта РФ, органов муниципального уровня, частные организации). То, что в этой сфере имеется многовариантность образовательного процесса и в определенной степени конкуренция, не плохо, но плохо то, что нет единой идеологии подготовки кадров для современного АПК.

Вместе с тем аграрная политика Российского государства на глазах кардинально меняется, и сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на новые технологии производства и механизмы организации и управления производственными процессами, внедряют новое оборудование и сельскохозяйственную технику. В условиях импортозамеще-ния особенно актуально обеспечение аграрного производства отечественными семенами сельскохозяйственных культур (в зерноводстве, овощевоводсте, картофелеводстве, садоводстве), а также племенным материалом в животноводстве (высокопродуктивный скот и птица).

В настоящее время в аграрном секторе создаются селекционно-семеноводческие и селекционно-генетические центры, где на основе науки будут разрабатываться новые сорта сельскохозяйственных растений, породы и кроссы сельскохозяйственных животных и птиц. На многих животноводческих фермах доение коров осуществляется при помощи робототехники. В полеводстве используют беспилотные летательные аппараты и средства космической навигации и т. д.

Словом, сегодняшнее сельскохозяйственное производство основано на широком использовании научно-технических знаний и профессиональных компетенций, которые необходимы современному аграрному специалисту. Это потребует модернизации аграрного образования и в первую очередь создания его интегрированной системы во главе с единым координатором и заказчиком - Минсельхозом России.

Важную роль в подготовке кадров аграрных специалистов играет целевое обучение по договору между обучающимся, учреждением аграрного образования и работодателем. Такое взаимодействие позволяет студенту вуза проходить практику в организации, в которой он будет трудоустроен, а работодатель будет брать не «кота в мешке», а уже известного работника.

Нормами действовавшего до 1 сентября 2013 г. Закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» не предусматривались такие существенные условия целевой подготовки, как обязательное трудоустройство в организацию, направившую на обучение в рамках целевого приема. В свою очередь нормы ст. 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) закрепляют обязательства по трудоустройству после целевого обучения. При этом договоры о целевом обучении содержат положения, в случае наступления которых обязательства по трудоустройству выпускника не подлежат исполнению. Вместе с тем законодательством РФ предусмотрена система штрафов в случае невыполнения обязательств по трудоустройству.

К сожалению, фактическое положение дел в сфере целевого обучения показывает, что эту работу заинтересованно выполняет лишь вуз. Сельскохозяйственные товаропроизводители и их союзы и ассоциации пока не очень активны в подготовке кадров для организаций АПК. Стоят в стороне от работы по целевому набору муниципальные образования.

В целях активизации деятельности по подготовке кадров квалифицированных специалистов для аграрной сферы и сельской экономики, на наш взгляд, следует по примеру Министерства образования и науки РФ принять ведомственную целевую программу «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций агропромышленного комплекса Российской Федерации на 2016-2020 годы» [15].

Ведомственная программа может быть разработана МСХ РФ. Реализация программы будет способствовать достижению стратегических целей в области кадрового обеспечения системы аграрного комплекса, который в настоящее время является локомотивом развития экономики страны и основой ее стратегической безопасности.

Выводы. Рекомендации. В результате исследования предлагается следующее.

1. Создать в Российской Федерации под управлением Министерства сельского хозяйства РФ единую систему подготовки кадров для агропромышленного комплекса страны, в состав которой должны войти аграрные вузы, колледжи и техникумы аграрного профиля, учреждения по подготовке рабочих кадров для организаций АПК, структуры по повышению квалификации работающих специалистов сельского хозяйства. Не во всех субъектах федерации на деле существует эффективная система взаимодействия перечисленных аграрных образовательных учреждений, что не позволяет консолидированно вести работу по подготовке кадров аграрных специали-

• - Аграрный вестник Урала № 07 (149), 2016 г.-*

Экономика ^Ф/

стов, особенно в цепи «начальное - среднее профессиональное - высшее аграрное образование». Мин-сельхоз России должен стать специально уполномоченным органом государственной власти в области подготовки аграрных кадров, для чего необходимо утвердить такие полномочия, а также специальную программу аграрного образования постановлением Правительства РФ. В части финансирования единой системы аграрного образования необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Бюджетный кодекс РФ.

2. Закрепить юридически учебно-опытные хозяйства за аграрными вузами для проведения учебных занятий по растениеводству и животноводству, а также научно-исследовательской работы преподавателей и студентов. Сегодня, когда практически все сельскохозяйственные товаропроизводители -собственники полей и ферм, не многие хозяйства предоставляют свое имущество для учебных целей, хотя все требуют высококвалифицированных выпускников вуза, а их возможно подготовить лишь в условиях практического обучения.

3. Внести дополнения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», а также другие законодательные акты, регулирующие сельскохозяйственную деятельность, норму о признании аграрных вузов сельскохозяйственными товаропроизводителями в части получения субсидий на участие в реализации целевых программ Минсельхоза России и субъектов Российской Федерации. Это позволит дополнительно привлечь в аграрное производство десятки тысяч преподавателей и студентов и реально увеличить

Литература

1. URL : http://base.garant.ru/70643472.

2. Письмо зам. председателя Ассоциации образовательных учреждений АПК и рыболовства В. Е. Бердыше-ва от 12 мая 2016 г. № И-16/61 ректорам вузов Минсельхоза России.

3. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. Обеспечение квалифицированными специалистами АПК: социально-экономические проблемы (на примере Свердловской области) // Аграрный вестник Урала. 2014. № 11. С. 60-62.

4. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. О подготовке кадров с высшим профессиональным образованием для АПК // Аграрный вестник Урала. 2015. № 2. С. 77-79.

5. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. Подготовка кадров для АПК: организационно-экономический механизм // Аграрный вестник Урала. 2015. № 6. С. 70-73.

6. Алимарданова Н. А., Фатеева Н. Б., Серебренникова М. С. Демографические факторы формирования кадрового потенциала аграрного комплекса Свердловской области // Аграрный вестник Урала. 2016. № 4. С.89-91.

7. Дегтярева Т. Д., Чулкова Е. А., Мурсалимов М. М., Рахматуллина Л. И. Воспроизводство и использование трудовых ресурсов в агропромышленном комплексе региона // Вестник Уральского федерального университета. Сер. : Экономика и управление. 2015. № 4. С. 642-664.

8. Девяткина Т. В. О проблемах формирования квалифицированных конкурентоспособных кадров для АПК // Экономика науки. 2014. № 1. С. 93-98.

9. Нечаев В. И. Проблемы аграрного образования в российском АПК // АПК: экономика, управление. 2015. № 3. С. 26-32.

10. Дюльзон С. В., Эрюкова И. Д. Функционирование экономического механизма в системе подготовки кадров для АПК // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2014. № 1. С. 26-30.

11. Ступин А. С. О современных подходах к подготовке кадров для АПК // Научное сопровождение иннова-

объемы производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

4. Внести в ст. 16 закона № 264-ФЗ норму, обязывающую отраслевые союзы и ассоциации АПК участвовать в практической подготовке аграрных специалистов и предоставлять для этих целей через сельскохозяйственные организации полевые участки, сельскохозяйственную технику и оборудование, сельскохозяйственных животных и другое имущество.

5. В целях закрепления кадров квалифицированных аграрных специалистов в организациях АПК рассмотреть вопрос о льготах для выпускников аграрных вузов в части приобретения жилья и выплаты стимулирующих надбавок.

6. Субсидировать организацию при аграрных вузах мини-ферм по выращиванию КРС, коз, овец, кур и других видов животных и птиц, а также пче-лопасек и объектов аквакультуры. С этой целью принять специальное постановление Правительства РФ или внести дополнения в закон № 264-ФЗ.

7. Разрешить аграрным вузам безвозмездно предоставлять малым инновационным предприятиям, созданным при вузе, земельные участки, сельскохозяйственных животных и сельскохозяйственную технику, находящуюся у аграрного вуза в оперативном управлении.

Задачи по подготовке кадров квалифицированных специалистов для АПК необходимо решать комплексно, создавая интегрированные структуры и экономические условия для качественного обучения будущих специалистов.

i- Аграрный вестник Урала № 07 (149), 2016 г. —«

Щ,

Экономика

ционного развития аграрного комплекса: теория, практика, перспективы. Рязань, 2014. С. 201-205.

12. Глотова И. А., Артюхов Е. С. Социальная среда вуза как фактор формирования общекультурных компетенций при подготовке кадров для АПК в условиях глобальной конкуренции // Продовольственная безопасность: научное, кадровое и информационное обеспечение. Воронеж, 2014. С. 138-142.

13. Кузнецова Н. Г., Самохвалова А. А., Вышегуров М. В., Петухова М. С. Развитие целевой контрактной подготовки квалифицированных кадров для сельскохозяйственных организаций Новосибирской области // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3. С. 368-371.

14. Смирнов П. Н., Джулина С. И. О подготовке кадров в аграрных вузах: взгляд снизу // Инновации и продовольственная безопасность. 2015. № 1. С. 50-53.

15. Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016-2020 годах» : приказ Минобранауки России от 29 февраля 2016 г. № 170.

1. URL : http://base.garant.ru/70643472.

2. Letter of the Deputy Chairman of the Association of educational institutions of agriculture and fisheries V. E. Berdyshev of May 12, 2016 № I-16/61 to the rectors of universities of the Ministry of agriculture of Russia.

3. Voronin B. A., Fateeva N. B. Provision of qualified specialists of agriculture: socio-economic problems (on the example of Sverdlovsk region) // Agrarian Bulletin of the Urals. 2014. № 11. P. 60-62.

4. Voronin B. A., Fateeva N. B. On the training of personnel with higher professional education for agriculture // Agrarian Bulletin of the Urals. 2015. № 2. P. 77-79.

5. Voronin B. A., Fateeva N. B. Training for agriculture: organizational-economic mechanism // Agrarian Bulletin of the Urals. 2015. № 6. P. 70-73.

6. Alimardanova N. A., Fateeva N. B., Serebrennikova M. S. Demographic factors of formation of personnel potential of the agricultural complex of the Sverdlovsk region // Agrarian Bulletin of the Urals. 2016. № 4. P. 89-91.

7. Degtyareva T. D., Chulkova E. A., Mursalimov M. M., Rakhmatullina L. I. Reproduction and use of labor resources in the agricultural complex of the region // Bulletin of the Ural Federal University. Ser. : Economy and management. 2015. № 4. P. 642-664.

8. Devyatkina T. V. Problems of formation of qualified competitive specialists for the agricultural sector // Economics

Sciences. 2014. № 1. P. 93-98.

9. Nechaev V. I. Problems of agrarian education in Russian agriculture // AIC: economics, management. 2015. № 3.

10. Dulson S. V., Erukova I. D. Functioning of the economic mechanism in the system of personnel training for the agricultural sector // Economics, labor, management in agriculture. 2014. № 1. P. 26-30.

11. Stupin A. S. Modern approaches to training for agriculture // Scientific support of innovative development of agricultural complex: theory, practice, prospects. Ryazan, 2014. P. 201-205.

12. Glotova I. A., Artyukhov E. S. Social environment of the university as a factor of formation of common cultural competences of personnel training for the agricultural sector in terms of global competition // Food security: scientific, personnel and information security. Voronezh, 2014. P. 138-142.

13. Kuznetsova N. G., Samokhvalova A. A., Vyshegurov M. V., Petukhova M. S. Development of target contract training of qualified personnel for the agricultural organizations of Novosibirsk region // Economics and entrepreneurship. 2016. № 3. P. 368-371.

14. Smirnov P. N., Julina S. I. On the training of personnel in agricultural universities: a view from the bottom // Innovation and food security. 2015. № 1. P. 50-53.

15. On approval of the departmental target program "Development of an integrated system of highly skilled personnel of companies in the military-industrial complex of the Russian Federation in 2016-2020" : order of the Ministry of education and science of Russia from February 29, 2016 № 170.

References

P. 26-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.