333^»— Аграрный вестник Урала № 2 (132), 2015 г. - < JJJ^^l
Экономика Щ)
УДК 338
О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЛЯ АПК
Б. А. ВОРОНИН,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Уральский государственный аграрный университет, Н. Б. ФАТЕЕВА,
старший преподаватель, магистрант,
Институт экономики, финансов и менеджмента Уральского государственного аграрного университета
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)
Ключевые слова: подготовка кадров, сельское хозяйство, АПК, высшее аграрное образование. От обеспечения сельского хозяйства и всего аграрного комплекса, сельской экономики квалифицированными кадрами зависит не только преодоление кризисных ситуаций на агропродовольственном рынке сегодня, но и создание условий для устойчивого экономического роста в будущем. В стране необходимо иметь качественное сельскохозяйственное образование. Решение обозначенных задач возможно лишь при условии технологической модернизации и инновационного развития аграрного сектора экономики на основе научных достижений. Чтобы успешно реализовать на практике вышеизложенные цели современной аграрной политики, нужны кадры высококвалифицированных специалистов и, прежде всего, с высшим аграрным образованием. Особой задачей является подготовка аграрных специалистов с высшим образованием, которые должны возглавить инновационное развитие аграрного производства и всего АПК. Отметим также, что без проведения научно-исследовательских работ нельзя на высоком уровне и качественно вести образовательную деятельность в современном вузе. Организация учебного процесса держится на науке и это обоснованно требует выделения государством финансовых средств на научно-исследовательскую деятельность, на приобретение нового и модернизацию имеющегося научного оборудования и приборов. Важным шагом в развитии вузовской науки могло бы стать решение об участии в реализации целевых программ, курируемых Минсельхозом России аграрных вузов. Сегодня важно понимать, что в существующих экономических условиях необходимы нестандартные решения, направленные на качественное развитие высшего аграрного образования.
ON TRAINING PERSONAL WITH HIGHER EDUCATION FOR AGROINDUSTRIAL COMPLEX
B. A. VORONIN,
doctor of law, professor, head of department, Ural State Agricultural University, N. B. FATEEVA,
senior lecturer, graduate student, Institute of Economics, Finance and Management of the Ural State Agrarian University
(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63)
Keywords: personnel training, agriculture sector, agriculture, agroindustrial complex, higher agricultural education. From support to agriculture and the entire agricultural sector, the rural economy with qualified personnel depends not only overcome the crisis on the agro-food market today, but also creating conditions for sustainable economic growth in the future. In the country you must have a quality agricultural education. The solution to these problems is possible only if technological modernization and innovative development of agrarian sector of economy on the basis of scientific achievements. To successfully implement the above objectives of modern agricultural policy right staff of highly qualified professionals and, above all, with higher agricultural education. A special task is the training of agricultural specialists with higher education, who should lead the innovative development of agricultural production and the agricultural sector. Its note also that without conducting scientific research is not at a high level and quality to conduct educational activities in the modern University. Organization of educational process rests on science and is reasonably requires allocation of state funds for research activities, the acquisition of new and modernization of existing scientific equipment and instruments. An important step in the development of University science could be the decision to participate in the implementation of targeted programs, supervised by the Ministry of agriculture of Russian agricultural universities. Today, it is important to understand that in the current economic conditions, we need innovative solutions aimed at qualitative development of higher agricultural education.
Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральской государственной юридической академии.
Аграрный вестник Урала № 2 (132), 2015 г. - <
Экономика
Сельское хозяйство Российской Федерации в настоящее время вынуждено отвечать на новые вызовы, связанные с геополитической ситуацией и по этой причине резко обострившейся проблемой импорто-замещения на отечественном агропродовольствен-ном рынке. Эти факторы актуализируют задачи по ускоренному и экономически эффективному развитию сельскохозяйственного производства и всей системы российского агропромышленного комплекса.
Решение обозначенных задач возможно лишь при условии технологической модернизации и инновационного развития аграрного сектора экономики на основе научных достижений. Чтобы успешно реализовать на практике вышеизложенные цели современной аграрной политики, нужны кадры высококвалифицированных специалистов и, прежде всего, с высшим аграрным образованием. Учитывая это обстоятельство, Минсельхоз России подготовил проект «Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации на 2015-2020 гг.». В проекте Стратегии говорится, что негативные тенденции современного положения кадрового обеспечения отраслей АПК раскрывают следующие факты:
— Идет неизменное старение кадров: среди руководителей и специалистов растет доля лиц пенсионного возраста (в 2008 г. — 7,7 %, в 2013 г. — 11 %).
— Постоянно растет уровень сменяемости кадров (в 2008 г. — 9,8 %, в 2013 г. — 11,4 %), при этом более 6 % вакансий остаются незаполненными.
— Численность фактически работающих руководителей и специалистов предприятия АПК за последние 10 лет снизилась с 504 тыс. чел. в 2003 г. до 323 тыс. чел. в 2013 г.
— Постоянно снижается уровень квалификации менеджмента аграрных предприятий: сегодня высшее профессиональное образование имеют 69 % руководителей и 46 % специалистов, одновременно увеличивается доля руководителей без специального образования (в 2013 г. она составила 6 %).
— Уменьшилась доля менеджмента предприятий АПК, прошедшего профессиональную переподготовку и повышение квалификации, так в 2013 г. повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования прошли только 4,6 % от общей численности руководителей и специалистов.
— За последние годы на 24 % сократилась численность работников экономических служб, отвечающих за перспективы развития предприятий АПК. Сегодня лишь 41 % предприятий имеют хотя бы одного квалифицированного экономиста-менеджера, а насыщенность специалистами по коммерческой деятельности и маркетингу составляет только 34 человека на 100 предприятий.
— Лишь 52 % выпускников аграрных учебных заведений, из числа обучавшихся за счет средств федерального бюджета, трудоустраивается в сельхозор-ганизации, что сдерживает процесс качественного обновления их кадрового потенциала.
— Наблюдается ярко выраженный дефицит кадров рабочих профессий, при этом уже сейчас каждый третий из молодых людей на селе вообще не имеет профессии, нигде не учится и не работает.
Из вышеизложенного видим, что Минсельхоз России очень критично подходит к оценке качественно-
го состава имеющихся кадров в аграрной сфере. Понимание сложившейся ситуации объективно требует реализации более системных мер по обеспечению Российского АПК кадрами высококвалифицированных специалистов и, в первую очередь, с высшим образованием.
Как известно, система высшего аграрного образования в России начала формироваться с созданием в 1865 г. Петровской земледельческой и лесной академии. В настоящее время в Российской Федерации функционирует 58 высших учебных заведений, находящихся в системе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в которых обучается 438,7 тыс. студентов (специалистов, бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов).
Отметим, что большая часть выпускников получает дипломы специалистов аграрного профиля. Однако численность выпускников вузов трудоустроившихся в сельскохозяйственных организациях и оставшихся на постоянную работу в сельском хозяйстве по отдельным субъектам Российской Федерации варьируется от 5 до 60 %, что явно недостаточно для полноценного инновационного развития АПК.
Между тем, круг задач, которые необходимо решить уже сегодня, потребует повышенного внимания и ответственного подхода к решению проблемы закрепления кадров на селе. На государственном уровне приняты изменения и дополнения в Государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» [1]. Дополнительно к цифрам, заложенным в этой госпрограмме Правительством Российской Федерации, в конце декабря 2014 г. выделено 600 млрд руб. Эти финансовые средства должны пойти на формирование селекционно-генетических центров в животноводстве, селекционно-семеноводческих центров и хозяйств в растениеводстве, овощеводстве, картофелеводстве.
С 2015 г. будет финансироваться подпрограмма «Создание оптово-розничных центров», задачей которых будет закуп, обработка, упаковка и реализация сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и иных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Центры будут функционировать на основе частно-государственного партнерства.
Перечисленные задачи имеют срочный характер, поскольку связаны с решением проблем импорто-замещения. Вместе с тем, нельзя забывать и стратегические вопросы, необходимые для дальнейшего устойчивого и конкурентоспособного развития российского аграрного сектора.
Напомним, что такие стратегические задачи определены в правовых актах аграрного законодательства таких как:
— Федеральный закон № 264-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства» [2];
— Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120;
— «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [3];
— «Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г.», утверждена решением колле-
78
м/м/м/.avu.usaca.ru
Аграрный вестник Урала № 2 (132), 2015 г. - « CCCi"
Экономика
гии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (протокол № 10 от 27.09.2011 г.) [4];
— Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 [5];
— Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. Правительством РФ от 24 апреля 2012 г. № 1853п-П8) [6] и другими нормативными правовыми актами, направленными на инновационное развитие и технологическую модернизацию российского АПК.
Очевидно, что для реализации вышеуказанных задач потребуются специалисты с высшим специальным образованием, так как необходим определенный научный уровень исполнителя.
Поэтому и становится актуальной проблема подготовки квалифицированных специалистов аграрного профиля и лидеров современного аграрного производства.
В связи с этим важно обеспечить непрерывное повышение квалификации преподавательского состава в аграрных образовательных учреждениях.
Отметим также, что без проведения научно-исследовательских работ нельзя на высоком уровне и качественно вести образовательную деятельность в современном вузе. Организация учебного процесса держится на науке и это обоснованно требует выделения государством финансовых средств на научно-исследовательскую деятельность, на приобретение нового и модернизацию имеющегося научного оборудования и приборов.
Важным шагом в развитии вузовской науки могло бы стать решение об участии в реализации целевых программ, курируемых Минсельхозом России аграрных вузов.
В этом случае была бы двойная польза: реальное участие преподавателей, студентов и аспирантов в разработке научных достижений, внедрении их на производстве и на этой основе увеличение объемов сельскохозяйственной продукции, привносимой в продовольственный фонд страны.
Сегодня важно понимать, что в существующих экономических условиях необходимы нестандартные решения, направленные на качественное развитие высшего аграрного образования.
Литература
1. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2012. № 32. Ст. 4549. [Электронный ресурс]. URL : http:// www.szrf.ru.
2. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2007. П. 1. Ст. 27. Ч. I.
3. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2010. № 5. Ст. 502.
4. Отдельное издание МСХРФ и Россельхозакадемии. М., 2011.
5. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2013. П. 30. Ст. 4110.
6. О распределении в 2012 г. субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций между социально ориентированными некоммерческими организациями, прошедшими конкурсный отбор : приказ Минэкономразвития России от 27.04.2012 г. № 246.
7. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. Государственная политика в аграрной сфере Российской Федерации // Аграрный вестник Урала. 2014. № 7. 84 с.
8. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. Обеспечение квалифицированными специалистами АПК : социально-экономические проблемы (на примере Свердловской области) // Аграрный вестник Урала. 2014. № 11. 60 с.
References
1. Collected legislation of the Russian Federation. М., 2012. № 32. Art. 4549 [Electronic resource]. URL : http://www.szrf.ru.
2. Collected legislation of the Russian Federation. М., 2007. P. 1. Art. 27. Ch. I.
3. Collected legislation of the Russian Federation. М., 2010. № 5. Art. 502.
4. A separate publication of the Ministry of agriculture of the Russian Federation and the Russian Academy of agricultural sciences. М., 2011.
5. Collected legislation of the Russian Federation. М., 2013. P. 30. Art. 4110.
6. On the distribution in 2012 subsidies from the Federal budget for state support of socially oriented non-profit organizations between socially oriented non-profit organizations passed the competitive selection : Order of the Ministry of economic development of Russia dated 27.04.2012 № 246.
7. Voronin B. A., Fateeva N. B. State policy in the sphere of agriculture of the Russian Federation // Agricultural Bulletin of the Urals. 2014. № 7. 84 p.
8. Voronin B. A., Fateeva N. B. Supply of skilled specialists of agriculture : socio-economic problems (for example, Sverdlovsk region) // Agricultural Bulletin of the Urals. 2014. № 11. 60 p.