Научная статья на тему 'Стратегические проблемы аграрного сектора на региональном уровне и пути их решения в условиях действия международных санкций'

Стратегические проблемы аграрного сектора на региональном уровне и пути их решения в условиях действия международных санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN RESOURCES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АГРОКЛАСТЕР / EDUCATIONAL AGRICULTURAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моренова Елена Александровна, Черненко Елена Владимировна

Актуальность и цели. Проблема обеспечения продовольственной безопасности страны и ее регионов является одной из приоритетных, поскольку она является частью национальной проблемы и затрагивает интересы каждого человека. В статье раскрыты составляющие данной проблемы и ее зависимость от агропромышленного рынка. Представлено современное состояние производства отечественных продуктов питания в РФ и на уровне региона. Рассмотрено одно из направлений стратегии развития аграрной политики социальное развитие села и обеспеченность высококвалифицированными специалистами. Цель данного исследования оценить основные стратегические проблемы и пути их решения в современных условиях. Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута за счет материалов социологического опроса Министерства сельского хозяйства РФ, учебных заведений аграрного профиля, студентов и работодателей. Результаты. В статье подробно раскрыто современное состояние проблем импортозамещения, в результате исследования предложен кластерный подход к проблеме закрепления молодых специалистов как основополагающего фактора развития аграрного сектора региона, а также предложены мероприятия по решению стратегических проблем. Выводы. Создание агрообразовательного кластера один из путей решения проблемы подготовки кадров для села. Комплексное решение проблемы развития АПК может снизить зависимость импорта продовольственных товаров, повысить эффективность и конкурентоспособность региональной экономики, увеличить закрепляемость молодых специалистов, что позволит обеспечить стабильный экономический рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PROBLEMS OF THE AGRICULTURAL SECTOR AT THE REGIONAL LEVEL AND WAYS OF THEIR SOLUTION IN CONDITIONS OF INTERNATIONAL SANCTIONS

Background. The problem of ensuring food security of the country and its regions is a priority because it is part of a national problem and affects every person. In the article the questions of the problem and its dependence on the agricultural market. We present the current state of domestic food production in Russia and at the regional level. Considered one of the directions of development strategy of agricultural policy rural social development and the availability of highly qualified specialists. The purpose of this study is to assess the main strategic problems and ways of their decision in modern conditions. Materials and methods. Implementation of the tasks was achieved through the materials of sociological poll of the Ministries of agriculture of the Russian Federation, educational institutions of agricultural profile, students and employers. Results. The article elaborated the modern condition of problems of import substitution, the study proposed a cluster approach to the problem retain young professionals as a fundamental factor in the development of the agricultural sector in the region, as well as the activities proposed for the solution of strategic problems... Background. The problem of ensuring food security of the country and its regions is a priority because it is part of a national problem and affects every person. In the article the questions of the problem and its dependence on the agricultural market. We present the current state of domestic food production in Russia and at the regional level. Considered one of the directions of development strategy of agricultural policy rural social development and the availability of highly qualified specialists. The purpose of this study is to assess the main strategic problems and ways of their decision in modern conditions. Materials and methods. Implementation of the tasks was achieved through the materials of sociological poll of the Ministries of agriculture of the Russian Federation, educational institutions of agricultural profile, students and employers. Results. The article elaborated the modern condition of problems of import substitution, the study proposed a cluster approach to the problem retain young professionals as a fundamental factor in the development of the agricultural sector in the region, as well as the activities proposed for the solution of strategic problems. Conclusions. Creating agroforestales cluster is one of the ways to solve the problem of training personnel for the village. Comprehensive solution to the problem of agricultural development will reduce the dependence of food imports, increase the efficiency and competitiveness of the regional economy, to increase setreplacement young professionals that will ensure stable economic growth. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Стратегические проблемы аграрного сектора на региональном уровне и пути их решения в условиях действия международных санкций»

УДК 338.439.66:340.130.24:332.13 (045)

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО СЕКТОРА

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ

Е. А. Моренова, Е. В. Черненко

STRATEGIC PROBLEMS OF THE AGRICULTURAL SECTOR AT THE REGIONAL LEVEL AND WAYS OF THEIR SOLUTION IN CONDITIONS OF INTERNATIONAL SANCTIONS

E. A. Morenova, E. V. Chernenko

Аннотация. Актуальность и цели. Проблема обеспечения продовольственной безопасности страны и ее регионов является одной из приоритетных, поскольку она является частью национальной проблемы и затрагивает интересы каждого человека. В статье раскрыты составляющие данной проблемы и ее зависимость от агропромышленного рынка. Представлено современное состояние производства отечественных продуктов питания в РФ и на уровне региона. Рассмотрено одно из направлений стратегии развития аграрной политики - социальное развитие села и обеспеченность высококвалифицированными специалистами. Цель данного исследования - оценить основные стратегические проблемы и пути их решения в современных условиях. Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута за счет материалов социологического опроса Министерства сельского хозяйства РФ, учебных заведений аграрного профиля, студентов и работодателей. Результаты. В статье подробно раскрыто современное состояние проблем импортозамещения, в результате исследования предложен кластерный подход к проблеме закрепления молодых специалистов как основополагающего фактора развития аграрного сектора региона, а также предложены мероприятия по решению стратегических проблем. Выводы. Создание агрообразовательного кластера - один из путей решения проблемы подготовки кадров для села. Комплексное решение проблемы развития АПК может снизить зависимость импорта продовольственных товаров, повысить эффективность и конкурентоспособность региональной экономики, увеличить закрепляемость молодых специалистов, что позволит обеспечить стабильный экономический рост.

Ключевые слова: импортозамещение, трудоустройство, кадровый потенциал, образовательный агрокластер.

Abstract. Background. The problem of ensuring food security of the country and its regions is a priority because it is part of a national problem and affects every person. In the article the questions of the problem and its dependence on the agricultural market. We present the current state of domestic food production in Russia and at the regional level. Considered one of the directions of development strategy of agricultural policy - rural social development and the availability of highly qualified specialists. The purpose of this study is to assess the main strategic problems and ways of their decision in modern conditions. Materials and methods. Implementation of the tasks was achieved through the materials of sociological poll of the Ministries of agriculture of the Russian Federation, educational institutions of agricultural profile, students and employers. Results. The article elaborated the modern condition of problems of import substitution, the study proposed a cluster approach to the problem retain young professionals as a fundamental factor in the development of the agricultural sector in the region, as well as the activities proposed for the solution of strategic problems. Conclusions. Creating agroforestales cluster is one of the ways to solve the

problem of training personnel for the village. Comprehensive solution to the problem of agricultural development will reduce the dependence of food imports, increase the efficiency and competitiveness of the regional economy, to increase setreplacement young professionals that will ensure stable economic growth.

Key words: import substitution, employment, human resources, educational agricultural cluster.

Введение

Проблема обеспечения продовольственной безопасности страны и ее регионов является одной из приоритетных, поскольку она является частью национальной проблемы и затрагивает интересы каждого человека. Важную роль в обеспечении населения продовольствием играет агропромышленный комплекс. Именно от его успешного развития будет зависеть и развитие отечественного рынка [1].

В связи с этим главной целью аграрной политики является формирование стратегии развития АПК.

Стратегические проблемы импортозамещения

Стратегические направления аграрной политики в современных условиях определяются целями и задачами, стоящими перед страной [2]. Одним из основных стратегических направлений является импортозамещение продовольственных товаров. Важнейшим условием, определяющим целесообразность импортозамещения, является возможность обеспечения соответствующего уровня качества отечественных аналогов и признание их на внешних рынках, особенно на рынках дальнего зарубежья.

Необходимо отметить, что отечественное сельское хозяйство, несмотря на проблемы, обладает огромным ресурсным потенциалом. Но при этом продукция сельского хозяйства, за редким исключением, не является востребованной на мировом рынке в силу низкого качества, несоответствия стандартам, непрезентабельного внешнего вида и т.д. Применение санкций в отношении России со стороны западных стран - это реальный шанс для российских сельхозтоваропроизводителей завоевывать отечественный рынок [3].

Анализ современного состояния аграрной сферы России

В качестве достигнутых успехов импортозамещения можно отметить то, что в 2015 г. импорт из стран дальнего зарубежья уменьшился на 35,6 % по сравнению с 2014 г. (и составил 37, 862 млрд долл).

В сравнении с 2014 г. производство мяса выросло на 16 %, производство сырных продуктов - на 32 %, производство колбас - на 1,5 %. Отрицательную тенденцию показывает только производство молочных продуктов (-18,5 %).

Однако следует понимать, что современная аграрная сфера, несмотря на имеющийся потенциал, не в состоянии обеспечить импортозамещение в очень сжатые сроки. Недостаток отечественного сырья покрывается за счет поставок из стран Латинской Америки, Индии и Китая.

Отечественное сельское хозяйство остро нуждается в инвестициях и модернизации. Без государственной поддержи отечественные сельхозтоваропроизводители не смогут обеспечить продовольственную безопасность страны.

Проблемы импортозамещения рассматриваются и в Саратовской области. Так, в рамках поручения Президента РФ, данного по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации (20 января 2015 г.), Правительством Саратовской области разработан План по содействию импортоза-мещению в реальном секторе экономики Саратовской области на 2015-2016 гг.

Основной целью Плана является ослабление зависимости от поставок импортных товаров потребительского и производственно-технического назначения на территорию Саратовской области и Российской Федерации в целом при повышении конкурентоспособности производства промышленного комплекса и сельского хозяйства Саратовской области на внешних рынках.

Несмотря на то, что Саратовская область традиционно занимает ведущие места в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации по общему уровню обеспеченности населения сельскохозяйственной продукцией собственного производства, в настоящее время регион не может в полной мере удовлетворить потребность в мясе собственного производства (уровень обеспеченности - 74 %), молоке (96 %), рыбе (20 %), фруктах (37 %) и сахаре (62 %). Необходимо обеспечить выход на полное самообеспечение населения области продовольственными товарами.

В импорте сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров преобладают жиры, масла животного и растительного происхождения (6,3 %), продукты переработки овощей, фруктов и орехов (3,6 %), мясо и пищевые мясные продукты (1,3 %).

Основным импортируемым молочным продуктом является сыр твердых сортов. Местные производители способны полностью обеспечить население региона молоком и молокопродуктами, однако не осуществляют производство твердых сыров.

Жиры, масла растительные составляют 6,3 % от стоимостного объема импорта. Около 94 % импорта в данной номенклатуре составляет пальмовое масло, которое на территории Российской Федерации не производится. Пальмовое масло применяется в пищевой промышленности при изготовлении продуктов и изделий, предназначенных для длительного хранения.

Саратовская область занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по производству растительного масла. На долю масложировой отрасли приходится более 33 % от общего объема производимой пищевой продукции в регионе.

Овощи и фрукты, их переработка составляют 3,6 % от стоимостного объема импорта. В целом уровень обеспеченности овощами собственного производства находится на высоком уровне, однако в зимне-весенний период образуется дефицит овощной продукции закрытого грунта, который заполняет импорт [4].

Повышение доходности сельхозтоваропроизводителей - еще одно важное направление аграрной стратегии.

Главным в этом направлении является ограничение роста цен на ресурсы для сельского хозяйства: минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы, газ, электроэнергию, тарифы на железнодорожные перевозки и др. Не менее важным аспектом в повышении доходности сельхозтоваропроизводителей является использование принципов кооперации, т.е. увеличение доли участия сельхозтоваропроизводителей в конечной розничной цене, что поз-

воляет устранить лишних посредников и получить большую прибыль. При этом важно, чтобы сельхозтоваропроизводитель имел гарантированную государственную поддержку как минимум на 3-5 лет, чтобы он мог планировать свое производство и инвестиционную деятельность.

Не менее важным направлением стратегии аграрной политики является социальное развитие села и обеспеченность высококвалифицированными специалистами. В 2013 г. завершилась ФЦП социального развития села, которая реализовывалась в течение 11 лет. Несмотря на положительные перемены по отдельным позициям, в целом ситуация в социальной сфере остается сложной [2].

Основные стратегические проблемы и пути их решения в современных условиях

Сельский рынок труда относится к одним из наиболее проблемных в российской экономике. За годы реформ из-за падения объемов и доходности сельскохозяйственного производства, ухудшения демографической ситуации и социальных условий проживания в сельской местности произошло существенное сокращение абсолютной и относительной занятости в аграрной экономике и самое главное - обеспеченности отрасли квалифицированными кадрами. Дефицит профессионалов и специалистов становится в настоящее время не менее значимым, чем недостаток инвестиций и финансовых ресурсов, барьером инновационного развития «российского» АПК [3].

О кадровом голоде, вынужденном «хэдхантинге» (от англ. headhunting -охота за головами) высококвалифицированных зоотехников, ветеринаров, агрономов говорят практически все руководители сильных развивающихся аг-рокомпаний. Одновременно аграрные вузы и ссузы ежегодно выпускают около 100 тысяч специалистов. Сложилась парадоксальная ситуация, при которой государство затрачивает немалые средства на подготовку специалистов, но кадровый дефицит на селе из года в год не сокращается, а увеличивается. По оценкам экспертов, лишь 20-25 % выпускников, причем не самых лучших, в конечном счете остаются работать на селе. Село по-прежнему является крайне непрестижным местом работы, а сельское хозяйство - неконкурентоспособным в межотраслевой конкуренции на рынке труда.

Для решения проблем сельского рынка труда молодых специалистов необходимо выяснение и балансирование реальных интересов и функций всех его участников, определяющих количественные и качественные характеристики спроса и предложения выпускников. К ключевым стейкхолдерам (группам интересов) этого рынка относятся сельскохозяйственные товаропроизводители (потенциальные работодатели), выпускники (потенциальные работники), образовательные учреждения (поставщики квалифицированных кадров) и государственные органы власти, выполняющие функции регулятора, заказчика и инвестора (рис. 1).

Очевидно, что противоречия рынка обусловлены конфликтом интересов его стейкхолдеров, наиболее явно проявляющимся в отношениях между молодыми специалистами и сельскохозяйственными предприятиями. Слабые финансовые возможности и отсутствие у большинства руководителей понимания необходимости стратегического подхода к процессам повышения качества рабочей силы приводят к слабой заинтересованности сельскохозяйственных предприятий в создании условий для найма молодых специалистов.

- спрос;

- предложение;

- регулирование

Рис. 1. Взаимосвязь участников сельского рынка труда молодых специалистов

Учебные заведения на рынке труда выступают всего лишь посредниками между выпускниками и агробизнесом. Их основной рынок - это рынок образовательных услуг, а главная цель - формирование сильной конкурентной позиции именно на этом рынке за счет удовлетворения потребностей абитуриентов, их родителей и государства как заказчика бюджетных мест. Уже давно аграрные государственные вузы сочетают в себе элементы государственного учреждения и саморазвивающегося субъекта рыночной экономики, вынужденного самостоятельно формировать стратегию своей деятельности, постоянно доказывать свою необходимость и развивать дополнительные востребованные рынком услуги. Интересы работодателя, пока он не выступает весомым заказчиком образовательных услуг, оплачивающим целевую подготовку молодых специалистов, учитываются опосредованно. Своей основной функцией образовательные учреждения считают социализацию, становление и развитие личности молодых людей.

Интересы государства, наоборот, состоят в том, чтобы трудовые отношения между работником и работодателем были максимально эффективными с производственной точки зрения, чтобы труд использовался наиболее рационально. Поэтому основной функцией системы аграрного образования с позиций МСХ является формирование и воспроизводство квалифицированной рабочей силы для аграрной экономики, а главным критерием эффективности аграрного профессионального образования - соответствие структуры и качества подготавливаемых специалистов структуре и требованиям спроса на рынке труда.

Эти и другие проблемы подготовки кадров для села могут быть решены путем модернизации подхода к агрообразованию, учитывающего согласованные действия всех субъектов рынка труда молодых специалистов, современные технологии и направления в образовании, компетентностный подход и

идеологическую пропаганду. На наш взгляд, стратегическим решением в данном направлении может быть создание образовательного агрокластера (рис. 2), базирующегося на работе регионального аграрного вуза и включающего следующих партнеров: региональные органы власти (МСХ Саратовской области), муниципальные органы (администрации районов и поселений), работодателей, НИИ, социальные институты, студентов и выпускников вузов и ссузов, молодежные организации.

Рис. 2. Модель формирования образовательного агрокластера на уровне региона

Территориально модель кластера может выглядеть следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Территориальная модель агрообразовательного кластера Саратовской области

Формирование регионального агрообразовательного кластера должно включать в себя перечень мероприятий, разделенных по иерархии и компетенциям органов власти (рис. 4).

Фудсраун.н|.>й у|и>м>»ь

1 Принятие целевой программы « Кадровое обеспечение сельского хозяйства»,

2 Закрепление гарантий выпускников на получение поддержки,

3 Включение в число видов альтернативной воинской службы ее прохождение выпускниками учебных заведений аграрного профиля в депрессивных регионах или на стагнирующих предприятиях.

•1 Ввести в состав целевых индикаторов государственных целевых программ показатель ¿Количество молодых специалистов,

приступивших к работе на сельскохозяйственных предприятиях и получивших пособия на хозяйственное обзаведение».

5 Софинансирование региональных программ кадрового обеспечений сельского хозяйства.

6 . Пропаганда престижности труда молодого специалиста а сельском хозяйстве.

1 Принятие регион альной программы « Кадровое обеспечение сельского хозяй ства ».

2 Формирование региональных образовательных кластеров.

3 Разработать регламент взаимодействия участников предлагаемого кластера,

4 Выплата подъемных и ежемесячной доплаты.

5 Обеспечение жильем и субсидирование кредитов на жилищное строительств.

6 Создание комиссий и координационных советов.

7 Мониторинг и прогнозирование кадровых потребностей.

8 Пропаганда престижности труда молодого специалиста в сельском хозяйстве.

4 ►

МУИИ1|1П1Я.Н|НЫЙ УЩНИЧПь

1 Принятие и реализация целевой программы «Кадровое обеспечение в АПК,

2 Мониторинг и прогнозирование кадровых потребностей.

3 Разработка единой базы данных кадровой потребности и учета закрепляемое™ молодых специалистов на селе,

4 Формирование целевого набора,

5 Активное участие в пропаганде престижности сельского образа жизни среди молодежи,

6 Повышать престиж рабочих профессий, возрождать институт наставничества на производстве.

Рабоюлятсли

1 Выходить с инициативой по совершенствованию ФЗ «Об образовании» в части введения обязательного распределения бюджетников {целевиков} после окончания обучения.

2 Выделение льготных кредитов под строительство жилья.

3 Формировать заявки сельхозтоваропроизводителей на подготовку молодых специалистов.

4 Разработать регламент взаимодействия сельхозтоваропроизводителей и уполномоченных органов в процессе подачи заявки иа целевую подготовку молодого специалиста требуемой квалификации.

5 Участие в разработке образовательных программ,

6 Читать курсы лекций, проводить деловые игры, круглые столы в вузах по дисциплинам «Введение о специальность», различным спецкурсам.

7. Выступать в СМИ по вопросам престижности инновационного труда молодого специалиста на селе.

Рис. 4. Направления совершенствования образовательного кластера АПК региона с целью привлечения молодых специалистов на село

Несмотря на отсутствие нормативно-методической базы для оценки деятельности таких сложных интегрированных структур, мы полагаем, что основные целевые индикаторы эффективного функционирования образовательного агрокластера Саратовской области должны стремиться к следующим значениям (табл. 1).

Таблица 1

Предполагаемый эффект от внедрения образовательного агрокластера на уровне Саратовской области

Показатель Предполагаемый эффект

1 2

1. Количество закрепленных выпускников на селе до 40 %

2. Количество выпускников, работающих по специальности до 90 %

3. Число молодых специалистов, получающих подъемные и надбавки к заработной плате до 500 человек в год (областной показатель)

1 2

4. Число молодых семей, получивших благоустроенное жилье до 200 семей в год (областной показатель)

5. Число выпускников, участвующих в программах развития сельского агробизнеса до 50 человек

6. Число студенческих трудовых отрядов до 5 отрядов (с привлечением до 500 студентов)

7. Положительная динамика социально-экономических показателей муниципалитетов-участников Увеличение количества населения, рабочих мест, местного бюджета, среднего уровня заработной платы и др.

Основными задачами кластерного образования на перспективу до 2020 г. должно стать увеличение закрепляемости выпускников в сельском агробизнесе (до 40 %), увеличение доли участников государственных и региональных программ поддержки села, агробизнеса и молодых специалистов, корректировка и модернизация образовательных программ вузов и ссузов с учетом требований бизнеса и власти, повышение экономической и социальной эффективности развития муниципальных образований-участников объединения, развитие молодежных движений и гражданско-патриотической идеологии по отношению к сельскому труду.

Мы полагаем, что увеличение прогнозного удельного веса трудоустроенных специалистов аграрного университета и рост стоимости валовой продукции будут обеспечены за счет использования профессиональных знаний, навыков и умений молодых специалистов, являющихся главными составляющими человеческого капитала. При увеличении доли трудоустроенных специалистов до 40 % прогнозируемый выход стоимости валовой продукции может составить 766,67 млн руб., при 50 % - 963,67 млн руб., при 60 % -1160,6 млн руб. Соответственно, если бы большинство выпускаемых специалистов трудоустраивались по специальности в сельскохозяйственных организациях, то прогнозный прирост объема валового производства сельскохозяйственной продукции дополнительно составлял в среднем 1357,34 млн руб. (табл. 2).

Таблица 2

Прогноз производства валовой сельскохозяйственной продукции в зависимости от количества трудоустроенных специалистов в Саратовской области, млн руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прогнозный удельный вес трудоустроенных по специальности, % Прогноз трудоустроенных в среднем (2011-2013 гг.), чел. Прогноз производства валовой продукции, млн руб.

40 288 766,67

50 362 963,67

60 436 1160,6

70 510 1357,6

Таким образом, при повышении уровня закрепляемости молодых специалистов в сельском хозяйстве Саратовской области дополнительно ежегодно можно получать прирост стоимости валовой продукции от 766,67 до 1357,6 млн руб.

Следовательно, за счет закрепления молодых специалистов (отдача от использования человеческого капитала) в сельском хозяйстве можно существенно увеличить производство сельскохозяйственной продукции и реали-зовывать импортозамещение на продовольственном рынке Саратовской области.

Важной задачей является использование опыта Минрегиона и Минэкономразвития России и переход на кластер-ориентированную политику кадрового развития АПК. Можно рекомендовать региональным органам управления АПК целенаправленно формировать региональные агрообразовательные кластеры, координационные советы которых позволят коллективно подходить к решению проблемы трудоустройства через представительство региональных и муниципальных органов управления АПК, аграрных вузов, техникумов, самого агробизнеса.

Заключение

Таким образом, решение стратегических проблем развития АПК требует комплексного подхода, включающего формирование единой государственной политики в отношении сельских территорий. Это позволит существенно снизить зависимость от импорта продовольственных товаров, повысить эффективность и конкурентоспособность региональной экономики, увеличить занятость сельского населения, а также увеличить закрепляемость молодых специалистов на селе, что позволит обеспечить стабильный экономический рост.

Список литературы

1. Мамбетова, Л. Р. Подготовка конкурентоспособных рабочих кадров для аграрного сектора региона / Л. Р. Мамбетова // Аграрный сектор России в условиях международных санкций: вызовы и ответы : материалы Междунар. практ. конф., 10-11 декабря 2014 г., Москва / РГАУ-МСХА им. Тимирязева. - М. : Изд-во РГАУ-МСХА, 2015. - С. 421-424.

2. Ушачев, И. Г. Стратегические подходы к развитию АПК России в контексте межгосударственной интеграции / И. Г. Ушачев // Аграрный сектор России в условиях международных санкций: вызовы и ответы : материалы Междунар. практ. конф., 10-11 декабря 2014 г., Москва / РГАУ-МСХА им. Тимирязева. - М. : Изд-во РГАУ-МСХА, 2015. - С. 9-28.

3. Суханова, И. Ф. Импортозамещение как фактор роста региональной экономки / И. Ф. Суханова, М. Ю. Лявина // Вестник Волгоградского государственного уни-веситета. - 2014. - № 5 (28). - С. 27-36.

4. Постановление Правительства Саратовской области от 20.01.2015 № 5-П «Об утверждении Концепции импортозамещения в реальном секторе экономики Саратовской области и Плана по содействию импортозамещению в реальном секторе экономики Саратовской области на 2015-2016 годы». - иКЬ: http://www.garant.ru/hotlaw/saratov/604613/

5. Сельский рынок труда молодых специалистов: взгляд стейкхолдеров на проблемы и их решение / Л. А. Александрова, И. П. Глебов, С. С. Игнатьева, Е. А. Морено-ва, Е. В. Черненко // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. - 2013.- № 3. - С. 66-73.

Моренова Елена Александровна кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента в АПК, Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова E-mail: [email protected]

Черненко Елена Владимировна старший преподаватель, кафедра менеджмента в АПК, Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова E-mail: [email protected]

Morenova Elena Aleksandrovna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of management in agrarian and industrial complex, Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov

Chernenko Elena Vladimirovna

senior lecturer,

sub-department of management in agrarian and industrial complex, Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov

УДК 338.439.66:340.130.24:332.13 (045) Моренова, Е. А.

Стратегические проблемы аграрного сектора на региональном уровне и пути их решения в условиях действия международых санкций / Е. А. Моренова, Е. В. Черненко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2015. - № 4 (16). - С. 66-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.