УДК 377
Вестник СибГАУ Т. 16, № 4. С. 1071-1077
РОЛЬ ДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
А. И. Таюрский1, В. А. Левко2
1Институт проблем непрерывного образования Российской академии образования Российская Федерация, 660021, г. Красноярск, Казарменный пер., 8 2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-male: levko@sibsau.ru
Описана проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров в России. Рассмотрены основные причины возникновения этой проблемы. Приведен пример подготовки рабочих кадров в Германии на основе дуального обучения. Дана краткая характеристика проекта Агентства стратегических инициатив по подготовке рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования. Описаны распоряжения Правительства Российской Федерации по комплексу мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, а также по обеспечению повышения производительности труда, созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. Отмечено, что без государственной поддержки модернизация системы среднего профессионального образования невозможна. Помимо государственной поддержки развития системы среднего профессионального образования необходима консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования. Приведены предложения по изменению законодательства Российской Федерации, направленному на мотивацию предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Дана оценка участия предприятий и вузов Красноярского края в проекте по дуальному образованию. Рассмотрено воздействие дуального профессионального образования при подготовке высококвалифицированных кадров на инновационное развитие промышленного предприятия. Отмечено, что реализация проекта по переходу системы профессионального образования в регионах России на практико-ориентированное (дуальное) обучение позволит сформировать на инновационных предприятиях такое кадровое обеспечение, которое позволит обеспечить повышение производительности труда, а также будет способствовать ускорению снизу процесса создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. При этом предприятия могут воспользоваться не только государственной системой подготовки кадров, но и получить государственную поддержку по компенсации собственных затрат.
Ключевые слова: дуальное образование, система профессионального образования, инновационное развитие, производительность труда, государственная поддержка, консолидация ресурсов.
Vestnik SibGAU Vol. 16, No. 4, P. 1071-1077
THE ROLE OF DUALLY PROFESSIONAL EDUCATION FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES
А. I. Tayurskii1, V. A. Levko2*
institute of problems of continuous education of Russian Academy of Education 8, Kazarmenny lane, Krasnoyarsk, 660021, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail levko@sibsau.ru
In the proposed article the authors described the problem of shortage of skilled workers in Russia. They considered the main causes of this problem. They described an example ofpreparation ofpersonnel in Germany on the basis of the dual training. The authors present brief description of the project of the Agency for Strategic Initiatives for training workers, meet the requirements of high-tech industries, based on the dual education. They described in order of the Government of the Russian Federation on a range of measures aimed at improving the system of vocational education, as well as providing increased productivity, creation and modernization of high-performance workstations. The article noted that without government support the modernization of the system of secondary vocational education is
impossible. In addition to state support of development of secondary vocational education it is necessary to consolidate the resources of business, government and education. The authors listed proposals to change the legislation of the Russian Federation aimed at motivating companies to participate in the practice-oriented (dual) model, the training of highly skilled workers. They assessed the participation of companies and universities of the Krasnoyarsk Territory in the project for dual education. They examined the effects of the dual vocational training in the preparation of highly qualified personnel in the innovative development of industrial enterprises. The article noted that the project on the transition system of vocational education in the regions of Russia on the practice-oriented (dual) training will form on innovative enterprises is staffing, which will ensure increased productivity, and will contribute to the acceleration of the bottom of the process of creation and modernization of high-performance work places. At the same time, enterprises can take advantage of not only the state system of training, but also to get government support to offset their own costs.
Keywords: dual education, vocational education, innovative development, work performance, government support, consolidation of resources.
Введение. Сегодня в системе российского профобразования обучаются 3,5 млн учащихся, а в высших учебных заведениях - 7,5 млн студентов. Парадокс ситуации состоит в том, что спрос на выпускников колледжей и училищ выше, чем выпускников вузов. Именно отсутствие рабочих кадров, по мнению экономистов, сдерживает развитие целых отраслей и регионов [1].
Многие как российские, так и зарубежные компании год от года все острее ощущают нехватку в России хорошо подготовленных профессиональных кадров. Согласно аналитическим исследованиям, проведенным Российско-Германской внешнеторговой палатой в Российской Федерации [2], система профессионального образования не отвечает актуальным экономическим и социальным требованиям страны, а немецкие предприятия считают недостаток квалифицированных кадров главным препятствием для их дальнейшего развития в России. Наблюдаемый сегодня демографический тренд может привести к тому, что на протяжении ближайших десяти лет численность рабочей силы, доступной на рынке труда, сократится на 10 млн человек.
Возросшая потребность в хорошо обученных специалистах обусловлена стремительным экономическим ростом последнего десятилетия. Кроме того, возникшая проблема объясняется среди прочего недостаточно функционирующей системой профессионального образования. Это проявляется, прежде всего, в следующем:
- система профессионального образования недофинансирована и не ориентирована на потребности малого и среднего бизнеса;
- лишь 50 % преподавательских кадров имеют достаточную квалификацию;
- торгово-промышленные палаты и объединения предпринимателей недостаточно вовлечены в процесс формирования системы профессионального образования.
В отличие от этого в Германии, где действует принцип дуального профессионального образования, делается ставка на привлечение частного бизнеса, который ежегодно инвестирует свыше 23 млрд евро в подготовку специалистов нужного профиля и после окончания периода обучения получает выгоды от высокого качества подготовленных кадров.
Эксперты Агентства стратегических инициатив (АСИ) выделяют четыре ключевых проблемы отсутствия рабочих кадров требуемой квалификации [3]:
- производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира (по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15-25 % от уровня США);
- несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке;
- при этом качество среднего профессионального образования продолжает ухудшаться, отсутствует эффективное профессиональное обучение;
- инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации.
Другой стороной проблемы является существенный моральный износ рабочих мест основного персонала как крупных предприятий промышленности, так и транспорта и связи.
Для того, чтобы рабочие места на промышленных предприятиях соответствовали требованиям мировых прогрессивных производственных технологий, необходимо не только стимулирование технологического обновления предприятий, но и подготовка рабочих кадров, способных работать на современном высокопроизводительном оборудовании.
В 2014 году в России АСИ провело конкурс по реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», в котором приняли участие 23 субъекта РФ. Министерство образования и науки гарантировало, что все участвующие в проекте образовательные учреждения получат статус федеральных инновационных площадок. Минпромторг и Минтруд также выразили готовность поддерживать те компании, которые будут участвовать в программе дуального образования [4].
Победителями конкурса и участниками проекта стали десять субъектов Российской Федерации: Республика Татарстан, Красноярский и Пермский края, а также Волгоградская, Калужская, Московская, Нижегородская, Свердловская, Ульяновская, Ярославская области. В реализации проекта принимают участие десятки предприятий и учебных заведений [5].
Разработчики проекта ожидают следующие эффекты от его реализации [3]:
- повышение инвестиционной привлекательности регионов России за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования;
- перераспределение финансирования корпоративных программ переподготовки кадров в пользу системы государственного образования (подготовки) кадров;
- значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования.
Программа также предусматривает участие предприятия в финансировании подготовки кадров и сетевое взаимодействие учебного заведения и работодателя.
Все это требует конструктивного анализа и эффективного использования лучшего не только отечественного, но и зарубежного опыта. На концептуальном уровне это возможно осуществить посредством сравнительной педагогики, теоретического исследования фундаментальных основ, особенно российской профессиональной школы и промышленных предприятий.
Дуальная форма образования. Уверенное поведение на рынке труда позволило обратиться к дуальному обучению. Такая система подготовки кадров, особенно рабочих, давно работает в Германии, Швейцарии, где действует Международный институт мониторинга качества рабочей силы. С научной точки зрения из всей типологии системы профессионального образования ФРГ особенно актуальным представляется исследование системы дуального обучения рабочих кадров. Её истоки берут начало в системе ученичества, которое было распространено в арабских, азиатских, европейских странах мира в самые ранние исторические эпохи, но в процессе развития приобрело в Германии национальные особенности. Сформировавшаяся позднее, особенно под влиянием реформаторского движения в европейской педагогике на рубеже Х1Х-ХХ веков, возглавляемого немецким педагогом-исследователем Георгом Кершенштейне-ром, концепция дуальной формы профессионального образования была законодательно принята в довоенной Германии как основной метод подготовки и воспитания молодых рабочих.
Дуальная форма профессионального образования, как пишет в своей докторской диссертации Г. А. Федотова, характеризуется как образовательный процесс, сочетающий практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение в традиционном образовательном учреждении [6].
Дуальная форма профессионального образования рассматривается не только как педагогическая альтернатива, но и как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен, оказавший как прямое, так и опосредованное влияние на развитие профессиональной педагогики различных стран, включая Россию. Ее возникновение ознаменовало смену традиций, когда взамен рационалистической средневековой прусской традиции профессиональной подготовки мастером отдельного и «себе подобного» ученика, экономика востребовала новую форму подготовки квалифицированных работников
на основе тесного взаимодействия предприятий и профессиональных школ.
Проведенный анализ научных публикаций по исследуемой проблеме за последние 20 лет позволяет утверждать, что ни одна национальная образовательная модель не привлекла такого пристального внимания ученых, специалистов и педагогов, как дуальная форма профессионального образования, и прежде всего в Германии. Большинство исследователей признают невозможность ее прямого копирования, но одновременно сходятся в том, что анализ дуальной формы создает предпосылки внедрения наиболее эффективных ее элементов в системы профессионального образования стран с рыночной экономикой.
Анализ концепции дуальной формы профессионального образования предполагает анализ и структурирование совокупности ее ведущих идей. Определяющей среди них является тесная зависимость системы профессионального образования от рынка труда и работодателей, ее функционирование на основе социального партнерства.
В то же время, несмотря на общемировую известность дуальной формы профессионального обучения, до настоящего времени в РФ отсутствуют ее фундаментальные исследования, а авторы научных трудов по этой проблеме ограничиваются анализом лишь ее отдельных аспектов.
Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы, видимо, объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства. Для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь, такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки [7].
Новички могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для производства немаловажно.
Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда (так называемом HR-бренде компании). При этом за ним остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение. Для мелких предприятий, желающих проводить обучение, но не имеющих возможности оборудовать собственные мастерские, торгово-промышленные палаты создают межпроизводственные учебные центры [7].
Так пермский опыт, с которым губернатор края Виктор Басаргин ознакомил главу государства В. Путина, был одобрен Президентом России [8].
Несмотря на хорошие результаты дуального обучения, оно внедряется очень медленно. Главная причина - отставание образовательных стандартов, которые
ориентированы на значительное превышение теоретического обучения над производственным, которое составляет примерно 65-70 % над 30-35 %. При данной ситуации о качестве производственного обучения говорить не приходится.
Внедрение дуального обучения потребует не только разработки образовательных стандартов, но и в целом комплексного подхода к качественной подготовке кадров. Один из важнейших элементов - это повышение квалификации не только преподавателей, но и мастеров производственного обучения, руководителей учебных заведений среднего профессионального образования. Необходимо изыскать финансовые ресурсы для их зарубежной стажировки, так как российская система профессионального образования существенно отстает от европейской. Российский участник «конкурса мастеров», проходившего в 2013 году в Лейпциге, рассказывал, что российские каменщики по старинке колют кирпич топором, в то время как европейские мастера режут его лазером [9].
Таким образом, в рамках дуального образования должны быть улучшены условия для участия предприятий. Предприятие, в частности, несет значительные расходы на подготовку и квалификацию инструкторского состава, выплачивает денежные вознаграждения, а также создает материально-технические условия для мест обучения (лаборатория, мастерская и т. д.). В отличие от расходов на курсы повышения квалификации для сотрудников предприятий, расходы на дуальное профессиональное образование не облагаются налогами, они оплачиваются из чистой прибыли предприятия.
Нормативное и правовое обеспечение. Правительство Российской Федерации в последние годы уделяет большое внимание не только повышению производительности труда, созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, но и популяризации рабочих и инженерных профессий, а также совершенствованию системы среднего профессионального образования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2014 г. № 1250-р утвержден план мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест [10]. В нем задаются рамки и этапы создания государственной программы Российской Федерации, согласно которой динамика производительности труда в авиационной промышленности в период с 2014 по 2020 гг. должна иметь ежегодный прирост в 14-15 %.
В этом же распоряжении расписаны мероприятия по шести основным направлениям. В стимулировании инвестиций для обновления и модернизации производства упрощена процедура отбора инвестиционных проектов и порядка предоставления государственных гарантий при их реализации. Создан механизм проектного финансирования с обеспечением конечной процентной ставки для заемщика не выше уровня ставки рефинансирования Банка России плюс 1 % годовых.
Для стимулирования технологического обновления в июле 2014 принят федеральный закон в части
совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших доступных технологий. Утвержден график поэтапного принятия отраслевых справочников наилучших доступных технологий. Приказом Минпромторга в марте 2015 года осуществлена увязка предоставляемых мер поддержки промышленных предприятий с требованиями по внедрению прогрессивных производственных технологий [11].
Для стимулирования замены устаревших рабочих мест в декабре 2014 года внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, определяющие понятие специальной оценки рабочего места основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи. В декабре 2014 принято решение о проведении в 2015-2016 годах специальной оценки рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи. В июне 2015 года утверждена методика специальной оценки рабочего места основного персонала, и до декабря 2016 года планируется проведение специальной оценки этих мест. Принято решение по проведению в 2015 году переоценки в бухгалтерском учете крупных и средних предприятий промышленности, транспорта и связи отдельных категорий основных фондов (оборудования) с истекшим сроком полезного использования.
До июля 2017 года планируется создать механизмы стимулирования замены устаревших рабочих мест по итогам специальной оценки рабочих мест. Подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих повышение уровня налогообложения организаций, имеющих основные фонды (оборудование) с истекшим сроком полезного использования.
Для создания условий для профессионального развития работников разработан и должен ежегодно актуализироваться национальный классификатор (перечень) видов профессиональной деятельности с учетом их востребованности на рынке труда. Установлены целевые показатели по утверждению профессиональных стандартов, а также по разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Намечено проведение профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ.
В части нормативно-правового обеспечения профессионального развития работников планируется разработка и принятие федерального закона о системе независимой сертификации квалификаций с созданием отраслевых советов по профессиональным квалификациям, независимых центров сертификации квалификаций, которые будут наделены полномочиями, отраслевыми советами по профессиональным квалификациям. Этот закон предусматривает подтверждение квалификации работников и специалистов в независимых центрах сертификации квалификаций.
Также предусмотрено внесение изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, направленных на мотивацию предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели
подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Намечены основные меры по повышению мобильности трудовых ресурсов.
Меры по повышению производительности труда в компаниях с государственным участием предусматривают организацию федерального статистического наблюдения показателей, характеризующих производительность труда по крупным и средним предприятиям сектора нефинансовых корпораций с государственным участием. Эти показатели будут включены в систему ключевых показателей эффективности руководителей акционерных обществ, в которых Российская Федерация владеет более 50 % акций, а также федеральных государственных унитарных предприятий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2015 г. № 366-р утвержден план мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий [12]. В нем предусмотрено ежегодное проведение всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования, а также продолжение ежегодного Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии» [13].
Особое внимание уделяется проведению Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей по методике WorldSkills c учетом мероприятий JuniorSkills, а также отраслевых чемпионатов России. Для успешного участия в мировых чемпионатах рабочих профессий планируется организация и проведение всероссийского тренировочного лагеря кандидатов в национальную сборную Международного чемпионата WorldSkills International.
В этом постановлении Росмолодежи поручено содействие в проведении международного конкурса среди организаций на лучшую систему работы с молодежью на предприятиях.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-р утверждает комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы [14]. В этом распоряжении первоочередное внимание уделено обеспечению соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики.
Для этого ведется работа по подготовке списка перспективных и востребованных на рынке труда профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования, с выделением 50 наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей. Для этих профессий и специальностей планируется разработка и актуализация профессиональных стандартов, в том числе в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями.
Список из 50 наиболее перспективных профессий должен быть одобрен Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям во второй половине 2015 года.
Далее должны быть актуализированы профессиональные стандарты, а затем с учетом требований профессиональных стандартов актуализированы и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям. Завершающим этапом методической проработки должно стать включение в реестр примерных основных образовательных программ примерных образовательных программ среднего профессионального образования.
Обязательным условием является последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в период с 2016 по 2020 гг.
Для этого должна быть созданы и апробированы модели подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования в организациях высшего образования, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного профессионального образования.
Предусмотрена организация дополнительного профессионального образования руководителей профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям.
По результатам проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе национального чемпионата «Ворлдскиллс Россия», Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии», должны быть подготовлены методические рекомендации по совершенствованию среднего профессионального образования.
Без государственной поддержки модернизация системы среднего профессионального образования невозможна. Эта поддержка возможна в форме субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации на реализацию региональных программ развития среднего профессионального образования.
Помимо государственной поддержки развития системы среднего профессионального образования необходима консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования. Для этого нужно совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях и развитие системы среднего профессионального образования с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии.
Внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации повысит мотивацию предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, в том числе к развитию материально-технической базы профессиональных образовательных организаций.
Необходимо внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части расширения основных целей деятельности профессиональных образовательных организаций.
Требуется совершенствование участия представителей работодателей в попечительских и наблюдательных советах профессиональных образовательных организаций [14].
Для оценки качества подготовки кадров необходимо создание системы мониторинга, в которой одним из критериев качества подготовки кадров являются результаты участия региональных и отраслевых команд в национальных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе в национальном чемпионате «Ворлдскиллс Россия» [14].
Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе.
Для ее реализации необходимы системные изменения на каждом этапе обучения. Так, при формировании заказа на набор и обучение студентов при распределении бюджетных мест в образовательных учреждениях необходим учет потребностей компаний конкретного региона или какой-либо высокотехнологичной отрасли России в целом (например, Росатома или Роскосмоса). При этом заказ формируется предприятием на 5-10 лет вперед и обсуждается на уровне совета директоров в соответствии с текущим состоянием штатного расписания и перспективами развития.
Обучение должно вестись по федеральным образовательным стандартам профессионального образования, разработанным на основе профессиональных стандартов. Формирование учебной программы и набор дидактических единиц конкретной дисциплины должны быть согласованы с предприятием-заказчиком. Обучение должно быть максимально ориентировано на конкретное производство, а большая часть практических занятий должна проходить в центре обучения и цехах предприятий.
Красноярский край - участник проекта. Красноярский край стал одним из участников-победителей по итогам конкурсного отбора «пилотных» регионов по подготовке рабочих кадров на основе дуального образования. Участниками проекта в Красноярском крае являются предприятия машиностроительного комплекса - АО «Красмаш», АО «ИСС», АО «НПП «Радиосвязь» и образовательные учреждения - Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Сибирский федеральный университет, Сосновоборский автомеханический техникум, Красноярский техникум промышленного сервиса, Красноярский колледж радиоэлектроники, экономики и управления.
23 июля 2014 г. вышел приказ Минобрнауки России № 780, в соответствии с которым статус «Федеральная инновационная площадка» (ФИП) был присвоен 59 профессиональным образовательным организациям, участвующим в реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» [15].
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева получил статус ФИП на 2014-2016 годы и приступил в Аэрокосмическом колледже к подготовке специалистов по системе дуального образования среднего профессионального образования. В рамках проекта разработаны профессиональные образовательные программы по профессиям «Оператор станков с программным управлением», «Токарь», «Фрезеровщик». Реализация этого проекта осуществляется совместно с предприятиями оборонно-промышленного комплекса Красноярского края АО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева» и АО «Красмаш».
Заключение. Реализация проекта по переходу системы профессионального образования в регионах России на практико-ориентированное (дуальное) обучение позволит сформировать на инновационных предприятиях такое кадровое обеспечение, которое позволит обеспечить повышение производительности труда, а также будет способствовать ускорению снизу процесса создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. При этом предприятия могут воспользоваться не только государственной системой подготовки кадров, но и получить государственную поддержку по компенсации собственных затрат.
Библиографические ссылки
1. Суворова И. Миллиард рублей на внедрение дуальной системы // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 6. С. 13.
2. Хармс М. О необходимости внедрения элементов дуального профессионального образования в России. Экспертное мнение Российско-Германской внешнеторговой палаты по дуальному образованию [Электронный ресурс]. URL: http://asi.ru/bitrix/tools/ form_show_file.php?rid=7267&hash=403c0728d1ef0e89 ad4ec03cd87c7a8d&lang=ru&action=download (дата обращения: 22.09.2015).
3. Агентство стратегических инициатив. Системный проект. Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования [Электронный ресурс]. URL: http://asi.ru/projects/7267/ (дата обращения: 22.09.2015).
4. Шмелева Е. Парту поставят к станку // Российская газета. 2014. № 936 C. 9.
5. Досканова А. В. Стратегический проект подготовки высококвалифицированных рабочих кадров // Профессиональное образование. 2014. № 11. С. 9-11.
6. Федотова Г. А. Творческое саморазвитие учителя в сельском социуме как педагогическая проблема : дис. ... д-ра пед. наук. Великий Новгород : НГУ, 2004. 333 с.
7. Брылевич А., Кранц С. Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России. Дуальная система [Электронный ресурс] // Управление производством. 2008. № 1. URL: http://www.up-pro.ru/library/personnel_ management/training/dyalnoe_obychen.html (дата обращения: 22.09.2015).
8. Коваленко А. Не тот еще кадр [Электронный ресурс] // Эксперт Урал. 2014. № 21 (601). URL: http://expert.ru/ural/2014/21/ne-tot-esche-kadr/ (дата обращения: 22.09.2015).
9. Миллиард рублей будет выделено на модернизацию среднего профессионального образования. Профобразование : форум для преподавателей средних специальных учебных заведений [Электронный ресурс]. URL: http://www.Profobrazovanie.org/t5484-topic (дата обращения: 22.09.2014).
10. План мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест : распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.07.2014 № 1250-р. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/41d4efe52a44b03a3530. pdf (дата обращения: 22.09.2015).
11. Меры государственной поддержки промышленных предприятий в рамках Минпромторга России [Электронный ресурс]. URL: http://mpr.midural.ru/ UPLOAD/user/file/new/fedmergp.pdf (дата обращения: 22.09.2015).
12. План мероприятий, направленный на популяризацию рабочих и инженерных профессий. : распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 366-р. [Электронный ресурс]. URL: http://government. ru/media/ file s/j WQG6 S qaA JU. pdf (дата обращения: 22.09.2015).
13. О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии» : постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 1011 [Электронный ресурс]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/902316629 (дата обращения: 22.09.2015).
14. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-р. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ media/files/cWukCnD Bv5U.pdf (дата обращения: 22.09.2015).
15. О федеральных инновационных площадках : приказ Минобрнауки России № 780 от 23.07.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://fip.kpmo.ru/res_ru/ 0_hfile_930_1.pdf (дата обращения: 22.09.2015).
References
1. Syvorova I. [Billion rubles for the implementation of the dual system]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. 2014, No. 6, P. 13 (In Russ.).
2. Harms M. O neobkhodimosti vnedreniya elementov dual'nogo professional'nogo obrazovaniya v Rossii. Ekspertnoe mnenie Rossiysko-Germanskoy vneshne-torgovoy palaty po dual'nomu obrazovaniyu [On the need to introduce elements of the dual vocational training in Russia. Expert opinion of the Russian-German Chamber of Commerce for dual education]. (In Russ.). Available at: http://asi.ru/bitrix/tools/form_show_file.php?rid=7267&h ash=403c0728d1ef0e89ad4ec03cd87c7a8d&lang=ru&acti on=download (accessed 22.09.2015).
3. Agency for Strategic Initiatives. System project. Training skilled workers that meet the requirements of high-tech industries, based on the dual education. (In
Russ.). Available at: http://asi.ru/projects/7267/ (accessed 22.09.2015).
4. Shmeleva E. [The desk set to the machine]. Rossiyskaya gazeta. 2014, No. 936, P. 9 (In Russ.).
5. Doskanova A. V. [Strategic project of training of highly skilled workers]. Professional'noe obrazovanie, 2014, No. 11, P. 9-11 (In Russ.).
6. Fedotova G. A. Tvorcheskoe samorazvitie uchi-telya v sel'skom sotsiume kak pedagogicheskaya problema. Dis. d-ra pedagog. nauk. [Creative self-development of the teacher in rural society as a pedagogical problem. Dr. educ. sci. diss.]. Velikiy Novgorod, NGU Publ., 2004. 333 p.
7. Brylevich A., Krantz S. [Dual training: the experience of Germany and the Russian realities. Dual System]. Upravlenie proizvodstvom. 2008, No. 1 (In Russ.). Available at: http://www.up-pro.ru/library/personnel_ management/training/dyalnoe_obychen.html (accessed 22.09.2015).
8. Kovalenko A. [Not the still cadre]. Expert Ural. 2014, No. 21 (601) (In Russ.). Available at: http:// expert.ru/ural/2014/21/ne-tot-esche-kadr/ (accessed 22.09. 2015).
9. Milliard rubley budet vydeleno na modernizatsiyu srednego professional'nogo obrazovaniya. Profobra-zovanie. Forum dlya prepodavateley srednikh spetsial'nykh uchebnykh zavedeniy. [Billion rubles will be allocated for the modernization of vocational education. Vocational education. A forum for teachers of secondary special educational institutions]. (In Russ.). Available at: http://www.Profobrazovanie.org/t5484-topic (accessed
22.09.2014).
10. RF Government Order "Interventions plan for improving productivity, development and modernization of high-performance workplaces" of 09.07.2014 No. 1250-r. (In Russ.). Available at: http:// government.ru/media/files/41d4efe52a44b03a3530.pdf (accessed 22.09.2015).
11. Mery gosudarstvennoy podderzhki promyshlen-nykh predpriyatiy v ramkakh Minpromtorga Rossii. [Measures of state support of industrial enterprises within the Russian Ministry Industry and Trade]. (In Russ.). Available at: http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/ new/fedmergp.pdf (accessed 22.09.2015).
12. RF Government Order "Plan of measures aimed at promoting the workers and engineering professions" of 05.03.2015 No. 366-r. (In Russ.). Available at: http:// government.ru/media/files/jWQG6SqaAJU.pdf (accessed
22.09.2015).
13. RF Government Order "The All-Russia competition of professional skill "Best in Profession" of 07.12.2011 No. 1011. (In Russ.). Available at: http:// docs.cntd.ru/document/902316629 (accessed 22.09.2015).
14. RF Government Order "The complex of measures aimed at improving the system of vocational education in the years 2015-2020" of 03.03.2015 No. 349-r. (In Russ.). Available at: http://government.ru/media/files/cWuk CnDBv5U.pdf (accessed 22.09.2015).
15. RF Ministry of Education and Science Order "On the federal innovation platforms" of 23.07.2014 No. 780 (In Russ.). Available at: http://fip.kpmo.ru/res_ru/ 0_hfile_930_1.pdf (accessed 22.09.2015).
© Таюрский А. И., Левко В. А., 2015