Научная статья на тему 'Дуальная система обучения - залог профессиональной мобильности выпускников аграрных вузов на рынке труда'

Дуальная система обучения - залог профессиональной мобильности выпускников аграрных вузов на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / AGRICULTURAL EDUCATION AND MARKET NEEDS / HIGHER EDUCATION / DUAL SYSTEM OF TRAINING / MOBILITY OF GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бреус Марина Евгеньевна, Довгополая Наталья Валерьевна, Ноговицына Анна Васильевна, Симонин Павел Владимирович

В статье рассматриваются основные элементы дуального образования применительно к высшей школе. Исследуются специфика и преимущества дуального обучения. Акцентируется внимание на роли рынка и компаний-работодателей в подготовке кадров. Анализ системы профессионального образования показал, что это возможно на основе эффективно функционирующих кластеров. Обосновывается необходимость в использовании негосударственного финансирования, позволяющего усовершенствовать использование учебных лабораторий, площадок и мастерских при наличии технического оснащения для обучения. Внедрение дуального обучения в аграрных учебных заведениях позволит эффективно перераспределить финансирование корпоративных программ переподготовки кадров в пользу системы государственной подготовки кадров; обеспечит повышение производительности труда и повышение инвестиционной привлекательности регионов России за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности. Разработанные рекомендации позволят обеспечить значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования. В то же время использование дуальной системы как модели кооперации обучения и практики возможно только на основе привлечения работодателей на всех этапах разработки образовательных программ, при условии формирования новой культуры взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бреус Марина Евгеньевна, Довгополая Наталья Валерьевна, Ноговицына Анна Васильевна, Симонин Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dual training system - the key to professional mobility of graduates of agricultural universities on the labor market

The article examines the main elements of dual education in relation to higher education. Examines the specific advantages of the dual training. Focuses on the role of the market and employers in training. Analysis of the vocational education system has shown that it is possible on the basis of well-functioning clusters. The necessity to use government funding to improve the educational use of laboratories, workshops and sites with technical equipment for learning. The introduction of dual training in agricultural educational institutions will effectively redistribute the financing of corporate programs of retraining, in favor of state training; will improve labour productivity and increase of investment attractiveness of Russian regions through training of workers and meet the requirements of high-tech industries. The recommendations will ensure considerable growth of manpower and increase of prestige of working professions in the development of new forms of education. At the same time, the use of the dual system as a model of cooperation and learning practices only possible through the involvement of employers at all stages of the development of educational programs, provided for the formation of a new culture of interaction.

Текст научной работы на тему «Дуальная система обучения - залог профессиональной мобильности выпускников аграрных вузов на рынке труда»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №1 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-1

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/17EVN116.pdf

DOI: 10.15862/17EVN116 (http://dx.doi.org/10.15862/17EVN116)

Статья опубликована 29.02.2016.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Бреус М.Е., Довгополая Н.В., Ноговицына А.В., Симонин П.В. Дуальная система обучения - залог профессиональной мобильности выпускников аграрных вузов на рынке труда // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/17EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/17EVN116

УДК 378.147

Бреус Марина Евгеньевна

ФГБОУ ВПО «Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева», Россия, г. Иваново1 Старший преподаватель кафедры «Экономики, статистики и информационных технологий»

E-mail: breus.m.e@yandex.ru

Довгополая Наталья Валерьевна

ФГБОУ ВПО «Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева», Россия, г. Иваново

Доцент кафедры «экономики, статистики и информационных технологий»

Кандидат экономических наук E-mail: dovgopolaya@yandex.ru

Ноговицына Анна Васильевна

ФГБОУ ВПО «Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева», Россия, г. Иваново

Доцент кафедры «Экономики, статистики и информационных технологий»

Кандидат экономических наук E-mail: anna289362@yandex.ru

Симонин Павел Владимирович

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» Российская Федерация, Московская обл., п. Черкизово

Профессор РАЕ Доцент кафедры «Экономика и управление» Кандидат экономических наук E-mail: simoninp-v@mail.ru

Дуальная система обучения - залог профессиональной мобильности выпускников аграрных вузов

на рынке труда

Аннотация. В статье рассматриваются основные элементы дуального образования применительно к высшей школе. Исследуются специфика и преимущества дуального обучения. Акцентируется внимание на роли рынка и компаний-работодателей в подготовке кадров. Анализ системы профессионального образования показал, что это возможно на основе эффективно функционирующих кластеров. Обосновывается необходимость в использовании негосударственного финансирования, позволяющего усовершенствовать использование

1 153012, Россия, Иваново, ул. Советская, д. 45

учебных лабораторий, площадок и мастерских при наличии технического оснащения для обучения. Внедрение дуального обучения в аграрных учебных заведениях позволит эффективно перераспределить финансирование корпоративных программ переподготовки кадров в пользу системы государственной подготовки кадров; обеспечит повышение производительности труда и повышение инвестиционной привлекательности регионов России за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности. Разработанные рекомендации позволят обеспечить значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования. В то же время использование дуальной системы как модели кооперации обучения и практики возможно только на основе привлечения работодателей на всех этапах разработки образовательных программ, при условии формирования новой культуры взаимодействия.

Ключевые слова: аграрное образование; потребности рынка; высшее образование; дуальная система обучения; мобильность выпускников

В настоящее время недостаток квалифицированных кадров стал одним из основных сдерживающих факторов для развития экономики в России. Как показало исследование международной организации Grant Thornton, каждый второй отечественный предприниматель проблемой номер один называет персонал, а вовсе не коррупцию или доступ к кредитам [1]. В агропромышленном комплексе кадровый вопрос стоит еще острее, поскольку отрасль и, следовательно, аграрное образование в течение многих лет находились на положении пасынков и в настоящее время переживает все трудности болезненного восхождения в европейски ориентированный Болонский процесс [2].

Сейчас, когда перед отраслью поставлена задача импортозамещения, ситуация будет только ухудшаться. Для ее решения потребуется новая техника, современные технологии, а главное, специалисты, способные их создавать и использовать.

Для отечественной высшей школы главным заказчиком всегда выступало государство, в современных условиях речь идет о том, чтобы таким заказчиком стал рынок и компании-работодатели. Важной проблемой является привлечение работодателей к подготовке будущих специалистов. Это можно осуществить при помощи продуктовых кластеров или другим способом, но без привлечения ведущих компаний к организации производственной практики, работе в попечительских советах вузов и в эндаумент - фондах, и даже к преподаванию все планы по улучшению подготовки выпускников останутся лишь разговорами [1].

Большой проблемой высшего образования сегодня является разрыв между теорией, которую студенты изучают в учебном заведении и практическими навыками, которых ждут от них работодатели и рынок труда [3]. Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального образования, сочетающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.

Бизнес - структуры на основе взаимовыгодного партнерства с высшими учебными заведениями получают специалистов, обученных по их требованиям. Для этого разрабатываются программы дуального обучения для высших школ и университетов. Такие программы комбинируют теорию и практически апробированные ноу-хау. Суть преобразований сводится к тому, что знания студенты получают в двух различных учебных заведениях: практические фазы обучения проходят на предприятии, теоретические знания - в образовательных учреждениях, институтах или академиях. Чередование практики и теории продолжается в течение всего процесса обучения. Этим алгоритмом дуальная система и

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (январь - февраль 2016)

http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru

отличается от классической, то есть, более высоким содержанием практических знаний, навыков и умений [4].

Опыт развития образовательных систем таких стран, как Германия, Швеция, Великобритания, Япония указывает на необходимость интеграции образовательного процесса и практики, которая служит основой высококачественной подготовки квалифицированных специалистов.

Анализируя содержание традиционной и дуальной формы обучения, можно выявить определенные преимущества дуального обучения, которые были рассмотрены Е.В. Терещенковой [5]. Совокупность этих возможных преимуществ представлена на рис. 1.

Большой процент трудоустройства

Преимущества

Отрабаты-

Высокая вается

степень практичес-

кий навык

мотивации решения

к получе-

нию знаний производ-

ственных

задач

О

Максимальное приближение к запросам производства

и

Снижение нагрузки на бюджет

Оценивание стажера непосредственно потенциальным работодателем

Рисунок 1. Совокупность возможных пренмугцеств дуального образования

На сегодняшний день дуальная система обучения - одна из самых эффективных форм подготовки кадров в мире, которая широко распространена в промышленно развитых странах и является основной системой подготовки кадров более чем в 60 странах [7].

В то же время как отмечает Л.С. Морозова и др. [4, с. 461] процесс обучения влияет на сбалансированность подготовки и заполнения вакантных рабочих мест. Это в свою очередь обеспечивается наличием «устойчивых, регулярных процессов покупки и продажи трудовых услуг на основе чего возможна мобильность трудовых ресурсов, перераспределение рабочей силы между предприятиями».

Несмотря на привлекательность мирового опыта применения дуальной системы образования, возможности внедрения ее в России ограничены. При реализации дуальной системы необходимо спланировать источники финансирования, где основную долю расходов, по нашему мнению, должно взять на себя государство. Главным назначением источника негосударственного финансирования должно стать создание современных учебных лабораторий, площадок и мастерских с высоким уровнем технического оснащения для обучения [8]. На рис. 2 представлены возможные источники финансирования дуальной системы образования.

Источники финансирования

I I

Государственные

V г 1 ■

Федераль- Региональ- Муници-

ный бюд- ный бюд- пальный

жет жет бюджет

Бюджет предприятий

Бюджет альянса работодателей

Бюджет профсоюзов

Рисунок 2. Возможные источники финансирования дуального образования в России

К сожалению, российское государство в большинстве случаев готовит квалифицированных специалистов либо за счет собственного финансирования, либо за счет обучающихся в высших учебных заведениях. Организации, предприятия, фирмы часто не готовы и не способны тратить средства на образование.

Бесспорно, что отечественные направления систем дуальной подготовки специалистов не сильно будут отличаться от зарубежных, однако определение перечня направлений подготовки и выбор соответствующего ему содержательного наполнения должны основываться на прогностическом анализе и учитывать российские реалии, российскую специфику [9].

Поэтому кроме содержательного наполнения, необходимо учитывать выбор форм и методов обучения, а также использовании различных контрольно-измерительных материалов. Практическая реализация видится в разработке методической документации и внутренних локальных актов, таких как правила работы преподавателей и обучения студентов с учетом международных стандартов качества на основе федеральных стандартов (при соблюдении аккредитационных показателей), требований реализации ООП и профессиональных стандартов [6, с. 4].

13 июня 2013 года в Берлине состоялось заседание российско-германской стратегической рабочей группы по сотрудничеству в области экономики и финансов. На нем было подписано совместное заявление о сотрудничестве в сфере подготовки в России профессиональных кадров по техническим специальностям между Агентством стратегических инициатив и Российско-Германской внешнеторговой палатой.

Заявление подписывалось в рамках задач улучшения инвестиционной привлекательности России в Германии и для активизации работы по разработке алгоритма создания оптимальной модели подготовки профессиональных кадров по техническим специальностям.

В то же время вовлечение высшего образования в рыночные отношения предполагает, в первую очередь, качество предоставляемых образовательных услуг, а также внедрение в вузовскую науку и учебный процесс элементов эффективного менеджмента, что пока остается в области благих пожеланий. России необходима современная модель образования, адекватная реалиям жизни общества где ведущую роль занимают кадры образовательных учреждений, которые и предоставляют данные услуги [5, с. 286].

От внедрения дуального образования ожидается:

• перераспределение финансирования корпоративных программ переподготовки кадров в пользу системы государственной подготовки кадров;

• повышение производительности труда и повышение инвестиционной привлекательности регионов России за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности;

• значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования [10].

В январе 2014 года состоялось подписание соглашений о сотрудничестве между Агентством стратегических инициатив (АСИ) и регионами, ставшими победителями конкурса по отбору «пилотных» субъектов Российской Федерации, внедряющих элементы дуальной системы образования. В число таких регионов вошли: Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская и Московская области, Пермский и Красноярский края, а также Республика Татарстан [12].

23 июня 2014 года подписан Приказ Министерства образования и науки РФ № 780, в котором утвержден перечень федеральных инновационных площадок по направлению "Внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс" на 2014-2016 учебные годы. В перечень инновационных площадок вошли 56 образовательных организаций РФ. На сегодняшний день 167 организациям высшего, среднего профессионального и общего среднего образования РФ присвоен статус федеральных инновационных площадок [13].

В 2014 году Ивановской области также был присвоен статус экспериментальной площадки для разработки и апробации региональной модели подготовки рабочих кадров с использованием элементов дуального обучения. Соответствующее соглашение было заключено между департаментом образования Ивановской области и Федеральным институтом развития образования [14].

К большому сожалению, дуальная форма обучения и ее элементы мало реализуется в сфере аграрного образования, хотя, как отмечено было выше, в агропромышленном комплексе кадровый вопрос стоит еще острее, чем в промышленности. Примерами российского опыта дуального обучения для подготовки аграрных кадров служат: аграрно-промышленный колледж в Тамбовской области, средняя общеобразовательная школа в Республике Саха, ОГАПОУ «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» в Белгородской области и др.

Для успешного внедрения дуального образования в России необходимы:

• мотивация работодателей к диалогу с системой образования;

• формирование новой культуры их взаимодействия;

• активное привлечение работодателей на всех этапах разработки образовательных программ;

• совершенствование налогового кодекса;

• разработка нормативно-правовой базы дуального образования.

Таким образом, дуальная система обучения - это инновационный тип организации профессиональной подготовки, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке будущих специалистов с высокой степенью мобильности на рынке труда.

В настоящее время, идея дуального обучения приобретает свои реальные контуры. Взаимодействие образования с бизнесом и субъектами рынка - это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому именно сейчас нужна поддержка системы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабаев Н., Юрасова Т. России нужна реформа аграрного образования. URL: http://expert.ru/expert/2015/01/rossii-nuzhna-reforma-agrarnogo-brazovaniya/ (дата обращения 20.05.2015 г.).

2. Бреус М.Е., Довгополая Н.В., Ноговицына А.В. Совершенствование преподавания в ВУЗе и формирование экономической культуры в образовательном процессе // Аграрный вестник Верхневолжья №2 (11), 2015.

3. Бреус М.Е., Довгополая Н.В. Специфика преподавания экономики студентам инженерных специальностей ВУЗа // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет», 2014. Вып. 6 (22). -С.120-125.

4. Morozova L.S., Khavanova N.V., Simonin P.V., Litvinova E.V. Institutional particularities of development of socio-labor and life level in the Russian Federation // Life Science Journal. 2014. Т. 11. №4. p. 461.

5. Simonin P.V., Ananev A.N., Danilova V.A., Bogacheva T.V., Lustina T.N. Institutional features of national personnel policy and social and labor relations in higher education establishments // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. №3. S3. С. 286.

6. Симонин П.В., Богачева Т.В., Данилова В.А. Регулирование и институционализация социально-трудовых отношений // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. №1 (26). С. 4.

7. Тешев В.А. Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология Выпуск №1 (135) / 2014 Научная библиотека КиберЛенинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dualnoe-obrazovanie-kak-faktor-modernizatsii-

sistemy-sotsialnogo-partnerstva-vuzov-i-predpriyatiy#ixzz3p3Cfe5nz_(дата

обращения 28.01.2015 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. - 2014. - №04 (апрель). - ART 14087. - 0,4 п. л. - URL: http://ekoncept. ru/2014/14087.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. (дата обращения 08.12.2014 г.).

9. Полянин В.А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога // Образовательные технологии. - 2010. - №2. - С. 68-96.

10. Программа "дуального образования" в России будет реализована! URL: http://molodnews.ru/programma-dualnogo-obrazovaniya-v-rossii-budet-realizovana.html) (дата обращения 13.05.2014 г.).

11. Симонин П.В., Богачева Т.В., Данилова В.А. Регулирование и институционализация социально-трудовых отношений // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. №1 (26). С. 4.

12. С.И. Некрасов, Л.В. Захарченко, Ю.А. Некрасова Пилотный проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов. URL: http://m-profobr.com/files/— .pdf (дата обращения 20.04.2015 г.).

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» URL: www.fip.kpmo.ru (дата обращения 01.09.2014 г.).

14. http://ivanovo.rusplt.ru/index/oblasti-prisvoen-status-eksperimentalnoy-ploschadki-dlya-vnedreniya-dualnoy-sistemyi-obucheniya-291395.html.

Breus Marina Evgenievna

Ivanovo state agricultural Academy named after D.K. Belyaev, Russia, Ivanovo

E-mail: breus.m.e@yandex.ru

Dovgopolaya Natalia Valerievna

Ivanovo state agricultural Academy named after D.K. Belyaev, Russia, Ivanovo

E-mail: dovgopolaya@yandex.ru

Nogovitsyna Anna Vasilyevna

Ivanovo state agricultural Academy named after D.K. Belyaev, Russia, Ivanovo

E-mail: anna289362@yandex.ru

Simonin Pavel Vladimirovich

«Russian State University of Tourism and Service» Russian Federation, Moscow region, N. Cherkizovo E-mail: simoninp-v@mail.ru

Dual training system - the key to professional mobility of graduates of agricultural universities on the labor market

Abstract. The article examines the main elements of dual education in relation to higher education. Examines the specific advantages of the dual training. Focuses on the role of the market and employers in training. Analysis of the vocational education system has shown that it is possible on the basis of well-functioning clusters. The necessity to use government funding to improve the educational use of laboratories, workshops and sites with technical equipment for learning. The introduction of dual training in agricultural educational institutions will effectively redistribute the financing of corporate programs of retraining, in favor of state training; will improve labour productivity and increase of investment attractiveness of Russian regions through training of workers and meet the requirements of high-tech industries. The recommendations will ensure considerable growth of manpower and increase of prestige of working professions in the development of new forms of education. At the same time, the use of the dual system as a model of cooperation and learning practices only possible through the involvement of employers at all stages of the development of educational programs, provided for the formation of a new culture of interaction.

Keywords: agricultural education and market needs; higher education; the dual system of training; mobility of graduates

REFERENCES

1. Babayev N., So Russia need a reform of agricultural education. URL: http://expert.ru/expert/2015/01/rossii-nuzhna-reforma-agramogo-brazovaniya/ (accessed on 20.05.2015).

2. Breus, M., Dovgopol N.V., A.V. Nogovitsyn Improvement of teaching at the University and the formation of economic culture in the educational process // Agrarian Bulletin of the upper Volga region No. 2(11), 2015.

3. Breus, M., Dovgopol N.In. The specifics of teaching Economics to the engineering students of the University // Tiered social reproduction: issues of theory and practice: collection of scientific papers. Tr. Ivanovo: Publishing house "Ivanovo state University", 2014. Vol. 6 (22). - P. 120-125.

4. S.L. Morozova, N.V. Khavanova, Simonin P.V., Litvinova E.V. Institutional particularities of development of socio-labor and life level in the Russian Federation // Life Science Journal. 2014. T. 11. No. 4. p. 461.

5. Simonin P.V., Ananev A.N., Danilova V.A., Bogacheva T.V., Lustina T.N. Institutional features of national personnel policy and social and labor relations in higher education establishments // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No. 3S3. S. 286.

6. Simonin P.V., Bogacheva T.V., Danilov V.A. The regulation and institutionalization of socio-labour relations // Internet journal of the sociology of Science. 2015. T. 7. No. 1 (26). C. 4.

7. Teshev V.A. Dual education as a factor of modernization of the system of social partnership of universities and enterprises // Vestnik of Adyghe state University. Series 1: regional Studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies Issue 1 (135) / 2014 Scientific library Cyberleninka. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dualnoe-obrazovanie-kak-faktor-modernizatsii-sistemy-sotsialnogo-partnerstva-vuzov-i-predpriyatiy#ixzz3p3Cfe5nz (accessed 28.01.2015).

8. Terestsenkova E.V. Dual educational system as a basis of training of specialists // Koncept. - 2014. - Number 04 (April). - ART 14087. - 0,4 p. L. - URL: http://ekoncept. ru/2014/14087.htm. - State. reg. El no FS 77-49965. - ISSN 2304-120X. (accessed 08.12.2014).

9. Polyanin V.A. Educational system of dual format and professional identity of the teacher // Educational technology. - 2010. - No. 2. - P. 68-96.

10. The program "dual education" in Russia will be implemented! URL: http://molodnews.ru/programma-dualnogo-obrazovaniya-v-rossii-budet-realizovana.html) (accessed 13.05.2014).

11. Simonin P.V., Bogacheva T.V., Danilov V.A. he regulation and institutionalization of socio-labour relations // Internet journal of the sociology of Science. 2015. T. 7. No. 1 (26). C. 4.

12. S.I. Nekrasov, L.V. Zakharchenko, J.A. Nekrasov Pilot project "Dual education": a critical look. URL: http://m-profobr.com/files/—.pdf (accessed on 20.04.2015).

13. Federal law "On education in Russian Federation" URL: www.fip.kpmo.ru (accessed: 01.09.2014).

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (январь - февраль 2016)

http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru

14. http://ivanovo.rusplt.ru/index/oblasti-prisvoen-status-eksperimentalnoy-ploschadki-dlya-vnedreniya-dualnoy-sistemyi-obucheniya-291395.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.