УДК 378.147
ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
РАБОЧИХ КАДРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
А.В. Злыгостев
Аннотация. Статья посвящена анализу возможностей дуального образования в процессе профессиональной подготовки специалистов среднего звена. Представлен зарубежный опыт организации дуального образования на примере Шотландии. Рассмотрены особенности внедрения дуального образования в России; представлен опыт работы по данному направлению Тобольского многопрофильного техникума.
Ключевые слова: дуальное образование, система дуального образования, производственная деятельность.
APPLICATION OF MODEL OF DUAL EDUCATION IN THE COURSE
OF VOCATIONAL TRAINING OF SKILLED WORKERS OF SHOTS
AND EXPERTS OF AN AVERAGE LINK
A. Zlygostev
Abstract. Article is devoted to the analysis of opportunities of dual education in the course of vocational training of experts of an average link. Foreign experience of the organization of dual education on the example of Scotland is presented. Features of introduction of dual education in Russia are considered, experience in this direction of the Tobolsk versatile technical school is presented.
Keywords: dual education, dual education system, production activity.
На современном этапе развития промышленности остроту приобретает проблема недостатка качественно
подготовленных молодых кадров для работы на высокотехнологичном производстве. Анализ данной проблемы показал, что молодые специалисты зачастую не справляются с решением производственных задач, связанных с технической стороной производства. Одной из причин является недостаток практического опыта, получаемого в учебном заведении. Приходя на производственную практику или на первое место работы, молодые специалисты видят оборудование в «первый раз», так как большинство учебных заведений не могут смоделировать условия реального
производства. Поэтому возникает вопрос, каким образом можно получить практический опыт, необходимый для уверенной работы на производстве. Решение данной проблемы возможно с использованием технологий дуального образования, широко применяемых в системе профессионального образования зарубежных стран.
Система дуального образования - это вид учебной деятельности, позволяющий реализовать практические занятие на месте, где студент в последующем будет проходить производственную практику и куда в дальнейшем планирует трудоустроиться [3]. Фактически дуальное образование
предполагает следующее: теоретическое обучение и азы практической деятельности студенты получают в стенах учебного заведения, а все темы, связанные с производственной деятельностью, они изучают непосредственно на производстве.
Цель организации дуального образования -достижение сбалансированности спроса и предложения в кадрах и специалистах на региональном рынке труда с учетом текущих и перспективных потребностей хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также развития социального партнерства и механизмов взаимодействия между образовательной организацией и хозяйствующими субъектами [2].
Вся система дуального образования стран Европы основывается на внедрении в образовательную программу практических занятий в условиях производства. Отличия в разных странах связаны с количеством часов практического обучения на производстве. Кроме того, условия организации дуального образования зависят от производственных особенностей и требований со стороны работодателей [1].
Одной из наиболее оптимальных и результативных систем дуального образования является система, использующаяся в Шотландии. В Шотландии существует
множество видов дуального образования, но мы сфокусируем свое внимание на учебных заведениях уровня среднего профессионального образования.
Данная система дуального образования, как и подавляющее большинство разнообразных вариаций систем дуального образования, применяемых в Европейских странах, основывается на принципах теоретического обучения в учебном заведении и практического обучения на производстве. Таким образом, получается, что учащиеся и учатся, и одновременно с этим работают. Яркий пример дуальной системы образования Шотландии представляет Forth Valley College. Главной его задачей является подготовка молодых специалистов по направлениям нефтедобычи и обслуживания морских нефтедобывающих платформ.
В данном учебном заведении дуальная система образования применяется только для специальностей, на которые необходимо обучаться больше трех лет. Выбор такого промежутка времени обусловлен тем, что он позволяет получить практические навыки на производстве в более последовательной форме. Таким образом, каждый год количество часов практического обучения на производстве увеличивается. На первом году обучения количество времени, затраченное на производственное обучение, составляет не более двух дней в неделю. Второй год обучения предполагает 3 дня в неделю для прохождения практического обучения на производстве. На третьем же году количество проведённого на производстве времени составляет 5 дней в неделю. Производственная деятельность учащихся оплачивается той организацией, где они проходят учебную и производственную практику.
Таким образом, с течением времени практические часы постепенно «вытесняют» теорию. Большое внимание уделяется формальным аспектам обучения. Заключается контракт между организацией и производством, между учеником и производством, между учеником и учебным заведением.
Построение дуальной формы образования начинается с переговоров с предприятием, которое нуждается в кадрах. Фактически производство делает заказ, по которому молодые специалисты должны обладать обговоренным перечнем необходимых знаний, умений и навыков, требуемых для работы на производстве.
Данный этап также включает в себя определение специальности, по которой будет
проходить система дуального образования, затем составляется учебная программа дуального образования. На этапе составления программы учебное заведение и производство выделяют специалистов, которые будут отвечать за темы теоретической и практической подготовки. В дальнейшем специалист от учебного заведения становится ведущим преподавателем по этой специальности, а представитель производства становится мастером производственного обучения, который будет обучать учеников на производстве. В течении процесса обучения учащиеся получают технические задания от специалиста «теории» и на производстве со специалистом «практики» они их выполняют. На протяжении всего процесса обучения учащиеся ведут дневник практики, в конце обучения сдается экзамен. Помимо этого присутствуют специалисты независимой оценки качества знаний и умений учащихся. Все специалисты должны обладать опытом работы на производстве от 10 лет.
Организация системы дуального образования в Шотландии включает в себя следующие этапы. Первый - заключаются договора между образовательным учреждением и предприятием, между образовательным учреждением и учащимся. Происходит составление учебной программы вместе с представителем предприятия. Методический отдел составляет график проведения теоретических и практических занятий. Происходит подготовка всей необходимой методической документации.
Процесс обучения включает в себя этапы теоретического обучения, практического обучения, мероприятий по контролю знаний, умений и навыков обучающихся, итоговую аттестацию студентов при сотрудничестве с представителями предприятий.
Система дуального образования начала внедряться и в нашей стране. Как показал анализ деятельности учреждений среднего профессионального образования, в России происходит активная интеграция подобных технологий. Рассмотрим особенности внедрения технологий дуального образования на примере ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум».
Внедрение дуального образования в настоящее время осуществляется по направлениям: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»,
«Обслуживание сельскохозяйственный
техники», «Повар», «Парикмахер».
Создание необходимых условий для организации и проведения дуального образования обеспечивается группами образовательного учреждения и группы предприятия. Основные обязанности образовательного учреждения: разработка и утверждение документации по дуальному образованию; составление и подтверждение договоров о дуальном обучении с предприятием; подготовка годового
календарного графика, плана мероприятий по обеспечению образовательного процесса. Образовательная организация несет ответственность за получение обучающимися в полном объеме образования в соответствии с ФГОС СПО, учебным планом и программой дуального обучения; представляет отчет о проведении дуального обучения за прошедший учебный год органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя.
Предприятие, в свою очередь, заключает ежегодный договор о дуальном обучении с образовательной организацией; совместно с ней разрабатывает и утверждает программу дуального обучения, рабочий учебный план по специальности/ направлению подготовки,
годовой календарный график, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса; принимает обучающихся на обучение в количестве и в сроки, согласованные с образовательной организацией; закрепляет за каждой группой обучающихся наставника из числа наиболее квалифицированных специалистов для обучения их практическим знаниям и приемам в работе по каждому направлению программы дуального обучения; обеспечивает безопасные условия прохождения дуального обучения для обучающихся на предприятии, отвечающие санитарным правилам, требованиям охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности; выделяет средства для прохождения ими медицинских осмотров в порядке и случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Совместно с
образовательной организаций предприятие организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоенных ими в процессе дуального обучения по специальности/направлению подготовки в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей.
По направлению «Электромонтер по ремонту и обслуживанию
электрооборудования» дуальное образование проходит при сотрудничестве с организациями
KCA Doetag (Тюмень), ООО Сибур Тобольск; особенностью является обучение по данной специальности в течение года. Представим разработанную программу организации взаимодействия образовательной организации и предприятия в рамках реализации технологий дуального образования:
1. Заключение договора между образовательным учреждением и предприятием.
2. Заключение договора между образовательным учреждением и учащимся.
3. Стажировка преподавателей.
4. Составление учебной программы вместе с представителем предприятия.
5. Составление графика проведения теоретических и практических занятий.
Одним из главных требований любой системы дуального образования является стажировка преподавателей на производствах, где будет реализована данная система.
Процесс дуального образования с компанией KCA Doetag предполагал как посещение студентами учебного центра КСА Doetag, так и посещения ведущих специалистов этой компании учебного заведения с целью контроля и проведения занятий с учащимися.
Наш первый опыт внедрения системы дуального образования показал её высокую результативность. Например, группа студентов по направлению «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»,
прошедших обучение в рамках дуального образования, включала в себя 5 человек. В процессе обучения практические часы проводились на учебной буровой установке в г. Тюмень; производственная практика прошла на различных действующих буровых установках, расположенных по всей стране. На протяжении всего процесса обучения осуществлялся контроль как со стороны учебного заведения, так и со стороны предприятия. Государственная итоговая аттестация включала в себя элементы демонстрационного экзамена. На сегодняшний день три из пяти учащихся успешно прошли обучение и проходят внутреннее обучение в компании.
Программа дуального образования с предприятием ООО «Тобольск Сибур» на 20172018 год направлена на формирование у учащихся корпоративной культуры. В дальнейшем предполагается построение дуального образования с включением одного дня на производстве, с прохождением на производстве учебной и производственной практики.
Литература:
1. Айтуганов И.М. Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства // Казан. пед. журн. - 2009. - № 2. - С. 3-9.
2. Бреус М.Е., Довгополая Н.В., Ноговицына А.В., Симонин П.В. Дуальная система обучения -залог профессиональной мобильности выпускников аграрных вузов на рынке труда // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/17EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/1^^116
3. Петров, Ю.Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования - инновационная модель современного профессионального образования / Ю.Н. Петров. - Н. Новгород : Изд-во Волж. гос. инженер.-пед. ун-та, 2009. - 280 с.
4. Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. - 2016. - №2. - С. 62-64.
5. Фаляхов И.И. Возможности дуальной системы обучения // Инновации в науке: сб. ст. по матер. ХХХУШ междунар. науч.-практ. конф. № 10(35). - Новосибирск: СибАК, 2014.
Сведения об авторе:
Злыгостев Антон Викторович (Тобольск, Россия), перподаватель, Тобольский многопрофильный техникум; аспирант. Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиала) ТюмГУ [email protected]
Data about the author:
Zlygostev Anton Viktorovich (Tobolsk, Russia), perpodavatel, Tobolsk versatile technical school; graduate student. Tobolsk teacher training college of D.I. Mendeleyev (branch) TYUMGU [email protected]