научно-методический электронный журнал
Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. - 2014. -№ 04 (апрель). - ART 14087. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14087.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 140987
УДК 378.147
Терещенкова Елена Валентиновна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Волгоградского филиала АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт», г. Волгоград е!епа t0r0sh0nkGva@mail.ru
Дуальная система образования как основа подготовки специалистов
Аннотация. В статье рассматривается опыт дуального образования в Германии, а также актуальность, перспективность и преимущества такого образования в России. Кроме того, обобщены отличия между дуальной и традиционной системами обучения. Предложены возможные источники финансирования дуальной формы образования в Российской Федерации.
Ключевые слова: профессиональное образование, дуальная подготовка специалистов, принципы дуальной системы образования, финансирование дуального образования. Раздел: (1) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Радикальная трансформация социокультурного и экономического пространства России неизбежно оказывает влияние на образование, в том числе и профессиональное. Именно новый подход к системе профессионального образования позволит обеспечить качественную подготовку высококвалифицированных специалистов будущего. Жесткие профессиональные критерии требуют и повышения уровня подготовленности квалифицированных кадров в различных областях жизнедеятельности.
В настоящее время высшие учебные заведения России ощущают острую необходимость в решении проблемы модернизации и реформирования вузовского образования. Внедрение системы дуальной подготовки специалистов открывает новые дополнительные перспективы в повышении эффективности профессионального образования.
Обеспеченность кадрами в той или иной отрасли следует, на наш взгляд, изучать в качественном и количественном аспектах. Мы полагаем, что необходимо акцентировать внимание на качественном аспекте, и предпримем попытку рассмотрения возможных траекторий совершенствования образовательного уровня специалистов, каким условиям отвечает дуальная система образования.
Опыт развития образовательных систем таких стран, как Швеция, Великобритания, Германия, Япония, указывает на необходимость интеграции образовательного процесса и практики, которая служит основой высококачественной подготовки квалифицированных специалистов.
Германия стала первой страной, использующей принципы дуальной системы образования (данная система используется более 15 лет). Осуществление учебного процесса идет путем синтеза производственной деятельности в качестве стажера (ученика) и изучения теоретической части в учреждении образования. Кроме того, происходит поэтапное усложнение учебных и практических задач. Известно, что профессиональное образование Германии хотя и является децентрализованным, однако выстраивается в соответствии с определенным стандартом. В Германии с 1981 г. действуют такие законодательные акты, как «О содействии профессиональному образованию» (описывает инструменты регулирования в вопросах планирования и статистических данных профессионального образования), «Закон об охране труда молодежи» (обосновывает меры защиты для обучающейся молодежи), «Договор о профессиональном обучении» [1].
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2014/14087.htm
КОНТ тнпт
Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов//Концепт.-2014.-№ 04 (апрель). - ART 14087.-0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14087.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 140987 УДК 378.147
Профессиональное обучение строго соответствует Перечню профессий, который в настоящее время сократился с 600 (по данным на 1971 г.) до 380 профессий. Сокращение количества профессий произошло в связи с интеграцией подготовки специалистов по схожим направлениям деятельности. Следует отметить, что название профессий, совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения обучающимся по каждой профессии, а также типовой учебный план и итоговые аттестационные требования разрабатываются и согласуются министром образования и науки совместно с министром конкретной отрасли промышленности. Разработанные документы являются правовой основой и носят обязательный характер. Кроме того, государство старается компенсировать затраты предприятия на профессиональное образование. Финансовые инвестиции в систему дуальной подготовки специалистов в Германии составляют приблизительно тридцать миллиардов евро. Большинство предприятий с помощью дуального образования обеспечивают себя квалифицированными кадрами, которые соответствуют конкретным требованиям и запросам работодателей, что позволяет экономить на расходах при поиске, подборе, адаптации сотрудников.
Проведя анализ различной литературы по дуальному обучению, мы выявили достаточно большое число возможных преимуществ такого образования. Совокупность возможных преимуществ мы представили на рис. 1.
Рис. 1. Совокупность возможных преимуществ дуального образования
При дуальной системе в образование привлекаются как учебные заведения, так и производственные предприятия, фирмы, организации. Программы дуальной системы образования интегрируют в себе теорию и апробированные на практике ноу-хау. Содержательный смысл преобразований состоит в том, что дуальное образование обучающиеся получают одновременно в двух учебных заведениях: университетах и институтах - теоретическую часть, а на производстве - практическую.
Дуальная система в качестве отличительной характеристики от традиционной предполагает во время всего периода обучения чередование теории и практики, что приводит к результативности и эффективности использования полученных знаний и навыков. От профессионального школьного обучения система дуального образования отличается еще и тем, что большая часть учебной недели посвящена практике на предприятии, а меньшая (1-2 дня) - вузу [2].
Как правило, дуальная система образования используется в технической и социально-экономической областях, охватывая также строительное, инженерное направления. Дуальная система неплохо зарекомендовала себя и в социальном менеджменте, менеджменте туристического дела.
r\j пи
http://e-koncept.ru/2014/14087.htm
КОНТ тнпт
Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов//Концепт.-2014.-№ 04 (апрель). - ART 14087.-0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14087.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 140987 УДК 378.147
В последние десятилетия дуальная система образования стала приемлема и в области информационных технологий благодаря постоянной модернизации подготовки высококлассных специалистов.
Практический опыт реализации дуальной системы образования в Германии показывает, что большая часть направлений подготовки будущих специалистов регламентируется соглашением между социальными партнерами, регионами и государством. Подготовка специалистов того или иного профиля базируется на запросах и требованиях кадрового рынка, что позволяет обеспечить молодежи профессиональную мобильность и конкурентоспособность. Период обучения варьируется до 3 лет. Стажеры (ученики), проходящие практическую часть обучения на предприятии, получают заработанную плату. Система финансируется за счет государства и предприятий. Компетенцией государства является обучение на предприятии, а в компетенцию региона входит обучение в профессиональном вузе. Предприятие полностью обеспечивает процесс обучения современным оборудованием, отвечающим требованиям техники. Большие предприятия и организации могут позволить себе обучение в собственных лабораториях и мастерских, мелкие - на рабочих местах.
Начальная стадия обучения непосредственно связана с прохождением производственной практики, и, как следствие, выпускник высшего учебного заведения способен продемонстрировать потенциальному работодателю многолетний практический опыт деятельности по выбранному профессиональному профилю.
Обучающийся по дуальной системе финансово наиболее независим в силу того, что имеет заработную плату уже в период обучения, хотя и небольшую. Однако следует отметить, что он затратил на изучение теории меньший период времени, чем те, кто обучался по традиционной системе профессионального образования.
Как нам думается, для дуального образования в России следует рассматривать возможность финансирования из нескольких источников; бесспорно, что львиную долю расходов должно взять на себя государство. Основным назначением источника негосударственного финансирования должно стать создание новейших учебных лабораторий, площадок, мастерских с высоким уровнем технического и ресурсного оснащения для обучения. Мы обобщили возможные источники финансирования на рис. 2.
Рис. 2. Возможные источники финансирования дуального образования в России
http://e-koncept.ru/2014/14087.htm
научно-методический электронный журнал
Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. - 2014. -№ 04 (апрель). - ART 14087. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14087.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 140987
УДК 378.147
Для работодателей необходимо разработать некий стимулирующий комплекс, предусматривающий адресную помощь либо компенсацию за высокие результаты работы, возможность получения налоговых льгот, возможность создания директории ресурсного обеспечения и др.
Следует отметить и тот факт, что маленькая группа также может претендовать на дуальное обучение, при этом возможно добиться устойчивых высоких мотивов получения знаний, за счет чего и формируется индивидуально-личностная профессиональная траектория будущего специалиста.
К сожалению, российское государство постоянно готовит квалифицированных специалистов либо за счет собственного финансирования, либо за счет обучающихся в высших учебных заведениях. Организации, фирмы, предприятия не способны и не готовы тратить средства на образование.
Бесспорно, что отечественные направления систем дуальной подготовки специалистов не сильно будут отличаться от зарубежных, однако определение перечня направлений подготовки и выбор соответствующего ему содержательного наполнения должны базироваться на прогностическом анализе и учитывать российские реалии, российскую специфику [3].
На наш взгляд, к серьезным недостаткам дуальной системы образования относится то, что в учебном плане на углубление дисциплин отводится недостаточное количество часов по причине интенсивной организации обучения. Каникулярное время у обучающихся отсутствует, однако им предоставляется определенное число дней в счет отпуска.
Мы под дуальной системой подготовки специалистов понимаем некую инновационную траекторию организации высшего профессионального образования, которая включает в себя четко скоординированное взаимодействие образовательного учреждения и производственных предприятий (организаций), направленное на подготовку специалистов конкретного профиля, с требуемым работодателю квалификационным уровнем. К основным принципам, лежащим в основе системы дуального образования, относят: паритетность гуманистических и ценностных ориентиров, компетентностный подход, становление и развитие профессиональной деятельности и социально-профессиональных отношений.
Необходимо отметить и различия между дуальной и традиционной системами подготовки, которые мы представили в виде таблицы (см. табл.).
Кроме того, при реализации дуальной подготовки специалистов следует учесть, что в российских вузах слабо развит индивидуализированный подход к организации обучения, который предусматривает разработку образовательной траектории для конкретного обучающегося студента [4]. Процесс обучения выстраивается с опорой на группу студентов, следовательно, мы считаем, что для использования индивидуализированной системы дуальной подготовки необходимо:
- задействовать дистанционное обучение (что поможет индивидуализировать учебный процесс);
- сформировать группы обучающихся студентов, которые изучают в данный временной период одноименные дисциплины.
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2014/14087.htm
КОНТ TFJTT
научно-методический электронный журнал
Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. - 2014. -№ 04 (апрель). - ART 14087. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14087.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 140987 УДК 378.147
Отличия дуальной и традиционной систем подготовки специалистов
Дуальная система подготовки Традиционная система подготовки
Сокращение аудиторных занятий до 30% Большая часть обучения (до 70%) проходит в стенах учебного заведения
Объем производственной практики увеличен до 60-70% от объема учебного плана Производственная практика составляет всего 2530% времени обучения
Производственная практика основана на индивидуальном подходе и максимально приближена к реальным условиям предприятия Производственная практика не отвечает необходимым запросам предприятий-работодателей
Приобретение важных практических навыков по выбранному профилю подготовки Навыки описаны в стандарте профиля подготовки
Непосредственное прохождение практики на современном производственном оборудовании Вероятность прохождения практики на современном производственном оборудовании составляет около 10%
Ознакомление с корпоративной культурой, работа в команде За короткий период практики невозможно познакомиться с обычаями и традициями предприятия
Обеспечение стипендией от предприятия на весь период обучения, доставка с места работы до дома Подготовка ведется за счет государства или самого студента
Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ ориентирована на потенциальные нужды предприятий-работодателей Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ не отражает специфики производства
Осуществляется мониторинг, и определяется конкретный перечень специальностей, востребованных конкретными предприятиями региона Мониторинг потребностей в специальностях отсутствует
Возможность стажировки преподавателей специальных дисциплин на предприятии Привлекаются специалисты-практики
Таким образом, на основании всего сказанного выше, следует констатировать, что основная содержательная концепция дуальной системы профессионального образования базируется на усилении практической направленности при подготовке специалистов через синтезирование учебного и производственного процессов, что существенно увеличивает возможность профессиональной мобильности выпускников учебных заведений. Однако при реализации дуальной подготовки следует помнить о принципиальных изменениях, необходимых при организации учебной деятельности, необходимости адекватного интегрирования и чередования теоретической и практической составляющих во время всего периода обучения. Кроме того, дуальная система образования, на наш взгляд, является действенным и гибким механизмом, позволяющим готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных в современных условиях рыночной экономики предприятиями различных сфер деятельности.
Ссылки на источники
1. Аникеев А. А., Артуров Е. А. Современная структура образования в Германии // Alma mater. -2012. - № 3. - C. 67-68.
2. Мисиков Б. Современный вуз: дуализм целей // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. -С. 167-168.
3. Полянин В. А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога // Образовательные технологии. - 2010. - № 2. - С. 68-96.
4. Терещенкова Е. В. Коммуникативная компетентность педагога: профессиональный аспект // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). - ART 14038. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14038.htm.
http://e-koncept.ru/2014/14087.htm
КОНТ тнпт
Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. - 2014. -№ 04 (апрель). - ART 14087. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14087.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 140987 УДК 378.147
Elena Tereshchenkova,
Candidate of pedagogical sciences, the associate professor of the “Management” chair in the Volgograd branch of the Moscow humanitarian and economic institute,
Volgograd
elena tereshenkova@mail.ru
The dual system of education as a basis of training of specialists Abstract. The article considers the dual education in Germany, as well as the relevance, perspectives and advantages of such education in Russia. In addition, summarizes the differences between the dual and the traditional systems of education. The possible sources of financing of the dual form of education in the Russian Federation.
Key words: professional education, the dual training of specialists, the principles of the dual system of education, the financing of the dual education.
References
1. Anikeev, A. A. and Arturov, E.A. (2012) “Sovremennaja struktura obrazovanija v Germanii”, Alma mater, № 3, pp . 67-68 (in Russiаn).
2. Misikov, B. (2006) “Sovremennyj vuz: dualizm cele''j”, Vysshee obrazovanie v Rossii, № 11, pp. 167-168 (in Russiаn).
3. Poljanin, V.A. (2010) “Obrazovatel'naja sistema dual'nogo formata i professional'noe samooprede-lenie pedagoga”, Obrazovatel'nye tehnologii, № 2, pp. 68-96 (in Russiаn).
4. Tereshhenkova, E.V. (2014) “Kommunikativnaja kompetentnost' pedagoga: professional'nyj aspect”, Kon-cept, № 02 (fevral'), ART 14038. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14038.htm (in Russiаn).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
http://e-koncept.ru/2014/14087.htm